?

Важные наставления. Избранные фрагменты из хари-катхи.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 369. Опубликовано: 16-12-2019, 12:18

Важные наставления

Избранные фрагменты из хари-катхи

Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Госвами Махараджа

 

Качество и количество

Однажды, когда я возглавлял Матх в Мадрасе, на тот момент в этом месте уже существовала миссия Рамакришны. Один юрист пришёл ко мне  и заявил: «Вы утверждаете, что хотите распространять кришна-наму и кришна-катху, но люди в этих местах умирают, страдают от болезней. Вы не помогаете им, а наша миссия Рамакришны делает это. Если эти люди умрут от бедности, нищеты и голода, кому тогда вы будете рассказывать о Кришне?»

Таков был его вопрос. Я ответил: «Предположим, в стране голод. Правительство прислало пищу на раздачу населению. Я раздаю эту пищу. Вокруг меня столпились люди, толпа, и кто-то из толпы срывается с места и убегает. Что мне делать? Вокруг меня люди. Должен ли я продолжать раздавать пищу или отказаться от раздачи и бежать за ним, пытаться догнать одного человека, чтобы накормить его? Я могу потратить время, свою энергию на попытки догнать одного или же я буду дальше продолжать раздавать пищу людям, которые уже собрались. Что мне лучше сделать?»

Он согласился. Разумеется, вы должны оставаться на месте и продолжать раздачу. Тогда я сказал ему: «Вокруг меня многие люди, огромная толпа. Я рассказываю им хари-катху. Да, кто-то умирает, лишённый крова и пищи, но что мне делать, оставить мою аудиторию и бежать, пытаться помочь умирающему? Я обману, я подведу всех остальных, если сделаю это. Я не должен останавливать раздачу множеству людей вокруг себя, чтобы найти доктора, который может вылечить лишь нескольких. У меня есть амрита, у меня есть нектар. Я раздаю нектар многим людям, столпившимся вокруг меня. Почему я должен отказаться от своего долга и бежать за одним человеком, пытаясь вернуть его в общую группу? У  меня есть достаточные запасы, вокруг меня достаточно людей. Так почему же я должен терять возможность, тратить своё время, как говорит английская пословица, увлекаться погоней за дикими гусями, то есть заниматься заведомо бессмысленным делом?

Кого бы я ни встретил, вокруг меня множество людей, мне нет необходимости учить английский и обращаться к англоязычным людям. Я знаю бенгали и вокруг меня бенгальцы. Я буду обращаться к ним, но если придёт англичанин, а я уже знаю английский язык, то, конечно, я могу использовать моё знание английского. Был такой пример, напечатанный в журнале «Гаудия», если тебе встретился тигр, и ты вместо того, чтобы пытаться сразу убежать, вырезаешь бамбуковую палку, чтобы напасть на него, то пока ты это делаешь, тигр уже атакует тебя первым и съест.

В каком бы положении я ни находился, именно в этом положении я и должен пытаться изо всех сил, пытаться использовать себя, свой потенциал в служении Господу. Я не стану тратить энергию и силы на изучение того языка или этого языка, не стану заниматься сбором средств, думая, что когда я выучу, соберу, то тогда и буду служить. Нет, это будет напрасной тратой времени, потому что нет конца всяческим неблагоприятным положениям или обстоятельствам, будь то изучение языка или приобретение богатства или развитие физической силы. Нет конца всем этим попыткам или усилиям. Не трать свою энергию. Где бы ты ни находился, в этом положении, насколько в твоих силах, задействуй себя в полной мере.

Хануман… Когда обезьяны строили мост из огромных глыб и камней… Знаете, есть такая зверушка наподобие белки (возможно, имеется в виду бурундук). Она мочила свой хвост и переносила на нём песчинки, которые могла подхватить им. Всего по песчинке она вносила свою лепту. Качество необходимо, искренность, горячее желание необходимо, а не объём. Учитывается не объём, не количество. Никакое количество, никакой объём (вложений) не является значимым с точки зрения Безграничного. Качество способствует нашему возвышению, но не количество. Кем бы я ни был, я буду делать то, что в моих силах, но я не должен быть скупцом. Вот, что ожидается от нас» («Пробуждение души. Пять типов отношений с Абсолютным Благом и Красотой»).

***

 

Защита коров

«Преданный: Как убедить людей в том, что душа присутствует в животных? На Западе люди убивают животных, особенно коров.

Ш.Б.Р. Шридхар Госвами Махарадж: Мы не члены общества защиты животных. Лично я не являюсь таковым. Я член Общества Сознания Кришны. Существует много ассоциаций в этом мире, разные фонды, так называемые хинду, джайны. Они создают многочисленные ассоциации по защите коров, но мы принадлежим к другому измерению.

Что можно сказать об убийстве коров? Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что человек может уничтожить всю брахманду, всё мироздание, включая коров, брахманов и садху. Человек может уничтожить всё мироздание и, тем не менее, ничего тем самым не сделать, и поэтому не столкнуться с последствиями своего поступка. Такая позиция возможна, пытайся достичь именно этой позиции. Но даже это положение не является высочайшим. Ты должен превзойти и эту позицию. Самоотрицание… Не позволяй себе быть членом этого физического мира, где присутствует так называемое «хорошее» и «плохое». Пытайся отстраниться от физической относительности и стать членом мира ниргуны. Хорошее или плохое с точки зрения этого мира – и то и другое ложно. Поэтому задействуй себя в распространении Сознания Кришны, единственно, исключительно пытайся делать только это и не вкладывай силы, энергию в любую другую деятельность, приносящую низшее благо. Всегда пытайся распространять кришна-катху. Объясняй людям: «Вы связаны с Кришной, у вас есть связь с Ним»» («Пробуждение души. Пять типов отношений с Абсолютным Благом и Красотой».)

***

 

Непостижимое поведение святого

«Преданный: Если ученик не находится физически рядом с гуру, получит ли он такое же духовное благо, как если бы он был рядом со своим гуру? Есть ли духовная разница?

Шрила Б.Р. Шридхар Госвами Махарадж: Духовное благо можно получить исключительно благодаря шраддхе (настроению веры). Положение гуру не следует рассматривать как нечто материальное. Гуру не следует отождествлять с его «материальной» внешностью. Лишь посредством шраддхи мы способны приблизиться к нему, также находясь и на физическом расстоянии, на дистанции.

Всё же, конечно, находясь физически близко, рядом, у нас есть шанс слушать его, и также имеет место множество практических взаимодействий с ним. Мы можем услышать от него о вайшнава сад-ачаре, поведении вайшнава, о том, каким должно быть поведение вайшнава. Все эти истины мы можем получить, непосредственно слушая гуру, но шраддха должна присутствовать. Физическая близость с гуру или физическая дистанция от него, и в том и в другом случае у ученика должна быть шраддха, вера.

На низшей стадии духовного развития физическая близость обладает большей действенностью, более эффективна. Мы смотрим на движения, действия учителя, наставника, слушаем его речи, мы познаём духовный этикет, узнаём от него о различных духовных идеалах, слышим, как он проговаривает свои мысли. Физическая близость будет благотворной на низшей (начальной) стадии, но шраддха должна присутствовать. В противном случае мы рискуем совершить оскорбление. Если физическая близость лишена веры, то она может стать причиной оскорбления в адрес гурудева (например, нежелание выполнять наставления).

Временами наш старший духовный брат может оказать нам бесценную помощь, оценивая наше взаимодействие с гурудевом, когда речь идёт о начинающих. Поведение учителя может быть не всегда для нас понятным и потому полезным. В данном случае какой-нибудь старший духовный брат может придти к нам на помощь и объяснить, что означает то или иное поведение гурудева.

[шлока]

Наставления великих личностей всегда истинны, но их поведение и практика для начинающего не всегда может быть благотворна и полезна (1).

[шлока]

Слова и наставления великих садху всегда благотворны, но их практика не всегда, поэтому человек с правильным пониманием будет принимать лишь слова духовного наставника. Гуру, находясь на высокой стадии, может делать что-то такое, что не является полезным, благотворным для меня на моей (несовершенной) стадии духовного развития.

[шлока]

У гуру есть духовное могущество. Эта сила настолько велика, что некоторые малые изъяны не могут помешать, повредить ему в его практике. Бывают некоторые незначительные изъяны (2).  Необходимо следовать, опираясь на их наставления, но их поведение не всегда нужно копировать, подражать ему. Лишь те практики, которые находятся в соответствии с его наставлениями, следует принимать разумным начинающим (каништха-адхикари).

Преданный: Мы не должны пытаться имитировать?

Шрила Б.Р. Шридхар Госвами Махарадж: Да. Не нужно имитировать, нужно следовать. Не имитация, но следование. Не анукарана (буквальное следование), а анусарана (принятие смысла и сути). Имитация с одной стороны и истинный путь с другой. Это разные явления (3)» («Служение гуру вблизи и на расстоянии. Ценность «Прапанна-дживанамритам»).

***

 

Шрила Прабхупада в мадхурья-расе

«Шрила Б.Р. Шридхар Госвами Махарадж: Свами Махарадж (Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада) говорит: «Мой Гурудев – Радхарани, и Она будет очень милостива к Тебе, Кришна, если Ты поможешь мне в деле выполнения мною указания моего Гурудева (Ш.Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура)». Если Ты поможешь мне в этой пропаганде, говорит он... Он говорил подобное, не правда ли?

Преданный: Да.

Шрила Б.Р. Шридхар Госвами Махарадж: Он говорил это, он написал это в одной из своих поэм радхарани куши…. «Если Ты поможешь мне», говорит он, обращаясь к Радхарани, «я собираюсь выполнить волю, осуществить желание моего Гурудева. Мой Гурудев – это Радхарани, и если Ты (Кришна) поможешь мне, то Она (Радхарани) будет Тобой довольна. Поэтому Ты (Кришна) должен мне помочь. Ты должен мне помочь. Если ты ищешь чего-то такого, что Тебе нужно, то Тебе нужна лишь благосклонность Радхарани. Ты нуждаешься в этом. Она будет довольна Тобой, если Ты поможешь мне, потому что я собираюсь выполнять Его (шри гуру) указание. Шри гуру есть ни кто иной, как олицетворение Радхарани, и Ты должен мне помочь».

У Кришны не было иного выбора, кроме как снизойти к нему и помочь ему в его проповеди. Он вынужден был придти к нему на помощь» (4) («Служение гуру вблизи и на расстоянии. Ценность «Прапанна-дживанамритам»).

***

 

Верность гуру-варге

«Гу означает тьма, а ру – тот, кто избавляет, кто рассеивает мрак наслаждения и тьму отречения. Тьма и всевозможные покрытия и тот, кто поможет освободиться от их различных видов ачарйам мам виджанийан. Не нужно ограничивать гуру одной личностью, одним измерением, но шикша-гуру-парампара – все они наши гуру.

Чару Свами (Ученик Ш.Бхактиведанты Свами. ИСККОН) расказал мне на днях, что ему бросил вызов один человек в ИССКОН, заявив: «Ты общаешься со Шридхаром Махараджем!» Чару Свами ответил: «Не считаете ли вы, что Девариши Нарада не принадлежит к нашей гуру-парампаре?» «Принадлежит, – отвечал собеседник, – я считаю, что он принадлежит к линии нашей преемственности». Тогда Чару Свами объяснил ему, что мы (Гаудии) видим гуру там, где присутствует источник духовной помощи. Вот там и пребывает гуру. Это нечто прискорбное, плачевное, когда мы видим отказ от гуру, отвержение гуру. …

Он (некий неофит) отверг даже святых предшественников, на книгах которого учился Свами Махарадж, и, опираясь на которые, дал свои интерпретации! Его комментарии основаны главным образом на интерпретациях (бхашье) Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Главным образом он опирался на его переводы. Именно благодаря им он обрёл своё понимание «Бхагавад-гиты». И, тем не менее, этот великий предшественник игнорируется! Это крайне прискорбно. Его желание выражается в том, чтобы исключить и отвергнуть. Он отвергает современников и также предшествующих ачарьев, которым Свами Махарадж обязан и с которыми он связан непосредственно. Для нас это слишком. Мы не в силах терпеть подобное!

Когда Бон Махарадж отправился на Запад и написал там две книги под названием «Мой первый год в Англии», «Мой второй год в Англии», то он ни единого слова не сказал о его гуру-парампаре! Махапрабху, (и Его последователи), ничего подобного… Наш Гуру Махарадж (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур) заявил: «Этих книг нельзя касаться, потому что в них не упоминаются гуру, наши гуру. Я не буду даже дотрагиваться до этих книг». Вот такой была его мысль.

Так вот, Свами Махарадж не будет чувствовать ни малейшего желания даже касаться подобных книг. Кто ачарья? Кто ачарья?! Тот, кто в состоянии, способен оказывать должное почтение своему собственному ачарье. Вот это и есть ачарья» (5) («Соотнесение принципов "множества гуру" и получение знаний из одного источника», 18.11.1982 г.).

……………………………………….

1)                 Если духовный учитель принимает решение строго следовать правилам садханы для пользы своих учеников, он принимается как полноценный ачарья – тот, кто учит своим примером. Однако существуют великие святые, которые не берутся всегда обучать учеников своим примером, следуя более высоким, а потому непонятным для большинства стандартам поведения. Подобное различие в поведении наблюдается у тех, кто следует стандартам ваидхи-садханы и рагануга-садханы. Также различия в практике могут наблюдаться у тех, кто практикует во внешнем сознании (бахир-читта) и внутреннем (антар-читта). Поведение того, кто служит сварупой (душой) отличается от поведения того, кто служит материальными тонким и грубым телами. По этой причине также трудно понять поведение тех, кто достиг совершенства в бхакти. В некоторых случаях определённые садху вообще не пытаются кого-либо обучать. Тогда их поведение вообще может быть не понятым теми, кто имеет общие представления о духовной традиции. По этой причине необходимо иметь шикша-гуру, наставника, который будет разъяснять поведение сад-гуру.

2)                 Для понимания этой темы следует также осознать стих Шрилы Рупы Госвами из «Упадешамриты», 6:

дриштаихсвабхава-джанитаир вапушаш ча дошаир
  на пракритатвам иха бхакта-джанасйа пашйет

гангамбхасам на кхалу будбуда-пхена-панкаир

брахма-драватвам апагаччхати нира-дхармаих

«О преданных, пребывающих в этом мире, никогда не следует судить с мирской точки зрения. Иными словами, их нельзя считать обычными обусловленными душами. Несовершенства, свойственные их природе, такие как низкое происхождение, резкость, медлительность, а также телесные изъяны, такие как некрасивая внешность, болезни, физические недостатки, подобны пузырям, пене и грязи в Ганге. Хотя внешне вода Ганги кажется нечистой, она всегда сохраняет свою трансцендентную природу. И точно так же осознавшие себя вайшнавы всегда находятся на трансцендентном уровне, и потому не следует приписывать им какие-либо материальные недостатки».

3)                 О сути анукараны и анусараны можно прочитать, пройдя по ссылке:

 http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvbm_a/3706-rezultat-imitacii-anukarana-phal.html

4)                 Подробнее Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж о сварупе Шрилы Свами Прабхупады говорит в своей хари-катхе: http://sampradaya.ru/legacy/article1/brsm_a/2732-beseda-so-shriloy-brakshak-shridharoy-maharadzhem-transkripciya-s-audio-prislano-shripad-padmanabhoy-maharadzhem.html

5)                 Цитаты о гуру-ништхе: http://sampradaya.ru/current/article/2840-guru-nishtha.html

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/2839-guru-nishtha.html

 

Перевод: Чайтанья Сарасват Матх

Транскрипция и компиляция: Камала д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж