?

Последовательность святых имён в маха-мантре.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 317. Опубликовано: 10-08-2021, 14:28

Последовательность святых имён в маха-мантре

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Из книги «Харинама маха-мантра»

 

Представители одной философской школы утверждают, что маха-мантру следует повторять в таком порядке:

харе рама харе рама

рама рама харе харе

харе кришна харе кришна

кришна кришна харе харе

Они подтверждают это следующими доводами:

1. В «Калисантарана-упанишад» («Венкатеш-пресс», Мумбай) говорится, что первая часть маха-мантры — харе рама харе рама рама рама харе харе, а вторая — харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе.

2. В такой же последовательности маха-мантра встречается и в книге под названием «Кальяна» («Гита-пресс», Горакхпур).

3. Шри Рама приходит в Трета-югу, а Шри Кришна — следом за Ним, в Двапара-югу, поэтому логичнее сначала повторять «Харе Рама», а затем «Харе Кришна». Эти доводы нелогичны и необоснованны по следующим причинам:

 

1. В предыдущих изданиях «Калисантарана-упанишад», выпущенных тем же издательством («Венкатеш-пресс», Мумбай), ясно говорится, что маха-мантра начинается со слов харе кришна, а не харе рама. Все эти издания по-прежнему хранятся в библиотеках Калькутты и Джайпура.

2. «Кальяну», опубликованную «Гита-пресс» в Горакхпуре, нельзя считать достаточно авторитетным источником, подтверждающим эту точку зрения.

3. То, что за Трета-югой следует Двапара-юга, никак не может отразиться на вечной маха-мантре. Маха-мантра не подвластна смене эпох и влиянию времени. Понять это можно только благодаря повторению брахма маха-мантры, спасительной молитвы всех веков. О повторении имён Шри Бхагавана в разные века говорится в «Ананта-самхите»:

Сатья-юга:

нарайана-пара ведах нарайана-паракшарах

нарайана-пара-муктих нарайана-пара-гатих

«Все Веды гласят, что Нараяна — Всевышний, слово „Нараяна“ — высшее сочетание букв, Нараяна — высшее освобождение, Нараяна — высший путь».

Трета-юга:

рама нарайанананта мукунда мадхусудана

кришна кешава камсаре харе ваикунтха вамана

«О Рама, Нараяна, Ананта, Мукунда, Мадхусудана! О Кришна, Кешава, Камсара, Хари! О Вайкунтха! О Вамана!»

Двапара-юга:

харе мураре мадху-каитабхаре

гопала говинда мукунда шауре

йаджнеша нарайана кришна вишно

нирашрайам мам джагадиша ракша

«О Хари, Мурари, Мадху-Кайтавара, Гопала, Говинда, Мукунда, Шаури! Владыка всех жертвоприношений Нараяна, Кришна, Вишну! О Джагадиша, защити меня! У меня нет иного прибежища, кроме Тебя!»

Кали-юга:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

шодашаитани намани дватримшад варнакани хи

калау йуге маха-мантрах саммато джива-таране

«Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Эта хари-нама маха-мантра состоит из шестнадцати имён или тридцати двух слогов. В Кали-югу эта мантра может спасти всех джив».

Итак, что касается третьего довода, совершенно очевидно, что имя Кришны (брахма маха-мантра) было известно людям Трета-юги и спасало их ещё до прихода Самого Кришны в Двапара-югу наряду с такими именами Кришны, как Мукунда, Мадхусудана, Кешава и Камсари. Поэтому приведённые выше доводы в пользу повторения маха-мантры в ином порядке совершенно несостоятельны.

В «Ананта-самхите» ясно сказано, что в Упанишадах, в частности в «Калисантарана-упанишад», маха-мантра приводится в такой последовательности: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Нарада получил маха-мантру от своего гуру, Брахмы, именно в такой последовательности, и так её повторяют в Брахма-Мадхва-Гаудия-вайшнава-сампрадае и по сей день. Однако в других сампрадаях маха-мантру не получают через гуру-парампару, и потому её сокровенный смысл и правильная последовательность неизвестны представителям этих сампрадай. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что они изменяют её последовательность и повторяют, начиная с «Харе Рама».

В авторитетных священных писаниях говорится о форме передачи маха-мантры:

шишйасйодан мукха-стхасйа харер намани шодаша

самшравйаива тато дадйан мантрам траи-локйа-мангалам

«Прежде чем посвятить ученика в гопала-мантру, несущую благо всем трём мирам, шри гуру должен дать ему Харе Кришна маха-мантру, состоящую из шестнадцати слов. Во время посвящения в гопала-мантру ученик должен сидеть лицом на север и правым ухом к учителю».

В «Брахма-ямале» Господь Шива описывает сварупу (форму) маха-мантры:

харим вина насти кинчит

папа-нистаракам калау

В «Брахма-ямале» Господь Шива описывает сварупу (форму) маха-мантры:

харим вина насти кинчит папа-нистаракам калау

тасмал локоддхаранартхам хари-нама пракашайет

сарватрам учйате локо маха-папат калау йуге

харе-кришна-пада-двандвам кришнети ча пада-двайам

татха харе-пада-двандвам харе-рама ити двайам

тад-анте ча маха-деви рама рама двайам вадет

харе харе тато бруйад хари-нама самуддхарет

маха-мантрам ча кришнасйа сарва-папа-пранашакам ити

«О Махадеви! В Кали-югу нет более простого способа искоренить порок, чем повторение шри харинамы.

Поэтому очень важно нести харинаму широким массам людей. Совершая маха-мантра-санкиртану, люди Кали-юги смогут без труда избежать наказания в аду даже за самые страшные грехи. Маха-мантра повторяется так: сначала надо дважды повторить „Харе Кришна“, затем дважды „Кришна“ и дважды „Харе“. После этого надо дважды повторить „Харе Рама“, затем дважды „Рама“ и снова дважды „Харе“. Каждый должен чётко произносить эту маха-мантру и совершать санкиртану в честь Шри Кришны, уносящую все грехи».

В «Радха-тантре» сказано:

шрину матар маха-майе вишва-биджа-сварупини

хари-намно махамайе краманават сурешвари

«Преданный молится: О вишва-биджа-сварупини (семя всего творения)! О Сурешвари (та, кому поклоняются полубоги)! О мать Маха-майя! Внемли моей молитве и расскажи, как правильно повторять маха-мантру».

В ответ Деви говорит:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

дватримшад акшаранй эва калау намани сарвадам

этан мантрам путра-шрештха пратхамам шринуйан нарах

«О лучший из сынов! Маха-мантра, ниспосланная людям Кали-юги, дарует высшее совершенство. Эта мантра, шри кришна-нама, состоит из шестнадцати имён или из тридцати двух слогов: Харе Кришна Харе  Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Тот, кто желает себе блага, должен получить маха-мантру от своего гуру».

В той же «Радха-тантре» Трипура-деви даёт такой совет:

хари-намна вина путра дикша ча випхала бхавет

гурудева-мукхат шрутва хари-нама паракшарам

брахмана-кшатра-вит-шудрах шрутва нама паракшарам

дикшам курйух сута-шрештха маха-видйа-су-сундара

«О лучший из сынов! Ты глубоко проник в тайны гьяны. Знай же, что если ты услышишь гопала-мантру от шри гуру прежде, чем Харе Кришна маха-мантру, то повторение гопала-мантры не принесёт тебе результата. Поэтому представители всех сословий, прежде всего брахманы и кшатрии, должны сначала услышать от шри гуру маха-мантру, а уже потом получить посвящение в гопала-мантру».

В «Падма-пуране» сказано:

дватримшад акшарам мантрам нама шодашаканвитам

праджапан ваишнаво нитйам радха-кришна-стхалам лабхет

«Любой вайшнав, который непрестанно повторяет Харе Кришна маха-мантру, состоящую из шестнадцати имён или тридцати двух слогов, без сомнения, попадёт в обитель Шри Радхи и Кришны на Голоке Вриндаване».

В «Радха-хридая-кханде», разделе «Брахманда-пураны», Ромахаршана Сута возносит Шри Ведавьясе такую молитву:

йат твайа киртитам натха хари-намети самджнитам

мантрам брахма-падам сиддхи карам тад вада но вибхо

«О всемогущий господин! Прошу тебя, научи меня повторять брахма-сварупа нама-мантру Шри Хари, дарующую все совершенства».

В ответ Шри Ведавьяса даёт следующее наставление:

граханад йасйа мантрасйа дехи брахма-майо бхавет

садйах путах сура-по ’пи сарва-сиддхи-йуто бхавет

тад ахам те ’бхидхасйами маха-бхагавато хй аси

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

ити шодашакам намнам три-кала-калмашапахам

натах паратаропайах сарва-ведешу видйате

«О сын мой, я непременно научу тебя повторять маха-мантру. Приняв её, человек, отождествляющий себя с телом, может обрести спасение, и даже пьяница может быстро очиститься и достичь высшего совершенства. Я даю тебе эти наставления, ибо ты маха-бхагавата и достойный ученик. Итак, шестнадцать слов маха-мантры — Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе — могут избавить от грехов все три мира. Во всех Ведах ты не найдёшь более возвышенного способа освобождения от материального рабства, чем повторение маха-мантры».

Это подтверждается в «Ананта-самхите»:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

шодашаитани намани два-тримшад варнакани хи

калау йуге маха-мантрах саммато джива-таране

утсриджйаитан маха-мантрам йе тв анйат калпитам падам

маха-намети гайанти те шастра-гуру-лангхинах

«Все шастры сходятся в том, что Харе Кришна маха-мантра, состоящая из шестнадцати имён или тридцати двух слогов, — лучшая мантра для спасения джив в Кали-югу. Те, кто под влиянием своих или чужих измышлений пренебрегают повторением маха-мантры и вместо этого избирают какую-то иную практику, действуют наперекор наставлениям гуру и шастр. Может возникнуть вопрос: „Почему именно эта мантра из шестнадцати имён называется маха-мантрой?“ Ответ таков: „Никакое другое имя Кришны, кроме имени Хари, не может с той же лёгкостью избавить человека от всех его грехов, несчастий и невежества. Никакое другое имя, кроме имени Кришны, не может даровать прему. И никакое имя, кроме имени Рамы, не позволит так же легко обрести освобождение“. Вот почему маха-мантра состоит именно из этих трёх основных имён. Кроме того, эти шестнадцать имён представляют собой непосредственное обращение к Господу. Этой мантре не нужны такие слова, как ом, намах, клим, сваха, ибо она и без них необычайно могущественна. Вот почему её называют маха-мантрой».

В «Санат-кумара-самхите» говорится:

харе кришнау двир авриттау кришна тадрик татха харе

харе рама татха рама татха тадрик харе пунах

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

«Сначала нужно дважды повторить „Харе Кришна“, затем дважды „Кришна“, а затем дважды „Харе“. После этого надо дважды повторить „Харе Рама“, затем дважды „Рама“ и снова дважды „Харе“. Это маха-мантра — Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

В «Калисантарана-упанишад», относящейся к «Яджур-веде», также описывается сварупа и величие маха-мантры.

харих ом. двапаранте нарадо брахманам джагама

катхам бхагаван! гам парйатан калим сантарейам

ити. са ховача брахма садху пришто ’сми сарва-шрути-

рахасйам гопйам тач чхрину йена кали-самсарам

таришйаси. бхагавата ади-пурушасйа нарайанасйа

намоччарана-матрена нирдхута-калир бхавати.

нарадах пунах папраччха. тан-нама ким ити?

са ховача хиранйа-гарбхах, харе кришна харе кришна

кришна кришна харе харе харе рама харе рама рама

рама харе харе. ити шодашакам намнам кали-калма-

ша-нашанам, натах паратаропайах сарва-ведешу

дришйате. ити шодаша-калавритасйа дживасйава-

рана-винашанам. татах пракашате парам брахма

мегхапайе рави-рашми-мандаливети. пунар нарадах

папраччха. бхагаван ко ’сйа видхир ити? са ховача

насйа видхир ити. сарвада шучир ашучир ва патхан

брахманах салокатам самипатам сарупатам

сайуджйатам ити.

«В конце Двапара-юги Шри Нарада отправился к Господу Брахме и, отдав ему поклон, спросил: „О господин, как мне спастись от влияния века Кали во время моих странствий по земле?“ Брахмаджи ответил: „О сын мой, твой вопрос заслуживает всяческих похвал. Я раскрою тебе самую большую тайну Вед, зная которую ты без труда преодолеешь пагубное влияние Кали. Олицетворение Кали-юги дрожит от страха, слыша звуки имен ади пуруши, Бхагавана Шри Нараяны (Кришны)“.

     „Какое имя Бхагавана нужно повторять? — спросил Нарада. — И какова сварупа этого имени?“

    Брахмаджи ответил: „Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Эта маха-мантра, состоящая из шестнадцати имён, может полностью искоренить грехи Кали-юги. Лучшей садханы ты не найдёшь во всех Ведах. Маха-мантра обладает шестнадцатью качествами. Это значит, что она способна разрушить материальную оболочку дживы, состоящую из пяти грубых элементов (панча-бхута) и одиннадцати органов чувств. Когда джива повторяет маха-мантру, перед ней предстает Парабрахман, словно солнце, вышедшее из-за облаков“.

    „О господин, — снова обратился Нарада к Брахме, — каким правилам нужно следовать, повторяя маха-мантру?“

— „Повторение маха-мантры не ограничено никакими правилами, — ответил Брахмаджи. — Повторять её можно даже в осквернённом состоянии. Более того, чётко произнося каждое слово маха-мантры, можно обрести освобождение (салокья, самипья, сарупья или саюджья). Но самое главное, маха-мантра дарует кришна-прему, которая является пятой, высшей, целью человеческой жизни (панчама пурушартха)“».

    В седьмой патале «Шри Бхакти-чандрики» сказано:

атха мантра-варам вакшйе дватримшад акшаранвитам

сарва-папа-прашаманам сарва-дурвасананалам

чатур-варга-прадам саумйам бхакти-дам према-пурвакам

дурбуддхи-харанам шуддха саттва-буддхи-прадайакам

сарварадхйам сарва-севйам сарвешам кама-пуракам

сарвадхикара-самйуктам сарва-локаика-бандхавам

сарвакаршана-самйуктам душта-вйадхи-винашанам

дикша-видхи-вихинам ча калакала-виварджитам

ван-матренарчитам бахйа пуджа-видхй-анапекшакам

джихва-спаршана-матрена сарвешам пхала-дайакам

деша-каланийамитам сарвавади-сусамматам

«Маха-мантра, состоящая из тридцати двух слогов, уничтожает все грехи. Словно пламя, она сжигает дотла все дурные привычки и дарует дхарму, артху, каму и мокшу. Её прекрасный образ (сварупа) уносит прочь всю глупость и невежество и наделяет человека разумом в чистой благости (шуддха-саттва-буддхи). Благодаря ей проявляются признаки према-бхакти. Она достойна всеобщего почитания и служения. Шри нама способна исполнить желания каждого. Все без исключения могут служить этой мантре, иначе говоря, все достойны совершать маха-мантра-санкиртану. Она наш лучший доброжелатель, и она обладает способностью привлекать всех и каждого. Она уносит все беды и печали. Она не зависит от дикши, и её можно повторять в любое время. Поклоняться ей можно, просто произнося её, — для этого поклонения не требуется никаких предметов. Она дарует желаемое просто благодаря соприкосновению с языком, независимо от времени, места и обстоятельств».

сва-нама-мула-мантрена

сарвам хладайати вибхух

са эва мула-мантрам джапати

харир ити кришна ити рама ити

«Маха-мантра, которая содержит в себе имя, образ, качества и развлечения Шри Кришны, источника всех аватар, дарует радость каждому. Сам Шри Кришна в образе Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху громко повторяет Харе Кришна маха-мантру, прародительницу всех мантр».

В следующей шлоке описывается, что может дать повторение маха-мантры:

мантро гухйах парамо бхакти-ведйах

наманй аштав ашта ча шобханани

тани нитйам йе джапанти дхирас те

ваи майам атитаранти нанйе

парамам мантрам парама-рахасйам нитйам авартайати

«Постичь маха-мантру, тайну тайн, можно только с помощью бхакти. Восемь из шестнадцати её пленительных имён — Харе Кришна, а остальные восемь — Харе Рама. Лишь те разумные люди, которые непрестанно повторяют эти имена, освободятся от оков майи. Другим это не под силу. Вот почему по-настоящему разумные люди всегда повторяют, поют и помнят эту маха-мантру».

В «Брахманда-пуране» (Северный раздел, гл. 6) мудрец Пиппалада рассказывает, как однажды Махарадж Вришабхану обратился к Крату Муни с такими словами: «О господин, если хочешь облагодетельствовать меня, подари мне имена Хари». И тогда святой Крату Муни дал царю шестнадцать имён маха-мантры. Поэтому любой разумный человек должен постоянно совершать санкиртану, повторяя маха-мантру (нама-анкиртанам тасмат сада карйам випашчита).

…………………………………………………

Перевод: Анурадха д.д.

Редактор: Манохар д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж