?

"Беседа с преданными", часть 2.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 50. Опубликовано: 11-11-2022, 17:28

Беседа с преданными

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

21 июля 1996г. Бовен Левен, Голландия

Часть 2

 

Преданный: У нас дома находятся Божества Гаура-Нитай, но Они не установлены. Есть ли смысл поклоняться Им?

Шрила Гурудев: Продолжайте поклоняться Им, это даст вам садху-сангу. Служите Им с почтением. Когда явится чистый преданный, вы сможете, помолившись ему, сказать: «О Прабху, у меня есть неустановленные Божества. Вы можете Их установить?»

Раз уж вы имеете Божество, то должны с почтением совершать Ему арчану и все остальные виды поклонения, ибо Кришна видит: «О, он поклоняется Мне, но не по всем правилам». Если Божества были установлены квалифицированным вайшнавом, то Кришна будет принимать то, что Ему было предложено. Мы должны стараться следовать всем этим правилам, потому что мы вайшнавы. Когда мы получаем Божество, то Оно должно быть установлено вайшнавом высшего уровня.

Однако вам следует знать, что в Кали-югу вы не должны делать сильный акцент на поклонении Божествам. Делайте акцент на воспевании харинамы, потому что при поклонении Божествам возникнет много проблем. Однако при повторении святого имени больших проблем не возникает. При поклонении Божествам могут быть допущены оскорбления, так что лучше продолжайте воспевать харинаму и памятовать о Шри Кришне.

Шри Чайтанья Махапрабху не поклонялся Божествам. В детстве Он поклонялся, но позже просто приходил к Джаганнатхадеву, однако не для поклонения. Шрила Рупа и Санатана Госвами во Вриндаване каждую ночь спали под новым деревом(1). Если Радха и Кришна находятся в сердце человека, то зачем поклоняться Божествам?(2) Эти преданные являются уттама-адхикари.

Для каништха-адхикари поклоняться Божествам важно, потому что они ещё не видят в своём сердце Кришну и преданных. Когда они видят Кришну (в храме или ятре) в форме Его мурти, то думают: «О, Кришна находится здесь». Они также думают о себе: «Я – вайшнав высочайшего класса». Если придёт уттама-адхикари, то каништха-адхикари наверняка не прикоснётся к его лотосным стопам, потому что подумает, что, поступив так, он осквернится, и его поклонение Божествам будет затруднено. Даже когда каништха надевает на уттама-адхикари гирлянду от Кришны, он делает это брезгливо [Гурудев делает движение, чтобы показать, что даже в этом случае каништха-адхикари не коснётся тела уттама-адхикари], потому что думает, что если он прикоснётся к нему, то станет нечистым(3). Каништха-адхикари не думает: «Я смогу очиститься, если прикоснусь к нему». Каништха-адхикари не знает, что поклонение Божеству, которое совершает уттама-адхикари, в миллионы раз лучше, чем его собственное. Каништха-адхикари не может даже вообразить себе стандарт поклонения уттама-адхикари.

Преданный: Махарадж, в прошлый раз, когда мы были в Индии...

Шрила Гурудев: Сначала дай мне дакшину, а потом сможешь задавать вопросы. Я должен посвятить тебе всё своё время?

Преданный: Вы правы, я не следую правильному процессу, согласно которому человек должен сначала предаться, а затем смиренно вопрошать. Но я даже спрашиваю не смиренно, и не предаюсь. Я только «выдаиваю». Ну вот, теперь я забыл, о чём хотел спросить. А! Вспомнил! Под руководством нашего Гуру Махараджа мы поклонялись двум Божествам. Мы работали…

Шрила Гурудев: То, что сказал вам ваш Махарадж, – правильно.

Преданный: Махарадж, мой вопрос не о том, что сказал мой Гуру Махарадж. Вопрос в другом. Однажды мы работали в одной деревне, и нас позвали местные жители. Они раскопали Божества Шри Радхи-Гопинатхи, которые были там закопаны со времён Сатья-юги, так они сказали. Говорят, что однажды некий старый риши или садху подошёл к холму возле храма Аларнатхи. Люди всегда приходили туда и выражали своё почтение, но они не знали, что это за холм. Затем туда пришёл этот садху и совершал там врату в течение двадцати одного дня, а спустя двадцать один день он позвал туда всех жителей деревни и сказал: «Вы должны раскопать этот холм, потому что в нём находятся Божества Шри Радхи-Гопинатхи. Там находится Его флейта и сто тысяч шалаграма-шил. Теперь пришло время, и Он хочет, чтобы Ему снова поклонялись». Тогда жители деревни раскопали холм и достали оттуда большие Божества Радхи-Гопинатхи.

Шрила Гурудев: Где это было?

Преданный: Рядом с Аларнатхой, но я не знаю точного места. Мы подошли к холму и увидели Божества. Они были из чистого золота и казались очень древними, потому что так, как Они были сделаны, теперь сделать невозможно.

Я хотел спросить следующее: может быть, вы могли бы взглянуть на Них, потому что местные жители просили нас построить там храм?

Шрила Гурудев: Почему у тебя сомнения? Ведь есть же Божества Джаганнатхи, есть Божества Шри Чайтаньи Махапрабху, есть Божества Аларнатхи и Сакши-гопала. Так зачем ходить туда-сюда и плодить сомнения? Когда нет сомнений, можно увидеть множество Божеств. Вы можете приехать во Вриндаван и увидеть Божества Шри Говинды, Гопинатхи и Мадана-мохана. Вы можете отправиться в Джайпур и увидеть там изначальные Божества Шри Говинды и Гопинатха. Зачем питать склонность к сомнениям?

Преданный: Нет, ну потому что нас попросили построить там храм.

Шрила Гурудев: То, что вы говорите, – это правда. Но я настроен получать даршан Шри Говинды, Гопинатхи и Мадана-мохана, потому что в этих мурти нет сомнений. Не создавайте проблемы и сомнения. То, что истинно, то, что приняла наша ученическая линия (гуру-варга), – именно туда мы и должны направляться, без каких бы то ни было сомнений.

Мы собираемся увидеть тех же Божеств, Шри Джаганнатху, Баладеву и Субхадру, однако в наши сердца не проникает иных настроений. Эти Божества настоящие, безусловно, настоящие. Шри Чайтанья Махапрабху обычно плакал, созерцая Джаганнатху, Он говорил: «О Враджендра-нандана! Моё сердце разбито! Приди сейчас же, приди ко Мне, не медли». Говоря это, Махапрабху рыдал, проливая много слёз. Однажды это Божество отправилось даже сражаться в битве. Вы знаете об этом? Баладев и Кришна ушли, речь именно об этих Божествах! Однако, когда мы приходим к Ним, мы чувствуем, что видим деревянную статую, и не испытываем никакого вдохновения. Ничего не приходит в наши сердца. Почему?

Преданный: Нет веры.

Шрила Гурудев: Так почему же вы хотите пойти к тем Божествам, которые не были установлены, или были установлены, но при этом вы в них сомневаетесь? Зачем туда идти? Почему вы должны беспокоиться об этом и тратить своё время и время вашего святого духовного учителя? Понимаете?

Преданный: Да, Махарадж.

Шрила Гурудев: Поэтому не будьте сомневающимся.

Преданный: Махарадж, вы сказали ранее, что мы не должны принимать прасад из рук тех, кто не следует должным образом.

Шрила Гурудев: Мы не должны ничего брать от тех, кто курит сигареты или биди(4), пьёт чай или кофе, а потом поклоняется у алтаря. Однако если вы отправитесь в храм в Джаганнатха Пури, там вы увидите храмовых священников (панд), жующих орехи бетеля. После поклонения они могут курить даже сигареты. Также они принимают нечто такое, что мы не должны принимать, однако Божества там являются истинными, поэтому мы ничего не можем поделать, и мы должны принимать у них прасад.

Преданный: Это ваше отношение к храму?

Шрила Гурудев: К таким храмам, как храм Джаганнатхи или храмам Шри Говинды, Гопинатхи, Мадана-мохана, не ко всем.

Преданный: Гурудев, вы только что объяснили, что у тех, кто не воспевает один лакх (сто тысяч) святых имён, Махапрабху не принимает их подношения. Поэтому я подумал: если Шри Гаура-Нитай установлены и...

Шрила Гурудев: Кем установлены?

Преданный: …и я не повторяю одного лакха святых имён.

Шрила Гурудев: Вы должны стараться это делать. Вы также должны смотреть, воспеваю ли я, или нет. Вы должны видеть, повторяю ли я один лакх. Вы должны смотреть: «Нараяна Махарадж воспевает один лакх или нет?» Я всегда стараюсь воспевать.

Преданный: Гурудев, это правило пугает ИСККОН. Первое, о чём они спросили меня, это: «Сколько кругов ты повторяешь? Мы думаем, тебе следует придерживаться шестнадцати кругов». Вот что они сказали этому Прабху.

Шрила Гурудев: Я слышал, что некоторые преданные распространяют слухи: «Ученики Нараяны Махараджа воспевают только три или четыре круга». Но они не знают, что мои ученики во Вриндаване, здесь и там, ежедневно воспевают по два лакха и даже по три лакха харинамы.

Я знаю людей, которым Свамиджи дал санньясу. Он дал санньясу более сотни преданным, и половина из них уже пала, оставив свой отречённый образ жизни. Они отказались от воспевания и памятования. Но я вижу, что есть те, кто повторял всего шестнадцать кругов, и они по-прежнему повторяют. Почему это так? Что-то зависит от гуру, а что-то от ученика. Ученик должен повиноваться, а гурудев должен быть идеальным (уттама-адхикари). Присутствуют оба фактора. В противном случае, они могут упасть.

Я встречал очень много людей, которые принимали санньясу от истинного гуру, и потом они падали. Почему? Они проявили неуважение к своему святому духовному учителю и оскорбили его лотосные стопы. Но вайшнавы даже самого низкого, третьего класса (каништха-адхикари), которые очень просты и не склонны к притворству, которые следуют по стопам своего гурудева, воспевают шестнадцать кругов, а иногда даже меньше, но при этом они всегда энергичные и искренние, они до сих пор являются истинными вайшнавами. Они уже достигли уровня мадхьяма-адхикари. Это зависит от множества факторов(5).

Не беспокойтесь о том, что говорят о вас другие. Просто старайтесь сделать своё сердце очень чистым. Мы должны думать: «Что я делаю для того, чтобы продвигаться в сознании Кришны?» Мы не должны критиковать других. Мы должны критиковать свой ум и спрашивать его: «Почему ты не следуешь процессам бхактиХаре кришна харе кришна....

Как твои дела? Я хотел поговорить с тобой.

Преданный: Я повторял наму в лесу, Махарадж.

Шрила Гурудев: О, очень хорошо! Но я хотел встретиться с тобой.

Преданный: Может быть после лекции, Махарадж?

Шрила Гурудев: Да, да.

Преданный: Я должен был привезти сюда одну семейную пару преданных, говорящих на хинди, Ананда-мохана и Лалиту, а также их детей, чтобы они встретились с вами здесь. Я думаю, они будут очень разочарованы, узнав, что Гурудев был здесь, а их тут не было. Мне сказали заехать за ними в половине пятого, а сейчас уже половина пятого.

Преданный: Гурудев, не могли бы вы прочитать имена недавно инициированных преданных?

Шрила Гурудев: Ты должен прочитать их имена.

Преданный: Сьерра Андреа Ингбор.

Шрила Гурудев: Кто это? Где она? Вы должны встать.

[Обрыв записи].

Та, кто может контролировать Кришну, зовётся Ананга-мохини. Ты должна быть именно такой. Как тебя зовут? Ананга-мохини даси. Очень хорошее имя.

Преданные: Харибол!

Шрила Гурудев: Как её зовут?

Преданный: Савитри Гокула.

Шрила Гурудев: Твоё имя теперь Савитри даси! Она одна из сакхи Шримати Радхики.

Преданные: Джая!

Шрила Гурудев: Есть другое Её проявление, также известное под именем Савитри, – это супруга господа Брахмы. Однако изначальная Савитри Деви является подругой Шримати Радхики(6). Гаура Премананде! Хари харибол! Как твоё имя? Савитри даси. Кто следующий?

Преданный: Кристин Ледорс.

Шрила Гурудев: Ваше имя – Дамодара-рати! Очень хорошее имя. «Дамодара-рати» означает Шримати Радхику, дамодара-рати-вардхана-веше. Иногда Шримати Радхику называют Дамодара-рати. Итак, вы – Радхика даси, и ваше имя – Дамодара-рати.

Преданный: Сара Морисет.

Шрила Гурудев: Ваше имя Сумадхура даси! Очень хорошее имя. Сумадхура – это одна из самых дорогих подруг Шримати Радхики. Все виды вашего служения очень сладкие, «мадхура» означает «сладкий». Итак, каждое ваше действие и служение настолько сладостны, что вас называют Сумадхура даси. Как я сказал, вас зовут?

Преданная: Сумадхура даси.

Преданные: Харибол!

Преданный: Пьер Гуаноте.

Шрила Гурудев: Ваше имя Прана-Говинда дас!

Преданные: Харибол!

Шрила Гурудев: Это означает «жизнь и душа Кришны», – тот, кто очень дорог Кришне! Гаура премананде! Хари харибол! Всегда помни, что тебя зовут Прана-Говинда дас. Очень хорошее имя. Это все хорошие имена. Вы Рохит Прабху?

Преданный: Да. Харибол!

Шрила Гурудев: Харибол! Рохит Прабху становится Радха-рамана дасом.

Преданные: Харибол!

Шрила Гурудев: Итак, как вас зовут?

Преданный: Радха-рамана дас.

Шрила Гурудев: Хорошее имя! Кто здесь Ракеш?

Ракеш: (поднял руку).

Шрила Гурудев: С сегодняшнего дня ты будешь известен как Рамананда дас Брахмачари.

Кто здесь Ашока?

Ашока: (поднял руку).

Шрила Гурудев: Теперь ты будешь известен как Атул-Кришна дас Брахмачари. Нет никого, кто может быть равен Кришне, поэтому Кришну называют "Атул-Кришна". Теперь твоё имя Атул-Кришна дас Брахмачари. Если кто-нибудь будет называть тебя другим именем, таким как "Ашока", - не отзывайся. Если кто-нибудь позовёт тебя по имени «Атул-Кришна», тогда ты должен ответить. Понятно? Это касается и тебя, и Рамананда даса! Кем был Рамананда? Он был очень близок и дорог Шри Чайтанье Махапрабху. Это была Вишакха Сакхи. Кто здесь Дипак Рамдас?

Преданные: Харибол!

Шрила Гурудев: О, вы Дипак Рамдас?! Теперь ваше имя Шри Дамодар дас Брахмачари.

Преданные: Харибол!

Шрила Гурудев: Хорошее имя?

Шри Дамодара дас: Да, очень хорошее имя. Я буду грихастха-брахмачари.

Шрила Гурудев: О!

Преданный: Но он может принять санньясу.

Шри Дамодара дас: Приму в следующий раз.

Шрила Гурудев: Я дам тебе санньясу.

Преданный: Дамодар Махарадж ки – джая!

Шрила Гурудев: Он зарабатывает деньги? Или нет?

Преданный: Он их только тратит.

Шрила Гурудев: Тогда ему следует дать санньясу. Если он зарабатывает деньги, то он может помогать вам. Иначе я его заберу.

Преданный: Он может идти.

Преданные: Харибол!

Преданный: Пожалуйста, заберите его во Вриндаван.

Шрила Гурудев: Если вы просто позволите ему уйти, он не пойдёт. Но если вы зарыдаете, чтобы он это сделал, то он уйдёт.

Кто следующий? Кто здесь Гаррик Соломони? Я дам тебе духовное имя, когда ты приедешь в Матхуру, во Вриндаван.

Гаррик: Хорошо, Харибол!

Шрила Гурудев: Я дам тебе очень хорошее имя.

Преданные: Харибол!

Шрила Гурудев: Патрик Нитедеум. Ты также должен быть во Вриндаване, потому что ты брахмачари. Там, во Вриндаване, я дам тебе прекрасное имя.

Преданные: Джая!

Преданный: Гурудев, нужно провести церемонию свасти-вачана для этого ребёнка.

Шрила Гурудев: У вас подготовлены цветы и сандаловая паста?

Всегда помните свои имена.

[Преданному]: Ты всегда должен называть его Дамодар Прабху. Вы всегда должны обращаться к нему как к прабху, не опуская слово «прабху».

Преданный: Почему жене нельзя называть мужа по имени?

Шрила Гурудев: Жена не должна называть своего мужа по имени. Она должна называть его только «Прабху». Она может называть его по имени, если это крайне необходимо.

Преданный: Если она злится на него.

Шрила Гурудев [преданному]: Вы домохозяин? Тогда где ваша жена?

Преданная: Иногда мы ладим.

Шрила Гурудев: Если вы злитесь, вы можете называть своего мужа по имени, в противном случае, вы должны называть его «Прабху».

Преданный: Я предпочитаю «Свами».

Шрила Гурудев: Свамиджи тоже был очень забавным. Вы не видели Свамиджи?

Преданный: Нет, мне не повезло.

Шрила Гурудев: Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, ваш Прабхупада, был порой таким потешным. С самого детства он делал много забавных вещей. Он хотел рассмешить других, сделать их счастливыми.

Преданная: По какой причине жена должна называть своего мужа «Прабху», а не называть его по имени?

Шрила Гурудев: Такова ведическая культура. Жены должны почитать своих мужей. Мужья также не должны называть своих жён по имени. Никогда.

Преданный: Как мужу следует обращаться к своей жене?

Шрила Гурудев: Есть много способов. Муж может сказать ей: «Ну, давай, давай». Вы можете позвать её взглядом, или сказать: «Гопала Ма», или что-то в этом роде.

[Преданному]: Навин, всё ли готово к свасти-вачане?

[Маленькому мальчику]: Ты должен сидеть на коленях у своей мамы.

Надо позвать Навина. У всех  вас (преданных) есть в руках немного риса? Вы должны смешать рис, куркуму и топлёное масло, и принести сюда. Я хотел бы увидеть Говинду даси.

[Говинде даси]: Куда ты пропала? Я хотел встретиться с тобой, потому что я встретился со всеми, кроме тебя. У тебя всё нормально? Я слышал, что ты очень храбро выполняла гуру-севу.

Преданные: Джая!

Шрила Гурудев: Очень хорошо. Мы должны быть смелыми и ничего не бояться. Мы должны бояться только одного: совершить оскорбления, другого бояться ничего не следует. Также важно бояться своего злонравного ума.

Мать ребёнка: Гурудев, он хочет подойти к вам, но я не могу пробиться сквозь такое большое количество людей. Вот я и пытаюсь его успокоить.

Шрила Гурудев [мальчику]: Ты должен подойти сюда вместе со своей мамой, ничего страшного. Подойди. Я хочу, чтобы ты взял свою маму с собой к Кришне.

Преданные: Джая! Харибол!

Преданный: А отец?

Шрила Гурудев [мальчику]: Твой отец должен пойти с тобой или нет?

Мать: Он говорит: «Нет».

Шрила Гурудев: Твой отец даёт тебе сладости? Да?

Мальчик: (кивает головой).

Шрила Гурудев: Тогда ты должен взять и своего отца.

Надо раздать всем зёрна, положите его прямо в ладонь. Навин сейчас должен принести книгу с мантрами. Вы должны раздать всем зерна понемногу. Сейчас мы все обязаны дать свои благословения этому ребёнку. Ты раздал всем? Да? Он несёт книгу? Где Пундарика Прабху? Он спит?

Преданный: Он записывает.

Шрила Гурудев: Ребёнок тоже хочет риса? Он должен спать.

Преданный: Она спрашивает, почему женщинам не дают священный шнур, когда они получают гаятри-мантру?

Шрила Гурудев: Женщины не должны получать брахма-гаятри, потому что эта мантра меняет врождённое женское настроение служения, оно меняется. Таким образом, шнур даётся только преданным-мужчинам.

Преданный: Что касается мужчин, они должны научиться этому настроению служения, потому что у женщин оно обычно уже есть.

Шрила Гурудев: Нет. Единственное соображение состоит в том, что когда гаятри-мантру дают женщинам, они становятся очень жёсткими, как западные женщины. Они всегда будут пытаться контролировать своего мужа. Они могут даже бросить его (ведомые чувством независимости). Женщины должны быть очень простыми и мягкими. Кришна наделил женщин врождённым настроением постоянного служения.

Преданный: Мой вопрос был в следующем: Вы уже объяснили, почему женщинам не давали гаятри-мантру, но почему им не даётся священный шнур?

Шрила Гурудев: Потому что шнур изменит их настроение.

Преданный: Шнур символизирует гаятри-мантру?

Шрила Гурудев: Да. Шнур не символизирует все дикша-мантры. Со второй мантры до последней шнур не нужен. Но когда вам дают гаятри-мантру, вы должны принять брахма-сутру (брахманический шнур). Брахма-сутра также называется упанаяной, но это не для преданных. Например, брахманы из Матхуры носили священный шнур и регулярно повторяли свои мантры, но они не дали Кришне ни одного рисового зёрнышка, ни дала, ни чапати, ни чего-либо ещё. Однако их жёны отдали Кришне всё, что они приготовили, и благодаря этому эти женщины обрели вечную славу. Поэтому женщины не должны получать священный шнур. В этом нет необходимости. Кама-гаятри включает в себя также и мантру брахма-гаятри.

[Преданным]: Теперь вы все должны повторять за мной. Когда я бросаю немного рисовых зёрен на голову этого ребёнка, вы все должны сделать то же самое. Вы должны делать это, но не сейчас! Сделайте, когда я скажу.

[Маленькому мальчику]: Ты не должен бояться.

[Шрила Гурудев поёт свасти-вачану, а преданные повторяют]

Гаура Премананде! Хари Харибол!

Мы молим Кришну, Говинду, Вишну, Нараяну, Падманабху, Джаганнатху, Вишваксену, Хришикешу, Хари, Гаруду и Ханумана, чтобы Они проявили Свои благословения на этого маленького ребёнка. Он всегда должен быть вне опасности, ему не должны грозить никакие бедствия или страдания, и он должен нести служение Шри Радхе и Кришне.

Преданные: Джая!

Шрила Гурудев: Гаура премананде! Хари Харибол!

Преданный: Этому ребёнку очень повезло.

Преданный: Да.

Шрила Гурудев: Это очень особенная ведическая самскара.

Преданный: Никакого огненного жертвоприношения?

Шрила Гурудев: Это больше, чем огненное жертвоприношение. Нама-ягья важнее всего.

[Маленькому мальчику] Ты должен сказать:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе.

мангалам бхавату!

Мать маленького мальчика: Гурудев, вы можете избавить его от непослушания?

Шрила Гурудев: Да, я избавлю. Теперь я должен пойти и воспевать харинаму, и вы все тоже должны пойти и повторять её. Я буду здесь сегодня после шести вечера.

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
 харе рама харе рама рама рама харе харе

[Обрыв записи].

Шрила Гурудев: Вы должны писать мне письма, когда я уеду в Индию. Если у вас нет проблем с деньгами, вам следует приехать во Вриндаван в месяц Картика. Ты приедешь во Вриндаван?

Преданный: Да.

Шрила Гурудев: Очень хорошо. Ты обязательно должен приехать. Ты также должен привести своих дочерей. И ты должен приехать. Супарна Прабху должен приехать вместе со своей женой и свекровью.

Супарна Прабху: Мы приедем во Вриндаван, Махарадж.

Шрила Гурудев: Вы все должны стараться попасть во Вриндаван. Харе кришна харе кришна...

[Маленькой девочке]: Как тебя зовут?

Мать маленькой девочки: Розита.

Шрила Гурудев: Расика?

Преданный: Розита. Это испанское имя, Гурудев.

Шрила Гурудев: «Расика» означает «Переполненная расой, любовью и привязанностью».

[Маленькой девочке]: Ты хочешь приехать во Вриндаван?

Преданные [маленькой девочке]: Скажи «Да!»

Преданные: Шрила Гурудев ки – джая!

…………………………………………

1)   Эти Госвами получили от Шримана Махапрабху указание находить святые места, которые были когда-то утеряны, во Вриндаване. Поэтому эти святые не жили в храме. Ночуя под разными деревьями, они желали получить откровение, которое могло бы им дать ответ на вопрос, что именно происходило в том месте, где они останавливались на ночлег. Так были открыты многие места, о которых люди давно забыли.

2)   Цель поклонения Божеству – увидеть его в сердце и призвать Бхагавана, который, являя Себя, заменяет Собою Параматму. Бхагаван в «Шримад-Бхагаватам», 3.29.25 сказал:

арчадав арчайет тавад ишварам мам сва-карма-крит
йаван на веда сва-хриди сарва-бхутешв авастхитам

«Исполняя предписанные обязанности, преданный должен поклоняться Божеству, образу Верховного Господа, до тех пор, пока не ощутит Моё присутствие в своём сердце и в сердцах всех остальных живых существ».

3)   При поклонении Божествам пуджари должен избегать касания нечистых предметов. Даже раздавая маха-прасад, он бросает его другим, чтобы не оскверниться от прикосновения с теми, кто не следует стандартам чистоты, таким образом, он может без ачамана и омовения продолжать своё поклонение мурти. Однако возвышенный вайшнав неотличен от Божества, от Кришны, сакшад-дхаритвена самаста-шастраир…(«Гурв-аштака», 7). 

4)   Би́ди (хинди), иногда бири (бенгали) – тонкие, небольшие азиатские сигареты, распространённые в Индии и некоторых других странах Азии. Представляют собой нарезанные листья необработанного табака с примесью трав, завёрнутые в лист коромандельского чёрного дерева (на хинди тенду или тендурини).

5)   Цитаты о лакхе святого имени Господа собраны в следующих ссылках.

Часть 1: http://sampradaya.ru/current/article/10025-lakh-harinamy-chast-1.html

Часть 2: http://sampradaya.ru/current/article/10026-lakh-harinamy-chast-2.html

Часть 3: http://sampradaya.ru/current/article/10119-lakh-harinamy-chast-3.html

6)   Шримати Радхарани – изначальная, кто несёт это имя. Савитри – «побуждающая к деятельности», «оживляющая», «дарующая жизнь», «причина действия». Как источник всех энергий, Шримати Радхика – изначальная Жизнь всех живущих, побуждающая Кришну к лилам как лично, так и опосредованно, через Йога-майю или Своих подруг и экспансии.

 

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Пояснения и ссылки: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж