?

Говардхан.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1222. Опубликовано: 8-08-2015, 12:45

Говардхан

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

04.08.2014

День третий

 

(Перед тем как начать хари-катху Шрила Махарадж попросил Шрипада Бхактиведанту Триданди Махараджа спеть киртан Шрилы Рупы Госвамипада «(Кришна) дева! бхавантам ванде»).

 

Ш.Б.В.Бхарати Махарадж: Автор написал этот киртан без имени Кришны, он начинался со слова дева, но мы поём кришна дева. Слово «дева» подразумевает Кришну, но у обычных людей нет ясного понимания на этот счёт. И для того, чтобы подчеркнуть этот момент, преданные поют: «Кришна! дева бхавантам ванде».

 

(Затем Шрила Махарадж спросил поющего, понимает ли он значение этого киртана?) Воспевая киртан с пониманием, мы сможем глубоко осознать истинную славу той личности, которая написала его, а также славу Того, о ком поётся в этом киртане. Однажды Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж дал мне наставление: «Никогда не обращай особого внимания на то, как звучат музыкальные инструменты, на ритм киртана и ещё на что-либо подобное. Вместо этого сосредоточься на глубоком значении киртана. Только так ты сможешь обрести милость киртана и осознать его истинную славу».

 

Очень многие места враджа-мандалы были проявлены Шрилой Санатаной Госвамипадом и Шрилой Рупой Госвамипадом по указанию Шри Чайтаньи Махапрабху. Они пришли во Врадж для того, чтобы исполнить Его желание. Почти каждую ночь они проводили в новом месте, под новым деревом, памятуя лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху, и по Его милости, эти места являли им себя. Таким образом, они открыли для нас различные лила-стхали — места игр Господа. Один великий преданный по имени Мадхава дас написал прекрасный киртан, в котором говориться, что без милости Шрилы Рупы Госвами, мы никогда не сможем войти во Врадж и даже узнать о его славе:

 

йан кали рупа шарира на дхарата?

тан враджа-према, маханидхи кутхарика,

коун капата угхарата

ко джаната, матхура-вриндавана,

ко джаната враджа-нита

ко джаната, радха-мадхава рати,

ко джаната сои прита

 

«Если бы Шрила Рупа Госвамипад не пришёл в этот мир, кто бы смог открыть и показать дверь, ведущую к истинному богатству враджа-премы? Кто смог бы понять лилы Кришны в Матхуре и Вриндаване? Как узнали бы мы о сладостных лилах во Врадже и о любви Радхи и Мадхавы?»

 

Когда же во Врадж пришёл Сам Шри Чайтанья Махапрабху, Он лично отыскал и явил этому миру Радха-кунду и Шьяма-кунду. Мало, кто обладал знанием о славе Матхуры или Вриндавана, а также где находятся все эти лила-стхали? Раньше никто ничего не знал, многое было утеряно. Только по милости этих великих преданных мы знаем сегодня об этих местах. И хотя они милостиво сделали всё это, каково же наше положение? Они открыли и показали эту дверь, рассказали о богатстве Враджа, о процессе с помощью которого можно войти туда, и более того, они раскрыли истинные настроения враджаваси.


Но почему до сих пор, мы не можем туда войти? На это нужно обратить особое внимание. Хотя, кажется, что мы посещаем дхаму — наше посещение всего лишь внешнее. Мы не можем всем сердцем принять прибежище у дхамы и у лила-стхали. Почему? На бенгали есть одна поговорка, в которой говорится: «Там, где проживает Рама, там ноги не будет камы (желания наслаждений)». Подобно тому, как днём не может быть ночи, а ночью не может быть дня, вожделение не может соседствовать с шуддха-бхакти. Сейчас либо день, либо ночь — они не могут быть одновременно. Таким же образом либо в сердце будет полностью доминировать воля Господа, либо материальные желания. У начинающих преданных это смешивается. Что же находится в сердце большинства? Всё то, что принадлежит этому материальному миру.

 

Сам Господь, Его имя и Его лила-стхали гораздо могущественней, чем все эти материальные проявления. Всё, что связано с Господом очень весомое, тяжёлое, тогда как материальное — является очень лёгким. Когда я учился в школе, на уроках литературы нам давали задания. Одним из них был рассказ о вороне, которая сильно хотела пить. Однажды ворона, изнывающая от жажды, увидела кувшин, но вода в кувшине, была на дне, и ей никак не удавалось достать до неё своим клювом. Тогда ворона стала кидать камешки в этот кувшин. По мере того как ворона бросала камешки в кувшин, вода поднималась и когда вода поднялась достаточно высоко, ворона смогла попить из него. Подобным образом в нашем сердце есть множество материальных желаний, которые очень лёгкие — они как вода. А Бхагаван очень и очень весомый и тяжёлый, подобно камням. Когда мы начинаем заполнять наше сердце Бхагаваном в любом Его проявлении, будь то киртан, садху-санга, служение вайшнавам или другие составляющие бхакти — это подобно бросанию камешков в сердце. И в результате этого, все лёгкие материальные желания поднимаются и затем полностью вытесняются из него навсегда. Но как же нам достичь этого?

 

Кто такой Бхагаван? Он меньше самого маленького и одновременно больше самого большего, легче самого лёгкого и тяжелее самого тяжёлого. В нашем сердце есть привязанность к шабде, спарше, рупе, расе и гандхе — к звукам, прикосновениям, формам, вкусам и запахам этого материального мира. Наши уши желают слышать мелодичные звуки, глаза хотят лицезреть красивые формы, наш нос — вдыхать прекрасный аромат, язык — вкушать изысканные вкусы... Привязанность ко всему этому живёт в нашем сердце, но она с лёгкостью может оставить нас, как только в сердце проявится Бхагаван. Когда появляется нечто тяжёлое — лёгкое, естественным образом, вытесняется. В «Бхагавад-гите» (2.59) есть стих, в котором говорится о том, что когда появляется высший вкус, более низкий исчезает сам по себе:

 

вишайа винивартанте

нирахарасйа дехинах

раса-варджам расо пйасйа

парам дриштва нивартате

 

«Воплощённая душа может воздерживаться от чувственных удовольствий, хотя вкус к ним остаётся. Но, испытав высшее наслаждение, она теряет вкус к прежнему и утверждается в сознании».

 

Качество эфира — это звук, который является самым тонким элементом этого мира. Но Бхагаван ещё тоньше звука. Как же мы можем установить с Ним связь? Это возможно через звук, посредством маха-мантры. Чем сильнее наша связь с именем Господа, тем ближе мы становимся к Нему. И однажды мы обретём Его даршан. В этот момент вся нечистота окончательно и безвозвратно покинет наше сердце. Другого процесса не существует.

 

Здесь необходимо понять, что хотя мы и говорим: «нама-нами абхинна, Имя Господа и Сам Господь неотличны друг от друга», в действительности нам нелегко принять это и тем более реализовать. Эта истина является верной на все сто процентов, но мы не находимся на том уровне, чтобы полностью осознать её. Как же нам достичь этого духовного уровня? В первую очередь мы должны обрести связь с праная-бхактами. Благодаря общению с ними духовные впечатления просто обязаны будут войти в наше сердце. Если однажды, по великой удаче, мы встретимся с такой личностью, в наше сердце обязательно войдут трансцендентные впечатления, которые никогда больше не исчезнут. Они будут с нами не только в этой жизни, они останутся с нами навсегда. Впечатления от общения с великими личностями будут вечно с нами. Нехабхикрама-нашо 'сти пратйавайо на видйате, тот, кто идёт по этому пути не знает потерь.

 

Когда мы под руководством праная-бхакт совершаем парикраму, посещая места игр Господа, то просто одним своим присутствием эти великие личности делают так, что мы начинаем ясно понимать, где мы находимся, как нам себя вести и о чём молиться. Лишь благодаря их присутствию, мы обретаем способность глубоко размышлять обо всём этом. В шастрах говорится: «Стхана-кала-патра-гья — ачарьи, очень хорошо знают, как действовать в соответствии с местом (стхана), временем (кала), обстоятельствами (патра), а также аудиторией» — они всегда действуют и говорят, учитывая все это.

 

Мадхава-прия Прабху: Например, иногда в Матхуре наш Шрила Гурудев (Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж) поправлял некоторых брахмачари относительно мелодии киртана. Если вечером кто-то начинал петь киртан, допустим «Шри гуру чарана падма», на утренний мотив, Гурудев останавливал его и просил петь вечернюю мелодию. Вечерний и утренний мотивы отличаются друг от друга.

 

Ш.Б.В.Бхарати Махарадж: Во времена моего Гуру Махараджа (Шрилы Бхакти Дайита Мадхавы Госвами Махараджа) по окончании хари-катхи, никто не начинал исполнять киртан по своему желанию. Сначала приходило указание, какой конкретно киртан исполнить, и только потом начинали петь. Киртан поддерживал и развивал настроения и эмоции, которые были раскрыты во время хари-катхи. Таким же образом во время парикрамы, мы всегда поём те киртаны, которые раскрывают славу посещаемых нами мест.

 

Мы должны молиться святым местам правильно. Например, если мы неправильно обращаемся к Гирираджу Говардхану, то он обманет нас. Лишь благодаря своим собственным усилиям, мы не сможем обрести нечто подлинное. Практикуя неправильным образом, мы будем обмануты. Некоторые люди, желая обрести милость, совершают вокруг Говардхана дандават-парикраму, продолжительностью в несколько месяцев. Они предлагают сто восемь или же тысячу восемь полных дандават-пранам на одном пяточке земли. Они кладут камешки там, где коснулись земли их пальцы рук во время поклона, затем передвигаются к этой отметке и снова предлагают столько же полных поклонов. Таким образом, у кого-то это занимает один год, у кого-то пять лет. И какой же результат они получают в конце? Кто-то просто продаёт результаты своей парикрамы. Каким образом? Они объявляют: «Я совершил гирирадж-парикраму со ста восемью камнями». И затем они продают результат этой парикрамы людям, которые по тем или иным причинам сами физически не могут этого сделать. Они продают желающим купить результат парикрамы, приняв санкалпу. Таким образом, существуют продавцы и покупатели, тех результатов, которые приходят от парикрамы. Неужели такова цель совершения говардхана-парикрамы? Конечно же, нет! Так почему же существуют люди с подобным сознанием? Потому что они не следуют истинной линии преемственности. Они нарушают указания Самого Господа, который говорит: «Ты не сможешь обрести Меня ни с помощью йоги, ни благодаря аскезам. В полной мере обрести и удовлетворить Меня можно, лишь совершая сакшад-бхакти».

 

бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватаx

тато мам таттвато гйатва вишате тад-анантарам

 

«Только с помощью бхакти человек может познать истину о Моём величии и Моей сварупе. Обладая таким знанием, он, благодаря силе према-бхакти вступает в Мои вечные игры» («Бхагавад-гита», 18.55).

 

Однако игнорируя наставления Самого Господа и делая всё так, как они сами считают нужным, смогут ли такие люди обрести возвышенное сознание? Нет, для них это совершенно невозможно! Поэтому они обязательно падут.

 

Возможно ли, чтобы в сердце того, кто обрёл истинную связь с Гирираджем, остались какие-либо материальные желания? Это невозможно! Наш Шрила Санатана Госвамипад каждый день совершал Гирираджа-парикраму, с непоколебимой верой в то, что Говардхан — это Сам Кришна. Также он обходил вокруг Говардхана, потому что Сам Кришна показал как нужно совершать такую парикраму на Своём примере. Он сделал это вместе со всеми враджаваси. Санатана Госвами совершал парикраму, следуя по стопам Кришны и враджаваси. С каким намерением он делал это? Он хотел по-настоящему удовлетворить Гирираджа. И Гирирадж Говардхан действительно был доволен им — Он явился и даровал Санатане Госвамипаду шилу с отпечатками Своих лотосных стоп. Такие возвышенные взаимоотношения существуют лишь между Гирираджем и Его преданными. Однако те, кто не обладают вайшнаватой, и просто услышав славу Говардхана, приходят, чтобы обрести какую-то временную выгоду. Несомненно все они будут обмануты священным холмом. С другой стороны, Говардхан всегда дарует свои благословения и являет свою истинную форму тем, кто предался и со всей искренностью обращается к нему.

 

Однажды во время совершения парикрамы, Шрила Санатана Госвамипад нашёл парас-муни — философский камень. Однако, тот не имел для него абсолютно никакой ценности, потому что в его сердце было что-то несоизмеримо более дорогое. В его сердце восседал Сам Бхагаван! По сравнению с Ним парас-муни абсолютно незначителен, поэтому Санатана Госвами выкинул его, сочтя этот камень совершенно бесполезным. Что уж говорить о Санатане Госвами, если даже обычный простосердечный человек, который пришёл к нему по приказу Господа Шивы и получил впоследствии этот камень, смог понять: «Если Санатана Госвамипад не придаёт никакого значения такому ценному камню, значит, у него есть нечто более драгоценное». И он попросил Санатану Госвами показать ему эту драгоценность. Как он — этот простой человек — обрёл такой разум? Хотя у него не было много общения с возвышенными преданными, тем не менее, секрет его прогресса в том, что у него было простое сердце. Этот простосердечный вайшнав был благословлён дхамой и преданными. Подобным образом, когда мы обращаемся к преданным или к Гирираджу с простым, открытым сердцем, в настроении шаранагати, они проливают на нас истинную милость и показывают свой подлинный облик:

 

кришна-прасадена самаста-шаила-

самраджйам апноти ча ваирино ’пи

шакрасйа йах прапа балим са сакшад

говардхано ме дишатам абхиштам

 

«Пусть холм Говардхан исполнит моё самое сокровенное желание, даровав возможность созерцать лилы Шри Шри Радхи и Кришны. По милости Кришны Говардхан стал царем гор и громовержец Индра, у всех на виду совершил ему обряд поклонения» («Шри Говардхана-аштака», 1).

 

Гирирадж очень милостив. Очень милостив! Что он даёт взамен тому, кто искренне предаётся его лотосным стопам? Он даёт непросто богатства этого мира или сокровища других миров, Он отдаёт преданному самого себя! Он предлагает себя: «Возьми меня и делай со мной всё, что пожелаешь!» Такова его милость. Его сердце настолько велико, что видя даже небольшое искреннее старание с нашей стороны, взамен он отдает всё.

 

Санатана Госвамипад обрёл милость Гирираджа в форме шилы. Гирирадж сказал ему: «Ты уже очень стар. Тебе больше не нужно совершать ежедневные парикрамы». Но Санатана Госвамипад не согласился и продолжал каждый день обходить холм. Тогда Гирирадж предался ему: «Увы, ты не слушаешься меня. Ну ладно, тогда бери эту шилу». И Он даровал ему самого себя в образе священной шилы, чтобы Санатана Госвамипад впредь совершал парикраму вокруг неё, не утомляя свои ноги. Рано или поздно, приходит такой момент, когда Сам Господь отдаёт Себя под управление Своих преданных. Таким образом, Гирирадж попал под полный контроль Санатаны Госвамипада, после того, как тот не послушался Его с самого первого раза.

 

Однажды мы пели «Шри Дамодараштаку» в храме Шри Шри Радхи-Дамодары, после мы дали некоторые объяснения этой аштаки. Затем один преданный задал вопрос: «О Махарадж, Сам Кришна даровал эту шилу Шриле Санатане Госвами и велел совершать парикраму вокруг неё четыре раза, сказав, что это будет равносильно совершению парикрамы вокруг Говардхана. Это благословение дано только Санатане Госвами или всем преданным?» Мы ответили ему следующим образом. Кому корова даёт молоко? Своему телёнку! Но, так или иначе, это молоко достаётся и другим. Сначала молоко пьёт телёнок, но потом все остальные также могут пить его. Кажется, что на Курукшетре Господь давал наставления только одному Арджуне, но на самом деле, они были предназначены для всех. Учение, которое Кришна открыл ему, предназначалось всем. Таким же образом, когда Господом даются благословения — они даются для всех. Поэтому совершение четырёх кругов парикрамы вокруг шилы в храме Шри Шри Радхи-Дамодары приравнивается к парикраме вокруг всего Говардхана. Потому что это слова Самого Господа. Это благословение было дано не только Шриле Санатане Госвамипаду, но и всем преданным. Бхагаван даёт наставления (шикшу) двумя способами: анвая – напрямую и вьятирекха – косвенно. Примером прямых наставлений является «Бхагавад-гита», которую Он рассказал Арджуне. Косвенным же образом, Он учит через свои лилы с Индрой, Брахмой и другими полубогами. В этих лилах сокрыто множество наставлений для всего человечества. Каким образом? В «Бхагавад-гите» (10.8),  Кришна напрямую говорит:

 

ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате

ити матва бхаджанте мам будха бхава-саманвитах

 

«Я — источник всех духовных и материальных миров. Всё исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем».

 

А через лилу с Говардханом, Он показывает, что Индра и другие полубоги являются Его слугами, а Он их Господином. Гирирадж Говардхан — Божество, которому поклоняются не только Индра, Сурабхи и другие, но даже сами враджаваси. Таким образом, Кришна установил славу Шри Говардхана и показал всем, что Гирирадж более возвышен, чем полубоги. Это означает, что мы должны также поклоняться Ему.

 

Кришна держал холм на кончике ногтя левой руки. Может ли кто-то из нас удержать хотя бы полкилограмма на ногте, пусть даже в течении нескольких минут? Нет, это невозможно. Как же это удалось Ему? Гирирадж был для Него очень и очень лёгким, как гриб. После завершения этой лилы, Кришна и все враджаваси совершили парикраму, обойдя вокруг Говардхана. Сейчас нам трудно даже просто совершить обычную парикраму, не говоря о том, чтобы удержать Говардхан или шилу. Некоторые преданные разбивают процесс парикрамы вокруг холма на две части: половину они обходят в один день, половину на следующий. Или же утром преданные обходят первую половину, вечером — другую. Так в наше время совершают говардхана-парикраму. В этом нет ничего плохого. Некоторые совершают парикраму на машине, на велосипеде или даже на рикше. И это тоже не является чем-то ужасным. Как мы знаем из «Шримад-Бхагаватам», когда Кришна совершал парикраму, вместе с Ним шли все враджаваси. У кого-то из них были дети, и тогда они вместе с ними ехали на буйволиных повозках. Даже враджаваси совершали парикраму на повозках. Таким же образом, если в наши дни кто-то физически не здоров или по какой-либо другой уважительной причине, он совершает парикраму на повозке, то в этом нет ничего предосудительного. Это также считается говардхана-парикрамой. Главное при этом не должно быть притворства. Если человек физически здоров и может пройти парикраму сам, однако, прикрываясь словами шастр говорит: «Неважно каким способом совершать парикраму...»такой подход к севе не приемлем.

 

Шрила Рагхунатха дас Госвами, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и другие наши ачарьи молились Гирираджу Говардхану: «ниджа-никата-нивасам дехи говардхана твам — О, Гирирадж, пожалуйста, позволь нам жить у твоего склона и даруй прибежище у твоих лотосных стоп». Только если священный холм прольёт милость, это станет возможным, а иначе нет. Даже если человек приедет сюда, купит землю и построит дом или кутир — без милости свыше, обстоятельства сложатся так, что ему придётся покинуть это место. Тогда какой смысл во всех этих переездах? Даже если человек будет жить здесь, не получив связи с трансцендентным Говардханом, он всего лишь будет пребывать возле него, на внешней стороне. В таком случае, он будет видеть, и контактировать только с иллюзорным (майика) покрытием дхамы, но не с самим Говардханом. Прахлада Махарадж говорит: «Те, у кого нет пуньи (благочестивых заслуг), не могут совершать хорошие поступки. Это невозможно. Те же, у кого есть пунья — могут». Подобным образом, те преданные, которые обрели милость Говардхана, могут жить здесь и совершать бхаджан. Иначе это невозможно. Что означает для нас предаться? Для начала, мы должны принимать благоприятное и отвергать неблагоприятное:

 

кришна-каршнага-сад-бхакти-, прапаннатванукулаке

критйатва-нишчайаш-чану-, кулйа-санкалпа учйате

бхагавад-бхактайор бхактех, прапаттех пратикулаке

варджджйатве нишчайах прати-, кулйа-варджджанам учйате

 

«Следует делать всё, что полезно для кришна-севы и вайшнава-севы. Следует исполнять всё, что ведёт к безраздельной преданности. Твёрдую убеждённость в этом называют анукулйасйа-санкалпах, принятием благоприятного для Бхагавана и Его бхакт. Отвергать неблагоприятное означает отвергать всё мешающее кришна-севе и вайшнава-севе. Следует воздерживаться от всего, что противно духу прапатти – духу предания себя Всевышнему» («Шри прапанна-дживанамритам», 3.1, 4.1).

 

Хотя каждое место на Гирирадже Говардхане и даже каждая его пылинка являются очень и очень важными, тем не менее, некоторые из них имеют особую значимость. Кусум-саровара, Манаси-ганга, Уддхава-кунда, Говинда-кунда, Навала-кунда — всё это очень особенные места игр Радхи и Кришны, которые находятся здесь на Говардхане. Неподалеку отсюда стоит храм Харидева, установленный Ваджранабхой, внуком Шри Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху посещал этот храм более чем пятьсот лет тому назад. Просто увидев это Божество Харидева, Он тут же принялся в блаженстве танцевать. Этот храм, сокровенные места возле Радха-кунды и другие лила-стхали на Говардхане очень ценны для Гаудий. Во время переезда в Джайпур такие Божества, как Говиндаджи, Гопинатх, Мадан-мохан и другие, на какое-то время останавливались тут. Здесь так много особенных мест. Гирирадж Говардхан вместе со всеми этими местами проявляется в сердце того, кто предаётся ему. Однако для ищущего милости преданного, необходимо пребывать под руководством праная-бхакт. Священный холм Враджи проявляется в сердце только таких преданных!

 

Насколько же глубокая ништха проявилась в сердце Рагхунатхи даса Госвами и других преданных, которые приняли прибежище у лотосных стоп Гирираджа Говардхана! Их ништха по отношению к Шримати Радхике и лила-стхали (местам игр Радхи и Кришны) была чрезвычайно сильна. Однажды какой-то человек принёс Рагхунатхе дасу Госвами пахту из сакхи-стхали (деревни Чандравали). Просто услышав одно это название, Рагхунатха дас Госвами очень сильно отругал его: «Какой ужас! Просто услышав название сакхи-стхали, я вспомнил Чандравали и Шайбью, соперниц Радхи!» Такая вера, самопредание и желание обрести прибежище только у Шримати Радхарани, и ни у кого другого, могут прийти лишь к тому, кто, живя на Гирирадже Говардхане, обращается к нему с горячими молитвами через парампару. Только так подобная, как у садху ништха придёт в сердце и тогда все наши бессмысленные материальные желания, вся легковесность покинут его. Есть несколько примеров этого. Камни тяжелее воды, если вы хотите вытеснить воду из сосуда, то бросайте в него камешки. Литий более тяжёлый чем камни, если вы захотите избавиться от камней, наполните сосуд этим металлом. Но химический элемент меркурий настолько тяжёлый, что может вытеснить даже металл. Таким же образом, всё нежелательное, что есть в нашем сердце, может уйти благодаря воспеванию харинамы. Чем больше мы будем воспевать, тем больше будет уходить грязи из нашего сознания. Тогда ништха, которая проявится в нашем сердце, будет становиться всё твёрже и твёрже, благодаря общению с праная-бхактами. Ещё более твёрдой и весомой, подобно меркурию, она станет тогда, когда мы вместе с праная-бхактами будем приходить в эти святые места и молиться им под руководством таких святых. Шрила Бхактивинода Тхакур в бхаджане «Шуддха-бхаката», говорит (стих 3):

 

гоура амара, дже-саба стхане, короло бхрамана ранге

се-саба стхане, хорибо ами, пранайи-бхаката-санге

 

«Я пойду в святые места, которых коснулись лотосные стопы Гауранги, только с праная-бхактой».

В конце концов, мы обретём нечто очень весомое — прибежище и благосклонность Шримати Радхики. Только тогда к нам придёт осознание истинной славы Гирираджа Говардхана и того, что он может на самом деле нам дать. Всё это придёт к тому, кто предложит себя ему через истинный канал – сад-гуру и никак иначе!

Гаура Премананде!

 

Перевод: Кастури д.д.

Редакция: Враджа-вилас д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж