?

Туласи. Базовый общеобразовательный курс. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 98. Опубликовано: 27-02-2020, 14:38

Туласи

Базовый общеобразовательный курс

Ари Мардан дас

Норильск, декабрь-март 2012г. 

Часть 1

 

Харе Кришна!

Тема сегодняшней лекции – «Туласи». Мы обсудим те истины, которые связаны с ней. Хотя это не возможно, я попробую передать вам славу этой удивительной вечной спутницы Бога. Также немного обсудим, как содержать Туласи дома, и этикет по отношению к ней.

Прежде терминология. Слово туласи означает «несравненная». Ей поклоняются во всех вселенных, как высшему объекту поклонения, и даже больше, чем Богу. Я думаю, что вам трудно это представить, если вы совсем недавно пришли в сознание Кришны. Это невозможно представить, если не понимать, что собою олицетворяет Туласи. Поэтому, только обретя знание о Туласи, выслушав её славу, можно понять её значимость для всех нас и Господа. Даже её тень считается священной! Земля, на которой она росла, почитается наравне с землёй святых мест. Она более любима Господом, чем даже Богиня Процветания – Лакшми! В «Дварака-махатмье», в беседе между Маркандеей и Индрадьюмной сказано:

дварака-махатмйе ча шри-маркандейендрадйумна-самваде

йатха лакшмих прийа вишнос туласи ча тато адхика

«Лакшми несомненно дорога Господу, но Туласи более дорога Ему» («Хари-бхакти-виласа», 7.279).

Туласи дарует любовь к Богу! Любой, кто её имеет, может даровать её другому. Любовь Туласи к Бхагавану так же несравненная. При этом Туласи более нам доступна, чем Бог, Адхокшаджа. Не у всех есть дома мурти, Божества, и поэтому преданным приходится идти в храм, чтобы получить даршан Божеств. Однако нам можно выращивать Туласи дома и получать возможность служить Кришне, предлагая Ему листья Туласи. Туласи в облике растения – это мурти. При этом Туласи очень милостива и не требовательна в поклонении ей. Поэтому, ухаживая за Туласи, можно научиться ухаживать за арча-виграхой, Божествами на алтаре.

В прошлой лекции мы говорили о благах, которые можно получить от любого вида преданного служения, то есть от шраваны, киртаны, смараны, а также от соблюдения поста в экадаши. Мы помним, что экадаши развивает в сердце все качества, благоприятные для преданности, сопровождает нас по ступеням бхакти, освобождает от всех грехов. Такими же свойствами обладает и Туласи, но только у Туласи более возвышенное положение, более весомое, чем у экадаши. Почему? Сейчас я раскрою основу её значимости. Внимание! Туласи – это проявление Йога-майи, она сама Йога-майя, а Йога-майя управляет всем в лилах Бхагавана. Если Экадаши Дэви дарует милость только в свои, отмеренные ей титхи, то Туласи дарует милость каждый день и каждое мгновение.

Когда Туласи Дэви пришла в этот мир, будучи проявлением высшей женской энергии, она проявила необычайную, высочайшую степень целомудрия. Через это качество она имела сиддхи, сверхъестественную силу. Если кто-то смотрел фильм «Свадьба Туласи», то мог убедиться, что, выйдя замуж за демона, она была ему полностью верна, и даже Сам Бог не мог нарушить её целомудрия. Поэтому Ему пришлось прибегнуть к обману. Необыкновенная история. Её муж был полным негодяем, но благодаря целомудрию Туласи, его невозможно было никому победить.

Это удивительно, что за счёт стойкости и целомудрия своей супруги, даже демон обрёл победу над Шивой и другими полубогами! После этого, возгордившись, он стал вести себя ещё более дурно и стал домогаться даже жены Шивы! Нужно было как-то остановить всё это, и Господь Вишну должен был спасать ситуацию, поскольку Дурга, в согласии с лила-вичаром, является женой Шивы. Но поскольку Шива – это экспансия Вишну, то и Дурга – это экспансия Йога-майи, Шри Радхи, высшего женского духовного начала. Таким образом, домогаясь жены Шивы, демон домогался жены Вишну.

Это нужно было прекращать. Тогда Вишну обманул Туласи, явившись к ней в образе её мужа. Таким образом, те чувства, которые Туласи должна была испытать к мужу, она проявила к Самому Нараяне, вечному её супругу. В этот момент она как бы нарушила принцип целомудрия, и сила, которая поддерживала её мужа в битвах с полубогами, исчезла. Так демон потерял свою защиту. Тут же на поле сражения её муж был убит. Всё это земные лилы Туласи. Они непросты для обывателя. Поведение Бога и Его спутников следует всегда рассматривать через призму таттва-вичара и лила-вичара. Так делали всегда наши ачарьи, и нам следует изучать священные писания через призму их комментариев.

Поскольку Туласи Дэви являла лилу высочайшего целомудрия, то те, кто искренне поклоняется ей, могут обрести так же стойкость и целомудрие в бхакти. Кришна очень ценит верность Ему и Туласи может даровать эту верность. Верный преданный – это ништхита-бхакта, минимум мадхьяма-адхикари.

Приняв форму необычного растения, которое можно видеть и касаться, Туласи остаётся полностью духовной, как Божество, святое имя, как священные писания или дхама. Несмотря на то, что мы можем видеть её тело, осязать, обонять, когда она цветёт, или чувствовать вкус, когда мы принимаем её листья вместе с прасадом, тем не менее, она полностью трансцендентна. Её тело духовно, листья духовны, стебель духовен, её тень и запах, её цвет, как бы она себя ни проявляла, – это всё концентрированные сат-чит-ананда. Туласи не нуждается для принятия облика или растения в материальных элементах, как и Бог. Эта особенность Туласи, такая же, как и Самого Кришны. Когда Он приходит в этот мир, Его видят, слышат, с Ним общаются, но мало кто может поверить, что Он состоит только из сат-чит-ананды. Истина в том, что в теле Бхагавана нет земли, воды, огня, ложного эго, ума, разума, эфира и воздуха. От вне вибраций грубой материи, но глупые люди считают Кришну человеком, поскольку они видели Его, слышали, чувствовали Его прикосновение, всё как с обычными людьми:

аваджананти мам мудха манушим танум ашритам

парам бхавам аджананто мама бхута-махешварам

«Когда Я нисхожу в этот мир в человеческом образе, глупцы, обладающие мирским разумом, пренебрегают Мной, считая Меня человеком, ибо не могут понять, что Я по природе – Верховный Владыка всех существ» («Бхагавад-гита», 9.11).

Тело уттама-адхикари, нисшедшего из духовного мира, также полностью духовно, несмотря на то, что мы можем его слышать, видеть и обонять. Такова природа высшего мира – дух может легко казаться подобным материи, при этом не становясь ею. Так же и Туласи. Она – проявление сварупа-шакти Бхагавана, и поскольку она является проявлением этой энергии, между ней и Шактиманом, Богом, нет различия. Подобно тому, как тело, все качества Бога, состоят только из сат-чит-ананды – вечности, знания и блаженства.

Поэтому те, кто имеет возможность прикасаться к ней, фактически касаются чистого духа, как если бы они касались Самого Кришны или сат-гуру, истинного духовного учителя. Она как гуру и Кришна. Об этом в шастрах говорится: «Если вы не можете поклоняться Туласи, тогда вы можете заменить это поклонением чистым вайшнавам, парамартхика-брахманам». Здесь говорится о брахманах, которые следуют духовной традиции и полностью вручили себя ей. Таким образом, если вы не можете поклоняться Туласи, тогда поклонение вайшнавам даст вам всё. Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж говорит о могуществе вайшнава-севы снова и снова.

Даже Кришна признаёт, что Туласи для Него дороже, чем кто-либо. Она может уступать только Шримати Радхарани, поскольку близость Радхи и Кришны самая высокая. Есть ещё одно знание, которое даёт нам понять высокое положение Туласи. Удивительно, но дело в том, что Туласи пришла из духовного мира и является экспансией Шримати Радхарани! То есть, когда мы говорим о проявлении Йога-майи, это подразумевает, что Йога-майя происходит из Шримати Радхарани. Мы обсуждали этот момент, когда описывали положение Шримати Радхарани. У нас была лекция, посвящённая Божествам.

Есть история, описывающая происхождение Туласи. Когда Шримати Радхарани решила принять омовение, то скинула с Себя Свою одежду. Она оставила часть одежды на берегу. Это традиция, когда часть одежды оставляется и совершается омовение. Согласно этикету, нельзя голым совершать омовение в водоёмах. На одежде, которая коснулась земли, остался запах Шримати Радхарани. Этот запах вошёл в землю, и из земли появилось растение Туласи. Таким образом, она признана, как экспансия Шримати Радхарани.

В «Сканда Пуране» есть описание появления Туласи в этой вселенной. Сказано, что она появилась из Молочного океана во время его пахтания демонами и полубогами:

сарваушадхи-расанаива пура хй амрита-мантхане

сарва-саттвопакарайа вишнуна туласи крита

«Во время пахтания Молочного океана для блага всех джив, Вишну создал деревце Туласи, содержащее в себе суть всех целебных трав» («Хари-бхакти-виласа», 7.267).

В разных шастрах есть описание появления Туласи в разных пракоштхах, измерениях. Туласи снова и снова появляется так же на Земле, она желает привлечь к баддха-дживам милость Шри Кришны и всех Его проявлений. Она сострадательна к нам, как истинная мать.

Среди всех растений Туласи является главной, это признают все растения во Вриндаване. На ча ганга-самам титрхам на патрам туласи саамам – «Нет священнее воды, чем воды Ганги, нет растения священней, чем Туласи» («Сканда Пурана»). В духовном мире все живые существа высоко сознающие. Все растения в духовном мире признают Туласи как свою мать, как источник. Говорится, что Кришна никогда не покидает Вриндаван, таки Туласи, никогда не оставляет кришна-севу. Поэтому её также зовут – Вринда.

Шри Кришна говорит: «Я люблю леса, рощи, кунджи и кунды Вриндавана». Вриндаван описывается в Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам», в главе «Описание осени». Эта глава описывает трансцендентную природу Вриндавана: какие там листья, деревья, облака, воздух, какие насекомые, животные и птицы. Это подобно тому, как люди любят свой край, свою природу, славят их. Точно так же Кришна любит Свой край, Свою природу, Свой Вриндаван. Он восторгается различными цветами Враджи, беседками, полянами. Он украшает Своё тело цветами, впечатляется запахом цветов, Он надевает на Себя гирлянду из цветов Вриндавана. Это всё благодаря Туласи, она проявляет из себя все эти красивейшие растения. Она создаёт многообразие во Вриндаване, чтобы Кришна получал от этой обители самое высокое блаженство. Поэтому, получив его, Он никогда не покидает Вриндаван.

Это одно из описаний, но есть ещё и другое. В «Гарга-самхите» говорится, что растения исходят из тела Самого Кришны. В разных измерениях духовного мира растительность появляется по-разному, но одно из описаний гласит, что все растения почитают Туласи как свою причину. Всё происходит из неё, поэтому, поклоняясь Туласи, мы фактически поклоняемся всем растениям Вриндавана, всей природе Вриндавана. Через поклонение ей, мы попадаем под её духовные чары. Благодаря ей, мы познаём эту трансцендентную природу Враджа.

В «Агастья-самхите» сказано:

пурвам угра-тапах критва варам вавре манасвини

туласи сарва-пушпебхйах патребхйо валлабха татах

«Мудрая Туласи Дэви прежде предавалась суровым тапасьям и затем попросила благословение. Благодаря этому она стала очень дорога Шри Кришне среди всех видов цветов и листьев».

Туласи – это самое любимое растение Кришны. Какие бы ни были растения во Вриндаване, Туласи – самое любимое, поэтому Он любит, чтобы на Него надевали гирлянду из листьев и цветов Туласи. У многих преданных на Западе нет возможности делать подобные гирлянды. Но выход есть. Если вы делаете гирлянды для Божеств, а не для духовных учителей, тогда вы можете использовать несколько листьев Туласи, нанизав их на гирлянду вместе с другими цветами, которых будет большая часть. Любое растение, соприкасаясь с Туласи, становится чистым и в определённом смысле неотличным от неё. Такая гирлянда будет очень дорога Кришне.

В «Хари-бхакти-виласе», 7.301 утверждается:

малйани танвате лакшмим кусумантаритани апи

туласйах свайам анийа нирмитани таподхана

«Аскет, сплетая гирлянду из листьев Туласи, размещая в промежутках между листьями другие цветы и предлагая её Господу, увеличивает своё духовное богатство».

Поскольку Туласи проявляется из аромата Шримати Радхарани, это означает следующее: подобно тому, как запах трансцендентного тела Шримати Радхарани привлекает Шри Кришну, так же и запах Туласи привлекает Его. Можно даже сказать, что Туласи – это трансцендентный афродизиак. В согласии с ботаникой, она и так относится к афродизиакам, но она не простой афродизиак, вызывающий чувство влечения или очарования, это афродизиак, который покоряет даже Самого Кришну. Без неё Он не желает принимать какие-либо подношения. В «Ваю Пуране» сказано: туласи-рахитам пуджам на грихнати сада харих – «Господь Хари никогда не принимает поклонения без листьев Туласи».

Кришна принимает Туласи в любом виде. Когда мы хотим поклоняться Божествам, мы используем листья Туласи, её цветы или другие части растения, независимо от того, сухие они или свежие. Все части растения обладают своим трансцендентном запахом, и он всегда привлекает Кришну. Господь привлекается в любом случае, в каких бы условиях ни предлагали Ему подношение. Он всегда доволен, если Ему поклоняются листьями Туласи. Нужно предлагать разные параферналии с листьями этого трансцендентного деревца.

Преданные, особенно Гаудия-вайшнавы, так же, как и в традициях других вайшнавских сампрадай, поклоняющихся Господу Вишну, с радостью сажают Туласи у себя дома или во дворе. Бхакты относятся к ней с особым уважением, поклоняясь ей и предлагая листья на алтаре Кришне, потому что они знают влечение Кришны к ней:

йогинам виратау ванчха каминам ча йатха ратау

пушпешв апи ча сарвешу туласйам ча татха харех

«Как йоги очень привязаны к отречению, а вожделенцы – к половым усладам, так Господь больше привязан к Туласи, чем ко всем другим растениям».

Учитывая этот стих, мы должны понять, что Туласи имеет приоритетное положение, поэтому она – Несравненная! Мы чуть позже обсудим приоритеты, связанные с предложением её цветов и листьев.

В «Гарга-самхите» описывается, как Шримати Радхарани пришла в этот мир, желая обрести расположение Кришны к Себе. Нужно было начать новую лилу знакомства с Господом и взаимоотношений с Ним. Ей хотелось каким-то образом привлечь Его к Себе. Она явилась как маленькая девочка. Кришна тоже играл лилу обыкновенного человека, был как маленький мальчик. При этом Радхика не хотела никого видеть, кроме Кришны, поэтому родилась слепой и немой, при этом у Неё был своего рода паралич. Она даже двигаться не хотела без присутствия Кришны. Как только Он появился, Она сразу же ожила, все Её чувства раскрылись! Позже, когда Божественная Чета стала старше, Ей нужно было как-то сформировать друг с другом отношения. Как это произошло? Это описывается в «Гарга-самхите».

Эта книга, по-моему здесь есть, её привезли. В ней можно будет прочитать, как Радхика полгода поклонялась Туласи для того, чтобы Туласи помогла Ей расположить к Себе Кришну. Туласи несомненно благословила Её. Она сама пришла, как богиня высшего мира. А Шримати Радхарани играла роль обычной девушки. Когда Туласи Дэви проявилась, то обняла Шримати Радхику и рассказала, как нужно поклоняться. В той лиле была одна гопи, искусная в поклонении Туласи. Она также рассказала Радхе о том, как нужно совершать ритуал. Только после полугода такого поклонения Шримати Радхарани действительно обрела связь с Кришной. Он стал привлечён Ею.

Шримати Туласи Дэви благословляет на встречу даже Божественную Чету! Это функция Йога-майи. Аналогичным образом и мы можем привлечь Кришну к своему служению по милости Туласи. Это означает, что Туласи Дэви является Йога-майей и для нас, не только для Радхи и Кришны. Суть Йога-майи в том, чтобы связывать джив с Бхагаваном.

В духовном мире Туласи имеет много разных экспансий. В разных измерениях она проявляется по-разному. Можно даже сказать, что все проявления Йога-майи в разных духовных измерениях, с точки зрения раса-вичара – это экспансии Вринды Дэви из Вриндавана. Когда Туласи являет себя как Йога-майя, её называют Вринда Дэви.

Слово вринда означает «полнота», «множество», «группа», «полноценность». Её лес именуется Вриндаваном. Вриндаван – это такое место, где Кришна может сполна удовлетворить все Свои желания и поддержать Свои эмоции. Это место, где Кришна всегда пребывает в сообществе гопов и гопи. Также это означает, что в этом месте Он может быть сполна счастлив, встречаясь с гопи, так как с ними Он получит всю палитру взаимоотношений, всю сладость, всю мадхурью, которая только существует. А внешние условия, созданные Вриндой Дэви, будут полностью способствовать вкушению этой любви.

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами, наш Гурудев учил: «Вринда Дэви – это хозяйка Вриндавана. В лесу Вриндавана Вринда или Туласи – главная. Все остальные, деревья, лианы и цветы, идут за ней. Здесь она во всём хозяйка. Вринда – госпожа всех лесов Вриндавана. Это она устраивает встречи гопи с Кришной. Её заботой все достойные дживы, обретшие прему, встречаются с Ним. Когда дживы попадают во Вриндаван, они рождаются из лона гопи, и затем Вринда устраивает их встречу с Радхой и Кришной. Без помощи Вринды Дэви никто не встретит Кришну, Радху и нитья-сиддха гопи.

Вы слышали о Йога-майе Пурнамаси? Она управляет всем, что бы ни происходило на 84 крошах Враджа-мандалы. Всё устраивает Йога-майя. В её ведении все игры Кришны. Йога-майя означает “прибавить”: встретиться с Кришной, служить Кришне, устраивать всё, что происходит с самого рождения и до последнего дня, от зари до зари. Всё без исключения. Всем этим заправляет Йога-майя. Но в рощах Вриндавана лишь Вринда Дэви всему хозяйка. Она устраивает всё тайное, например, встречи Шримати Радхики и всех гопи с Кришной. Без хлопот Вринды не было бы утех с Кришной в рощах Вриндавана.

Вы должны знать, чем отличается Йога-майя от Вринды. Обе тождественны друг другу. Вринда Дэви – это проявление Йога-майи. Йога-майя – ни кто иная, как Вринда Дэви, когда она ведает всем без исключения» (6 июня 1996 г.).

Те, кому известно про проявления Йога-майи в других местах, знают, что изначально Йога-майя проявляется из – Шримати Радхарани. Радха – это самая первая форма Йога-майи, после Неё уже стоит Вринда Дэви. Радхарани вполне может вручить Саму Себя Кришне, но в божественных лилах Она может оказаться ведомой Своей экспансией – Вриндой или Паурнамаси. Паурнамаси во Вриндаване тоже признаётся ачарьями как одно из проявлений Йога-майи. В «Радха-Кришна-ганнодеша-дипике» можно прочитать, кто такая Паурнамаси и как она выглядит. Рупа Госвами всё описал. Играя роль юноши и девушки, Кришна и Шримати Радхарани находятся под влиянием сил Вринды и (или) Паурнамаси.

В этом произведении Вринда Дэви описана как посланница Радхи. Рупа Госвами пишет (тексты 96-98):

тапта-канчана-варнабха вринда кантир манохара

нила-вастра-паридхана мукта-пушпа-вираджита

чандрабхунух пита тасйах пхуллара таттха

патир асйа махипало манджари бхагини ча са

вриндавана-сада-васа нана-кели-расотсука

убхайор миланаканкши тайор према-париплута

«Вринда сияет, как расплавленное золото, она в синей одежде, украшена жемчугом и цветами. Её родители – Чандрабхану и Пхуллара-деви, муж – Махипала, сестра – Манджари. Она всегда остаётся во Вриндаване, поглощённая любовью к Божественной Чете. Вринда может разговаривать то дерзко, то сладостно, льстя».

Это паспорт Вринды Дэви. Возможно лила Вриндавана и всё, что с ней связано, для многих новых преданных сейчас пока не понятно. Также, как непонятно, что из себя представляют раса-вичар и таттва-вичар. Это не страшно. На экзаменах это не будет спрашиваться. Только когда человек получит основы духовной философии, он сможет позже понять лила-вичар, обсуждения, где основой являются игры героев духовного мира.

Когда речь заходит о поклонении Божествам, Туласи Дэви предлагают только Кришне или каким-либо проявлениям вишну-таттвы, никому больше: ни шакти-таттвам, ни шива-таттве, ни джива-таттве, никому, кроме Вишну, то есть любым экспансиям Господа Нараяны, самому Нараяне, а также Его причине – Кришне. Только они могут быть объектами, которым вайшнавы предлагают Туласи.

Если мы служим у алтаря, мы должны знать, что всякие подношения вайшнавы предлагают через истинного духовного учителя, а также через Шримати Радхарани, потому что Она олицетворение бхакти-шакти. Нельзя поклоняться Кришне без духа преданности. Это просто не будет принято. Настроение бхакти приходит к нам через Шримати Радхарани, по Её милости. Она проводник к Абсолюту. Значит мы должны предлагать своё поклонение через Шримати Радхарани. Как Гаудии, мы служим Кришне через служение Шри Чайтанье Махапрабху, а Он, в Свою очередь, являет миру настроение Радхарани, становясь посредником между нами и Кришной, который тоже, как и Радха, пребывает в теле Шри Чайтаньи.

Кришна – это последняя инстанция, куда направляются все подношения всех человекоподобных живых существ. Кришна говорит, что Он – наслаждающийся – бхокта, и все дары, которые только могут существовать, сначала должны быть предложены Ему. Все аскезы, все жертвоприношения, дыхание и жизнь, всё направлено на Него. Хотите ли вы этого или нет. Кришна сказал:

бхоктарам йагйа-тапасам сарва-лока-махешварам

сухридам сарва-бхутанам гйатва мам шантим риччхати

«Тот, кто знает, что Я – единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и их плодами, что Я – верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от всех материальных страданий и обретает полное умиротворение» («Бхагавад-гита», 5.29).

Мироздание существует только для того, кто его порождает и поддерживает. Поэтому мы предлагаем Кришне листья и цветы Туласи.

Если говорят, что нельзя предлагать учителю что-либо, это не значит, что мы игнорируем его и процесс предложения чего бы то ни было через духовного учителя. Гуру ничего не принимает для себя, он не принимает настроение наслаждающегося. Мы помним, что после предложения бхоги, мы должны предложить прасад гурудеву. Точно так же мы можем ранее предложенную Кришне Туласи, позже предложить вместе с прасадом духовному учителю, но только после того, как это было предложено Господу. Гурудев примет Туласи как прасад Кришны, ради обретения её милости. Также Туласи можно дать в руки духовному учителю, пока её не предложили Господу, но для того, чтобы он сам предложил Туласи Кришне. Туласи – это возлюбленная Кришны, кришна-преяси. В апракат-вриндаване она является гопи. Гуру служит Туласи как в этом мире, так и в высшем. Всей своей преданностью она показывает, кому она принадлежит. Поэтому гуру даже не думает о том, чтобы наслаждаться Туласи.

Также листьями и цветами Туласи не следует поклоняться Шримати Радхарани. Не следует Ей предлагать их. Только Кришне. Но мы можем дать листья и манджари (бутоны цветов) Туласи, вложив их в руку Шримати Радхарани и попросить, чтобы Она предложила их Кришне, так же, как мы просим своего духовного учителя об этом. Таков этикет.

Запрещается поклоняться листьями и цветами Туласи полубогам. Это считается оскорблением. В «Ваю Пуране» сказано:

туласи-далам адайа йо анйам девам прапуджайет

брахмаха са хи гогхнаш ча са эва гуру-талпагах

«Если человек поклоняется полубогам с листьями Туласи, то он становится повинен в убийстве коровы, убийстве брахмана и интимной связи с женой своего духовного учителя».

Всё это безобразие приравнивается к предложению листьев Туласи полубогам. Этого ни в коем случае не следует делать. Туласи существует только для Кришны и Его экспансий, вишну-таттв. Только Их стопам мы предлагаем листья и манджари Туласи.

Что касается преданных, то они также ни в коем случае не используют листья Туласи в меркантильных целях. Я помню однажды ко мне на лекцию, которую я проводил в 1998 году у себя дома, пришёл индус. Кто-то из преданных пригласил его ко мне в гости без предупреждения. У меня дома росла большая Туласи, довольно крупная, она была один метр высотой, восемьдесят сантиметров шириной. Когда я ему показал Туласи, то спросил:

– Узнаёте?

– Да, это же Туласи! Очень полезно для лечения горла, когда простыл.

Он учился в медицинском институте нашего города. Я подумал, что этому человеку нет смысла что-то объяснять и не стал ему говорить о том, что Туласи в этом мире находится ради нашего духовного спасения, а не ради того, чтобы лечить наше бренное тело. Медиков очень трудно настраивать на духовный лад, поскольку они очень верят в материальную науку и считают, что если во время операции они не увидели душу, то её не существует.

Использование Туласи для низших потребностей является оскорблением. Использовать крема, мыло из Туласи, применять Туласи в качестве зубной пасты, заваривать чай из неё, лечиться ею, всего этого надо избегать. Для людей достаточно существует трав, которые могут эффективно лечить. Надо отдать Богу Богово и не посягать на то, что Ему предназначено.

Болезни приходят как результат греха. Совершая их, не следует отмывать их с помощью Туласи. Туласи – это не какая-то тряпка, которой надо отмываться от грехов. Мы можем просить милости у Туласи, но пользоваться ею для нужд тела – это нехорошо. Если мы предлагаем Туласи Кришне, а потом её листья или манджари могут попасть по воле свыше к нам в тарелку. Это и есть то, что мы можем почтить, приняв её милость и очищающую силу. Туласи сама приходит, она помогает нам, но продолжать грешить и после надеяться очиститься с её помощью – нехорошо. Тем более наслаждаться ею, когда она приходит к нам в форме прасада Кришны. Это также как и с десятым оскорблением святого имени: нельзя продолжать грешить и надеяться потом на то, что повторяя харинаму, очистишься, нейтрализуешь грех. Мы знаем об очищающей силе многих духовных объектов, мы молимся об очищении, но не эксплуатируем эти объекты подобно хозяевам. Таковы правила вайшнавского этикета.

Что касается листьев и манджари, то их кладут на пищу, прежде чем предлагать непосредственно на алтаре. Туласи предлагают голове Божества, кладут на стопы, кладут в пищу и воду перед предложением. В священных писаниях описывается, насколько это благоприятно и какие блага получит человек, приняв указания шастр. Об этом можно прочитать подробно в «Хари-бхакти-виласе» Шрилы Санатаны Госвами, виласе 7.

Шрила Санатана Госвами привёл много цитат о славе Туласи Деви из разных шастр. В его книге содержится информация о том, какое благо получает человек, если он предлагает её стопам Господа, Его голове, если использует фитильки (для эка-дипы или панча-дипы) с веточками или листьями Туласи, кладёт их на пищу, которую планирует предложить у алтаря.

Кришна не принимает пищу, если в ней нет Туласи, но это при условии, что у вас есть доступ к её листьям. В «Гаруда Пуране» сказано: туласи-дала-саммишрам харер йаччхеч ча тат сада – «Следует всегда использовать листья Туласи во время подношений Господу». В «Ваю Пуране» говорится: туласи-рахитам пуджам на грихнати сада харих – «Хари никогда не принимает поклонения без листьев Туласи».

Если у вас Туласи не растёт, и у вас даже нет её сухих листьев, то Он будет рад даже её сухим веточкам. Но если нет таковых, то нужно в таком случае просто предложить листья Туласи в уме, вместе с тем подношением, которое вы планируете поставить перед алтарём. Если у вас есть листья, но вы предлагаете бхогу без них, тогда Он не примет её.

Преданные, выращивающие Туласи, всё равно хранят какой-то запас сухих листьев. Их благоприятно раздавать преданным, у которых нет Туласи, чтобы они могли сделать свои подношения привлекательными для Кришны.

В связи с этим в «Брихад-нарадия Пуране» сказано: «Если во время пуджи, омовения, предложения пищи и напитков Господу не предлагается вместе с ними Туласи, все эти действия теряют смысл. Без Туласи Господь не принимает ничего, не ест и не пьёт». Как видите, Кришна требователен, без Туласи Он не захочет ничего принимать от вас. Ищите милость Туласи и тех преданных, которые поделятся с вами сухими листьями или семенами, чтобы вы могли растить её дома.

Следует срывать манджари с двумя маленькими листочками по бокам, так учил Шри Чайтанья Махапрабху. Если вы посмотрите на эти соцветия, то по бокам увидите два маленьких листочка, вот с этими листочками нужно срывать. Шрила Рагхунатха дас Госвами обучался у Чайтаньи Махапрабху четырнадцать лет в Пури разным тонкостям поклонения, и Махапрабху обучил его такой детали.

Цветы Туласи – подобны гопи, а бутоны Туласи – подобны гопи-манджари. Нераспустившиеся цветы, бутоны, символизируют гопи, которые не набрали зрелости для очень близких отношений с Кришной в мадхурья-расе. У них в Его лилах имеется своё, уникальное положение. Позже вы прочитаете об этом, когда у вас появится более высокая адхикара, чтобы понять это без искажений.

Если вы не можете предложить манджари, если эти соцветия ещё не выросли, тогда следует предлагать свежие листья; если нет свежих листьев, то следует предлагать сухие листья; если нет сухих листьев, тогда следует предлагать палочки Туласи и касаться ими Божества и бхоги перед её предложением; если нет даже палочек, тогда следует предлагать туласи-манджари в уме, произносить имя Туласи во время ритуала. Звук её имени так же трансцендентен и сладостен, как и имя Кришны, поэтому, когда мы помним о Туласи, произносим её имя, Туласи сразу откликается, входит в нашу жизнь и помогает нам в служении.

……………………………………………………

Транскрипция: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ума д.д., Латика д.д., Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи