?

Шри Кришна — акхила-расамрита-синдху. Джива — вибхиннамша-таттва Шри Хари. Даша-мула-таттва, часть 3.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 359. Опубликовано: 27-03-2021, 08:33

Философия Гаудия-вайшнавов

Даша-мула-таттва

Презентация Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа

Часть 3

Из книги Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

«Ачарья Кешари Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами. Его жизни и учение»

Часть 5

 

Шри Кришна — акхила-расамрита-синдху

(океан всех нектарных вкусов)

Пара-таттва, воплощение недвойственного знания, пред­ставляет собой не что иное, как расу (духовный вкус). Те, у кого нет опыта осознания раса-таттвы, не могут понять адвая-гьяна-сварупа-пара-таттву. В «Таиттирия-упанишад» (2.7.1) говорится:

расо ваи сах
расам хй эвайам лабдхвананди бхавати
ко хй эванйат ках пранайати
йад эша акаша анандо на сйат
 эша хй эванандайати

«Пара-таттва — это раса, и ничто иное. Обретя эту расу, джива начинает испытывать ананду. Если бы единая Абсолютная Истина не была воплощением ананды в форме расы, кто мог бы сколько-нибудь прожить или попытаться выжить? Только Он дарит наслаждение каждому».

Ещё до прихода Сваям Бхагавана Шри Чайтаньи Махапрабху различные вайшнава-ачарьи утверждали, проповедовали и рас­пространяли бхакти-таттву. Но только Шри Рупа Госвами, по­лучив полномочия от Шри Чайтаньи Махапрабху, развил науку бхакти-таттвы до уровня бхакти-расы. Он подробно описал этот предмет в своих книгах «Бхакти-расамрита-синдху» и «Уджджвала-ниламани». Он объяснил, что бхакти-лата-биджа в форме кришна-сева-васаны (желания или склонности служить Кришне) развивается последовательно — из шраддхи в ништху, затем в ручи и асакти. Когда она достигает уровня рати, её назы­вают стхаи-бхавой. А когда четыре бхавывибхава, анубхава, саттвика и въябхичари — соединяются в этой стхаи-бхаве вмес­те, тогда рати в виде стхаи-бхавы превращается в неописуемо прекрасное состояние, именуемое бхакти-расой.

Мирская раса и бхакти-раса могут показаться одинаковыми. Но когда стхаи-бхава имеет отношение к Бхагава­ну, возникает чисто духовная бхакти-раса, а когда стхаи-бхава приложима к материальному чувственному наслаждению, возни­кает низменная мирская раса. Стхаи-бхава, имеющая отношение к недвойственному знанию, называется нирвишеша-брахма-расой, а та, что связана с медитативной йогой, носит название параматма-расы. Если составляющие бхавы, такие, как вибхава, устремляются к расе, когда шраддха ещё не достигла уровня рати, то проявляется неполная, или частичная раса. Мирская раса не имеет никакой ценности и должна быть полностью отвергнута. Здесь мы обсуждаем только парамартхика-расу (духовную расу).

Рати в форме стхаи-бхавы является основой расы. Раса воз­никает из соединения четырёх её составляющих: вибхавы, анубхавы, саттвики и вьябхичари. Вибхава бывает двух типов: аламбана и уддипана. Аламбана, в свою очередь, тоже разделяется на два типа: ашрая и вишая. В парамартхика-расе Кришна — это единственный вишая (объект) расы, а поклоняющийся Ему — это ашрая (вмести­лище) расы. Качества Того, кому поклоняются, и всё, что с Ним связано, носит название уддипана. Когда танец, пение, зевание, икота и проч. выражают чистую бхаву в сердце, их называют анубхавами. Изменения в теле — например, остолбенение, испарина или мурашки по коже — называются саттвика-бхавами, посколь­ку они проявляются из саттвы. Существует тридцать три вида вьябхичари-бхавы, среди которых — самоуничижение, отчаяние и смирение. Эти бхавы устремлены к океану стхаи-бхавы и увели­чивают его, поэтому их называют вьябхичари-бхавами (ви — это суффикс усиления; абхи означает «по направлению к», а чари — «двигаться»). Раса бывает двух видов — мукхья (главная) и гауна (второстепенная). Пять главных рас — это шанта (пассивное пре­клонение), дасья (служение), сакхья (дружба), ватсалья (родитель­ские чувства) и мадхуръя (любовные супружеские отношения). Семь второстепенных рас составляют хасья (смех, шутки), адбхута (удивление), раудра (гнев), вира (соперничество, борьба), бхаянака (страх, ужас) и вибхатса (отвращение). Шрила Рупа Госвами дал неизвестное прежде исчерпывающее определение бхакти:

анйабхилашита шунйам гйана-кармадй анавритам
 анукулйена кришнанушиланам бхактир уттама

«Деятельность, которая направлена только на удовлетворение Шри Кришны, то есть представляет собой непрерывный поток служения Ему всеми силами тела, ума и речи, а также различными духовными эмоциями (бхавами), служения, которое не покрытого гьяной (знанием, имеющим целью слияние с безличным Брахма­ном) и кармой (корыстной деятельностью) и свободно от всех желаний кроме желания доставить удовольствие Шри Кришне, на­зывается уттама-бхакти (чистым преданным служением)» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 1.1.11).

Когда бхакти-садхану совершают в таком духе, пробуждается рати. Когда рати ещё более «сгущается», она превращается в пре­му. По мере того, как према созревает и «сгущается», она проходит через такие стадии, как снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и маха-бхава. Кришна-рати бывает пяти видов в зависимости от пяти категорий преданных — шанта-, дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхура-рати. Среди них мадхура-рати — наивысшая. Кришна-према бывает двух видов — айшварья-мишрита и кевала-према (шуддха-према).

Према, в которой преданный считает Кришну Бхагаваном, на­делённым шестью достояниями, а себя видит никчёмным, пад­шим и ничтожным, называется айшварья-мишритой (с примесью знания о величии Кришны). Та према, что встречается в матери­альном мире, как правило носит характер именно такой смешан­ной премы, и ею нельзя покорить Бхагавана. Кевала-, или шуддха-према — это чистая любовь, которая побуждает преданного считать Кришну своим сыном, другом или возлюбленным и в точности напоминает отношения близких людей.

Только такая кевала-према способна покорить Кришну. Мама Яшода ругает Кришну и связывает Его своей шуддха-ватсалья-бхавой. В настроении шуддха-сакхья-бхавы друзья Кришны заби­раются к Нему на плечи. А прекрасные гопи Враджи считают Кришну своим дорогим возлюбленным, и когда они ругают Его, их упрёки приятней для Кришны, чем веда-стути, благоговей­ные молитвы Вед. Если бы Враджендра-нандана Шьямасундара не пришёл в этот мир, то преданных, обладающих одной из трёх возвышенных рассакхья, ватсалья и мадхурья — никто бы не узнал и материальный мир остался бы лишённым этих бхав. Если бы Шри Кришна милостиво не явил Свои игры в образе мальчи­ка-пастушка — игры, которые сводят мир с ума от любви к Нему, — то никто бы даже не понял, что Парамешвара является предме­том любви в мадхурья-расе. Среди деяний Кришны Его лила во Врадже — лучшая из всех, потому что именно в этой лиле дживы мо­гут получить высочайшее благо, связанное с расой. Логики и мирские моралисты не способны даже приблизиться к понима­нию величия кришна-лилы. Враджа-лила целиком состоит из ра­сы, и те, чьё сердце способно воспринять эту лилу, необычайно удачливы. Только счастливые бхакты, ощутившие сладость враджа-лилы, могут узнать, насколько она сладостна. Это невозможно понять с помощью логики, правил морали, знания, медитативной йоги, религии или атеизма.

Шри Кришна, воплощение расы, есть Парабрахман. В то же время Он в высшей степени расика (искусен в наслаждении расами любви), поэтому, хотя и один, Он с помощью Своей непостижимой энергии вечно существует в четырёх формах, чтобы наслаждаться вкусом расы. Шрила Джива Госвами описал эти четыре свойственных Ему образа в «Бхагават-сандарбхе» (Ануччхеда, 16.16):

экам эва парамам таттвам свабхавика-ачинтйа шактйа
сарвадайва сварупа-тад рупа-вайбхава-джива-прадханарупена
чатурддхаватиштхате сурйантара-мандаластхита-теджа ива
 мандала тад вахиргата тад рашми-тат пратиччхави-рупена

«Парама-таттва одна, и это Верховный Господь. Он естест­венным образом обладает непостижимой энергией, с помощью которой Он вечно проявляется в четырёх формах: это Его изна­чальный образ (сварупа); Его могущество, которое включает в се­бя Его обитель, вечных спутников и такие экспансии, как Господь Нараяна (тад-рупа-вайбхава); живые существа (дживы) и непроявленное состояние трёх гун материальной природы (прадхана). От­части пояснить это можно на одном простом примере: четыре формы, в которых проявляется Господь, подобны сиянию, находя­щемуся внутри солнца, самому солнцу, лучам, исходящим от солнца, и отражению солнечных лучей в отдаленном месте.

В шастрах, таких, как «Шримад-Бхагаватам», объясняющих смысл Вед, махаджаны проанализировали чистую расу в Кришне. Великие риши, например, четверо Кумар во главе с Санака Кумаром, а также Шива, Вьяса и Нарада в своих книгах описали расу сверхъестественных игр Кришны, как они осознали её в состоянии духовного транса. Но Шри Чайтанья Махапрабху раскрыл и про­явил эту нектарную расу обитателям земли. До Него и после Него никто не мог это сделать. Шри Прабодхананда Сарасвати очень точно описал это в стихе:

преманашдбхутартхах шраванапатхагатах касйа намнам махимнах
 ко ветта касйа вриндаванавипинамаха мадхуришу правешах

ко ва джанати радхам парамараса чаматкарамадхурйасимам
 экаил чаитанйа-чандрах парами карунайа сарвамавишчакара

«О брат, кто прежде мог хотя бы услышать о парама-пурушартхе — высшей цели жизни, которую именуют премой. Кто до этого знал о величии шри харинамы? Кто мог войти в мир чарующей сладости Шри Вриндавана? И кто, наконец, знал, что пара-шакти (трансцендентная энергия) — это Шримати Радхика, наивысшее проявление необычайно удивительной мадхурья-расы? Только всемилостивый Шри Чайтанья-чандра раскрыл эти истины из со­страдания к дживам» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 130).

 

 

Джива — вибхиннамша-таттва Шри Хари

В ведических писаниях дживатму называют вибхиннамшей (от­делённой частью) Бхагавана, поэтому джива (душа) по своему изна­чальному положению — слуга Кришны. Мы уже упомянули, что од­на пара-шакти, или сварупа-шакти, проявляется в трёх аспектах — как чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти. Когда сач-чид-ананда-пара-таттва Шри Кришна, полный шести достояний, наделён только Своей джива-шакти, Его экспансию называют вибхиннамша-дживой. А когда сач-чид-ананда-бхагаван наделён всеми энергиями, среди которых и Его сварупа-шакти, Его экспансию называют свамшей. В принципе нет разницы между Шри Кришной и такими Его экспансиями свамша, как Шри Баладева, Паравьомапати (Господь ду­ховного мира) Нараяна, Шри Рама, Нрисимхадев и другие аватары. Только рассматривая степень проявления шакти и расы, мы можем понять, что Враджендра-нандана Шри Кришна — это высшее прояв­ление Абсолютной Истины, вершина айшварьи и мадхурьи, а также аватари (источник всех аватар), или амши (источник всех частей или экспансий). Такие аватары, как Шри Рама, Нрисимха, Баладева и Паравьомапати Нараяна, называются Его вайбхава-пракашем. Все Они являются бхагават-таттвой и повелевают майей. Однако этого нельзя сказать о дживатме. Джива является преобразованием джива-шакти, или татастха-шакти Бхагавана.

В шастрах Бхагаван описан как акханда (неделимый), авикари (незыблемый) и паринамарахита (не претерпевающий измене­ний). Если бы дживы были экспансиями Самого Бхагавана, это оз­начало бы, что Бхагаван подвержен изменениям. Однако Парабрахман неизменен и неделим. В шастрах говорится, что джива — это преобразование шакти Парабрахмана. Поскольку Брахман и Его шакти неотличны друг от друга, дживу называют амшей Брах­мана, как об этом сказано в «Гите»: мамаивамшо джива локе джива-бхута санатанах («Бхагавад-гита»,15.7). Однако изучив различ­ные положения из священных писаний, вайшнава-ачарьи, последователи Шримана Махапрабху, провозгласили, что джива является преобразованием шакти.

В этом мире есть особые драгоценные камни, с помощью кото­рых можно производить различные предметы, и есть люди, кото­рые могут делать то же самое с помощью особой мантры. При этом сам камень или человек, знающий мантру, остаются неизменными. Лишь благодаря их энергии всевозможные предметы появляются на свет. Точно так же чит-шакти Парабрахмана Шри Кришны проявляет трансцендентные обители, такие, как бесконечные пла­неты Вайкунтхи, Голока-Вриндаван и всё их духовное многообра­зие; джива, или татастха-шакти, проявляет бесчисленных джив; а майя-шакти проявляет бесчисленные материальные вселенные. При этом Сам Брахман остаётся неизменным, неделимым и чис­тым. Джива — это амша (частичная экспансия) энергии Брахмана, а не Его Самого. Вот почему дживу называют вибхиннамшей (отде­лённой экспансией). В «Шри Нарада-панчаратре» говорится: йат-татастхам ту чидрупам свасамведйадвиниргатам — «Поскольку джива является частицей сознания и проявлением чит-шакти, она занимает промежуточное положение (татастха)».

Шрила Джива Госвами объясняет природу татастха-шакти ещё подробнее:

татастхатванча майашактйатитатват асйавидйа

парабхавадирупена дошена параматмано лепабхавачча

убхайакотаваправиштестасйа тач чхактитве сатйапи параматма-
нас тал лепабхавас ча йатха квачидекадешастхе рашмау
 чхайайа тираскрите 'пи сурйасйатираскарастадват

(«Параматма-сандарбха», 37 санкхья).

Смысл этих слов в том, что джива-шакти, которую называют татастха, отличается от майя-шакти, поэтому ее не относят к категории майи. Однако на дживу влияет авидья (невежество), и потому она не может быть на одном уровне с Параматмой, неиз­менно свободной от скверны невежества. Хотя невежество являет­ся шакти Параматмы, оно никогда не касается Её Самой, как об­лако не может скрыть самого солнца, хотя и скрывает в отдельном месте его лучи. То же самое говорится и в «Брихадараньяка-упанишад» (4.3.9): 

тасйа ва этасйа пурушасйа две эва стхане
бхавата идам ча паралокастхананча сандхйам
тритийам свапнастханам тасмин сандхйе стхане

тиштханнете убхе стхане пашйатиданча паралокастхананча

«Джива-пуруша может находиться в одном из двух положе­ний: в материальном мире или в мире духовном, о котором она должна вопрошать. Но у дживы есть ещё третье положение, име­нуемое свапнастхана, или татастха; это промежуточное положе­ние между первым и вторым. Располагаясь там, где встречаются два мира, джива способна видеть и джар-вишву (мир неодушевлён­ной материи), и чид-вишву (духовный мир)».

Все татастха-дживы проявляются из татастха-шакти. Хотя дживы про­исходят из Парамешвары, они существуют отдельно и обладают индивидуальностью. Дживу сравнивают с мельчайшей частицей солнечного света или с искрой из огня. Об этом ясно сказано в «Брихад-араньяка-упанишад» (2.1.20): 

йатхагнех кшудра виспхулинга вйуччаранти
 эвамевасмадатманах сарвани бхутани вйуччаранти

«Подобно тому, как искры вылетают из огня, все дживы прояв­ляются из сарватмы, Шри Кришны».

Из этого становится понятно, что дживы, будучи атомарными частицами сознания и вибхиннамша-таттвой, подчиняются изна­чальной атме, Шри Кришне. Они могут находиться как в майя-джагат, так и в чит-джагат, поскольку их природа — татастха (по­граничное положение). Дживы находятся в промежуточном пространстве между чид-джагат и джар-джагат (духовным и мате­риальным миром), и если они смотрят в направлении чид-джагат, то шакти Йога-майи наделяет их силой и занимает вечным служением Бхагавану в духовном мире. Но если они смотрят в направлении майик-джагат (иллюзорного материального мира), то в них пробуждается желание наслаждаться в мире материи. Отвернувшись от вечного духовного солнца, Шри Кришны, они привлекаются майей. Майя которая всегда находится рядом, тотчас наделяет таких джив грубы­ми телами, в которых они будут пытаться наслаждаться, и бросает их в пучину рождения и смерти, именуемую материальным бытием.

Положение отвернувшейся от Кришны дживы называется анади, и это означает, что неизвестно, когда именно джива оказалась в таком положении. Кришна необычайно милостив, и Он не вино­ват в том, что джива попала в столь жалкое состояние, ведь Он, бу­дучи непревзойдённым в Своих удивительных развлечениях, даёт дживам божественное сокровище в виде независимости и никогда не отнимает у них эту свободу. Причина печального положения дживы в том, что она сама неправильно использовала дарованную Господом независимость.

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит:

джйвера 'сварупа' хайа — кршнера 'нитйа-даса'
кршнера 'татастха-шакти', 'бхедабхеда-пракаша'
сурйамша-кирана, йаичхе агни-джвала-чайа
свабхавика кршнера тина-пракара 'шакти' хайа

 «Изначальное положение (сварупа) дживы — быть вечным слу­гой Кришны. Джива относится к татастха-шакти (пограничной энергии) Кришны и является проявлением одновременно отличным и неотличным от Него. Если сравнить Кришну с солнцем, то джива подобна мельчайшей частице Его лучей, или подобна искре пламени» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.108-109).

В «Шримад-Бхагаватам» (11.2.37) тоже говорится:

бхайам двитийабхинивешатах сйад
ишад апетасйа випарйайо' смритих
тан майайато будха абхаджет там
бхактйаикайешам гуру девататма

«Отвернувшаяся от Бхагавана джива забывает о своём изначаль­ном положении, ибо оказалась во власти маха-майи. В забытьи своём она полностью поглощена жизнью материального тела, и у неё возника­ет ложное, искажённое самоотождествление, в котором она считает себя телом и думает: «Я полубог (девата), я человек (манушья) и т.д.» Отожде­ствляя себя с телом, она вынуждена испытывать страх (бхая) перед многи­ми явлениями: старостью, болезнями, смертью. Поэтому знающие истину люди должны считать духовного учителя своим господином (ишварой), который неотличен от Бхагавана и очень дорог Ему. Так они должны безраздельно посвятить бхаджан своему ишваре (шри гуру), занимаясь чистым преданным служением (ананъя-бхакти)».

Кеваладвайта-вади (монисты) утверждают: «Дживатма и Пара­матма неотличны друг от друга (абхинна), между ними нет разницы. В обусловленном состоянии, когда Брахман покрыт невежеством (авидья), его называют дживой. Ни джива, ни этот мир не существу­ют реально — брахма сатйам джаганмитхйа дживо брахмайва напарах («Брахман реален, а материальный мир ложен. Джива и есть этот Брахман, между ними нет разницы»)». Однако такое заключение адвайта-вади является выдумкой, противоречит шастрам и во всех отношениях ошибочно, ибо шрути описывают Парабрахман таки­ми словами, как «полный», «непогрешимый», «неделимый», и «со­стоящий из вечности, знания и блаженства», а дживу описывают как мельчайшую, сознающую, отделённую частицу всемогущего Парабрахмана, или Бхагавана, обладающего всеми энергиями (сарва-шактиман). Парабрахман один, а джив бесчисленное множество.

балагра шата бхагасйа шатадха калпитасйа ча
 бхаго дживах са вигйейах са чанантйайа калпате

«Хотя джива находится в инертном материальном теле, она яв­ляется тончайшим духовным началом (таттвой). Если кончик волоса разделить на сто частей и потом одну из этих частей разде­лить ещё на сто, то джива будет даже меньше и тоньше этой нео­бычайно малой частицы. Хотя джива так мала, она является духов­ной сущностью (апракрита-васту) и её предназначение — анантья-дхарма» (Ант означает «освободиться от смерти» и анантья означает мокшу, «освобождение») («Шветашватара-упанишад», 5.9).

анурхйеша атмайам ва эте синитах пунйам чапунйанча

«Атма (душа) по размеру мала, как атом. Но солнце, благоче­стие и проч. могут найти в ней прибежище» («Гопаван-шрути-вакья», процитированная в комментарии известном, как «Мадхва-бхашья» на «Веданта-сутру», 2.3.18).

В «Мундака-упанишад» тоже утверждается, что атма по раз­меру подобна атому: эшо' нуратма четаса ведитавйо.

В «Бхагавад-гите» (7.5) говорится:

апарейам итас тванйам пракритим виддхи ме парам

джива бхутам махабахо йайедам дхарйате джагат

«О могучерукий Арджуна! Майя-шакти — Моя низшая (anapa) энергия. Но знай, что кроме неё у Меня есть джива-бхута, Моя высшая (пара) энергия в виде джива-шакти, благодаря которой существует всё это материальное творение».

Кришна говорит о Себе в первом лице, «Я» (ахам), и утвержда­ет, что по своей природе джива, происходящая из непостижимой энергии Параматмы, всецело духовна. Поскольку джива прояви­лась из татастха-шакти, её дхарма тоже носит характер татастхи. При этом, поскольку она очень мала, она, естественно, подвержена влиянию майи. Так что она не является ни совершен­но отличной от Параматмы, ни совершенно единой с Ней. Дживой управляет майя, а Ишвара является повелителем майи. Как явству­ет из утверждений амнаи, джива — вечная сущность, отличная от Ишвары. Поэтому шрути подтверждают одновременное единство дживы и Ишвары и их отличие друг от друга. Таким образом, фи­лософия кеваладвайта-вады является неведической (авайдика).

Дживу называют ану-чайтаньей (мельчайшей частицей созна­ния); она наделена таким свойством, как знание. Джива обладает индивидуальностью (сознанием своего «я») и представляет собой разумное существо, способное наслаждаться и думать. У дживы есть вечная сварупа. Эта сварупа необычайно тонка по сво­ей природе. Физическое тело красиво в том случае, если все его ча­сти — руки, ноги, нос, глаза — находятся на своём месте; точно так же духовное тело, как частица духовной энергии (чит-кана), явля­ет собой миниатюрный, удивительно прекрасный образ (сварупу), наделённый всеми необходимыми частями тела. Эта духовная сва­рупа и есть вечный изначальный образ дживы.

Вечное тело дживы, оказавшейся во власти маха-майи, покрыто гру­бым и тонким материальными телами. Идея о том, что майя вли­яет на дживу (майя-ваша) не относится к учению майявады. Майявади утверждают, что джива — это временная сущность, окутанная или отражённая майей. Когда же мы говорим, что джи­ва «находится во власти майи», понятно, что она, как наделённая сознанием частица духа, может попасть под влияние маха-майи из-за того, что очень мала. Майя является апара-шакти (низшей энер­гией), а джива — это пара-шакти (высшая энергия). Ложное отождествление (аханкара) с инертной материей — это функция майи. Джива трансцендентна и не имеет с маха-майей ничего общего. Даже когда джива выходит из-под влияния майи, она не утрачива­ет свою индивидуальность.

Майявада — это заблуждение. Согласно этой философии, Брахман недвойственен, чист, неделим и ничем не осквернён. Если мы, ради спора, примем эту точку зрения, то возникает ряд вопро­сов: а что же тогда оказывается покрытым или отражённым? Как Брахман может быть отражённым или покрытым? Кто может на­блюдать это? Где находится это отражение? Разве может существо­вать какая-либо другая сущность, помимо Брахмана? Если рассматривать концепцию майявады таким образом, то мы увидим, что она до невероятности вздорна. Когда философы начинают давать вымышленные толкования, чтобы подтвердить собственную точ­ку зрения или какую-нибудь сектантскую теорию, то шрути-мантры, которые они пытаются объяснять, утрачивают смысл.

Естественное заключение Вед состоит в том, что принцип од­новременного и непостижимого различия и единства является ис­тинным, вечным и полным глубочайшего смысла. Джива, отно­сясь к иной, нежели Ишвара, категории, представляет собой вибхиннамша-таттву проявляется из татастха-шакти Криш­ны. Она по своей природе чиста и должна следовать своей дхарме (присущим ей вечным обязанностям) по отношению к Кришне. Таково истинное понимание характерных свойств дживы.

………………………………….………

Редакция: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж