?

Уход Шрилы Гопала Бхатты Госвами.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 573. Опубликовано: 12-08-2018, 09:08

Уход Шрилы Гопал Бхатты Госвами

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

26.10.1996г.

 

Давайте прославим Шрилу Гопала Бхатту Госвами! В течение четырёх месяцев Чатурмасьи Шри Чайтанья Махапрабху путешествовал по Южной Индии. Он направился в храм Ранганатхаджи. Там Он начал танцевать и петь сладостный киртан, и это привлекло много людей. Одна очень уважаемая семья пригласила Шри Чайтанью Махапрабху остаться с ними на все четыре месяца Чатурмасьи. Чайтанья Махапрабху принял это приглашение и жил на берегу реки Кавери в специально отведённой для Него комнате.

Глава этой семьи был известен как Тримала Бхатта, у него было два младших брата, которых звали Прабходананда Сарасвати и Венката Бхатта, последний был отцом Гопала Бхатты. Все трое они были инициированы в линии Шри Рамануджи в Шри-сампрадае и были известны по всей Южной Индии как очень образованные и знающие люди. Чайтанья Махапрабху совершал киртан в доме Венката Бхатты и рассказывал хари-катху всем, кто присутствовал там. Так он провёл там месяц и за это время вся семья полностью изменилась. До встречи с Махапрабху они поклонялись Шри Лакшми-Нараяне, но теперь, благодаря общению со Шри Чайтаньей Махапрабху, все они стали вайшнавами, поклоняющимися Божественной Чете – Шри Шри Радхе и Кришне. Это очень длинная история, вся семья стала Гаудия-вайшнавами. 

Юноша Гопал Бхатта служил Чайтанье Махапрабху как только мог, пока Махапрабху оставался с его семьёй. Когда Махапрабху шёл к священной реке Кавери, чтобы принять омовение, Гопал Бхатта обычно шёл с Ним, неся Его одежду, дор и каупину. После омовения Махапрабху возвращался к Себе в комнату, а Гопал Бхатта брал Его мокрую одежду, чтобы постирать её и высушить. Также он готовил бхогу и делал всё остальное для Махапрабху. Он проводил в служении день и ночь, поэтому Махапрабху был очень доволен им.

Гопал Бхатта был не только замечательным слугой Шри Чайтаньи Махапрабху, но также очень образованным человеком, так как он обучался у своего дяди. Прабходананда Сарасвати славился знанием писаний, учёностью и был величайшей личностью того времени. Прабходананда Сарасвати знал Веды, Упанишады, «Веданта-сутру» и, в особенности, «Шримад-Бхагаватам». Он написал много книг и, более того, Чайтанья Махапрабху превратил его в расика-вайшнава – осознавшую себя душу, способную наслаждаться трансцендентными настроениями (расами). Это принесло плоды в форме книг, подобных «Шри Радха-раса-судханидхи», которые сияют подобно бриллиантам.

Путешествуя, Чайтанья Махапрабху обнаружил такие книги как «Кришна-карнамрита» и «Брахма-самхита». Там была ещё и третья книга, которая стала очень важной для ачарьев нашей преемственности, они регулярно цитировали из неё санскритские шлоки. «Кришна-карнамрита» в какой-то степени склоняет нас в сторону Шри Кришны и показывает Его как Верховную Личность Бога. Но «Радха-раса-судханидхи» больше проникнута настроениями мадхурья-расы или трансцендентной невероятной любви, где Прабходананда Сарасвати возносит молитвы Радхике как Госпоже Шри Кришны. Кришна всегда желает служить Шримати Радхике, и Прабходананда Сарасвати молится о том, чтобы быть её служанкой. Это самое возвышенное настроение всех Гаудия-вайшнавов*. Шрила Рупа Госвами, Шрила Рагхунатха дас Госвами и Шрила Гопал Бхатта приняли это настроение радха-дасьи и не желают ничего другого. Они желают видеть, как Кришна служит Шримати Радхике. Все они хотят служить Шримати Радхике. 

Только посмотрите, во время танца раса во Вриндаване гопи катались по земле, плакали и искали Кришну: «О Кришна, Кришна, где Ты? Без Тебя мы умрём». Но с другой стороны, Прабходананда Сарасвати написал в «Радха-раса-судханидхи»: «Почему гопи должны плакать и сокрушаться по Кришне? Кришна должен плакать и кататься по земле, сокрушаясь: "О Шримати Радхика, где Ты? Я умираю без Тебя"». Кришна должен искать Её повсюду – и в рощах и в горах, Он должен желать встретиться с Ней и взять пыль с Её лотосных стоп. Это самое возвышенное настроение, данное Госвами в их книгах, особенно в «Шри Чайтанья-чаритамрите». 

Гопал Бхатта Госвами впитал все эти истины от Шрилы Прабходананды Сарасвати, и поэтому Прабходананда Сарасвати считается его гуру-пада-падмой (учителем). Попробуйте просто представить, насколько Гопал Бхатта Госвами был расика, бхавука (исполненный трансцендентных эмоций), насколько учёным. После того как Чайтанья Махапрабху оставил Шри Рангам, Гопал Бхатта Госвами стал сходить с ума из-за желания встретиться с Ним и служить Ему. Но Махапрабху наставлял его: «Ты должен служить своему отцу, поскольку он не просто твой отец, но ещё и гуру. (Все три брата были ачарьями в сампрадае Рамануджи и все они были очень просвещены, а потому наставляли Гопал Бхатту. По этой причине его отец был для него шикша-гуру. Прим.ред.) Ты должен служить ему, а потом отправляйся к своим старшим братьям, Рупе и Рагхунатхе, во Вриндаван и оставайся там». 

После ухода Венката Бхатты, Прабходананда Сарасвати оставил дом и направился во Вриндаван. Он жил там в Камьяване и других двенадцати лесах Враджа. В настроении разлуки он обычно взывал: «О Шримати Радхика, где Ты? Лалита, Вишакха, где вы?» Он всегда плакал и катался по земле в разлуке. 

Гопал Бхатта стал размышлять над тем, где ему жить и как обрести лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому он оставил свой дом. Сначала он хотел пойти в Пури, но не мог этого сделать, служа своим родителям. После того как они оставят этот мир, он может пойти во Вриндаван к лотосным стопам Шрилы Санатаны Госвамипада и Шрилы Рупы Госвамипада. Поэтому он обдумывал путь, ведущий во Вриндаван. По пути туда он зашёл в Гималаи, где текла река Гомати. Омываясь в воде, он увидел огромную шалаграма-шилу, которая подплыла к нему и, казалось, хотела сказать: «Я буду принимать твоё служение. Пожалуйста, служи мне». Он взял эту шилу и стал прикладывать её к голове, глазам, прижимать к груди и сердцу. Он забрал её во Вриндаван, где повстречал Рупу и Санатану. Они с любовью обняли этого очень чистого расика-вайшнава. К тому времени Шри Чайтанья Махапрабху оставил этот мир. (Чтобы узнать больше о разлуке Гопал Бхатты с Чайтаньей Махапрабху вы можете прочитать книгу «Бхакти-ратнакара». Прим.ред.).

Однажды во Вриндаване Гопал Бхатта Госвами отправился в Радха-Раман-гхеру, это рядом с Нидхуваном. Это очень сокровенное и святое место для Радхи и Кришны. Он думал: «Как мне служить моей шиле?» Он хотел видеть глаза Господа, Его лицо и руки, изогнутое в трёх местах мурти Господа. Он хотел украшать Его во время джулана-ятры. И днём и ночью он очень мучился, думая: «Как же мне служить Ему? Если Он не примет Свой удивительный образ, изогнутый в трёх местах, с улыбающимся лицом и флейтой, то как я всё это буду делать? Было бы замечательно, если бы Он проявил себя таким образом, и я мог бы занимался служением Ему».

Однажды посреди ночи Шалаграм сказал ему: «О Гопал Бхатта, посмотри каким Я стал красивым! Гопал Бхатта проснулся, отправился к Божеству и увидел, что его шила превратилась в Радха-Рамана. У Него было лицо Гопинатхи, грудь Говинды, а стопы Мадан-Мохана. Поэтому Говинда, Гопинатх и Мадан-Мохан проявились в Нём. Три в одном Радха-Рамане. Шрила Гопал Бхатта был очень счастлив видеть это преображение. Он позвал других госвами и они были удивлены, думая, что бхакти так прославлено, что шалаграма-шила превратилась в Радха-Рамана, в Божество. И всё это по желанию Гопала Бхатты Госвами. Вот таким он был первоклассным (уттама) вайшнавом. Он был также дорогой служанкой Шри Радха-Кришны и известен как Гуна Манджари. Благодаря его молитвам шалаграм превратился в Радха-Рамана.

Гопал Бхатта был не только расика- и бхавука-бхактой, но также был очень разумным и знающим. Все Веды и писания Рамануджи были в его голове. Это стало возможным, потому что до встречи с Махапрабху он был последователем Рамануджа-сампрадаи и учился под руководством отца и дядюшек.

Шрила Санатана Госвами рассказал ему о правилах и предписаниях в соответствии с вайшнавским этикетом, благодаря которым Гопал Бхатта смог обрести необходимые качества для поклонения Радхе и Кришне или любому другому Божеству из категории вишну-таттвы. Санатана Госвами рассказал ему правила принятия санньясы, дикши и получения мантры, описал квалификацию ученика и что значит быть настоящим гуру. Далеко не каждый может быть настоящим гуру. Также трудно найти квалифицированного ученика. Только тот, кто отречён от материальных желаний, знает все Веды и вайшнавские писания, кто обрёл хоть немного осознания в служении Радхе и Кришне может быть гуру независимо от касты и вероисповедания.

киба випра киба нйаси шудра кене найа
эй кришна-таттва-ветта сей гуру хайа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.128)

Любой, знающий науку о Кришне может быть гуру. Тот, кто знает Кришну, Шримати Радхику и самого себя (сварупу), кто служит Радхе и Кришне, и тот, кто любит Их (премика-бхакта), совершая према-севу, а не просто поклонение, является гуру. Тот, кто повторяет не менее лакха харинамы каждый день и контролирует Кришну своей любовью в сердце, является гуру. Тот, кто может взять Кришну и поместить Его в сердце своего ученика, является гуру. Так вы можете понять качества настоящего учителя – гуру. Тот, кто получил гуру подобного этому, очень удачлив.

Нам так повезло, что мы являемся прямыми учениками нашего Гуруджи (Ш.Бхактипрагьяны Кешавы Госвами), а он, в свою очередь, был учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Также очень удачливы те, кто являются учениками Бхактиведанты Свами Махараджа. Обрести квалифицированного гуру − это большая удача**.

Гопал Бхатта написал книгу со всеми указаниями и правилами, называемую «Хари-бхакти-виласа». Название этой книги очень красивое, оно означает «Цветущий красотой Своей юности Хари постоянно наслаждается любовными играми (виласа)». Хари – это Кришна, который забирает сердце Шримати Радхики. Он Хари, всегда танцующий и поющий в сердце Шримати Радхики и других гопи. Он и есть этот Хари. 

Прежде всего, Санатана Госвами дал Гопалу Бхатте несколько идей. Он подсказал ему, как собрать доказательства из священных писаний, таких как Пураны, нигамы и агамы. Гопал Бхатта сделал это и представил свою работу Шриле Санатане Госвами. Санатана Госвами подсказал, как выбрать стихи из шастр***, соответствующие учению Шри Чайтаньи Махапрабху. Позднее Гопал Бхатта завершил свою работу над этой книгой. Некоторые люди сомневаются, кто написал эту книгу − Санатана Госвами или Гопал Бхатта Госвами? На самом деле эта книга проявилась по милости Шри Чайтаньи Махапрабху в сердцах у обоих. Махапрабху вдохновил их написать её. Так Гопал Бхатта Госвами написал «Хари-бхакти-виласу», «Сат-крия-сара-дипику», пролил свет на суть ритуалов, совершаемых в поклонении преданными. Он также помогал Шриле Дживе Госвами опубликовать «Шад-сандарбхи». Он написал комментарий к книге Шрилы Билвамангалы Тхакура «Шри Кришна Карнамрита». 

Мы должны пытаться следовать руководству, которое он дал по постройке храмов и установлению Божеств, а также в принятии дикши и мантры. Различные этапы инициации в действительности нельзя называть «первая инициация», «вторая инициация» и так далее… есть только одна инициация, которая приходит к вам как харинама, а потом как дикша (другими словами, все типы посвящений являются частями одного посвящения, цель которого – према. Прим.ред.). По беспричинной милости Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж дал вам простую грамматику на этот случай. Поэтому он ввёл такие понятия как первая инициация и так далее. (Хотя разделил инициацию на первую и вторую Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Прим.ред.). Процесс дикши предназначен помочь вам сделать повторение вашей харинамы совершенным. Дикша, которую называют второй инициацией, очень важна****. Некоторые люди думают, что дикша более важна, чем повторение харинамы, но вы должны знать, что харинама более возвышена.

Парам виджайате шри кришна санкиртанам…. Святое имя − это Сам Кришна. Благодаря дикша-мантрам человек развивает отречение от мира, уходят его привязанности. Также эта мантра проявляет ваши личные отношения с Кришной. По этой причине Шрила Гурудев даёт сначала харинаму ученику, а потом дикшу, которая, в свою очередь, делает ученика способным повторять имена с чувством родственности к Шри Радхе и Шри Кришне. Таким образом, повторение святого имени учеником становится чистым и, в конце концов, проявляется Божественная Чета Шри Шри Радха-Кришна. 

Вся эта деятельность была описана в «Хари-бхакти-виласе» и также в «Сат-крия-сара-дипике». Тот, кто принимает прибежище у Шри Радхи и Кришны и чистых вайшнавов не должен поклоняться полубогам. (Следует поклоняться лишь ишта-дэвам). Скорее ученик нашей линии должен поклоняться и служить Шри Рупе Госвами, Санатане Госвами, Ямуне, Говардхану, Радха-кунде, Шьяма-кунде, Вринде Дэви, Лалите Дэви и Вишакхе Дэви и другим подобным им. Нужно избегать поклонения Рукмини-Рамане, Сатьябхама-Рамане и Матхуреша-Кришне. В противном случае вы не разовьёте квалификацию для вхождения в Кришна-Вриндаван. Шрила Гопал Бхатта Госвами объяснил, как следовать всему этому. Церемония бракосочетания должна также совершаться в соответствии с предписаниями Гопала Бхатты Госвами. Не нужно поклоняться Ганеше (отдельным образом, не видя его как вайшнава. Прим.ред.) и другим подобным божествам. Его книга объясняет также всё, что касается ухода вайшнавов-санньяси, как организовать самадхи. И очень ясно объясняются десять самскар – очистительных церемоний.

Мы все очень удачливы, что пришли в линию Шрилы Гопала Бхатты Госвами, мы очень обязаны ему и Шриле Санатане Госвами, а также Шриле Рупе Госвами.

……………………………

* Существующий спор о сварупе Шрилы Бхактиведанты Свами не может быть разрешён в пользу тех, кто утверждает, будто он является сакхой (другом) Кришны в лилах Вриндавана. Последователи Кришна-Баларам мандира (КБМ) считают, что Шрила Нараяна Госвами Махарадж утверждал сакхья-расу Бхактиведанты Свами. Однако из этого отрывка, а также и других, становится ясно, что настроением всех Гаудия-вайшнавов, близких спутников Махапрабху, является желание стать служанками Шри Радхи.

Смотри также: http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvnm_v/4968-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-moskva-03082000-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvnm_v/2774-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-murbah-avstraliya-10022004-g.html

** О важности обретения подлинного гуру говорили все учителя Гаудия-парампары. Цитаты от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура: http://sampradaya.ru/legacy/article1/bsst_a/942-ob-absolyutnoy-neobhodimosti-prinyatiya-sad-guru.html

Цитаты от Бхактиведанты Свами находятся в книге «Духовный учитель и ученик», стр. 29-94. Также: http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvsp_a/858-absolyutnaya-neobhodimost-prinyatiya-sovershennogo-guru.html

*** Вся традиция Гаудия-вайшнавов опирается на классические древние тексты, шастры. Те, кто думают, что Гаудия-вайшнавы выдумывали свою практику, ошибаются. Теория и практика учителей Гаудия-парампары целиком основана на писаниях, существовавших до того, как пришёл Шри Чайтанья Махапрабху.

**** Статья о важности дикши: http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/231-absolyutnaya-neobhodimost-vtorogo-posvyascheniya.html

 

Перевод с английского: Кавирадж-Кришна д.

Редактор: Амита-Кришна д., Ари Мардан д.

Редакция русского языка: Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж