?

Бхаджана-реальная и воображаемая.

 (голосов: 1)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1280. Опубликовано: 23-03-2024, 15:59

Бхаджана реальная и воображаемая

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 

Преданный: Я слышал, что некоторые ачарьи считают смарану, внутреннее памятование, важнейшим видом преданного служения Господу, стоящим выше даже, чем киртана; или же смарана является чем-то вторичным по отношению к киртане?

Шрила Шридхара Махарадж: Есть те, кто придерживается такого мнения, потому что смарана связана исключительно с сознанием, другими словами, с тонкой частью нашего существования; по этой причине они считают ее самой эффективной формой садханы, самым лучшим средством достижения цели. Но наш Гуру Махарадж и Шрила Джива Госвами, а также Кавирадж Госвами Прабху, подчеркивали киртану  — в особенности для начинающих. Гуру Махарадж говорит в своей песне «Вайшнава ке?» («Кто есть Вайшнав?»):

кирттана прабхабе, смарана хаибе,
се кале бхаджана нирджджана самбхаба

 «Внутренне памятование приходит благодаря силе киртана, и только тогда возможно уединенное служение». Нирджана-бхаджана или смарана, безраздельная уединенная преданность в отрыве от всего окружающего, совершенно невозможна для начинающих. И Шрила Джива Госвами говорит:

йадйапй анйа бхактих калау карттавйа тада кирттанакхйа-бхакти самйогенайва.

 «Нет сомнения, что в Кали-югу, помимо киртаны, следует совершать и восемь остальных форм преданного служения, но все они должны осуществляться только как вспомогательные киртане». На этом же основывается и проповедь Махапрабху. Киртана обладает исключительными свойствами, в особенности в Кали-югу:

калер доша-нидхе раджанн асти хй эко махан гунах
кирттанад эва кришнасйа мукта-саджгах парам враджет

 «О царь, хотя век Кали и является скопищем всех возможных зол, у него есть одно великое достоинство: в этот век те, кто просто воспевают Святое Имя Кришны, обретают освобождение и достигают Всевышнего».

Шрила Мадхвачарья также написал в своем комментарии на «Мундакопанишад»:

двапарийайр джанайр вишнух панчаратрайш ча кевалам
калау ту нама-матрена пуджйате бхагаван харих

«В Двапара-югу люди поклоняются Господу Вишну строго в соответствии с принципами поклонения Божеству, установленными в писании «Панчаратра». Однако в Кали-югу Всевышнему Господу Хари поклоняются, только воспевая Его Святое Имя."

«Шримад-Бхагаватам», говоря о пришествии Шри Чайтаньи Махапрабху, описывает и то, как люди будут Ему поклоняться:

йаджнайх саджкирттана-прайайр йаджанти хи сумедхасах

Здесь йаджнах означает жертвенность, преданность, которая саджкирттана-прайа. Другими словами саджкирттана-прадхана значит «та, в которой преобладает санкиртана, пение Святого Имени в собрании». И санкиртану проводят те, кто наделены достаточным благочестием. Так что в этот железный век киртана обладает особыми привилегиями, дарованными Всевышним Господом, ведь проповедь, киртана — это отличительная черта Махапрабху. Это Он положил начало Хари-киртане, и Он проводил ее.

Киртане посвятили себя наш Гуру Махарадж, Шрила Джива Госвами и другие. Писать о Господе — тоже киртана. Проповедовать — значит провозглашать послание, доносить его до других. Чтобы отвечать на вопросы окружающего, невозможно обойтись без концентрации, столь редкой в нашу эпоху. Занимаясь киртаной, невозможно не направить на нее все свое внимание, все свои мысли. Невозможно говорить просто так: преданному интуитивно приходится сосредотачивать все свое внимание. По этой причине киртану прославляют как наивысшую форму бхаджана, особенно в век Кали.

бхаджанера мадхйе шрештха набабидха бхакти
'кришна-према', 'кришна' дите дхаре махашакти
тара мадхйе сарвва-шрештха нама-саджкирттан
нирапарадхе нама лчле пай према-дхан

«Из всех видов Божественного Служения девять являются наивысшими, обладая великим могуществом даровать преданным Любовь к Кришне и личные отношения с Ним. А из девяти наилучший вид — нама-санкиртана. Безоскорбительным воспеванием Имени обретается сокровище Любви к Господу».

Махапрабху выделил также пять главных видов преданного служения из девяти перечисленных в «Бхагаватам» (шраванам, киртанам и т.д.):

садху-саджга, нама-кирттан, бхагабат-шрабан
матхура-баса, шри-мурттира шраддхайа себан

«Общение с чистым преданным, воспевание Святого Имени, слушание «Шримад-Бхагаватам», проживание в Матхура Дхаме и поклонение Божеству с верой».

Из этих пяти высочайшее положение Махапрабху отвел нама-санкиртане. Нама-санкиртана считается лучшим из всех видов преданности. Так говорят ачарьи. В особенности это подчеркивал наш Гуру Махарадж, и в основании лежат свидетельства шастр, писаний. Но если другие ачарьи в каких-то случаях оказывали предпочтение смаране, они имели в виду то, что киртана может соприкасаться с материальным окружением, в то время как смарана независима от материальных обстоятельств. С такой точки зрения смарану можно представить как наивысший вид бхаджана. Но в целом ачарьи придерживаются иных взглядов. Это может быть чьим-то особым мнением.

В «Чайтанйа-шикшамрите» Шрила Бхактивинода Тхакур объяснил, что на стадии непосредственно предшествующей уттама-адхикаре (уровню парамахамсы), преданные делятся на два класса: преданные, прошедшие промежуточную стадию (мадхьяма-адхикару) и преданные, движущиеся к высочайшему положению (премарурукшу). Они подразделяются на два класса: гоштхьянанди и вивиктананди. Первые постоянно заняты проповедью, вторые — смараной, нирджана-бхаджаном: они ведут уединенную жизнь в поклонении, избегая любого соприкосновения с окружающим. Это не значит, что одни из них выше, чем другие. Вивиктананди, как правило, предпочитают отшельничество и занимаются смараной. Гоштхьянанди постоянно заняты киртаной, проповедью, и также достигают наивысшего положения, не переходя в школу исключительной смараны. Те, кто достигли наивысшего уровня, зовутся премарудха.

Гуру Махарадж сказал очень ясно, что, когда мы находимся в низком положении, смарана губительна. Мы должны посвятить себя киртане. Кирттана прабхаве, смарана хаибе, се кале бхаджана нирджджана самбхава. Школе Сахаджия больше по душе смарана, нежели киртана. Они «приверженцы» смараны. Они ведут отшельническую жизнь и в уме отождествляют себя с определенной сакхи такого-то возраста, имеющей такие-то обязанности, такое-то место служения во Вриндаване в определенной лиле, под руководством такой-то сакхи и т.д. Подобной медитацией им предписывают заниматься их так называемые гуру. Такова практика школы Сахаджия, но мы отрицаем подобную практику. Мы считаем все это ложным и выдуманным. Они не годятся для того мира. У них нет настоящей самбандха-гьяны, знания о том, что есть что. Их «смарана» заключается в привычном повторении определенных измышлений, но она не может привести ни к анартха-нивритти, очищению от материалистического сознания, ни к любому иному реальному результату, предполагающему анартха-нивритти. Их воображаемые достижения — совершенный бред. Им неизвестно реальное положение вещей: онтологическая градация от Вираджи к Брахмалоке, Вайкунтхе и Голоке. Они пукура-чуривале — «похитители пруда». Думать, что мне по силам своровать пруд — чистейший самообман. Мы полагаем, что такого рода «смарана» есть нечто наподобие самообмана.

Например, Шрила Гаура Кишора Бабаджи Махарадж занимался смараной. Однажды появился другой бабаджи, он построил себе неподалеку кутир, маленькую хижину, и стал подражать Гаура Кишоре Бабаджи, собирая мадхукари (подаяния), медитируя и нося такую же одежду. Тогда однажды Бабаджи заметил: «Если женщина, зайдя в родильную палату, будет стонать и изображать тяжелые потуги, этого еще недостаточно, чтобы родить ребенка. Многое необходимо перед этим!» Так что, подражая Парамахамсе Бабаджи, бхаджана не достигнешь. Необходимо иметь связь с шуддха-саттвой, реальным миром, тогда придут и все высокие признаки. В противном случае все ограничится надуманным фиглярством, не более того.

на утхийа брикшопари, танатани пхала дхари'
душта-пхала кариле арджджан

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что, если кто-то хочет фруктов, но утруждать себя, забираться на дерево ему неохота, на какие фрукты он может рассчитывать? Либо на разбившиеся, либо на гнилые. Без постепенного и правильного движения вперед все будет игрой воображения, как подвиги идиота. Требуется последовательно достичь мира истины, шуддха-саттвы. И на пути придется пересечь множество уровней бытия: Бхур-, Бхувар-, Свар-, Махар-, Джанар-, Тапар-, Сатйа-локи, Вираджу, Брахмалоку. Махапрабху говорит, что лиана бхакти растет и поднимается до Голоки, минуя все эти планы бытия.

упаджийа баде лата 'брахманда' бхеди' джай
'бираджа,' 'брахмалока' бхеди' 'парабйома' пай
табе джай тадупари 'голока-бриндабан'
'кришна-чарана'-калпабрикше каре арохан

«Лиана преданности рождается и растет, пока не пронзит стену вселенной. Она пересекает реку Вираджа и мир Брахмана и достигает мира Вайкунтхи. Затем она растет еще выше, до Голоки Вриндаваны, и, наконец, обвивается вокруг древа желаний — лотосных стоп Шри Кришны».

Однако псевдо-преданных не волнует, что есть Паравьома, что есть Брахмалока, что такое Вираджа, Брахманда. Не обременяя себя знанием об истинном положении вещей, они обращаются к какому угодно гуру, получают от него мантру и принимаются медитировать. Но если в таком состоянии медитировать на лилу Радхи-Говинды, то вместо того, чтобы вступить в Радха-Говинда-лилу, то скорее попутаешься с женщинами и мужчинами этого мира. Они погрязнут в царстве похоти и пойдут не на Голоку, а в ад.

Чармма-мамсамайа-кама, према-чидананда-дхама. Плотские позывы — это похоть, в то время как Любовь — Обитель Божественного Экстаза. Так что подражательство — не успех. Напротив, имитация ведет к деградации. Воображение — это просто упражнения ума.

Преданный: Что если такими упражнениями занимаются с верой?

Шрила Шридхара Махарадж: Ум — это отдельная вещь. Шраддха связана с душой, с атмой, а ум — это материя. Ум материален, часть материальной энергии. Это разъясняется и в «Гите»:

бхумир апо 'нало вайух кхам мано буддхир эва ча
ахаджкара итийам ме бхинна пракритир аштадха

 Ум является продуктом материальной энергии, а джива — продуктом парашакти, основной энергии. Сварупа-шакти, Личная Энергия Господа, еще выше, чем джива. Природа ума заключается в измышлениях (манодхармма). Здесь нет ничего общего с истиной. Все это извлечено из материального мира, из мира заблуждений. Ум забит заблуждениями. Авадж-манаса-гочарах — он не в состоянии достичь стадии ощущения или восприятия истины как таковой. Он связан только с материальными вещами, только с эксплуатацией.

Преданный: Но разве чистый ум не является продуктом шраддхи?

Шрила Шридхара Махарадж: Ум не может быть чистым, в точности как ископаемое не в состоянии породить жизнь. Так и ум не в состоянии породить шраддху. Шраддха изначальна, она лежит в основании всего. Когда Всевышний Господь является в сердце, ум исчезает. Реальность прямо противоположна. Тьма не может породить свет: приходит свет, и тьма исчезает. Истина являет Себя, когда появляется настоящее чистое сознание, а измышления исчезают. Ум сопряжен с иллюзией. Он элемент апарашакти, низшей энергии. Низшая энергия одновременно тонкая и грубая. Земля, вода, огонь, воздух и эфир — грубые элементы. Ум, разум и эго — тонкие, но все они материальны. Душа трансцендентна. А сварупа-шакти (Личная Энергия Господа), бхаджана (Божественное служение) и Голока-Вайкунтха полностью сверхъестественны и трансцендентны, по другую сторону души, не там, не снизу, где располагается ум. Ум исходит из эго, из ложного эго. И сделан он из стремления эксплуатировать. Но Махапрабху говорит: мора ман-бриндабан — «Мои мысли по другую сторону, мои мысли — Вриндаван». Такой ум не является элементом материального бытия.

Преданный: Значит, чистый ум существует?

Шрила Шридхара Махарадж: Говоря по существу, слово «ум» вообще не заслуживает того, чтобы его употребляли в этом контексте, иначе могут возникнуть ложные параллели. Обитатели Голоки также обладают чувствами и всем остальным, но дела материального мира не имеют с этим совершенно ничего общего. Мирское мышление — продукт эксплуатации, чувственной эксплуатации.

Нам требуется избавление от ума. Нас окружают ядовитые мысли. В «Шримад-Бхагаватам», в повествовании о Триданди-санньяси, говорится, что все духовные дисциплины роднит необходимость обуздания ума:

данам свадхарммо нийамо йамаш ча
шрутан ча карммани ча сад-вратани
сарвве мано-ниграха-лакшанантах
паро хи його манасах самадхих

«Благотворительность, постоянные и обусловленные предписанные обязанности, контроль ума и чувств, слушание писаний, святые обеты — все это соблюдается для того, чтобы обуздать ум. Контроль ума известен как высшая йога».

Преданный: Вы говорили о киртане. Я читал, что Шрила Бхактивинод Тхакур говорит о взаимосвязи между джапой и киртаной, и еще я слышал, что Шрила Рупа Госвами перечисляет три вида джапы: манасика (в уме), вачика (вслух) и упамшу (шепотом). Какой из них будет правильным для нас и какой из них самый эффективный?

Шрила Шридхара Махарадж: В упамшу нет звука, только движение губ. В манасика нет движения губ. Вы спрашиваете, что является высшим из этих трех?

Преданный: Да.

Шрила Шридхара Махарадж: То, что внутренне будет настоящим и будет высшим. Джапа не должна быть имитацией, она должна быть неподдельной. Наше внимание должно быть постоянно обращено к негативной стороне. Если мы будем следовать этому по-настоящему, ничто не сможет помешать нашему движению вперед. Но если, не имея подобающих качеств, мы будем очень сильно стремиться наверх, нас ждет падение. Дасйайа те мама расо 'сту расо 'сту сатйам: «Пусть меня никогда не покидает стремление к низкому служению». Такое умонастроение никогда не должно покидать нас в бхаджане, во внутреннем служении. Тад даса-даса-дасанам дасатвам дехи ме прабхо.

Продвижение неизбежно, если мы стараемся неотступно держаться самого низкого долга. Жажда продвижения — враг. Это жажда пратиштхи, погоня за репутацией, которая разрушит все. Шрила Прабхупада сказал, что причиной подражательства является влечение к пратиштхе — желание занять более высокое положение и заработать известность. Такое желание — великий враг. Не дайте себе пасть жертвой подобной пратиштхи, стремления занять более высокое положение. Напротив, дайнйам (смирение) является здоровым признаком преданного.

Преданный: Махарадж, мы видим, что, с одной стороны, в «Хари-бхакти-виласе» говорится о славе тихого повторения, в других же источниках превозносится слава очень громкого воспевания, как в случае с Харидасом Тхакуром. Как привести это все в соответствие?

Шрила Шридхара Махарадж: Одно только теоретическое понимание не окажет вам особой помощи. Постарайтесь уловить внутренний дух. Если вас поддерживает садху, гуру очень высокого качества, вы можете делать все, что угодно. Благодаря его милостивой поддержке, какой бы киртаной и т.д. вы ни занимались, все будет действенным. В каком-то контексте могло говориться о большей эффективности медитации, но если вы легкомысленно посмеете таким образом повторять Святое Имя, то противодействие будет настолько велико, что вы сгинете, превратитесь в атеиста. Такое может случиться, если у вас нет достаточной поддержки, чтобы сражаться против превосходящих вражеских сил. Не смейте нападать на врага, когда ваши позиции слабы. Но когда за вашей спиной великие генералы и мощные орудия, вы должны наступать. Они помогут нам заниматься настоящей киртаной.

Определяющую роль играет садху-санга. Она сообщается с высшей властью. Без нее все лишается смысла. Необходимо занять положение в мире реальности — в мире садху и шастры. Мы должны совершенствоваться в чем-то реальном. Поддерживать реальность бхаджаны всегда будет самым насущным, самым существенным вопросом. Для слабого, начального преданного-садхаки величайшей необходимостью является садху-санга. А писания необходимы для знания. Садху-шастра-крипа. Тогда киртана будет наилучшей.

Вриндаван Дас Тхакур говорит, что один кормит себя, другой кормит тысячи и кормит себя. Кто из них выше? Киртана означает расти самому и, в то же время, помогать развиваться другим. Но если, не имея своего капитала, вы идете проповедовать, вы встретите такое противодействие, такую асат-сангу, что аджкур, росток преданности, будет раздавлен. Если вы неофит, каништха-адхикари, то не нападайте на других, не имея мощной поддержки. Киртана означает проповедь, то есть в каком-то смысле нападение. Не рискуйте, будучи каништха-адхикари. Вы превратитесь в атеиста. Только пройдя определенные ступени: шравана-даша, варана-даша, садхана-даша и прапана-даша — вы сможете проповедовать самостоятельно (апана-даша). В противном случае, вы можете пойти на проповедь только с помощью того, кто находится в прапана-даша.

У нас должна быть непоколебимая связь с реальностью, абсолютная концепция реальности. Необходимо устойчивое положение. Неуязвимое. Твердое положение, что есть что — самбандха-гьяна. Тогда мы сможем понять и привести в согласие расхождения в трудах ачарьев: в каких обстоятельствах советовалось следовать такому-то пути, в каких обстоятельствах другому. Практическое знание. 

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж