?

Кришна оскорбляет Арджуну. Часть 2. Ари Мардан Прабху.

 (голосов: 1)
   Журналист: vaishnava_das. Просмотров: 2280. Опубликовано: 13-08-2013, 15:03

Вопросы и ответы
Кришна ругает Арджуну

 

Вопрос: Харе Кришна, Ари Мардан Прабху. Когда мы читали «Гитамриту» составленную на основании комментариев ачарьев, то обнаружили очень неприятные для нас слова, которыми Кришна якобы называл Арджуну во время Своей беседы с ним на Курукшетре. Этих слов нет в «Бхагавад-гите», поэтому мы считаем неправомерными их в отношении Арджуны. Почему те, кто составлял «Гитамриту», допустили эти слова? Мы не можем согласиться с ними и считаем, что они оскорбляют Арджуну. Он великий герой, и Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада пишет неоднократно о том, что Арджуна является настоящим преданным Бога. Как мог автор «Гитамриты» допустить такие слова, оскорбляющие достоинство Арджуны? Почему подобные книги выпускаются?!

 

Часть 2 

 

Тот, кто имеет большой опыт садху-санги, может видеть, как нелестные отзывы ачарьев приводят ум, стремящийся к приям-бруят (благозвучию), к изумлению. Тот, кто не поднялся над тремя гунами маха-майи, будет недоумевать, оценивая слова садху, отзывающегося о Боге или о различных святых в особом контексте. Например, трудно принять такие эпитеты по отношению к Враджендранандане Кришне, как «черномазый», идущие от тех, кого мы называем духовными учителями или паршадами (спутниками) Бхагавана.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит о том, что Гаудии вне невежества и вне этики. В шестидесяти четырёх принципах, установленных им для Гаудия Матха, он выразил следующее (Пункт 9): «Мы не благочестивые и не греховные, не образованные и не неве­жественные; мы лишь несём на себе пыль со стоп Господа Шри Хари, и мантра, в которую нас посвятили, это «киртанийах сада харих». Для кого-то это выражение узости, а для тех, кто поднялся над мирской этикой и понимает таттву, это всё! Если человек не осознает этого, то он никогда не сможет понять слова великих душ и Самого Бога, от которого они не отличны. Если джива не получала даршана сад-гуру, не обладает духовным разумом, не способна примирить слова таттвы и расы между собой и никогда не старалась понять хари-катху, то она не сможет осознать послание, пришедшее к нам из вечности».

Как мы можем понять слова Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа: «Почему демон Врикасура поверил и убил себя? Потому что он глупец. А почему Шива убегал от Врики? Потому что тоже глупец»? (Лекция, 1.03.2012. Маяпур).

Как мы можем воспринять слова Шрилы Гоур Говинды Свами: «Для удачливого человека, на которого милостиво взглянул Господь Гауранга Брахма, Индра, и другие полубоги и могущественные личности стано­вятся незначительными, как навозные черви»? («Лотос божественной любви», «Гаура-таттва», стр. 177).

Если мы посчитаем, что их слова неуместны и вздорны, то тут же продемонстрируем отсутствие шраддхи в своём сердце, а также непонимание гуру-таттвы. Когда кто-то по-настоящему понимает положение совершенных учителей, сиддха-пуруш, которые позволяют себе резко выражаться в отношении объектов нашего почитания, тогда такой человек сбережёт себя от вайшнава-апараддх. Но если веры нет, то не будет и настоящего прогресса в бхакти.

Кто такой Шива? В «Шримад-Бхагаватам» (12.13.15) сказано: ваишнаванам йатха шамбхух – «Шива является лучшим среди вайшнавов». Как же так получается, что знаменитый вайшнав современности из Шри Чайтанья Гаудия Матха позволил себе назвать Махадева глупцом? Насколько он был корректен?

Кто такой Брахма? В «Джайва-дхарме», десятой главе Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: «Поэтому Брахма – это первый вайшнав. Махадев Шива – также вайшнав». «Брахма-самхита» приравнивается Шрилой Бхактиведантой Свами к самому «Шримад-Бхагаватам»! А как известно, «Шримад-Бхагаватам» не отличен от Самого Шри Кришны! Это означает, что слова Брахмы не отличны от Бхагавана. Почему? Потому что Брахма, как великий преданный, находится в цепи ученической преемственности, его гуру – Сам Шри Кришна! Он сакшат-хари, един с Бхагаваном и любим Им. О его положении опять же написано в «Джайва-дхарме»: «Достигнув милостью Господа ступени духовного совершенства (сварупа-сиддхи), Брахма и другие деваты обретают способность созерцать лилы Шри Кришны». На какой ступени бхакти достигают сварупа-сиддхи? На уровне бхавы! Об этом пишет Шрила Бхактивинода Тхакур в «Татпарье», комментарии на «Брахма-самхиту» ко второму стиху. Это означает, что Брахмаджи нашей вселенной является уттама-адхикари. А сомневаться в уттама-адхикаре Шивы никому не приходится. Он даже выше вторичного творца вселенной и поэтому всегда пребывает в освобождённом положении.

Что касается Индры, то именно он низошёл в этот мир, став Арджуной. Так описано в «Махабхарате», «Ади-парве». В главе «История о пяти Индрах» Шрила Вьясадева рассказывает о том, как Индра оскорбил Шиву и был заключён в пещеру. Там Индра обнаружил ещё четверых Индр, которые так же, как и он, гордясь своим положением, были заключены Шивой в каменную темницу. Гордость привела Индр к шива-апарадхе. За свои проступки они были прокляты родиться на Земле. Господь Нараяна одобрил это и даровал им в качестве жены Свою жену Лакшми. Её частичная экспансия стала им супругой. В вышеупомянутой части «Махабхараты» говорится так: «Эти Индры, некогда заключённые в пещере на вершине горы, явились в мир могучими Пандавами, и из них Пандава Арджуна – частичное воплощение последнего Индры».

 С этой точки зрения можно понять, что Кришна не просто так называл Арджуну глупцом. Глупость в Арджуне обнаруживается в природы баддха-дживы – Индры, который должен был быть обучен словами, сказанными Кришной на Курукшетре. Объединение двух личностей в одном теле – не редкость. Это подобно тому, как проявился Шива, когда приходил в образе Шанкары. Все знают, что он учил ложной философии майавады. Однако, по мнению Шрилы Мадхвачарьи, это делал не Шива. Этим занимался демон по имени Санкара, который находился в теле Шивы. Поэтому, зная все эти тонкости, не следует думать, что Шрила Гоур Говинда Махарадж погорячился и опрометчиво совершил ваишнава-апараддху в сторону Брахмы и Индры. Шрила Рупа Госвами в «Упадешамрите» утверждает, что уттама-адхикари - ниндади-шунья, никогда и никого не оскорбляют. Это качество у них рождено бжаджана-вигьей, совершенством в практике бхагавата-севы. Природа таких садху как Шрила Гоур Говинда Махарадж совершенна. Подлинные святые всегда чисты. Только тот, кто глубоко понимает сиддханту, может согласиться с любыми словами уттама-адхикари.

В связи с поверхностной оценкой слов Шрилы Гоур Говинды Свами и Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа можно нечаянно совершить оскорбление их лотосных стоп. Вот почему в древние времена к знанию Вед не допускали неразумных людей. Если человек осознаёт, что ему недостаёт разума, то ему просто нужно молиться об обретении такового. В своём письме к Сатьябхаме деви даси, от 28 февраля 1972г., Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада писал: «Мы должны молить Кришну о том, чтобы Он милостиво дал нам разум, способный победить всех демонов сомнения, и поскольку Он понимает сердце Своего искреннего преданного, Он немедленно окажет помощь».

Следует понимать, что Арджуна играл роль мугдха-дживы, сбитой с толку личности, во благо всех тех, кто, пребывая в гунах материальной природы, часто оказывается перед выбором: исполнять свой долг или нет? Служить Господу или нет? Вся ирония, исходящая от Кришны, не касается Арджуны, т.к. он нитья-сиддха и играет предназначенную ему роль. Иначе, это было бы подобно тому, как актёр, играя свою отрицательную роль на сцене, будет слышать от других людей упрёки, которые будут говорить о нём, как об ошибающейся личности с плохой репутацией. Но все зрители спектакля понимают, что слова роли не относятся к актёру, как к человеку, а относятся к тому герою, чью роль он исполняет в спектакле.

Если мы не понимаем того, что ситуация с Арджуной и Кришной на Курукшетре является элементом вселенского спектакля, то ошибочно припишем колкие и саркастические слова Кришны, вечно чистой сварупе Арджуны, а также сделаем вывод, что в действительности Бог не любит Своих бхакт. Особенно к подобному ложному пониманию можно прийти, увидев, что ситуация, в которой возникла скорбь Ардхуны, связана с жизнью и смертью сотен миллионов замечательных людей, при том Арджуна уже потерял самообладание и не стоит твёрдо на ногах, а Кришна тем временем обращается к нему, называя косвенно глупцом и при этом скрывая Свою улыбку! Господь видит сложившуюся ситуацию несколько забавной. Почему? Одна из причин Его улыбки в том, что Он понимает во всей полноте, что это лила, игра. Его улыбка до некоторой степени ввела в смятение Арджуну, и поэтому Шри Кришна решил поджать Свои губы, чтобы Его ученик совсем не потерял голову, видя её.

 

там увача хришикешах прахасанн ива бхарата

 сенайор убхайор мадхйе вишидантам идам вачах

 

«Стоявший между армий Хришикеша, Шри Кришна, с улыбкой обратился к охваченному горем Арджуне» («Б.-г.», 2.10).

Если бы улыбка Бхагавана имела ободряющий характер, то Он не стал бы её скрывать от Своего друга, на что указывает комментарий к этому стиху Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Серьёзность ситуации на Курукшетре и лёгкость восприятия всего происходящего Кришной не просто сопоставить. С одной стороны, все стоят на пороге глобальной войны, Арджуна убит горем, а с другой стороны - Кришна, воспринимающий всё действо с улыбкой! Только тот, кто умер для материального мира ради кришна-анукула, может это понять должным образом и принять без тени недоверия к Всевышнему. Однако многие останутся сбитыми с толку поведением Шри Говинды. Таковых например много среди современных христиан, которые ознакомились с «Гитой» без контекста «Махабхараты».

Шри Кришна избирает для критики Своего близкого друга. Он пользуется Своей дружбой с Арджуной, так как знает, что он не проклянёт Его за суровые слова и не откажется от дружбы с Ним. Арджуна не пожелал променять Кришну на лучшего учителя полубогов – Брихаспати! Даже Сам Господь в облике Вьясадевы не нужен Арджуне! Вот какова его привязанность к Кришне! Кришна принимает фундамент этой вечной дружбы для радикального рассмотрения возникшей у Арджуны внутренней проблемы. Этот принцип известен в ведической традиции и иногда применяется разумными людьми. Сказано: «Ругая дочь, свекровь поучает невестку». Если бы Бог обратился к тем, кого действительно нужно обучать, то они, скорее всего, не приняли бы критических замечаний Бхагавана. Почему? Потому что на это есть две причины: первая – у подавляющего большинства живых существ нет по-настоящему дружеских отношений с Богом, вторая – пребывая вне истины и будучи одураченными маха-майей дживы погружены в глупость и потому лишь оскорбятся, услышав подобные наставления, направленные на их благо. Об этом в «Нити-шастрах» сказано следующее: упадешо хи муркханам пракопайа на шантайе - «Хорошие наставления глупцов злят, а не приводят в чувство и к покою».

В средние века знаменитый ведантист и советник царя Чандрагупты по имени Чанакья Пандит проговаривал в различных сутрах подобную идею. И поэтому до нас дошли такие его высказывания: «В голову глупого человека наставления в одно ухо входят и через другое выходят. Если бамбук растет на малайской горе, это не значит, что он подобен сандаловому дереву. От злого не жди святости даже после многих мудрых поучений, которые кто-либо может дать ему. Подобным образом, не думай, что дерево ним станет сладким, если поливать его молоком и гхи».

Но как же тогда быть? Ведь в наставлениях нуждаются именно те, кого в Ведах называют патита, падшими! И вместе с тем патита-дживы часто не желают прислушиваться к нравоучительным словам мудрых людей. Кто поможет Бхагавану? На помощь приходит Его сакха, Арджуна! Зная, что слышать и слушать могут только удачливые души, Шри Кришна выбирает одного из лучших учеников Дроны – Арджуну. Успешное обучение у Дроны уже показало, что этот Пандав способен размышлять над наукой должным образом. В связи с этим он стал известен миру как Гудакеша (победивший сон и невежество), Парантапа (всегда одерживающий победу над врагами) и Маха-бахо (сильнорукий). Однако лила скорби погрузила Арджуну в состояние неспособности различать что есть долг, а что – отклонение от такового. Поэтому Кришна принимает решение оценить ход мыслей Своего друга, а также их природу. Ачарьи сампрадай также подключаются к этому и начинают критически оценивать выбор и аргументы сына Притхи (Арджуны). Знаменитые и святые толкователи «Бхагавад-гиты» берутся анализировать глупость тех людей, которые, подобно Арджуне, пренебрегают своими обязанностями как перед Богом, так и перед людьми.

Видя несостоятельность Арджуны, Шри Кришна решает использовать по отношению к нему резкие слова, которые не очень приятны для кого-либо вообще. Но дружба крепко удерживает Арджуну с Кришной, даже несмотря на то, что эти слова причиняют боль Арджуне. Точно также и те люди, что чтят, уважают, поклоняются и любят Бога, не отвергнут Его, даже если Он будет очень и очень строг к ним. Суровые слова Господа также покоятся на любви к Арджуне, а не на желании унизить его. Кришна выступает в роли позитивного критика, который отличается тем, что не только резко может оценить неподобающие действия, но также поддержать и помочь исправить ошибки, указав верный путь. Тот, кто способен оценить позитивную критику, отличая её от негативной, сможет понять слова Шри Кришны. Однобокость образования, свойственная людям, обделённым сукрити (благочестием), не приводит их к пониманию, примиряющему противоречия.

Какова роль той боли, которую Кришна приносил Своими словами Арджуне? Однажды я обратился к ученику Бхактиведанты Свами Прабхупады - Пурначандре Прабху с этим вопросом, когда он приезжал в Москву, обучая преданных глубокому пониманию «Бхагавад-гиты» в конце девяностых годов прошлого столетия. Будучи составителем «Гитамриты» и знающим комментарии ачарьев к «Гитопанишаде», он дал развёрнутый ответ. Шриман Пурначандра Прабху объяснил, что язвительные слова имеют в «Гитамрите» свой смысл. Даже если они не звучат эстетично, их цель – по-настоящему встряхнуть Арджуну. Боль, которая возникает у него от нелестных слов Бхагавана, усиливает значение всего остального, сказанного Им. Боль работает в человеческой природе подобно рупору, усиливающему послание. Будь то в теле или в отношениях между людьми – слова, причиняющие страдания, заставляют обратить особое внимание на человека или тему, которая срочно нуждается в рассмотрении. Боль способствует концентрации на появившейся проблеме.

Шри Кришна знает природу всех живых существ и потому искусно пользуется Своим всеведением, применяя в образовательных целях все методы. Он знает, что человек, пребывающий в тама-гуне или раджа-гуне, как правило, остаётся за пределами послания. В подобных случаях необходимо усилить внимание собеседника на том, что достойно анализа. Чтобы вывести личность из состояния кшипты (неуравновешенности), нужно её одёрнуть, встряхнуть. Для этого приемлемо использовать отрезвляющие сердце слова либо, в особо крайних случаях, тело. Последнее применимо, когда человек уполномочен властью делать это, либо когда это от него требуется согласно его главенствующему положению, которое добровольно принимается подчинённым или находящимся в категории ученика.

Боль в понимании почти всех обусловленных существ сопоставима с ядом, а ядотерапия никогда не была популярной. Боль для многих сопоставима с горем и чем-то нежелательным. Многие из тех, кто только приходит из мира боли за утешением сердца в религию, считают, что это чувство не сопоставимо с практикой преданного служения. Однако это совершенно не так. Боль, как и всё остальное, пребывающее в двойственности, может играть как положительную, так и отрицательную роль. Согласно принципу юкта-вайрагьи, практического применения всего того, что существует в материальном мире, с отречением и ради служения Бхагавану, всё, созданное Им, может быть принято ради духовного прогресса. Но кто искусен в этом? Часть духовной практики посвящена как раз обретению этого искусства. Научиться применять всё сущее в творении ради служения Шри Кришне и для возвышения души – это то, чему должен научиться каждый. Только тогда он сможет увидеть, как вся вселенная служит Богу. Иначе это невозможно, и потому такому видению необходимо обучаться у сад-гуру.

Есть люди, которые не верят в позитивную роль боли в процессе духовного развития, они думают, что всякое страдание – это проявление маха-майи и то, чего любой ценой нужно избегать. Они считают, что там, где боль, нет духовности. Это однобокое понимание феномена, сектантское. Именно поэтому, когда они встречаются с такой болью в духовной жизни на Земле, они бегут от той традиции, которая приносит неприятные ощущения. Они избегают тех проповедников, которые болью могут эффективно излечивать сердце и изгонять из него анартхи. Такие люди не верят в тех учителей, которые суровыми словами окончательно изгоняют проявление ложного эгоизма и невежества из духовной жизни ученика. Рядом с причиняющими боль страшно и неприятно находиться, но те, кто ищет Истину, принимают духовные страдания с радостью и осознанием важности таковых. Все эти фобии, навязанные дживе апара-пракрити (материей), лишь закрепляют неофитов на стороне маха-майи и таким образом, к сожалению, их дурное существование растягивается на многие жизни.

Мирской разум привык холить и лелеять себя, выискивая комфорт и поддерживая отношения с теми, кто угождает благозвучием и приятностями в угоду безмятежности и сахаджии. Такие люди не смогут подняться на трансцендентном лифте в гану (окружение) Бхагавана. Они будут ползти в угаре авидьи по лестнице, подобно пьяницам, в собственную квартиру и, скорее всего, уснут где-нибудь на ступенях до следующего дня, а на утро обнаружат, что ошиблись подъездом. Печальна участь таковых безумцев.

Целительный яд режущих слух и сердце слов, вышедший из лотосных уст садху и Бхагавана, призван поднять иммунитет против заразы аханкары. Если бы пациент не нуждался в лечении, то никто бы и не думал проводить терапию по удалению гангрены себялюбия и вероотступничества. Истинный гуру всегда вооружён и опасен для тех, кто любит себя выше Истины, кто почитает то, чему Господь не призывает поклоняться. Поэтому встреча с таким учителем, подобным Кришне, может привести баддха-дживу к боли. Те, кто её боится, держатся в стороне от бескомпромиссного носителя Истины либо находят прибежище у гуру-подхалима, который в угоду своим ученикам смотрит сквозь пальцы на их произвол. Для тех, кто желает наслаждаться учителем, вместо того, чтобы служить его благому посланию, не видать Истины. Они находят подобное себе и поэтому их игра в духовность – душепагубная комедия.

Важно также понять, что слова брани, в действительности, направлены на поведение, а не на личность, так как именно дурные поступки повлекли за собой неприятную критику. Духовные учителя всех школ самоосознания поступают также. Они свободно пользуются этим приёмом.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж объясняет в комментарии к «Бхагавад-гите», 4.4, который называется «Пракашика-вритти», что Арджуна обладает полным пониманием, но ради обучения баддха-джив он становится в положение глупца, таким образом принуждая Бхагавана критиковать его. Шрила Нараяна Махарадж пишет: «Арджуна знает всё в совершенстве, но ради блага людей он, словно обычный невежда, задаёт Бхагавану Шри Кришне вопросы».

Поскольку друг Кришны принял положение невежды, Господь называет его соответствующим образом. Все люди, которые мыслят как Арджуна на Курукшетре, тут же изобличаются ачарьями в комментариях к «Гите» и Шри Кришной в невербальном диалоге, который не входит в классический текст «Гиты». Но потому как эти люди не присутствуют на поле боя и многие из них родились позже беседы на Курукшетре, все нелестные шутки Шри Кришна обращает на Пандава Арджуну. В этом Арджуна, жертвуя своей репутацией, помогает Кришне в Его проповеди через «Махабхарату», а «Бхагавад-гита»    является её частью.

Так как теперь контекст так называемых оскорблений Кришны, которые Он нанёс Арджуне, рассмотрен, то становится ясно, что в Его словах нет никакой крамолы или вражды. Арджуна сыграл роль плотины, которая, перекрывая реку Истины, приводит её воды к тому, что они начинают проявлять всю свою силу и напор, разрушая преграду. Плотина протестов умело и логично разрушена его близким другом, который на основании любви к Своему преданному не стал церемониться с его слабостями и уничтожил их все, одну за другой. Ачарьи узрели настроение Господа в своём самадхи, и некоторые Его слова стали им очевидны даже несмотря на то, что Он их не произнёс. Эти скрытые смыслы и откровения легли в основу «Гитамриты».

Арджуна в этой игре был подобен Кайкеи, которая приняла на себя негативную роль в рама-лиле. Её положение в связи с этим расценивается даже выше, чем у матери Рамачандры – Каушальи. Поскольку она пошла на самые большие жертвы, даже поступаясь собственной репутацией. Также и Арджуна. Он был готов пожертвовать своим положением сиддха-дживы ради урока Кришны, данного во благо всех джив, изучающих «Бхагавад-гиту».

 Никто из тех, кто относился внешне к Арджуне как глупому, упёртому, невежественному и слабовольному человеку, в действительности таковым его не считают. Вся история Арджуны направлена на поучение людей, отказывающихся принимать Истину и не желающих исполнять по тем или иным причинам своего предписанного долга.

 

Ари Мардан дас

Редактор: Ананга Манджари д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Вопросы и ответы