?

Говардхан.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 794. Опубликовано: 26-07-2015, 14:24

Говардхан

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

03.08.2014 г.

День второй

 

У Гирираджа Говардхана есть два различных аспекта. Первый аспект – Он Сам в образе Господа Вишну, а второй – Он хари-даса-варья, величайший из слуг Шри Хари. Как же понять то, что Господь одновременно является Самим Собой и Своим преданным? И как мы можем понять Господа через вайшнава? До тех пор, пока человек не познает славу тех, кто предан Господу, он не сможет понять славу Самого Господа.

 

Какова история Радха-кунды? Ранее это место было известно как Аришта-грам, или место Ариштасуры (демон в облике быка). Этот демон жил там и постоянно докучал враджаваси. В конце концов, Кришна убил его. Тогда Шримати Радхика сказала Ему: «Ты совершил грех». Деяния Шри Кришны – апракат и они непостижимы даже для величайших личностей мироздания. Даже они сбиты с толку. Как же так? Шримати Радхика говорит Кришне, что Его коснулся грех. Но разве такое возможно?

 

Из шастр мы знаем, что тиртхи (святые места) обладают силой очистить весь мир. Посещая их или принимая омовение в кундах и священных реках, люди оставляют в этих местах свои грехи. Когда же эти святые места посещают преданные Господа и омываются там, тиртхи очищаются от всех накопленных ранее грехов. Истинные преданные наделяют святые места чистотой. Юдхиштхира Махарадж прославляя возвышенного преданного Кришны – Видуру говорил:

 

бхавад-виддха бхагаватас

тиртха-бхутах свайам вибхо

тиртхи-курванти тиртхани

свантах-стхена гадабхрита

 

«Чистые преданные как ты – олицетворения святых мест паломничества. Твоё сердце – обитель Бхагавана, поэтому где бы ты ни находился, это место становится святым» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.10).

 

Вайшнавы и садху являются представителями лотосных стоп Господа. И если даже шуддха-бхакты обладают силой очистить тиртхи от грехов, то как же тогда возможно, что Личность, которая является прибежищем для всех этих преданных, может оскверниться каким-то грехом? Это совершенно невозможно. Так или иначе, деяния Господа непостижимы. Их невозможно понять при помощи обычного разума. Всё это нужно постигать под руководством преданных и тогда станет возможным понять глубокий смысл, скрытый за всем этим.

 

Итак, Шримати Радхика говорит: «О, Кришна, Тебя коснулся грех». Он спросил Её: «Что же Мне теперь делать?» Радхика ответила: «Ты должен обойти все существующие тиртхи и принять в них омовение, только так Ты освободишься от всех грехов». На это Кришна сказал: «О, это легко. Я могу сделать это прямо здесь, не сходя с места». Он приказал всем тиртхам явиться к Нему. Тотчас же олицетворённые святые места явились перед Ним в своём облике.

 

Все тиртхи изначально исходят из Враджа-дхамы. В этой обители находится их та форма, из которой происходят все остальные. Там же, где обычно люди посещают Праяг, Харидвар или Каши, находится лишь их чхая – тень изначальных тиртх. Но их первоначальные формы находятся во Врадже. Поэтому, всё время присутствуя в обители Кришны, они незамедлительно явили свою форму, как только Он пожелал этого. Таким образом появилась также священная Шьяма-кунда. Все олицетворения рек и озёр проявились в одном месте, и Шьямасундара с радостью принял омовение в них.

 

Наблюдая за происходящим, Шримати Радхика тоже пожелала проявить свою кунду. Кришна сказал Ей: «На самом деле, Я не убивал быка. Я всего лишь убил демона, который принял облик этого священного животного. Поэтому Твои обвинения в Мой адрес ложны. Следовательно, Тебе тоже следует очиститься от греха». Шримати Радхика принялась выкапывать кунду, которую позже гопи стали наполнять водой из Кусум-саровары. Мы слышали, что гопи приносят воду в Радха-кунду также из Манаси Ганги. Кришна предложил Радхике: «Я могу попросить все тиртхи наполнить также и Твою кунду!» В конце концов так и произошло, все воды святых рек вошли в блаженную кунду Радхарани. Все, кроме Манаси Ганги – она так и не явилась. Тогда Шри Кришна разгневался на неё: «Почему ты не пришла по Моему зову?» Увидев гнев Кришны, она тотчас же явилась, да с таким сильным напором, что граница между Радха-кундой и Шьяма-кундой была размыта. Так два пруда соединились. Благодаря сильному течению Манаси Ганги, больше не было никаких границ между ними.

Было время, когда обычные люди считали, что достаточно принять омовение только в Радха-кунде, а в Шьяма-кунде этого делать не нужно. Они считали, что Шьяма-кунда действительно наполнена грехами Кришны. Но мы принимаем слова авторитетных личностей, таких как Шрила Нароттама дас Тхакур. Он пишет: «Я буду омываться в Радха-кунде, и отдыхать в Шьяма-кунде». Следовательно, концепция о том, что в Шьяма-кунде находятся грехи Кришны, в корне неверна. Более того, Кришна говорит: «Тот кто примет омовение в Радха-кунде, обретёт такую же любовь ко Мне, которая существует в сердце Шримати Радхики». Радхарани в Свою очередь, тоже дала благословение тому, кто примет омовение в Шьяма-кунде. Она сказала: «Пусть у личности, которая омылась на Шьяма-кунде, проявятся любовь и желание служить лотосным стопам Кришны». Таким образом, мы видим, что выводы обычных людей и выводы возвышенных вайшнавов абсолютно отличаются друг от друга.

 

Шрила Рагхунатха дас Госвами пришёл во Врадж и затем по наставлению Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами поселился на берегах Радха-кунды и Шьяма-кунды. Он очень любил это священное место и прославлял его в своих молитвах:

 

враджа бхувана шудхамшох према бхумир никамам

враджа мадхура кишори маули ратна прийева

паричитам апи намна йач ча тенаива тасйас

тад ати сурабхи радха кундам эвашрайо ме

 

«Радха-кунда – обитель любви к Кришне, луне Враджи. Поскольку среди всех прекрасных юных гопи Радха – прекраснейшая жемчужина, Кришна любит Её больше всех. Радха-кунда дорога Кришне так же как и Сама Радхика. Вот почему Он дал этому озеру имя Радхи. Да будет прекрасная и чарующая Радха-кунда моим единственным прибежищем» («Радха-кундаштака» 4).

 

Во время Рагхунатхи даса эти пруды были маленькими. Такими их отыскал и проявил Шри Чайтанья Махапрабху. Однажды к Шриле Рагхунатхе дасу Госвами пришёл один человек и сказал: «Недавно я посетил Бадринатх. У меня было желание послужить там Господу, но Он пришёл ко мне во сне и приказал отправиться сюда, на Радха-кунду, встретиться со Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами, то есть с вами. Он сказал мне отдать вам то, что я хотел пожертвовать Ему. Поэтому я и пришёл к Вам, пожалуйста, прими то, что у меня есть». Шрила Рагхунатха дас Госвами ответил: «Спасибо тебе, но я не желаю ничего принимать». Однако пришедший человек настаивал на своём: ”Если Бадринатх послал меня сюда, значит, в этом есть какая-то скрытая причина”. Тогда Рагхунатха дас Госвами вспомнил: “О, да! Однажды я допустил мысль о том, что если бы я пришёл на Радха-кунду раньше, когда был богатым и мой отец присылал мне много денег, то я бы построил ступеньки, ведущие к воде, и облагородил Радха-кунду и Шьяма-кунду. Однако теперь я не могу этого сделать. Видимо из-за этих мыслей, Бадринатх и послал вас ко мне”.

 

Рагхунатха дас Госвами принял подношение и начал строить ступеньки с четырёх сторон Радха-кунды и Шьяма-кунды. Когда он завершил эту работу, ему приснился сон. Рагхунатха дас Госвами увидел, как пять Пандавов и царица Кунти пришли к нему и сказали: «Мы шестеро, находимся на берегу Шьяма-кунды в форме деревьев кели-кадамба, пожалуйста, не срубай нас. Мы хотим остаться здесь и совершать свой бхаджан». Шрила Рагхунатха дас Госвами не забыл об их просьбе при строительстве ступенек вокруг Шьяма-кунды, поэтому её форма неровная. Только те, кто воистину являются шаранагата-вайшнавами, кто нишкапата, то есть в их сердце нет ни капли лицемерия, могут на самом деле понять эти лилы и тайны, заключенные в них, для других это невозможно.

 

Каким образом Шрила Рагхунатха дас Госвами жил на берегу Радха-кунды? Он всегда был чрезвычайно отречённой личностью. А после ухода Шримана Махапрабху и Сварупы Дамодары Госвами, он стал ещё более отречённым. Он поддерживал свою жизнь, выпивая лишь один лиственный стаканчик пахты в день и более ничего.

 

сахасра дандават коре, лайа лакша нама
дуи сахасра ваишнавере нитйа паранама

 

«Каждый день он неукоснительно тысячу раз кланялся Господу, повторял по крайней мере сто тысяч святых имён и кланялся двум тысячам вайшнавов» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 10.99).

Такова была его жизнь.

Одна из книг, написанных Шрилой Рагхунатхой, называется «Вилапа-кусуманджали». Вилапа – это плач. Я не совсем уверен, что именно означает слово «плач» на других языках. Когда мы плачем о ком-то или о чём-то, это слово на санскрите звучит – кранна. Но вилапа – это совсем другое слово. Оно означает такой плач, во время которого не просто слёзы текут из глаз, но плачет само сердце, плачет всё тело и ум. Слова исходят из глубины сердца и вытекают через уста, и даже если значение слов будет кому-то непонятным, можно прочувствовать боль сердца. Именно такой плач называется вилапа. «Вилапа-кусуманджали», кусум – это цветы, а анджали – полные ладони или подношение. Таким образом «Вилапа-кусуманджали”» – это слёзные молитвы из самой глубины сердца Шрилы Рагхунатхи даса Госвами в форме вилапа, то есть сильной боли сердца в виде слёз, а также в виде молитвенных слов, которыми он наполнил свои ладони и предложил лотосным стопам Шримати Радхарани. Он пишет: «Вот это цветы, которые я предлагаю Тебе. Увы, теперь я не могу даже собрать те цветы, что растут в лесу, чтобы предложить Твоим лотосным стопам. Пусть мои молитвы будут цветами, которые я хочу предложить Тебе». Вот почему книга называется «Вилапа-кусуманджали».

 

Также есть восемь видов подношений – анджали. Например, в словосочетании пушпанджали, слово пушпа означает не просто цветы. В нём подразумевается разные виды цветов. Мы поём «Шад-Госвами-аштаку», «Радхика-аштаку», или «Кришна-аштаку». Каково здесь значение слова аштака? Хотя, внешнее значение – восемь молитв (ашта – восемь), но есть более глубокое значение. Под аштакой подразумевается восемь различных видов цветов, которые были предложены в этих молитвах. Что же это за «цветы-молитвы»? Первый цветок из этих восьми – кшама (молитвы о прощении). Второй – индрийа сайама или молитвы об обретении способности контролировать свои внешние и внутренние чувства. Садхака молится: «Пожалуйста, дай мне силы обуздать свои чувства, чтобы я мог всегда служить Тебе». Мы упомянули лишь некоторые из этих восьми цветов, которые предлагаются во время пения аштак. Именно поэтому эти молитвы называются так.

 

Шрила Рагхунатха дас Госвами произнёс «Вилапа-кусуманджали». Слово анджали – означает молитвы, которые пылают в его сердце и сжигают его. Он горит желаниями радха-севы и служения Рупе Манджари. Будучи не в состоянии исполнить их, он молится об этом. Одна из этих молитв (стих 102) звучит так:

 

аша-бхараир амрита-синдху-майаиx катханчит

кало майати-гамитаx кила сампратам хи

твам чет крипам майи видхасйаси наива ким ме

пранаир враджена ча варору бакаринапи?

 

«О, Шримати Радхика! До тех пор пока я не стану достойным Твоей милости, я считаю своё проживание во Враджа-дхаме не имеющим никакой ценности. Обладание этим телом тоже абсолютно бесполезно. Что говорить обо всём этом?! Без Твоей милости, я даже не желаю иметь ничего общего с Бакари».

 

В этой молитве важно понять, что между Кришной и Его проявлением в образе Бакари существует разница. Шрила Рагхунатха дас Госвами использовал имя Бакари с определённой целью. Бакари – это форма Господа Кришны, рядом с которым нет Шримати Радхики. Бакари значит «тот, кто убил демона Бакасуру». Убийство Бакасуры и других демонов не является деяниями Враджендра-нанданы Кришны, всех асуров убивает Вишну. Кришна значит всепривлекающий – тот, кто привлекает всех и вся. Бакари не привлекает всех, поэтому Бхагавану, который пребывает в настроении Бакари не подходит имя Кришна. Они отличаются друг от друга. Шрила Рагхунатха дас Госвами говорит: «Без Тебя, Кришна всего лишь Бакари. До тех пор пока я не обрету Твоей милости, какое мне дело до Него?» Выражаясь таким образом, он прославляет Шримати Радхику.

 

Есть одна замечательная лила, также прославляющая Шримати Радхику, которую мы все слышали не один раз. Во время танца раса, который проходил неподалёку отсюда, в Пайтха-граме, распространилась слава о Шримати Радхики.

 

Сначала необходимо понять, Что такое раса? Раса – это ананда (высшее блаженство). Раса — это праздник, в котором присутствуют нритья и киртан, то есть экстатические танцы и пение. Во время танца раса, Кришна развлекался с многочисленными гопи. Гопи очень особенные, они обладают бесчисленными непревзойдёнными качествами. Их слава превосходит славу цариц Двараки. Ни одну из гопи даже нельзя сравнивать с царицами Двараки. Когда Кришна проявил лилу, в которой у Него болела голова, что сделали гопи? Ради исцеления своего возлюбленного, все они были готовы отправиться в ад на многие и многие жизни. Такова их непревзойдённая слава!

Пастушки Враджа бесконечно самоотверженны и бескорыстны. Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами прославляет их в «Говинда-лиламрите» (10.17):

 

вибхур апи сукха-рупах сва-пракашо 'пи бхавах
кшанам апи на хи радха-кришнайор йа рите свах
правахати раса-пуштим чид-вибхутир ивешах
шрайати на падам асам ках сакхинам раса-джнах

 

«Бхавы Шри Шри Радхи-Кришны проявляются сами собой, они безграничны и исполнены восторга. Несмотря на это, ни одна капля этой расы не проявляется без участия гопи, подобно тому как Ишвара, никогда не проявляется без Своих духовных энергий, в которых заключено Его великолепие. Поэтому кто из знатоков расы осмелится войти в эти лилы, не имея прибежища и покровительства лотосных стоп гопи

 

Но слава Шримати Радхики превосходит славу их всех. Ради Неё одной Кришна оставил всех других гопи, имеющих настолько возвышенные чувства к Нему. Он оставил их всех и побежал искать Шримати Радхику. В конце концов Он нашёл Её, но что произошло дальше? Все другие гопи начали искать Шри Кришну. В это время Радха и Кришна наслаждались общением друг с другом на другой стороне леса. Шримати Радхика сказала Кришне: «Я больше не могу идти, Я устала». Кришна ответил: «Не переживай, Я понесу Тебя», и присел таким образом, чтобы Она смогла взобраться к Нему на плечи. И вдруг в тот момент, когда Она была уже готова сделать это, Он исчез. Шримати Радхика разрыдалась и без чувств упала наземь.

 

Некоторые люди говорят: «Шримати Радхика возгордилась и пожелала, чтобы Кришна служил Ей. А как только в чьём-то сердце появляется такое желание и гордыня, Кришна немедленно исчезает». Но что говорят Госвами нашей парампары? Они говорят, что Шримати Радхика не может вынести и одного мгновения разлуки со Своим дорогим Кришной, поэтому Она сразу же потеряла сознание. Позже в этом месте появились гопи и увидели Её, лежащую без сознания. Они принесли листья и сделав из них веера начали омахивать Радхику. Затем пастушки побрызгали на Неё водой, и когда Она немного пришла в Себя, все вместе они отправились на поиски Шри Кришны. Некоторые гопи ушли вперёд, а другие всё время следовали за Радхикой. Кришна решил обхитрить их, приняв форму четырёхрукого Нараяны. В Пайтха-граме есть Божество Кришны с четырьмя руками. Так вот, те гопи, которые шли перед Шримати Радхикой, хотя и увидели Кришну, были обмануты Им. Потому что они увидели Его в четырёхруком облике, как Нараяну. Они предложили Ему свои смиренные молитвы и пошли дальше искать своего возлюбленного. Но те гопи, которые шли позади Шримати Радхики, увидели Кришну как Враджендра-нандану. Поскольку Он в присутствии Радхики уже не смог продолжать скрывать Свой подлинный облик и явил Свою двурукую форму. В этом и есть слава и сила Шримати Радхики. Порой Она побеждает Кришну. Шрила Рупа Госвами иногда говорит об этом в своих поэмах:

 

ваг-йуддха-кели-кутуке враджа-раджа-сунум

джитвонмадам адхика-дарпа-викаси-джалпам

пхуллабхир алибхир аналпам удирйамана-

стотрам када ну бхаватим авалокайишйе

 

«Одержав над Кришной верх в шутливом словесном поединке, Ты приходишь в восторг и с гордостью сообщаешь о Своей побе­де всем подружкам. И они, радуясь за Тебя, весело восклицают: «Джая Радхе! Джая Радхе!» Когда же и мне выпадет удача раз­делить с Тобой эти радостные минуты?» («Гандхарва-сампрартханаштака», 8).

Какой урок мы можем вынести из этой поучительной лилы? До тех пор пока садхака не будет всецело следовать по стопам Шримати Радхики, он не сможет обрести милости Кришны в полной мере. Он всё время будет, в какой-то степени обманут. Садхак вне должной анугатьи не сможет обрести милость Кришны в полном объёме, пока не будет на все сто процентов следовать по стопам Шримати Радхики!

 

Также слава Шримати Радхики описывается в самом первом стихе «Шримад-Бхагаватам». Шукадева Госвами говорит: «В чём же слава моей Ишвари, Шримати Радхики?» Некоторые люди утверждают: “Имя Шримати Радхарани ни разу не упоминается в «Шримад-Бхагаватам»”. Но они просто слепцы! Подобно сове, которая не может видеть солнечный свет, духовно слепые личности не могут увидеть имя возлюбленной Кришны в «Бхагаватам». Но кто может увидеть это? Те, кто получили общение с сад-гуру и обрели духовное зрение. Те, кто обрели истинную дикшу. Их глаза были трансформированы, подобно глазам тех гопи, которые шли вслед за Шримати Радхикой. Она стала для них своего рода очками, благодаря которым они получили ясное видение и смогли увидеть Кришну. Шримати Радхика, являясь гуру для гопи, наделяет их особым зрением. Подобно этому Баладева Прабху, являясь изначальным гуру, являет Свой облик Ананги Манджари ученику, который обрёл должную квалификацию. Баладжи одаривает такого ученика према-майа-нидрой.

Сначала гуру наделяет ученика дивья-нидрой, благодаря которой ученик осознает, что он не является ни грубым, ни тонким телами. Кто же он тогда? Он – чистая душа. Затем, когда ученик полностью осознает это, так же находясь под руководством чистого преданного – сад-гуру, и должным образом следуя по духовному пути, шаг за шагом, ученик становится достойным обрести према-нидру. И тогда, видя способности ученика, гуру являет ему свою форму Ананги Манджари, близкой служанки Шримати Радхики. Это и есть истинный процесс дикши.

Кришна наслаждается всеми своими лилами посредством хладини-шакти – Шримати Радхики, и более того через Неё Он также доставляет блаженство Своим преданным. Он делает это только через Неё, и не через кого другого. Поэтому невозможно обрести полную милость Кришны, не следуя по стопам Шримати Радхики. Именно поэтому Шри Рагхунатха дас Госвами молится в «Манах-шикше», обращаясь к уму (стих 10):

 

ратим гаури-лиле апи тапати саундарйа киранаих
шачи-лакшми-сатйах парибхавати саубхагйа-баланаих
ваши-караиш чандравали-мукха-навина-враджа-сатих
кшипати арад йа там хари-дайита-радхам бхаджа маннах

 

«Мой дорогой ум, просто поклоняйся Шримати Радхарани – ибо Она затмила лучами Своей красоты Рати – супругу Купидона; Гаури – супругу Шивы и Лилу – личную энергию Господа Нарайаны со всей Ее неописуемой красотой. Счастливая судьба Шримати Радхарани сделала Ее более сияющей чем Индрани – жену царя Индры, Лакшми – вечную супругу Господа Нарайаны и даже более сияющей, чем Сатьябхаму – царицу Двараки и жену Кришны. Она наложила заклятье на Господа Кришну и полностью покорила Его. Так Она устранила всех других соперниц, включая Чандравали, не давая им возможности даже приблизиться к Нему. Она – самая возлюбленная из всех подруг Господа».

 

В первом стихе «Шримад-Бхагаватам» есть два слова, при помощи которых Шрила Шукадева Госвами косвенно поклоняется лотосным стопам Радхи и Кришны. Одно из этих слов – анвайа, а второе – итараш. Анвайа значит бежать за, а итараш значит двития – вторая форма. Итак, первое слово – анвайа – бежать за. Здесь он имеет в виду, что Кришна бежит за Шримати Радхикой, когда Она покинула танец раса. Шукадева Госвами поклоняется тому Кришне, который оставил всех других гопи ради Шримати Радхики. Он говорит: «Божество, которому я поклоняюсь – это тот Кришна, который оставил всё и бежит за Шримати Радхикой». Всё это он передаёт через слово анвайа.

 

Другое слово, которое он использует – итараш или двития, что означает вторая форма Кришны, которая не отлична от Него Самого. Она не кто иной, как Сам Кришна. Как говорится в писаниях: «шакти-шактиматайор абхедах…»«Нет различия между Кришной и Его энергией». Итараш – не отличное от самого Кришны. Таким образом, Шрила Шукадева Госвами говорит: «Божество, которому я поклоняюсь – это Кришна, который бежит за Шримати Радхикой. А кто моя Свамини? Она не отлична от Самого Кришны. Поклоняясь Ей, естественным образом, я поклоняюсь Кришне». Вот каким образом он поклоняется. И в первом же вступительном стихе прославляет свою иштадеви Шримати Радхарани и Кришну. Это и есть истинная слава Шримати Радхики!

 

Как можно глубоко погрузиться в ашта-калия-лилу Радхи Кришны, а в особенности в Их мадхьяна-лилу – игры, которые проходят на Радха-кунде, где лишь одна Шримати Радхика служит Кришне? Там Кришна оставляет всех Своих сакх (друзей-пастушков), хотя у Него очень, очень близкие отношения с ними. Он испытывает сильнейшие любовь и привязанность к ним, однако, несмотря на это, Он оставляет их. Он также оставляет всех своих гуруджан, то есть старших, включая Баладеву Прабху. Более того, там Кришна даже не вспоминает о маме Яшоде и Нанде бабе, и вообще о ком-либо ещё. Таким образом, Он полностью забывает обо всех и обо всём! Что уж говорить о других преданных. Все мысли покидают ум и сердце Кришны, когда Он приходит к кунде Своей возлюбленной. Что говорить о преданных в иных расах, если даже мысли о других преданных мадхурья-расы оставляют Его. На Радха-кунде лишь мысли о Шримати Радхике без остатка наполняют Шри Кришну:

 

агха-рипур апи йатнад атра девйах прасада-

прасара-крита-катакша-прапти-камах пракамам

анусарати йад уччаих снана-севанубандхаис

тад ати-сурабхи-радха-кундам эвашрайо ме

 

«Даже Сам Шри Кришна, чтобы доставить удовольствие Шримати Радхике и удостоиться Её искоса брошенного милостивого взгляда, каждый день омывается в Радха-кунде, соблюдая все необходимые ритуалы. Пусть же благоуханная Радха-кунда дарует мне прибежище!» («Радха-кундаштакам», 3).

Когда кто-либо, должным образом следуя правильному направлению, осознаёт всё посредством него, только тогда всё, о чём говорилось выше, проявится в его сердце, как спхурти (духовное видение). Только так он сможет увидеть истинную славу Шримати Радхики и славу Радха-кунды! Тогда становится возможным обрести истинную милость Кришны и Гирираджи Говардхана.

Шрила Бхактивинода Тхакур писал («Радха-бхаджане йади», стих 1): «Радха-бхаджане йади мати нахи бхела...» – «Если получив общение с преданными, сознание человека, его ум не стремятся к поклонению лотосным стопам Шримати Радхики, его поклонение Кришне абсолютно бесполезно, он лишь впустую тратит время». Хотя Тхакур Бхактивинода пишет «абсолютно бесполезно», конечно же это не абсолютно бесполезно. Какая-то минимальная польза в таком поклонение всё же есть. Какая? Такая же польза, как если вы будете молотить пустую рисовую шелуху. Получит ли кто-нибудь от этого хоть какое-то зерно? Нет, не получит, но он обретёт результат совершения физических упражнений – у него улучшится кровяное давление и прибавится физическая сила. Произойдёт только это. Подобным образом, если кто-либо будет поклоняться одному Кришне, его гордыня раздуется: «Я совершаю нечто великое – поклоняюсь Самому Кришне!» В действительности все подобного рода усилия бесполезны.

 

Мы также можем увидеть славу Шримати Радхики в стихе Шрилы Рупы Госвамипада: «анйабхилашита-шунйам...» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11). В этом стихе автор использует слова: «анукулйена кришнану-шиланам...». В данном контексте анукулйена – это анукула-шакти, то есть Шримати Радхика. Это означает поклонение Кришне под руководством анукула-шакти – Шримати Радхики. В простом переводе слово анукулйена означает, то, что полностью благоприятно для служения Кришне. Другие преданные также доставляют Кришне счастье, но не в той степени, как это делает Шримати Радхика, поэтому Она известна как анукула-шакти. Следовательно, садаки не смогут удовлетворить Кришну в полной мере до тех пор, пока не примут прибежище у Радхарани. Шрила Бхактивинода Тхакур решительно игнорировал тех, кто не принимает Шри Радхику:

 

асат-таркаир андхан джада-сукха-паран кришна-вимукхан

кунирванасактан сататам ати-дуре парихаран

арадхам говиндам бхаджати нитарам дамбхикатайа

тад-абхйасе кинту кшанам апи на йами вратам идам

 

«Я ни мгновения не желаю находиться рядом с человеком, который поклоняется Шри Кришне, но из гордыни не признает Шримати Радхику, даже если он старается избегать общения с пустыми интеллектуалами и отвернувшимися от Господа материалистами, которые ищут чувственных наслаждений или слияния с безличным брахмаджйоти».

Отношения с теми, кто поклоняется Кришне, не следуя по стопам Шримати Радхарани, являются духсангой – общением с теми, с кем не нужно общаться. Они атма-ванчана – те, кто обманывают самих себя. В действительности, такие люди не желают получить истинного и высшего блага для себя. Они могли бы обрести способности, чтобы получить это, но вместо этого эти люди лишь обманывают самих себя. Только себя и никого другого.

 

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 8.230) говорится: «Гопи-анугатйа вина аишварйа-гьяне...». «Если кто-либо поклоняется Кришне в настроении айшварьи, он не сможет достичь Враджендра-нанданы Кришны». Гопи анугатйа вина – не следуя по стопам гопи. Здесь под словом гопи подразумевается Шримати Радхика. Хотя может показаться, что слово гопи относится ко всем враджа-гопи, на самом деле оно относится к Радхарани, особенно в этом стихе. Почему мы говорим, что здесь слово гопи относится к Шримати Радхике? Приведём разъясняющий этот момент пример: в озере растёт множество различных растений – лотосы, лилии и многие другие. Однако когда кто-то произносит слово панкажа, что в переводе означает растение, родившееся из глины, все сразу вспоминают о лотосе. Из глины рождается множество других растений, но когда употребляется слово панкажа, все подразумевают только лотос. Почему? Есть в лексике некоторые общепринятые правила. Когда мы говорим: «Армия напала на страну», означает ли это, что армия не имеет своего генерала? Всем и так понятно, что у воинства есть генерал, хотя употребляется лишь слово армия. Или же, если идёт большая группа школьников, например сто человек, мы говорим:  «Идут школьники». Но разве с ними нет преподавателя, который за ними присматривает? Есть, но мы его не упоминаем в речи. Или обратный пример, предположим премьер-министр или президент посещает разные страны. Мы говорим: «Премьер-министр едет в такую-то страну». Но разве он едет один? Нет, вместе с ним едут также много других людей. Но поскольку он главный, в речи упоминается лишь его имя. Точно также и в случае с гопи. Кто является главной среди них? Конечно же Шримати Радхика. Об этом сказано в «Падма Пуране»:

 

йатха радха прийа вишнос

тасйах кундам прийам татха

сарва-гопишу саиваика

вишнор атйанта-валлабха

 

«Как дорога Верховному Господу Кришне (Вишну) Шримати Радхарани, так дорого Ему и место Её купания (Радха кунда). Она – первая и самая любимая Господом гопи».

Исходя из этого, нужно понять, что не следуя в полной мере по Её стопам, невозможно достичь Враджендра-нанданы Кришны.

Во время мадхьяна-лилы на Радха-кунде, Кришна оставляет всех Своих сакх, пренебрегает даже наставлениями Своих родителей. Он забывает обо всех остальных, и встречается со Шримати Радхикой. Но что же делает Шримати Радхика? Под предлогом поклонения Сурьядеву (Богу Солнца), Она приходит на встречу с Кришной. Кто такой Сурья на самом деле? Это Сам Кришна. Он Сам говорит об этом в «Бхагавад-гите» (10.21):

 

адитйанам ахам вишнур  джйотишам равир амшуман

 маричир марутам асми  накшатранам ахам шаши

 

«Из Aдитьев Я – Вишну, среди светил – лучезарное солнце, из Марутов Я – Маричи, а среди звезд Я – луна».

В году двенадцать месяцев и у каждого месяца своё солнце. Таким образом, существует двенадцать солнц, но кто является изначальным солнцем? Только Кришна! Мы знаем, что в месяц Пурушоттама, Сам Кришна становится солнцем и луной. В этот период, который случается приблизительно каждые два с половиной года*, все полубоги, такие как Сурья, Чандра и другие уходят на отдых и тогда Сам Кришна становится ими. Поэтому этот месяц очень особенный для преданных. В это время солнце – это Кришна, луна – Кришна, полубог воздуха – Кришна, полубог воды – Кришна, все управляющие полубоги – Кришна. Он – изначальное Солнце, поэтому Шримати Радхика не обманывает, когда говорит, что идёт совершить поклонение Сурьядеву. Она идёт поклоняться изначальному Солнцу – Шри Кришне. Так например, обычно президент делегирует свои полномочия министрам, чтобы те управляли, но в любой момент, когда он сам того пожелает, он может взять бразды правления в свои руки. Подобным образом, когда Кришна хочет управлять Сам, Он отправляет полубогов на отдых. Так что слова Шримати Радхики о поклонении Сурье являются истиной на все сто процентов!

 

Гаура Премананде!

 

*В «Шри Сурья-сиддханте» говорится: шад-вахни-три-хуташанка-титхайашчадхимасаках кхачатунка-самудрашта купан ча рави-масаках. В одной маха-йуге 1 593 336 месяцев Пурушоттама и 51 840 000 солнечных месяцев". Следовательно, месяц Пурушоттам возникает через каждые 32 месяца 16 дней 4 часа.

 

Перевод: Кастури д.д.

Редакция: Радхика д.д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж