Шри Кришна — акхила-расамрита-синдху. Джива — вибхиннамша-таттва Шри Хари. Даша-мула-таттва, часть 3.
Философия Гаудия-вайшнавов
Даша-мула-таттва
Презентация Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа
Часть 3
Из книги Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
«Ачарья Кешари Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами. Его жизни и учение»
Часть 5
Шри Кришна — акхила-расамрита-синдху
(океан всех нектарных вкусов)
Пара-таттва, воплощение недвойственного знания, представляет собой не что иное, как расу (духовный вкус). Те, у кого нет опыта осознания раса-таттвы, не могут понять адвая-гьяна-сварупа-пара-таттву. В «Таиттирия-упанишад» (2.7.1) говорится:
расо ваи сах
расам хй эвайам лабдхвананди бхавати
ко хй эванйат ках пранайати
йад эша акаша анандо на сйат
эша хй эванандайати
«Пара-таттва — это раса, и ничто иное. Обретя эту расу, джива начинает испытывать ананду. Если бы единая Абсолютная Истина не была воплощением ананды в форме расы, кто мог бы сколько-нибудь прожить или попытаться выжить? Только Он дарит наслаждение каждому».
Ещё до прихода Сваям Бхагавана Шри Чайтаньи Махапрабху различные вайшнава-ачарьи утверждали, проповедовали и распространяли бхакти-таттву. Но только Шри Рупа Госвами, получив полномочия от Шри Чайтаньи Махапрабху, развил науку бхакти-таттвы до уровня бхакти-расы. Он подробно описал этот предмет в своих книгах «Бхакти-расамрита-синдху» и «Уджджвала-ниламани». Он объяснил, что бхакти-лата-биджа в форме кришна-сева-васаны (желания или склонности служить Кришне) развивается последовательно — из шраддхи в ништху, затем в ручи и асакти. Когда она достигает уровня рати, её называют стхаи-бхавой. А когда четыре бхавы — вибхава, анубхава, саттвика и въябхичари — соединяются в этой стхаи-бхаве вместе, тогда рати в виде стхаи-бхавы превращается в неописуемо прекрасное состояние, именуемое бхакти-расой.
Мирская раса и бхакти-раса могут показаться одинаковыми. Но когда стхаи-бхава имеет отношение к Бхагавану, возникает чисто духовная бхакти-раса, а когда стхаи-бхава приложима к материальному чувственному наслаждению, возникает низменная мирская раса. Стхаи-бхава, имеющая отношение к недвойственному знанию, называется нирвишеша-брахма-расой, а та, что связана с медитативной йогой, носит название параматма-расы. Если составляющие бхавы, такие, как вибхава, устремляются к расе, когда шраддха ещё не достигла уровня рати, то проявляется неполная, или частичная раса. Мирская раса не имеет никакой ценности и должна быть полностью отвергнута. Здесь мы обсуждаем только парамартхика-расу (духовную расу).
Рати в форме стхаи-бхавы является основой расы. Раса возникает из соединения четырёх её составляющих: вибхавы, анубхавы, саттвики и вьябхичари. Вибхава бывает двух типов: аламбана и уддипана. Аламбана, в свою очередь, тоже разделяется на два типа: ашрая и вишая. В парамартхика-расе Кришна — это единственный вишая (объект) расы, а поклоняющийся Ему — это ашрая (вместилище) расы. Качества Того, кому поклоняются, и всё, что с Ним связано, носит название уддипана. Когда танец, пение, зевание, икота и проч. выражают чистую бхаву в сердце, их называют анубхавами. Изменения в теле — например, остолбенение, испарина или мурашки по коже — называются саттвика-бхавами, поскольку они проявляются из саттвы. Существует тридцать три вида вьябхичари-бхавы, среди которых — самоуничижение, отчаяние и смирение. Эти бхавы устремлены к океану стхаи-бхавы и увеличивают его, поэтому их называют вьябхичари-бхавами (ви — это суффикс усиления; абхи означает «по направлению к», а чари — «двигаться»). Раса бывает двух видов — мукхья (главная) и гауна (второстепенная). Пять главных рас — это шанта (пассивное преклонение), дасья (служение), сакхья (дружба), ватсалья (родительские чувства) и мадхуръя (любовные супружеские отношения). Семь второстепенных рас составляют хасья (смех, шутки), адбхута (удивление), раудра (гнев), вира (соперничество, борьба), бхаянака (страх, ужас) и вибхатса (отвращение). Шрила Рупа Госвами дал неизвестное прежде исчерпывающее определение бхакти:
анйабхилашита шунйам гйана-кармадй анавритам
анукулйена кришнанушиланам бхактир уттама
«Деятельность, которая направлена только на удовлетворение Шри Кришны, то есть представляет собой непрерывный поток служения Ему всеми силами тела, ума и речи, а также различными духовными эмоциями (бхавами), служения, которое не покрытого гьяной (знанием, имеющим целью слияние с безличным Брахманом) и кармой (корыстной деятельностью) и свободно от всех желаний кроме желания доставить удовольствие Шри Кришне, называется уттама-бхакти (чистым преданным служением)» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 1.1.11).
Когда бхакти-садхану совершают в таком духе, пробуждается рати. Когда рати ещё более «сгущается», она превращается в прему. По мере того, как према созревает и «сгущается», она проходит через такие стадии, как снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и маха-бхава. Кришна-рати бывает пяти видов в зависимости от пяти категорий преданных — шанта-, дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхура-рати. Среди них мадхура-рати — наивысшая. Кришна-према бывает двух видов — айшварья-мишрита и кевала-према (шуддха-према).
Према, в которой преданный считает Кришну Бхагаваном, наделённым шестью достояниями, а себя видит никчёмным, падшим и ничтожным, называется айшварья-мишритой (с примесью знания о величии Кришны). Та према, что встречается в материальном мире, как правило носит характер именно такой смешанной премы, и ею нельзя покорить Бхагавана. Кевала-, или шуддха-према — это чистая любовь, которая побуждает преданного считать Кришну своим сыном, другом или возлюбленным и в точности напоминает отношения близких людей.
Только такая кевала-према способна покорить Кришну. Мама Яшода ругает Кришну и связывает Его своей шуддха-ватсалья-бхавой. В настроении шуддха-сакхья-бхавы друзья Кришны забираются к Нему на плечи. А прекрасные гопи Враджи считают Кришну своим дорогим возлюбленным, и когда они ругают Его, их упрёки приятней для Кришны, чем веда-стути, благоговейные молитвы Вед. Если бы Враджендра-нандана Шьямасундара не пришёл в этот мир, то преданных, обладающих одной из трёх возвышенных рас — сакхья, ватсалья и мадхурья — никто бы не узнал и материальный мир остался бы лишённым этих бхав. Если бы Шри Кришна милостиво не явил Свои игры в образе мальчика-пастушка — игры, которые сводят мир с ума от любви к Нему, — то никто бы даже не понял, что Парамешвара является предметом любви в мадхурья-расе. Среди деяний Кришны Его лила во Врадже — лучшая из всех, потому что именно в этой лиле дживы могут получить высочайшее благо, связанное с расой. Логики и мирские моралисты не способны даже приблизиться к пониманию величия кришна-лилы. Враджа-лила целиком состоит из расы, и те, чьё сердце способно воспринять эту лилу, необычайно удачливы. Только счастливые бхакты, ощутившие сладость враджа-лилы, могут узнать, насколько она сладостна. Это невозможно понять с помощью логики, правил морали, знания, медитативной йоги, религии или атеизма.
Шри Кришна, воплощение расы, есть Парабрахман. В то же время Он в высшей степени расика (искусен в наслаждении расами любви), поэтому, хотя и один, Он с помощью Своей непостижимой энергии вечно существует в четырёх формах, чтобы наслаждаться вкусом расы. Шрила Джива Госвами описал эти четыре свойственных Ему образа в «Бхагават-сандарбхе» (Ануччхеда, 16.16):
экам эва парамам таттвам свабхавика-ачинтйа шактйа
сарвадайва сварупа-тад рупа-вайбхава-джива-прадханарупена
чатурддхаватиштхате сурйантара-мандаластхита-теджа ива
мандала тад вахиргата тад рашми-тат пратиччхави-рупена
«Парама-таттва одна, и это Верховный Господь. Он естественным образом обладает непостижимой энергией, с помощью которой Он вечно проявляется в четырёх формах: это Его изначальный образ (сварупа); Его могущество, которое включает в себя Его обитель, вечных спутников и такие экспансии, как Господь Нараяна (тад-рупа-вайбхава); живые существа (дживы) и непроявленное состояние трёх гун материальной природы (прадхана). Отчасти пояснить это можно на одном простом примере: четыре формы, в которых проявляется Господь, подобны сиянию, находящемуся внутри солнца, самому солнцу, лучам, исходящим от солнца, и отражению солнечных лучей в отдаленном месте.
В шастрах, таких, как «Шримад-Бхагаватам», объясняющих смысл Вед, махаджаны проанализировали чистую расу в Кришне. Великие риши, например, четверо Кумар во главе с Санака Кумаром, а также Шива, Вьяса и Нарада в своих книгах описали расу сверхъестественных игр Кришны, как они осознали её в состоянии духовного транса. Но Шри Чайтанья Махапрабху раскрыл и проявил эту нектарную расу обитателям земли. До Него и после Него никто не мог это сделать. Шри Прабодхананда Сарасвати очень точно описал это в стихе:
преманашдбхутартхах шраванапатхагатах касйа намнам махимнах
ко ветта касйа вриндаванавипинамаха мадхуришу правешах
ко ва джанати радхам парамараса чаматкарамадхурйасимам
экаил чаитанйа-чандрах парами карунайа сарвамавишчакара
«О брат, кто прежде мог хотя бы услышать о парама-пурушартхе — высшей цели жизни, которую именуют премой. Кто до этого знал о величии шри харинамы? Кто мог войти в мир чарующей сладости Шри Вриндавана? И кто, наконец, знал, что пара-шакти (трансцендентная энергия) — это Шримати Радхика, наивысшее проявление необычайно удивительной мадхурья-расы? Только всемилостивый Шри Чайтанья-чандра раскрыл эти истины из сострадания к дживам» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 130).
Джива — вибхиннамша-таттва Шри Хари
В ведических писаниях дживатму называют вибхиннамшей (отделённой частью) Бхагавана, поэтому джива (душа) по своему изначальному положению — слуга Кришны. Мы уже упомянули, что одна пара-шакти, или сварупа-шакти, проявляется в трёх аспектах — как чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти. Когда сач-чид-ананда-пара-таттва Шри Кришна, полный шести достояний, наделён только Своей джива-шакти, Его экспансию называют вибхиннамша-дживой. А когда сач-чид-ананда-бхагаван наделён всеми энергиями, среди которых и Его сварупа-шакти, Его экспансию называют свамшей. В принципе нет разницы между Шри Кришной и такими Его экспансиями свамша, как Шри Баладева, Паравьомапати (Господь духовного мира) Нараяна, Шри Рама, Нрисимхадев и другие аватары. Только рассматривая степень проявления шакти и расы, мы можем понять, что Враджендра-нандана Шри Кришна — это высшее проявление Абсолютной Истины, вершина айшварьи и мадхурьи, а также аватари (источник всех аватар), или амши (источник всех частей или экспансий). Такие аватары, как Шри Рама, Нрисимха, Баладева и Паравьомапати Нараяна, называются Его вайбхава-пракашем. Все Они являются бхагават-таттвой и повелевают майей. Однако этого нельзя сказать о дживатме. Джива является преобразованием джива-шакти, или татастха-шакти Бхагавана.
В шастрах Бхагаван описан как акханда (неделимый), авикари (незыблемый) и паринамарахита (не претерпевающий изменений). Если бы дживы были экспансиями Самого Бхагавана, это означало бы, что Бхагаван подвержен изменениям. Однако Парабрахман неизменен и неделим. В шастрах говорится, что джива — это преобразование шакти Парабрахмана. Поскольку Брахман и Его шакти неотличны друг от друга, дживу называют амшей Брахмана, как об этом сказано в «Гите»: мамаивамшо джива локе джива-бхута санатанах («Бхагавад-гита»,15.7). Однако изучив различные положения из священных писаний, вайшнава-ачарьи, последователи Шримана Махапрабху, провозгласили, что джива является преобразованием шакти.
В этом мире есть особые драгоценные камни, с помощью которых можно производить различные предметы, и есть люди, которые могут делать то же самое с помощью особой мантры. При этом сам камень или человек, знающий мантру, остаются неизменными. Лишь благодаря их энергии всевозможные предметы появляются на свет. Точно так же чит-шакти Парабрахмана Шри Кришны проявляет трансцендентные обители, такие, как бесконечные планеты Вайкунтхи, Голока-Вриндаван и всё их духовное многообразие; джива, или татастха-шакти, проявляет бесчисленных джив; а майя-шакти проявляет бесчисленные материальные вселенные. При этом Сам Брахман остаётся неизменным, неделимым и чистым. Джива — это амша (частичная экспансия) энергии Брахмана, а не Его Самого. Вот почему дживу называют вибхиннамшей (отделённой экспансией). В «Шри Нарада-панчаратре» говорится: йат-татастхам ту чидрупам свасамведйадвиниргатам — «Поскольку джива является частицей сознания и проявлением чит-шакти, она занимает промежуточное положение (татастха)».
Шрила Джива Госвами объясняет природу татастха-шакти ещё подробнее:
татастхатванча майашактйатитатват асйавидйа
парабхавадирупена дошена параматмано лепабхавачча
убхайакотаваправиштестасйа тач чхактитве сатйапи параматма-
нас тал лепабхавас ча йатха квачидекадешастхе рашмау
чхайайа тираскрите 'пи сурйасйатираскарастадват
(«Параматма-сандарбха», 37 санкхья).
Смысл этих слов в том, что джива-шакти, которую называют татастха, отличается от майя-шакти, поэтому ее не относят к категории майи. Однако на дживу влияет авидья (невежество), и потому она не может быть на одном уровне с Параматмой, неизменно свободной от скверны невежества. Хотя невежество является шакти Параматмы, оно никогда не касается Её Самой, как облако не может скрыть самого солнца, хотя и скрывает в отдельном месте его лучи. То же самое говорится и в «Брихадараньяка-упанишад» (4.3.9):
тасйа ва этасйа пурушасйа две эва стхане
бхавата идам ча паралокастхананча сандхйам
тритийам свапнастханам тасмин сандхйе стхане
тиштханнете убхе стхане пашйатиданча паралокастхананча
«Джива-пуруша может находиться в одном из двух положений: в материальном мире или в мире духовном, о котором она должна вопрошать. Но у дживы есть ещё третье положение, именуемое свапнастхана, или татастха; это промежуточное положение между первым и вторым. Располагаясь там, где встречаются два мира, джива способна видеть и джар-вишву (мир неодушевлённой материи), и чид-вишву (духовный мир)».
Все татастха-дживы проявляются из татастха-шакти. Хотя дживы происходят из Парамешвары, они существуют отдельно и обладают индивидуальностью. Дживу сравнивают с мельчайшей частицей солнечного света или с искрой из огня. Об этом ясно сказано в «Брихад-араньяка-упанишад» (2.1.20):
йатхагнех кшудра виспхулинга вйуччаранти
эвамевасмадатманах сарвани бхутани вйуччаранти
«Подобно тому, как искры вылетают из огня, все дживы проявляются из сарватмы, Шри Кришны».
Из этого становится понятно, что дживы, будучи атомарными частицами сознания и вибхиннамша-таттвой, подчиняются изначальной атме, Шри Кришне. Они могут находиться как в майя-джагат, так и в чит-джагат, поскольку их природа — татастха (пограничное положение). Дживы находятся в промежуточном пространстве между чид-джагат и джар-джагат (духовным и материальным миром), и если они смотрят в направлении чид-джагат, то шакти Йога-майи наделяет их силой и занимает вечным служением Бхагавану в духовном мире. Но если они смотрят в направлении майик-джагат (иллюзорного материального мира), то в них пробуждается желание наслаждаться в мире материи. Отвернувшись от вечного духовного солнца, Шри Кришны, они привлекаются майей. Майя которая всегда находится рядом, тотчас наделяет таких джив грубыми телами, в которых они будут пытаться наслаждаться, и бросает их в пучину рождения и смерти, именуемую материальным бытием.
Положение отвернувшейся от Кришны дживы называется анади, и это означает, что неизвестно, когда именно джива оказалась в таком положении. Кришна необычайно милостив, и Он не виноват в том, что джива попала в столь жалкое состояние, ведь Он, будучи непревзойдённым в Своих удивительных развлечениях, даёт дживам божественное сокровище в виде независимости и никогда не отнимает у них эту свободу. Причина печального положения дживы в том, что она сама неправильно использовала дарованную Господом независимость.
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит:
джйвера 'сварупа' хайа — кршнера 'нитйа-даса'
кршнера 'татастха-шакти', 'бхедабхеда-пракаша'
сурйамша-кирана, йаичхе агни-джвала-чайа
свабхавика кршнера тина-пракара 'шакти' хайа
«Изначальное положение (сварупа) дживы — быть вечным слугой Кришны. Джива относится к татастха-шакти (пограничной энергии) Кришны и является проявлением одновременно отличным и неотличным от Него. Если сравнить Кришну с солнцем, то джива подобна мельчайшей частице Его лучей, или подобна искре пламени» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.108-109).
В «Шримад-Бхагаватам» (11.2.37) тоже говорится:
бхайам двитийабхинивешатах сйад
ишад апетасйа випарйайо' смритих
тан майайато будха абхаджет там
бхактйаикайешам гуру девататма
«Отвернувшаяся от Бхагавана джива забывает о своём изначальном положении, ибо оказалась во власти маха-майи. В забытьи своём она полностью поглощена жизнью материального тела, и у неё возникает ложное, искажённое самоотождествление, в котором она считает себя телом и думает: «Я полубог (девата), я человек (манушья) и т.д.» Отождествляя себя с телом, она вынуждена испытывать страх (бхая) перед многими явлениями: старостью, болезнями, смертью. Поэтому знающие истину люди должны считать духовного учителя своим господином (ишварой), который неотличен от Бхагавана и очень дорог Ему. Так они должны безраздельно посвятить бхаджан своему ишваре (шри гуру), занимаясь чистым преданным служением (ананъя-бхакти)».
Кеваладвайта-вади (монисты) утверждают: «Дживатма и Параматма неотличны друг от друга (абхинна), между ними нет разницы. В обусловленном состоянии, когда Брахман покрыт невежеством (авидья), его называют дживой. Ни джива, ни этот мир не существуют реально — брахма сатйам джаганмитхйа дживо брахмайва напарах («Брахман реален, а материальный мир ложен. Джива и есть этот Брахман, между ними нет разницы»)». Однако такое заключение адвайта-вади является выдумкой, противоречит шастрам и во всех отношениях ошибочно, ибо шрути описывают Парабрахман такими словами, как «полный», «непогрешимый», «неделимый», и «состоящий из вечности, знания и блаженства», а дживу описывают как мельчайшую, сознающую, отделённую частицу всемогущего Парабрахмана, или Бхагавана, обладающего всеми энергиями (сарва-шактиман). Парабрахман один, а джив бесчисленное множество.
балагра шата бхагасйа шатадха калпитасйа ча
бхаго дживах са вигйейах са чанантйайа калпате
«Хотя джива находится в инертном материальном теле, она является тончайшим духовным началом (таттвой). Если кончик волоса разделить на сто частей и потом одну из этих частей разделить ещё на сто, то джива будет даже меньше и тоньше этой необычайно малой частицы. Хотя джива так мала, она является духовной сущностью (апракрита-васту) и её предназначение — анантья-дхарма» (Ант означает «освободиться от смерти» и анантья означает мокшу, «освобождение») («Шветашватара-упанишад», 5.9).
анурхйеша атмайам ва эте синитах пунйам чапунйанча
«Атма (душа) по размеру мала, как атом. Но солнце, благочестие и проч. могут найти в ней прибежище» («Гопаван-шрути-вакья», процитированная в комментарии известном, как «Мадхва-бхашья» на «Веданта-сутру», 2.3.18).
В «Мундака-упанишад» тоже утверждается, что атма по размеру подобна атому: эшо' нуратма четаса ведитавйо.
В «Бхагавад-гите» (7.5) говорится:
апарейам итас тванйам пракритим виддхи ме парам
джива бхутам махабахо йайедам дхарйате джагат
«О могучерукий Арджуна! Майя-шакти — Моя низшая (anapa) энергия. Но знай, что кроме неё у Меня есть джива-бхута, Моя высшая (пара) энергия в виде джива-шакти, благодаря которой существует всё это материальное творение».
Кришна говорит о Себе в первом лице, «Я» (ахам), и утверждает, что по своей природе джива, происходящая из непостижимой энергии Параматмы, всецело духовна. Поскольку джива проявилась из татастха-шакти, её дхарма тоже носит характер татастхи. При этом, поскольку она очень мала, она, естественно, подвержена влиянию майи. Так что она не является ни совершенно отличной от Параматмы, ни совершенно единой с Ней. Дживой управляет майя, а Ишвара является повелителем майи. Как явствует из утверждений амнаи, джива — вечная сущность, отличная от Ишвары. Поэтому шрути подтверждают одновременное единство дживы и Ишвары и их отличие друг от друга. Таким образом, философия кеваладвайта-вады является неведической (авайдика).
Дживу называют ану-чайтаньей (мельчайшей частицей сознания); она наделена таким свойством, как знание. Джива обладает индивидуальностью (сознанием своего «я») и представляет собой разумное существо, способное наслаждаться и думать. У дживы есть вечная сварупа. Эта сварупа необычайно тонка по своей природе. Физическое тело красиво в том случае, если все его части — руки, ноги, нос, глаза — находятся на своём месте; точно так же духовное тело, как частица духовной энергии (чит-кана), являет собой миниатюрный, удивительно прекрасный образ (сварупу), наделённый всеми необходимыми частями тела. Эта духовная сварупа и есть вечный изначальный образ дживы.
Вечное тело дживы, оказавшейся во власти маха-майи, покрыто грубым и тонким материальными телами. Идея о том, что майя влияет на дживу (майя-ваша) не относится к учению майявады. Майявади утверждают, что джива — это временная сущность, окутанная или отражённая майей. Когда же мы говорим, что джива «находится во власти майи», понятно, что она, как наделённая сознанием частица духа, может попасть под влияние маха-майи из-за того, что очень мала. Майя является апара-шакти (низшей энергией), а джива — это пара-шакти (высшая энергия). Ложное отождествление (аханкара) с инертной материей — это функция майи. Джива трансцендентна и не имеет с маха-майей ничего общего. Даже когда джива выходит из-под влияния майи, она не утрачивает свою индивидуальность.
Майявада — это заблуждение. Согласно этой философии, Брахман недвойственен, чист, неделим и ничем не осквернён. Если мы, ради спора, примем эту точку зрения, то возникает ряд вопросов: а что же тогда оказывается покрытым или отражённым? Как Брахман может быть отражённым или покрытым? Кто может наблюдать это? Где находится это отражение? Разве может существовать какая-либо другая сущность, помимо Брахмана? Если рассматривать концепцию майявады таким образом, то мы увидим, что она до невероятности вздорна. Когда философы начинают давать вымышленные толкования, чтобы подтвердить собственную точку зрения или какую-нибудь сектантскую теорию, то шрути-мантры, которые они пытаются объяснять, утрачивают смысл.
Естественное заключение Вед состоит в том, что принцип одновременного и непостижимого различия и единства является истинным, вечным и полным глубочайшего смысла. Джива, относясь к иной, нежели Ишвара, категории, представляет собой вибхиннамша-таттву проявляется из татастха-шакти Кришны. Она по своей природе чиста и должна следовать своей дхарме (присущим ей вечным обязанностям) по отношению к Кришне. Таково истинное понимание характерных свойств дживы.
………………………………….………
Редакция: Ари Мардан д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж