Грихастха-дхарма.
Грихастха-дхарма
Составлено на основе наставлений Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады
Обязанности мужа
- 1. Фактически главной обязанностью мужа является становление его как чистого преданного Бога и гуру. Он должен быть достойным, чтобы его уважали в семье.
- 2. Должен мягко побуждать жену на то, чтобы она встала на путь духовного развития и быть лидером в духовном отношении, показывающим пример всем членам семьи.
- 3. Должен обеспечить жену и ребёнка всем необходимым как материальными, так и духовными благами. Должен иметь какой-то постоянный доход.
- 4. Не должен пренебрегать своими семейными обязанностями, обособляться от семьи, прикрываясь духовностью.
- 5. Должен регулярно организовывать обсуждения с супругой значение тех или иных священных писаний.
- 6. Должен быть терпелив, понимая, что от этого зависит продолжительность отношений и формирование его личного характера. Духовное видение мужа не должно затмевать понимания различия в телах. Нужно понимать слабости и неспособности детей и жены.
- 7. Стараться культивировать внутреннее отречение, так как от него зависит: будет ли жена его уважать или нет.
- 8. Должен понимать, что телесные отношения не главное. Муж не должен, пользуясь своей властью, превращать жену в исполнительницу своих мирских желаний.
- 9. Должен активно заботиться о духовном развитии своих детей.
10. Не должен пользоваться духовной жизнью ради того, чтобы наслаждаться общением с другими женщинами. Своей чистотой и праведностью муж должен избавить жену от разрушительной ревности и от подозрений в свою сторону.
11. Должен всегда помнить, что семья – это ответственность.
12. Не должен становиться подкаблучником.
13. Должен быть трезвомыслящим, практичным, внимательным к членам семьи, разумным, надёжным и твёрдым в своих обещаниях.
14. Должен культивировать хорошие отношения в той духовной организации, от которой зависит. Это необходимо, чтобы члены семьи могли иметь всегда духовные перспективы за пределами дома.
15. Должен смело и активно принять на себя те обязанности в духовной жизни (пуджа и предложение у алтаря) или материальной жизни (уборка дома и т.п.), которые не может исполнять жена в связи с беременностью, уходом за грудным ребёнком или болезнями.
16. Должен стараться изучить характер жены, чтобы взаимодействовать с её положительными качествами.
Обязанности жены
- 1. Должна стараться видеть в муже представителя Бога и стараться служить ему, как если бы она служила своему учителю или Богу. Так будет формироваться вайшнавский дух её преданности, который Бог сможет принять, понимая её настроение.
- 2. Она обязана понимать ту отречённость (или её степень), которую муж проявляет по отношению к семье. Фактически, ради благополучия своей души, жена должна пожертвовать Богу мужа. Если муж дороже жене больше всего, то именно такая жертва спасёт её из мира Маха-майи.
- 3. Должна поддерживать те духовные стандарты, которые развивают в семье дух преданности Господу.
- 4. Должна терпеливо принять то, что муж вынужден будет в целях проповеди общаться с другими женщинами. Ревность – плохой спутник. Она дисквалифицирует жену, показывая, что она считает мужа своей собственностью.
- 5. Должна терпеливо сносить и прощать те слабости, которые проявляет временно муж в отношении греха, вследствие отсутствия у него шуддха-адхикары. Особенно это необходимо, когда её отречение выше, чем у мужа. Стараться уважать мужа хотя бы внешне, чтобы у него было вдохновение продолжать идти духовным путём, не смотря на падения.
- 6. Не должна поучать мужа, тем самым становясь для него учителем. Это возможно в том случае, если он согласен быть ведомым. По согласию мужа, она может принять на себя лидерство, как в мирском плане, так и в духовном.
- 7. Должна поддерживать духовные приоритеты в семье и не ставить мирское благополучие выше духовного.
- 8. Не должна требовать от мужа больше, чем необходимо для поддержания тела и здорового существования. Не должна превращать его в раба своих желаний и вожделения.
- 9. Должна регулярно изучать духовную философию, чтобы всегда помнить о цели жизни и жить нога в ногу с мужем и духовной традицией.
10. Обязана следить за чистотой и порядком в доме, качественно исполняя свои женские обязанности.
11. Должна быть опрятной, скромной, внимательной к нуждам членов семьи, чистоплотной и аккуратной, хранительницей покоя и гармонии в отношениях.
12. Если муж занимает положение шикша-гуру в семье, жена не должна попирать его положение мирскими претензиями, которые уничтожили бы в её глазах мужа, как наставника или учителя.
13. Если жена отказывается от того, чтобы иметь детей, то она должна быть готова к тому, что в старости ей придётся ухаживать самостоятельно за собой, если муж примет отречение или поселится в храме.
14. Должна стараться досконально изучить характер своего мужа для того, чтобы избегать каких-либо неприятных для него вещей, разговоров, не готовить для него ту пищу, которую он не любит и т.п. Жена должна понять: что именно вдохновляет мужа на бхакти и всегда действовать таким образом, чтобы вдохновлять супруга с желанием служить Богу.
15. Должна быть верной и целомудренной, не провоцируя мужа на скандалы своими взглядами на других мужчин или разговорами с ними на мирские темы.
16. Жена должна знать, что сможет разделить духовное благочестие (успех, плоды) мужа, при условии, что он будет ею доволен и расположен к ней, а она будет послушна ему.
17. Она не должна брать на себя мужские обязанности в семье и тем самым дисквалифицировать себя как женщину. Следует понимать пуруша-абхиман мужчины и всегда его учитывать.
18. Должна по максимуму участвовать вместе с мужем в том служении, которое он совершает. Совместные усилия укрепят отношения. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада сказал: «Жена в сознании Кришны не бывает обузой – это идеальный партнёр».
19. Супруга не должна избегать своих обязанностей в семье под предлогом служения в обществе преданных или выполнении каких-то духовных нужд. Всё должно обговариваться с мужем. Всему своя мера и время.
20. Обязана осведомлять мужа о том: куда уходит из дома и насколько, чтобы он мог сохранять своё доверие к ней.
Обязанности супругов
- 1. Желательно иметь одно вероисповедание, одного учителя и одни идеалы(1).
- 2. Оба супруга должны стремиться к пониманию, что брачные отношения – это отношения на всю жизнь. Развода нужно избегать при большинстве проблем. Большая часть разногласий не должны приниматься, как причина для развода.
- 3. Лучше вступать в интимную близость только после того, как произойдёт регистрация брачных отношений. Иначе это дискредитирует обоих.
- 4. Нужно снова и снова помнить и глубоко понимать, что брак нужен для того, чтобы служить Богу, а не для наслаждений.
- 5. При серьёзных или затяжных конфликтах, разрешается какое-то время жить раздельно. Благоприятно разлучаться время от времени (работа, поездки т.п.) для того, чтобы разлукой подпитывать хорошие отношения.
- 6. Супруги должны обсудить степень своей греховности, которую будут допускать в практике духовного развития, а также степень отречения. Желательно это делать до свадьбы. Искренность в отношениях – залог успеха семьи.
- 7. Супруги должны быть снисходительными по отношению к недостаткам друг друга, от которых сложно избавиться, и помогать друг другу развивать благочестивые качества вайшнавов.
- 8. Должны культивировать соблюдение регулирующих принципов, а не нарушение таковых. От успешного воздержания будет зависеть успех всей семьи.
- 9. Должны делать акцент на формировании дружеских отношений, а не тех, которые рождаются от вожделения.
10. Должны стараться уважать и не критиковать (оскорблять, принижать) те источники (шикша-гуру, дикша-гуру, шастры, организации и т.п.), которые вдохновляют их в бхакти.
11. Обязаны иметь одну цель, а не стремиться к противоположным. Последнее, рано или поздно, разрушит семью, если не внешне, то внутренне.
12. Должны не допускать формирования слишком большой разницы в духовном развитии между собой. Либо, допуская эту разницу, супруги должны терпеть друг друга, сохраняя понимание того, что милость Бога может разниться для каждого из них.
13. Должны иметь Божества (алтарь) и рассматривать Их хозяевами дома. Жить ради служения Им и строить все планы с учётом служения Божествам.
14. Супруги обязаны сосредотачивать детей на тех идеалах, которым поклоняются, не затмевая эти идеалы своим авторитетом.
15. Оба супруга обязаны отвечать за свои слова, быть последовательными, ответственными и помнить, что дети принимают не слова, а прежде всего поведение, обучаясь на примере, который видят.
16. Если грихастхи содержат животных, то они обязаны заботиться о них как о детях.
17. Супруги не должны противостоять своим родственникам и показывать себя с такой стороны, чтобы на них смотрели как на фанатиков и сектантов, а их религию рассматривали как секту. Следует вести себя корректно и не навязывать своих духовных принципов родителям или старшим по возрасту.
18. Должны понимать, что на них лежит также обязанность поддерживать тех, кто живёт в отречении (санньяси, проповедников, гуру, брахмачари и т.п.).
19. Родители должны знать, что материальное поддержание маленьких детей является частью их духовного воспитания.
20. Обязанность грихастх всегда быть гостеприимными.
21. Грихастхи должны научиться исполнять все свои домашние и семейные обязанности, как служение Кришне и гурудеву. Им следует осознать принципы юкта-вайрагьи(2). Без этого, их подлинная духовная жизнь не начнётся.
22. Супруги должны отдавать своё сердце вечному, а не друг другу. Они должны смотреть в одну сторону, а не друг на друга. Чувство духовного долга в семье должно превалировать над сентиментами, а не наоборот. Шрила Свами Прабхупада сказал: «Реальность – это исполнение долга».
………………………………………….
1) Семинар Ари Мардана даса о совершенном грихастха-ашраме, на основании хари-катхи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура «Парамартхика-грихастха»:
Часть 1: http://sampradaya.ru/current/audio/10188-ari-mardan-prabhu-2020-g.html
Часть 2: http://sampradaya.ru/current/audio/10189-ari-mardan-prabhu-2020-g.html
Часть 3: http://sampradaya.ru/current/audio/10207-ari-mardan-prabhu-2020-g.html
Часть 4: http://sampradaya.ru/current/audio/10208-ari-mardan-prabhu-2020-g.html
Часть 5: http://sampradaya.ru/current/audio/10209-ari-mardan-prabhu-2020-g.html
Часть 6: http://sampradaya.ru/current/audio/10210-ari-mardan-prabhu-2020-g.html
Часть 7: http://sampradaya.ru/current/audio/10211-ari-mardan-prabhu-2021-g.html
Часть 8: http://sampradaya.ru/current/audio/10212-ari-mardan-prabhu-2021-g.html
Часть 9: http://sampradaya.ru/current/audio/10270-ari-mardan-prabhu-2021-g.html
Часть 10: http://sampradaya.ru/current/audio/10271-ari-mardan-prabhu-2021-g.html
Также: http://sampradaya.ru/current/audio/10031-ari-mardan-prabhu-2020-g.html
Успешен ли грихастха не жертвующий в храм: http://sampradaya.ru/current/audio/10903-ari-mardan-prabhu-2021-g.html
Нужны ли дети и семья: http://sampradaya.ru/current/audio/1818-nuzhny-li-deti-i-semya-ili-net-ari-mardan-das-2012g.html
Интервью с Враджанатхой Прабху о грихастха-ашраме:
2) Принципы юкта-вайрагьи и сам феномен данной формы практичного отречения описан в следующих статьях: Часть 1 http://sampradaya.ru/current/article/9596-yukta-vayragya-achari-o-praktichnom-aktivnom-istinnom-otrechenii-chast-1.html
Составитель: Ари Мардан д.
Редакция: Латика д.д.