?

"Духовное образование". Интервью. Часть 1.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 435. Опубликовано: 20-02-2020, 12:08

Духовное образование

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

о важности духовного знания и просвещения

Интервью Ари Мардана д.

22-25.01.2020 г.

Часть 1

Ума д.д.: В своей хари-катхе Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж как-то говорил, что у него не было много времени, чтобы изучать шастры. В основном он всегда был занят в строительстве матхов (храмов) и также выполнял другие распоряжения своего Гуруджи, Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Госвами Махараджа. Лишь непродолжительное время, когда он получил травму, и ему прописали постельный режим, он в течение четырёх месяцев изучал писания. Значит ли это, что Шрила Бхарати Махарадж не придавал большого значения вайшнавскому образованию и не считал его обязательным? В связи с этим, оценивая нашего учителя, кто-то может подумать, что он не имел глубоких духовных познаний, поскольку четырёх месяцев мало для обретения духовных знаний.

Ари Мардан Прабху: Спасибо за важный вопрос, имеющий отношение к настоящему духовному развитию. Памятуя о святом, мы продляем свою духовную жизнь и делаем её совершеннее. Прославляя Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Госвами, можно обрести его милость и расположение тех вайшнавов, которым он дорог, поскольку, вспоминая о духовной практике Махараджа, мы ещё лучше поймём, как нам следует развиваться в традиции бхакти.

Помню, что примерно лет десять назад я писал статью в двух частях о важности духовного образования, но только для некоторых последователей русскоязычной линии Шри Чайтанья Сарасват Матха. Они необоснованно утверждали, будто Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж не был сторонником изучения шастр, а потому им не следует погружаться в литературное наследие ачарьев гуру-парампары. Они вырывали из общего контекста слова своего Парам-гурудева и пытались доказывать, что нужно просто служить и не погружаться сильно в изучение священных книг.  На самом деле, это недоразумение. Слава гуру-парампаре, что среди лидеров этого Матха всё же есть те, кто понимают необходимость духовного образования и поэтому изучают глубоко наследие сампрадаи. Ознакомиться с этими статьями можно на нашем сайте.

Часть 1: http://sampradaya.ru/current/article/1023-izuchenie-knig-acharev-i-drugih-shastr-chast-1.html

Часть 2: http://sampradaya.ru/current/article/1024-izuchenie-knig-acharev-i-drugih-shastr-chast-2.html

Также подобную статью мы публиковали для преданных ИСККОН. К сожалению, сама статья не была опубликована в их организации, но мне удалось получить её от руководителя курса «Бхакти-шастры» в 1998 году и опубликовать также на сайте: http://sampradaya.ru/current/article/4937-prishla-pora-kipyatit-moloko.html

Очень часто люди создают представление о том или ином феномене, имея очень ограниченное понимание. К сожалению, подобное нередко встречается. Люди, приходящие в традицию Гаудий, приносят вместе с собой то сознание, что имели до духовной жизни. Их восприятие локально и выборочно. На то есть ряд причин:

1) люди не изучают предмет досконально, часто по причине банального отсутствия времени;

2) многое, с чем пересекаются, они не запоминают;

3) изучив предмет даже досконально, они склонны, обусловленные таким изъяном как випралипса, подтасовывать факты под свои тенденции или наклонности, пытаясь оправдать свою греховную природу, далёкую от святости. Таким образом они упрощают процесс, абхидхейу, превращаясь медленно, но верно в сахаджий. И что парадоксально, при этом они яростно критикуют сахаджию как таковую. Так эти люди попадают вольно или невольно в категорию критикуемых Шрилой Б.В.Бхарати Госвами людей. Он писал: «В наши дни многие так называемые последователи Шри Чайтаньи Махапрабху проповедуют чхала-дхарму (ложную религию) под именем Гаудия-вайшнавизма. Наша цель – сохранить подлинную суть вишуддха-чаитанья-вани (абсолютно чистого послания Махапрабху) и представить его наилучшим образом» (введение к «Вишуддха-чайтанья-вани»).

Когда кто-то пытается презентовать ту или иную концепцию, он обязан, прежде всего, ссылаться не только на конкретные цитаты и факты, примеры или идеи из книг, но также учитывать контекст того, о чём говорит. Подобно тому, как в обычной жизни, готовя обед, мы учитываем необходимость поддержания здоровья, сил, работоспособности и удовлетворения потребностей в пище своих домочадцев. Удержание духовного контекста становится возможным, если ты погружён в духовную жизнь, а не занимаешься ею время от времени.

Те, кто подробно изучал хари-катху и биографию Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами, может непредвзято составить представление о том, откуда и от кого он получал знание о Боге. Если человек знает традицию Гаудий или полноценно практикует, он сможет ясно понимать, как формируется духовное восприятие святых людей и тех, кто пока не достиг святости. Если человек имеет поверхностное представление о духовной практике или садхане, тогда, выхватывая из контекста те или иные факты, у него может сформироваться извращённое представление о ней, о святых и о духовной жизни в целом.

Существуют святые, приходящие из духовного мира, знание высшей реальности уже заложено в их сознание. Им действительно не нужно обучаться. Однако даже они, являя пример окружающим и, прежде всего, своим ученикам, находясь под влиянием наравата-лилы (действуя подобно обусловленной душе), показывали пример обучения у святых учителей, становящихся шикша-гуру даже для садху. Именно поэтому наш Гурудев, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами, в книге «Шри гуру – сама моя жизнь» говорил: «Даже у Кришны есть гуру!»

Нарада, будучи вибхиннамша-дживой, стал учителем для Вьясадевы, несмотря на то, что Вьясадева является Богом, обладающим всем знанием всех писаний. Шукадева Госвами, будучи нитья-парикаром Шримати Радхики, получил образование, слушая хари-катху Шивы Махадева и своего отца Шрилы Вьясадевы. Валмики, автор «Рамаяны», также был ведом Нарадой Муни. Прахлада Махарадж, будучи известным махаджаном, упомянутым в «Бхагаватам», обучался у Нарады, ещё находясь в утробе своей матери. Даже Сам Шриман Махапрабху обучался в специально созданных школах системного образования до того, как стал известен всему миру как спаситель человечества. Позже Он обучался у Шрилы Ишвары Пури, который дал Ему понимание особенностей учения сампрадаи. Иисус Христос, ещё один посланник Бога, ходил в Индию для получения системного образования, несмотря на то, что уже в юношестве обладал развитым духовным знанием.

Шрила Сарасвати Тхакур, общаясь с профессором Сазерсом, говорил: «Важнейший принцип вайшнавизма состоит в том, что каким бы большим учёным и даже титаном интеллекта ни был человек, он не сможет осознать даже самые простые аспекты вайшнавской философии, если и пока не предастся целиком и полностью ачарье, чья личность есть воплощение этой философии.

Вы, должно быть, слышали об индийском священном писании под названием «Гита», она переведена на разные языки цивилизованного мира. В ней есть шлока (4.34), которая говорит о том, что вайшнавскую философию можно понять только через безусловное предание, искреннее вопрошание и смиренное служение. Только при таком подходе профессора вайшнавской философии за наставническую плату в виде этих трёх вещей дают наставления о философской истине» (Рупа-виласа дас Адхикари, «Луч Вишну», стр. 65-66).

Шрила Б.В.Бхарати часто вопрошал своего учителя о составляющих учения Гаудий, будучи полностью преданным Гурудеву. И только по этой причине он сам смог стать совершенным учителем, способным объяснять глубокие истины нашей традиции. Недавно я встретился с мнением Шримана Према-прайоджана, который воспитывался в санге нашего Шрилы Гурудева. Он сказал о силе духовного знания Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа следующее: «Катха Махараджа, его понимание и презентация философии были непревзойдёнными. … Каждый вечер мы приходили сюда слушать хари-катху из его лотосных уст. … Шрила Махарадж объяснял киртаны, возвышенные эмоции разлуки вайшнавов с Рупой Госвами, Рагхунатхой дасом Госвами, Дживой Госвами и наполнял бхакти-расой сердца всех преданных».

Шриман Враджанатха Прабху говорил: «Многие приходят слушать хари-катху Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа и, видя его высокое положение, потом просят у него посвящение» (Алтай. «Стик-Трэвел», интервью «Подлинная святость и святые». 8 сентября 2013 г.).

Шрипад Дамодар Махарадж, севак Вашего Гурудева, рассказывал зимой 2012 года в Джаганнатха Пури о Шриле Бхарати Махарадже следующее: «Даже если он говорит весь день, вы не найдёте ни одного бесполезного слова – всё только одна хари-катха. Мы можем говорить хари-катху час, два или три, но остальное время будем говорить всякую чушь. Всё, что ни происходит, он связывает с хари-катхой и тут же начинает цитировать писания. Кроме хари-катхи он не говорит ни единого слова, всегда цитирует шастры. Когда в прошлом году его положили в больницу с желтухой, болезнь была такой сильной, что он вёл себя как безумец, забывал даже своё имя, ничего не знал и не помнил! Однако даже в этой ситуации Шрила Махарадж рассказывал хари-катху.…

Наш Гурудев (Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж) сказал о Шриле Бхарати Махарадже, что он – энциклопедия философии Гаудий. Нет ничего, что ему было бы неизвестно. Если существует какой-то сложный вопрос, Шрила Бхарати Махарадж всегда даст ответ на него. Нет такого вопроса, на который бы он не нашёл ответ. Для него это очень легко, он просто сидит и говорит».

В журнале «Вишуддха-чайтанья-вани» (стр.195) пишут: «Шрила Бхарати Госвами Махарадж особенно известен своими энциклопедическими познаниями истории Гаудия Матха».

Давайте вспомним, насколько велики в знании все ачарьи, возглавляющие прославленные по всему миру отделения Гаудия Матха. Среди них проповедующий по всему свету Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж; известный широким и научным взглядом Шрила Бхактиведанта Свами; выдающийся пандит-вайшнав Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами; автор сотни книг Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами; обладатель глубин учения Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж; продемонстрировавший высочайшие стандарты учёности всем своим ученикам симха-гуру Шрила Сарасвати Тхакур; основатель Шри Чайтанья Сарасват Матха и хранитель науки преданности Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, знаток сиддханты Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж и многие другие, кого мы почитаем как полноценных наследников рупануга-вичара-дхары, потока глубоко научной преданности Шрилы Рупы Госвами. Когда речь заходит о тех лидерах, которые возглавляли Матхи, то становится ясно, насколько все они были уникальны в своей учёности. Ачарья без знания – неистинный ачарья. Не зря Кришна в «Шримад-Бхагаватам», 11.17.27:

ачарйам мам виджанийан наваманйета кархичит

на мартйа-буддхйасуйета сарва-дева-майо гурух

«Следует знать, что ачарья – это Я Сам. Неизменно почитай его. Не завидуй ему, принимая за обыкновенного человека, поскольку он является представителем всех полубогов вселенной».

Кришна является олицетворением аспекта чит, знания, поэтому, когда Он говорит, что ачарья неотличен от Него, это значит, что истинный гуру также является проявлением данного аспекта, поэтому он гуру, носитель огромного запаса духовного знаний.

Когда мы говорим об определении слова ачарья, то оно обязательно согласуется с тем, что таковой должен быть большим знатоком писаний. Шрила Гоур Говинда Махарадж говорит от этом («Парипрашна. Искусство задавать вопросы», Введение, стр. 2-3): «Тот, кто хочет обрести духовное знание, должен обратиться за ним к ачарье. Ачарья – это тот, кто знает, каково предназначение ведических писаний, шастр – ачиноти йах шастрам – он сам следует наказам шастр и учит этому своих учеников. Поэтому его и называют ачарьей. … И кто найдёт у него прибежище, тот познает истинную природу вещей. Кришна говорит, что если вы хотите обрести настоящее знание, то должны почитать ачарью (ачарйа упасанам). Так гласят Веды».

Теперь давайте вспомним о том, как Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж из вайшнавского смирения, не решаясь выполнить приказ своего учителя стать ачарьей-преемником всех отделений Чайтанья Гаудия Матха, обратился к Вашему Гурудеву с просьбой занять положение лидера всех отделений Шри Чайтанья Гаудия Матха, приняв статус ачарьи. Об этом случае рассказывают все старшие вайшнавы и санньяси Матха. Как Вы думаете, мог ли Шрила Б.Валлабха Тиртха Махарадж просить Шрилу Б.В.Бхарати Махараджа занять этот пост, если бы Ваш Гурудев не обладал талантом блестящего рассказчика хари-катхи и не был глубочайшим знатоком таттвы и сиддханты Гаудий? Мог ли он поставить во главу матха поверхностно понимающего учение преданного? Никогда! Никогда! Никогда! Это сразу бы привело к развалу созданного Шрилой Бхакти Дайитой Мадхавой Махараджем матха и уничтожению всех усилий Вашего Парам-гурудева по расширению созданной им санги.

Невежество всегда стояло, стоит и будет стоять в основе разрушения. Пример тому – повелитель тамаса и разрушитель вселенной Шива Махадев. Желал ли Шрила Б.Валлабха Тиртха разрушить плоды служения своего Гурудева? Конечно же, нет. Могущество Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа не может быть охвачено разумом простых преданных. Ваш Гурудев – необычная личность, уттама-адхикари. Вайшнавы, находящиеся на этом уровне, необычайно искусны в знании всех тонкостей духовной философии. Шрила Рупа Госвами называл таких личностей в «Упадешамрите» бхаджана-вигья, в высочайшей степени искусными в знании и практике бхакти. Ваш Гурудев был квалифицирован как ачарья ещё до ухода Вашего Парам-гурудева!

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур знакомил мир с «Джайва-дхармой», написанной его отцом. Когда он представил её своим ученикам, то объяснил положение подлинного гуру, подобного Вашему Шриле Гурудеву. В 20-й главе «Джайва-дхармы» сказано: «Выбирая духовного учителя, следует убедиться, что он удовлетворяет следующим требованиям: он должен глубоко постичь подлинную суть священных писаний, что делает его способным рассеять тьму невежества в уме своего ученика, а также он должен быть выше всех человеческих слабостей и всегда предан трансцендентной Истине. Такой духовный наставник, несомненно, способен обучить ученика всем видам знания».

Как бы Шрила Б.В.Бхарати Махарадж взял на себя обязанность быть инициирующим учителем, если бы он, зная о таких наставлениях, не был бы способен даровать своим ученикам все виды знания и глубокое понимание шастр? Это невозможно себе представить, зная искренность Махараджа. Не имея квалификации ачарьи-пандита, Ваш Гурудев просто был бы лицемером, принимая учеников. И если кто-то считает, что их учитель, Шрила Б.В.Бхарати Махарадж, не обладает глубокими познаниями всех писаний нашей варги, косвенно они считают его таковым. Это более чем прискорбно. Поскольку мне известны его наставления и характер его проповеди. Я редактировал много его статей. Знаю, что он очень образован.

Понимая, что Шрила Б.В.Бхарати обладает высокой квалификацией, адхикарой, Шрила Б.Валлабха Тиртха Махарадж верил в то, что Бхарати Махарадж, несомненно, справится с положением лидера Шри Чайтанья Гаудия Матха. Не зря он носит имя Бхакти Вигьяна Бхарати, что указывает на него как на личность, реализовавшую бхакти-вигьяну, суть учения нашей линии, всей практики и всех вед. Слово Бхарати указывает также на Бхаратишвари, Шримати Радхику или Богиню всего знания Бхарати Дэви. Ваш Гурудев, почитаемый мною как шикша-гуру, заслуженно носит своё имя.

Уже в 1979 году, когда уходил Ваш Парам-гурудев, Шрила Б.В.Бхарати Махарадж был признанным знатоком бхакти-шастр в своём Матхе. Именно в то время Шрила Б.Валлабха Тиртха Махарадж и желал, чтобы Ваш Гурудев возглавил миссию его учителя. Не нужно недооценивать силу духовной образованности Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа, это оскорбление его лотосных стоп. Оно откинет на периферию, в ад, всех тех, кто посмеет сомневаться в высочайшей образованности Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа. В него верил сам Шрила Б.Валлабха Тиртха Махарадж, маха-бхагавата-вайшнав! Как же можно сомневаться нам, простым смертным, в учёности Вашего Гурудева? Это нелепо. Те, кто лелеют своё невежество, не смогут понять всей силы его знания, являются ли они его учениками или нет, не важно, они не смогут осознать его пандитьи. Только пандит сможет оценить пандитью другого пандита. Поэтому я привожу ссылки на слова таковых.

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж является парикаром Господа. Парикары Бхагавана всегда очень духовно образованы, даже если они не обучались риторике, грамматике, санскриту, тем не менее, они признаются знатоками духовной реальности. Полностью предавшаяся Богу душа обретает всё. Некоторые известные святые Гаудия-сампрадаи являются нитья-парикарами Бхагавана, и, тем не менее, своей жизнью они показали пример системного обучения. В специально созданных великими вайшнавами духовных школах люди могли обучаться бхакти-йоге. Такие школы формировались время от времени, их посещали даже известные нам сад-гуру!

В недавно выпущенном в Гаудия-вайшнавской линии журнале «Бхактисиддханта» мы читаем: «У Сарасвати Тхакура был особенный интерес к духовному росту своих детей, поэтому он создал для них систему гурукулы. Он готовил детей для того, чтобы стать монахами, брахмачари и санньяси, которые будут проповедовать везде и смогут быть духовными гидами семей – родителей и детей, сознающих Кришну. В современном мире, чтобы оставаться на духовном пути, нужно много работать над собой. Мы приглашаем любого, кто работает с другими вайшнавскими учителями или теми, кто разрабатывает вайшнавские материалы по обучению, поделиться своим опытом и мудростью. Мы можем сотрудничать вместе, чтобы продвигать и обучать сознанию Кришны по всему миру. … (У нас имеются) «Школа Аванти», «Школа Сандипани Муни», «Гурукула Бхактиведанты», Федьюкейшн.орг. и т д.».

Как вы понимаете, для подготовки санньяси необходимо много трудиться над его образованием. Без этого образования санньяси будет пустышкой, не способным проповедовать учение Шримана Махапрабху. Шрила Б.В.Бхарати Махарадж также был санньяси с высочайшим уровнем образования, поскольку он изучал духовную традицию Гаудий очень тщательно под руководством своего гуру – Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Госвами. Шрила Б.В.Бхарати Махарадж вспоминает: «Гуруджи глубоко осознал все наставления Шрилы Прабхупады (Ш.Сарасвати Тхакура), а затем все эти истины рассказывал нам» (хари-катха «Слава Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Госвами Махараджа»).

Само слово «гуру» означает «учитель». Если бы Шрила Б.Д.Мадхава Госвами не обучал Шрилу Б.В.Бхарати Махараджа, то тогда он не приходился бы Бхарати Махараджу учителем и занимал бы положение формально (анустаник) инициирующего жреца, не более того. Ритвики всегда занимали незначительное положение в сравнении с подлинными учителями сат-сампрадаи. Однако Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами не ритвик, он истинный учитель, который дал своим ученикам то, что содержится во многих священных писаниях. И потому, слушая его, можно было обрести такое же знание, как и при изучении шастр и даже больше!

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж гораздо больше своего времени посвящал слушанию, чем изучению шрути, смрити и других писаний, поскольку в то время в Матхах не было возможности каждому ученику иметь свою личную библиотеку. Это было слишком дорого для преданных тех времён.

В упомянутом выше журнале «Бхактисиддханта», в разделе «Мировой вклад Шрилы (Сарасвати) Прабхупады» написано: «3 апреля 1931 года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур открыл «Институт Бхактивиноды» в Шри Майяпуре».

В книге «Луч Вишну» мы находим подтверждение этому: «В 1931 году в Майяпуре открылась школа, которая была названа «Институтом Бхактивиноды Тхакура». В то время это была единственная средняя школа, основанная на духовных принципах. На открытии Шрила Сарасвати Тхакур прочитал лекцию под названием «Апара и Паравидья (Материальное и духовное образование)».

В этой же книге упоминается: «В 1887 году Сарасвати Тхакур создал в Бхакти-бхаване чатушпатхи (маленькую академию) под названием «Сарасвати Чатушпати». Многие учёные из Калькутты посещали его лекции и доклады по астрономии».

Сам Сарасвати Тхакур, будучи нитья-сиддхой, а потому имеющий духовное знание изначально, также обучался, системно штудируя шастры. В книге-биографии Шрилы Сарасвати Тхакура «Луч Вишну» мы находим подтверждение этому: «В школе Шри Рамапура он обучался математике и астрологии и достиг такой поразительной учёности, что со временем его наставники, пандит Махеш Чандра Чаурамани и пандит Сунар Лал, присвоили ему титул Сиддханта Сарасвати. … В этот период он посещал еженедельные воскресные собрания «Вишва-вайшнава-раджа-сабхи» Бхактивиноды Тхакура и слушал лекции Тхакура по «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами. Он никогда не готовил домашних заданий, а вместо того, сидя дома, изучал «Прартхану» и «Према-бхакти-чандрику» Шрилы Нароттамы даса Тхакура, а также другую вайшнавскую литературу. Впрочем, на любой вопрос учителей он отвечал без запинки и всегда получал отличные оценки на всех экзаменах. … В возрасте шестнадцати лет, когда Сиддханта Сарасвати ещё был школьником, серьёзной частью его занятий стало изучение книг Шрилы Бхактивиноды Тхакура. … В 1892 году в возрасте восемнадцати лет он сдал вступительные экзамены и поступил в «Санскрит Колледж» в Калькутте. Как и раньше он не уделял особого внимания обязательной программе, но находил время читать все философские книги, какие только были в библиотеке. …

Хотя Сиддханта Сарасвати получил хорошую подготовку во всех шести областях ведического знания: шикша (произношение), кальпа (последовательность ведических жертвоприношений), вьякарана (грамматика, особенно использование корней, грамматическое изменение слов и предложений), нирукта (значение спряжённых и корневых слов), чандах (произнесение ведических мантр) и джотиша (астрологические и астрономические вычисления), всё же он решил обратиться к пандиту Притхвидхара Шарме для углублённого изучения вьякараны».

Глупо предполагать, что Шрила Б.В.Бхарати Госвами не следовал пути махаджан, таких, как его Парам-гурудев Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Если бы он пренебрёг этим следованием, то никогда не был бы принят как истинный духовный учитель. Принятие принципа анугатьи, следования по стопам, которому учил снова и снова сам Шрила Б.В.Бхарати Махарадж, является абсолютно необходимым средством достижения совершенства(1). Если бы Махарадж не следовал тому, чему учил, то он не был бы признан ачарьей. Как известно, термин «ачарья» означает «тот, кто учит собственным примером».

Шрила Сарасвати Тхакур учил важности обучения через слушание посланников Кришны, истинных гуру, его слова очень понятны: «Он (Ш.Сарасвати Тхакур) беседовал со многими учёными, такими как доктор Магнус Хиршфельд из Германии, доктор Стелла Крамриш, ещё одним немецким учёным, преподававшим в «Калькуттском Университете», и мистером А.Д. Джекобом из Америки. Всех своих собеседников он учил важности слушания божественного звука от представителя Бога (гуру): «Божественный звук обладает бесчисленными энергиями. Он способен наделить нас силой, благодаря которой мы сможем принять его. Когда он приходит неведомо откуда, то сначала ему приходится впустить такую силу в наши немощные органы восприятия, чтобы дать нам возможность принять его. Мы ни в коем случае не должны проявлять ни малейшего сомнения и, тем более, отвергать его, так же, как мы не делаем этого по отношению к совету, который даётся нам бесплатно.

Если нам посчастливилось получить этот запредельный для человека звук (учение вед), следует слушать его (шравана). Божество ниспосылает Своих вестников в символических образах (вайшнавах, гуру, садху), чтобы дать нам, если мы обладаем истинным упованием, понимание Абсолюта. И только тогда мы получаем возможность совершенствоваться. В этой удаче отказано всем, кто любит изменчивость.

Мы не должны пренебрегать божественным звуком (учением шастр), щедро раздаваемым посланниками Абсолюта (проповедниками). Оказывается, мы интересуемся многими неизвестными нам вещами. Врачи не знают средств лечения многих болезней. Мы (вайшнавы) не требуем никакого денежного вознаграждения за передачу нашего послания. Мы живём простой жизнью. Что касается наукоёмких удобств, мы мало нуждаемся в них и в помощи других людей. Имея уши, мы можем получить запредельный звук (шабда-брахман) и воспроизвести его для любого разумного человека (ученика), который способен услышать нас.

Это недоступно людям низкой культуры (упрощающим процесс духовного познания или пренебрегающим истинным обучением), поглощённым деятельностью своих чувств. Но мы надеемся, что интеллигентная часть общества несколько продвинется в том направлении, в котором лежат наши существенные нужды. В наши дни, во времена расцвета материализма, мы, разумеется, запутываемся в этих высоких мыслях. Изо всех сил мы пытаемся обогатить человеческий интеллект, но, когда нам предлагают заглянуть дальше (в сферу научной духовности), за его пределы, мы пугаемся. Это глупо» («Луч Вишну», стр. 68-69).

В словах Сарасвати Тхакура ясно описан метод постижения духовного знания. Это бхагавата-шравана, слушание священного послания от проповедников слова Бога. Им также пользовался сам Ш.Б.В.Бхарати Махарадж. Вот его слова об этом: «Многое, что я говорю, вы не сможете найти в оригинальных древних текстах на санскрите. Я узнал о многом из комментариев наших ачарьев. Мы имеем непосредственную связь с Мадхавендрой Пурипадом, Ишвари Пурипадом и Махапрабху через парампару. Поэтому, читая их наставления, мы сможем получить особое вдохновение. Поэтому изучать истории из «Чайтаньи-чаритамриты» очень благоприятно для нас. Они более доступны для понимания, чем древние санскритские шастры» (Лекция «Аннукута-махотсава», Чандигарх, Картика 03.11.2013 г.).

«Когда я под руководством старших учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура совершал парикраму, то мы слушали катху как из «Шримад-Бхагаватам», так и из «Чайтанья-чаритамриты». Чаще всего мы использовали не изначальные писания, а комментарии вайшнавов. Например, во время Картики мы слушали «Рай-Рамананда самвад» с комментариями возвышенных вайшнавов или «Бхаджана-рахасью» (Чандигарх, картика 03.11.2013 г.).

Теперь Вы, наверное, понимаете, что Шрила Б.В.Бхарати Махарадж не изучал шастры лишь четыре месяца во время своего недомогания. Каждый год он имел возможность обучаться у своих шикша-гуру, изучая шастры через их хари-катху.

Более того, он учил тому же, что и его Парам-гурудев. Обращаясь к ученикам, Шрила Бхарати Махарадж говорил: «Теперь у вас есть много книг, и вы можете читать. Всё, что я сейчас говорю, я запомнил, слушая учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Я просто вновь и вновь вспоминал то, что они рассказывали, и медитировал на это. Всё, что вы услышали, вы должны повторять, повторять, повторять – именно это твёрдо отпечатывается в памяти» (цитата со слов Ш.Дамодар Махараджа из описания биографии Ш.Б.В.Бхарати).

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж восторгался тем, что наш Гурудев, Шрила Б.Нараяна Госвами, также имел вкус к изучению шастр. Он отмечал жажду Гурудева к познанию как выдающееся качество. Более того, он поддерживал и питал эту жажду, понимая, что это насущная потребность для тех, кто является чистым преданным или тех, кто желает обрести чистоту. Вспоминая о нём, он говорит в «Вишуддха-чайтанья-вани» (стр. 103), разделе «Его сильное желание изучать бхакти-шастры»: «Примерно пятьдесят пять лет назад Пуджьяпад Нараяна Махарадж несколько месяцев жил на Говардхане в том месте, где сейчас находится его Шри Гиридхари Гаудия Матх. Тогда он написал мне письмо, в котором просил: «Здесь, на Говардхане, я хочу глубоко изучить философию Шри Чайтаньи Махапрабху, а также постичь истинный смысл дара, который Рупа Госвами оставил этому миру. Поэтому я прошу тебя купить и выслать мне „Уджвала-ниламани“ и „Бхакти-расамрита-синдху“ из Калькутты, поскольку здесь их не найти».

В то время приобрести эти книги было совсем непросто, так как они давно уже вышли из печати. Так или иначе, я купил с рук старые издания и отправил ему для изучения. На протяжении всей своей жизни Пуджьяпад Нараяна Махарадж проявлял глубокий интерес к писаниям Шрилы Рупы Госвамипада».

Именно поэтому мы, следуя по стопам нашего Гурудева, также стремимся изучать писания. Без них духовная жизнь превращается в безвкусную практику, рутину, подобное не привлекает.

Шрила Б.В.Бхарати утверждал фундаментальный принцип для своих учеников:

«Вишуддха-чайтанья-вани – полностью распустившаяся форма амная-вани, трансцендентного учения, полученного через чистейшую гуру-парампару посредством киртаны. Благодаря процессу шраваны (слушания) оно входит в сердце сат-шишьи (достойного ученика)» («Вишуддха-чайтанья-вани», Том 1, «Вступление»).

Другими словами, тот, кто принимает процесс духовного образования, является истинным учеником, кто игнорирует этот процесс, в основе которого находится слушание, не может быть признан таковым.

 

Ума д.д.: Но, возможно, кто-то сможет трактовать эти слова Шрилы Гурудева иначе. Они скажут, что под киртаной подразумевается слава святых имён. То есть ученик, по словам Бхарати Махараджа, постигнет учение Махапрабху через пение святых имён Кришны, а не через системное обучение во время лекций.

Ари Мардан Прабху: Так действительно можно трактовать слова Шрилы Бхарати Махараджа, если подойти к ним поверхностно. Однако не всё так просто и с практикой пения харинамы. Прежде всего, нужно знать, что понятие «киртан» относится также к проповеди, которая является основой системного образования. Важно подтвердить это цитатой. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами, шикша-гуру Шрилы Б.В.Бхарати Госвами, учил в «Упадешавали»: «Проповедь хари-катхи всегда и везде – истинная хари-киртана» («Гаудия-гити гуччха», стр. 262).

Также я уже давно писал статью «Успех в нама-садхане» (http://sampradaya.ru/current/voprotv/2843-uspeh-v-nama-sadhane-otvet-ari-mardana-prabhu.html). В ней я доказал, ссылаясь на слова садху, что невозможно обрести высоких духовных реализаций посредством повторения святого имени без системного образования. Шрила Сарасвати Тхакур писал в «Пракрита-раса-шата-душини» следующее (стих 74):

наме джада-вйавадхане руподайа хайа на

наме джада-вйавадхане гунодайа хайа на

«Если ум полон ложных идей, повторение святого имени не поможет человеку осознать духовного облика, достоинств и деяний Кришны».

севопакарана карне на шуниле хайа на

«Человек не может преданно служить Господу, не изучив все тонкости духовной науки, передаваемой от учителя к ученику» (стих 77).

Поэтому в высказывании Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа следует понимать слово «киртан» как «проповедь». Однако если Вам хочется понять, что говорит Ваш Гурудев о возможности киртана без понимания, или знания, которое вложено в киртан, то приведу его слова: «Истинный киртан может совершаться только тем, кто действительно понимает его настроение и глубокий смысл» («Вишуддха-чайтанья-вани», стр. 69). Без гьяны, раскрывающей значение слов киртана, невозможно стать киртанией, слугой киртана.

 

Ума д.д.: То есть наши усилия в преданном служении и их качество напрямую зависят от того, обладаем мы духовным знанием или нет? Можем ли мы в таком случае утверждать, что практика зависит от теории?

Ари Мардан Прабху: Конечно. Сам Шрила Б.В.Бхарати Махарадж об этом говорит в своих наставлениях: «До тех пор, пока мы не погрузимся в комментарии ачарьев нашей гуру-варги, мы не сможем понять истинного значения лил Шри Кришны (очевидно, что, не поняв их, мы не сможем Ему служить). Поэтому изучать истории из «Чайтанья-чаритамриты» очень благоприятно для нас. Они более доступны для понимания, чем древние санскритские шастры» (Лекция «Аннукута-махотсава», Чандигарх, картика 03.11.2013 г.).

«Если вы памятуете о словах и наставлениях (учении, шикше) вайшнавов (а памятовать можно, лишь изучив их) и переносите их учение в свою жизнь, тогда ваша жизнь становится севой» («Вопросы и ответы», 2014 г.).

«Всё начинается с пранипата, мы должны предаться вайшнаву, предложив ему пранам, отдав ему всё своё эго и полностью принять его руководство. Затем парипрашна – необходимо вопрошать о том, как можно достичь высшего блага, задавать ему вопросы в смиренном настроении, осознавая, что только по милости вайшнава можно понять, что такое высшее благо и как его достичь. Затем (т.е. после этого) севая – служение (практика). Без служения невозможно понять и сохранить услышанное от вайшнава. Также мы не сможем служить вайшнавам, пока глубоко не осознаем их хари-катху» (лекция в Джаганнатха Пури, февраль 2013 г.).

«Прежде всего, необходимо следовать за гуру и вайшнавами. Вы должны с полным вниманием погрузиться в их божественные наставления. Сначала необходимо искренне внимать словам вайшнавов, а потом перенести их в свою жизнь, стараясь следовать указаниям чистых преданных изо всех сил» (Чандигарх, картика, 06.11.2013 г.).

«Единственный способ освободиться от этой ловушки (пратиштхи) – сада твам севасва прабху-дайита-самантам атулам – всегда служить преданным, которые очень дороги Шри Чайтанье Махапрабху и невероятно могущественны. Каким могуществом они обладают? Несравненным. Никто не может сравниться с ними. Как мы можем служить им? Есть замечательный способ – памятовать о них, следовать их наставлениям и учению» («Вишудха-чайтанья-вани», стр. 98).

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в книге «Царь знания» (Стр. 66) утверждает: «Предаться Кришне (что возможно только через преданность вайшнавам) может только гьянаван (знаток духовной философии), а не глупец, и это высочайший уровень знания».

Таким образом, становится понятно, что настоящая вайшнава-сева без дивья-гьяны не существует. Цель нашей практики заключается в удовлетворении своего духовного учителя. Это секрет подлинного продвижения. Без него согласно «Гурв-аштаке» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура мы не продвинемся ни на шаг.

Почему гуру радуется, когда мы начинаем изучать священные писания? Ведь известно, что суть бхакти в активном служении? Ответ даёт Шрила Бхактивинода Тхакур: «Сварупа-гьяна, или сокровенное знание о природе садхаки, садханы и садхьи, неотлично от сварупы шуддха-бхакти» («Бхакти-таттва-вивека», стр. 48).

……………………………

1) http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvbm_a/3706-rezultat-imitacii-anukarana-phal.html

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью