?

Экадаши. Базовый общеобразовательный курс. Ари Мардан дас.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 527. Опубликовано: 18-02-2020, 12:27

Экадаши

Базовый общеобразовательный курс

Ари Мардан дас

Норильск, декабрь-март 2012г.

Часть 1

 

Сегодня мы с вами постараемся тезисно познакомиться с темой «Экадаши». Всего за одно занятие мы попробуем объять необъятное: узнать о славе экадаши, древнейшего поста, дарующего все блага, которые только можно себе представить.

История появления священного дня Экадаши очень древняя. Она связана с тем, как Господь Вишну победил демона Муру, поэтому Его стали звать Мурари. Экадаши Дэви – это энергия Господа, которая сделала эту победу возможной. Вместо Господа она сразилась с демоном Муру и уничтожила его. Именно поэтому эта богиня получила благословение устранять все грехи тех, кто прибегает к её милости и постится в экадаши. Слово экадаши происходит из двух слов: эка – «один», даши – «десять». Другими словами: один плюс десять равно одиннадцать.

Экадаши – это два дня, которые появляются в течение каждого месяца. Один из них – на нарастающую луну, другой – на убывающую. В каждом году двадцать четыре экадаши. Таким образом, благодаря экадаши, у каждого человека появляется возможность уничтожить все свои грехи двадцать четыре раза в году. Экадаши – это особая милость Господа, выраженная во времени. Господь проявляет Свою милость в разных ситуациях, в разных местах. Он может проявить Себя через преданного, через книгу, мурти, изваяние, через звук, через запах цветов и гирлянд, которые мы предлагаем Кришне. Также милость Кришны проявляется через особые дни – экадаши, а также другие дни, связанные с явлением или уходом Кришны. Есть много праздников, почитая которые, мы можем обрести духовное благочестие. Скоро будет Гаура Пурнима. У нас появится возможность обсуждать игры Господа Чайтаньи и таким образом получить милость господа Чайтаньи в этот день. Экадаши – это очень благоприятное время для верующих людей, для арьев.

Экадаши, которые приходятся на нарастающую луну, называются шукла-экадаши или светлые экадаши, а на убывающую – кришна-экадаши или тёмные экадаши. Между ними нет разницы, они тождественны. Следует поститься как в светлые, так и в тёмные экадаши. В «Нарада-смрити» сказано:

нитйам шакти-самайуктаир нараир вишну-парайанаих

пакше пакше ту картавйам экадашйам упошанам

«Каждый бхакта должен поститься во время экадаши, как нарастающей, так и убывающей луны».

Слава экадаши распространяется по всей Вселенной. В каждой Вселенной Кришна устроил так, чтобы у людей была возможность получать милость через экадаши. Экадаши прославлены великими мудрецами всех вселенных. Полубоги и мудрецы почитают и поклоняются Экадаши, понимая, что благодаря ей, они смогут поддерживать свой духовный уровень, увеличивать своё благочестие, сжигать грехи, последствия грехов и обретать нужные качества для бхакти. Даже для успеха в кармической деятельности необходимы саттвичные качества, Экадаши способна их даровать.

Все учителя нашей ученической преемственности постились в экадаши. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» дал описание шестидесяти четырёх видов преданного служения. Среди них есть экадаши. Когда Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада перевёл эту книгу, он назвал её «Нектар преданности», в которой на 90-й странице написал о цели экадаши. Главная цель – это любовь к Богу, которая не будет запятнана эгоизмом, мирской страстностью и грехами.

Пост на экадаши называется экадаши-врата. Поскольку все наши учителя следовали посту, они совершали эту врату. Те, кто следует по их стопам (анугатья), обретают те же плоды (панча-пурушартху, прему). Они становятся также чистыми преданными, как и все учителя бхагават-парампары, ученической преемственности. Если мы будем следовать их примеру, то сможем выразить через это своё почтение Гаудия-сампрадае. В актах преданного служения заключено почтение объектам поклонения. Тогда святые будут счастливы и даруют нам свои благословения. То есть, помимо милости со стороны экадаши, мы можем получить также благословения учителей. Несомненно, это усилит результативность нашего бхакти.

Этот день называется Хари-васара или день Господа Хари. Это избранный Им день, который нужно посвящать Ему. Совершая преданное служение, мы должны посвящать его счастью Бхагавана.

Экадаши – божественная энергия Самого Господа. Её олицетворяет особое проявление, которое называется Экадаши Дэви. Именно она вышла из Господа Вишну и сразилась с демоном, которого долгое время Господь, как будто бы, не мог одолеть. Это была Его лила, в которой Он желал отдать Свою славу победоносной богине, Своей преданной. Битва с демоном Муру была очень долгой, и Господь, сделав вид, что устал сражаться, пошёл отдыхать. Демон Муру последовал за Ним, хотел Его добить, но как он ни бежал, всё не мог Его догнать, несмотря на то, что Господь шёл не торопясь.

Господь лёг отдохнуть. Муру нагнал Его и решил напасть на лежащего Господа. В этот момент из Его тела вышла вооружённая воительница и убила демона.

 – Какие благословения ты хочешь получить? – спросил её Господь.

 – Я хочу освобождать от грехов людей во всех Вселенных, – сказала она.

Тогда олицетворённый грех прибежал к Господу и сказал:

 – Как же так? Ты создал меня, чтобы я действовал по Твоим указаниям: приходил к грешникам, исполняя их прихоти, а потом наказывал за материальные желания. Если Экадаши Дэви начнёт распространять свою энергию по всем Вселенным, то я умру. Зачем же тогда Ты создал меня?

Господь ответил:

 – Не бойся! Ты найдёшь прибежище, спрятавшись в злаках и бобовых.

Известно также, что грех (т.е. его олицетворение) прячется на бойнях и там, где нарушают четыре регулирующих принципа. Эти места – его прибежище. Но во время экадаши он должен выжить и поэтому скрывается в злаках и бобовых.

Когда Чайтанья Махапрабху узнал о том, насколько неблагоприятно принимать бобовые и злаки во время экадаши, Он прибежал домой и, плача, стал просить Свою маму, чтобы она никогда не употребляла их в экадаши. Он требовал, чтобы она следовала этому правилу строго, и она пообещала Ему это. Шри Чайтанья Махапрабху заботился о Своей матери, так как любил её. Она – Его вечная мать, и, естественно, Он проливает на неё Свою милость. Она подобна Богоматери в христианстве. Шри Чайтанья Махапрабху был очень, очень строг в отношении следования постам в экадаши. Узнав о славе экадаши, Он никогда больше не употреблял злаки и бобовые в эти дни. Более того, Он предпочитал вообще не употреблять пищи в экадаши. Об этом свидетельствуют работы ачарьев. В частности об этом сказано в «Према-виварте».

Экадаши Дэви является проявлением сварупа-шакти Бхагавана. Она – проявление чистой энергии духовного мира. Таким образом, экадаши является экспансией Шримати Радхарани, потому что Шримати Радхарани – сарва-шакти – олицетворение всех совокупных энергий. Все энергии, которые отвечают за ту или иную сферу материального или духовного мира, являются её силой. Поэтому Её именуют Сарва-шакти-майя.

В связи с этим надо заметить, что Экадаши Дэви является чистой преданной Бхагавана. Она – уттама, совершенна, и не подвержена влиянию низших энергий материального творения. Нужно быть очень почтительным к ней и относиться всегда уважительно. Даже если человек по тем или иным причинам не может поститься, он должен слушать о славе экадаши, всячески поклоняться Экадаши Дэви, и заслужить её расположение и милость. Если человек не может поститься сам, тогда он может попросить, чтобы кто-то другой постился за него.

Поскольку в экадаши грехи находят своё прибежище в злаках и бобовых, то человек, который ест их, будет повинен во всех грехах, которые только существуют во всех трёх мирах. В шастрах есть стих, который утверждает, что лучше совокупляться со своей матерью и совершать другие грехи, чем есть бобовые и злаки в экадаши. В этих продуктах сконцентрированы все грехи вместе взятые! Все, какие мы только можем себе представить, и даже какие не можем.

На земле мы имеем представление о каких-то определённых грехах, а в других измерениях вселенной есть другие типы грехов, – все они во время экадаши прячутся в злаках и бобовых. Поэтому, это в высшей степени запрещённая пища для всех в экадаши. Это хуже, чем мясоедение, хуже, чем убийство людей. Говорится, что тот, кто ест злаки или бобовые в экадаши, рано или поздно оскорбит своего духовного учителя и совершит множество других негативных поступков, потому что приняв эти продукты, человек заразится грехами всего мира. Поэтому Шри Чайтанья, будучи маха-ваданьяя-аватарой, милостивым в превосходной степени, слёзно просит всех не употреблять бобовые и злаки в экадаши. Не нужно провоцировать это нарушением поста. Всем известно: подобное порождает подобное. Грех порождает грех, поэтому если человек будет принимать бобовые или злаки в экадаши, грех войдёт в него, обретёт над ним власть и сделает так, чтобы тот и дальше совершал ещё больше грехов, причём такие, какие он никогда и не думал совершать.

Когда мы совершаем какой-то грех у нас возникает самскара, то есть, тенденция продолжать поступать также. Особенно, когда наказание не приходит сразу. Самскара – это нечто прокатанное, отработанное. Если мы совершаем какой-либо греховный поступок, каждый раз мы отрабатываем его, всё более и более закрепляясь в греховном поведении. Если мы не будем заниматься бхакти, не будем усиливать бхакти-самскары, то греховные самскары, которые могут зайти внутрь человека из-за потребления бобовых и злаков в экадаши, заставят его совершать немыслимые грехи. А потом приходят страдания.

Шри Кришна в «Бхагавад-гите», 3.13 говорит:

йагйа-шишташинах санто мучйанте сарва-килбишайх

бхунджате те тв агхам папа е пачантй атма-каранат

 

«Тот, кто ест не предложенную пищу, вкушает один лишь грех, а тот, кто ест предложенную пищу – освобождается от всех грехов». Точно также: тот, кто не следует правилам экадаши, принимает на себя все грехи, которые только возможны, а тот, кто следует экадаши, – освобождается от всех грехов, которых даже нет на Земле. То есть, он может освободиться от грехов, которые совершил в высших или низших мирах за все свои прошлые воплощения! Если человек будет поститься в этот день, то Экадаши Дэви уничтожит все ошибки, оскорбления и грехи, совершённые им с момента прихода в этот мир! Очень важно поститься в экадаши, таким образом улучшить своё существование и обрести беспрепятственную возможность служить Богу.

Иногда мы не можем добиться каких-то результатов в преданном служении. Иногда нам для преданного служения нужны силы, желание, память, вдохновение, условия и квалификация, бхакти-адхикара. Но почему этого нет? Потому что грехи удерживают нас от этого. Они не позволяют этому развиться и проявиться. Но как только человек начнёт освобождаться от грехов, всё благоприятное начнёт проявляться. Экадаши Дэви дарует всё благоприятное. Как проявление сварупа-шакти, она фактически тождественна Кришне, своему Повелителю. Шакти-шактиматор-абхедах – «Между энергией Бога и Самим Богом нет разницы». Как Господь, подобный солнцу, освобождает от всех грехов, точно также шакти Бхагавана действует аналогичным образом. Она способна освобождать от всех существующих грехов.

Как только мы приступаем к посту во время экадаши, то необходимо не только поститься, но прежде всего слушать о славе экадаши и рассказывать о её славе другим. Особенно благоприятно это делать непосредственно перед постом, чтобы обрести вдохновение следовать ему. Все знают, что стимул очень важен. Если преданное служение совершается без энтузиазма, то это бхакти низкого качества. Подобие служения, без утсахи, энтузиазма, не приводит к успеху. Нужно обрести сильное желание следовать экадаши. Время от времени, преданный, который только начинает действовать, постясь в экадаши, может ждать экадаши, ждать этот священный день, потому что он вдохновлён, тогда он сможет ощутить большее благо.

Но есть такой нюанс. Как только преданный получит какое-то успокоение в процессе преданного служения, потеряв вдохновение, то он начинает даже побаиваться этого поста, потому что он приносит дискомфорт телу и чувствам. Очень многие преданные не очень рады приходу экадаши, очень многие. Они воспринимают пост, как некое условие, которое им мешает. Если быть точным, условие, которое мешает их чувствам наслаждаться так, как они привыкли. Но нужно бросать вызов уму и чувствам, снова и снова побеждая их постом. Тот, кто освободится от всех материальных привычек, становится контролирующим их. Тогда бхакти будет легче совершать.

Попробуйте протестировать своё сознание: «Насколько я предан Богу»? Если мы не ждём экадаши или с неохотой принимаем очередной день поста, это говорит о том, что в процессе служения мы имеем какие-то тенденции к чувственному наслаждению, которые боимся потерять. Мы боимся потерять как тенденции, так и саму возможность наслаждаться. Если человек недоволен приходом экадаши, он встречает его с напряжением, с настроением: «Вот опять надо мучить себя. Даже если только без бобовых и злаков, – всё равно тяжело». Это говорит о том, что человек привык наслаждаться. В целом, очень благоприятно лишать себя тех или иных объектов наслаждения, даже с точки зрения биохимических процессов организма. Тогда человек будет чаще испытывать радость в жизни. На фоне этой радости гораздо легче служить Богу, чем страдая. С приходом экадаши мы будем более способны служить Кришне и жить духовно.

Если человек сильно мучается при соблюдении полного поста, такое иногда происходит, нужно отметить, что это один из признаков того, что он постится не по своему уровню. Не по своему уровню означает, что есть разные стандарты поста в экадаши, и если мы постимся, следуя очень высоким стандартам, пренебрегая своей квалификацией, а точнее отсутствием таковой, тогда мы не сможем служить Богу в радости. Будем просто мучиться вместо того, чтобы думать о счастье Бхагавана и гурудева. Поэтому для некоторых этот день может оказаться просто сплошным мучением, размышлением о желудке, давлении крови, холодных конечностях, тошноте и головокружении. По этой причине нужно до какой-то степени ослабить стандарт, не имитировать поведение сильных преданных. Можно начать поститься употребляя пищу один раз в день. Либо кушать сырые продукты, как это делают сыроеды. Но в любом случае не принимать бобовые и злаки. Если провести три или четыре поста в таком режиме, тогда принять полный пост через месяц или два будет уже легче. Человек должен просмотреть адекватно на свои способности и состояние здоровья. Во всём необходима плавность, постепенность.

Как я уже говорил, есть две причины страданий. Первая заключается в том, что человек привык наслаждаться, но не может отказаться от наслаждения. Вторая – в том, что он не хочет страдать во время поста, так как желает служить Богу в радости, но ему это не удаётся. Тут важно отметить важность особого настроения. Это самопожертвование. Если человек не имеет духа самопожертвования в служении Богу, несомненно, он будет страдать. Но с другой стороны, лучше страдать от поста, чем от болезней и материальных привязанностей, которые гарантировано оставят дживу в материальном мире и «одарят» всеми видами страданий в будущем. Не нужно думать, что наслаждения в этом мире невинны. Они очень и очень опасны. У них совершенно жуткая перспектива. Если преданный имеет дух самопожертвования, то оно поможет ему в преданном служении во время экадаши. В определённом смысле, следует научиться чувствовать удовлетворение в самообуздании, обрести вкус к нему, подобно тому, как некоторые люди могут полюбить полынь, понимая, насколько она полезна при многих заболеваниях. Нужно уметь терпеть неудобства. Кришна в «Гите», 2.14 учит:

матра-спаршас ту каунтейа шитошна-сукха-духкха-дах

агамапайино ‘нитйас тамс титкшасва бхарата

«Преходящие радости и невзгоды сменяют друг друга, подобно зиме и лету. Их источником являются материальные чувства, и поэтому человек должен научиться переносить их, не испытывая тревог». Стоит просто научиться терпению, смирению, пониманию того, что мы не тело, и, прежде всего, служению представителям духовного царства, которое является самым важным во время экадаши-враты. Тогда на основании этих достоинств, человек сможет легко переносить лишения.

Есть ещё один признак, почему преданные принимают экадаши без желания. Это связанно с тем, что они делают акцент именно на аскезе. Они акцентируются на воздержании, которое не возникает из бхакти, а возникает из гьяны, то есть желания освободиться от проблем, болезней и греха. Существует дух бхакти, порождающий отречение, а есть дух мукти, порождающий отречение. Сухая аскеза не дарует подлинного счастья. Аскеза, которая дарует таковое – рождается из шаранагати, верности Богу. Другими словами, аскеза аскезе рознь. Если бхакти является причиной аскетичности преданного, тогда преданный будет встречать аскезу с большим желанием, и, совершая её, он будет счастлив. Совершая аскезу, он будет осознавать, что служит Господу. А счастье преданного зависит напрямую от счастья Кришны.

Если человек совершает пост в экадаши как акт преданного служения, он будет счастлив, но если он совершает пост для блага тела, ума, для личной выгоды, без желания удовлетворить Шри Кришну, то это приведёт к страданиям. Какое-то счастье придёт даже от неправильного поста, но это ничто по сравнению со счастьем, которое являет себя как следствие бхагават-севы. Есть такое понятие – шушка-гьяна, сухая философия, именно она приводит к шушка-вайрагье, к сухому отречению. Сухое отречение – это не то, что принимают Гаудия-вайшнавы. Сухое отречение – это часть культуры имперсоналистов, которые не хотят развивать отношения с Кришной. Поэтому их называют нирвишеша-вади.

Если мы не хотим развивать отношения с Богом, либо хотим, но по тем или иным причинам не развиваем, то пост для нас будет, как рутина, тяжёлая обязанность. Поэтому очень важно знать, что когда приходит пост в экадаши, следует заниматься преданным служением, а не тестированием того, как мучается желудочно-кишечный тракт и организм в целом. Кстати, чем сильнее мы испытываем страдания во время полного поста, тем более очевиден признак того, что наш организм очень зашлакован. Чем легче воспринимается пост, тем больше ясности в отношении его здоровья. Пост в экадаши – это тест, диагностическая машина, который сразу покажет, что у вас в организме не так. Кришна позаботился о нас, создав бесплатную диагностику для Своих преданных.

Если вы поглощены преданным служением, вам всё равно в каком состоянии находится ваше тело, вам даже некогда на это реагировать. Никто не умирает от поста в один или три дня. Если же вы не поглощены по-настоящему качественным преданным служением, тогда вы будете ощущать дискомфорт, который испытывает ум и тело, тогда это превращается в сплошное мучение. Но для здорового человека мучений не будет. Здоровье приходит тогда, когда грехи сожжены. Если саттва-гуна начинает преобладать, тогда приходит здоровье.

Главное в экадаши – это задействовать себя в преданном служении, а не просто фиксировать акт самомучения. Это не для Гаудия-вайшнавов. Нужно постараться обрести вкус ко всевозможным видам преданного служения, таким, как шравана, киртана, смарана. Экадаши не исключение. Если у нас будет вкус к преданному служению, тогда поглощённые этим вкусом, мы не будем реагировать на то, что происходит с умом и телом. Со временем мы обнаружим преимущества: нам не нужно будет ничего готовить для себя, не нужно бежать на кухню по нескольку раз в день, отрываясь от севы.

В экадаши день полностью освобождается, если вы не ходите на работу. У нас освобождаются даже целых 1,5 или 3 часа, которые мы тратим на кухне, чтобы приготовить еду и потом съесть её. Тогда мы можем делать то, к чему стремились: читать книги, повторять джапу, петь киртаны, общаться на духовные темы. В экадаши мы почувствуем, как время позволяет нам лучшим образом служить Кришне. Мы должны внимательно наблюдать за признаками, проявляющимися в нашем сознании, когда мы вдруг узнаём, что приходит экадаши. Если мы счастливы, значит у нас всё хорошо в духовной жизни, если чувствуем дискомфорт и тревогу, значит у нас есть проблемы, которые надо разрешить. Мы их сейчас с вами обсудили.

Преданный: Если на начальном этапе экадаши легко проходят, то это следует рассматривать как кредит?

Ари Мардан прабху: Кредит. Господь всегда поддерживает тех, кто совершает усилия в самом начале. Он дарует возможности и чувство вдохновения, даёт начинающим преданным то, чего они ещё не успели заслужить. Но также это может быть признак имеющегося благочестия, бхакти-сукрити, которое мы обрели с прошлых воплощений. Чувство радости может продолжаться долго, но может наступить и обратное. Если спустя годы мы так и остаёмся вдохновлёнными при приближении поста или во время него, то это указывает на работу сукрити. Продолжительность такого чувства указывает также на правильную практику бхакти без апарадх (оскорблений), поскольку апарадхи могут лишить преданного вдохновения. Вдохновение может также уйти, если у человека нет садху-санги, благоприятного духовного общения. Если человек перерастает чувство ложного энтузиазма, который накрывает его в самом начале духовной жизни, то он также может почувствовать ослабление энтузиазма. Это не страшно. Страшнее потерять энтузиазм, не имея садху-санги, и по причине апарадх.

Когда мы повторяем святое имя и ждём следующего дня, чтобы снова начать повторять его – это хороший признак. Очень хорошо желать снова и снова обращаться к священным писаниям или хотеть снова встретиться с преданными. То же самое должно быть и по отношению к экадаши. Если подобное желание будет проявляться, то это будет означать, что у нас вполне качественная духовная жизнь. Судя по этим признакам, можно ожидать большого прогресса.

Все перечисленные правила экадаши можно разделить на первичные и вторичные. К первичным правилам можно отнести преданное служение Господу. Это самое главное и важное. Через него преданные обретают доступ к преме, любви к Кришне. Према – это прайоджана, высшая необходимость.

Ко вторичным правилам относится воздержание от злаков и бобовых, этот принцип считается второстепенным. Цель первичного правила – это према, а вторичного – освобождение от грехов, очиститься. Очищение немаловажно для всех, но это не главное. Имперсоналисты тоже ищут освобождения и очищения своего существования, но они не обретают личностных отношений с Богом. Мы, наоборот, ищем прежде отношений, которые сами по себе очищают. Однако, если не позаботиться о чистоте своего сознания или сердца, то и отношения с Богом будут не качественными, поверхностными. Поэтому стремление к очищению от грехов, это наша временная цель, которая позволит позже обрести ништхиту, устойчивость в севе.

В связи с тем, что вторичные правила экадаши очищают, надо сказать, что они очищают ум, чувства, тело и душу, то есть, всё человеческое бытие, всё, из чего создан человек в проявленной совокупности элементов. И чувства, и ум, и сознание, и способности, и тело, и душа – всё очищается. Чувства обретают ясность, ум – живость, жизнерадостность, хотя он во время экадаши страдает, но сразу после экадаши у него появляется ощущение беспричинной радости. Мы ранее уже говорили об этом.

Каким образом тело обретает благо? Это происходит из-за того, что тело вступает в особый режим работы. Обычно наше тело привыкло, что его поддерживают пищей, а все его скрытые резервы спят, потому что хозяин тела заботится регулярно о нём: кормит, ухаживает, лелеет, и тело ведёт себя спокойно, оно не нуждается в выживании, в борьбе за существование, поэтому все скрытые резервы организма, весь его скрытый потенциал, все способности, – всё спит. В результате такой спячки потенциал становится не востребованным и атрофируется. Тело постепенно становится всё слабее и слабее. Материалисты говорят: «Надо ухаживать за телом, предоставлять ему все возможности, чтобы оно наслаждалось, чтобы были белки, жиры, углеводы, витамины. Надо ложиться вовремя спать, утром вставать, не допускать стрессов и т.п.». И тело успокаивается, оно уже не борется за жизнь. Жизнь поддерживает хозяин тела.

В конце концов наступает экадаши. Хозяин (душа) пренебрегает телом и погружается в интенсивное бхакти. Тело начинает кричать, бунтовать, оно действует через своего адвоката – ум:

 – Эй, ты что творишь? Ты забыл позавтракать! Ну-ка, где огонь пищеварения?! Разжигаем голод! Напомни-ка этому «хозяину», что ему надо делать каждый день!

А душа спокойно отвечает на эту истерику:

 – Умри, у меня бхаджан.

Хозяин тела просто пренебрегает всеми правилами поддержания тела: не кормит, не поит, спать не укладывает к вечеру. Тело сходит с ума. Оно начинает требовать. Сначала слегка напоминает, потом требует. Начинает создавать боль, мучения и всё для того, чтобы разбудить хозяина:

 – Ты что это в самом деле?! Ну-ка, быстро на место всё поставил! Ты же умрёшь!

Но хозяин тела должен быть ещё более волевым, чем тело, он не должен подчиняться приказам тела в пост. Для стойкости в экадаши необходимо помнить, что ты – душа:

на джайате мрийате ва кадачин найам бхутва бхавита ва на бхуйах

аджо нитйах шашвато ‘ йам пурано на ханйате ханйамане шарире

«Душа никогда не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она не рождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Душа не погибает, когда умирает тело» («Бхагавад-гита», 2.20).

 Конечно, нужно следовать процессу без фанатизма. Если мы будем подчиняться телу, то попадём в его ловушку. Мы и так в неё уже попали и пребываем в этой ловушке жизнь за жизнью. Тело диктует нам свои условия: если хочется совокупляться – надо совокупляться, если хочешь есть – надо есть. Тело хочет, чтобы его помыли, ум желает, чтобы мы причесали волосы, украсили их. Во время экадаши всё отметаем в сторону. Категорически. Однозначно. Никаких поблажек!

Некоторые преданные во время экадаши порой не моются, не стригут ногти, не пользуются косметикой. Принципиальное игнорирование потребностей тела. Это некая тренировка. Телу нужно показать, кто является хозяином на самом деле. Есть собака, и есть тот, кто её выгуливает. Кто кого выгуливает? Большой вопрос. Мы должны показать этой собаке, что мы можем выгуливать, а можем не выгуливать, чтобы она знала, кто хозяин. А то собака может подумать, что она стала хозяином души.

Преданный: Собака может подумать, что может выгуливать хозяина, а может не выгуливать его.

Ари Мардан прабху: Да. Мы должны иметь железную волю, необходимо выковывать её. Во время поста буквально выковывать и постепенно приучать тело к смирению: «Прими смиренно пост, прими». И даже если оно начинает мучиться, разумный преданный знает, что это боль позитивной трансформации. Подобно ребёнку, который привыкает манипулировать родителями. Родители – хозяева, они кормят и поят своё дитя. А ребёнок думает, что он управляет ими, и если что-то ему не по нраву, то он как ошалевший кричит. Но если не реагировать в этот момент на истерику, то уже происходит трансформация сознания ребёнка. Если он действительно капризничает, желая манипулировать родителями, он начинает кричать, а вы не реагируете, то с этого момента пошло воспитание, пошла трансформация: «Сколько ни ори, тебе всё равно этого не будет». Мы должны показать этой собаке-телу, кто хозяин. Тело во многих культурах сравнивается с животным. Тело – олицетворение животного начала в человеческом «я».

Когда проходят экадаши, обучаются двое: тело и душа. Тело получает представление: какова воля и целеустремленность хозяина, что на выкрутасы тела хозяин не будет реагировать, и поэтому придётся смириться и пойти за хозяином. А хозяин-душа воспитывает также себя, он укрепляет волю, отречение от этой собаки, которую временно завёл. Он может быть привязан к этой собаке-телу, а в пост он скажет: «Не пойду у тебя на поводу! Умри! У меня сегодня бхаджан. Сутки не хочу тебя ни слышать, ни видеть». Преданный даже в зеркало не смотрится в экадаши, только бхакти, бхакти, бхакти... Это идеально.

Преданный: Лучше трое суток.

Ари Мардан прабху: Да. По полной программе: дашами, экадаши, двадаши.

Все получают свой урок и своё воспитание: и душа, и тело. Когда у нас возникает вопрос о том, как мы могли бы воспитывать себя, как душу, в аскезе, не надо издеваться над телом в неположенное время выдуманными способами. Следует хотя бы принять врату в экадаши. Этого уже будет достаточно. Если и этого мало, то можно поститься на каждое явление или уход святых до обеда, если есть сильное желание обрести от них благословения. Но обычно многим хватает дашами, экадаши, двадаши, кришна-джанмаштами, и других основных праздников. Если человек будет как положено следовать экадаши, а как положено, мы обсудим чуть позже, то этой аскезы ему будет вполне хватать. Упавасат парам бхаикшйам бхаикшйат парама-йачитам «Если у человека есть силы, он должен соблюдать полный пост» («Хари-бхакти-виласа», 12.98). Ему не надо будет мучить дополнительно себя ни холодом, ни голодом, ничем. Просто нужно как следует следовать экадаши, на все сто.

Пост в экадаши очищает ум, чувства, тело и душу:

недришам паванам кинчин наранам бхупа видйате

йадришам падманабхасйа динам патам-хани-дам

«Ни одна благочестивая деятельность не может сравниться с обетом экадаши в уничтожении грехов» («Нарада Пурана»).

Пост также дарует сильную волю. Если вы попоститесь правильно в экадаши, вы почувствуете, как ваша воля становится железной. Это действительно происходит, причём до такой степени, что сталь начинает проявляться в словах, в характере мышления, обретается принципиальность и позитивная категоричность. А то иногда попадаются люди, как бесхребетные: «Может быть…», «Я подумаю…», «Я не уверен, но мне кажется…», «Когда-нибудь…», «Трудно сказать…» – всё подобное слюнтяйство и негативная меланхолия уничтожаются постом в экадаши. В экадаши человек закаляется. Это очень важно для обретения устойчивости.

Также, в связи с развитием воли и преданности Богу, обретаются многие благоприятные качества. Экадаши переводит нас в шуддха-бхакти, то есть постепенно приходит чистота преданности. Врата плавно выносит нас в эту категорию. Она нас учит, как можно служить Господу двадцать четыре часа в сутки. Через экадаши это реально можно осознать. В экадаши нужно обязательно стараться контролировать помыслы, не только тело, но и ум, отслеживать, как он будет себя вести. Экадаши-врата позволяет понять свою квалификацию.

Преданный: То есть это своего рода репетиционный день, как служить двадцать четыре часа.

Ари Мардан прабху: Именно! Репетиция перед регулярным 24-часовым служением. Экадаши – это тренировочное время суток. Сам Бог располагает к этому. Он предоставляет нам астрологическое окно: «Пожалуйста, возьмитесь в этот день за себя, он очень благоприятный». Если вы именно в этот день возьмётесь за себя, тогда сама Экадаши Дэви поможет вам, потому что энергия преданного служения излучается из неё и пронизывает все стороны света, она заполняет всю Вселенную. Представляете? Это очень сильная энергия. Это время нужно поймать. Расположение обстоятельств.

Для совершения бхакти нужны два условия: благоприятные внешние обстоятельства и благоприятное настроение. А тут всё объединяется! В экадаши благоприятные внешние обстоятельства уже проявляют себя! Это подобно тому, как если бы вы приехали в святую дхаму. Внешняя среда начинает благоприятствовать, только успевайте принять правильное настроение и служите от сердца. Иногда бывает так, что некоторым преданным нужно уходить на работу в этот день. Это несколько усложняет врату. Но если это приходится на выходные – просто замечательные условия! Остаётся только вдохновиться и, обретя благоприятные обстоятельства, принять участие в процессе. В этот момент происходит состыковка, тогда результативность наших усилий в бхакти резко возрастает. В такой день можно заработать огромное количество бхакти-сукрити, иногда в сто раз больше, чем в обычные дни, а иногда даже в тысячу! Вариативность результатов зависит от вашего настроя, наличия или отсутствия самбандха-гьяны, от духовной осознанности.

Через практику экадаши мы сможем понять суть преданного служения, почувствовать его вкус. Это так удивительно! Ведь когда мы слышим о великом подвижничестве наших учителей цепи ученической преемственности, то не редко изумляемся и думаем: «Я тоже так хочу». Если ты хочешь, тогда возьми и попробуй! Просто хотя бы одни сутки позанимайся шраваной, киртаной, любой севой, чем-то таким, что будет благоприятным для бхакти. Если мы примем призыв к этому, тогда успех придёт. Вот почему экадаши называют также матерью преданности. То есть, она как мать, порождающая шуддха-бхакти.

Пост начинается с брахма-мухурты. Неправильно думать, что пост начинается с двенадцати часов ночи. Мы не ориентируемся в календаре на солнечные часы. У нас в расчётах используется лунный календарь, поэтому пост начинается с восхода солнца и заканчивается также, с учётом лунного календаря. Гаудия-вайшнавы говорят: «С восходом солнца», но подразумевают они брахма-мухурту. Брахма-мухурта – это благоприятное время, 1 час 36 минут до восхода солнца, это время Брахмы. Это определённый отрезок времени. Мухурта – это единица измерения. Брахма-мухурта, – это брахманическое время, очень благоприятное для нас, чтобы вставать с постели. В «Хари-бхакти-виласе», 3.20 сказано:

брахме мухурта уттхайа кришна кришнети киртайан

пракшани пани-падау чад анта-дхаванам ачарет

«Необходимо вставать в брахма-мухурту. В это время необходимо повторять джапу, совершать киртан Бхагавану. В это время нужно совершить омовение и почистить зубы».

Пост в экадаши заканчивается после восхода солнца следующего утра. У нас есть календари, панджики, в них указаны астрологические окна выхода из поста после восхода солнца. Их специально рассчитывают для преданных каждого региона или города. Специально для Норильска уже сделан расчёт, я высылал его вам, пользуйтесь им.

Спать днём в экадаши запрещается. Нужно заниматься только бхакти. Я перечислю, чем также нельзя заниматься во время поста. Не следует бриться, стричься, заниматься кармической деятельностью, очень опасно ругаться, потому что в экадаши сильно влияние Марса, велик шанс драк с последствиями. Не следует заниматься разбирательствами в этот день, устраивать ссоры или что-то подобное. Когда обстоятельства вынуждают меня куда-то идти в этот день: заниматься оплатой за квартиру или делать что-то подобное, то постоянно возникают проблемы, какие-то препятствия. Хоть специально пропускай этот день и переноси всё на завтра. Господь желает, чтобы мы не отклонялись от праведных дел в экадаши.

Как-то в этот день преданные перевели пожертвования, и я, как ни старался, не смог их получить. Все документы предоставил, но сказали, что этого недостаточно. Что я мог поделать? Я дождался следующего дня, пришёл в другой банк. Всё удалось. Постоянно возникают в экадаши проблемы с мирскими делами, не нужно планировать ничего подобного в экадаши.

Также в экадаши не следует заниматься сексом, путешествовать и ухаживать за телом. Омовение тоже неблагоприятно. Его можно совершить перед экадаши и сразу после. В целом, не нужно тратить время на телесные ухаживания и наслаждения. С утра следует принимать омовение до экадаши, до брахма-мухурты.

Вьясадев учит:

пушпа-аланкаравастрани гандха дхупа анулепанам

упавасе ча душйанти дантадхаванам анджанам

«Не следует в экадаши украшать себя гирляндами, драгоценностями, одевать новые одежды, использовать сандаловую пасту, наслаждаться благовониями (духами), чистить зубы и подводить глаза тушью» («Хари-бхакти-виласа», 13.37).

Если мы совершаем полный пост, по всем правилам, то он приносит всю полноту милости Экадаши Дэви. Если же мы говорим о частичном посте, то, соответственно, мы получаем только часть результата. Сейчас я перечислю стандарты, по которым можно совершать пост в экадаши. Некоторые являются очень лёгкими, некоторые – сильными. Примерно девять уровней. Я видел, как преданные постятся по разным стандартам этого дня.

Совершенствоваться в аскезах в экадаши следует постепенно. Не пытайтесь взять на себя ответственность следовать сразу полностью всем стандартам этого поста. Есть такое понятие, как бхакти-крама-патх, когда мы учитываем ступенчатость, плавность вхождения для исполнения высокого стандарта. Представьте, если кто-то решил сразу на 100% соблюсти все правила. Он может сильно от этого пострадать. После этого он получит много негативных самскар, впечатлений, и больше не будет повторять подобное. Лучше развиваться постепенно, верно, но вверх, без психологических травм, без негативных самскар, которые могут прийти к человеку из-за того, что он берётся за выполнение идеального поста. Кто имел опыт голоданий до соблюдения правил в экадаши, тот сможет принять все правила враты без негативного отношения к ней. Но если вы давно не постились или никогда не голодали, тогда следует плавно приучить себя к добровольным лишениям. Никогда не имитируйте стандарты старших преданных, шуддха-вайшнавов.

…………………………………………

Транскрипция: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи