?

«Красота идеала. Суть и форма духовной организации».

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 44. Опубликовано: 24-10-2019, 14:33

«Красота идеала. Суть и форма духовной организации»

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

19.10.1981г.

Отрывки

 

Я получил определённое представление о принципах, которые проповедовал наш Гуру Махарадж (Шрила Сарасвати Тхакур). Мы видели, что было до его ухода и после. Идеал и организация, и то и другое необходимо. Однако идеал стоит на первом месте, а организация на втором. Это относительная и абсолютная (позиции). Об этом снова и снова идёт речь. Относительное и абсолютное, суть и форма. Когда происходит столкновение относительного и абсолютного, то неизменно мы должны всегда предпочесть абсолютное. Мы всегда должны принимать сторону Абсолюта. Я не могу быть предателем самого себя(1). Я не могу быть предателем высшего идеала. Если я совершаю ошибку, если я заблуждаюсь, – это уже другой вопрос. Однако если я искренне думаю, что это (т.е. суть, Абсолют) идеал, то я должен идти к нему. Я идеалист, как бы я ни был далёк от идеала (например, являясь каништха-адхикари), всё же мы все идеалисты.

Подлинная организация предназначена только для достижения идеала. Вовсе не так, что жертвуя идеалом, ценой идеала, мы поставим на пьедестал организацию и начнём стремиться к её процветанию. Если в организации всё идёт гладко, она будет процветать. Это хорошо, но данное процветание не должно быть достигнуто за счёт потери идеала. Мы будем (должны) пытаться прилагать максимум усилий следовать принципу идти за истиной. Нужно всегда прилагать максимум усилий для этого, а организация нужна для того, чтобы мы могли приносить массам благо. Организация даёт нам такие возможности и преимущества, но не ценой потери идеала. Если организация отклоняется от идеала, то эта организация должна быть непременно оставлена. Идеал на первом месте, а организация на втором. Организация всегда должна быть верной идеалу.

Я являлся идеалистом на протяжении всей своей жизни. Я оставался и остаюсь идеалистом. Я хочу им быть всегда. Я буду стараться до последнего вздоха искренне искать только его. Такова моя природа. Это то, что я осознал, то, с чем я давно знаком. Я экстремист в этом отношении. Ни при каких условиях, ни за что, я не собираюсь оставлять идеал. Я не собираюсь идти на сделку, на компромиссы. Я не собираюсь торговать идеалом. Я именно такого рода радикал, экстремист. Каждый лично должен решать за себя, что ему делать. Я не столкнусь с трудностями, с которыми столкнётесь вы в будущем, если займёте эту позицию. Поэтому решайте на свой страх и риск.

Вы должны заглянуть в глубину своего сердца и решить, что вы конкретно будете делать. Быть или не быть? Слова Гамлета. Вот в чём вопрос! Вызов имеет место быть, и для меня ясно, ради чего всё это существует. Несколько раз я рассказывал об этом. Когда мы присоединились к Гаудия Матху, в нём не было организационной пышности или богатства, не было структуры, зданий, людей и денег. Мы все были привлечены не этими внешними вещами, а только идеалом. Высочайший идеал привлёк нас в миссию Гаудий. Я должен быть всегда искренним по отношению к себе. Мы должны быть правдивы с собой, должны быть строгими к себе. Такого рода умонастроение, менталитет, дерзость и открытость, мужество и отчаянность, отчаянный характер, отчаянное суждение, если угодно, должны быть у нас.

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа (2) 

Если какие-то проблемы или испытания приходят в жизнь, то помощь тоже придёт свыше. В противном случае мы будем только страдать. Сейчас мы отправились на поиски страданий, но наша надежда – это упование на помощь свыше, а помощь снизу мы принимать не желаем. Мы не вымаливаем к себе ни жалости, ни доброты, ни сочувствия от людей, пребывающих внизу. Но лишь каплю милости свыше, из высшей сферы…. Если я обрету эту каплю, я буду считать, что моя жизнь удалась. Если ко мне поступают другие предложения из иных мест, то я останусь равнодушен к ним, безразличен и глух.

Речь не идёт о потерях и приобретениях этого мира, не их я обожаю. Но я буду надеяться на то, что руководство, которое приходит свыше, не оставит меня ни при каких обстоятельствах. Никогда! Мы будем пытаться встать ногами именно на такую почву. Это мой сон! Это мой идеал, мои грёзы, это всё для меня. Я могу лишь это сказать вам: никогда не жертвуйте высшим идеалом! Это нелегко и не доступно всем. В каждом рождении этот настрой обрести нелегко. Он не доступен каждому и встречается крайне редко. Подобная связь (с идеалом) может придти, и её не следует избегать. Следует сохранять её любой ценой. Это наше понимание. В каждом конкретном случае из вашей жизни вы должны решить для себя, что именно вам делать.

Для чего существует организация? Когда собираются люди, то они все не одного стандарта. Тенденция к отклонению может быть обнаружена в них. Но лидеры! Святила! Их природа должна всегда ценить высший идеал, чтобы вести массы ввысь, вверх. Не все пришли ради высших духовных целей, кто-то привлёкся внешним лоском, блеском, кто-то…. Как это сказать по-английски?

Преданный: Пышностью.

Шрила Б.Р. Шридхар Госвами Махарадж: Не пышностью, но… это как в принципах хиппи. Хиппи чем привлеклись? Нет никаких принципов, беспринципность (беззаконие). Внешнее, временное, расслабленность или лоск, можно сказать, гламур без серьёзности, сдержанности и трезвости. Что ему (своенравному человеку) нравится, туда он и бежит. Многие хиппи пришли с этой идеей. Это была одна из идей, которая ими двигала.

… Мы должны иметь дело с главной субстанцией, сутью. Гламур, так сказать, лоск, блеск, внешние искушения, они так же могут быть использованы ради истины. Они могут быть применены. Однако если суть (главное) отсутствует, тогда всё начинает прогнивать.

Мы видим в этом мире множество хороших организаций, причём достойных организаций. Мы не утверждаем, что в качестве организаторов мы лучшие. Однако эти организации служат очень незначительным задачам. Их миссия крайне незначительна, в то время как вы служите крайне высокому делу. Ваша миссия очень высока, и в этом специфика вашей организации.

Организационное совершенство можно увидеть во многих местах (например, у карми), но суть подлинной организации состоит в том, чтобы высочайшая истина передавалась через неё. В этом удача, это везение. Это та черта, та характеристика, которой можно гордиться, – качество! Качество и количество. Качество в избытке или количество? В тех или иных явлениях в разных местах нет недостатка. Конечно, наш прогресс зависит от качества. Если качество исключить, то количеством ничего не добьёшься. Самое главное – это качество. Мы ищем исключительно качества, и где бы мы ни находились, в количестве нет недостатка (3).

Будет хорошо для сохранения престижа Свами Махараджа, если мы сумеем работать гармонично, трудиться сообща, тогда можно сохранить престиж (ИСККОН). Однако то ради чего Махарадж пришёл к вам, это нельзя игнорировать. Сотрудничество, совместная работа – это хорошо и замечательно, но не ценой потери главного принципа. Это моё окончательное заявление, обращённое к вам. Это моё последнее слово. Вы можете действовать согласно своему индивидуальному пониманию, совершать те или иные шаги. Столкновения и конфликты нежелательны. Но если это неизбежно, если конфликт (между стремлением к качеству и количеству) совершенно неизбежен, необходим ради индивидуального прогресса, прогресса чьей то жизни, то мы не в силах избежать  его.

Есть высказывание Чанаки Пандита, прославленного древнеиндийского политика. Он жил во времена Александра Великого, Македонского, и во времена правления Чандры Гупты. Чанаки Пандит говорил об образовании в обществе. Он сказал об этом в качестве общего наставления, дал универсальное наставление членам общества: «В интересах деревни можно пожертвовать интересами семьи. Если необходимо это сделать ради страны, то я должен покинуть мою деревню, пожертвовать её интересами. Но для того чтобы спасти себя, необходимо оставить мир!»

Можно пожертвовать всем миром, отказаться от него, если интересы всего мира сталкиваются с личным, высшим интересом, который состоит в самореализации, в осуществлении духовной цели. Я хочу лучшего окружения ради собственного прогресса, для этого необходимо отвергнуть прошлое, окружающую среду, былое окружение. Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Таков девиз, таков наш лозунг. Моя нынешняя окружающая среда может не предоставить мне необходимых возможностей для личного прогресса, поэтому следует идти вперёд, в желаемую сторону. Нет риска – нет выигрыша.

В целом моё суждение таково. Мы очень хотим, мы стремимся работать сообща, совместно, но мои друзья порой не готовы пожертвовать собой ради высшего идеала. Они не решаются пожертвовать личным ради того, зачем мы пришли в сангу. Тем не менее, этот идеал следует сохранить. Мы можем терпеть столкновения, противоречия, но ради того, чтобы сохранить единство, если это необходимо. Некоторые приносят в жертву людей, причём достойных людей. Если такое происходит, то мы должны пожертвовать нашей любовью к организации.

Мы не можем пренебречь старшими преданными или светилами миссии (ачарьями и их целями, которые они даровали нам). Мы не можем рекрутировать, привлекать новых людей ценой тех прогрессивных преданных, которых привлёк Свами Махарадж, старых преданных. Для нас будет нежелательно жертвовать ими ради того, чтобы собирать новых людей и копить средства. Вы привлеклись красотой учения, и мы должны постараться сохранить именно этот стандарт. Мы не можем пожертвовать высшими принципами ради текущего внешнего развития организации. Поскольку высшие принципы, красота учения – это источник нашей жизненной силы, нашей витальности, мы не можем без этого жить. Мы не стремимся стяжать личный престиж, не ищем власти, никогда! Мы хотим продолжать искренний поиск Кришны. Мы хотим искать Кришну. Он – жизнь нашей жизни, существование нашего существования. Он объект наших высочайших чаяний. Где Он? Мы стремимся идти этим путём. Путём поиска Его, и, если возможно Его найти… Гоур харибол! Гоур харибол!

Нос и дыхание. Дыхание важнее носа. Если мы чем-то должны пожертвовать, то можно пожертвовать носом, но не дыханием! Способностью дышать пожертвовать невозможно. Организация это хорошо, но дыхание! Если забрать дыхание, силу, способность дышать…. Шанс дышать должен присутствовать. Нас невозможно, нельзя его лишать.

………………………………………

1) Душа – частица Абсолюта и, выбирая относительное, идущее вразрез абсолютному, она предаёт собственную природу, действуя в угоду временному (порой организации).

2)     Шри Кришна в «Бхагавад-гите», 18.66 призывает: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах – «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

3)     Подробный анализ качественного и количественного подхода в бхакти представлен в статье по ссылке:

http://sampradaya.ru/current/article/9123-kachestvo-i-kolichestvo.html

 

Перевод: Чайтанья Сарасват Матх

Транскрипция: Камала д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Сноски: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж