?

Наставления Шри Мадхвачарьи об экадаши. Часть 3.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 243. Опубликовано: 14-10-2020, 14:31

Наставления Шри Мадхвачарьи об экадаши
Фрагмент из книги «Кришнамрита-махарнава»

Примечания Гададхара Пандит даса
Часть 3

 

Вопрос: Зачем же Вьясадева представил демонам ложное пони­мание о дне поста экадаши?

Ответ:

141

дханадарча вивриддхй-артхам маха-витта-лайасйа ча

асуранам моханартхам пашанданам вивриддхайе

атма-сварупавиджнаптйаи сва-локапраптайе татха

Когда Господь Вьясадева рекомендовал в писаниях пост на «неполноценный» экадаши, Он имел особые намерения. Вьясадева совершил это для того, чтобы распространить практику поклонения властелину небесных богатств, полубогу Кувере, в среде людей демонического склада. Однако вместо ожидаемого результата в виде обретения несметных сокровищ, такое поклонение вызвало обратный, разрушительный эффект – ог­ромные богатства, накопленные демонами в течение долгого времени, были окончательно утрачены ими. Вследствие чего де­моны погрузились в иллюзию разочарования и ещё  больше за­путались в хитросплетениях своих ложных философских взгля­дов. Таким образом, Вьясадева утаил сокровенное знание о душе от недостойных материалистов, и священный путь в обитель Господа скрылся от их взоров.

 

Примечание: Чтобы оградить Свою обитель Вайкунтху от вторжения материалистов, Господь содержит их в неведении от­носительно Своего истинного божественного положения. Так, пребывающие в путах невежества, демоны растрачивают всю присущую им энергию ради достижения разного рода эфемер­ных богатств. В результате они постепенно утрачивают разум и другие божественные достояния и словно зачарованные неуклон­но опускаются в низшие сферы вселенной. Естественно, что при этом демоны лишаются и всех своих богатств.

 

Вопрос: А не будет ли потеряна очищающая сила экадаши при посте на двадаши?

Ответ.

142

эвам виддхам паритйаджйа двадашйам упавасане

коти-джанмарджитам папам экайаива винашйати

Господь Шива сказал: «Тот, кто отказывается от поста на «не­полноценный» экадаши и, напротив, постится в двадаши, уже лишь в силу совершения данного поступка освобождается от гре­хов, накопленных за многие миллионы жизней!»

143

татах коти-гунам вапи нишиддхасйетараир джанаих

йад анади-критам папам тад урдхвам санкаришйати

Еще более (в миллионы раз!) славится пост, что соблюдён в экадаши, несмотря на запреты и уговоры со стороны окружающих. Такой пост целиком уничтожает грехи, совершённые человеком с незапамятных времён.

144

тат сарвам вилайам йати парешам упавасанат

на ча тасмат прийатамах кешавасйа мамапи ва

Кроме того, от всех своих грехов освобождается тот, кто вдохновляет других на пост в день экадаши. Поэтому ни для Господа Кешавы, ни для меня (Господа Шивы) нет ничего более дорого, чем экадаши!

145

«Нарадия Пурана» (2.2.15)

экадашйам хй авидхайам двадашим на паритйаджет

паране маране чаива титхис таткалики смрита

Если экадаши не затронут Дашами, то, несомненно, в него нужно поститься, а затем на следующий день вовремя прервать пост до окончания двенадцатой лунной фазы (двадаши-титхи). Подобно тому как нужно быть всегда готовым к судьбоносному для души моменту смерти, точно также необходимо тщательно готовиться к своевременному выходу из поста в двадаши!

 

Примечание: В день выхода из поста двадаши-титхи может пересекаться с последующей фазой Луны – траёдаши. Постя­щемуся необходимо успеть прервать пост до наступления траё­даши, и поэтому в календаре указан промежуток времени, в тече­ние которого надо успеть выйти из поста.

Может возникнуть вопрос: «А приемлемо ли прерывать пост на двадаши, пересекающийся с траёдаши?» В связи с этим стих содержит аналогию со смертью, наступающей в день с пересекаю­щимися титхи. Помешает ли это умереть? Конечно, нет, ведь датой ухода из жизни будет та титхи, в течение которой человек оставит тело. Следуя данной аналогии, можно заключить, что выход из поста должен быть успешно завершён на двадаши-титхи, даже если трайодаши-титхи наступает в течение этого же дня.

 

Вопрос: Во многих вышеизложенных цитатах слова писаний обращены непосредственно к брахманам. Означает ли это, что членам других сословий общества необязательно поститься на Экадаши?

Ответ на это даётся в следующем стихе.

146-147

брахмачари грихастхо ва ванапрастхо йатис татха

брахманах кшатрийо ваишйах шудро бхартри-мати татха

абхартрика татха 'нйе ча сута-ваидехикадайах

экадашйам на бхунджита пакшайох шукла-кришнайох

Как при растущей, так и при убывающей Луне, Экадаши должны соблюдаться членами всех сословий и укладов жизни, будь то: брахмачари – неженатый ученик; грихастха – семейный человек; ванапрастха – пожилой мужчина, вставший на путь отречения; санньяси – отрешённый человек; брахман – священнослужитель; кшатрий – царь; вайшья – торговец; шудра – простой рабочий; замужняя женщина; незамужняя женщина; либо представитель иных слоев общества, включающих колесничих и собакоедов.

 

Вопрос: А если кто-то не относит себя ни к одному из выше­перечисленных классов людей, разрешается ли ему отказаться от поста в Экадаши?

Ответ:

148

экадашйам ту йо бхункте мохенаврита-четасах

шуклайам атха кришнайам нирайам йати са дхрувам

 Если же кто-то настолько «порос мхом иллюзии», что ест в экадаши (причем неважно, растёт при этом Луна или убывает), то он, вне всякого сомнения, отправится в ад!

 

Примечание: Кто-то может сказать – поститься два раза в ме­сяц на экадаши слишком трудно, поэтому я буду соблюдать пост лишь один раз, на экадаши во время убывающей, либо наобо­рот, во время прибывающей Луны. Ведь это гораздо легче!?

Ответ даётся в следующем стихе:

149

вивечайати йо мохач чхукла кришнети папакрит

экадашим са ваи йати нирайам натра самшайах

Грешник тот, кто, пребывая в невежестве, думает, что есть разница между экадаши светлой и тёмной  половины месяца. Ему не избежать ада!

 

Вопрос: Но как обосновать равенство между двумя указанными видами экадаши?

Ответ:

150

йатха гаур наива хантавйа шукла кришнети бхамини

экадашйам на бхунджита пакшайор убхайор апи

Корова источник благодати для человека и поэтому вне зави­симости от того, белая она или чёрная, убивать её нельзя! Подоб­ным же образом, запрещается нарушать пост в экадаши, выпа­дающий как в светлую, так и в тёмную половину месяца.

 

Вопрос: В некоторых дхарма-шастрах (книгах, повествующих об укладе религии) рекомендуется не соблюдать пост в экадаши при убывающей Луне. Как быть с этим?

Ответ:

151

йани кани ча вакйани кришнаикадаши-варджане

бхаранйади-нишедхе ча тани камйа-пхалартхинам

В некоторых писаниях (дхарма-шастрах) могут встречаться высказывания о том, что нужно избегать поста на экадаши при убывающей Луне. В других же говорится о запрете на пост при сочетании экадаши с неблагоприятными звёздами, такими как Бхарани. Но нет необходимости строго следовать всем этим рекомендациям, поскольку они даны для людей, озабоченных только мирским счастьем.

 

Вопрос: На основании содержания рассматриваемого стиха можно сделать предположение, что те, кто жаждут материального счастья, могут не поститься на указанные выше дни экадаши?

Ответ: опровержение подобного заблуждения даётся в следующих стихах.

152

камино 'пи хи мокшартхам курйур эвопавасанам

принанартхам харер нитйам на ту кама-вйапекшайа

Общее правило таково: даже те, кто жаждут материального счастья, должны всегда поститься в экадаши, искренне стремясь удовлетворить этим Господа Хари. Во время поста им нужно пом­нить о высшей цели жизни – освобождении, и следует избегать мыслей, связанных с исполнением плотских желаний.

 

Примечание: в следующем стихе представлен общий вывод, касающийся темы, заявленной в пяти предыдущих стихах.

153

тасмач чхуклам атхо кришнам бхаранйади-йутам апи

пратйавайа-нишедхартхам упавасита нитйашах

принанартхам хареш чапи вишну-локасйа чаптайе

Таким образом, не важно, прибывает Луна во время экадаши или убывает, взошла ли на небо Бхарани или какая-то другая звезда. Исключений не существует – пост нужно соблюдать всег­да! Пост поможет человеку избежать ненужных проблем в жизни, а его целью должно стать удовлетворение Господа Хари. Таково средство достижения вечной духовной обители – Вишнулоки.

 

Примечание: Для тех, кто считает, что достижение Вайкунтхи является слишком возвышенной целью, здесь сказано, что пост в экадаши приносит освобождение, по крайней мере, от проблем, проистекающих от грехов, совершенных в течение настоящей жизни.

Итак, в предыдущих стихах подробно описывалась слава со­блюдения поста в «чистый» экадаши, однако правила соблюдения поста в двадаши пока ещё не были ясно обозначены. Поэтому в дальнейшем повествовании обсуждается именно эта тема.

154

кала ва гхатика вапи апаре двадаши йади

двадаша-двадашир ханти пурве дйух паране крите

Если на следующий после выхода из поста день всё ещё  про­должается двадаши-титхи. Это означает, что время держания поста было выбрано неверно. В таком случае постящийся теряет плоды соблюдения сразу двенадцати постов!

Данное правило вступает в действие, если в день после выхода из поста двадаши продляется даже на одну гхатику (24 минуты) или даже на одну калу (24 секунды).

 

Примечание: Важное правило, касающееся выхода из поста в «чистый» экадаши, заключается в том, что пост необходимо прерывать в день, когда заканчивается двадаши-титхи. Именно поэтому пост экадаши иначе называют «двадаши-врата» – обет воздержания, оканчивающийся в двадаши. Итак, пост можно со­вершать в чистый экадаши, если двадаши-титхи заканчивается в течение следующего дня, в противном случае пост нужно пере­нести на двадаши. Как уже упоминалось в тексте 125, при посте в двадаши выход из поста осуществляется на тринадцатый лунный день, траёдаши.

155

атирикта двадаши чет са там нопошайед йади

двадаша-двадашир ханти двадаши чатилангхита

Если пост должно совершать в двадаши, но человек пренебрёг им, это приравнивается к нарушению двенадцати двадаши-врат!

 

Примечание: Кто-то может возразить. В любом случае, я не очень-то строго соблюдаю посты в экадаши, поэтому потеря двенадцати постов для меня не так уж важна. Однако следующий стих более убедительно подчёркивает важность вышеуказанного правила.

156

двадашим шраванопетам йо нопашйат суманда-дхих

панча-самватсара-критам пунйам тасйа винашйати

Глупец тот, кто не соблюдает пост в двадаши, совпадающий с днём восхода звезды Шравана. Такой человек потеряет благочес­тие, накопленное им в течение пяти лет!

 

Примечание: В ведической астрологии, посвященной технике осуществления предсказаний, учитывается влияние 27 звезд зо­диака, называемых накшатрами. Звезды располагаются по ок­ружности небесной сферы, и каждая из них входит в состав одного из знаков зодиака. В частности, звезда Шравана принадлежит к созвездию Козерога (Макара). Эта звезда оказывает очень благо­творное влияние, и само её название – Шравана, напоминает нам о важнейшем методе преданного служения – слушании (шраванам) ведических писаний.

В действительности, накшатры расположены в зодиаке непо­движно, и под восхождением звезды подразумевается, что дви­жущаяся по небесной сфере Луна, являясь своего рода инструмен­том отсчета времени, восходит на ночном небе рядом с указанной звездой. Ведическая история гласит, что все 27 накшатр приходятся женами богу Луны Чандре, и в течение полного лунного месяца Чандра по очереди встречается с каждой из них.

 

Вопрос: В тексте 135 сказано, что при возникновении сомнений относительно вычисления постного дня, лучше со­блюдать пост в двадаши. Но в тексте 150 подчёркивается, что в экадаши принимать пищу нельзя. Стало быть, два утверждения вступают в противоречие и исключают друг друга?

157

экадашйм упошйатха двадашим апй упошает

на татра видхи-лопах сйад убхайор девата харих

Постным днём является экадаши, но если экадаши стано­вится «неполноценным», можно поститься в двадаши. Не следует считать это нарушением, поскольку Господь Хари – Божество обоих дней. Поэтому пост в любой из них будет равно благотвор­ным, при условии, что текущая астрологическая ситуация учтена правильно.

158

парайитводакенапи бхунджано наива душйати

ашитанашита йасмад апо видвадбхир иритах

амбхаса кеваленаива каришйе врата-паранам

Если время параны (выхода из полноценного поста) ограниченно и нет воз­можности приготовить полноценную пищу, можно прервать пост, просто выпив воды, ибо согласно мнению мудрецов, питьё – это тоже еда и в то же время оно едой не считается. Поэтому прерывающий пост может сказать себе: «Сегодня я завершу мою экадаши-врату, просто испив воды». Относительно употребления в пищу злаков и бобовых – можно принять их позже в любое удобное время, и это не будет нарушением правила, касающегося процедуры выхода из поста.

 

Примечание: Кто-то может подумать, что поститься на экадаши само по себе тяжело, а разобраться в правилах соблюдения поста ещё  труднее. Быть может, лучше избрать другой более простой метод очищения сердца, например, путешествие по святым мес­там или омовение в водах священных водоемов? Ответ сомневаю­щемуся содержится в следующем стихе.

 

Окончание следует в части 4

………………………………………..

Часть 1: http://sampradaya.ru/legacy/article1/madhva/10000-nastavleniya-shri-madhvachari-ob-ekadashi.html

Часть 2: http://sampradaya.ru/legacy/article1/madhva/10002-nastavleniya-shri-madhvachari-ob-ekadashi-chast-2.html

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шри Мадхвачарья