?

Враги и друзья. Мстительность и её плоды. О важности садху-санги. Качества садху.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 170. Опубликовано: 4-04-2022, 08:37

Враги и друзья. Мстительность и её плоды

О важности садху-санги. Качества садху

Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж

Часть 5. Фрагмент

Одесса. 18.06.1999г.

 

«Шримад-Бхагаватам», 3.25.21

титикшавах каруниках сухридах сарва-дехинам

аджата-шатравах шантах садхавах садху-бхушанах

Пословный перевод: титикшавах – терпелив; каруниках – милосерден; сухридах – дружелюбен; сарва-дехинам – ко всем живым существам; аджата- шатравах – ни к кому не питает вражды; шантах – умиротворён; садхавах – следует предписаниям шастр; садху-бхушанах – обладает всеми добродетелями.

Литературный перевод: Садху терпелив и милосерден, он – друг всех живых существ. У него нет врагов, он умиротворён, строго следует предписаниям шастр и наделён всеми добродетелями (1).

 

Третье качество садху из второстепенных – сухридах сарва-дехинам – он друг всех живых существ, получивших тело в этом мире. Садху – друг всем людям, он любит людей. Он друг птицам, животным, потому что у него есть духовное видение. Он видит Всевышнего Господа Шри Кришну и осознаёт, как все дживы связаны с Ним. Святой не может не любить всех, поскольку у него есть любовь к Шри Кришне. Если я люблю кого-то и бью его, значит я причиняю боль – это не может называться любовью. Если я люблю кого-то, то должен любить его полностью, целиком, всё что в нём есть, все его части. Есть поговорка: если любишь меня, то люби и мою собаку. Если мы любим кого-то, то мы будим любить всё, что с ним связано, всё что к нему относится.

Садху видит, что все живые существа исходят из Шри Кришны, пребывают в Нём, существуют благодаря Ему. Святой думает: «Как я могу навредить кому-то? Как я могу причинить кому-то боль? Это противоречит моим убеждениям. Бог будет мною не удовлетворён и огорчён. У садху есть такое видение, поэтому они любят всех.

У нас есть ложное представление о себе. Мы думаем, что принадлежим Украине, России или Индии, что интересы этого участка земли – мои интересы. Я буду отстаивать эти интересы. Ради этих ложных интересов мы сражаемся, воюем с другими, с теми, у кого тоже ложные, ограниченные интересы. Мы своими руками превращаем мир в лесной пожар.

Мы пришли в эту вселенную, чтобы наслаждаться, поступая против воли Бога. Теперь мы вынуждены сражаться за наслаждения. Если бы мы видели связь всех, без исключения, со Шри Кришной, то не смогли бы причинить никому вреда. Родители любят своих детей. Они чувствуют связь со своими детьми. Их не надо учить любви. Им не нужно читать книги о том, как любить детей. Любовь естественна, если у всех будет один Центр. Центр всех наших интересов. Тогда между нами не произойдут какие-либо столкновения. Когда центры интересов различаются, тогда столкновения неизбежны.

Четвёртое из второстепенных качеств садхуаджата-шатравах. Садху не видит никого врагом. Святой осознаёт всевышнего Господа и видит, как всё связано с Ним. У садху отсутствует враждебное видение. Он не видит врага ни в ком.

Аджата-шатравах означает «величайший враг». Кто он? Это мой ум, и кроме него в этом мире больше нет врагов. Воображая, мы думаем, что другие являются нашими врагами, что другие желают нам зла. Садху не таков. Мы видим врагов, когда покрыты иллюзорной энергией Господа, маха-майей. Об этом говорит Прахлада Махарадж в Седьмой Песни «Шримад-Бхагаватам». Он склоняется перед Всевышним Господом и говорит Ему: «До сих пор я слышал, что, когда кто-то покрыт Твоей иллюзорной энергией, он делит весь мир на своих друзей и врагов». Садху никогда не видит живых существ таковыми. У него отсутствует дурное видение. Садху видит Всевышнего Господа и то, как всё связано с Ним. Даже если кто-то мучает садху, причиняет ему боль, то он осознаёт: «Это происходит из-за моих преступлений, в наказание за мои проступки. Я совершил преступление против вайшнавов, против Всевышнего Господа. Сейчас наказание приходит через кого-то, и кто-то выступает как инструмент наказания. Он не враг. Я страдаю только по своей вине».

Садху не осуждает никого, никого не винит. Наклонность обвинять других отсутствует в нём полностью. Сунити Деви и Нарада Муни говорили Дхруве: «Ты никогда не достигнешь блага, ты никогда не достигнешь осознания Всевышнего Господа, если будешь обвинять других в своих страданиях. Ты не должен думать, что твоя мачеха является причиной твоих страданий. Она не причина, она инструмент. Страдания пришли к тебе из-за твоих прошлых поступков, о которых ты можешь ничего не знать. Ты должен отставить мстительность, избавиться от какого-либо зла на неё. Потому что, если зло и чувство мести будут оставаться в твоём сердце, Господь никогда не будет удовлетворён тобою. Ты сейчас пожинаешь плоды собственных поступков. Если ты будешь обвинять кого-то в своих страданиях, тебе не достичь осознания Бога, тебе никогда не получить Его милости».

Садху никогда не обвиняет других. Садху всегда обвиняет только себя. В других он видит только достоинства, в себе он видит недостатки.

Душа, которая порабощена материей, видит совершенно противоположное. Она видит у других недостатки, а у себя только достоинства. Тот, у кого есть такое видение никогда не получит милости Господа.

Люди находятся в полном невежестве. Они не знают своего прошлого, также они не знают будущего. Если к нам приходят страдания, фактически никто не знает их причины. Мы не знаем, чем какое-то действие обернётся позже для нас. Верующие люди думают: «Я сам причина своих страданий». Те, кто причиняет мне боль, являются просто инструментами в руках Господа. Я сам виноват в том, что страдаю». Таково видение садху.

«Шримад-Бхагаватам» учит, что мы не должны превозносить других и не должны их осуждать. Какой смысл обвинять или осуждать обусловленные души в этом мире? Они баддха-дживы. Они не могут не иметь недостатков. Недостатки есть в каждом! Нет того, кто в этом мире бы был свободен от них.  Какой смысл осуждать таких? Какое благо это принесёт мне? Но, помимо недостатков, в каждом есть какие-то достоинства. Садху способен видеть эти достоинства даже посреди множества недостатков.

Есть птица – лебедь. Если молоко смешано с водой, лебедь обладает способностью извлечь его из воды. Так же и чистые преданные, они отмечают благие качества и не обращают внимания на недостатки. Лебедя называют хамса, а вайшнав – парамахамса, возвышенный хамса. Мы такие? Мы имеем склонность извлекать самое плохое и игнорировать всё хорошее. Даже самый отвратительный, самый плохой человек, хотя бы раз в жизни сделал что-то хорошее для других. У каждого есть и достоинства, и недостатки. Нет того, у кого бы не было достоинств или не было недостатков. Садху видит достоинства. Он не видит недостатков подобно парамахамсе. Подлинный вайшнав не видит врагов, он не видит, что кто-то виноват в том, что он страдает.

Прахлада Махарадж склонился перед Всевышним Господом и сказал: «Я слышал о том, что покрытые Твоей иллюзорной энергией дживы делят всё на «своё» и «не своё». Они думают: «Это мой враг, а это мой друг. Это наше, а это принадлежит им». Прахлада Махарадж увидел такое поведение в своих учителях Шанде и Амарке. Обладающий святостью человек рассматривает как величайшего врага – собственный ум. Если я не смогу исправить себя, не смогу исправить свой ум, я не смогу совершать добро в этом мире, не смогу принести никакого блага ни себе, ни остальным.

……………………………………………………

1)                      Комментарий Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа: «Садху, как уже говорилось, является преданным Бога, поэтому он всегда стремится дать людям знание о преданном служении Господу, проявляя таким образом своё милосердие. Он знает, что тот, кто не занимается преданным служением, бесцельно проживает свою жизнь. Странствуя по свету, преданный идёт от двери к двери и призывает людей: «Примите сознание Кришны! Станьте преданными Господа! Не губите свою жизнь, потакая животным инстинктам. Человеческая жизнь дана вам для того, чтобы достичь самоосознания, то есть развить в себе сознание Кришны». Так проповедует садху. Не довольствуясь тем, что сумел освободиться сам, он всегда думает о других. Его милость к обусловленным душам не знает границ. Так проявляется одно из его качеств – каруника, великое сострадание к падшим душам.

Садху должен обладать неистощимым терпением, ибо, проповедуя, он неизбежно сталкивается со множеством противников. Люди гонят или оскорбляют его, так как далеко не все обусловленные души готовы принять трансцендентное знание о преданном служении Господу. Они больны, поэтому им не по нраву духовное знание. И садху берёт на себя неблагодарный труд – убедить обусловленные души в необходимости заниматься преданным служением. Иногда к преданным даже применяют физическую силу. Господа Иисуса Христа распяли на кресте, Харидаса Тхакура били палками на двадцати двух рыночных площадях, а на ближайшего сподвижника Господа Чайтаньи, Нитьянанду, напали братья Джагай и Мадхай. Но эти преданные Господа терпеливо сносили все оскорбления и муки, памятуя о том, что пришли на землю ради спасения обусловленных душ. Садху милосерден, ибо желает добра всем живым существам, не только людям, но и животным. Сарва-дехинам значит «все живые существа, воплотившиеся в материальном теле». Материальным телом обладают не только люди, но и другие живые существа. Преданный Господа с одинаковым состраданием относится к каждому, будь то кошка, собака или дерево. Он старается помочь всем живым существам освободиться из материального плена. Так, Шивананда Сена, один из учеников Господа Чайтаньи, даровал освобождение собаке, видя в ней прежде всего душу. Известно немало случаев, когда собаки получали освобождение благодаря тому, что им посчастливилось встретиться с садху, поскольку садху заботятся о высшем благе всех живых существ. Но, несмотря на то что садху дружелюбно относится ко всем и ни к кому не питает вражды, люди так неблагодарны, что даже у садху есть много врагов.

Чем же друг отличается от врага? В первую очередь своим отношением к нам. Садху не жалеет сил для того, чтобы помочь всем обусловленным душам освободиться из материального плена, поэтому у обусловленной души нет друга лучше, чем садху, который указывает ей путь к освобождению. Садху всегда безмятежен, он спокойно и невозмутимо следует наставлениям священных писаний. Садху – это тот, кто выполняет предписания Вед и является преданным Господа. Человек, который действительно следует указаниям шастр, не может не быть преданным, ибо все шастры предписывают беспрекословно подчиняться Верховной Личности Бога. Таким образом, садху называют того, кто, следуя предписаниям Вед, занимается преданным служением Господу. Все перечисленные качества присущи преданному. Говорится, что преданный развивает в себе лучшие качества полубогов, тогда как непреданный, даже если с мирской точки зрения он хорошо воспитан и образован, в духовном отношении лишён хороших качеств и добродетелей, которые присущи тому, кто достиг уровня трансцендентного самоосознания.

 

Транскрипция: Камала д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж