?

Ларец любви (Према-сампут).

 (голосов: 2)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1746. Опубликовано: 21-09-2015, 12:58

Ларец любви (Према-сампут)

.

Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж

Матхура, Индия, 10 октября 2005 года.

(По книге Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура «Према-сампут»)

 

[Перед началом месяца Картика Шрила Нараяна Махарадж дал ряд лекций по книге Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура «Према-сампут». Он говорил на хинди, и многие из присутствовавших преданных слушали синхронный перевод на английский и другие языки в наушниках. Каждые десять минут он просил Шрипад Дамодару Махараджа перевести только что сказанное на английский.]

По милости Шри Гуру и Гауранги мы постараемся объяснить то, что рассказал Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своей книге «Према-сампут». Когда Шри Чайтанья Махапрабху, то есть Радха и Кришна в едином облике, был в Гамбхире, Он испытал множество проявлений премы в обществе Шрилы Рамананды Рая и Шрилы Сварупы Дамодары. В своих книгах, особенно в «Шри Удджвала-ниламани», Шрила Рупа Госвами описал некоторые из этих многочисленных проявлений, подобных россыпям драгоценных камней.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур особенно подробно описал это в книгах «Шри Кришна-бхаванамрита» и «Према-сампут». Слово сампут означает «сокровищница» или «сундук». Према-сампут значит «сокровищница премы» (чистой любви к Шри Кришне, а также чистой любви, которую питает Кришна к Своим спутникам). В этой книге поведано множество сокровенных истин, и лишь те, кто услышат или прочтут её, смогут понять науку премы.

В своем произведении Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур раскрыл ларец драгоценной премы. Если бы он не пришёл и не сделал этого, мы никогда бы не смогли понять концепций Шрилы Рупы Госвами.

Према обладает особенной природой (свабхавой). Что же это за природа? Наяка (герой) охвачен великой трансцендентной жаждой: он желает ощутить всю полноту вкуса трансцендентных экстатических настроений, исходящих из уст Его возлюбленной. Он хочет услышать от Неё о недостатках или погрешностях Своей премы (любви). Сущность «Према-сампута» и состоит в том, что Шри Кришна желает услышать об этих недостатках из лотосных уст Самой Шримати Радхики.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур называет Кришну раса-лампатой. Это означает, что Кришна готов сделать что угодно ради того, чтобы насладиться трансцендентной любовью. Он пойдёт на любые ухищрения, чтобы ощутить вкус этой расы. Такова Его природа. Однако при встрече с Кришной Радхика никогда не укажет Ему на Его недостатки. Когда же Она вместе с близкими Ей по настроению гопи, Она готова рассказать им всё о Нём. Поэтому однажды, чтобы услышать обо всём этом из лотосных уст Самой Шримати Радхики, Шри Кришна предстал перед Ней в облике Шьямы-сакхи (прекрасной юной гопи по имени Шьяма). Насколько же привлекательным был Он в этом одеянии!

Так Кришна в облике небесной девы вступил во внутренний двор дома Шримати Радхики в Явате, облачённый в одежды, красоту которых подчёркивали изумительные драгоценности. Шримати Радхика, Лалита и Вишакха не узнали в Ней Кришну. Завидев небесную деву, Шримати Радхика спросила Лалиту: «Дорогая Лалита, кто эта девушка? Она так прекрасна! Ее красота превосходит блеск миллионов и миллионов лун!»

 

[Шрила Гурудев говорит по-английски:] Вы что-нибудь понимаете? Если нет, я могу дальше не рассказывать и перейти на другую тему.

 

[Преданные:] Нет!

 

[Продолжение перевода:] Радхика продолжала: « О Лалита! Ослепительное сияние этой сакхи затмевает собой миллионы сапфиров. Будто бы весь наш двор стал огромным сапфиром!» Затем Шримати Радхика велела своим сакхи во главе с Лалитой и Вишакхой подвести «деву» поближе и расспросить «Её» обо всём.

«Кто Ты и откуда? Возможно, Ты пришла к нам по какой-то особой причине?» — Лалита и Вишакха вновь и вновь задавали Шьяме-сакхи этот вопрос, но Та всё молчала. Наконец, Шьямали-сакхи спросила деву о том же, но и она не получила никакого ответа.

Тогда Радхика подумала: «Я должна Сама подойти и всё выяснить.» Она подошла к Шьяме-сакхи и спросила: «О, сакхи, кто Ты? Ты так привлекла Меня! Может быть, Ты полубогиня? Мне кажется, что Твой облик вобрал в себя красоту всего мира!»

И вновь Шьяма-сакхи ничего не ответила.

Шримати Радхика вновь и вновь упрашивала: «O прекрасная Сундари! Ты пришла к нам как гостья, но почему-то не хочешь ничего рассказать о Себе. Прошу Тебя, умерь Моё любопытство и поведай нам, кто Ты. Я вижу, что Ты очень застенчива, и это хорошее качество. Конечно, Твоя застенчивость делает Тебя еще привлекательнее, но здесь она неуместна. Открой же Своё сердце и объясни всё нам».

Тогда Кришна в облике Шьямы-сакхи в волнении глубоко задышал, но затем снова затих. Казалось, Он охвачен страданием и скорбью.

Видя это, Шримати Радхика сказала: «О, должно быть, Твое сердце переполняет боль и волнение!.. Вот почему Тебе трудно говорить. О Камала-наяна (дева с продолговатыми лотосоподобными глазами)! Открой Своё сердце. Не колеблись и не смущайся! Скажи, в чём причина Твоего недовольства? Ведь все мы - Твои дорогие подруги. Вот почему мы так сочувствуем Тебе и хотим развеять Твою печаль. Ведь если поделишься Своей болью с близкими, она тут же утихнет и станет совсем незаметной.»

Радхика продолжала расспрашивать Шьяму-сакхи: «Может быть, Тебя оставил возлюбленный? А возможно, Ты Сама оставила его, заметив недостатки в его характере? А может быть, он чем-то оскорбил Тебя? Или Ты Сама оскорбила его, и поэтому он Тебя покинул?

Впрочем, возможно, Ты его и не оскорбляла. Скорее, кто-то посторонний незаслуженно обвинил вас, и вашей любви пришел конец…» Но Кришна в облике Шьямы-сакхи всё молчал.

Шримати Радхика продолжала: «O очаровательная! Пожалуй, Я знаю, что случилось. Должно быть, ты замужем. Да-да, Я так и думаю: Ты вышла замуж, но за плохого человека. А может, он обманул Тебя?

Иногда бывает так: родители представят своей дочери очень хорошего юношу, а потом её выдадут за дурного. Или же могут обмануть того юношу - сперва покажут красивую девушку, а в день свадьбы отдадут ему в жены уродину. Может быть, и Тебя так же обманули?

А какого нрава Твой муж? Наверное, не слишком-то доброго? А может, после вашей свадьбы выяснилось, что он Тебя совсем не любит?! Может, он Тебя терпеть не может и теперь мучает?

А может, после вашего брака Ты полюбила другого? Уж не походят ли Твои домашние на Джатилу и Кутилу? Вот Мои свекровь Джатила и невестка Кутила только и знают, что следят за Мной и бранят, а потом порочат Меня во всеуслышание. Не случилось ли такое и с Тобой?»

Но Шьяма-сакхи всё молчала, потупив взор. Между тем любопытство Шримати Радхики всё возрастало. Она продолжала: «А может, у Твоего мужа есть вторая жена? Может, он только ею и занимается, и поэтому пренебрегает Тобой, а она тяжело ранит Твоё сердце жестокими словами?

Впрочем, вряд ли оно так - ведь Ты настолько прекрасна и совершенна, о сакхи, что любой мужчина рядом с Тобой позабыл бы обо всех остальных девушках на свете.»

«O прекрасная Сундари!» — продолжала Шримати Радхика, — «Я слышала от Паурнамаси, что Всевышний Господь некогда принял женский облик — Мохини-мурти. Образ этот был настолько пленителен, что похитил сердце самого Махадева Шивы. Хотя Мохини и заворожила самого Махадева, Сама при этом ничуть не смутилась. Не Ты ли та самая Мохини, которая низошла сюда, чтобы привести нас в замешательство?

Ты знаешь, о сакхи, я хочу сказать Тебе одно: если Кришна, Хари, придёт сюда и бросит на Тебя взгляд краешками глаз, Тебе не устоять перед Его чарами. Наш Кришна — это наяка-чудамани, лучший среди всех возлюбленных. Он очень, очень привлекателен — но и Ты несравненно прекрасна. Мне кажется, если бы Ты встретилась с Кришной, то, лишь глянув на Тебя, Он тотчас лишился бы рассудка.

Впрочем, Ты и Сама обезумела бы при виде Его красоты».

Слушая беседу между Шримати Радхикой и Шьямой-сакхи, гопи были настолько зачарованы, что полностью позабыли, кто они и где.

Речи Шримати Радхики были так сладостны, что, заслышав их, Шри Кришна ощутил несравненное блаженство, и в Его теле проявились все ашта-саттвика-бхавы (восемь экстатических проявлений: волосы Его встали дыбом, а по телу побежали мурашки…). Чтобы скрыть эти мурашки, Кришна полностью закрыл Себя сари.

Шримати Радхика спросила, «О сакхи! О несравненная красавица! Похоже, Тебе нездоровится? Почему Ты кутаешься в сари?»

Тогда Шримати Радхика сказала Вишакхе-деви, «O Вишакха! Мой почтенный отец очень нежно любит Меня. Он также знает, как лечить все болезни. Поэтому он прислал Мне особое лекарственное масло. Оно стоит в углу Моей спальни. O Вишакха, пожалуйста, пойди туда и принеси его — давай-ка разотрём им нашу гостью! Вовсе ведь не будет ничего дурного, если одна девушка разотрёт маслом другую!..»

Затем Радхика сказала обернувшемуся богиней Кришне: «Это целебное масло — не простое. Знай, что это — воплощенная любовь моего отца: ведь если что-то подаришь тому, кого очень любишь, то отдашь ему самое драгоценное… Поэтому, о Прекрасная, жизнь этого масла достигнет совершенства, если мы умастим им Твоё тело. Это масло устраняет все болезни, и Я Своими собственными руками нежно разотру им Твой затылок».

[Сейчас уже 6.50 вечера. Многие из вас должны возвращаться во Вриндаван (из Матхуры), так что мы сегодня на этом закончим.]

Гоура премананде!

 

 

Позавчера мы начали говорить о книге Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура «Према-сампут», и сегодня продолжим. Итак, Шримати Радхика послала Вишакху-деви за целебным маслом, чтобы Своими руками растереть им Шри Кришну, представшего перед Ней в образе Шьямы-сакхи. [См. первую лекцию по «Према-сампуту» – «Ларец любви».]

Шримати Радхика воскликнула: «Ну и обманщица же эта сакхи! Мы изо всех сил стараемся отыскать причину Ее грусти и недомогания, но Она с нами даже разговаривать не хочет!». Затем Радхика велела Своим подругам: «Принесите теплой воды, омойте эту сакхи и сделайте Ей массаж. Это развеет Ее грусть, и Она заговорит». А затем добавила: «Если и это не поможет, у Меня есть еще одно лекарство. Его дал Мне сам Дханвантари. Если растереть нашу сакхи этим снадобьем, все болезни тела и ума тут же оставят Ее, и Она окрепнет.

Но вообще-то… Мне кажется, если бы этой девы коснулся расика-шекхара Шри Кришна, чья находчивость в любовных играх не знает предела, Она тут же оправилась бы от недомогания и повеселела. Прикосновение Кришны настолько зачаровывает, что, если Он притронется к Ней, ашта-саттвика-бхавы тут же охватят Ее, а на устах появится улыбка».

Услышав эти слова Шримати Радхики, Шри Кришна [наряженный небесной девой] слегка улыбнулся. Чтобы утаить Свою улыбку, Он опустил голову и изящно смахнул пальцами упавшие Ему на лоб вьющиеся локоны… Затем, к крайнему изумлению Шримати Радхики и всех сакхи, Он, наконец, заговорил чарующим женским голосом, и речь Его походила на сладостное пение птицы чакора:

«О прекрасная Радха! Я родом со Сварги [райских планет]. Я спустилась сюда, ибо Меня мучает одно сомнение. Оно никак не дает Мне покоя… кроме Тебя, нет во всем мире больше никого, кто мог бы помочь мне развеять его. Вот почему Я пришла на эту Землю».

Шримати Радхика отвечала: «Да, то, что ты говоришь – совершенно верно. Ты и в самом деле райская полубогиня! Вот почему Ты так прекрасна. Своей красотой Ты можешь соперничать лишь Сама с Собой. Ты очаровательна, словно лотос из райской обители. О красавица, будь добра, не держи на нас обиды за наши догадки о причинах Твоей печали – мы говорили, что, должно быть, Тебя оставил муж, Ты сама его оставила или он Тебя не очень-то любит… Это были просто шутки. Пожалуйста, не принимай их близко к сердцу. Ты так дорога нам, что из большой любви к Тебе мы имеем право иногда над Тобой подшутить!»

Шри Кришна [замаскированный под деву]: «О Радха, Ты так Мне дорога! Ты – обитель всех лучших качеств. Я так Тебе признательна! Твоя према непостижима и безгранична. И славе Твоей также нет предела. Ради одной капли Твоей премы Мне пришлось придти сюда, чтобы стать Твоей служанкой».

Вот с этого-то момента и начинается «Према-сампут»…

Кришна [в образе небесной девы] продолжает: «О Радха, послушай Меня! Я оставила Сваргу, чтобы спуститься на эту планету. Пока Я была на небесах, в сердце Мое закралось сомнение, развеять которое под силу лишь Тебе одной. И хотя Я уже ощутила нектар Твоих слов, сомнение это все еще терзает Меня, и сердце Мое не знает покоя.

Звук флейты Кришны доходит даже до райских планет. Заслышав мелодию Его флейты, небесные девы лишаются рассудка, и, позабыв, что сидят на коленях у супругов, желают тотчас же устремиться к Нему… Их охватывает безумие не только когда они слышат звук флейты Кришны, но и всякий раз, когда созерцают Его облик, внимают Его речам и наблюдают, как Он прикасается к Своим дорогим преданным во Врадже… Что-либо связанное с Кришной настолько приковывает к себе, что тут же похищает всю привязанность к предметам этого мира».

Одна из подруг Шримати Радхики задумалась: «Это очень странно… ведь, похоже, к этому нектару подмешан смертельный яд! Есть один такой яд – он называется халахала. Его извлекли во время пахтания молочного океана. Как такая горечь может быть нектаром? Когда слышишь мелодию флейты Кришны, это подобно нектару, но страдание в разлуке с Ним подобно горькому яду! Весь нектар этого мира, собранный воедино, не сравнится и с каплей сладости мелодии флейты Кришны. А все яды и страдания этого мира не сравнятся и с каплей того страдания, которое мы терпим в разлуке с Ним…»

Кришна-девушка продолжил: «Звук этот входит в уши подобно самому Купидону – и небесные девы тут же лишаются чувств, заслышав его. Их охватывает жар, а мужья не могут понять, что за болезнь нашла на них. Девы буквально сгорают от этого жара, а мужья боятся прикоснуться к ним, чтобы не сгореть самим.

О Радха! Сваргу (рай) еще называют Тридашалая. Это означает, что у жителей небес есть только три возраста – детство, отрочество и юность. Старости там нет. Но когда райские девы слышат мелодию флейты Кришны, название Тридашалая тут же утрачивает свой смысл, поскольку все уже пребывают в одинаковом состоянии. Нет больше трех различных состояний – состояние теперь для всех одно! Все исполняются лишь одного настроения – "Идемте к Кришне!" Настроению целомудрия и верности мужьям приходит конец – ведь все теперь полностью во власти мелодии флейты Кришны».

Кришна [в облике небесной девы] продолжал: «Я принялась размышлять: откуда же исходит эта мелодия флейты и кто играет на ней? Так, следуя за звуком, я спустилась с райских планет на эту Землю и несколько дней провела у Вамшивата. В то время Кришна как раз совершал раса-лилу с гопи... Я увидела издали, как вы все танцевали с Ним – вот почему я теперь знаю, кто есть кто:
кто Вишакха, кто Лалита, а кто Чампакалата».

Шримати Радхика рассмеялась: «О, Твоя удача несравненна! Поэтому Ты так дорога нам. Острым мечом своего желания встретиться с Кришной Ты отсекла все остальные желания. Чтобы достичь Кришну, нужно страстно желать этого. И как только такое желание приходит в сердце, его уже ничем не унять. Когда желание встретиться с Кришной приносит тебе щемящую боль, это называется сумана, или благоприятное умонастроение. Но когда мы лишаемся чувств, нам уже не пойти на встречу с Кришной... А Ты – самая удачливая девушка, потому что Ты превозмогла все препятствия и увидела Его воочию».

Услыхав эти шутливые слова Шримати Радхики, Кришна заулыбался и сказал: «О Радха, другим девушкам не сравниться с Тобой. Мне также далеко до Тебя – ведь Кришна не слишком-то меня привлекает. Кроме того, Я видела Его, но Он не видел Меня – ведь Я лишь наблюдала за Ним на расстоянии».

Шримати Радхика возразила: «Да, лишь Ты по-настоящему увидела Кришну! И это свидетельствует о том, что Он привлекает Тебя. Он не просто Твой любимый, Он – Твой сокровенный возлюбленный. Ты увидела Его, осознав в Своем сердце Его развлечения. Вот почему Ты – самая удачливая! И поэтому мы вовсе не должны подшучивать над Тобой. Я не могу ни в чем солгать Тебе. Лакшми, вышедшая из молочного океана, и Парвати, супруга Шивы, не могут сравниться с Тобой.
Кришна так привлекает Тебя!»

Шримати Радхика нежно произнесла: «О сакхи, Ты узрела прекрасного Кришну – так зачем же Тебе тогда нужен супруг или какой-либо еще мужчина?.. Так скажи же нам сейчас, о чем Ты желаешь нас спросить и зачем Ты пришла сюда? Я лишь слегка подшутила над Тобой. Поведай же Мне о своем сомнении».

Кришна улыбаясь: «О Радха, кто же может победить Тебя в шутках и запретить Тебе шутить?»

Когда Шримати Радхика одерживает победу над Кришной в искусстве шуток, все сакхи тут же хлопают в ладоши и восклицают: «Джая Шри Радхе!».

Кришна продолжил: «Хотя Ты живешь в мире людей, перед Тобой преклоняются даже райские девы».

Шримати Радхика вовсе не относится к миру людей. Будучи хладини-шакти самого Господа Шри Кришны, Она предстает в человеческом облике, чтобы служить в развлечениях Кришны, схожих с человеческими.

Шри Кришна убеждал: «О Радха, пожалуйста, не смущайся! Твои целомудрие и игривость затмевают даже славу Лакшми, Парвати и Арундхати, целомудреннейших из женщин. Все они стремятся обрести лишь крупицу Твоих качеств. Если сравниться с Тобой не под силу даже райским девам, что тогда и говорить о девушках этого мира!»

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж