Объяснение 6 шлоки «Шри Гурваштаки».



Объяснение 6 шлоки «Шри Гурваштаки»
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
12 февраля 2002г., Австралия, утро
Триданди Свами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж даровал всем свой даршан, в день его Вьяса-пуджи. Этот день – самый драгоценный день для ученика. Это день явления его духовного учителя, потому что гуру – это всё для ученика. Он его хранитель и господин, отец и мать, жизнь и душа, друг и верный спутник, разум и духовное знание. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, основатель Гаудия-миссии, Шри Гаудия Матха, объяснил подлинный смысл Вьяса-пуджи. В этот день учитель вместе с учениками поклоняется ачарьям Сарасват-гуру-парампары. Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами всегда строго следует этой традиции. Он не позволяет, чтобы в этот день в его присутствии говорили что-либо о нём. Он сам проводит пуджу своему Гурудеву, Шриле Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами, гуру-парампаре, и затем тоже делают его ученики. После он объясняет истину о гуру-таттве и гуру-парампаре, а также прославляет своего Гурудева и предшествующих ачарьев. Потом он просит своих учеников поделиться своим пониманием.
Однако самый сладкий нектар для учеников – это катха об их учителе. Поэтому после празднования Вьяса-пуджи со своим Шрилой Гурудевом они собираются и слушают старших вайшнавов, как Гурудев учил их, как проповедовал, как служил своему Гурудеву, о дружбе духовных братьев. Они узнают много замечательных и поучительных историй, а также воспоминаний.
Сегодня утром Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами объяснил 6-ю шлоку «Шри Гурваштаки», очень просто и очень возвышенно.
Я приношу свои смиренные поклоны лотосным стопам моего парамарадхьи Шрилы Гурудева, Нитья-лила-правишта Ом вишнупада Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Я также приношу поклоны моим шикша-гуру, Нитья-лила-правишта Ом вишнупаду Шри Шримад Бхактиведанте Свами Махараджу, прапуджьячаране Нитья-лила-правишта Ом вишнупаду Шри Шримад Бхакти Ракшаку Шридхару Махараджу и лотосным стопам всей нашей гуру-парампары. Я подношу пушпанджали (лепестки цветов в сложенных ладонях) их лотосным стопам. В шестом стихе «Шри Гурваштаки» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит:
никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи
йа йалибхир йуктир апекшанийа
татрати-дакшйад ати-валлабхасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
[Шри гуру всегда присутствует там, где сакхи обсуждают, как лучше устроить любовные развлечения (рати-кели) Божественной Четы в рощах Вриндавана, и участвует в этих приготовлениях. Он необычайно искусен в этом служении и потому очень дорог Шри Радхе и Кришне. Я возношу молитвы лотосным стопам такого учителя.]
Что значат слова “никунджа-йуно рати-кели-сидхйаи”? Что делает такой гуру?
Преданный: Он сокровенно служит Божественной Чете.
Ш.Б.Нараяна Госвами: Что именно он делает? Это великая тайна.
Преданный: Он доставляет удовольствие своим служением.
Ш.Б.Нараяна Госвами: Не только это. Иногда он отчитывает Кришну, а порой даже и обманывает Его. Гуру должен быть таким – никунджа-йуно рати-кели-сидхйаи. Он обязательно служит двум возлюбленным – Радхе и Кришне, особенно Радхике. Гопи очень много всего делают ради Их встречи. Йа йалибхир йуктир апекшанийа. Они пускаются на все хитрости, чтобы провести своих отцов, матерей и мужей – всё это ради того, чтобы свидание Радхи и Кришны удалось, только ради служения Им. Гуру весьма и весьма искусен во всём этом.
В гуру-гаятри есть такие слова: “кришнанандайа дхимахи”. Это относится как к Кришне (всепривлекающему), так и к Кришне (всепривлекающей). Любой мужчина может служить Кришне, но не Кришне. Кришна – это Радхика. Поэтому гуру не может в своём мужском облике служить Радхике в рати-кели-сидхйаи. Шрила Свами Махарадж и мой Гурудев (Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами) служат Радхике в своих женских обликах, как гопи (манджари). В высшей обители мой Гурудев – это Винода Манджари, Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур – Наяна Манджари, Шрила Бхактивинода Тхакур – Камала Манджари, Шрила Джива Госвами – Виласа Манджари, Шрила Рупа Госвами – Рупа Манджари и Шрила Рагхунатха дас Госвами – это Рати Манджари. Все они служат Божественной Чете, Радхе-Кришне.
Дхриштадьюмна дас: А наш Шрила (Б.Свами) Прабхупада?
Ш.Б.Нараяна Госвами: Когда предание твоё станет совершенным, то есть ты предашься телом, мыслями, речью и своим эго, тогда я, возможно, скажу тебе. Иначе не скажу. Я знаю, кто он, ты пока не знаешь. Никто из (нынешних) лидеров ИСККОН не знает этого. Твой Прабхупада обвёл их всех вокруг пальца, в том смысле, что никоим образом не открыл им себя. Он – рати-кели-сидхйаи йа йалибхир йуктир апекшанийа.
Я приношу пранаму этому облику своего Гурудева. Он обманывает других, он обманывает даже Кришну. Своим “обманом” он приводит Кришну к служению Его самой дорогой возлюбленной – Радхике. В «Чайтанья-чаритамрите» прямо говорится, что Шримати Радхика – гуру Кришны. Отчего же не принять прибежище лотосных стоп той, кто гуру для Кришны. Наши гуру там, на Голоке Вриндаване, они самозабвенно служат Шри Радхике.
Этот стих неприложим к заурядным (каништха), фиктивным (ложным) гуру, падающим так часто, что невозможно даже сосчитать. «Гурваштака» также не относится к тем гуру, которые могут упасть (1). Я не считаю их гуру. В реальности гуру – это тот, кто служит Радхике. Если гуру полностью подчинил себе чувства, но не служит непосредственно Радхике, он гуру лишь отчасти.
В первом стихе «Шри Упадешамриты» Шрилы Рупы Госвами говорится:
вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам притхивим са шишйат
[Мудрый, владеющий собой человек, который способен подчинить себе шесть побуждений – желание говорить, возбуждение ума, порывы гнева, требования языка и желудка и возбуждение гениталий, – может даровать наставления всему миру. Иными словами, все люди могут стать его учениками.]
Такие гуру совершенным образом следуют следующим наставлениям Шрилы Рупы Госвами:
атйахарах прайасаш ча
праджалпо нийамаграхах
джана-сангаш ча лаулйам ча
шадбхир бхактир винашйати
[Бхакти гибнет под влиянием шести пороков: 1) переедания или тяги к накопительству; 2) усилий, вредящих бхакти; 3) бесполезных мирских разговоров; 4) неспособности следовать важным предписаниям шастр или слепого, фанатичного следования предписаниям; 5) общения с людьми, настроенными против бхакти и 6) жадности или беспокойности ума, выраженной в склонности принимать разного рода бесполезные идеи.]
утсахан нишчайад дхарйат
тат-тат-карма-правартанат
санга-тйагат сато вритех
шадбхир бхактих прасидхйати
[Чтобы успешно продвигаться по пути бхакти, необходимо следовать шести принципам: 1) энтузиазм в следовании правилам, способствующим развитию бхакти; 2) твёрдая вера в утверждения шастр и гуру, чьи слова полностью согласованы с шастрами; 3) стойкость и постоянство в практике бхакти даже при встрече со множеством препятствий или терпение в том случае, если не удаётся быстро достичь желанной цели; 4) выполнение всех составляющих практики бхакти, таких, как слушание (шравана) и повторение (киртана), а также отказ от материальных чувственных наслаждений ради удовольствия Шри Кришны; 5) отказ от недозволенного общения с женщинами, с теми, кто привязан к женщинам, атеистами и верующими-притворщиками и 6) выполнение правил поведения преданного и развитие качеств преданного.]
дадати пратигрихнати
гухйам акхйати причхати
бхункте бходжайате чайва
шад-видхам прити-лакшанам
[Дарить чистым преданным нужные им вещи и принимать от них в дар вещи, которыми они пользовались; поверять преданным свои откровения, полученные в бхаджане, и просить их поделиться откровениями; вкушать с любовью маха-прасад, полученный от преданных, и с любовью угощать их прасадом – таковы шесть признаков любовных отношений между преданными.]
Не достигшие совершенства гуру возможно даже следуют наставлениям этого стиха:
тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-
смритйох крамена расана-манаси нийоджйа
тиштхан врадже тад-анураги-джананугами
калам найед акхилам итй упадеша сарам
[Преданный должен жить во Врадже и, следуя вечным обитателям Враджи, которым присуща спонтанная любовь к Шри Кришне, посвятить всё своё время тому, чтобы последовательно занимать свой язык и ум повторением и памятованием имён и описаний образа, качеств и развлечений Кришны. В этом суть всех наставлений.]
И всё же, если гуру не такой как Рупа Манджари или Рати Манджари, если он не служит им, он, в какой-то мере, гуру, но не в полной. Как я только что объяснил, наивысшее качество гуру – это служение Радхике. В таком настроении Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур написал строку: ванде гурох шри чаранаравиндам. Я падаю ниц перед моим Гурудевом и всеми гуру в преемственности Шрилы Рупы Госвами. Такой гуру не только пракаш (проявление) Нитьянанды Прабху или Баладевы Прабху, он также и проявление Радхики. Такой гуру самый возвышенный. Даже Баладев Прабху в облике Ананги Манджари принимает прибежище лотосных стоп Шримати Радхики. Сколь же прекрасна Она и восхитительна!
Вечером мы обсудим гуру-таттву, всю, от начала и до конца. Все преданные должны быть готовы что-то сказать по этой теме.
Шрипад Ашрам Махарадж: Гурудев, вы сказали, что несовершенный гуру подчинил шесть побуждений, то есть вачо-вегам, манаса, кродха-вегам и так далее. Значит ли это, что такие “незавершённые” гуру, не падут?
Ш.Б.Нараяна Госвами: Они не падут, но они не совершенные гуру. Те, кто служат лично Шримати Радхике – гуру высочайшего уровня.
Шрипад Ашрам Махарадж: Как насчёт тех, кто падал? Они не гуру?
Ш.Б.Нараяна Госвами: Нет конечно. Они даже не преданные (не вайшнавы), куда уж им быть гуру. Они не только обманывают других, но и себя.
Гаура Премананде!
………………………………………..
1) Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в комментарии на «Бхагавад-гиту», 9.3 разъясняет, кто именно склонен к падению и как часто: «Существует три разряда людей, осознающих Кришну. К третьему разряду относятся те, у кого нет веры (каништха-адхикари или каништха-гуру). Даже если они формально заняты в служении Господу, они всё равно не смогут достичь высшей стадии совершенства. Скорее всего они соскользнут с этого пути (падут) через некоторое время. Они может быть и начинают служить Кришне, но из-за того, что у них нет полной убеждённости и веры, им очень трудно оставаться в сознании Кришны. В нашей миссионерской деятельности мы встречаемся с такими случаями, когда люди приходят в сознание Кришны, имея какие-то скрытые мотивы, но как только они улучшат своё материальное положение, они отказываются от служения Господу и опять возвращаются к старому (мирской или греховной жизни). … . Ко второму же классу (мадхьяма-адхикари) относятся те, кто не очень хорошо разбираются в священных писаниях, но кто сами по себе имеют твёрдую веру в то, что кришна-бхакти, или служение Кришне, является наилучшим путём, и с искренностью вступили на него. Поэтому они стоят выше людей третьего класса (каништха-адхикари), которые не обладают совершенным знанием писаний и твёрдой верой, но благодаря общению с преданными и по простоте душевной пытаются следовать по пути преданного служения. Люди этого класса подвержены падению в отличие от верующих второго (мадхьяма) и, в особенности, первого класса (уттама)».
Пояснения: Ари Мардан д.
Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж