?

История Прахлады Махараджа. Часть 1

 (голосов: 1)
   Журналист: vaishnava_das. Просмотров: 2546. Опубликовано: 5-12-2013, 18:07

История  Прахлады Махараджа

Составлена на основе лекций Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

 по «Шримад-Бхагаватам» (7-ая Песнь)

Бесстрашный принц

Часть 1

 

 

Вступление

   

Ведические священные писания Индии являются изначальной  литературой  нашей  планеты.  Записанные 5000 лет назад Шрилой Ведавьясой, частичным воплощением  (литературной  инкарнацией)  Верховного Господа, они дают полное знание, как о материальной, так и о духовной реальности. Сливками этих древнейших  и  чрезвычайно  обширных  текстов  считается «Шримад-Бхагаватам». Это безупречное произведение заключает  в  себе  высочайшие  истины,  объясняя,  что целью человеческой жизни и путем достижения истинного, нескончаемого счастья является бескорыстное преданное служение Верховному Господу Шри Кришне. «Шримад-Бхагаватам» провозглашает Шри Кришну изначальным Богом – вечно существующим, вечно юным, источником всего сущего. Из Него исходит великое  множество  инкарнаций,  которые  из  века  в  век нисходят  на  эту  планету,  чтобы  благословить  Своих преданных, являя с ними разнообразные игры. Эти прекрасные и удивительные игры и описаны в «Шримад-Бхагаватам», кульминацией которого является 10-ая песнь, где повествуется о наиболее сладостных играх Господа Шри Кришны, которые Он совершал, низойдя на эту планету 5000 лет назад.

 

Об одной из таких игр, произошедшей миллионы лет назад, рассказывается в 7-ой песни. Это – знаменитая волнующая история о Нрисимхадеве, инкарнации Господа в образе, получеловека-полульва, который пришел, чтобы спасти маленького мальчика, Прахладу Махараджа. Прахлада родился в семье могущественных демонов.  Его  отец и дядя считали Шри Кришну своим врагом, однако Прахлада, к великому ужасу своего отца,  был чистым преданным Верховного Господа, который так же известен как Вишну,  всепроникающий Господь космического проявления. С раннего детства Прахлада обладал идеальным характером, проявляя все самые прекрасные человеческие качества. Он был смиренным, терпимым, никогда не завидовал другим, всегда оставался спокойным перед лицом опасности, и, поскольку был полностью свободен от материальных желаний, считал все материальное  незначительным. Благодаря тому, что он всегда управлял своими чувствами, а его разум был непоколебимым, он не был подвержен влиянию каких либо страстей.

 

Его отец, Хираньякашипу, обладал демонической природой, и брат-близнец отца, Хираньякша, был столь же омерзителен. В момент их рождения на Земле и на высших планетах проявились самые неблагоприятные знамения: коровы давали кровь вместо молока; тучи проливались гноем; деревья падали без видимых причин;  ослы  носились  с  дикими  воплями;  птицы, пронзительно крича, слетали со своих гнезд; шакалихи  изрыгали  пламя;  вокруг  солнца  и  луны  появились туманные  ореолы,  а  предвещающие  гибель  планеты  стали светиться ярче. Когда же братья вступили в пору юности, их тела стали крепкими как сталь, достигнув таких  размеров,  что  уподобились  двум  огромным  горам, касающимся неба. Земля содрогалась от поступи этих демонов, а их необъятные фигуры с множеством золотых украшений сияли столь ослепительно, что казалось, закрывали само солнце и все вокруг.

 

Стремясь  наслаждаться  всем,  на  что  падал  их взгляд, оба брата страстно желали захватить власть над всей вселенной. Подстрекаемый старшим братом, Хираньякша, обладающий горячим темпераментом, взял палицу на плечо и в воинственном настроении отправился странствовать по всему творению в поисках достойного соперника. Гордый демон внушал ужас каждому, кто встречался на его пути, включая полубогов, которые убегали и прятались в страхе. В конце концов, он направился к Господу Вишну, Верховной Личности Бога, единственному, кто мог бы удовлетворить его в битве. Придя в образе вепря (как Варахадев), Господь долго и яростно сражался с высокомерным демоном и, напоследок, прикончил его, просто шлепнув по уху.

 

Узнав, что Господь Вишну убил его брата, Хираньякашипу пришел в бешенство. Обуреваемый жаждой мщения, он поклялся отрубить голову Вишну и поднести Его хлынувшую кровь в качестве подношения своему убитому брату, который очень любил пить кровь. Полагая, что Вишну живет за счет жертвоприношений, регулярно  проводимых  священниками  ради  наслаждения Господа во благо общества, он задумал уничтожить Его, остановив эти церемонии, и разослал целые орды  демонов  убивать  коров  (из  молока которых  изготовлялось топленое масло для жертвоприношений) и брахманов (священников, проводивших жертвоприношения). Также он приказал им уничтожить все деревья и  растения,  питающие  коров, и  поджечь  коровники,  храмы и жилища брахманов и последователей Вед. Действуя  так, могущественные демоны опустошили землю.             

 

Пытаясь соперничать с Верховным Господом Вишну, Хираньякашипу захотел стать бессмертным   и   обрести   господство над всей вселенной. Сосредоточившись на этой цели, он начал совершать суровые  аскезы.  В  течение  ста небесных  лет  (22000  лет  по исчислению) он стоял  на  кончиках  пальцев  ног, вытянув вверх руки и устремив свой взгляд к небу. Из его головы начало вырываться пламя, которое распространялось  по  всей  вселенной,  отчего  планеты  стали слишком жаркими для их обитателей. Все живые существа, начиная с птиц и животных и кончая полубогами, были очень обеспокоены.  Даже  горы  на  планетах дрожали,  а  сами  планеты  и  звезды  падали.  Наконец,  полубоги  обратились к творцу материальной  вселенной,  Господу  Брахме, и тот отправился к  Хираньякашипу.  Брахма был изумлен, обнаружив, что демон был полностью погребен в муравейнике.  Черви  и  муравьи  поглотили  всю  его  плоть, и он поддерживал жизнь  лишь  с  помощью циркуляции  жизненного воздуха в костях.

 

Господь  Брахма  был  так  поражен  решимостью демона и его необыкновенными аскезами, что охотно даровал ему любые благословения, на которые был способен силой своего могущества. Он окропил Хираньякашипу несколькими каплями божественной  воды,  и  тот  вышел  из  муравейника  воскресшим. Теперь его тело было свежим и могучим и светилось словно  золото.  Он  продолжал  завоевывать  планеты во всех трех мирах – высшем, среднем и низшем (небесном, земном и адском), подчиняя своей власти все  живые существа и правя ими железной рукой. Живя в страхе, полубоги и святые мудрецы были вынуждены  поклоняться ему и прославлять его.

 

Во  время  своего  царствования  Хираньякашипу угнетал  полубогов,  последователей  Вед,  коров,  брахманов и религиозных, святых людей. Он систематически низвергал все установленные в этом мире религиозные практики, создавая, таким образом, хаос в обществе. Он был настолько могущественным, что изменял результаты благочестивой и неблагочестивой деятельности, обрекая на страдания добродетельных и одаривая  счастьем  негодяев. Каждый,  включая  правителей различных  планет,  испытывал сильнейшие страдания из-за жестокого преследования Хираньякашипу. Только одного человека не мог обеспокоить этот ужасный демон  –  своего  маленького  сына  Прахладу, который благодаря своей чистой преданности, всегда и повсюду видел Господа.

 

Могущество  Хираньякашипу было невообразимым,  но  все  же  он  оставался  неудовлетворенным  и  снедаемым  завистью к Господу  Вишну.  Целая  вселенная была в его руках, но он не мог подчинить себе собственного сына. Срывая свой гнев и досаду на этом святом ребенке, он призывал свою погибель. А сейчас, пожалуйста, прочитайте эту прекрасную историю о бесстрашном принце, Прахладе Махарадже.

 

Великолепие Господа

 

Шри  Кришна,  Верховный  Господь,  привлекающий каждое живое существо своей несравненной красотой и сладостью, является объектом поклонения осознавших себя преданных. Они различаются по уровню служения,  близости  к  Шри  Кришне  и  осознанию  Его положения как Верховного Бога. Для преданного первого уровня главным является знание о величии и великолепии Кришны. Такой, любящий Бога, преданный  осознал все трансцендентные истины: кто такой Кришна,  какова  природа  души,  что  такое  иллюзия  (майя),  что  такое  высшая  любовь,  каковы  различные  уровни преданности Шри Кришне, каким нектаром пропитаны любовные отношения Шри Кришны и Его преданных.

 

Лучшим примером преданного, поклоняющегося Верховному Господу в настроении благоговения и почтения, является Прахлада Махарадж. Его уважительно называют «Махарадж», что означает «царь среди великих личностей, наделенных чистой любовью (бхакти) к Шри Кришне». 

 

Здесь  мы  объясним,  каким  бескорыстным  и  несравненным преданным Верховной Личности Бога был  Прахлада Махарадж. Если вы хотите стать преданным  Господа, вам нужно стремиться достичь такого же смирения, чистоты и терпения, каким обладал Прахлада. В первую очередь, нужно оставить желание чувственного наслаждения, и взращивать в своем сердце желание обрести бхакти. Не следует прилагать чрезмерные усилия ради приобретения сухого знания или материального счастья, совершать аскезы и другую, не связанную с бхакти, деятельность, такую, как мистическая йога, жертвоприношения,  благотворительность и исполнение обетов. В вашей преданности должно проявляться стремление к спонтанному служению Шри Кришне телом, умом и речью. Если вы займете все свои чувства в служении Господу, ваши усилия будут считаться бхакти.

 

Демонический отец Прахлады

 

Отец смиренного и терпеливого Прахлады, Хираньякашипу,  будучи  знатоком  санскритской  грамматики и ведических писаний, постоянно цитировал Веды. Однако природа его была демонической, поскольку он являлся противником Господа Кришны. Любой в этом мире, будь то человек или какое-то другое живое существо,  несомненно,  обладает  демонической  природой,  если  он  враждебен  по  отношению  к  Господу.  В  прошлые времена на планете существовали только два или три демона такие, как Равана или Хираньякашипу, но теперь повсюду, в каждой стране, есть демоны. Они настолько безрассудны, что готовы уничтожить этот мир. Нужно  быть  очень  осторожными  с  ними.  Мы  можем  защитить  себя  от  их  влияния,  повторяя  святые  имена Бога  под  руководством  чистого  преданного  Господа. Хитроумный Хираньякашипу получил от Господа Брахмы, творца этой материальной вселенной, такое благословение, которое, казалось, делало его бессмертным. Он попросил:  «Пожалуйста,  благослови  меня, чтобы я не умер: ни в воздухе, ни на земле; ни на низшей, ни на высшей планете. Благослови меня, чтобы я не был убит никаким оружием ни живым, ни мертвым; ни человеком, ни животным, птицей, змеей или другим, созданным  тобой  (Брахмой)  существом.  Пожалуйста, еще благослови меня, чтобы я не умер ни днем, ни ночью, ни в один из двенадцати месяцев любого года, ни внутри и ни снаружи дома». 

 

Хотя Прахлада и был сыном Хираньякашипу, их  мнения  очень сильно различались, и  Хираньякашипу давно бы поссорился с ребенком, если бы не смирение и терпение юного принца. Довольно необычно, что сын демона  –  чистый  преданный  Господа,  божественная личность. Из четырех детей Хираньякашипу Прахлада был  самым  младшим.  Отец  любил  его,  поскольку  он был очень разумным, и потому послал его в школу Шукрачарьи, материалистичного гуру демонов.

 

Учите моего мальчика, чтобы он стал таким же, как я

 

В то время Шукрачарья надолго отправился заниматься миссионерской деятельностью, поэтому юного  принца обучали его сыновья, Шанда и Амарка. Шанда означает «бык». Бык очень похотлив и опасен, и иногда становится бешеным. Арка означает «свет», а Амарка «отсутствие света». Оба брата не были просветленными, осознавшими себя душами. Тот, кто действует подобно быку, и постоянно находится во тьме неведения относительно основных трансцендентных истин о Верховном Господе, не лучше Шанды и Амарки. Хираньякашипу приказал им: «Научите моего мальчика Прахладу как исполнять религиозные обязанности, достичь экономического развития,  удовлетворения чувств и освобождения. Особенно заострите внимание на политике: как победить врагов, как завоевывать царства и как с помощью дипломатии скрывать истину».

 

После четырех или пяти месяцев обучения Прахлада вернулся домой. Его мать Каядху нарядила сына  по-праздничному и подвела к отцу. Когда Хираньякашипу  увидел  своего  прекрасного  и  смиренного  сына, он поцеловал его и, счастливый, усадил себе на колени.  «Мой дорогой сынок, – сказал он, – ты так разумен, и  я  так  доволен  тобой.  Чему  же  тебя  научили?  Что  самое лучшее из того, что ты выучил в школе? Расскажи мне». 

 

Блистательное проявление преданности Прахлады

 

Прахлада ответил:

 

шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам

арчанам ванданам дасьям сакхьям атманиведанам

 

«Девять  процессов  считаются  чистым  преданным служением: слушать и воспевать славу трансцендентного святого имени, формы, качеств и игр Господа Кришны (Вишну); помнить о Нем; служить Его лотосным стопам; поклоняться Ему, предлагая с почтением множество прекрасных предметов; возносить Ему молитвы;  стать Его слугой; считать Его своим  лучшим другом, и все вручить Ему (другими словами, служить Ему  телом,  умом  и  речью). Того, кто посвятил  свою жизнь  служению  Шри  Кришне,  совершая  эти  девять процессов,  следует  считать  самой  ученой  личностью, поскольку он обрел совершенное знание».

 

 

Хираньякашипу в ярости

 

Услышав,  что  его  сын  выражает  преданность Верховному  Господу,  Хираньякашипу  побагровел  от  гнева.  Затем,  расхохотавшись  от  ироничности  ситуации, он вскричал: «Прахлада, я привел тебя в этот мир.  Я – тот, кто поддерживает и заботится о тебе. Все, что  у  тебя  есть,  приходит  от  меня.  Как  можешь ты быть столь неблагодарным, что вместо того, чтобы почитать меня как своего отца,  принимаешь  сторону  нашего врага Вишну?! Прахлада, кто научил тебя этому? Твои гуру Шанда и Амарка?» Резко повернувшись к учителям мальчика, он гневно бросил им в лицо: «Так вот чему вы научили моего сына? Я поручил вам обучить его практическим предметам, приносящим материальное  благополучие. Зачем  вы  учите  его  духовности  и  преданности Вишну? Я накажу вас за это! Я отрублю вам головы!»

 

Шанда  и  Амарка  задрожали  от  страха:  «О,  господин! Мы не учили его преданности Вишну. Мы не  знаем, где он нахватался этой глупости. Он просто инстинктивно говорит об этом. Спросите его самого,  откуда он  это  взял, мы ли научили  его  этому, или кто-то еще?»

 

«Где ты услышал этот вздор? – грозно спросил  Хираньякашипу.

 

– Если  твои  гуру, Шанда и Амарка, не  учили тебя этому, то откуда вся эта чепуха,  которую  ты  так смело говоришь? 

 

Кто  приходил к вам в школу?  Нарада или какой-то другой преданный? Говори правду, иначе  я  убью  тебя.  Ты что думаешь, я глупец? Или твои гуру, Шанда, Амарка и Шукрачарья глупцы? Ты думаешь, что они ничего не знают? Ты на это намекаешь?» Затем он приказал учителям: «Заберите Прахладу и снова  учите  его  политике  и  дипломатии:  как  управлять подданными, как подчинять других и как стать таким же могущественным, как я. Более того, охрана должна обеспечить,  чтобы  никто  из  преданных  этого  Вишну  (Кришны) не смог войти в школу».

 

Шанда и Амарка опять взяли мальчика и отвели его в школу. Несколько месяцев спустя, Прахлада снова  вернулся домой. Мать Каядху нарядила его и усадила  на колени отца. Хираньякашипу был счастлив видеть  сына и задал ему тот же самый вопрос: «Что же ты выучил в школе?»

 

 

Утвердившийся в высшем сознании

 

«О, мой дорогой отец, – ответил Прахлада, – те, чье сознание направлено не на Шри Кришну, а на наслаждение материальной жизнью, не могут понять ни цели жизни, ни своего истинного блага. Человеческая форма жизни предназначена для поклонения Верховному Господу Кришне, но материалистичные люди не могут понять этого, поскольку идут на поводу у своих чувств. Полностью посвятив себя их удовлетворению, они даже не ищут истинную цель жизни и лишь жуют пережеванное. Материалистический путь жизни подобен постоянному пережевыванию того, что уже было пережевано, поиску счастья там, где его никто не нашел. Хотя в такой жизни нет никакого смысла, люди с неуправляемыми чувствами очарованы ею. Так они входят в темнейшие области невежества, погрузившись в адское состояние, полное бесчисленных страданий.

 

Люди, которые стараются  хорошо  устроиться  в  материальной жизни и целиком посвятить себя семейным делам, не осознают, что конечная цель нашего существования – поклоняться лотосным стопам Господа Вишну и вернуться домой, назад к Богу. Вместо этого,  они в тщетной надежде пытаются насладиться своим  телом, женой,  детьми,  домом,  родственниками,  работой и обществом, убежденные, что все это сделает их счастливыми. Однако истина заключается в том, что семья  и  материальное  благополучие  ничего  не  могут дать их собственной душе. Не видя истинную цель человеческой  жизни,  такие люди  принимают своими гуру таких же слепцов, привязанных к материальной жизни. Таким образом, слепой ведет слепого, и оба они неизбежно собьются с пути и упадут в яму. Если гуру не знает смысла жизни, то он отправится в ад вместе со своими учениками». 

 

Услышав это, Хираньякашипу рассвирепел. «Ты намекаешь  на  то,  что  я  слепой  и  глупый?  –  пронзительно закричал он. – И что мой гуру, Шукрачарья, со своими сыновьями Шандой и Амаркой – лжегуру? Ты считаешь, что у них нет разума, и что ты понимаешь больше, чем они? Знаешь ли ты, насколько велик мой гуру? Он настолько учен и могуществен, что, просто окропив  водой  мертвое  тело,  может оживить его. Ты думаешь, что мой гуру и я настолько сбиты с толку, что ты должен учить нас духовной жизни? Я поклонялся Господу Брахме больше двадцати тысяч лет. И ты думаешь, что я зря потратил свое время? Приготовься встретить смерть за то, что проявил такое неуважение к моему гуру и моим убеждениям. Так я положу конец тебе и твоим глупым рассуждениям о Боге!»

 

Прахлада Махарадж ничуть не испугался. «Да, вы оба – слепцы, твой гуру и ты, – смело заявил он. – Оба  вы – демоны, и потому не знаете истину. Раз ты со смирением  не  обращаешься  к  возвышенным  преданным,  которые погружены в любовное служение Верховному Господу, и милостиво наставляют других в преданном  служении, значит, у тебя нет разума. Тебе следует омыть и очистить свой ум в пыли с лотосных стоп таких святых личностей. Это означает, что ты должен слушать их наставления и следовать им. Если ты примешь их  руководство, твой разум устремится к Шри Кришне, и все нечистые желания уйдут из твоего сердца. Дорогой отец, оставь все эгоистические устремления и прими прибежище у истинного гуру, чье единственное богатство – преданное служение Шри Кришне. Только тогда ты освободишься от своего оскверненного материального сознания».

 

 

Тщетные попытки убить Прахладу

 

Хираньякашипу  еще  больше  разгневался:  «О! Я накажу тебя»! Он схватил свой меч и палицу, намереваясь убить Прахладу, но внезапно почувствовал, что каким-то  непостижимым  образом  потерял  силу  и  неспособен сделать это. Тогда он приказал своим генералам:  «Этот  мальчишка  должен  немедленно  умереть». 

 

Целая армия была послана, чтобы убить юного принца, но все оказались бессильными перед ребенком. Хираньякашипу пытался убить Прахладу Махараджа, отдавая солдатам одну команду за другой: 

 

«Приведите бешеных слонов, и пусть они растопчут его».

«Бросьте его в яму с ядовитыми змеями».

«Заставьте его выпить сильный яд».

«Бросьте его в клетку со свирепыми львами, и пусть они разорвут его на части».

«Утопите его, привязав к большому камню и швырнув с вершины горы в океан».

«Раздавите его огромными валунами».

 

Однако все их попытки убить Прахладу терпели неудачу, благодаря тому, что Сам Господь защищал его.  Мечи солдат не могли причинить ему никакого вреда, а когда слоны прикасались к телу Прахлады, их било током, и, разбегаясь в страхе, они давили на своем пути всех подряд, и солдат, и демонов. Львы сразу же подружились с мальчиком и стали облизывать его. 

 

Когда же Прахлада падал в океан, Сам Господь Вишну поймал его и мягко опустил на берег. 

 

Тогда в голове Хираньякашипу родился еще один хитроумный план. У него была прекрасная и могущественная сестра по имени Холика. Она достигла такого совершенства в мистической йоге, что могла  войти в пылающий огонь и остаться невредимой. Позвав ее, великий император попросил:

 

«Моя дорогая, любимая сестра, мне нужна твоя помощь. Я много раз пытался убить Прахладу, но это  оказалось невозможным. Теперь я надеюсь только на тебя. Я знаю, что ты легко сможешь это сделать. Возьми его на руки и войди с ним в огонь. Мальчишка, несомненно, сгорит, а ты выйдешь из огня невредимой. Я щедро вознагражу тебя». 

 

«Дорогая» тетушка Прахлады с радостью согласилась, поскольку была очень жадной и не испытывала  истинной привязанности к племяннику.

 

Разожгли огромный костер, и языки пламени, казалось, касались неба. Холика нарядно украсилась и, взяв Прахладу на руки, с радостью вошла в огонь. Однако произошло нечто мистическое. Огонь не смог даже коснуться Прахлады Махараджа, а Холика тотчас  превратилась  в  пепел.  Для  Прахлады  языки  пламени  были прохладными словно снег, и он вышел из огня, повторяя в блаженстве:

 

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

       

Хираньякашипу и все его окружение не смогли причинить Прахладе никакого вреда. Шри Кришна не мог не защитить его, поскольку обещал: «Я всегда буду защищать тех, кто принял Мое прибежище. Если Я захочу спасти Своего преданного, никто не сможет причинить ему вреда, даже если целый мир попытается сделать это».

      

Если человек принимает прибежище у Верховной Личности Бога, Шри Кришны, или у истинного гуру, такого, как Нарада, Вьяса, Шукадева Госвами, Рупа Госвами и Санатана Госвами, никто не сможет повредить ему, даже если весь мир будет против него. Кришна просто обязан защитить такого человека. Поэтому, хотя Хираньякашипу и был непостижимо могущественным и жаждал убить своего сына, все его попытки оказались тщетными.

 

Великий император впал в беспокойство

 

Хираньякашипу охватила тревога: «Я сделал все, чтобы уничтожить Прахладу, но все мои попытки потерпели неудачу. Кажется, этот мальчик обладает мистической силой, и все может закончиться тем, что он  убьет меня». Прежде Хираньякашипу считал, что благословение, полученное от Господа  Брахмы, сделало его бессмертным, но теперь он усомнился в этом и испугался. Тот, кто накопил огромную силу и подчинил себе всю вселенную, сейчас был озадачен и чувствовал себя беспомощным. Шанда и Амарка успокаивали его: «О, нет никаких причин для беспокойства. Ты – император вселенной, а Прахлада всего лишь ребенок. Почему ты так встревожен? Он подобен комару, и ты легко можешь раздавить его пальцами. Наш отец Шукрачарья владеет всем знанием. Давай подождем, он вернется и решит эту проблему. А пока мы продолжим обучать твоего сына. Могущество нашего отца таково, что он может оживить мертвого, просто  взглянув на него. Если же он настолько разгневается, что его глаза нальются кровью, то одним движением бровей он может сжечь человека дотла. Своей убедительной логикой он приведет Прахладу в чувство, и тогда этот мальчик будет делать все, что ты скажешь. А тем временем, позволь ему пойти с нами».

 

Снова в школу

       

Так Прахлада Махарадж был вынужден вернуться в школу вместе со своими учителями. Они старались  отвлечь его от духовной жизни и пытались влить в него по капле ненасытное желание его отца господствовать над материальным миром, обучая как обманывать других, как стать баснословно богатым, как веселиться и удовлетворять  свои  чувства.  Однако,  Прахлада  оставался тверд в своей вере и не поддавался их влиянию. Он  был  молчаливым  и  погруженным  в  повторение имен Шри Кришны и памятование Его игр и качеств.

 

Однажды учителя отправились куда-то по делам, поручив Прахладе следить за классом. «Мы очень  скоро вернемся, – сказали они, – присмотри за детьми.  Удостоверься, что они не ссорятся и не тратят все свое время на игры. Они должны быть тихими и спокойными».

 

Как только учителя ушли, дети принялись играть. Прахлада Махарадж смиренно попросил их:  «О  друзья мои, о сыновья демонов, послушайте меня. Я хочу сказать вам нечто, что сделает вас счастливыми на всю  вашу жизнь. После этого вы сможете пойти и поиграть».  Дети очень уважали Прахладу, хотя ему и было всего пять лет, и потому сразу же собрались около него. Тогда он начал наставлять своих одноклассников.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж