Свамиджи – мой шикша-гуру. Беседа в аэропорту.
Свамиджи – мой шикша-гуру
Беседа в аэропорту
Нитья-лила Правишта Ом Вишнупада Аштоттара Шата
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
4 июня, 1996г. Лондон, С.К.
Шрила Гурудев (Ш.Нараяна Махарадж): Вы не должны думать о себе: «Только я квалифицированный вайшнав. У других нет такого качества». Вы понимаете?
Шьямарани д.д.: Он не просил милости для своего брата?
Шрила Гурудев: Да. Он знал его как бона файд (совершенного садху).
Шьямарани д.д.: Поэтому мы должны видеть хорошие качества даже у тех, кто не имеет их?
Шрила Гурудев: Да. Потому что Даттатрея видел хорошие качества у деревьев, солнца, змей и в каждом живом существе. Всё, что существует в этом мире, приходит от Кришны. И следует думать: «Все служат Кришне, но я самый недостойный, потому что не делаю этого».
Ты из Индии?
Гость: Да.
Шрила Гурудев: Ты говоришь на хинди?
Гость: Да.
Шрила Гурудев: Где ты живёшь?
Гость: В Дели.
Шрила Гурудев: Очень хорошо. Я тоже собираюсь в Дели, но живу во Вриндаване. (Преданному) ты должен приехать туда и сделать фотографии.
Преданный: Гурудев, Прежде вы дали нам объяснение мантры. Каким образом мантра может пересечь границы Вираджи, она ведь не возьмёт нас на Голоку-Враджу. Но харинама – это не что иное, как Радха-Кришна, поэтому она и представляет Врадж. Гопала-мантра и Кама-гаятри не отличны от Радхи-Кришны.
Шрила Гурудев: Но они дают отношения. Они привлекут тебя к Кришне и уйдут с поля зрения. Исчезнув, они появятся вновь в форме Харе Кришны или Радхи-Говинды, Радхи-Гопинатхи и Радха-мадана-мохана. Кришна скажет: «О Радхе», а Шримати Радхика и гопи будут говорить: «О Кришна». Во Врадже нет разлуки с мантрой.
Преданный: Гопи не делают этого?
Шрила Гурудев: Там нет мантры. Шримати Радхика и гопи говорят: «О Кришна! О Арья-путра! Где Ты? О Нанда-нандана! О Яшода-нандана! Ты – не сын Яшоды. Почему? Потому что у Тебя нет милости. Считая Себя сыном Яшоды, Ты должен быть милостивым. Поэтому мы не считаем Тебя сыном Яшоды. Ты нерождённый».
Преданный 2: Всегда повторяй и повторяй. Продолжай своё повторение и старайся быть в обществе продвинутых преданных. Сахарный леденец – это лишь лекарство от желтухи. Ты должен принимать это лекарство, даже если оно вначале горькое. Но, пользуясь им постоянно, однажды ты почувствуешь, что оно сладкое.
Преданный 3: Махарадж, когда я сказал преданным: «Я хочу поехать во Вриндаван», они возразили: «Нет. Во Вриндаване ты будешь совершать оскорбления. Тебе лучше поехать в Майяпур».
Шрила Гурудев: «Если ты веришь им, значит должен отправиться в Майяпур. Мы поедем в то место, которое Кришна устроит. Мы отправимся в Маяпур из Вриндавана. Но что плохого в том, если ты сразу приедешь во Вриндаван?
Преданный: Гурудев, каково значение слова «Яшода»?
Шрила Гурудев: Яшода означает: та, что даёт славу. Яша – женского рода, то есть она родила Кришну и даёт Ему молоко.
Преданный: Гурудев, вы говорили, что нара-лилы (игры подобные человеческим) означает, что в них должно быть рождение, поэтому Кришна родился у гопи Яшоды.
Гурудев, мы никогда не слышали, что Радхика родилась из лона Киртиды. Её нашли в лотосе. Как…
Шрила Гурудев: В писаниях также говорится, что Шримати Радхика родилась у Киртиды-деви. Но она так дорога Вришабхану Махарадже, что он нашёл Её и принёс домой, а потом отдал Её Киртиде. С тех пор Шримати Радхику называют Вришабхану-нандини и Вришабхану-лали.
Преданный 4: «Гурудев, во время посвящения, вы вручили чётки преданному, а он передал их мне. Могу ли я вернуть их вам, чтобы вы лично отдали их мне?
(Шрила Гурудев берёт чётки у преданного).
Шрила Гурудев: Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Хорошо?
Преданный: Харибол!
Преданный 5: Гурудев, в моём сердце накопилось много гнева, как мне избавиться от него?
Шрила Гурудев: Позже я уберу его, Тебе не нужно беспокоиться об этом. Выполняй мои наставления и продолжай повторять кришна-наму и помни о Кришне. Я заберу всё, поэтому тебе не стоит волноваться об этом. Когда приходит гнев, скажи своему уму: «О ум, почему ты бродишь повсюду?» Ты понял?
Шьямарани д.д.: Гневайся на свой ум. Скажи ему: «Почему ты блуждаешь повсюду?»
Шрила Гурудев: Не испытывай негодования к другим. Сердись только на себя.
Преданный 6: Скоро я возвращаюсь домой к своей семье. Пребывание с вами оказало на меня сильное впечатление. Мне бы не хотелось силой навязывать моим родным свои убеждения, но я не уверен, что они будут слушать меня. Какой самый лучший способ рассказывать людям о Радхе-Кришне, если они ещё не знают о Них?
Шрила Гурудев: Тебе следует поступать также как Уддхаве. Шримати Радхика сказала ему: «Не рассказывай обо всём сразу: сначала немного, потом ещё и ещё». В противном случае ты не сможешь убедить их. Сначала укрепи их веру в меня: «О, это замечательная благочестивая личность». Постепенно рассказывай им всё больше и больше.
Преданный 6: Я люблю готовить прасад.
Шрила Гурудев: Да.
Преданный 6: Потому что каждый любит покушать.
Шрила Гурудев: Да, ты должен готовить вкусный прасад, только не делай кичри (смех). Иначе получишь противоположный результат (смех). Готовь для них панир, масло и различные сладости. Ты умеешь это делать. Но сначала предлагай мне, а потом остальным. Я дам их Радхе и Кришне, от этого они станут намного слаще и вкуснее.
Преданный: Спасибо.
Шрипад Неми Махарадж: Вы говорите, что нам необходимо общение. Но сейчас вы собираетесь физически оставить этот мир.
Шрила Гурудев: Кришна чрезвычайно милостив. Он знает всё. Молитесь Ему, Он всё устроит.
Шрипад Неми Махарадж: Поэтому, думая о вас, возможно ли получить общение с вами?
Шрила Гурудев: Я проявлюсь в вашем уме и сердце, и тогда вы получите всё.
Ты из Дели?
Гость: Да. Я так счастлив, слышать вас.
Шрила Гурудев: Ты счастлив, приезжай, чтобы увидеть меня в Дели или Матхуре-Вриндаване.
Гость: Я непременно приеду. У меня есть делийский адрес, я также возьму адрес Матхуры.
Шрила Гурудев: Мы дадим тебе его сейчас. Вот он – Шри Кешаваджи Гаудия Матх.
Гость: Я слушал вашу лекцию в Лос-Анджелесе.
Шрила Гурудев: Когда ты приедешь во Вриндаван, мы покажем тебе все места игр Господа. У нас там очень большой ашрам. Ты можешь остановиться в нём со своими детьми на протяжении десяти дней и слушать хари-катху.
Гость: Я сейчас же возьму адрес и обязательно приеду.
Шрила Гурудев: Хорошо.
Преданный: Гурудев, вы подобны волшебнику. Люди не понимают, каким образом вы похищаете их сердца. Сначала вы их забираете, но только потом они обнаруживают это, таким образом, невольно их жизни оказываются в ваших руках, хотят они этого или нет.
Шрила Гурудев: Разумеется, это происходит. В этом туре я собрал большую коллекцию цветов лотосов. Ты знаешь, что такое lotisa?
Преданный: Нет.
Шрила Гурудев: Лотосы – это юноши, а lotisa …
Преданный: Девушки.
Шрила Гурудев: Девушки (смех). Я собрал так много цветов.
Преданный: Но когда вы покинете их, они будут плакать и высохнут.
Шрила Гурудев: Нет. Нет. Иногда в окружении преданных я забываю обо всём. Я забываю, где я, кто я, что делаю, где нахожусь, ничего не помню. Вам следует исходить из этого. Если я не помню, где нахожусь и куда пойду, вы должны немедленно уйти.
Шрипад Неми Махарадж: Кришна тоже велел гопи уходить (Смех)
Преданный: Махарадж, дайте нам благословение, чтобы у нас было достаточно лакшми, иногда это также проблематично (смех).
Преданные: Иногда мы хотим приехать, но нет денег. Поэтому вы должны дать нам это благословение.
Преданный 2: Мы не хотим, чтобы вы были в нашем уме и сердце, а желаем видеть вас здесь, вместе с нами.
Преданный 3: Гурудев, у меня плохая память. Быть может, я забуду об этом, вы должны остаться.
Шрила Гурудев: Твоя память должны быть плохой, если она будет хорошей, твой ум будет метаться повсюду. Сосредоточься только на Радхе и Кришне. Этого достаточно. Нам не нужна слишком хорошая память. Ты должен помнить только о Радхе-Кришне и Врадже и больше ни о чём другом.
Шьямарани д.д.: Гурудев, что касается памяти, как мы будем помнить шлоки и то, что читаем, если всё забывается?
Шрила Гурудев: Запоминать только шлоки недостаточно. Нужно воплощать на практике то, о чём они утверждают. Если ваш ум прочно закрепится на Кришне, тогда нет необходимости в шлоках. Наш Гурудев никогда не использовал большое количество шлок. Он рассказывал только об играх и давал нам много сиддханты (установленных философских истин). Поэтому мы должны помнить только о Кришне и Его играх. Сиддханта и всё остальное придёт из игр Кришны. Поэтому нет необходимости запоминать их.
Шьямарани д.д.: Например, шлоки и молитвы в нашем песеннике…
Шрила Гурудев: Любые ваши качества нужно использовать в служении Кришне. Не требуется достигать чего-то большего. Всё, что вы имеете, применяйте в служении Кришне. Не стремитесь приобрести больше качеств, читать или что-то ещё. Используйте то, что есть, нет необходимости достигать большего. Мы используем в сознании Кришны, всё, чем обладаем. Отдайте Ему свой ум, тело и речь. Кришне нужна только наша чистая любовь. Он – воплощение чистой премы, любви и привязанности, и Он не хочет ничего другого. Ему нужна чистая любовь
Преданный: Гурудев, мы слышали от вас, что нужно развивать мамату (чувство обладания к Кришне), думая: «Кришна – мой». Но такое же настроение мы должны развивать и к духовному учителю, нашему Гурудеву. Как узнать, что мы обладаем маматой к Гурудеву?
Шрила Гурудев: Если я возьму твой автомобиль и отправлюсь в Индию, что ты будешь делать?
Преданный: Я буду очень счастлив.
Шрила Гурудев: Почему?
Преданный: Потому, что вы мой духовный учитель.
Шрила Гурудев: Нет. Почему ты будешь счастлив?
Преданный: Потому что послужу вам.
Шрила Гурудев: Я не хочу этого. Я желаю, чтобы ты был счастлив. Почему ты будешь счастлив? Ты подумаешь: «Это мой автомобиль, и Гурудев использует его в служении Кришне». Такой должна быть мамата. Слово мамата означает думать: «Кришна мой, а я принадлежу Кришне». Это чистый бхаджан. Как же достичь такого настроения? С помощью повторения, памятования и осознания: «Я принадлежу Кришне» мы должны попытаться развить это настроение. Постарайтесь забыть: «Я – физическое тело». Будь выше этого. У нас не должно быть маматы к собственному телу. Так или иначе, ты получил это тело, чтобы служить Кришне, совершая бхаджан. Однажды тебе придётся расстаться с ним, желаешь ты этого или нет. Поэтому у нас должна быть мамата к Кришне. И это придёт к нам только при наличии маматы к бона файд-гуру, у которого есть связь с Кришной. Мамата к Кришне и к Гурудеву – одно и то же. Между ними нет различий.
Преданный 2: Гурудев, когда Кришна уехал в Матхуру из Вриндавана, Он сказал, что вернётся обратно. Поэтому Гурудев имеет такие же качества Радхи и Кришны, и мы молимся…
Шрила Гурудев: Ни один гуру не имеет этих качеств. У мадхьяма-адхикари, нет таких качеств. Частично он имеет те же качества. Но гуру подобные Нараде, Субалу, Шридаму, Мадхумангалу и гопи обладают всеми качествами.
Преданный 2: Кришна также сказал. Что вернётся во Вриндаван.
Шрила Гурудев: Он вернулся. Но мы не можем понять все эти истины. Они за пределами нашего ума. Это – ачинтья, то, что непостижимо. Наступит время, и ты реализуешь себя. Ты осознаешь все эти истины на практике.
Шрипад Неми Махарадж: Когда это время придёт?
Шрила Гурудев: Скоро, очень скоро.
Шрипад Неми Махарадж: Кришна также говорил: «Очень скоро. Очень скоро».
Шрила Гурудев: Ты знаешь, что существует тамариндовое дерево? Когда с него осыпятся все листья, тогда наступит «очень скоро»…
Преданный: Но это слишком долго. Даже мгновение длится очень долго.
Шрила Гурудев: Реализация придёт очень скоро, по сравнению с акханда-калой (безграничным временем): сотнями, тысячами и лакхами лет, это всё равно, что ничего и совсем незначительно. Мы потратили впустую лакхи, лакхи, лакхи и лакхи рождений, но не помним об этом. Мы живём с начала сотворения мира и были здесь, когда земля и вся брахманда (материальная вселенная) начали создаваться.
Преданный: Махарадж, возможно мы пришли с предыдущего творения?
Шрила Гурудев: Да.
Преданный: Это возможно?
Шрила Гурудев: Да, разумеется, это возможно. Но Кришна или кто-то не смогли нас освободить. Теперь у нас есть надежда, потому что мы получили хорошее общение.
Преданный: Махарадж, все преданные, которые находятся здесь, были преданными в прошлых жизнях?
Возможно, что они не были преданными в то время. Но по милости Шри Чайтаньи Махапрабху и Его последователей они стали преданными и теперь будут постепенно прогрессировать.
Преданный: Махарадж, в этом мире так много людей, но здесь только двадцать преданных. Почему только двадцать, а не все люди?
Шрила Гурудев: Потому что они получили впечатления из многих прошлых рождений. Накопив их постепенно, они стали преданными.
Преданный 2: Мы уже верили в Бога в прежней жизни?
Шрила Гурудев: Да. Но некоторые впечатления вы получили здесь и стали преданными. Теперь вы знаете: «Мы – не физическое тело». Вначале это трудно представить. Но со временем приходит понимание, что мы не можем ничего взять с собой из этого мира, даже один волосок. Это тело будет… Мы знаем это с точки зрения теории, но не практически. В данный момент вы выбрали правильный путь. Если вы пойдёте по нему, не теряя времени, то есть если ваша практика будет быстрой и честной в хорошем окружении, тогда вы стремительно достигнете цели.
Я дал вам достаточно много знаний, вы всегда должны помнить их и продолжать практиковать.
Преданный 3: Как Господь Чайтанья спас людей, у которых не было благочестивых впечатлений?
Шрила Гурудев: Повторением и слушанием. Они громко повторяли Харе Кришна маха-мантру. Он приказал всем Своим преданным повторять громко, чтобы деревья, лианы, дикие животные и все остальные смогли услышать. Этот звук называется шабда-брахма. Он проникает в сердце, касается души, и они постепенно продвигаются.
Преданный: Даже если они не восприимчивы и материалистичны?
Шрила Гурудев: Да. Если имя войдёт в их сердце, оно принесёт плоды. Оно сделает его плодородным. Таков путь и таков процесс.
Шрипад Неми Махарадж: Гурудев, когда ученики Свамиджи приходят послушать вас, некоторым вы говорите: «О, вы – мои друзья», а другим: «Я – ваш шикша-гуру». Почему такое различие?
Шрила Гурудев: Я говорю это, потому что Свамиджи был моим шикша-гуру. И некоторые преданные считают меня их шикша-гуру, в этом нет ничего плохого.
Шрипад Неми Махарадж: Я не думаю, что это плохо.
Шрила Гурудев: Что он говорит?
Преданный: Он хочет знать, почему одним ученикам Свамиджи вы говорите: «Вы – мои друзья», а другим: «Я – ваш шикша-гуру?»
Шрила Гурудев: Тем, у кого больше любви и которые ближе ко мне, я говорю: «Вы можете считать меня вашим шикша-гуру». Они слушают всё, что я должен сказать, а тем, кто не так близки ко мне и только слушают что-то, я говорю: «Мы с вами как друзья».
Преданный 2: Мы хотим быть с вами сухрит, близки вашему сердцу.
Преданный: Есть ли какая-то надежда у преданных, которые говорят, что они в сознании Кришны, а мы с вами идём в неправильном направлении?
Шрила Гурудев: Они должны повторять харинаму, быть в гармонии со всеми и принимать других как вайшнавов или садху.
Преданный: Вчера президент одного храма сказал мне: «Ваша философия отлична от философии Прабхупады». Но я не верю, что это так.
Шрила Гурудев: Да, да. Должно быть какое-то различие философий. Каждая личность отличается от другой. Все листья одного дерева не одни и те же.
Преданный: Я думаю, что наша философия более конкретизирована и перспективна.
Шрила Гурудев: Нет.
Преданный: Ваша философия не отлична от философии Свами Прабхупады, но более совершенна.
Шрила Гурудев: Мы оба в одной и той же линии и следуем философии, которую дал Шри Чайтанья Махапрабху. Но нет ничего плохого, если кто-то видит какие-то различия, потому что его нос не такой как у меня. Возможно он на один инч или половину короче или длиннее моего.
Преданный: Ваши глаза подобны глазам Радхарани.
Преданный: Нила-камала (цвета голубого лотоса).
Шрила Гурудев: У них глаза совсем другие, но мы не видим этих различий.
Преданный 2: Есть ли какие-то различия в философии, поскольку вы проповедуете после Шрилы Прабхупады?
Шрила Гурудев: Есть различия только в речи и ни в чём больше. У меня не такой чистый и возвышенный английский язык как у него. Только в этом различие.
Преданный 2: Дело в том, что когда Шрила Прабхупада прибыл на Запад, там ещё не было сознания Кришны, поэтому он говорил немного иначе.
Шрила Гурудев: Да.
Преданный 3: Вы тоже забираете нечистые сердца?
Шрила Гурудев: Нет проблем. Только приходи ко мне. Я очень легко возьму твоё сердце. Это легче, чем делать чапати.
Шьямарани д.д.: Гурудев, мы также должны понимать, что слушая вас и возвращаясь к книгам Прабхупады, мы увидели, насколько возвышенным было его учение, однако раньше мы не осознавали это.
Шрила Гурудев: Несомненно, это так.
Шрипад Неми Махарадж: Гурудев, Свами Махарадж не начитывал эти чётки. Я хочу повторять на них, но они не начитаны.
Шрила Гурудев: Где ты их взял?
Шрипад Неми Махарадж: На базаре.
(Обрыв звукозаписи)
Преданный: Я огорчён тем, что завтра улетаю, а многие преданные будут провожать вас (смех).
Шрила Гурудев: Преданные Матхуры и Вриндавана жаждут встретиться со мной и проклинают всех вас (смех).
Преданный: Гурудев, один старый преданный Харе Кришна Прабху назвал меня Акрурой.
Шрила Гурудев: Да, они будут так считать и говорить: «Вы последователи Акруры».
Преданный 2: Как они будут относиться к нам, если мы приедем?
Преданный 3: Махарадж, Я слышал историю о том, как демон (Маричи) увлёк Рамачандру в лес от Лакшмана и Ситы. Умирая, он закричал: «Лакшмана! Сита!» Точно также Аджамила на смертном одре взывал к имени Нараяны. Это одно и то же?
Шрила Гурудев: Одно и то же и даже более. Его убил Рама, и он (Маричи) сразу же достиг предназначения в духовном мире. Он обращался к имени Рамы. В действительности у него была преданность к лотосным стопам Рамы, и было желание, чтобы его убил Равана. Он понимал: «Если я не выполню приказ Раваны, он убьёт меня, но смерть от него неблагоприятна для меня. Поэтому я последую приказу Раваны. Пусть Рама убьёт меня, повторяя Его имена, я отправлюсь на Рамалоку». И он достиг своей цели.
Преданный 3: Он был преданным, а не демоном?
Шрила Гурудев: Да. Вначале он был демоном, но, увидев силу Рамы на месте аскез Вишвамитры (когда Своей стрелой Рамачандра, защищая Вишвамитру, отбросил Маричи на сто йоджан в море), он стал преданным, аналогично Вибхишане, который тоже вначале был демоном. Тем не менее, получив общение Ханумана, он стал преданным. Мы все были когда-то подобны демонам.
Преданный 3: Я тоже.
Шрила Гурудев: Мы все были такими, но так или иначе, получив общение преданных, наши сердца изменились.
У тебя все хорошо?
Преданный: Да.
Преданный 2: Гурудев, вы знакомы с Гаутамой Прабху?
Шрила Гурудев: Да, я знаю Гаутаму.
Харе Кришна Харе Кришна….
Преданный: Однажды вы объясняли, что мы не должны быть подобны майявади, которые концентрируются на негативе. В нашей философии Вайкунтха кажется негативной, потому что это слово означает место, где нет страха. Слово страх – это негативное понятие, а Вайкунтха означает место, где нет страха. Они используют это название там?
Шрила Гурудев: Нет. Там довольно много служения. Джая-Виджая, Вишваксена, Санака-Санандана-Санат-Санатана Кумар и многие другие слуги находятся в этой обители. Там также присутствуют три Лакшми и многие её служанки. Все жители всегда молятся и совершают арати. Они заняты во многих видах служения.
Преданный: Есть ли другое название Вайкунтхи?
Шрила Гурудев: Паравьома.
Преданный: Хорошее название. Но мы хотим быть в этом мире, потому что с вами здесь нет кунтхи (беспокойства).
Шрила Гурудев: У нас нет желания отправляться на Вайкунтху. Наша цель – достичь высшей части.
Преданный: Мы хотим находиться в этом мире, потому что с вами нет беспокойств. Лучше быть здесь, чем на Вайкунтхе.
Шрила Гурудев: Харе Кришна Харе Кришна….
Преданный: Гурудев, это Дарука дас. Он не смог поговорить с вами сегодня утром.
Шрила Гурудев: Он преданный? Как его зовут?
Преданный: Дарука.
Шрила Гурудев: Дарука. Дарука из Двараки? Он колесничий Кришны.
Как Кришна? Где Он сейчас? (Смех).
Преданный: Он приехал из Двараки, чтобы встретиться с вами (смех).
Шрила Гурудев: Чем Он занимается? Он из дворца Рукмини или Сатьябхамы? Откуда он? Мы не хотим, чтобы Дарука приезжал во Вриндаван, потому что он увезёт Кришну в Двараку, поэтому мы очень сильно боимся его.
Нам пора отправляться?
Шрипад Мадхава Махарадж: Да.
Преданные (с разочарованием): О!
(Шрила Гурудев под пение маха-мантры преданных отправляется к стоянке самолета).
Перевод: Наянамани д.д.
Редакция: Ари Мардан д., Аударья д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж