?

Почва для размышлений. Часть 23.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 122. Опубликовано: 6-03-2023, 15:59

Почва для размышлений

Цитаты выдающихся вайшнавов Гаудия-сампрадаи

Часть 23

 

«Только тот, кто развивает во мне склонность служить уттама-адхикари-гуру, – мой истинный друг» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Майяпур, 18.2.1930г.).

 

«Люди, живущие, чтобы доставить удовольствие собственным чувствам, порой, поклоняясь святому, говорят: «Будьте добры, благословите! Я человек падший, погрязший в мирских заботах. Как мне избавиться от материализма?» В их устах эти слова – лицемерие, не более того. В действительности они думают, что деньги – это главная ценность, а смысл жизни заключается в наслаждении своих чувств. «Хочу иметь» – стучат их сердца. Погоня за престижем, да страх: «Если садху проклянёт меня, как я буду наслаждаться?», – приводят их к святому и заставляют изображать смирение и готовность служить ему» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Какой должна быть садху-санга»).

 

«Реальность означает полностью развитый теизм» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж. 108 божественных изречений».

 

«Не стоит бояться присмотреться к духовному учителю или выразить в нём сомнение, потому что рекомендуется пристально наблюдать за по­ведением даже собственного гуру, если он недостаточно опытен и знающ, если он отклонился с пути сознания Кришны или сбит с толку ложной гордостью. Данное утверждение богооткровенных писаний применимо всегда и при любых обстоятельствах, и служит во благо как духовного учи­теля, так и ученика» (Ш.Гоур Говинда Свами, «Милость гуру», стр. 22).

 

«Ш.Бхактисиддханта Сарасвати: Наша единственная надежда – это милость шри гурудева (уттама-адхикари). Шри гурудев неотличен от Шри Рупы Госвами. Только его милость может быть полезна для нас.

Вопрос: Можно ли поклоняться Кришне без руководства шри гурудева?

Ш.Бхактисиддханта Сарасвати: Никогда!» (Ш.Б.Сарасвати Тхакур, "Беседы об Абсолюте", стр. 34). 

 

«Никогда не жертвуйте высшим идеалом! Это нелегко и не доступно всем. В каждом рождении этот настрой обрести нелегко. Он не доступен каждому и встречается крайне редко. Подобная связь (с идеалом) может придти, и её не следует избегать. Следует сохранять её любой ценой» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж, 19.10.1981г.).

 

«В век Кали утеряно всякое представление о том, кто такой святой. Увы, любого, кто просто оделся в одежды духовенства, люди склонны принимать за святого, и в общении с такими людьми, они всё больше и больше погружаются в лицемерие. Об этом надо помнить всегда! Святые редки! Сейчас число их настолько мало, что можно исходить множество стран, потратив на поиски годы и годы, но так и не найти ни одного подлинного святого» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Какой должна быть садху-санга»).

 

«Сочувствие, милость, великодушие и любовь, очарование и красота выше неприкрытой правды» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж, «Говорите о милости»).

 

«Для удачливого человека, на которого милостиво взглянул Господь Гауранга, мукти – это ад, райские удовольствия – галлюцинации, сильные, неподвласт­ные контролю чувства – безопасные змеи, у которых уже вырвали ядовитые зубы, вся вселенная для него наполняется счастьем, а Брахма, Индра, полубоги и другие могущественные личности стано­вятся незначительными, как навозные черви. Такова сила милостивого взгляда Махапрабху!» (Ш.Гоур Говинда Свами, «Лотос божественной любви», стр. 177).

 

«Те, кто по-настоящему служит Кришне, проявляют заботу о предметах, используемых в  служении Ему, – то есть о посуде, одежде, флейте, павлиньем пере, обо всём. Мать Яшода уделяла этим предметам больше внимания, чем Самому Кришне! … Такова природа чистой преданности» (Ш.Б.Нараяна Госвами, Куала-Лумпур, Малайзия, 6.12.1998г.).

 

«Сделка с миром смерти не способна удовлетворить душу. Она приведёт лишь к безвозвратной потере сил» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж. 108 божественных изречений».

 

«Преданный должен практиковать бхакти так, чтобы любить Кришну сильнее, чем Кришна любит его. Кришна испытывает любовь к Своим преданным, а преданные испытывают любовь к Кришне. Если любовь между ними равна, то есть, если любовь Кришны равна любви преданного, тогда Кришна не подчинится ему. Но, если у преданного больше любви и преданности к Кришне, чем у Кришны к нему, – что произойдёт тогда? Тогда Кришна будет находиться под контролем этого преданного, Он подчинится ему» (Ш.Б.Нараяна Госвами, Куала-Лумпур, Малайзия, 6.12.1998г.).

 

«Саралата еи ваишнавата, простосердечность – это вайшнавизм» (Ш.Гоур Говинда Свами, «Према-юга», глава 4).

 

«Мы не должны позволять себе подпадать под влияние пессимизма из-за любых происходящих в этом мире событий. Мы должны с уверенностью продвигаться вперёд по направлению к Истине. Мы можем потерпеть поражение в любое время и в любом месте, но это не имеет никакого значения» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж. 108 божественных изречений».

 

«Оставь привязанность к карми, гьяни, а также к неискренним неофитам (каништха-адхикари, пракрита-бхактам). О ум, просто сосредоточься на чистом бхаджане» (Ш.Нароттам дас Тхакур, «Према-бхакти-чандрика», 6.11-20).

 

«Гурур на са сйат – никто не должен становится гуру, если он не в состоянии дать ученику совершен­ство сознания Кришны (кришна-прему)» (Ш.Гоур Говинда Свами, «Милость гуру»).

 

«Мудрость есть существо души, а её поступок – абсолютная любовь» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «The Harmonist» №11, Том XXV, апрель 1928г).

 

«Мы не принадлежим этому вероломному миру. Нам противно его вероломство, опьяняющее нас и заставляющее жить на пропитанной предательством земле. То, что сейчас представляет собой нечто, уже через мгновение станет ничем» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж. 108 божественных изречений».

 

«Мы готовы на всё ради служения гуру и Гауранге. Если потре­буется пойти в ад, мы сделаем и это» (Ш.Гоур Говинда Свами, «Према-юга», глава 4).

 

«Если вы будете искренне распространять сознание Кришны, ваш собственный капитал никогда не оскудеет. Вам будет дан новый капитал, ровно столько, сколько сумеете отдать другим. Вы будете получать его из неиссякаемой сокровищницы, поэтому – не останавливайтесь!» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж. 108 божественных изречений»).

 

«Те или иные одеяния не должны служить для нас указанием на святость. Без мнительности, оставив желание искать недостатки в других, мы должны искать в человеке перечисленные признаки святого, но если их нет, мы не должны считать его святым» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Какой должна быть садху-санга»).

 

«Ад и рай, счастье и горе для обитателей этого мира похожи: они приходят сами собой, не ожидая приглашения. Зная это, разумный человек не стремится к счастью, и не стремит­ся избежать страданий» (Шрила Вьясадева, «Шримад-Бхагаватам», 11.8.1).

 

«Пьющий нектар святого имени повторяет шуддха-наму. Для него любые ма­териальные вкусы всё равно, что испражнения свиньи» (Ш.Гоур Говинда Свами, «Лотос божественной любви»).

 

«Ачарьи Гаудия Матха не придают значения сентиментальным, чувственным образам, которые строятся на шатком фундаменте ума. Человек не сможет понять подлинной реальности, пока остаётся на уровне собственных сентиментов» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж, «Вайшнавы не признают Мира Бхаи»).

 

«Не будучи освобождённым, никто не имеет полномочий служить Шри Кришне» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Всеохватывающее служение Богу»). 

 

«Если кто-то болтает глупости (или попусту), продолжительность его жизни укорачивается, потому что таким образом он лишается определённой доли энергии (выделенной человеку на это воплощение). Продолжительность вашей жизни будет, несомненно, укорачиваться, поэтому не болтайте попусту! Говорите, если вы способны, двадцать четыре часа о Кришне. Воспевайте Его имя, и продолжительность вашей жизни через это только увеличится!» (Ш.Гоур Говинда Свами, лекция по «Шримад-Бхагаватам», 7.9.46. Бхуванешвар, 23.09.1989г.).

 

«В этом мире за видимостью дружбы часто скрывается враждебность, но там, где в центре всего Бог, видимое соперничество означает скрытое взаимопонимание» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж, «Вера и гармония»). 

 

«Ссоры могут случаться даже среди самых возвышенных преданных. Роза – прекрасный и нежный цветок, почему же она окружена шипами? Корни её впитывают силу земли, и эта сила рождает цветок – чудо красоты. Но та же сила вооружает ёстебель острыми шипами. Почему? Существует тезис, антитезис и синтез. Возникает один принцип, с ним борется противоположный, затем происходит их синтез – и в нём заключена более высокая гармония: единение, согласие, союз. Синтез, в свою очередь, становится новым тезисом, и тогда неизбежно появляется новый антитезис, и снова оба приводятся в гармонию. Такова природа лилы – она всегда в движении, развитии» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж, «Вера и гармония»).

 

«Упанишады провозглашают, что, в действительности, всё сущее – Брахман (Бог); сарвам кхалв идам брахма. Так что когда мы используем деньги в служении Господу, они и есть Сам Брахман в облике денег» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Всеохватывающее служение Богу»).

 

«Всё находится под божественным контролем, и нет никакой анархии. Мы в любом случае будем страдать или наслаждаться, изживая свою карму, пожиная плоды своих деяний, – таков закон. И только тогда, когда мы примем ответственность за все сотворённые нами беззакония, мы встретим лучшие времена, и к нам придёт избавление» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж, «Гармония основа всего»).

 

«В средние века не было столько формальных ограничений, как сегодня. Каждый мог свободно общаться с самыми возвышенными вайшнавами. Более того, нередко гуру сам рекомендовал своему ученику: «Общайся вот с этим возвышенным вайшнавом, и таким образом ты быстро достигнешь успеха в сознании Кришны». Тогда и в помине не было сектантского духа, как в наши дни. Никто не говорил: «Не ходи к другим вайшнавам, даже несмотря на то, что они находятся на самом высоком уровне. Это наша группа, а там другая группа». В то время все принадлежали к семье Чайтаньи Махапрабху. Все могли слушать хари-катху от любого подлинного вайшнава» (Ш.Б.Нараяна Госвами, Бали, «Явление Шрилы Нароттамы даса Тхакура», 1997г.).

 

«Безраздельную преданность Богу чрезвычайно трудно обрести. Её невозможно подчинить своей воле. Несмотря на то, что известны тысячи методов достижения безраздельной преданности, обрести её невероятно сложно; поэтому совершенство в служении Богу приходит лишь к единицам» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Безраздельная преданность», «Миротворец» №4, Том XXV. Сентябрь 1927г.).

 

«Святое имя Господа приходит не из книг, а по милости садху, гуру высокого духовного уровня (уттама-адхикари)» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж, «Брожение умов, сахаджия и подлинное знание»).

 

«Когда незрелые люди объявляют себя маха-бхагаватами и действуют вопреки духовному учителю, подлинному вайшнаву, подобное поведение попросту не даёт им возможности получить милость истинного гуру-вайшнава(!). Введённые в заблуждение ложным эго, эти самопровозглашённые «преданные» постепенно падают настолько, что на некоторой промежуточной стадии чистые преданные начинают игнорировать их, и милость, которая обычно проистекает от удовлетворённости преданных, до них не доходит. Так они становятся асадху, постоянно оскорбляющими преданных, которые проповедуют святое имя Кришны. Поэтому чистые преданные при любых обстоятельствах выказывают полное безразличие к тем, кто ошибочно воображает себя вишуддха-бхактами, или чистыми преданными Господа. Это безразличие есть блистательное проявление их милости» (Слова Ш.Бхактисиддханты Сарасвати, процитированные в комм. на «Шримад-Бхагаватам», 11.2.46. ББТ).

 

«Если в сердце своём вы не плачете о том, чтобы обрести истинное общение с грантха-бхагаватой и бхакта-бхагаватой (маха-бхагаватой), то у вас ничего в бхакти не получится. Даже если вы никуда не ходите и просто сидите в одном месте, всё равно это духсанга, дурное общение.

Возьмём, к примеру, Саубхари Муни. Он погрузился в воды Ямуны и находился там на протяжении тысяч лет, но всё равно это было духсангой.

В наших умах сотни и тысячи желаний, общение с которыми является духсангой. Разве ваш глупый ум думает о Кришне? Думает ли он о наставлениях садху, гуру и вайшнавов? Разве глупый ум думает о наставлениях Махапрабху и Его дорогих преданных? Если глупый ум не думает об этом, значит вы занимаетесь духсангой, асат-сангой. Ни о какой садху-санге не может быть и речи. Внешне кажется, что вы живёте в храме, но на самом деле практикуете асат-сангу» (Ш.Гоур Говинда Свами, «Поклонение шри гуру», стр. 107).

 

«Следует понимать, что те, кто подражают поведению маха-бхагавата-вайшнава, желая стяжать мирскую славу, далеки от служения лотосным стопам Господа. Стремясь наслаждать материальные чувства, они гордо облачаются в одежды преданных, но их публичное притворство под видом религиозных эмоций предназначено лишь для того, чтобы обмануть наивных людей. Там, где в поведении людей присутствуют признаки показной религиозности – «обеты утки» и «обеты кошки», – не может быть и речи о чистом преданном служении Богу. Эти ложные проявления преданности всегда указывают на наличие гордости, лицемерия и посторонних мотивов» (Ш.Бхактисиддханты Сарасвати, комм на «Чайтанья-бхагавату», Ади,16.229).

 

«Ни одно живое существо, любя других, не помышляет об их благе. Лишь ради собственного удовлетворения муж любит жену, а жена любит мужа, отец любит сына, а сын – отца. Мы дорожим другими не для того, чтобы доставить удовольствие им, а чтобы удовлетворить и осчастливить самих себя (свою атму)» (Шри Ягьявалкья, «Брихад-араньяка упанишад», 2.4.5).

 

Определение вайшнава: «Вайшнав является чистым преданным – сеи та ваишнава сеи «анасакта» сеи «шуддха-бхакта». Шрила Прабхупада всё время подчёркивал это: «Будьте чисты, будьте чистыми сердцем, будьте чистыми преданными». Посмотрите его комментарии, он повторял это тысячи и тысячи раз» (Ш.Гоур Говинда Свами, «Поток нектара», Глава 1).

 

«Не позволяй себе быть членом этого физического мира, где присутствует так называемое хорошее и плохое. Пытайся отстраниться от физической относительности и стать членом мира ниргуны. Хорошее или плохое с точки зрения этого мира – и то, и другое ложно" (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Пробуждение души. Пять типов отношений с Абсолютным Благом и Красотой»).

 

«Те, кто одержим мелодией (сура), темпом (лайя), ритмом (тала) и тоном (мана), не имеют истинного вкуса к святому имени, (под влиянием таких анартх) они никогда не получат права воспевать славу Кришны. Те, кто сбит с толку всем этим и не проявляет подлинного духовного энтузиазма по отношению к кришна-киртану, не может получить права его петь. Те, кто обуреваемы дурными побуждениями, стремясь к пратиштхе, проявляют гордость при пении харинамы. Они также не достигают квалификации для воспевания святого имени Господа. Только те, кто безразличен к мирскому, кто посвятил всего себя трансцендентному служению и занимается воспеванием намы бесстрастно, имеют право по-настоящему воспевать харинаму» «Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Кто имеет право совершать киртан?», «Саджджана тошани», Том 19, №10, 1916г.).

 

«Пусть всё будет с изъяном, мы всё равно должны продолжать путь…. На пути к Абсолюту каждому из нас придётся пройти ряд ступеней в сфере относительного» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж, «Гармония основа всего»).

 

«Неправда, что садху нет. Нет садху? Нет Кришны? Вздор! Мы так гордимся собой, так много о себе мним. Мы отождествляем себя с телом, умом и ложным эго. Мы считаем себя великими. И поэтому говорим: «Садху те­перь нет». Наше сознание ещё не начало очищаться от скверны. Такой садху есть всегда!» («Парипрашна. Искусство задавать вопросы», гл. 6, стр. 76-77).

 

«Преданный: Махарадж, некоторые преданные ИСККОН говорят, что садху-санга бывает трёх видов: каништха, мадхьяма и уттама, и что ко всем ним приложим термин садху-санга.

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Я уже сказал – преми-бхакта. Моё мнение другое. Преми-бхакта.

Преданный: В иных случаях это нельзя назвать садху-сангой? Нет никакого альтернативного толкования?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Какой цели мы хотим достичь?

Преданный: Простите?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: У нас есть пункт назначения, цель. Как её достичь? Как обрести прекраснейшего Кришну? Наша цель – обрести прекраснейшего Кришну, Шьямасундару, так? Поэтому вам нужен преми-бхакта, который связал Шьямасундару в своём сердце. Только он может привлечь каждого (Ш.Гоур Говинда Свами, «Красота преми-бхакты»).

 

«Нужно вести свою борьбу с пристрастием. Шаг вперёд, три шага назад – так не пойдёт. Никаких колебаний быть не должно. Вы, ограниченные существа, вознамерились взять верх над безграничным?! Вы такие крошечные, неужели вы и вправду думаете, что, пожертвовав лишь частью своей малости, достигнете всего? Оправданы ли такие ожидания? Нет, всё совсем не так легко» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар, «Всё зависит от садху»).

 

«Нравственные основы и азбучные истины религий действительно понятны большинству людей и быстро находят отклик в их сердцах. Но этого не скажешь о тех глубинах духа, к которым имеют доступ лишь немногие возвышенные души. Чтобы проникнуть вглубь, нужно понять, насколько поверхностны и расплывчаты общие представления» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Бхагавата-пурана. Её философия, этика и теология»).

 

«Те, кто стремятся к славе, положению и почестям, лишены жизни. Они всего лишь мёртвые тела» (Ш.Гоур Говинда Свами, «Поток нектара», Глава 1).

 

«Это что, детская игра? Не так легко обрести Кришну. Обрести Кришну означает, что ты должен страдать, ты должен пройти через многие трудности, очень тяжёлые испытания, да, ты должен пройти через это, терпеть. Иначе как ты сможешь обрести Кришну? Это нелегко» (Ш.Гоур Говинда Свами, лекция «Ш.-Бхагаватам», 9.10.4-8. 12.04.1994г., Бхуванешвар).

 

«Подобно тому, как пчела, не обращая внимания на несущественную и, в то же самое время, большую часть растения, повсюду берёт нектар цветов и больших и маленьких, так и разумный человек должен брать суть повсюду из книг знания, как незначительных, так и весьма важных» (Шрила Вьясадева, «Ш.-Б.», 11.8.10).

 

«Конфликты, распри, неурядицы, столкновения на духовном пути только помогают осознать его настоящую ценность и скрывают его от маловеров и атеистов. Удачливые души не смогут противостоять очарованию кришна-лилы – они примут её целиком, со всеми её противоречиями и, в конце концов, получат право войти в этот мир» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Цитируется Ш.Б.Ракшаком Шридхарой Махараджем в «Вера и гармония»).

 

«После того, как вы испробуете сладость святого имени, сахар покажется вам по вкусу не лучше испражнений» (Ш.Гоур Говинда Свами, «Лотос божественной любви», стр. 23).

 

«Нужен настоящий гуру (сад-гуру, уттама-адхикари) и достойный ученик (сат-шишья, мадхьяма-адхикари) – только тогда начнётся передача знаний» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Благословение гуру»).

 

«Если вы произнесёте чис­тое святое имя хоть раз, в вашем сердце не останется никаких матери­альных желаний» (Ш.Гоур Говинда Свами, «Лотос божестенной любви», стр. 26).

 

«Во владениях Господа не может быть ничего дурного. Если наши распри и борьба доставляют Господу удовольствие, мы будем драться и ссориться. Не стоит разочаровываться или огорчаться при виде разногласий, нужно стараться найти то, что всех нас объединяет» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж, «Гармония – основа всего»).

 

«Чтобы стать истинным последователем гуру, нужно всегда без колебаний выполнять его указания. Если для того, чтобы исполнить указание гуру, необходимо стать гордым, я, не колеблясь, сделаю это. Если (ради гуру-севы) мне придётся стать животным, я без колебаний стану им. Если ради гуру мне придётся отправиться в ад, я без колебаний пойду туда. Я не должен слушать никого, кроме своего гуру. Мы никогда не должны слушать тех, кто говорит нечто отличающееся от учения Махапрабху, передающегося по парампаре. Если кто-то скажет что-то по-другому, то, подобно Бхимасене, я сокрушу его слова своим кулаком. Я разрушу их, я опровергну их. Вот насколько я горд!

Даже одной пылинки с лотосных стоп моего гуру достаточно, чтобы освободить миллионы и миллионы людей. Ни один учёный не сравнится с моим гуру; я никогда не признаю учёным никого другого. Ни человек, ни полубог, никто не способен дать таких наставлений, которые я получил от своего гуру. В этом мире нет ничего тяжелее, чем крошечная пылинка с его лотосных стоп. Таков последователь истинной парампары. Я горжусь тем, что связан с такой парампарой» (Ш.Гоур Говинда Свами, «Мой высокочтимый духовный учитель». Из лекции по «Ш.-Б.», 8.14.6, Бхуванешвар, 7.04.1992г.).

..............................................

Компиляция: Ари Мардан д.

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи