?

Туласи. Базовый общеобразовательный курс. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 184. Опубликовано: 28-02-2020, 15:20

Туласи

Базовый общеобразовательный курс

Ари Мардан дас

Часть 2

 

Перед тем, как срывать листья Туласи, следует совершить ачаман, очистительный обряд, который совершают все вайшнавы перед поклонением, или же омыться полностью. Это идеальный вариант, если человек полностью омывается, если не может совершить такого омовения, – тогда ачаман из ачаман-патры поможет очиститься.

Потом преданный должен принести свои поклоны Господу. Так описывает Шрила Санатана Госвами в «Хари-бхакти-виласе». Он говорит, что нужно принести поклон и попросить разрешения у Туласи сорвать её листья и (или) манджари. Также можно попросить листья у вашего гуру, если вы живёте в ашраме.

В «Хари-бхакти-виласе», виласа 9, сказано:

наиведйа-шешам тула-сиви-мишрам вишешатах пада-джалена сиктам

йо ашнати нитйам пурато мурарех прапноти йаджнайута-коти-пунйам

«Тот, кто регулярно почитает прасад Господа Вишну вместе с листьями Туласи и вместе с водой, омывшей Его лотосные стопы, обретает благо от совершения 10 000 миллионов жертвоприношений».

Представляете, какое огромное количество сукрити приходит к нам благодаря простым действиям?! Есть разные плоды от совершения разных видов поклонения, жертвоприношений, подаяний, но тот, кто поклоняется Кришне с Туласи, кто заботится о ней, тот приобретает неисчислимые блага. Позже я приведу цитаты подтверждающие это.

Поклонение Туласи – это настолько могущественный процесс, что, просто поливая её или обходя вокруг неё, человек сжигает множество тягчайших грехов, даже таких, как убийство брахмана. Об этом говорит стих:

йани кани ча папани брахма-хатйадикани ча

тани тани пранашйанти прадакшинах паде паде

Парикрама, или обход вокруг Туласи, совершается по часовой стрелке. Человек сжигает все грехи без исключения во время такого обхождения, даже грех убийство священника!

Туласи необычайно милостива, поэтому если у вас есть возможность совершать парикраму вокруг этого священного кустарника, то это нужно делать каждый день. Если же нет возможности, тогда можно напечатать фотографию с изображением Туласи. В интернете опубликовано много красивых фотографий Туласи, можно качественно распечатать, поместить изображение в красивую рамку, потом поставить на стул, покрыв его предварительно красивой и чистой тканью. Прежде чем совершать парикраму, нужно установить это изображение, подобно тому, как мы открываем алтарь. Фотографию Туласи не стоит всегда держать открытой, если вы не следуете правилам духовного этикета. Открыв изображение (шторку, скрывающую Туласи), совершают ей поклон и читают такую пранаму:

вриндайаи туласи-девйаи прийайаи кешавасйа ча

кришна-бхакти-праде деви сатйаватйаи намо намах

Эту мантру также нужно выучить. В рамках этого курса она необходима. После этого, по часовой стрелке, вы обходите стул (тумбочку, столик) с Туласи, и во время обхода, можете также повторять святое имя, Харе Кришна маха-мантру. Если вы более продвинуты, тогда можете начинать регулярно петь «Туласи-парикраму». Есть два бхаджана, которые поют во время обхода Туласи. Один написан в настроении айшварьи. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж написал бхаджан в настроении мадхурьи. Его исполняют те, кто стремится практиковать рагануга-садхану, развивая мадхурья-бхаву, следуя по стопам близких спутников Кришны во Вриндаване. Второй бхаджан благоприятнее для желающих развить настроение спонтанной преданности, как у враджаваси (жителей Вриндава). Вы можете найти его в нашем песеннике, он встречается во всех изданиях «Гаудия-гити-гуччхи».

После того, как вы закончили совершать туласи-парикраму, нужно поклониться и закрыть изображение, убрав его в чистое место. Если у вас нет фотографии Туласи, вы можете взять чётки или мешочек с туласи-малой (чётками из Туласи) и положить их на стул или какую-то поверхность, покрытую тканью. Затем можно обойти мешочек с Туласи по часовой стрелке, также исполняя бхаджан.

В нашей традиции поклонение Туласи считается даже более ценным, чем поклонение Самому Кришне. Почему? В «Ади Пуране» Шри Кришна говорит: «Тот, кто поклоняется Мне, не является Моим истинным преданным. Тот, кто поклоняется Моим чистым преданным, – он и есть Мой истинный преданный».

Поклонение Туласи в определённом смысле тождественно поклонению всем вайшнавам, которые только существуют во всех мирах. Когда преданные служат Туласи у себя дома, то всё сообщество вайшнавов пребывает в этом месте в её лице. Если вспомнить, почему кто-то служит Кришне и в связи с этим зовётся вайшнавом, можно сказать, что он служит Ему, потому что Йога-майя его связала с Ним. Вся известная во всех мирах вайшнавата (преданность Богу) рождается из милости Йога-майи.

Когда джива выходит из Маха-Вишну и попадает в обитель Господа, выбрав её, то тут же она вступает во взаимоотношения с Йога-майей (Туласи), которая обеспечивает её преданным служением и всем необходимым для гармоничного существования в кришна-лиле. Именно посредством Йога-майи (Туласи) разворачивается сварупа дживы, за счёт Йога-майи эта сварупа постоянно наполняется любовью.

Когда мы говорим об обретении настроения гопи-манджари, дара Гаудия-сампрадаи, оно становится досягаемым благодаря Шри Вринде, потому что она ответственна за встречи гопи-манджари с Кришной. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами писал:

дже томара шарана лойа, сеи кришна сева пайа,

крипа кори коро таре вриндавана-васи

туласи кришна-прейаси (намо намах)

ого вринде махарани кришна бхакти прадайини

томара падапа-тале, дева-риши кутухале,

сарва-тиртха ло’йе та’ра хана адхиваси

туласи кришна-прейаси (намо намах)

«Тот, кто принимает твое покровительство, обретает служение Шри Кришне. Будь же милостива ко мне, позволь мне стать вечным жителем Вриндавана.

О Вринда Махарани, дарующая любовь к Кришне! У твоих стоп пребывают все полубоги, мудрецы и святые места» («Туласи-арати», 2, 7).

Паурнамаси также играет роль в этом, но не совсем так, как Вринда. В любых своих проявлениях, Йога-майя сводит всех живых существ с Богом, лишь имперсоналистов откидывает в сторону от Него. Йога-майя действует как духовный магнит. Служа ей, мы служим всем вайшнавам, поскольку благодаря вайшнавате, полученной от неё, все становятся возлюбленными Творца, чистыми преданными. Вся преданность всех миров сконцентрирована в Йога-майе. Поклоняясь ей, мы поклоняемся вайшнавам, а поклоняясь вайшнавам, мы поклоняемся ей. Она вайшнави, – преданная. Вайшнави – это одно из её имен.

То, что касается принципа любви, через который смотрят уттама-адхикари на духовных существ, то они ценят преданных больше, чем Самого Господа. Это значит, что они ценят Туласи больше, чем Кришну. Если мы посмотрим на то, как они воспринимают мир, через их совершенное понимание, тогда мы сможем понять, почему поклонение Туласи более возвышенно, чем поклонение Кришне. Выращивая Туласи дома, можно всегда находиться в садху-санге, поскольку она садху.

С одной стороны, она очень милостива, ведь она существует для раздачи таковой. Она может поселиться в доме любого искреннего преданного. Любой человек, имеющий веру, может получить её милость. Обычно от тех, кто не имеет веры, Туласи быстро уходит. Но в обществе тех, у кого есть вера и дух преданного служения, она очень счастлива. Она в высшей степени сострадательна.

Теперь о служении Туласи в доме. Если вы приобрели семена Туласи или её побеги, то дома можно организовать свой маленький Вриндаван. Чтобы Кришна поселился у вас в доме, нужно приманить Его при помощи Туласи.

Туласи гармонизирует, создаёт очень благоприятную атмосферу, и в доме воцаряется божественная женская энергия. Сейчас в мире активно проходит эмансипация. Появилась проблема: почти невозможно обнаружить женщину с классическими женскими наклонностями. Сейчас женщины уже не полагаются на мужчин, стараются быть с ними на равных, потому теряют свою женскую природу и после этого получают много проблем в своей жизни. Однако, когда в доме присутствует Туласи, то она передаёт свою женскую энергию даже мужчинам, занятым в преданном служении, желая, чтобы они обрели свободу от пуруша-абхимана. Есть на санскрите следующие понятия: пуруша-абхиман и пракрити-абхиман. Словосочетание пуруша-абхиман указывает на настроение мужчины, мужеподобное поведение и мышление. Словосочетание пракрити-абхиман указывает на женское мышление, представление о себе, как о женщине.

Чтобы попасть в игры Кришны, нужно избавиться от пуруша-абхимана и обрести пракрити-абхиман. Настроение гопи-бхавы – это пракрити-абхиман. Очень сложно обрести такой абхиман тем, кто прирос с годами к мужскому телу и представлению о себе, как о мужчине. Поклонение Туласи стабилизирует, смягчает настроение пуруша-абхимана, усиливает настроение пракрити-абхимана. Эта трансформация, направленная к своему конституциональному положению хороша, если преданный старается отойти от телесной концепции и обрести своё истинное, духовное «я».

Все души – энергии Кришны. Они – проявление женского начала, которое является основой татастха-шакти, энергии порождающей татастха-джив. Естественная наклонность женского начала – отдавать, а мужского – брать. Только Бог, по Своей изначальной природе должен брать, если мы судим о Нём с позиции высшей религиозной справедливости. Он – источник и повелитель всего сущего, поэтому настроение божественного служения подразумевает, что верующий человек должен быть настроен на отдачу, самоотдачу, бескорыстное действие по направлению ко Всевышнему:

ахам критснасйа джагатах прабхавах пралайас татха

Кришна сказал в «Гите»: «Знай же, что Я – начало и конец всего в этом мире, который представляет собой соединение материи и духа».

Всё есть энергия. Она создана только для того, чтобы взаимодействовать с источником энергии – Богом. Это базовое знание для всех религий. На основе этой древней, изначальной связи в нашей сампрадае учат, что только Бог – является единственным, высшим, мужским началом, а все существующие души подобны целомудренным женщинам, направляющим свою любовь исключительно на один объект – Господа. Поэтому даже гуру, поклоняясь Туласи, обучаются у неё тому, как служить Шри Кришне с пракрити-абхиманом, женским радением и целомудренным самопожертвованием.

Когда преданный поклоняется Туласи у себя дома, то жилище становится неотличным от Враджа-дхамы, от Вриндавана. Кришна счастлив поселиться в таком месте, поскольку мы помним, что Кришна никогда не покидает Вриндаван, а значит с радостью будет притянут атмосферой святой земли. Но для того, чтобы привлечь к себе Кришну, нужно сделать так, чтобы место, в котором вы пребываете, стало подобным Вриндавану. Если Туласи будет расти в вашем доме, то есть большая вероятность, что Кришна придёт к вам и проявит Свои игры. Главное – сохранять настроение служения в том месте, где вы практикуете. Искренность очень скоро даст свои плоды.

Часто бывает так, что начинающий преданный ещё не развил правильного настроения в своём сердце, которое было бы подобно настроению жителей Враджа. Как ему быть, если он желает привлечь Кришну в свой дом? Как хотя бы отдалённо сформировать настроение Враджи у себя дома? Нужно пригласить в дом Туласи! Если Туласи приходит в дом к преданному, тогда Кришна может появиться в нём, даже если сердце преданного не имеет возвышенного настроения, которое способно привлечь Его, Кришна будет рядом с Туласи. Туласи буквально заманивает Кришну, поскольку Он слуга премика- и расика-бхакт. Туласи как раз является таковой.

джагатера джата пхула, кабху нахе саматула,

сарва-тйаджи кришна тава (патра) манджари-виласи

туласи кришна-прейаси (намо намах)

«Кришна принимает подношение, только когда оно украшено твоими нежными листьями и цветами, с которыми не могут сравниться никакие цветы на свете».

Сердце начинающего преданного нуждается в совершенствовании, а сердце Туласи уже совершенно. Поэтому благодаря милости Туласи, мы можем быть ближе к Кришне.

В таком доме могут начать происходить духовные чудеса. Жизнь преданного может кардинальным способом измениться. Придут уроки от Бхагавана, которые будут формировать в нас чистоту и подлинную преданность. Поэтому начинающие преданные поклоняются Туласи, даже если у них нет твёрдой веры. Благодаря милости Туласи, вера проявляется с каждым днём. Главное – быть искренним.

Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада был необычайно рад тому, что Туласи появилась на Западе, поскольку Туласи растёт только в Индии. За пределами Индии её невозможно обнаружить, поэтому он был очень доволен, что преданные, будучи каништха-адхикари, ухаживают за Туласи, поклоняются ей, исполняют бхаджаны, в её честь. Это составляющие хорошего стандарта поклонения ей.

Мы в нашем городе также собирались год за годом, как и вы. Потом, получив возможность проводить длительные, полноценные программы, мы ввели в ятре стандарт поклонения Туласи. Во время субботней программы мы всегда ставим Туласи по центру, обходим её и поём бхаджан. Так мы поддерживаем вайшнавскую традицию, обретаем благоприятные бхакти-самскары, учимся этой традиции, укрепляемся в ней. Также мы можем делать это не только в храме, но и дома.

В «Гаруда-пуране» сказано: «Слуги Ямараджа не приближаются к дому, в котором растят и поклоняются Туласи, поистине этот дом становится местом паломничества». Это факт. Туласи очень благоприятно выращивать дома, но это и большая ответственность.

Преданные шьют для Туласи юбочки, надевают их на горшочек. Помните, я вам зачитывал описание Туласи из «Радха-Кришна ганнодеша-дипики»? Там сказано, что одежда у Туласи синего цвета. Старайтесь использовать ткани для юбки синих оттенков. Это будет согласовано с настроением Туласи в духовном мире. Нам всем очень важно научиться поддерживать настроение спутников Господа, Гурудева и Самого Господа. Тогда всё будет правильно. Учитесь служить настроению святых и Господа, не делайте ничего, что его могло бы нарушить.

Преданный: Сложно её растить из-за того, что заводятся мошки.

Ари Мардан прабху: Понятно. Зимой они обычно не заводятся.

Преданный: У нас они почему-то заводятся в любое время, я уже вижу, мошки летают.

Ари Мардан прабху: Если это происходит, то не нужно некоторое время поливать. Я помню, у меня тоже было подобное. Прыгающие маленькие чёрные мошки завелись в земле Туласи. Они откладывают яйца в почву и потом быстро размножаются. Их личинки едят корневую систему. В этом случае нужно хорошо просушить землю. Это приведёт к тому, что некоторые старые листья начнут интенсивно опадать, их надо собирать и потом сушить. Когда земля станет сухой, мошки уже не будут в неё откладывать яйца. Хоть Туласи поредеет, зато её можно будет спасти. Некоторые преданные применяют химикаты, но я не сторонник таких обработок. Ведь листья мы будем предлагать Божеству и потом принимать сами. Мошки в сухой земле не будут размножаться.

Также Туласи украшают бусами, предлагают ей драгоценности, иногда их вешают на веточки, иногда горшок украшают гирляндами. Благоприятно, когда женщина покупает украшения и предлагает их прежде Туласи Дэви. Пусть они на ней повисят неделю или хотя бы пятнадцать минут, потом после этого можно надевать на себя, это будет очень благоприятно. Маха-прасад от Туласи!

Также на ветви Туласи вешают серёжки. Порой специально покупают и предлагают, иногда вешают корону. Рядом ставят палочку-опору, и на её вершине закрепляют корону. Такие короны можно купить в Индии, можно сделать её самостоятельно. Туласи – царица Вриндавана, у неё должна быть своя корона. Таким образом, ей поклоняются, как Божеству.

Минимальный стандарт поклонения, который я сейчас хочу описать, не сложный. Обычно при хорошем стандарте предлагают несложную пуджу, то есть предлагают огонь, цветок, полив и благовония. Водой ей поклоняются каждый день, просто предлагают несколько капель земле, в которой она растёт. Это считается идеальным вариантом.

Рядом с Туласи ставят небольшую баночку. Даже если вы сегодня не поливаете Туласи, так как земля влажная ещё со времени последнего полива, то можете предложить всего несколько капель. Подобно тому, как мы предлагаем Кришне каждый день бхогу, так же и Туласи предлагают каждый день несколько капель воды.

Всего четыре действия нужно сделать. Первое – это предложение воды, полив или подношение Туласи нескольких капель воды из патры. Второе – это произнесение пранама-мантры: вриндайаи туласи-девйаи…. Не забудьте выучить эту шлоку. Третье – обход вокруг Туласи, туласи-парикрама. При этом вы можете обходить без пения, а просто молясь ей, сложив перед собой ладони. Можно обойти её с пением или молитвами:

намо намах туласи кришна-прейаси (намо намах)

радха-кришна-нитйа-сева – эи абхилаши

«О Шримати Туласи-деви! Стремясь обрести вечное служение Шри Радхе-Кришне, я снова и снова склоняюсь перед тобой, дорогой служанкой Шри Кришны» («Туласи-парикрама и арати», 1. Ш.Б.Прагьяна Кешава Госвами). 

Когда закончите обход, поклонитесь. Поклон – это четвёртый элемент. Вот и всё. Это самое минимальное, что вы можете делать каждый день, поклоняясь Туласи без высоких требований и высокой квалификации.

Вы можете обойти столько раз, сколько желаете, не обязательно четыре раза. Иногда преданные обходят её часами, когда джапу читают. Два часа могут ходить, и сколько у них получится кругов вокруг Туласи? Никто не знает.

То, что касается листьев Туласи, которые предварительно собирают для поклонения Божествам, то их собирают только утром. Это чётко оговаривается в «Хари-бхакти-виласе», и нужно этому следовать. До обеда нужно закончить сбор.

Преданный: А не собирать листья можно?

Ари Мардан прабху: Если мы приглашает Туласи в дом, то для того, чтобы она связала нас с Кришной. Эта связь проявляется через ритуал, где используют листья Туласи. Как же их тогда не собирать? Если их не собирать, тогда зачем мы пригласили Туласи в дом? Я обычно осматриваю Туласи, растущую у меня дома, и высматриваю уже готовящиеся упасть листья, но которые ещё не сухие и не поражённые. Не успеют они засохнуть или упасть, я их уже применяю на алтаре в этот день.

Наоборот, каждый день их нужно собирать. Зелёные, молодые листья не падают, если Туласи не болеет. В идеале нужно собирать зелёные качественные листья с манджари. Однако общипывать совсем молодой кустик будет не правильным. Если на Туласи больше 200 листьев, тогда можно будет срывать совсем молодые, зелёные листья, если меньше, то лучше срывать чуть желтоватые, потому что молодая Туласи, имеющая слабую крону, пока ещё набирает силу. Когда она наберёт её, то можно будет срывать активно для предложения и совсем молодые листья с соцветиями.

В шастрах описывается, при каких подношениях используются листья Туласи. При подношении бхоги, воды, жидкости для омовения Божеств, то есть если Божества омывают соком, мёдом, растворённым в воде, молоком, то туда также кладут листья Туласи.

Тонкие сухие веточки предлагают Божествам в качестве зубочисток, чтобы Они пользовались ими после еды. Иногда бывает такое, что после опадения листьев с веточек Туласи, появляются торчащие сухие веточки. Их не нужно выбрасывать, потому что это сат-чит-ананда, духовная энергия. Вы можете задействовать веточки, когда кормите Божества, после бхоги Им предлагают эти тонкие веточки. Божества используют их как зубочистки, потом их можно забрать у Божеств и почтить, как прасад.

Также тоненькие сухие веточки используют для изготовления фитилей, которые предлагают Божествам. Наша традиция учит, что предложение одного фитиля с Туласи, равноценно предложению миллиона обычных фитилей. Таким образом, когда нам на помощь приходит Туласи, то наше бхакти-сукрити очень увеличивается, а результативность поклонения значительно возрастает. До тех пор, пока мы не являемся чистыми преданными, мы накапливаем бхакти-сукрити, духовное благочестие. Накапливать можно медленно, а можно быстро, и если у человека дома есть Туласи, он обретает бхакти-сукрити в миллионы раз быстрее, чем другие, кто не знает о славе Туласи.

Почему нередко мы жалуемся на то, что прогрессируем очень медленно? Духовная практика без знания и осознанности может совершенствоваться сто или двести жизней! Кому-то нужен такой план? Человек без знания делает многое не по правилам, он сам решает, как ему служить и сколько. Такое не к добру. Однако, следуя правилам, позволяющим улучшить наше служение, сделав его эффективным, мы очень сокращаем процесс возвышения. Это правило для всех истинных религий.

Учитывая разные тонкости, мы вносим в поклонение Кришне Туласи. Она очень важный проводник к Нему. Он любит её. Когда мы используем полученное знание, то оно мощно поднимает нас вверх, качество нашего служения усиливается многократно. Вот почему говорится, что осознанное преданное служение способно привести к Богу гораздо быстрее, если не в этой жизни, то, по крайней мере, в ближайшей. Не нужно будет ждать сотни или тысячи жизней, просто нужно следовать по стопам великих святых прошлого, прислушиваясь к их советам.

Совершая туласи-парикраму, старайтесь быть внимательными и не наступайте на её тень. Может так случиться, что тень от кустика, при определённом положении лампы или солнца, будет падать в какую-то одну сторону. Поэтому, если вы находитесь в квартире, нужно ставить её перед парикрамой прямо под лампой, тогда тень не будет распространяться в сторону. Наступать на её тень считается оскорбительным, это туласи-апарадха. Если же не удаётся что-то изменить в положении Туласи, то не страшно. Главное делать всё необходимое, что зависит от вас. Тогда Туласи и вайшнавы не обидятся, видя ваше усердие и искренность.

В то же время известно, что очень благоприятно совершать преданное служение, пребывая в тени Туласи. Например, если вы хотите увеличить эффект от чтения священных писаний, можно сесть в тень Туласи и таким образом увеличить степень осознанности, понимания и сукрити от чтения бхакти-шастр. Если преданные обеспокоены во сне какими-то духами или привидениями, дурными снами или астральными преследованиями, то можно организовать так, чтобы тень Туласи ночью падала на голову спящего. В храме это будет сложно устроить, а вот дома легче.

Обычно там, где поклоняются Туласи или Божествам, не спят. Но если преданный ищет прибежища в какой-то опасной ситуации, то правила в некоторых случаях можно пересмотреть. В целом же, Туласи не следует помещать в место, где спят, где занимаются кармической деятельностью или грешат. Однако, если нет возможности предоставить Туласи отдельное место, тогда что есть, то есть. Нужно всегда действовать исходя из места, времени и обстоятельств. Не нужно строго и слепо выполнять какие-то правила, если это фактически невозможно для вас. Фанатизм и сахаджия явятся причиной страданий.

Если мы обходим Туласи, совершаем парикраму вокруг неё, или поём бхаджаны во время почитания Туласи, то следует алтарь закрывать. Лучше поклоняться Туласи при закрытом алтаре, потому что Туласи – настоящая чистая возвышенная преданная и она никогда не примет поклонения, если это делается перед лицом Бога, перед лицом того, кому она поклоняется. Мы чтим её настроение и не нарушаем его. Такова этическая гармония, способствующая эффективному росту в бхакти.

Важно понять настроение Бога и настроение Его преданных. Сам Бог будет доволен, Он говорит:

ахам бхакта-парадхино хй асватантра ива двиджа 

садхубхир граста-хридайо бхактаир бхакта-джана-прийах

«Я всецело нахожусь во власти Моих преданных и совсем не свободен. Мои преданные не имеют никаких материальных желаний, поэтому Я живу в их сердцах. Что говорить о них, если даже те, кто предан Моим преданным, очень дороги Мне» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).

Если мы перед Ним будем поклоняться Туласи, то Он даст все Свои благословения. Он даст их также, если мы с закрытым алтарём проведём туласи-пуджу. Проблема в другом: сама Туласи не примет наше подношение, если алтарь будет открыт. Будучи чистой преданной, она не принимает никакого поклонения себе, если это делается перед лицом того, кому нужно направлять всё служение. Так выражается её смирение, её этикет по отношению к Богу. Этот этикет должен стать и нашим этикетом. Никто из нас не должен принимать какое-то почтение со стороны, принимать подарки, слушать прославления в свой адрес при открытом алтаре, перед лицом более достойных. Если вы хотите прославить преданного, полноценно уделив ему своё почтение, поклонение, пуджу, то делайте это лучше при закрытом алтаре. Тогда преданный не будет чувствовать себя неловко. Дарите ему подарки после того, как закрываете алтарь. Хотя Кришна будет доволен, даже если это сделано при открытом алтаре, но настоящий преданный никогда не примет поклонение себе, если это делается перед теми, кому он сам кланяется миллионы и миллионы раз.

Пойдём дальше. Есть ещё кое что необходимое для понимания положения Туласи Дэви.

Если кто-то поклоняется Туласи, то он обретает плоды всех видов благочестия. Вы знаете, что существует несколько видов благочестия: карма-сукрити, гьяна-сукрити, йога-сукрити и бхакти-сукрити. Есть разные сверхспособности, которые можно обрести за счёт йога-сукрити. Всё это постепенно обретается, благодаря поклонению Туласи. Например, человек желает быть йогом, но в этой жизни его уже настигла прарабдха-карма, то есть он родился с какими-то изъянами, был зачат не так, как надо, родился не в ту югу, чтобы развивать сиддхи, у него нет стойкого сознания, чтобы иметь сиддхи и т.д. Однако если такой человек будет поклоняться Туласи и сохранять стойкое желание иметь сиддхи, в следующей жизни он родится уже с ними. В редких случаях возможны конечно чудеса, но только в очень редких случаях. Благоприятные качества уже будут проявлены у человека с рождения.

Все благословения – богатая жизнь, красивое тело, здоровье, деньги, – всё придёт, если человек поклоняется Туласи. Потому что она – Вринда. Вринда значит «дарующая полноту милости и счастья». Нет такой милости, которую бы она не могла дать. Обычно те, кто ищет бескорыстного служения, поклоняются Туласи, а те, кто жаждут денег, поклоняются отражённой экспансии Туласи – Дурге, Маха-майе. Важно отметить, что поклоняясь Господу с помощью Туласи, человек может обрести гораздо больше, чем если бы он поклонялся, предлагая Божеству золото и бриллианты. В «Падма Пуране», в беседе между Девадутой и Викунталой, мы находим следующее:

мани-канчана-пушпани таттха мукта-майани ча

туласи-патра-данасья калам нарханти шодашим

«Человек, предлагающий Господу цветы, сделанные из золота, инкрустированные драгоценными камнями и жемчугом, не обретает даже одной шестнадцатой блага того, кто предлагает Ему листья Туласи» («Хари-бхакти-виласа», 7.286).

Туласи подобна святому имени, которое в свою очередь подобно древу желаний. Поэтому она может исполнить любое желание дживы. Но нас больше интересуют подлинные богатства, а не временные. Поэтому преданные Кришны поклоняются Туласи не ради обретения чего-то материального. Они понимают, что все соблазны материального мира и счастье заканчиваются только одним – страданиями и потерями. Вайшнавы мудры и поэтому застрахованы от страданий.

Также Туласи освобождает джив от всех грехов. Их можно быстро устранить посредством поклонения её лотосным стопам. Но как я уже говорил ранее: не злоупотребляйте её милостью и её способностью очищать. Она не машина и обладает свободой выбора. Если она увидит, как мы, утратив искренность и целеустремлённость наглеем, то тут же откажется помогать. Её не обхитришь. Мы общаемся с Туласи всегда в духе служения, а не эксплуатации. Характер нашей севы определит будущие результаты. Нам не нужно особенно беспокоиться о своей свободе. Наши божественные повелители и доброжелатели сами определят степень нашей свободы, они в силах устроить всё. Все беспокойства должны быть направлены лишь на улучшение качества совершаемого бхакти. Вручая себя парикарам Бхагавана, вайшнав с таким менталитетом быстро уходит в обитель Господа.

В двадаши у Туласи с Господом особые лилы. Не следует омывать Божества, поливать Туласи, собирать листья для поклонения Божеству в двадаши. В этот день Туласи вообще не трогают. Вы можете возносить ей молитвы, но не нужно даже прикасаться лишний раз к горшку. Не следует её каким-либо образом беспокоить. Если вы даже случайно задели Туласи – это оскорбительная невнимательность. Даже если вы случайно махнули рукой, и она при этом была задета – сразу нужно нейтрализовать это оскорбление. Нужно коснуться горшка, либо земли безымянным пальцем. Указательным пальцем нельзя этого делать, касаетесь безымянным или мизинцем, и потом коснитесь лба, попросив прощения, за случайное беспокойство. В двадаши лучше вообще не касаться и не поливать. В этот день у неё свои лилы с Бхагаваном проходят. Говорится, что тот, кто в двадаши будет омывать Божества или каким-то образом поклоняться Им, предлагать Туласи Божеству, будет только терять своё благочестие и увеличивать благочестие демонов.

Преданный: А можно предлагать старые листочки Туласи, собранные до двадаши?

Ари Мардан прабху: Можно. В «Нарада Пуране» сказано:

варджйам парйушитам тойам варджйам парйушитам далам

на варджйам туласи-патрам на варджйам джахнави-джалам

«Старые цветы и плоды должны быть отвергнуты в поклонении, однако старые листья Туласи и воду Ганги нельзя отвергать».

Мы поклоняемся Божеству, но совершать омовение Божеств не следует в двадаши.

……………………………………………………

Транскрипция: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ума д.д., Латика д.д., Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи