?

Раса-лила-катха. Для кого и когда. Часть 5.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 933. Опубликовано: 17-04-2017, 07:38

Раса-лила-катха. Для кого и когда

 Часть 5

(Из журнала «Враджа-према» №2) 

Гопи, манджари и Шри Шри Радха-Кришна —

апракрита-таттва (нематериальная субстанция)

Лилы Шри Шри Радха-Кришны находятся вне материи, и их нельзя понять материальным умом и ощутить материальными чувствами, покрытыми вожделением. Размышлять о таких сокровенных лилах обусловленная душа, страдающая от вожделения, не способна. Или если она пытается совершать такую лила-смарану искусственно, эта медитация не имеет связи с тем планом сознания, где действительно пребывает Божественная Чета. Другими словами, лила Радхи и Кришны — за пределами материального сознания. Необходимо пройти различные ступени духовной практики, чтобы прийти на этот трансцендентный уровень.

Парампуджьяпад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж — это санньяса-гуру Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, великий вайшнав нашего времени, который получил от Шрилы Сарасвати Тхакура титул «Бхактиракшак» — «хранитель чистой преданности» и «Шастра-нипуна» — «глубочайший знаток шастр». Он был близким другом Шрилы А.Ч.Бхактиведанты Свами, и наш Шрила Гурудев (Ш.Нараяна Госвами Махарадж) считает Шрилу Шридхару Госвами Махараджа одним из своих шикша-гуру. Его мнением пренебрегать никак нельзя — он один из вечных близких спутников (антаранга-паршад) Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура. В своих беседах и книгах Шрила Шридхар Госвами Махарадж очень ясно представлял сиддханту о ваидхи- и рагануга-бхакти. Он говорил: «Мы можем лишь представлять себе этот идеал, думать о нём. Но если мы считаем, что уже обрели это, то всё на этом будет кончено. Мы будем стремиться к чему-то другому. Это такая вещь... Адхокшаджа. Никакими усилиями ума или разума мы никогда не сможем «схватить» это. Аван манаса гочара. Это находится за пределами наших умственных измышлений и вне нашего рассудка. Но всё же это существует...».

Мы можем представить себе этот идеал только слушая о нём от чистых преданных. Если мы считаем, что уже достигли совершенства, или уже находимся «в лилах Кришны», то нашим попыткам по-настоящему достичь этого идеала придёт конец. Это и есть сахаджия. Если мы, оставаясь погруженными в собственные анартхи и материальное сознание, думаем, что у нас уже есть духовное тело и воображаем себя какой-нибудь «гопи», это и есть пракрита-раса — материальная раса, принимаемая за духовную. И нам не останется ничего другого, как удовлетворять своё вожделение, принимая его за «нектарную расу», и деградировать. Тогда — «всё на этом будет кончено...».

В своей хари-катхе 13 марта 1981г., которая называется «Где и ангелы ступить не смеют», Шрила Б.Р.Шридхар Госвами Махарадж предупреждает нас о недопустимости легковесного отношения к лилам Шри Шри Радха-Кришны. Вот несколько цитат из его выступлений: «Мы не должны выносить такие темы на публику: в этом и заключается разница между Гаудия Матхом и всякого рода сахаджиями. Сахаджии пытаются всё подделать, но мы не верим в подделки. Высшая лила придёт в личном откровении и заявит о себе непреодолимо, завладевая всем существом души. Когда все ступени садханы останутся позади, лила придёт спонтанно, сама собой. Мы верим, верим, что она придёт, а не пытаемся (из праздного любопытства) узнать о том, как она выглядит, а потом уже достичь. Не в этом линия нашего Гуру Махараджа, Прабхупады. ...Об этом же сказал и Шрила Бхактивинода Тхакур: «Держитесь правил того уровня, которому соответствуете, и вы увидите — всё произойдёт само собой». Неотступно держитесь Гаура-лилы, Махапрабху, и без отдельных усилий вы обнаружите в своём сердце поток радха-раса-судханидхи. ...Наше дело поливать семя, а плоды - поток бхакти высшего уровня, придут спонтанно, сами собой. Не старайтесь взять их с помощью интеллекта, ибо это породит в вас опасные предрассудки ...Не превращайтесь в неверующего, сгорающего от нетерпения посмотреть на конечный результат. Не поступайте так, иначе вместо Йога-майи вы получите Маха-майю. Он (Кришна) прекрасно знает, Она (Радхарани) прекрасно знает, когда доверить вам Свою тайну, и этого не достичь иначе, как по Его святой и свободной воле, — на волне Его сладкой воли, Её сладкой воли. Старайтесь обрести настоящее, естественное, а не подделку или отражение. Вам могут попасться отражение (пратибимба) и тень (чхайя), два вида заблуждений. Отражение опасней. То же говорится и о харинаме. Отражение и тень — и то, и другое уводит в сторону, сбивает с пути. Их надо преодолеть. Такие соблазны могут возникнуть на нашем пути, но мы не должны допустить и мысли о том, что можем безграничное заключить в узкие рамки своего интеллекта.

...Не пытайтесь поместить высшую реальность в зону своего рассудка ...Постоянно готовьте себя. Жаждите. Но НЕ ПРЕВРАЩАЙТЕ ЛИЛУ В ПРЕДМЕТ СВОЕГО ОПЫТА ... Не пытайтесь. Лила придёт сама. Просто продолжайте идти постепенным путём, указанным шастрами и гуру, и все придёт. Если ваша удача позволит, все придёт. Это не физические ощущения, чтобы ими можно было так запросто поделиться с кем попало. В таком духе мы не должны браться за лилу. ...Когда та Реальность будет довольна вами, то она низойдёт на какое-то время, чтобы дать нам пережить её, и вы будете просто изумлены: «Что это?..» Затем, даже когда всё уйдёт, вам будет не о чем жалеть. Живое откровение. Старайтесь обрести Целое. Мы не можем распоряжаться Целым, как объектом. Это настолько высоко, настолько высоко... ...Наш Учитель не позволял нам даже читать книги, которые описывают Их: «Говинда-лиламриту», даже «Става-кусуманджали», даже «Уджджвала-ниламани». Он не позволял нам изучать их и обсуждать. Более того, если он слышал, что кто-то вторгается в высшие лилы, описанные в этих книгах, это вызывало в нём тревогу и неудовольствие ...Вы должны прежде всего получить связь с шуддха-саттвой, с ниргуной, и только после этого можете попробовать обращаться к запредельным событиям, которые происходят там. Это не должно превращаться в удовлетворение собственного любопытства. Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют. С таким отношением мы должны подходить ко всему, что происходит там. Пусть же мы, по милости Господа, не превратимся в неверующих, мол, дай-ка выясню сначала всё до последней детали, а там, глядишь, и соглашусь с тем, что вы тут говорите....

…К любой лиле мы должны подходить с великой осторожностью, тем более к мадхурья-лиле. [Однажды Шрила Сарасвати Тхакур дал такое наставление своему санньяси-проповеднику:] «Сначала проповедуй шуддха-бхакти Прахлады Махараджа. Все они перезрели в сахаджии. Просто попытайся дать им понять: пусть сначала получат доступ в царство бхакти; что там говорить о Кришна-лиле — это на много, на много порядков выше...» Позже я увидел, как сам Прабхупада в течение нескольких дней давал лекции между Радха-кундой и Шьяма-кундой, он объяснял «Упадешамриту». Он не рассказывал ничего про Шримати Радхарани или Кришну, но говорил только по «Упадешамрите» — основе. Его внимание всегда было обращено к основе: «Поливайте корень, а дерево вырастет само» ...Он не касался ни «Говинда-лиламриты», ни «Кришна-бхаванамриты», ни чего-либо подобного. На таких принципах мы были воспитаны.

...Я хочу истины, и я надеюсь на милость вайшнавов, на милость каждого из вас — я умоляю об этой милости: пусть у меня не будет никаких притязаний, но пусть я стану последним, самым последним из всех слуг Господа, чтобы ничто не увело меня на ложный путь. Пусть я буду занят самым низким служением. Твад даса-даса-дасанам дасатвам дехи ме прабхо. Пусть моя вера будет настолько твёрдой и такого качества, чтобы радоваться возможности самого незначительного божественного служения Ему. Пусть во мне не будет никаких амбиций: рваться наверх, в привилегированные круги ...Махапрабху говорит: «Просто считай меня пылинкой на стопах, о Кришна!» Айи нанда-тануджа кинкарам... Пусть эти слова ведут нас ...Наша вера должна подняться до такого уровня, когда мы будем рады стать пылинкой на Его стопах. Тогда, по Его сладкой воле, может произойти всё, что угодно. Но нашей скромной целью должна быть самая отдаленная, самая ничтожная связь с Божественным, с реальностью, а не с вымышленным «кришной» ...Пуджала рага-патха гаурава-бханге. Настолько упоительно... Рага-патх — над нашей головой. Мы — слуги этого пути. Мы на видхи-марге, под управлением шастр ...Мы всегда держим рага-патх над своей головой.

...Стопроцентное смирение. Не может быть ни малейшего намёка на дух наслаждения!

      ...Самопожертвование крайне необходимо, чтобы вступить в то царство. Тогда высший мир станет реальностью (для нас). Иначе всё будет вымыслом, игрой воображения. Если такое самоуничижение кажется нам придуманным, то и тот мир будет придуманным. Если оно — осязаемая реальность, то и Голока — реальность. На таком плане бытия они соприкоснутся с Голокой, на таком, причинном, глубочайшем уровне они смогут встретиться с тем миром. Иначе все это — рай для дураков. Если мы верим в это, то и То будет для нас настоящим. В противном случае нам выдадут вид на жительство в раю для дураков.

...Жизнь в глубочайшем, нарастающем потоке существует, и если мы и вправду хотим быть захвачены этим потоком, нам надо быть такими малыми, такими чистыми и не иметь никаких запросов. Мы должны превратить себя в нечто противоположное Господу, обратное тому, что мы есть сейчас [наслаждающиеся], и только тогда мы сможем ощутить что значит приблизиться к Той жизни. Даже малейший намёк на эксплуатацию, даже слабый след честолюбия уже не позволят нам попасть туда. Это не то. Пратишха — это самоутверждение, желание быть стабильным, бессмертным, непобедимым... Не самовручение, а самоутверждение.

...Прабхупада Шрила Сарасвати Тхакур дал нам наставление не жить на Радха-кунде ...Он говорил: «Я буду жить у Говардхана. Радха-кунда — высочайшее место: место моего Гуру Махараджа, место наших гуру. Они будут жить здесь, в непосредственной близости к лиле, но мы не годимся для жизни здесь. Мы будем жить у Говардхана, совсем неподалёку. Мы должны быть рядом, поскольку нам нужно будет приходить и служить нашему Гурудеву, но мы не должны жить в тесной близости с ними. Мы непригодны для этого».

Пуджала рага-патха гаурава-бханге... Таков был настрой всей его жизни: «Это высоко, так высоко... И снизу мы должны преклоняться перед Ними. Во всём мире мы должны утвердить такое отношение: должное преклонение перед высочайшей лилой. Это необычайно высоко...».

...Однажды в Аллахабаде, выступая в парке, Шрила Прабхупада (Сарасвати Тхакур) сказал: «Я здесь, чтобы бросить вызов любому, кто захочет сразиться: я готов показать, что наивысшее положение занимают мой Гурудев, Шрила Бхактивинода Тхакур и Махапрабху. Пусть кто угодно выйдет сразиться со мной, чтобы решить кто из нас прав. Я готов. Я готов бросить этот вызов всем и каждому. Пусть выйдут сразиться со мной. Я готов воздвигнуть престол моего Гурудева на высочайшую высоту».

Из лекции Шрилы Гурудева по «Вену-гите» (21.01.01 Мурвилламба, Австралия):

«Кто такие гопи? ...Это никто иной как Сам Кришна. Господь «разделился» на двух, на Радху и Кришну, а гопи являются проявлениями Самой Шримати Радхики. Мы должны следовать этим возвышенным спутникам Господа. Они пришли в этот мир для того, чтобы научить нас чему-то. Будьте привязаны к Кришне так же, как они. Тогда все другие привязанности быстро оставят вас.

...Нам следует постараться извлечь самую суть из этих шлок («Вену-гиты»), увидеть, насколько гопи погружены [в мысли о Кришне]. Если бы мы могли так же... Я объясняю вам все эти вещи только ради того, чтобы показать какую глубокую привязанность имеют гопи к Кришне. Днём и ночью они ведут такие беседы, и даже не знают, день на дворе или ночь... Если мы сможем следовать по их стопам, все наши проблемы разрешатся навсегда, и мы обретём любовь и привязанность к Кришне. Однако вначале научитесь следовать тому, о чем я говорю сейчас на утренних лекциях [по первым стихам «Упадешамриты»]. Следуйте всем этим правилам и предписаниям. И когда появляется возможность слушать вайшнавов, не упускайте её, слушайте их хари-катху. Почему мы не привязаны к Кришне? Мы хотели бы быть такими, но эта глубокая привязанность не появляется у нас. В чём причина?

Здесь, в нашем сердце, много нежелательных вещей. Некоторые приходят на эти встречи, но потом в них просыпается желание покинуть нас и вернуться на старый путь. Кто-то именно так и делает. Им не нравится оставаться среди преданных, потому что их сердце полно мирских желаний, стремления наслаждать свои чувства и т.д. Поэтому к ним и не приходит привязанность к Кришне, хотя они и пытаются слушать об этом. Но когда сердце очистится от всех этих вещей, то, послушав о Кришне лишь немного, вы будете видеть, что сразу проявляется привязанность к Господу. Она должна проявиться, как это было в случае с ягья-патни (жёнами брахманов). Они с нетерпением ожидали: «Когда же мы сможем увидеть Кришну? Когда мы встретимся с Ним? Когда мы сможем служить Ему?..»

Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами говорит в своей лекции о том, что мы никогда не должны принимать лилы Радха-Кришны дёшево: «У Господа Чайтаньи были тысячи последователей, и... Он не обсуждал это (сокровенное) даже в кругу пятерых... Шри-кришна-чайтанйа прабху-нитйананда шри-адвайта гададхара шривасади... Нитьянанда, Адвайта, Гададхара, Шривас и Он Сам, пятеро... Когда Он жил в Навадвипе, Он не обсуждал это (мадхурью) даже с Ними, что и говорить об остальных. Он Сам показал пример, чтобы в будущем люди были очень осторожны с этим. Ведь если человек не понимает, кто такой Кришна, как он сможет понять лилы Кришны? Обсуждения раса-лилы — это высшее в сознании Кришны. Это не что-то заурядное. В этом нет ничего материального. Но поскольку мы ещё не до конца освободились от материальной концепции жизни, мы можем подумать, что кришна-лила — это нечто подобное материальным взаимоотношениям. Так мы совершаем оскорбление. Осознание раса-лилы — это высшая цель, но чтобы действительно понять её, вам придётся подождать, вам нужно постараться стать более совершенным в сознании Кришны».

Однажды наш Шрила Парам-гурудев, Нитья-лила правишта Ом Вишнупад Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, увидел, как один из его молодых учеников пытается изучать книги, в которых рассказывается о лилах Радха-Кришны, о самбхога-расе (Их встречах). Он строго сказал своему ученику: «Ты станешь достойным слушать о таких темах тогда, когда шри нама-санкиртана очистит твоё сердце от анартх и там проявится шуддха-саттва (трансцендентная благость). В противном случае ты будешь считать, что трансцендентные лилы Шри Радха-Говинды - это нечто подобное отношениям мирских любовников, и это породит в тебе ложные представления. Концепцию расы правильно воспринимать можно, лишь достигнув духовного совершенства, в сиддха-дехе (минимум сварупа-сиддхи). Находясь в материальном теле, воспринять шрингара-расу (должным образом) нельзя. Обсуждать самбхога-расу достоин только тот, кто свободен от мирских наслаждений и достиг уровня бхавы».

Из воспоминаний Шри Шримад Бхактипрамод Пури Госвами Махараджа о Шриле Прабхупаде Сарасвати Тхакуре: «Он настаивал на том, что нельзя поощрять пение [о лилах Кришны] тех людей, которые не преданы Господу и опьянены гордостью. Такое пение — словно мёртвое тело, в котором нет жизни. Шрила Прабхупада совсем не одобрял неавторитетные обсуждения возвышенных тем. Постоянное памятование о Кришне является производным чистой преданности. Любовь к Богу достигается только чистым воспеванием святых и имён без оскорблений ...Если Прабхупада видел, что кто-нибудь, движимый желанием получить выгоду, славу и престиж, одевает на себя маску спонтанной чистой преданности, он называл это лицемерием и не мог терпеть этого. Он часто говорил:

мадхавендра пури бхава-гхоре чури

на корило кобху садаи джанабо

[«Всегда помни, что Шрила Мадхавендра Пури никогда не имитировал бхаву, он был полон неподдельной бхавы». ‘Бхава-гхоре чури’ означает «воровать бхаву».] Великие души говорят: виддхи-марге браджа-бхава пайте нахи шакти, невозможно обрести спонтанную преданность одной лишь практикой ваидхи-бхакти. Бесценный дар спонтанной преданности приходит только благодаря сильному желанию обрести её (лаулья), а также от благословенного общения с истинным учителем, вечным жителем святой дхамы. Но искусственное подражание действиям осознавших себя душ, приносит лишь беспокойство в обществе, поскольку такие люди, будучи ещё неквалифицированными, принимаются обсуждать возвышенные темы. Преждевременные попытки практиковать спонтанную преданность (рагануга) бесполезны. Тогда можно спросить: а каков же реальный метод достижения цели? Ответ дал Господь Гауранга, прося Своих близких спутников глубоко принять в сердце такие слова:

нама-санкиртана калау парама упай

иха хойте сарва-сиддхи хоибе сабай

С полной верой нужно принять святое имя, и это обязательно приведёт воспевающего к полному совершенству. В стихе «викридитам враджа-вадхубхир идам...» («Ш.-Б.», 10.33.39) слово «шраддханвитах» указывает на веру, которая приводит к спонтанной преданности. Шриман Махапрабху убеждал всех в том, что святое имя исполнено всего трансцендентного могущества, будучи неотличным от Верховного Господа ...

…Чистой спонтанной преданности можно достичь лишь с помощью процесса исключительного самопредания лотосным стопам святого имени, сердечной молитвы, обращённой к Нему, и принятию обета повторять святое имя, решительно следуя ему ...Слово «шраддханвитах» никак не относится к неверующим или тем, кто упорно продолжает совершать оскорбления святого имени ...Шрила Прабхупада (Сарасвати Тхакур) никогда не одобрял обсуждений возвышенных тем неквалифицированными людьми, всегда отдавая приоритет воспеванию святого имени. Слова Бхактивиноды Тхакура в этой связи тоже поучительны для нас: виддхи-марга-рото джоне свадхината-рат-на-дане/ рага-марге корайа правеш («Тот, кто с верой старательно следует ваидхи-бхакти, постепенно обретает сокровище духовной свободы и вступает на путь рага-марга»).

...В комментарии к 7-му стиху «Упадешамриты» Шрила Прабхупада пишет: «Начинающий преданный должен укротить свой неугомонный ум, с решимостью воспевая святое имя Господа... Вместе с этим следует практиковать слушание и памятование о качествах Господа. По мере того, как привязанность к этому будет усиливаться, сами собой придут необходимые качества для практики спонтанной преданности... Важно помнить, что преждевременная практика возвышенных уровней преданности может привести к усилению низших [половых] побуждений в человеке, что заставит его сойти с духовного пути».

Обычные люди под влиянием некоего заблуждения пытаются петь о высших настроениях преданного служения (в мадхурья-расе), и это приводит лишь к расабхасе (смешению противоположных настроений), чего так не мог терпеть Шрила Прабхупада (Сарасвати Тхакур). Любое отклонение от учения о чистой преданности побуждало его тотчас же опровергать такие ложные суждения. У него была поразительная способность мудрыми и огненными высказываниями заставлять всех оппонентов тут же замолкать. Его личность внушала страх всем, кто осмеливался идти на компромисс с идеалами чистой преданности ...В своём поведении он был всегда строг, следуя наставлению Шримана Махапрабху «асат-санга-тйага эи ваишнава ачар» (Вайшнав избегает общения с материалистами, удовлетворяющими свои чувства, и с безбожниками, непреданными)».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада: «Не пытайтесь увидеть Господа материальными глазами или воспринять Его материальными чувствами. Вместо этого постарайтесь обрести необходимые качества чистой преданности, чтобы в ответ на это Господь Сам появился перед нами. Такое умонастроение будет гораздо выше».

Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж: «Не следует смотреть на шри виграху (Божество) ради удовлетворения своих глаз: «О, какое красивое Божество, какое приятное зрелище, как я удовлетворён...» Нет, должно быть такое отношение: «Пусть Господь, шри виграха, будет доволен мной, ведь это Он смотрит на меня, а не я вижу Его». Такое понимание будет в высшей степени благом для нас. Бхагавана невозможно воспринять материальными чувствами».

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: вичакшана кори декхите чахиле, хойа анкхи агочара. Когда вы пытаетесь все осознать рассудком и себя рассматриваете как субъект, а все вокруг - как объект, то ясного понимания не будет, всё исчезнет.

Подходя к алтарю Божества, нужно помнить, что такое «даршан». Это не мы совершаем даршан, пытаясь разглядеть Господа, а Господь милостиво смотрит на нас, это Он дарует нам Свой даршан. Когда есть такое отношение, то нам будет уже не всё равно, что у нас внутри, в сердце, ведь Господь будет смотреть в наше сердце и все увидит — хотим мы наслаждаться или служить Ему. То же касается всех остальных составляющих преданного служения. Когда преданные поют киртан, они делают это не для собственного удовлетворения, а ради наслаждения Господа, ради служения святому имени. Они слушают хари-катху не ради своего удовлетворения, но ради служения хари-катхе. А когда принимают бхагават-прасад — его ни в коем случае не «едят», а служат ему. Как говорил один ученик Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура, «преданные Господа перестали есть, они ничего не едят», — они служат Его маха-прасаду, слава которого безгранична. Шри виграха, хари-катха, маха-прасад, киртан относятся к категории апракрита, нематериального, поэтому нужно молиться, чтобы от благословенного соприкосновения с Ними мы сами изменились. «Я могу увидеть и понять Господа, только если Он захочет этого, а не потому что я захочу. Основа для бхакти — это понимание, что я принадлежу Ему, атма-ниведанам. Я — Его слуга. Слуга Его слуг».

Шрила Нараяна Госвами Махарадж (из «Прабандхавали», глава «Бхаджана-рахасья»): «В самом начале нам говорят, что мы должны оставить желание материальных наслаждений и вместо этого стремиться к духовному наслаждению, к наслаждению в божественной любви, преме. Но, в действительности, преданный должен оставить и это желание! Когда у нас не будет абсолютно никакого желания собственного счастья, тогда Кришна будет принимать наше служение».

 

Если источником «рагануги» служат сентименты или измышления, то вайшнавы назовут её «ругануга», то есть им захочется ругаться по этому поводу.

Из хари-катхи Ш.Нараяны Госвами Махараджа (21.08.99, Матхура): «Мы пытаемся дать людям представление о том, что такое настоящее бхакти, но зачастую видим, что не можем помочь им. У них есть лишь сентиментальные представления и эмоции, которые могут исчезнуть в любое мгновение. Мы должны постараться войти в настоящее бхакти, а не просто играть в игрушки на берегу реки из мирских сентиментов.

...Нам придётся принять и пережить реакции на все наши греховные действия из прошлых жизней. Смиренно принимайте все эти страдания. Не ожидайте, что они каким-то чудом сразу испарятся. Придёт день, когда все трудности уйдут, но вам придётся подождать этого. Постарайтесь понять, что такое бхакти, в чём суть бхакти. Иначе все ваши усилия ни к чему не приведут. Бхакти — это деятельность, совершаемая телом, умом, речью и сердцем, только лишь ради удовлетворения Радха-Кришны. И основа бхактигуру-ништха, твердая вера в духовного учителя. Если вы не способны служить своему гуру, вы не сможете служить Радха-Кришне ...Бхакти придёт только тогда, когда мы научимся служить и приносить удовольствие гуру и вайшнавам».

В Пури-дхаме, во время Пурушоттама-враты 2001 года, Шрипад Аранья Махарадж в своей лекции привёл следующую аналогию. Однажды муравей увидел банку с мёдом, и она ему показалась такой огромной, ведь сам он так мал. Он догадывался, что такое мёд, и поэтому вне себя от радости закричал: «Налетай! Вот оно, счастье! Сколько здесь мёда!!! Этого хватит и на меня, и на мою семью, и на всё муравьиное племя, и на всех наших потомков!» Наивный муравей вскарабкался по стене банки и решительно прыгнул вниз. Радости его не было границ — барахтаясь в меду, он упивался его сладким нектаром. Однако вскоре он понял, что начал тонуть. Поскольку у него не было никакой опоры, он не смог продолжать своё приятное занятие и... бесславно погиб.

Человек, который с головой бросается в раса-катху, не желая знать ничего больше, подобен этому муравью. Поскольку у него нет опоры в виде шраддхи, таттва-сиддханты (глубокого знания философии Бхагаваты), шаранагати и садачара (правильного поведения в традиции Гаудия-вайшнавов), он просто потонет в своих анартхах, апасиддхантах и оскорблениях.

Однажды какой-то наивный преданный, услышав что-то о сиддха-дехе, спросил Шрипад Аранью Махараджа, нужно ли ему «медитировать на свою сиддха-деху» (духовное тело). Шрипад Аранья Махарадж засмеялся в ответ: «А где же у тебя эта сиддха-деха? Ты уже прошёл анартха-нивритти, достиг ништхи, ручи, асакти? На что ты собираешься медитировать? Сиддха-деха начинает проявляться только со стадии асакти, постепенно. Если бы ты знал, что нужно для того, чтобы достичь этой стадии, ты не говорил бы так легкомысленно на эти темы. Ни в коем случае нельзя медитировать на свою воображаемую «сиддха-деху», это не только не нужно, но и вредно».

Бхактивинода Тхакур говорит в «Бхаджана-рахасье» (1.10):

адхикар на лобхийа сиддха-деха бхаве

випорджой буддхи джонме шактиро абхаве

«Если человек думает о своей «сиддха-дехе», еще не обретя адхикар, он все будет искажать в своём понимании, и в этом проявится его духовная слабость».

На Варшане (парикрама 2001 года) Шрипад Аранья Махарадж объяснял: «Мы не должны медитировать на те стихи из шастр, которые намного выше нашего нынешнего уровня. Поэтому в «Бхаджана-рахасье» даётся определённая последовательность стихов для медитации. Если вдруг ни с того, ни с сего вы начнёте медитировать на то, как сакхи украшают трансцендентное (апракрита) тело Шримати Радхарани, с вашей духовной жизнью всё будет закончено».

Ему задали вопрос: «Как определить свой уровень?» — «Для этого шастры описывают признаки, которые можно увидеть у преданных разных уровней. Вы не можете должным образом определить свой уровень до тех пор, пока не станете «мадхьяма-мадхьяма». Сейчас определить ваш уровень могут помочь старшие, действительно духовно продвинутые, преданные».

Однажды на праздник, который устраивали преданные Шри Чайтанья Матха в Годрума-двипе, пришёл некий известный певец киртанов, Ситанатх, который умел виртуозно играть на разных инструментах и выводить голосом сложные раги. Он старательно пел в течение целого часа, и когда закончил, Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур сказал Винода-бихари Прабху (Шриле Кешаве Госвами Махараджу): «Ты слышал этот «киртан»? Те, кто не имеют вкуса к шри наме и поклонению иштадеву, Господу, привязаны лишь к мелодичному пению на разные мотивы, и всё это они делают ради удовлетворения своих чувств. Я называю таких людей «тал-тхока-сампрадая» (те, кого интересует только красивая мелодия и ритм, но не внутреннее духовное настроение). Но когда мы с верой совершаем громкое воспевание харинамы, мы отбрасываем свою апатию, лень и всяческие анартхи. Если мы погружены в такой киртан, все наши духовные желания будут исполнены. А люди «тал-тхока» желают лишь материальной выгоды, славы и почёта. Шуддха-вайшнавы всегда держатся как можно дальше от этого и совершают садхану воспевания кришна-намы, с верой погрузившись в киртан. Трансцендентные образ, качества и игры Нами Прабху (Кришны) проявляются в сердцах тех, кто поёт нама-киртан таким образом. Бхагавата-према разовьётся в нас только через воспевание такой шуддха-намы».

В другой раз тот же Ситанатх сидел на рассвете недалеко от Йогапитха в Маяпуре и очень сладким голосом пел «раи джаго, раи джаго...», подыгрывая себе на фисгармонии. «Раи джаго» означает «Просыпайся, Радхарани!». Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур услышал это сентиментальное пение, подошёл к разомлевшему Ситанатху и строго сказал ему: «Сначала проснись сам, а потом уже сможешь будить Радхарани!» Он имел в виду, что сначала нужно достичь духовной зрелости, преодолеть анартхи, утвердиться в своей вечной сварупе (минимум нитья-дасье), и только потом стать способным «будить Радхарани» в апракрита-лиле.

Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур говорил своим ученикам, что слишком эзотерические киртаны, описывающие унната-уджджвала-расу (отношения Радхи и Кришны), не позволяется петь где угодно — на улице, на площадях, в собраниях, другими словами, в присутствии неквалифицированных людей (Обе эти истории взяты из книги «Шри Шримад Б.П.Кешава Госвами», написанной Шрилой Нараяной Махараджем.) Этой же теме — имитация и настоящий рагануга-бхаджан — посвятили 5-й номер журнала «Путь Рупы-Рагхунатхи» последователи Шрилы Б.П.Пури Госвами Махараджа. Там можно найти несколько необычайно важных материалов, таких как «Путь бхаджана Рупануг» Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура, «Сначала стань достойным, потом желай» Шрилы Б.П.Пури Госвами Махараджа, «Где и ангелы ступить не смеют» Шрилы Б.Р.Шридхары Госвами Махараджа и описания бхаджана-пранали предыдущих ачарьев.

В своей хари-катхе «Сначала стань достойным, потом желай» (29 июня 1998г.) Шрила Бхактипрамод Пури Госвами Махарадж говорит, что знать высшую цель, прайоджану, и стремиться к ней действительно необходимо, и в том, что говорит Шрила Нараяна Махарадж, нет ничего неправильного. Маха-бхагавата-гуру имеет право говорить о рагануга-бхакти, но все ли его последователи имеют такой же адхикар и могут правильно воспринимать его слова, правильно следовать процессу рагануга-садханы? Другими словами, у Шрилы Нараяны Госвами Махараджа говорить на такие темы адхикар есть, и поэтому он иногда это делает для блага НЕКОТОРЫХ СТАРШИХ УЧЕНИКОВ, но есть ли у всех его последователей необходимый адхикар, чтобы считать себя «раганугами» и самостоятельно обсуждать такие темы между собой?

Вот некоторые цитаты из хари-катхи Шрилы Б.П.Пури Госвами Махараджа: «...Нараяна Махарадж — очень и очень знающий человек. Он так близко меня знает. Я с ним знаком с давних пор, как он впервые пришёл к моему духовному брату, Бхактипрагьяне Кешаве Махараджу. Он затрагивает темы, связанные с высшими сферами бхакти, и я не вижу в этом чего-то плохого. Единственное, что для этого требуется, - адхикар.

адхикар на лобхийа сиддха-деха бхаве

випорджой будхи джанме шактиро абхаве

(«Бхаджана-рахасья», 1.10)

«Тот, кто думает о сиддха-дехе, не имея на то адхикара, извращает всё в своём понимании, духовно слаб».

Знаете такие слова? НЕОБХОДИМ АДХИКАР. Как появится адхикар? Святое имя даст его ... Дай им понять, что я никогда не оскорблял Нараяну Махараджа. Никогда не оскорблял. Он высокообразованный, пандит. Мы знакомы с очень давних пор, ещё с тех пор как он только пришёл [c 1947г.]. У меня много его книг, и сколько раз я ездил к нему... Я никогда его не оскорблял, иначе я бы стал апарадхи, совершил бы оскорбление вайшнава. Но я говорю всем: сначала станьте достойны, а потом желайте».

В начале этого выступления Шрила Пури Госвами Махарадж говорил о сокровенном смысле Ратха-ятры (кришна лойа брадже джай), о встрече Шримати Радхарани и Кришны на Курукшетре, о чувствах враджаваси, комментируя соответствующий стих Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами. И затем: «...Как поразителен язык Кавираджа Госвами! Потому что он способен пережить это! Анубхава. Мы же не знаем, как переживать ...Чётки в руке — это ещё не кришна-бхаджан (плачет). В руке у меня вроде бы и мала, но думаю то я о чём? Где бхаджан? Что такое бхаджана-рахасья? ...Одни эмоции, скоропостижные всплески. Какой от них толк? Сыграл, как мальчик из театральной труппы... Его в гримёрной натаскали: «Здесь поплачешь, здесь посмеёшься, здесь вот это, здесь то...» Вышел, сыграл. Слушатели прослезились на минутку. Но мы-то чем лучше?

...А как же по-настоящему? Харинамой. Если воспевать и воспевать кришна-наму, то приходит время, когда слёзы сами собой текут из глаз. Но это не должно быть так, что просто какое-то время поплакал, проронил слезу. Сегодня есть такое чувство, завтра нет. «Ну что я могу поделать — временное оно...» Будь это состоянием нашей вечной севы, тогда было бы по-настоящему. А то на пять минут пришло какое-то чувство, сердце смягчилось, и уже думаем — «О, вот это бхаджан! Вот это я понимаю! Я теперь бхаджанвала», а на других смотрим: «Э! Чем это все занимаются? Это что у них, бхаджан такой?!»

...Сын, кришна-бхаджан не бывает без намы. Без намы ничего не будет ...Чувства, настроения, бхавы могут приходить, но если бы они были стхайи, стойкими, непреходящими, тогда это был бы стхайи-бхав, рати, настоящее чувство. Как же можно достичь такого чувства? Воспевая наму без апарадх ...Наш путь — авикшепена сататйам [так Шрила Джива Госвами определяет ништха-бхакти — постоянство без перерывов в сознании, когда внимание не отвлекается ни на что постороннее]. Поэтому я и говорю... Многие возмущаются, мол, что мы так всю жизнь и будем себя лишать? Так никогда и не углубимся в эти темы? Я говорю: думайте, размышляйте, и другим помогайте помнить, но цена этому — ништха к святому имени. ...Адау шраддха, вначале шраддха. Садху-санга — самопредание стопам сад-гуру, затем бхаджана-крия ...Последовательность, одно за другим. Анартха-нивритти, затем ништха. Что же это, ништха, наиштхики-бхакти? Авикшепена сататйам ...Лишённое всякой невнимательности постоянство, непрерывность.

Бхактивинода Тхакур пишет в «Харинама-чинтамани» (12 гл.): повторял лакх, считал, считал... Наконец насчитал — всё, лакх готов. Только кришна-према эка-бинду на хойло гунамани... Ни капли драгоценной кришна-премы. Према — это глубочайшее прити, любовь, волнение только о Его счастье. Где же глубочайшее прити? Смотрю только на цифру: «О! готово, вычитал. Харе Кришна». А Намачарья Харидас Тхакур, как он воспевал наму?.. ...Я говорю: занимайтесь. Занимайтесь бхаджаном. Но пусть такое состояние придёт в бхаджане сначала. Пусть придёт наиштхики-бхакти, тогда будет о чём говорить дальше. Тада раджас-тамобхавах кама-лобхадайаш ча йе... («Ш.-Б.», 1.2.19) К сознанию, к атме, утвердившейся в шуддха-саттве, приходит прасаннатма, ясность понимания своего предназначения, покой от страстей. Если она не придёт, какие могут быть разговоры о... Конечно, мы не можем не говорить о том, к чему мы стремимся, ради чего мы пришли... Делайте это, но должен же быть харинам, ништха к харинаму! Авикшепена сататйам. Должна же прийти непрерывность в сознании. А то всё, что я воспринимаю, — это моё сознание проваливается то в одну сторону, то в другую.

Если кто-то непрерывно способен помнить о лиле Бхагавана, это другой случай. Но если моё внимание то и дело отвлекается, как тут родиться жажде бхаджана-рахасьи? ...Поэтому многие недовольны мной. Говорят: «Махарадж, что же мы так навечно и останемся сухарями?» Я отвечаю: если к вам пришла наиштхики-бхакти, то пожалуйста, занимайтесь сами и даже другим можете говорить: «Делайте то-то и то-то». Но покуда у вас нет наиштхики-бхакти, что вы можете сказать? А кроме намы дать такое бхакти не в силах никто и ничто. Если кто-то говорит: «У меня в сердце все это и без намы произошло» — не может такого быть. Должна быть ништха к наме. Понимаете, что я говорю? Да, все должны знать, что это наша высшая необходимость — кришна-лила-асвадан, непрерывно испытывать сладость кришна-лилы. Но асвадан лила проявятся настолько, насколько чистым стало моё сердце. Покуда посторонние, низменные желания, корысть, вожделение, гнев и прочее будут оставаться в моём уме, разве можно будет вкусить сладость расы? Это что, шуддха-саттва? Откуда там взяться истинной саттвика-бхаве? Поэтому и говорится тада раджас-тамо-бхава... Задумайтесь над этими словами. Знакомы ли вы с ними? ...Тад ашма-сарам хридайам ватедам — сейчас у нас сердце заковано в железо...

[Шрила Джива Госвами пишет о последовательности в садхане:] Пратхамам намнах шраванам антахкарана-шуддхйартхам. Сначала нама-шравана, затем киртан, затем, когда сердце стало чистым, я буду слушать о Его рупе, о Его красоте: Шьямасундар. Какой Он, Шьям, какова Его рупа. Затем слушать о Его гуне, качествах. Бхакта-ватсала, и всё остальное о гуне. И только после этого лила-катха. Рупа, гуна, и только потом лила. Если ни с того, ни с сего попытаться «насладиться» Его лилой, то какие-то эмоции могут и возникнуть, ненадолго. Но не навсегда. Поэтому Прабхупада сказал нам, что Махапрабху снова, снова и снова слушал от Гададхары Пандита о лилах Прахлады и Дхрувы. Ради чего Он показал такой пример слушания? Для того, чтобы мы оставили деланные, искусственные переживания и держались чистого чувства ...Постепенно, постепенно Десятая Песнь. Только тогда мы сможем её начать. Только так мы сможем приобрести необходимые качества, чтобы читать Десятую Песнь. Если поспешишь, то будешь как тот зритель на театральном представлении.

При этом, чтобы дать нам понять, к чему нам стремиться, Прабхупада ввёл слушание кришна-лилы как нияма-севу во время Карттики. Я не говорю «нельзя»: многие, послушав меня, поднимают шум. Не «нельзя», а главным сделать наму. Приняв наму как самое главное, мы сможем воспевать без апарадх, и тогда в повторении намы мы немного почувствуем расу святого имени. И придёт авикшепена сататйам, постоянство, когда не будет мыслей ни о чём другом и желания чего бы то ни было другого. Тогда, постепенно, постепенно, мы в конце концов станем способны и достойны пережить расу Его лилы.

...Это не значит, что мы теперь должны сидеть сложа руки. Нам нужна лаласа [лаулья], жажда. ...Когда становишься достойным пережить эту лилу, вот что подчёркивает Прабхупада. Да, я понимаю, это наша необходимость, это наша цель. Но чтобы стать по-настоящему достойным, нужно всеми силами держаться за наму — воспевая наму без апарадх ...Нужно постараться, чтобы появилось хоть немного любви к наме. Молиться нашим гуру, чтобы в нас не проникло никакое самомнение, никакой аханкары (гордости). «Я теперь здесь основной бхаджанвала: это что тут за бхакти, а там ещё что за бхакти? Давайте-давайте, вы наму повторяйте, а мы послушаем»....Но нама для нас — это всё и вся. Поэтому и говорится: нама бина кали-каленахи анйо дхарма... Бхаджанеро мадхйе шрештха... Джайати джайати намананда рупам мурарер...».

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи