?

Джанмаштами.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 226. Опубликовано: 11-12-2020, 14:01

Джанмаштами

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж

Отрывок из бхава-анувады

15.08.2017г.

 

Сегодня – особый титхи, называемый Джанмаштами. Иногда мы специально называем его «Кришна  Джанмаштами», но даже если просто сказать «Джанмаштами», будет ясно, что речь о Джанмаштами Кришны. Некоторые называют его «Кришна Джаянти». В наше время широко распространена проституция словами [и поэтому люди приписывают слово «Джаянти» личностям, не являющимся Шри Кришной, источником всех аватар]; например, теперь существует «Ганди Джаянти», то Джаянти, это Джаянти, – всё это теперь уже внедрено. Шри Шримад Бхакти Хридой Бон Госвами Махарадж разъяснил этот вопрос в своей статье «Нет иного Джаянти» [кроме Кришна Джаянти]».

Теперь такой вопрос, [Джаянти] какого Кришны – Девакинанданы Кришны или Нанда-нанданы Кришны? Как правило, в писаниях говорится, что Кришна явился в тюрьме царя Камсы. Но если в самом деле Кришна явился в тюрьме Камсы как сын Васудевы, то почему к Нему обращаются как к Нанда-нандане? Даже фестиваль, посвящённый его рождению, называется Нандотсава [фестиваль Нанды Махараджи]. Это не праздник Васудевы, Васудевотсава.

Обычай этого мира таков, что отец организует праздник, когда благословлён сыном. Однако в «Брахма-самхите» (5.1) сказано:  

ишварах парамах кришнах сат-чид-ананда-виграхах

анадир адир говиндах сарва-карана-каранам

Кришна – Верховный Господь. Он – Парамешвара. Он бесконечен (анади), а также не имеет начала (ади). Он – Говинда, причина всех причин, сарва-карана-каранам.

Если Он является причиной всех причин, то кто может быть Его причиной? Я не делаю [необдуманных] заявлений, я утверждаю сиддханту [аксиоматическую истину, основанную на явленных писаниях]. Если Он является причиной всех причин, то как Он может иметь отца и мать? У него нет родителей.

Однако фестиваль явления Кришны известен под именем Нандотсава, а Он известен как Нанда-нандана. И так далее. Какая причина стоит за этим?

Чей Кришна сын? Бхагаван не может быть чьим-то сыном . Несмотря на то, что он – аджа (нерождённый), Бхагаван принимает игру рождения. Это высшее достояние Бхагавана (бхагаватата).

Кришна, хотя и является нерождённым, всё же принимает игру рождения, потому что покоряется Своему преданному. Бхагаван становится сыном того, кто обладает родительской привязанностью (ватсальей) к Нему. Говорится, поскольку Нанда Махарадж обладает великой привязанностью к Бхагавану, то Бхагавана называют Нанда-нанданой. Поэтому и фестиваль называется Нандотсава. Разве он называется утсавой Васудевы? Слово «Джанмаштами» подразумевает рождение Кришны. Он явился [то есть родился] в доме Нанды Махараджа и [просто] снизошёл (аватарана) к Васудеве и Деваки, держа в руках раковину, диск, палицу и лотос.

Издавна отмечалось, что сын Васудевы явился в тюрьме, держа в четырёх руках раковину, диск, палицу и лотос, и лишь когда Деваки и Васудева стали молить Его принять облик обычного младенца, Он сделал это.

Во-первых, Он явился в Своём трансцендентном (алаукика) четырёхруком облике с раковиной, диском, палицей и лотосом, а потом уже превратился в обычного ребёнка. Это явлено [в писаниях]. Возможно ли это? Да, всё возможно. Кришна – аватари [источник всех аватар, божественных воплощений]. Он не аватара, поэтому возможно всё.

С внешней точки зрения все [Его] деяния трансцендентны. Васудева отнёс своего ребёнка в дом Нанды, чтобы спрятать там. По дороге Кришна упал в Ямуну, и тогда она потекла в другую сторону, а Васудева смог подхватить Кришну, и Он не утонул. Ямуна не просто предоставила Васудеве путь, дала ему перейти, но и подняла свои воды достаточно высоко, чтобы коснуться лотосных стоп Кришны.

[В то же время] близнецы, сын и дочь, родились у Яшоды. Васудева забрал с собой девочку и оставил там своего сына, Васудева-нандану Кришну, который слился с Нанда-нанданой Кришной. Возможно ли это? Да. Вот почему сказано: «Джанма карма ча ме дивйам – Моё рождение и деяния (карма) трансцендентны» [«Бхагавад-гита» 4.9]. Таким образом, всё у Господа является трансцендентным.

Наши Госвами раскрыли [скрытые смыслы]. Как у них это получилось? Они просто объяснили такие понятия, как нандатмаджа и нанда-нандана. В отличие от других, Госвами раскрыли много праман (свидетельств). Некоторые праманы можно получить из любой игры, из любого деяния.

***

Нарада [известен как] калаха-прия – любитель устраивать ссоры. Он сказал Васудеве: «Когда у тебя родился сын, ты не устраивал никакого праздника. Но теперь твой сын стал Дваракадхишей, поэтому наступило время праздновать». Так было организовано и проведено жертвоприношение, были приглашены все три мира – все, за исключением враджаваси. Ответственным за приглашение гостей был назначен Нарада Муни.

Будучи калаха-прией, сначала он отправился в дом Нанды Махараджа, во Врадж. Он стал прославлять его: «Слава Нанде Махарадже! В Прабхасе проводят великое жертвоприношение, и я обязан пригласить туда обитателей всех трёх миров. Всех, кроме враджаваси». Нанда Махараджа помрачнел, но ничего не ответил.

Нарада понял, что цель его визита ещё не достигнута, и поэтому пошёл встретиться с Яшодой. Яшода ласково приняла Нараду и сказала: «О Нарада! Чем я могу тебя попотчевать? Просто дай мне знать, я приготовлю всё, что захочешь». Нарада ответил: «У меня мало времени, мне нужно идти, пригласить обитателей всех трёх миров [на жертвоприношение, устроенное в Прабхасе], туда приглашены все, кроме враджаваси. Я пришёл лишь сообщить вам об этом».

Тогда Яшода объявила: «Я обязательно пойду туда. Но не для того, чтобы с кем-то встретиться. Я просто получу даршан своего лалы и вернусь. Я даже не сделаю там и глотка воды. Что в этом плохого?» Однако Нанда Махарадж возразил: «Пожалуйста, не ходи. Не очень хорошо ходить без приглашения на столь грандиозное и подготовленное жертвоприношение». Но Яшода настаивала: «Я обязательно пойду».

Так она отправилась туда вместе со всеми остальными, но не смогла встретиться с Кришной, все четыре входа охранялись стражами. Кроме того, сверху на воздушных кораблях (виманах) летали Бхима и Арджуна и всё патрулировали. Никто [без приглашения] не мог войти внутрь. [Враджаваси] много раз умоляли и даже плакали, но всё безуспешно. Эта игра показывает, что одними молитвами и слезами нельзя ничего добиться [нужно принять прибежище у нама-киртаны].

Тогда служанка Яшоды предложила ей: «О Яшода! Пожалуйста, позови своего сына, назови Его имя». Эта игра показывает, насколько могущественна нама-киртана. Яшода стала совершать  нама-киртану и звать: «Гопал! Гопал!», и Кришна немедленно покинул жертвоприношение, в котором принимал участие, и пришёл к Яшоде [сев к ней на колени в облике Гопала].

Когда Его друзья-пастушки стали звать: «Канхайя! Канхайя! Как мы можем не получить Твоего даршана, проделав сюда столь долгий путь?» И тогда Канхайя пришёл к ним  в облике Канхайи [как их друг-пастушок]. Радхарани стала звать: «О Шьямасундара! Неужели Я не получу Твой даршан? Неужели вернусь ни с чем?» И В ответ Кришна немедля приблизился к Ней в образе Шьямасундары.

Кришна ответил взаимностью каждому из преданных в соответствии с его или её прия-намой [именем Кришны, которое является для этого преданного самым дорогим, например Гопал, Канхайя или Шьямасундара]; в зависимости от настроения, с которым они звали Кришну, Он явился им именно в этом облике.

Тогда Нарада Муни, присутствовавший на жертвоприношении, обратился к Деваки: «Яшода забрала твоего сына. Пожалуйста, разберись с ситуацией». Оставалось всего пять минут до конца жертвоприношения [и если бы его не завершили, то оно стало бы бесполезным, не принесло бы плодов]. Но Кришне было всё равно, Он просто встал и ушёл.

Что показывает эта игра? В нама-санкиртане так много могущества, что любая кармическая деятельность, как это жертвоприношение, не имеет никакого приоритета [по сравнению с нама-санкиртаной]. В этом заключается смысл.

***

Чей же Кришна сын – Яшоды или Деваки? Как нам это установить? Было признано, что та, чья грудь переполнится молоком [когда она увидит Кришну, переполненная ватсальеи], та и будет считаться Его настоящей матерью. (Организовали встречу,) и молоко потекло из груди именно Яшоды, а не Деваки. Итак, чей же Он сын? Он сын Яшоды и Нанды. Поэтому и фестиваль называется Нандотсава, Кришна Джанмаштами. Всё это очень сокровенные темы, которые нелегко понять.

Вне зависимости от этого, Джанмаштами и Нандотсаву отмечают повсеместно. Все вы считаете этот день праздником Джанмаштами. Все используют эти понятия – «Джанмаштами! Джанмаштами! Нандотсава! Нандотсава!» Однако никто не размышляет об их сокровенном смысле. Никто! Просто повторяя (эти слова), как можно поверить в то, что, когда Васудева оставил своего сына [Васудеву Кришну] в доме Нанды Махараджа, Тот слился с [Нанда-нанданой Кришной], сыном Нанды Махараджа? Стоит ли этому верить? Всё это было доказано, когда Камса послал Акруру за Кришной и Баларамой и велел привезти их в Матхуру из Вриндавана на дханур-ягью

Возвращаясь вместе с ними в Матхуру, Акрура принимал омовение в Акрура Гхате и увидел, что Кришна одновременно сидит на колеснице, и находится в водах Ямуны. Он окунулся ещё раз и снова увидел то же самое. Акрура подумал: «Это не отражение [Кришны], потому что отражение должно быть перевёрнутым». В подтверждение, Кришна спросил его: «Ты что-то увидел?» Акрура даже не смог ответить Ему. Через эту лилу Кришна показывает, что Нанда-нандана Кришна никогда не делал и шага за границы Вриндавана [существует Васудева Кришна и Нанда-нандана Кришна].

Таким образом, говорится:

кришно 'нйо йаду-самбхуто

йах пурнах со 'стй атах парах

вриндаванам паритйаджйа

са квачин наива гаччхати

(«Лагху-бхагаватамрита», 1.5.461)

[Кришна, известный как Яду-кумар, – это Васудева Кришна. Он отличается от Кришны, сына Нанды Махараджа. Яду-кумар Кришна являет Свои игры в Матхуре и Двараке, а Кришна, сын Нанды Махараджа,  никогда не покидает Вриндаван.]

Нанда-нандана Кришна никогда не покидает Вриндаван. Разница ещё в том, что Деваки-нандана Кришна убил множество демонов, тогда как Нанда-нандана Кришна  не убивал никого.

Всё это показано, но постичь [трансцендентные деяния Господа] очень сложно. Все отмечают этот праздник, но не все могут понять его сокровенный смысл.

……………………………………………………………..……

Источник https://www.visuddhacaitanyavani.com/single-post/2018/09/01/Janmastami

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж