?

Сектантство.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 93. Опубликовано: 5-02-2021, 11:09

Сектантство

Шрила Бхактивинода Тхакур

Из «Кришна-самхиты»

  

 Сектантство – естественное побочное явление попытки служения Абсолютной Истине. Когда ачарьи осознают высшую Истину и свидетельствуют о ней, она ещё не осквернена сектантством. Однако правила и предписания, получаемые через ученическую преемственность, определяющие цель и способы её достижения, изменяются со временем согласно месту проживания и менталитету разных людей. Правило, которому следуют в одном обществе, может не приниматься в другом. Этим одна общность отличает себя от другой. Когда же представители какой-либо группы начинают слишком высоко ценить свои стандарты, в них развивается неприязнь к членам другого сообщества, чьи стандарты, с их точки зрения, кажутся не столь возвышенными.

Подобные проявления сектантского сознания можно наблюдать в различных странах с незапамятных времён. В основном они характерны для неофитов (каништха-адхикари), однако до некоторой степени им подвержены и мадхьяма-адхикари. Однако в среде уттама-адхикари нет и следа подобного сектантства.

Приверженность к определённым стандартам – отличительный признак любого общества. Существуют три типа стандартов:

  • алокагата,
  • алочанагата и
  • алокьягата.

Сектанты первого типа привержены внешним обозначениям. Примерами алокагаты могут служить тилака, кантхи-малы, шафрановый цвет одежды или обряды духовного посвящения.

Примеры алочанагаты – различные элементы практики поклонения. Это жертвоприношения, аскезы, огненные церемонии, обеты, изучение священных писаний, поклонение Божествам, строительство храмов, почитание различных деревьев и рек, ношение одежд санньяси, деятельность в качестве ачарьев, ношение одежд брахмачари или грихастх, закрывание глаз, почтение к определённым типам книг, правила и предписания относительно еды, принципы чистоты согласно определённому месту и времени.

Примеры алокьягаты – описание Всевышнего как Личности или Его имперсонального аспекта, установление Божеств, приверженность настроению определённой аватары Господа, рассуждения о райских и адских мирах, представления о судьбе души после смерти тела.

Все эти различные виды духовной деятельности порождают множество сектантских движений.

Отличительные особенности, связанные с местом, временем, языком, поведением, пищей, одеждой и природой различных общностей, проникают в духовную практику и постепенно настолько срастаются с жизнью этих людей, придают им такое своеобразие, настолько отличают одну общность от другой, что члены какой-то общины могут отказать чужакам даже в праве считаться людьми. Акцент на различиях становится очень серьёзным и приводит к разногласиям. При таких условиях группировки прекращают всякое социальное взаимодействие, вовлекаются в конфликты и даже убийства.

Когда в каништха-адхикари преобладает ослоподобная природа, они ведут себя вышеописанным образом. Но в них может проявиться и лебедеподобная природа. В этом случае неофиты не участвуют в распрях и ссорах, а скорее предпринимают попытки подняться на более высокий уровень.

Мадхьяма-адхикари не столь беспокоятся о внешних стандартах. Главными причинами для раздоров между ними становятся философские идеи. Время от времени они отвергают все стандарты неофитов и вводят свои собственные, считая, что их стандарты гораздо выше. Они часто критикуют идолопоклонство неофитов и провозглашают, что Господь не имеет формы. Если же в них начнёт усиливаться лебедеподобная природа, они пожелают возвыситься до более высокой стадии, в таком случае, они начнут с уважением относиться к духовной практике других, и их будут волновать возвышенные темы.

Часто причина разногласий одна – ослоподобный менталитет. Лебедеподобные мыслители понимают, что духовная практика даётся согласно квалификации человека, поэтому они чувствуют естественное отвращение к разного рода сектантским ссорам. В этой связи следует сказать, что среди каништха-адхикари и мадхьяма-адхикари встречаются и те, и другие – и ослоподобные, и лебедеподобные. Я не жду, что ослоподобные примут эту книгу («Кришна-самхиту») с восторгом. Если же неофиты и мадхьяма-адхикари распростятся со своей привязанностью к спорам и поискам противоречий между различными духовными путями, они станут лебедеподобными. В этом случае они станут нашими почтенными и дорогими друзьями. Хотя лебедеподобные принимают определённый духовный путь с самого рождения или с детства согласно тем наставлениям, которые получают, они всегда остаются беспристрастными и не проявляют дух сектантства(1).

………………………………………………………

1) Чтобы избежать провокаций к спекуляциям на тему этой статьи, следует рассмотреть её в свете жизни и учения ачарьев, опираясь на их жизнь и учение.

Хотя Шрила Бхактивинода Тхакур призывает отказаться от всевозможных споров на основе сектантства, тем не менее, сам он, будучи уттама-адхикари, то есть лебедеподобным святым, активно противостоял всякого рода отклонениям и сектам, используя техники научного диспута. Нужно понимать, что есть разница между спорами, основанными на авидье, и спорами, в основе которых лежит истинное знание и традиция. Говоря о традиции, следует упомянуть средневековую цитату из «Шри Чайтанья-чаритамриты», которая утверждает необходимость позитивных споров, способствующих развитию сознания Кришны:

сиддханта балийа читте на кара аласа

иха ха-ите кришне лаге судридха манаса 

«Искренний ученик не сочтёт обсуждения сиддханты пустыми препирательствами и не обойдёт их вниманием, ибо они укрепляют ум. Благодаря им в уме развивается привязанность к Шри Кришне». 

Шрила Бхактивинода Тхакур анализировал пример позитивной критики в своей книге «Бхактьялока». Он показал пример такой критики в своих известных работах, как «Кальяна-калпатару», «Баул-сангит», а также в книге, где он описал различные апасампрадаи своего времени, паразитирующие на учении Господа Чайтаньи и Его авторитете. Также он успешно обучил своего сына, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, бесстрашному противостоянию всякого рода отклонениям. Также признано, что Шрила Сарасвати Тхакур также является лебедеподобной личностью.

Сам Шрила Сарасвати Тхакур был бескомпромиссным аналитиком и «зубастым» критиком, посвятив почти девяносто процентов своей проповеди именно разоблачению всяческих отклонений. Он говорил: «Есть много вещей, которые мы не открываем садху. Истинный же садху заставляет нас высказывать то, что мы скрываем в своём сердце. И тогда он берётся за нож. Само слово «садху» не имеет другого значения, кроме этого. Он стоит у плахи с поднятым жертвенным ножом в руке. Желания человеческих чувств подобны козлам. Садху стоит здесь, чтобы убить желания, милостиво вонзив в них жертвенный нож неприятных слов» (Из очерка «В поисках истины»).

В Аллахабаде, выступая в парке, он сказал: «Я здесь, чтобы бросить вызов любому, кто захочет сразиться: я готов показать, что наивысшее положение занимают мой Гурудев, Шрила Бхактивинода Тхакур, и Махапрабху. Пусть кто угодно выйдет сразиться со мной, чтобы решить кто из нас прав. Я готов. Я готов бросить этот вызов всем и каждому. Пусть выйдут сразиться со мной. Я готов воздвигнуть престол моего Гурудева на самую большую высоту».

Его ученик, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, также перенял этот дух и обучал своих учеников (неофитов) методам наступательной и бескомпромиссной проповеди. Он говорил: «Так что это наша обязанность – побеждать всех этих мошенников, так называемых свами. Они говорят: «Почему вы критикуете других»? Потому что мы должны победить их. Теперь эти люди уже не смогут высунуться. Когда восходит солнце, там светлячки бесполезны. Так что это движение сознания Кришны – непосредственно Сам Кришна. Поэтому с ними нужно покончить, во всём мире. Фанатики, так называемые философы, так называемые аватары, свами, йоги – покончить! Таковой должна быть наша программа. (пауза) ... Все эти мошенники больше не должны процветать. Это один из пунктов нашей программы» (Утренняя прогулка, 2 мая 1974 г. Бомбей).

Таким же подходом славились и другие ученики Шрилы Сарасвати Тхакура. Например, его блистательный ученик Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж писал: «Сражайтесь сильно и свирепо с продажностью и искажениями через философские дебаты, своим личным примером и делами. Нрисимхадев одарит вас могуществом и огромной силой. Никогда ни при каких обстоятельствах не принимайте поражения» (Письмо к ученику от 31.3.1965 г.).

Такой подход мы обнаруживаем и в настроении современных пропагандистов сознания Кришны. Например, Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами очень жёстко критиковал сахаджию и всякого рода отклонения. Его ученики подхватили настроение своего учителя и также бескомпромиссно сражаются за истину. Ознакомиться с видением подобного рода можно, обратившись к статье: http://sampradaya.ru/current/interview/2773-kritika-kritike-rozn-intervyu-so-shrimati-shyamarani-didi-iyul-2015g.html

 Важно понять, что, выступая против заблуждений и отклонений, следует делать это в анугатье, следуя правилам, утверждённым в сампрадае. Также всегда делать это объективно, защищая ценности линии Гаудий на основании учения шастр, гуру и садху. Тогда споры и диспуты не будут считаться сектантскими, даже если в них участвуют каништха- и мадхьяма-адхикари.

........................................................

Перевод: Динашрая д.
Редактор: Традиш д., Ари Мардан д., Ума д.д.

Сноска: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Бхактивинода Тхакур