?

Величие хари-киртаны.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 801. Опубликовано: 7-07-2015, 15:05

Величие хари-киртаны

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

г.Фаридабад, декабрь 2012 г.

 

Велика слава киртаны, поскольку хари-киртана дарует плоды повторения всех ведических мантр. Именно поэтому наша человеческая жизнь должна быть посвящена киртану.

 

бхарата-бхумите хаила манушйа джанма йара

джанма сартхака кари кара пара-упакара

 

«Тот, кто родился в Бхарата-варше, должен стремиться совершенствоваться через нама-бхаджан и, ради всеобщего блага, проповедовать кришна-нама-санкиртану, пение святых имён Шри Кришны» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 9.41).

 

Если в ведической мантре произнести гласную с другой долготой, то изменится её значение, и мы получим совсем другой эффект от мантры. Но Шри Кришна не обращает внимания на правильность произношения маха-мантры, так как Он, прежде всего, принимает настроение, с которым преданные произносят Его имя. Поэтому практика воспевания хари-киртана является наивысшей.

 

В «Брихад-бхагаватамрите» Шрила Санатана Госвами говорит, что существует: нама-киртана, рупа-киртана, гуна-киртана и лила-киртана, однако наивысшей является именно нама-киртана. Через пение имени Кришны, Он проявляется в нашем сердце. Суть всей нашей практики – это воспевание Его святого имени.

 

Харинама-санкиртана предписана не только для Кали-юги, этот метод для каждой юги (эпохи). Сатья, Двапара, Трета и Кали-юга повторяются циклично, подобно кругу. Одна юга сменяет другую снова и снова. В каждую эпоху существуют мантры, включающие в себя особые имена Бога. В Трета-югу восхваляли имя Камсари – Того, кто убил Камсу. Однако мы знаем, что Кришна убил Камсу в Двапара-югу. Почему же имя Камсари воспевали в Трета-югу? В одном из стихов «Шримад-Бхагаватам» говорится, что когда Гарга Ачарья проводил церемонию для Кришны в доме Нанды Махараджа, он сказал Нанде, что его сын – это Личность, которая является в каждую эпоху и иногда Он приходит золотого цвета. Как же возможно, что Гарга Ачарья знал о золотистом облике Махапрабху, который явился после Двапара-юги?! Благодаря этим примерам мы можем ясно понять, что лилы Кришны и Чайтаньи Махапрабху – вечны. Их имена так же вечны.

 

Почему же воспевание святого имени так прославляется именно в Кали-югу? В этом есть огромная необходимость, так как воспевание святого имени необычайно могущественно. Почему этот метод могущественнее всех остальных? В материальном мире есть пять элементов: воздух, огонь, земля, вода и эфир, бхумир апо 'нало вайух кхам («Б.-гита», 7.4). Наиболее тонкие элементы пронизывают грубые. В земле содержатся все элементы, поэтому она является самым грубым элементом. Вода легче земли, легче воды огонь, но эфир – самый тонкий элемент. Что касается звука, то он пронизывает даже эфир. Эфир тоньше всего остального, но звук управляет всем.

 

Если твой возлюбленный находится вдалеке, и ты хочешь с ним связаться, как это сделать? Можно позвонить ему, написать письмо, отправить электронную почту, но какой бы способ мы не выбрали, мы используем слова, применяем звук. Что бы мы ни захотели сделать, всё сопровождается звуковыми колебаниями. Например, если вы хотите что-то купить, то нужно сначала услышать о цене товара. Всё в этом мире зависит от слов, любые взаимодействия связаны со звуком. Почему это происходит? Потому что природа звука очень тонкая, он пронизывает все процессы мироздания без исключения. Мы знаем, что природа Бхагавана сверхъестественная. Он легче лёгкого и тяжелее тяжёлого, а это в свою очередь означает, что нет ничего тоньше, чем святое имя Господа. Имя Господа даже имеет власть над Ним Самим. В Кали-югу Шри Чайтанья Махапрабху призывает нас принять прибежище у харинамы, потому что нет более могущественного метода для тех, кто находится в плачевном состоянии. Обращаясь к имени Господа, мы сможем достичь всего.

 

Если бросить атомную бомбу, то она сможет разрушить всё, кроме эфира. Звук же тоньше эфира, поэтому результаты повторения святого имени вечны, неразрушимы. Также через повторение святых имён мы можем легко достичь плодов медитации (дхьяны), любого жертвоприношения (ягьи) и поклонения в храме (паричарьи).

 

нама чинтаманих кришнаш

чаитанйа-раса-виграхах

 

«Нама Шри Говинды исполняет все желания джив» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.233).

Следовательно, нам надлежит полностью сосредоточиться на святом имени Кришны.

Шрила Рупа Госвами написал «Нама-аштаку», прославляющую кришна-наму. В этой аштаке[i] он говорит, что нама избавляет от последствий даже самых страшных грехов, рассеивает тьму невежества, уносит страдания тех, кто принял его покровительство и, подобно волнам благоуханного нектара в океане сладости, уносит в вечный праздник Гокулы. Так же Бхактивинода Тхакур написал восемь киртанов, прославляющих святое имя. Имя Бога милостиво проявляется на языке преданного, который принял у него прибежище. Мы произносим харинаму, но не видим за ней живую личность. В действительности, в святом имени так много жизни! Вся сварупа Бхагавана присутствуют в нём. Нама Прабху[ii] может проявиться в сердце того, кто полностью предался этому проявлению Бога в образе имени, однако для этого необходимо находиться под руководством чистого преданного. Если Нама Прабху проявится даже на мгновение, то всё невежество тут же уйдёт из сердца садхаки, очистив грубое и тонкое тело. Этого невозможно достичь даже снова и снова совершая ритуальные омовения. В отличие от грубого тела, которое постоянно меняется, тонкое остается с нами рождение за рождением, но святое имя очищает даже его.

 

Святое имя более милостиво, чем нами (носитель имени, то есть Кришна). В одном из своих киртанов Шрила Наротама дас Тхакур говорит: «Если совершить оскорбления лотосных стоп Бхагавана, то освободиться от этого оскорбления можно приняв прибежище у имени Господа». Повторять имя Всевышнего нужно в молитвенном настроении, раскаиваясь, осознавая и признавая, что мы оскорбители. Только такое повторение харинамы может нейтрализовать грех.

Нет ничего могущественнее, чем нама.

 

мадхура-мадхурам этан мангалам мангаланам

сакала-нигама-валли сат-пхалам чит-сварупам

сакрид апи паригитам шраддхайа хелайа ва

бхригу-вара! нара-матрам тарайет кришнанама

 

«Святое имя Кришны – это суть всего благоприятного, и самое сладостное из всего, что исполнено сладости. Это зрелый трансцендентный плод всех лиан шрути, суть божественного знания, чит-шакти. О лучший в династии Бхригу, тот, кто хоть раз повторит имя Кришны без оскорблений – неважно, с верой или пренебрежительно (хела), - несомненно освободится из океана самсары» («Сканда Пурана»).

 

Даже если вы совершаете много аскез, обладаете гьяной, это не может сравниться с тем, что может вам даровать нама. Бхактивинода Тхакур сказал, если человек совершает много различных действий, чтобы удовлетворить Кришну, но всё же не видит результатов, тогда ему нужно принять прибежище у намы. Если воспевать святое имя в правильном настроении, то Нама Прабху будет милостив к тому преданному, который ищет прибежища у Него. В Ведах так же описывается что, если кто-то простосердечно воспевает святое имя, то он сможет получить всё благоприятное, мангалам мангаланам. Люди в Кали-югу живут очень мало, их разум очень слаб, их ум постоянно обеспокоен, но всё же они могут достичь высшего блага через воспевание святого имени.

 

Однажды Нарада Риши пришёл в Двараку, для того чтобы поговорить с Васудевой Махараджем: «О Васудева, когда Кришна явился в этом мире, у тебя не было возможности провести все необходимые ритуалы. Теперь же ты имеешь так много богатств, почему бы тебе не провести ягью?» Васудева согласился провести ягью[iii] и решил пригласить на неё весь мир, всех полубогов, но не позвал враджаваси. Когда Кришна узнал об этом, то обратился к Нараде: «О Нарададжи, только ты можешь перемещаться очень быстро по всем трём мирам, пожалуйста, посети Врадж и пригласи враджаваси». Прежде Дакша проклял Нараду Риши. Суть проклятия была в том, что Нарада не должен был оставаться в одном месте надолго. Нарада воспринял это как благословение для себя.

 

Тем времени враджаваси горели в огне страданий. Что это были за страдания? Это были не материальные страдания, это был трансцендентный огонь разлуки с Кришной. Когда Нарада пришёл во Врадж, он был поражён, когда увидел состояние враджаваси. Глаза мамы Яшоды не высыхали от слёз. Она плакала и плакала взывая: «О Гопал!» Пастушки и пастушки иногда видели спхурти[iv]. Кришна приходил к ним на мгновенье, а потом исчезал, а жители Враджи постоянно рыдали. Гопи никого не видели и не слышали в своём безумии. Их умы принадлежали полностью только Кришне. В таком состоянии они постоянно повторяли Его имена. У каждого преданного свои индивидуальные отношения с Кришной. В соответствии с ними Его называют по-разному. Мама Яшода называла Его Гопал, гопы называли Его Каная, гопи называли Его  Шьямасундара.

 

Когда Нарада появился в доме Нанды, Яшода спросила мудреца: «Что я могу приготовить для вас?» Нарада Муни ответил, что у него совсем мало времени, и он пришёл для того, что бы пригласить их на ягью Васудевы Махараджа. Услышав это, Яшода сказала Нанде: «Кришна будет совершать ягью, мы должны отправиться туда».

– «Может быть, не стоит туда идти?» - возразил Нанда.

– «Он наш возлюбленный сын, мы обязательно должны пойти».

Родители Кришны и гопи отправились на ягью. День и ночь они шли, несмотря на то, что ночью было очень темно и идти было тяжело. Шримати Радхика прежде обессилила от долгой и сильной разлуки, но всё же, движимая пылающей любовью к Кришне, Она нашла в Себе силы идти на ягью. От враджаваси исходило необыкновенное сияние, которое рассеивало всю темноту, подобно миллионам лун.

Шри Кришна приехал на жертвоприношение на золотой колеснице в сопровождении множества слуг. Он был настолько плотно окружён людьми, что никто не мог протиснуться к Нему. Все входы на ягью были хорошо защищены.

Тем временем враджаваси жаждали личной встречи с Кришной, они не знали, что необходимо сделать, чтобы встретиться с Ним. На Курукшетру приехали мама Яшода, Нанда Махарадж и ашта-сакхи[v] во главе со Шримати Радхикой. Понимая, что с Кришной очень трудно встретиться, Они стали повторять Его имена. Радхарани положила лист Туласи Себе на язык и стала взывать к наме.

 

пурнах шуддхо нитйа-мукто

'бхиннатван нама-наминох

 

Между намой и нами нет различий, поэтому, услышав Свои имена, Кришна быстро появился перед враджаваси. Так все препятствия были полностью разрушены. Он покинул место совершения ягьи, даже несмотря на то, что до окончания ягьи оставалось подождать всего несколько минут. Такова сила харинамы.


Нет другого пути, кроме того, как громко взывать к имени Господа Кришны. Если кто-либо искренне взывает к Бхагавану, то Он тут же появится. Перед мальчиками пастушками Он явился как сакха, перед взрослыми гопи как маленький ребёнок, а перед юными гопи как их возлюбленный. Когда мама Яшода увидела Кришну, тут же из её груди полилось молоко.

Когда Нанда и Яшода пришли на ягью, их не хотели пускать к Кришне. Тогда мама Яшода воскликнула: «Гопал!» И Кришна тут же явился перед ней. Все начали обсуждать, кто же истинная мать Кришны? Как Яшода может быть Его мамой? Бхагаван не приходится кому-либо сыном, мужем или возлюбленным. Но в тоже время Он сын Яшоды и Деваки. Он жаждет вкушать материнскую любовь и потому принимает любовь их обоих.

 

Кришна обладает всей сладостью – лила-мадхурьей[vi], рупа-мадхурьей, вену-мадхурьей и према-мадхурьей. У Кришны удивительные качества. Как проявляется вену-мадхурья? Например, когда Лакшми услышала Его флейту, она оставила Своего мужа – Господа Нараяну на Вайкунтхе. После того как Кришна покинул раса-лилу, Он решил скрыть Свой истинный облик и проявил Свою форму Нараяны. Однако, когда увидел Радхарани, то не смог оставаться долее в этом обличии и снова проявил Свою рупа-мадхурью. Те, кто шли за Шримати Радхарани смогли увидеть Шьямасундару Шри Кришну, однако те, кто шли впереди Радхики, увидели только Нараяну. Поэтому необходимо слушать хари-катку и нама-киртану под руководством шуддха-вайшнава, идущего за Шримати Радхарани. Нужно быть в анугатье.

В хари-киртане есть всё, его слава безгранична. Как начинается «Шримад-Бхагаватам»? С медитации на Абсолютную Истину.

 

ом намо бхагавате васудевайа

джанмади йасйа йато `нвайад

сатйам парам дхимахи

 

«О Всевышний Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающий Господь, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Шри Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Воистину, Он – Истина, высший Объект моей медитации» (1.1.1).

А как заканчивается? Последняя шлока «Шримад-Бхагаватам» говорит:

 

нама-санкиртанам йасйа

сарва-папа пранашанам

пранамо духкха-шаманас

там намами харим парам

 

«Я приношу свои почтительные поклоны Всевышнему Господу, Хари, совместное воспевание имён которого разрушает последствия всех грехов, и предложение поклонов которому избавляет от всех материальных страданий» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.23).

 

Эта шлока призывает нас к нама-санкиртане. Вся суть «Шримад-Бхагаватам» в этой последней шлоке. Она является выводом «Шримад-Бхагаватам». Гьяни, которые знают «Веданта-сутру[vii]», очень горды собой. Однако они не знают, что после того как Шрила Вьясадева написал «Веданта-сутру», он не был полностью удовлетворён. «Шримад-Бхагаватам» является естественным комментарием на «Веданту», в нём заключена вся её суть. С чего же начинается учение Шри Чайтаньи Махапрабху?

 

чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам

шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам

анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам

сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам

 

«Победа повторению святого имени Шри Кришны, которое очищает зеркало сердца и полностью гасит лесной пожар материального существования! Шри кришна-санкиртана проливает на джив благодатный лунный свет бхавы, при котором распускается белоснежный лотос удачи. Святое имя – сама жизнь Дивья Сарасвати. Оно постоянно увеличивает океан духовного блаженства и позволяет дживе на каждом шагу наслаждаться вкусом божественного нектара во всей полноте. Святое имя Шри Кришны приносит полное утешение и очищение душе и телу» («Шикшаштака», 1).

 

Произнесение одного имени Вишну достаточно для того, чтобы освободить нас от Ямадутов[viii]. Махапрабху утверждал, что повторение трёх лакхов[ix] имён Вишну приравнивается к повторению одного имени Кришны. Чего бы вы ни пожелали: материального наслаждения, освобождения или чистого бхакти – всё это можно получить, повторяя святое имя Шри Кришны. Все плоды, которые можно обрести, совершая карму и гьяну, можно легко потерять. Всю суть Шрила Вьясадева вложил в последнюю шлоку «Шримад-Бхагаватам», в которой говорится о бесконечной славе святого имени. Если мы будем воспевать святое имя Кришны, то Он несомненно проявится в нашем сердце.

 


[i] Аштака –  происходит от санскритского слова ашта, которое означает «восемь». Аштака – это особый поэтический строй в санскрите, в котором прославляемое описывается в восьми четверостишьях.

[ii] Прабху – санскритское слово, в переводе означающее «господин». Используется при смиренном обращении к тем, от кого зависят. Слово прабху указывает на особо могущественную личность, например, на Бога, святого или уважаемого человека, занимающего высокое положение в обществе.

[iii] Ягья – обряд жертвоприношения, проводимый в соответствии с указаниями Вед. Являлся основным духовным методом возвышения и исполнения всех желаний в Трета-югу. Ягья обычно совершается для удовлетворения Верховного Господа и Его представителей в этом мире ‒ девов (богов) или для исполнения определённых желаний (ритуалы камья). Самым важным элементом ягьи является жертвенный огонь (представляющий бога огня ‒ Агни-дева), куда предлагаются различные подношения, которые через Агни уходят к Богу богов и девам.

[iv] Спхурти – мимолётное видение трансцендентной реальности, которое случается во время глубокого погружения в размышления о Шри Кришне и всем тем, что с Ним связано. В данном случае из-за сильной разлуки с Кришной девушки Враджи обретали спхурти – мимолётное видение своего возлюбленного.

[v] Ашта-сакхи – восемь подруг Шримати Радхарани.

[vi] Мадхурья – происходит от санскритского слова мадху – «мёд» и означает сладость. Кришна, будучи источником всех Своих проявлений, таких как Вишну, Нараяна и прочих, обладает всеми превосходными качествами. В то время как Господь Нараяна не обладает четырьмя особо сладостными качествами, присущими только Шри Кришне: 1) лила-мадхурья – Его лилы в высшей степени сладостны; 2) рупа-мадхурья – Его облик непревзойденно сладостен; 3) вену-мадхурья – Его игра на флейте необычайно сладостна и 4) према-мадхурья – Он окружён преданными, являющими мадхурья-прему, которая может достигать уровня махабхавы.

[vii] «Веданта-сутра» – так же известна как «Брахма-сутра». Записана Шрилой Вьясадевой. Сутра – это краткое и очень ёмкое изречение. Слово веданта состоит из двух санскритских слов: 1) веда – имеются ввиду четыре Веды (Риг, Сама, Атхарва, Яджур), а точнее, их лучшая часть – Упанишады и 2) анта – «конец», «вершина» или «венец». То есть «Веданта-сутра» - это изложение сути всего знания Вед в краткой форме. «Веданта-сутра» состоит из 555 кратких изречения, которые разбиты на 4 главы (адхьяя).

    «Веданта-сутра» сложна для понимания в силу своей краткости. А также потому, что подразумевает знание санскрита и Упанишад. Поэтому, чтобы люди эпохи Кали смогли получить правильное представление о природе истины, Шрила Вьясадева записал «Шримад-Бхагаватам» - авторский комментарий на «Веданта-сутру». Кроме того, каждая из четырёх вайшнавских школ (сампрадай) имеет свой комментарий на это произведение. Эти комментарии раскрывают особенность (вайшиштью) учения данной школы и, в тоже время, её аутентичность, то есть принадлежность к веданте.

[viii] Ямадуты – происходит от двух санскритских слов: 1) яма – «смерть», имеется ввиду Ямарадж – бог смерти. Он судит грешников после смерти, определяя меру их наказания; 2) дута – «посланник». То есть ямадуты – это посланники бога смерти, приходящие в этот мир за грешниками, чтобы отвести их на суд Ямараджа.

[ix] Лакх – сто тысяч.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж