?

Какая истина превыше всего?

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1091. Опубликовано: 4-04-2016, 11:08

Какая истина превыше всего?

Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

Шри Чайтанья Гаудия Матх, Калькутта, Индия, 31 декабря 2002 г.

 

 Наш Гуру Махарадж (духовный учитель), Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами Вишнупад, много раз выносил на обсуждение тему, изложенную в 14-ой главе 11-ой Песни «Шримад-Бхагаватам». Он говорил: «Это исключительно важная тема! Вы должны досконально изучить её. Много раз мы приступали к ней, но так и не успели завершить. Помните же о том, что я говорил!»

ваданти кришна шрейамси бахуни брахма-вадинах

тешам викалпа-прадханйам утахо эка-мукхйата

(«Ш.-Б», 11.14.1)

 Уддхава задаёт Шри Кришне вопрос. Будьте очень внимательны, чтобы понять, в чём он заключается. Брахма-вади — это риши; Брахма означает Веда. Веда и Брахма суть одно; Брахма и Нараяна суть одно.

 

ведо нарайанах сакшат свайамбхур ити шушрума

(«Ш.-Б», 6.1.40).

 Каков подлинный смысл? «нара» означает «все сознающие сущности в совокупности». Истинно живая сущность, сач-чид-ананда, — принцип, исполненный бытия, знания и благодати. Этот принцип исполнен знания, то есть, достижим благодаря знанию, ибо из незнания знание не рождается. И тот, кто является прибежищем мельчайших сознающих частичек, всезнающий, безгранично знающий — Он и зовётся «Нараяна»: нара и айана. Нара — это все дживы, все духовные сущности воедино, и нараяна — их прибежище.

 Нараяна - личность. Гуру Махарадж вопрошал нас: «Почему вам трудно в это поверить? Ведь вы же признаёте личностью частичку сознания, крошечную пылинку Бога. Мёртвую вещь никто не считает личностью. Мы видим личность лишь там, где присутствует сознание, но как только сознание уходит, остаётся труп и больше ничего. Найдётся ли хоть один человек на свете, который признает труп личностью?

 Под личностью всегда подразумевается нечто сознающее, но лишённое сознания — никогда. В настоящий момент сознание скрыто двумя покровами: осязаемым и неосязаемым телами. Осязаемое тело состоит из земли, воды, огня, воздуха и неба, и в нём нет сознания. Под ним скрывается иное, неосязаемое тело. Оно состоит из мышления, разума и извращённого эго — ложного, ненастоящего самосознания. А под ним скрывается сознание, живое существо.

 Когда это сознание уходит, ни верующий, ни атеист не станет считать мёртвое тело личностью. Если вы приписываете это качество личности частичке, духовному атому, то для вас не составит труда признать, что первопричина всех частичек сознания — всё сознание, верховный Господь, присносущий, всеведущий и всеблагой — также личность. Тут нет ничего сложного, ведь вы же согласны с тем, что мельчайшая частичка бытия, знания и благодати, ану сач-чид-ананда, атом сознания — личность. Я не понимаю, что здесь трудного?», так говорил Гуру Махарадж.

 Итак, Он — личностный Абсолют. Расо ваи саха расам хй евайам лабдхвананди бхавати («Таиттирия Упанишад», 2.7.1). Веды, шрути, которые исходят из Верховного Господа, подтверждают это. Расо ваи саха означает личностное многообразие, не пустоту. Расо ваи саха. Он один - владыка и повелитель, наслаждающийся. Ахам хи сарва-йаджнанам бхотам ча прабхур эва ча («Б.-г.», 9.24). Посмотрите в «Бхагавад-гите»: и «Гита», и шрути-мантры говорят: «Я один воистину есмь владыка и повелитель!», «Я» — личность!» «Я», а не что-то безликое.

 В чатух-шлоке «Шримад-Бхагаватам» говорится: ахам эвасам евагре нанйад йат сад-асат парам («Ш.-Б», 2.9.33). «Я пребывал до творения, Я пребываю после творения, и пребуду после гибели мироздания». «Я» — здесь используется слово ахам, личное местоимение. Он — личность без границ; личность, но не в рамках трёх измерений. Мы заблуждаемся, отождествляя личность с видимой оболочкой, ибо подлинной «личности» мы не видим. Мы думаем, что личность это тело: пока живёт — личность, умерло — уже не личность. Но на самом деле за всем этим стоит сознание, ибо лишь оно и оживляет это тело, делая его личностью. И это сознание несёт блаженство

 Представьте себе, что вы стали безраздельным правителем огромной территории, богатейшего края, в котором нет ни одной живой души. Будете ли вы счастливы? И если вам принести… кошечку, всего лишь кошечку, в которой есть сознание, благодаря чему она может тереться о ваши ноги, и эта кошечка будет приносить вам радость. Но когда сознание уйдёт из её тела, когда вам принесут дохлую кошку, — будете ли вы по-прежнему довольны, или нет?

 Хотя сознание и сокрыто под осязаемым и неосязаемым телами, его присутствие приносит счастье. Это жизненный факт. Все сокровища мира не принесут вам такого счастья, как какой-нибудь попугайчик, щебечущая птичка! Но как только сознание покинет тело, вы его попросту вышвырнете.

 Итак, первопричина, Верховный Господь — также личность, личность без границ. Разве трудно понять это? Верховный во всём, таково неотъемлемое качество Господа. Он, даже будучи в трёхмерном мире, остаётся безмерным. Без Его милости вам не охватить Его. Яшода мата пыталась связать маленького Гопала всеми верёвками, какие были, она подвязывала их одну за другой, но безуспешно.

 Почему? Потому что Гопал, хотя и кажется маленьким мальчиком, имеющим длину, ширину и высоту, на самом деле безграничен. Это Его неотъемлемое качество. Господь всегда безграничен, даже в трёхмерном мире, и в этом Его непостижимое могущество, которое непостижимо для так называемых гьяни, мыслителей. Они лишены Кришна-премы, ибо не могут понять: «Как это так? Вот же, у него есть длина, ширина и высота! Какой же Он безграничный? Он не безграничный, мы все сами видим, и потому приходим к такому выводу!»

 Он — первопричина всего, даже безличного Брахмана. Двав имау пурушау локе кшарас чакшара эва ча («Б.-г.», 15.16). В «Гите» описывается два вида пуруш. Один из них кшара, что означает «отделённый от истинной сути», обусловленная душа, порабощённая джива. Она отвратилась от своей истинной природы, и сила иллюзии окутала её. Другой пурушаакшара, Брахма и Параматма, те, кто не отделены. В теле присутствует и атма и Параматма, но в то время как атма (татастха-джива) отделена от сути, Параматма неотделима. В «Гите» Кришна говорит далее: кшарас сарвани бхутани кута-стхо кшара учйате — живые существа относятся к категории кшара, а Брахма и Параматма к категории акшара. Параматма неотделима от дживы, и постоянно (из жизни в жизнь) наблюдает за сердцем каждой души.

 

двав имау пурушау локе
кшарас чакшара эва ча
кшарах сарвани бхутани
кута-стхо `кшара учйате

(«Б.-г.», 15.16)

Но кто такой Кришна?

йасмат кшарам атито `хам
акшарад апи коттамах
ато `сми локе веде ча
пратитах пурушоттамах


(«Б.-г.», 15.18)

Мы читаем «Гиту» от корки до корки, но её наставления не принимаем. Есть ли вообще смысл читать? Прямо здесь говорится: «Я — вне постижения порабощенных душ этого и всех миров! Им не постичь Меня своим мышлением, разумом или органами чувств» И: «Я также неизмеримо выше, чем акшара, Брахма и Параматма, безгранично выше, и потому Я — пурушоттам!» «Я», ахам. «Я — первопричина безличного Брахмана», брахмано хи пратиштхахам («Б.-г.», 14.27), так Кришна говорит в «Гите», но мы эти истины не принимаем. Безличный Брахман — это ореол Господа Шри Кришны. Он Первопричина всему, и Он Личность.

 

брахмано хи пратиштханам
амритасйа-вйайасйа ча
шашватасйа ча дхармасйа
сукхасйаи-кантикасйа ча

(«Б.-г.», 14.27)

И вот мы подходим к вопросу Уддхавы: ваданти кришна шрейаси бахуни брахма-вадинах. Брахма и Веды суть одно. Ведам следует поклоняться как Самому Нараяне. «Гите» поклоняются как Самому Кришне, Она — «слово Бога». И «Шримад-Бхагаватам» есть Кришна. В писаниях можно найти много подтверждений тому. Поэтому брахма-вади-риши означает веда-вади-риши. Мы читаем Веды материальными глазами, мы видим в шастре обычную книгу, но не Кришну, не Нараяну. Чтобы стать брахма-вади, осознать Брахман, необходимы качества, которые придут лишь по Его милости.

 Столько людей изучает Веды — и при этом делают то, что полностью противоречит сути Вед! Материальным рассудком Веды не понять, ибо они самоявленные, и обрести их смысл можно только через откровение. Через откровение Верховный Господь (суть Вед) нисходит на полностью предавшуюся душу. Вот почему брахма-вади означает веда-вади.

 Уддхава спрашивает: «Великие святые утверждают, что все их суждения и воззрения основаны на Ведах. «Мы ничего не говорим от себя! Всё, что мы говорим, основано на Ведах, мы готовы доказать свои слова положениями Вед!» И это не простые мыслители. Они не будут говорить ради красного словца. Но каждый из них говорит своё, отличное от других! Капила Муни говорит: «Суть всех Вед — это санкхья», а Патанджали Риши возражает: «Нет, йога-даршан!» Джаймини говорит: «Не согласен, истина в карме!» — и всё это на основе Вед, со всеми доказательствами. Конада Риши утверждает: «Вайшешик-даршан», а Гаутама Риши: «Ньяя-даршан». И все они ссылаются на Веды, которые неотличны от Нараяны.

 Так вот, о чём я хочу вопросить, — говорит Уддхава, — есть ли среди всех этих различных воззрений наивысшее? Или они все верны, все истинны? Ваданти кришна шрейаси бахуни брахма-вадинах. Эти мудрецы говорят ради вечного блага обусловленных душ этого мира, для людей этого мира, ибо другие живые существа не в состоянии понять эти истины. Так равноправны ли эти истины, изречённые святыми, или же есть среди них та, что выше остальных?

 Господь Кришна сказал:

- Разве тебе не ведомо Моё суждение? Уддхава, ты Мой вечный и возлюбленный спутник. Неужели тебе не ведомо Моё суждение, Мои наставления?

- Конечно, Господь!

- Так каково же оно?

 бхаватодахритах свамин бхакти-його `напекшитах

нирасйа сарватах сангам йена твайи ависен манах

(«Ш.-Б», 11.14.2)

«О Господь, Ты советуешь нам принять чистую преданность, избавленную от всех посторонних мотивов. Преданность только ради счастья Твоего, Верховного Господа, неподдельную и незапятнанную. Преданность избавленную от посторонних желаний, то есть, любых желаний, кроме служения Кришне: от желания материальных благ здесь и на небесах, желания освобождения, слияния с безличным Брахманом или Параматмой, желания мистических сил и прочих желаний ради собственного удовольствия. Такая преданность зовётся чистой, шуддха-бхакти.

 Целью должно быть счастье Шри Кришны, и ничего больше, потому что иначе не обрести любви и привязанности к Шри Кришне. Иначе привязанность к мирским радостям — корень всех привязанностей — не будет вырвана. Ты советуешь нам: «Просто служите Мне ради Моего удовольствия. Отстранитесь от всего, что есть дурного в этом мире, ради Меня. Нирасйа сарватах сангам йена твайи ависен манах. Благодаря такой преданности ваши сердца погрузятся в Меня, и ничто не встанет препятствием между Мной и Моим слугой. Моё наслаждение — вот цель слуги. «Ради Кришны!» И непрерывно служа Мне, вы обретёте Меня».

 Ты советуешь, о, Господь, совершать чистое преданное служение Шри Кришне, без посторонних желаний. Не так, что «я тут служу Божествам, и мне нужно тысячу долларов ежемесячно!» Лишь деньги перестали поступать — конец всей преданности! Это и есть «посторонние желания», служение не ради служения. Тот, кто служит ради служения, никогда не бросит своего служения, ибо его не интересуют различные блага. Твоё суждение, Господь, это бхаватодахритах свамин, беспримесное служение, которое погружает сердце слуги в Кришну и уводит от всех нечистот этого мира. Но я хочу вопросить Тебя: утверждается ли где-нибудь в Ведах эта чистая преданность? Если это так, почему же святые мудрецы ничего не говорят об этом, ведь они тоже основываются на Ведах? Получается, что Твои наставления — вне Вед? Твоё суждение не отражено в писаниях?»

 Кришна ответил на это:

калена наста пралайе ванийам веда-самджнита

майадау брахмане прокта дхармо йасйам мад-атмаках

 

«С течением времени, когда наступает конец мирозданию, весь мир, включая Брахму-творца, погибает. Затем, в начале нового творения, из лотосного пупа Вишну рождается Брахма» («Ш.-Б», 11.14.3).

В «Мундака Упанишад» (1.1.1) говорится: брахма деванам пратхамах самбабхува. Самым первым творцом является Брахма, рождённый из пупка Вишну, брахма деванам пратхамах самбабхува вишвасйа карта. Его мы считаем творцом, хотя истинный Творец и Вседержитель — Верховный Господь. Са брахма видйам сарва-видйа-пратиштхам, брахма-видйа, совокупность всего знания — джешта путрайа атхарвайа прахаведа-гьяна, шрути-гьяна нисходит из преемственности учителей. Брахма обрёл это знание от Кришны и вложил его, передал (санчар) его свайамбхуве, джешта путрайа, старшему сыну, от которого идёт своя преемственность. Откуда, из чего исходит брахма-гьяна? Веды утверждают – из Меня. Истинный путь Вед — это путь, который ведёт ко Мне». В «Гите» говорится:

 

сарвасйа чахам хриди саннивишто матах смритир гйанам апоханам ча

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо веданта-крид веда-вид эва чахам

(«Б.-г.», 15.15)

«Я вхожу в сердце каждой дживы», говорит Кришна в этом стихе, сарвасйа чахам хриди саннивишто. «Благодаря Мне ты можешь размышлять обо Мне. Кто даёт силы тебе?»

Один человек пришёл к Бхактиведанте Свами Махараджу и заявил:

- Я не верю в Бога!

Тот отвечал:

- А кто дал тебе силы заявлять это? И как долго ты сохранишь свою гордыню?

 Эта сила дарована Господом. «Я вхожу в каждое сердце! Я дарую тебе память обо Мне! Когда ты отвращаешься от Меня, сила Моей иллюзии окутывает тебя, и ты забываешь обо Мне. Эта сила — Моя. И внешняя сила, и внутренняя сила — обе они Мои. К тем, кто хочет служить Мне, внутренняя сила приходит на помощь в облике чистого преданного, а тех, кто отвратился от меня, окутывает внешняя сила, и они забывают Меня. Матах смритир гйанам апоханам ча — память, знание и неведение пребывают во Мне.

 Веды утверждают Меня, и берут начало во Мне. Истинные наставления Вед — это путь, ведущий ко Мне. Ахам эва ведйо, в «Гите», которая принимается всеми, говорится: веданта-крид, «Как Ведавьяса, Я написал «Веданта-сутру»». Ведавьяса — аватара Вишну. Веда-вид эва чахам — Я истинно знающий Веды, и без Моей милости никому не постичь их. Вот каковы подлинные наставления Вед.

 Но некоторые мудрецы не ведают об этом. Когда знание нисходит в этот мир, оно передаётся людям, обладающим различной природой. Обусловленные живые существа окутаны силой иллюзии, состоящей из саттва- , раджо- и тамо-гуны. В брахманах преобладает саттва-гуна, в кшатрияхраджо-гуна, в ваишьях — смесь раджо- и тамо-гуны, в шудрахтамо-гуна. Они воспринимают знание, которое имеет единый источник, но поскольку слушатели имеют различную природу и качества, они и воспринимают его по-разному. Затем, они передают его другим обусловленным существам, которые также воспринимают его по-своему. Говорится:

 

эвам пракрити-ваичитрийад бхидйанте матайо нринам

парампарйена кешанчит пашанда-матайо паре

 

«В силу различной природы обусловленных существ, их понимание различно. Они не предаются преемственности духовных учителей и хотят самостоятельно понять истины, услышанные от сад-гуру» («Ш.-Б», 11.14.8).

 Наш Гуру Махарадж приводил пример: «Учитель объясняет для многих учеников, а потом велит: «Напишите-ка то, что я объяснял». Каждый напишет своё. Из всего класса наберётся лишь несколько учеников, которые внимательно слушали и смогли записать всё в точности. Остальные напишут кто что понял. (И учитель говорит:) «Ну-у, это же неправильно, неправильно!» Каждый воспринимает знание по-своему, и точно так же передает другим, а те, в свою очередь — ещё другим. И вот уже безбожие, атеизм и всевозможная ересь, пашанда, проповедуются ныне под видом наставлений вед.

 

Транскрипция и перевод: Мадхусудан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж