?

"Аропа-сиддха-бхакти. Санга-сиддха-бхакти. Сварупа-сиддха-бхакти".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 602. Опубликовано: 16-03-2021, 11:17

Аропа-сиддха-бхакти. Санга-сиддха-бхакти. Сварупа-сиддха-бхакти

Сборник цитат ачарьев о трёх видах бхакти

 

«Теперь нужно разобраться в различных концепциях бхакти. Первая называется сварупа-сиддха-бхакти, вторая – санга-сиддха-бхакти и третья – аропа-сиддха-бхакти. Вначале нам нужно понять, что такое сварупа-сиддха-бхакти. Сварупа-сиддха означает преданное служение, которое в самой своей сути состоит только из видов бхакти, таких как слушание, повторение, памятование, служение, поклонение, вознесение молитв, дружба и вручение всего себя Господу. Если вместо этого человек занимается чем-то другим, например, исполняет обязанности в рамках варнашрама-дхармы и всё же думает, что он совершает бхакти, на самом деле, он накладывает понятие чистого бхакти на то, что таковым не является. Слово «аропа» означает «накладывать». Таким образом, аропа-сиддха-бхакти – это наложение понятия преданного служения на деятельность, которая по своей природе не является бхакти. Обязанности варн и ашрамов относятся к физическому телу и не связаны с душой, поэтому считать варнашрама-дхарму чистым бхакти будет наложением (аропа). …

Если человек делает что-то, что каким-то образом связано с преданным служением, например, даёт пожертвования преданным, занимается благотворительностью и так далее, то само по себе это не преданное служение, но связано с ним. Это называется санга-сиддха-бхакти. То есть это развитие качеств, чувств, знания и представлений, которые сопутствуют чистому бхакти, но сами по себе чистым бхакти не являются» (Ш.Б.Нараяна Махарадж, 9 августа 2004г.).

 

«Если у вас есть мирские желания, тогда ваше бхакти не будет трансцендентным, это будет санга-сиддха-бхакти или аропа-сиддха-бхакти. Вы должны знать, что это такое. Только тогда вы сможете вовлечь все ваши чувства в сварупа-сиддха-бхакти. К примеру, у вас прекрасный сад со множеством фруктов и цветов, и вы хотите их все предложить Кришне – это не чистое бхакти. Чистое бхакти состоит только из повторения святых имён, слушания хари-катхи, памятования и так далее. Преданный, совершающий чистое бхакти, всегда говорит и памятует о Кришне, и слушает о Его играх от возвышенных вайшнавов. Из всех видов бхакти пять – наивысшие: садху-санга (общение с чистыми преданными), нама-киртана (повторение святых имён Господа), бхагават-шравана (слушание «Шримад-Бхагаватам» и ведических писаний от чистых преданных), вриндавана- или матхура-васа (проживание во Вриндаване или другом святом месте игр Господа) и шри муртира шраддхайа севана (поклонение с верой Божеству)» (Ш.Б.Нараяна Махарадж, лекция от 17 апреля 2001г.)

 

«Вы должны хорошо усвоить значение слов шадбхир бхактир винашйати. Если вы получили посвящение и достигли определённого уровня в бхакти, даже если оно достигло уровня ручи и асакти, но вы совершаете шесть этих действий, вы потеряете ваше бхакти. Понимаете? Даже если ваше бхакти достигло ручи, и приходит асакти, но вы совершаете эти действия, вы падёте.

Эти две капли нектара очень важны. Если вы не следуете этим наставлениям, тогда вы погрузитесь в совершение аропа-сиддха-бхакти и санга-сиддха-бхакти. У вас не будет шуддха-бхакти, чистого или истинного бхакти» (Ш.Б.Нараяна Махарадж, 30 апреля 2001 г., утро, Юджин, США).

 

«Гурудев хотел каким-либо образом привести их на путь шуддха-бхакти. Они должны читать книги, должны знать, в чём смысл общения с возвышенным вайшнавом. Вот тогда они поймут, что не они совершают действия, что они неотъемлемые частички Кришны и вечные слуги. То есть, прежде всего, я должен вручить всего себя и затем делать. Тогда всё, что бы мы ни делали для удовольствия Кришны, будет бхакти.

Йат кароши” – это не чистое бхакти. Это аропа-сиддха-бхакти. Аропа-сиддха означает сочетание кармы и бхакти (карма-мишра-бхакти), в котором карма стоит на первом месте, – “Я делаю. Я созидатель. Я великодушно даю что-то Кришне. Всё принадлежит мне, но что-то я по доброте своей даю Ему. Я так благосклонен к Кришне. А потому, Кришна, ты должен быть доволен этим и помочь мне быть счастливым в этом мире”» (Ш.Б.Нараяна Махарадж, 18 июня 1999 г. вечер, Алачуа, США).

 

«Если человек только предлагает результаты своей деятельности Кришне, то это аропа-сиддха-бхакти. Для того чтобы совершать истинный шраванам-киртанам, нужно вначале посвятить Кришне самого себя» (Ш.Б.Нараяна Махарадж, Пури, октябрь 2001г.).

 

«Вы должны знать, что распространение книг существенно важно. Сам Шри Чайтанья Махапрабху делал это, и мы должны следовать Его примеру. Но всегда будьте осторожны. Это не должно быть санга-сиддха-бхакти или аропа-сиддха-бхакти (аропа-сиддха-бхакти – когда человек делает что-то ради себя, своей выгоды, но пытается связывать это с Бхагаваном; и такие действия не являются чистым бхакти, анукулйа-кришнанушиланам).

Шри Чайтанья Махапрабху Сам распространял книги, поэтому не думайте, что распространение книг является аропа-сиддха-бхакти. Никогда так не думайте, никогда. Шрила Вьясадева составил «Шримад-Бхагаватам» и затем дал указание Шри Шукадеве Госвами проповедовать послание «Бхагаватам» повсюду. Если бы распространение книг было аропа-сиддха-бхакти, разве Кришна дал бы указание в «Гите» о том, что это знание нужно распространять? И если бы не было «Бхагавад-гиты» в письменном виде, как мы могли бы проповедовать? Не думайте, что распространение книг – это аропа-сиддха-бхакти. Имейте в это твёрдую веру. Если в этой деятельности вами движет иное желание – например, зарабатывать себе на жизнь таким способом, а не желание удовлетворить Кришну, то тогда всё это никуда не годится, это аропа-сиддха-бхакти. Однако если книги распространяются для того, чтобы удовлетворить Гурудева и Кришну, и чтобы все люди и вся вселенная получили благо, то это не аропа-сиддха-бхакти, это сварупа-сиддха-бхакти, чистое бхакти. Что говорить о распространении книг? Даже тот, кто просто убирает испражнения за другим преданным (например, больным), находится гораздо в более лучшем положении, чем тот, кто якобы «повторяет и помнит о Кришне», но по сути просто занят критикой других. Многие майявади и сахаджии повторяют и поют святое имя, что, как правило, относится к категории сварупа-сиддха-бхакти, но какой плод они получают от своего повторения? Они просто хотят раствориться в Кришне, и это оскорбление Его. Поэтому вы должны иметь ясное представление в своём уме. Когда книги распространяются для блага человечества, для того чтобы удовлетворить Гурудева, то это бхакти. …

Повторяйте святое имя, слушайте, совершайте нагар-санкиртану и распространяйте книги, и изучайте эти книги, постигайте их суть и старайтесь искренне следовать им. Тогда всё это не будет аропа-сиддха-бхакти. Иначе обязательно это будет аропа-сиддха-бхакти» (Ш.Б.Нараяна Махарадж, «О распространении вайшнава-шастр и пожертвованиях»).

 

«Мы не должны задерживаться, практикуя санга-сиддха-бхакти или аропа-сиддха-бхакти. Наши ачарьи объяснили это» (Ш.Б.Нараяна Махарадж, «Воспользуйтесь шансом»).

 

«Начиная с меди, ценность каждого последующего металла (колокольной бронзы, сере­бра и золота) возрастает. Таким же образом можно описать градацию уровней бхакти, начиная с варнашрама-дхармы, описанной в самом начале беседы.

В приведённом примере даётся градация различных метал­лов и камней. Медь символизирует следование варнашрама-дхарме. Это обычный, не имеющий особой ценности металл, недостойный того, чтобы его хранили. Варнашрама-дхарма относится к категории аропа-сиддха-бхакти (деятельность, внешне похожая на бхакти, но по сути ею не являющаяся). Бронза представляет собой сплав двух металлов – меди и олова – и символизирует гьяна-мишра-бхакти, которая также не является высшей целью. Чистое серебро намно­го лучше сплава и подобно сварупа-сиддха-бхакти. Золото сравнивается с према-бхакти в настроении дасьи, которая значительно превосходит сварупа-сиддха-бхакти» (Ш.Б.Нараяна Махарадж. «Рамананда Рай-самвад», Глава «Последний вечер»).

 

«Три вида бхакти

Нужно также помнить, что бхакти бывает трёх видов: сварупа-сиддха (усилия, которые состоят исключительно из уттама-бхакти), санга-сиддха (усилия, которые связаны с бхакти либо способствуют его развитию, но сами по себе не состоят всецело из бхакти) и аропа-сиддха (деятельность, не состоящая из чистого бхакти, но которой даётся название «бхакти», потому что она совершается как подношение Верховному Господу).

Аропа-сиддха-бхакти

Усилия, которым косвенно приписываются черты бхакти

Усилия, по природе не состоящие всецело из бхакти, то есть не являющиеся анукулья-кришна-анушиланой, и исполнитель которых, для того чтобы осуществить своё собственное намерение, прилагает эти усилия как подношение Господу, а также и их результат отдаёт Господу с целью удовлетворить Его, называются аропа-сиддха-бхакти. Иными словами, поскольку действия такого человека предназначены (аропа) для Верховного Господа, им приписывается (аропита) название «бхакти».

Комментарий Ш.Б.Нараяны Махараджа: Бхакти с примесью кармы, или стремлений к мирским наслаждениям, называется сакама-бхакти или сагуна-бхакти. Без помощи бхакти карма не может принести никакого плода. Зная это, многие люди выполняют предписанные им обязанности как подношение Господу, чтобы Он был удовлетворён и исполнил их побочные желания. Действия таких людей не являются сварупа-сиддха-бхакти. Тем не менее, поскольку они подносят плоды своей деятельности Господу, это считается разновидностью бхакти. Хотя они действуют в духе поклонения Господу, для Его удовлетворения, они хотят, чтобы Господь, довольный, исполнил их побочные желания. В этом случае их действиям приписывается смысл «бхакти». Поэтому такие усилия известны как аропа-сиддха-бхакти.

Санга-сиддха-бхакти

Усилия, связанные с бхакти либо способствующие его развитию

Существуют другие усилия, которые, хотя и не состоят всецело из бхакти (анукулйа-кришна-анушиланы), обретают сходство с бхакти, благодаря тому, что они выступают как помощники бхакти. Такие усилия известны как санга-сиддха-бхакти. Пример этого находим в «Шримад-Бхагаватам» (11.3.23 - 25) в словах Шри Прабуддхи Муни, сказанных Махарадже Ними:

«Человек должен развивать сострадание к живым существам, дружелюбие, выражать другим почтение, учиться чистоте, аскетизму, терпению, молчаливости, изучать Веды, стремиться к простоте, безбрачию, ненасилию и т. д. Он не должен видеть разницы между жарой и холодом, счастьем и страданием. Он должен повсюду ощущать присутствие Господа. Он должен жить в уединённом месте, отказаться от семейных привязанностей и довольствоваться тем, что приходит к нему само собой».

Несмотря на то, что подобное поведение, или практика бхагавата-дхармы, описанная в этом стихе, не составляет всецело по своей природе бхакти, она помогает бхакти. Таким образом, эти виды деятельности рассматриваются как ближайшее окружение (парикары) бхакти. Если из двадцати шести упомянутых качеств убрать бхагавад-бхакти, Бхагаван не будет иметь прямого отношения к оставшимся качествам, таким как сострадание, дружелюбие, терпение, аскетизм и т.д. Только когда эти качества выступают как помощники, спутники бхакти, возникает их сходство с бхакти. Поэтому они известны как санга-сиддха-бхакти.

Сварупа-сиддха-бхакти

Усилия, состоящие всецело из уттама-бхакти

Все благоприятные усилия (чешта), такие как шравана, киртана, смарана и т.д., а также проявление духовных эмоций, возникающих, начиная с уровня бхавы, которое полностью лишено любых желаний, не связанных со Шри Кришной, и не покрыто гъяной и кармой, известно как сварупа-сиддха-бхакти. Иными словами, все действия тела, речи и ума, которые связаны со Шри Кришной и выполняются исключительно и непосредственно для Его удовольствия, не смешанные ни с какими другими устремлениями, называются сварупа-сиддха-бхакти.

Поэтому в «Шри Чайтанья-чаритамрите», в беседе (самваде) Рая Рамананды и Шри Чайтаньи Махапрабху, аропа-сиддха и санга-сиддха были описаны как внешние» («Бхакти-расамрита-синдху-бинду» с комментариями Ш.Б.Нараяны Махараджа, стр. 31-33).

 

«Безгранично милостивый к обусловленным ду­шам бхакти-раса-ачарья, Шрила Рупа Госвами, опи­сал в «Бхакти-расамрита-синдху» истинную при­роду шуддха-бхакти, приведя в подтверждение различные цитаты из шастр. Он также дал описа­ние природы чхала-бхакти (притворной преданнос­ти), пратибимба-бхакти (отражения преданности), карма-мишра-бхакти (преданности с примесью ко­рыстной деятельности), гьяна-мишра-бхакти (пре­данности с примесью имперсональной гьяны), аропа-­сиддха-бхакти (усилий, которым условно придаётся качество преданности) и санга-сиддха-бхакти (уси­лий, связанных с бхакти или благоприятных для его развития)» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Бхакти-таттва-вивека», Предисловие).

 

«Иногда карму, к которой примешано бхакти, называют аропа­-сиддха-бхакти, или деятельностью, которой условно придается качество преданности, а гьяну, к которой примешано бхакти, называют санга-сиддха-бхакти, или усилиями, которые связаны с бхакти или благоприятны для его развития. Эти виды бхакти не сле­дует путать со сварупа-сиддха-бхакти, или бхакти в своём изначальном, совершенном виде. Сварупа­-сиддха-бхакти лишено какого-либо обмана (кайтава­-шунья) и исполнено чистого духовного блаженства. Это подразумевает полное отсутствие стремления к райским удовольствиям и освобождению. В аропа­-сиддха-бхакти стремление к бхукти и мукти сохраня­ется, хотя его и не всегда легко заметить. Поэтому та­кое бхакти называют также сакайтава-бхакти, или поддельное бхакти. Мои дорогие друзья-вайшнавы! Вкус к сварупа-сиддха-бхакти заложен в самой вашей природе, чего нельзя сказать об аропа-сиддха-бхакти и санга-сиддха-бхакти» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Бхакти-таттва-вивека», Глава 1).

 

«Шуддха-бхакти-абхасу я опишу позже, а сейчас выслушай о природе виддха-бхакти-абхасы, которая бывает трёх видов: 1) карма-виддха-бхакти-абхаса, отражение бхакти, смешанное с кармой, материалистической деятельностью, направленной на обретение преходящих плодов; 2) гьяна-виддха-бхакти-абхаса, отражение бхакти, смешанное с монистическим знанием, гьяной; 3) кармагьяна-убхайа-виддха-бхакти-абхаса, отражение бхакти, смешанное с кармой и гьяной.

Проводя ведическое жертвоприношение, человек может говорить: „О Индра, О Сурья, будьте милостивы к нам, даруйте нам плод совершения этой ягьи“. В таких действиях мы видим отражение бхакти, смешанное со стремлением к обретению плодов своего труда (кармой), т.е. карма-виддха-бхакти-абхаса. Одни философы называют такие действия карма-мишра-бхакти (преданное служение, смешанное с кармой), тогда как другие учёные называют его аропа-сиддха-бхакти (материальные действия, которые косвенным образом наделены признаками бхакти).

Другой вид виддха-бхакти-абхаса выглядит следующим образом: человек может обращаться к Господу со словами: „О Ядунандана, о Кришна, страшась материального существования, я предаюсь Твоим лотосным стопам. День и ночь я повторяю Твоё святое имя: «Харе Кришна Харе Кришна... Будь же милостив ко мне, даруй мне освобождение. О Верховный Господь, Ты – Высший Брахман. Я запутался в сетях майи, Твоей иллюзорной энергии; пожалуйста, освободи меня из рабства иллюзии и позволь мне раствориться в Твоём бытии“. Эти слова – пример гьяна-виддха-бхакти-абхаса. Некоторые философы описывают такой вид отражённого преданного служения как гьяна-мишра-бхакти (преданное служение, смешанное с монистическим знанием), тогда как другие учёные именуют его аропа-сиддха-бхакти. Обе вышеописанные формы преданного служения отличаются от шуддха-бхакти» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Джайва-дхарма», Глава 12).

 

«Сиддха-бхакты делятся, в свою очередь, на две категории: васту-сиддха-бхакты (преданные, достигшие экзистенциального совершенства) и сварупа-сиддха-бхакты (преданные, достигшие концептуального совершенства). Первые по милости Господа достигают Голоки, а вторые, хотя и могут видеть её сварупу (вечную форму), тем не менее, ещё вынуждены оставаться в границах материального мира. Среди сварупа-сиддха-бхакт существует множество уровней, и потому видение Голоки доступно каждому из них в большей или меньшей степени. Глаза их постепенно открываются для созерцания духовной реальности. Некоторые из них видят совсем немного, другие чуть больше, а кто-то видит очень многое. Насколько Кришна милостив к ним, настолько они могут видеть Голоку. Пока бхакта находится на стадии садханы, его созерцание дхамы будет до определённой степени неясным» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Джайва-дхарма», Глава 31).

 

«Према-виварта»

Отрывки из Главы 17

Шрила Джагадананда Пандит

 

дамодара бале – шуна аропа сандхана |

ихате чахийе бхакти-сварупера гйана ||55||

тривидха ваишнави бхакти

тривидха ваишнави бхакти караха вичара |

аропа-сиддха, санга-сиддха, сварупа сиддху ара ||56||

аропа-сиддха-бхакти – каништхадхикарира

аропа-сиддхара катха балиба пратхаме |

сустхира хаийа буджха читтера самйаме ||57||

баддха бахирмукха джива вишайи прадхана |

джада санга матра кари каре авастхана ||58||

джада сукха джада духкха нийата тахара |

пракрита самсарга вина кичху нахи ара ||59||

апракрита бали кичху нахи пайа гйана |

апракрита таттва мане нахи пайа стхана ||60||

нидже апракрита васту тахао на джане |

аракшита шишу йена садаи агйане ||61||

кона бхагйе кона джанме сукритира пхале |

шраддхара удайа хайа хридайа камале ||62||

пратхама сандхане шуне ами кришна даса |

э самсара хаите уддхаре каре аша ||63||

кришнарчана

гуру бале шуна вачха кара кришнарчана |

кришнарчане табе тара иччха сангатхана ||64||

кришна йе апракрита прабху эи матра шуне |

кришна сварупа апракрита таха нахи джане ||65||

ниджа чатурдике йаха каре дарашане |

танхи мадхйе ишта йаха буджхи декха мане ||66||

ишта-дравйа ишта-муртира карайа пуджана |

эи стхале хайа тара аропа чинтана ||67||

манушйа-мурати  эка карийа гатхана |

гандха пушпа дхупа дипе карайе арчана ||68||

аропа буддхйе бхаве саба апракрита дхана |

аропа чинтийа кабху апракритапана ||69||

ихате йе кармарпана аропера стхала |

аропе крамашах бхакти таттве пайа бала ||70||

эи та аропа-сиддха бхактира лакшана |

каништхадхикарира хайа еи самарчана ||71||

таттва бодхе шри-мурти пуджа

таттва-ти буджхийа йабе шри-мурти пуджайа |

табе мадхйама адхикара хайа та удайа ||72||

уттамадхикарира аропера нахи стхана |

манасе апракрита таттвера пайа та сандхана ||73||

премера удайа хайа према чакше хери |

пранешвара бхадже пурва аропа дура кари ||74||

бхакти свабхаватах нахе хена кармарпане |

аропа-сиддха бхакти мадхйе хайа то ганане ||75||

аропа-сиддхара мула таттва

аропа-сиддхара эка мула таттва эи |

джада васту джада карма бхакти бхаве лаи ||76||

джада васту джада карма мадхйе гхринйа йаха |

арпане-о бхакти нахи хайа кабху таха ||77||

упадейа ишта бали кармарпана каре |

аропа-сиддха-бхакти бали балиба тахаре ||78||

майаваде арчанйага аропа лакшана |

бхакти-ваде сварупа-сиддха бхактира даршана ||79||

санга-сиддха-бхакти

эбе шуна санга-сиддха бхакти йеи рупа |

шуддха гйана суваирагйа санга-сиддхара сварупа ||80||

йатха бхакти татха йукта ваирагйа шуддха гйана |

сахачарйе санга-сиддха буджхаха сандхана ||81||

даинйа дайа сахишнута бхакта сахачара |

санга-сиддха-бхакти анга джана атах пара ||82||

сварупа-сиддха-бхакти

сакшат бхактира карйа йахате нишчайа |

сварупа-сиддха-бхактира крийа тахаи хайа ||83||

шравана киртана ади нава видха бхаджана |

сварупа-сиддха-бхакти бали тан-нама-киртана ||84||

кришнете сакшат тахадера мукха гати |

аропа-сиддха санга-сиддхара гауна бхаве стхити ||85||

сватах-сиддха атма-вритти шуддха бхакти сара |

баддха дживе мано вритте удайа тахара ||86||

кришнонмукха джада дехе тахара вистрити |

э джагате бхакти девира эи рупа стхити ||87||

тривидха бхактир тривидха крийа

сеи бхакти сварупа-сиддха сакшат крийа йатха |

санга-сиддха сахачара сахийе сарватха ||88||

аропа-сиддха хайа йатха пракрита васту крийа |

апракрита бхаве садхе пракрита нашийа ||89||

сварупера упадеше буджхе рагхунатха |

пирити сварупа таттва джагаийера сатха ||90||

 

Перевод

Обязанности в ачьюта-готре и варнашраме

Аропа (понимание божественной природы на основе разума)

Рагхунатха дас сказал: «Теперь я хотел бы узнать о значении аропы, чтобы рассеять свои сомнения». Сварупа Дамодара Госвами ответил: «Слушай же внимательно о признаках аропы! Этот метод предназначен для садхаки, который ещё не знает своего истинного духовного положения. Существует три категории вайшнавов: аропа-сиддха, санга-сиддха и сварупа-сиддха. Сначала я объясню, что такое аропа-сиддха. Внимательно послушай и попытайся понять это.

Обусловленное живое существо по своей сути – закоренелый материалист, всегда ищущий общения с материей и с незапамятных времён переживающий то счастье, то страдание. Оно постоянно соприкасается с материей, не имея ни опыта, ни знания о духовном мире и о божественной природе. Оно не осознает, что принадлежит к той же трансцендентной природе. Оно подобно ребёнку, который чувствует себя потерянным из-за того, что мать ненадолго отошла от него, и не знает, что родители находятся рядом с ним.

Если благодаря божественному провидению и результатам его благочестивых поступков в прошлых рождениях удача улыбнётся ему, то в его сердце возникает шраддха (вера). Шраддха побуждает его задавать серьёзные вопросы о загадках бытия. Прежде всего, он узнает, что по своей изначальной природе он – слуга Господа Кришны. Это понимание пробуждает в его сердце искреннее желание выбраться из трясины материального мира.

Гуру учит его поклоняться Господу Кришне, и верный ученик постепенно развивает желание служить Господу согласно указаниям гуру. Слушая духовного учителя, он понимает, что Кришна – это Верховный Господь, но он ещё не осознаёт Его вечной духовной природы и личностных качеств. В окружающем его мире он замечает объекты, которые напоминают ему о Кришне. Садхака поклоняется Господу, предлагая то, что представляет ценность для него самого.

 На этом этапе начинается процесс аропа. Он устанавливает Божество и начинает поклоняться ему, предлагая благовония, цветы, масла и лампаду, хотя ещё не имеет правильного понимания, что Божество – это вечная духовная форма Господа. Он напоминает себе, что Божество и все эти предметы поклонения духовны, и иногда благодаря такому отношению он действительно испытывает духовные чувства.

 На этом этапе он отдаёт плоды своей деятельности из чувства долга. Хотя понимание необходимости действовать определённым образом приходит к нему благодаря размышлению, а не глубокому осознанию, это всё же помогает ему утвердиться на пути преданного служения. Таковы признаки преданности на уровне аропа-сиддха, которые проявляются в каништха-адхикари (неофите).

После того, как он обретает полное понимание истины о Божестве Господа и начинает поклоняться Ему как неотличному от Господу, он постепенно переходит на уровень мадхьяма-адхикари.

На уровне уттама-адхикари, или на самом высоком уровне преданности, нет и речи об аропе; такой преданный благодаря чистоте своего ума всегда по-настоящему общается с Господом.

Первый луч восходящей любви к Богу (бхава) появляется в его сердце; он видит Господа глазами, умащёнными бальзамом преданности, и спонтанно поклоняется Господу своего сердца; уровень аропы (условного преданного служения) остаётся позади. Чистая преданность по своей природе отличается от условной преданности или преданности, вызванной через аропу, хотя аропа, несомненно, является частью пути бхакти.

Один из главных признаков преданного на уровне аропа-сиддхи состоит в том, что он пытается занять в преданном служении материальные объекты и привычки. Но отвратительные и искажённые материальные действия и предметы отнюдь не становятся духовными от того, что их предложили Верховному Господу. Итак, такой преданный, используя какие-либо ценные предметы в преданном служении Господу, по-настоящему не знает, какие подношения доставляют Господу наибольшее удовольствие. Такое отношение преданного называется аропа-сиддха-бхакти.

Майявади считают поклонение Божествам временным средством для достижения их конечной цели – освобождения. Но на пути преданности нет разницы между высшей целью (обретением своего духовного положения) и методом для её достижения».

 

Достижение совершенства благодаря чистому общению или санга-сиддха-бхакти

«Теперь послушай о санга-сиддха-бхакти – духовном совершенстве, которое достигается благодаря чистому знанию и преданности. Чистое знание об Абсолюте и истинная отрешённость – это главные признаки санга-сиддха-бхакти. Принцип юкта-вайрагьи (отречение через использование всего в служении Господу) всегда сопутствует преданности. По мере углубления преданности сами собой появляются смирение, сострадание и терпение. Эти качества сопутствуют и помогают преданному в духовной жизни, они – её неотъемлемая часть.

 

Преданность на уровне духовного совершенства (сварупа-бхакти)

Чистая и спонтанная преданность Верховному Господу возможна только тогда, когда преданный уже полностью осознал свою изначальную духовную форму (сварупу). Слушание, воспевание, и т.д. – это девять методов преданного служения. Сварупа-сиддха-бхакти (преданность в изначальном духовном теле) начинается с чистого воспевания имён и игр Господа. Главная цель чистых преданных – непосредственно служить Господу Кришне.

 Эта цель не является главной в других двух категориях преданности (аропа-сиддха и санга-сиддха). Изначальные духовные качества, которые сокрыты в душе, пробуждают в ней склонность к определённому настроению чистой преданности. Они проявляются в уме обусловленной души как её изначальное, но скрытое духовное настроение. Эта наклонность раскрывается и пышно расцветает в обусловленных душах, которые служат Верховному Господу. Для того чтобы чистая преданность полностью расцвела, необходимо, чтобы такие склонности проявились.

 

Результат преданности трёх видов

Сварупа-сиддха – это личное и спонтанное преданное служение Господу. Санга-сиддха помогает и улучшает чистое желание преданного. Аропа-сиддха эффективна только до тех пор, пока в жизни преданного превалируют материалистические представления. Если новичок, или аропа-сиддха, желает перейти  на уровень трансцендентного преданного служения, он должен сначала искоренить в себе эти представления».

 Шрила Рагхунатха дас Госвами глубоко и полностью обдумал объяснения Шрилы Сварупы Дамодары Госвами. Эти удивительные духовные заключения о сварупе (изначальной духовной форме души) – предмет моей (Джагая) постоянной медитации.

……………………………………………………

Компиляция цитат: Ари Мардан д.

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи