?

Расстановка акцентов.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 186. Опубликовано: 21-02-2023, 17:58

Расстановка акцентов

Природа сварупа-, санга- и аропа-сиддха бхакти

Переписка Ари Мардана Прабху и Шримати Шьямарани диди

07.02.2023г.

 

Ари Мардан д.: Я обращаюсь к вам с вопросами по теме трёх видов бхакти, а, в частности, я хотел бы получить от вас пояснения в отношении природы сварупа-сиддха-бхакти. К сожалению, эта тема не очень понятна даже некоторым санньяси и старшим проповедникам в санге нашего Шрилы Гурудева (Ш.Б.Нараяны Махараджа). Один из проповедников, севаков нашего Шрилы Гурудева, в феврале 2021 года неоднократно утверждал во время своих публичных лекций по Скайпу для русских, что каништха-адхикари может совершать сварупа-сиддха-бхакти. В связи с этим, мои духовные браться, пытаясь задавать ему снова и снова уточняющие вопросы, разочаровались, получая снова и снова ответ, который, как нам казалось, противоречил учению гуру-варги. Разочаровавшись в этом проповеднике, они перестали его слушать, поскольку требования к хари-катхе у них были и остаются довольно высокие. Я хотел бы попросить вас помочь разобраться нам в этом вопросе, учитывая ваш огромный духовный опыт.

Теперь среди старших преданных санги нашего Гурудева в России мнение по поводу этого разнятся. Одни считают, что сварупа-сиддха-бхакти доступна для каништха-адхикари, в то время как другие считают, что сварупа-сиддха-бхакти недоступна для каништха-адхикари до тех пор, пока он не обретёт чистую преданность Богу (минимум мадхьяма-адхикару). В связи с неоднозначным толкованием понятий сварупа-сиддха-бхакти, аропа-сиддха-бхакти и санга-сиддха-бхакти у меня и моих духовных братьев и сестёр не сформировалось ясного понимания этой темы. Я считаю, что если каништха-адхикари будут думать, что они могут практиковать сварупа-сиддха-бхакти, то это породит в них тенденции к сахаджии, поверхностное отношение к возвышенным типам бхакти.

Недавно я собрал цитаты великих святых по этой теме и тщательно изучил их, поскольку считал, что возможно я что-то упустил в изучении шастр. В связи с этим я хотел бы, чтобы вы подтвердили мои выводы, к которым я пришёл, изучая данные термины и их применение. Ниже я изложил те идеи, которых я склонен придерживаться, и придерживался даже до того, как специально собрал серию высказываний святых на заданную тему(1). Если это возможно, просмотрите их внимательно и дополните по необходимости, если в этом вы увидите смысл. Возможно, в чём-то я не прав, протестируйте, пожалуйста, моё понимание. Итак, я определил следующие аксиомы:

1)   Сварупа-сиддха-бхакти состоит из анг бхакти.

2)   Для практики сварупа-сиддха-бхакти необходимо практиковать непрерывно (апратихата), вовлекая в этот процесс все свои чувства, на что способен только чистый вайшнав.

3)   Сварупа-сиддха-бхакти полностью трансцендентна, спонтанна, совершенно вне двойственности (двайты), свободна от обмана (кайтава-шунья) и исполнена чистого духовного блаженства, а потому недоступна по своей внутренней сути тем, кто не освободился от анартх, то есть не прошёл ступень анартха-нивритти. Тот, у кого сохраняются материальные желания, или тот, кто культивирует материальные желания, не может практиковать сварупа-сиддха-бхакти.

4)   Для совершения сварупа-сиддха-бхакти необходимо иметь шуддха-бхакти-адхикару, то есть быть либо мадхьяма-адхикари, либо уттама-адхикари, поскольку такие понятия, как шуддха-бхакти, уттама-бхакти, ананья-бхакти и сварупа-сиддха-бхакти – это синонимы.

5)   Только тот, кто реализовал на практике наставления первых шести стихов «Упадешамриты» и уже утвердился в следовании указаниям этих шлок, способен практиковать сварупа-сиддха-бхакти.

6)   Только тот, кто утвердился в понимании своей сварупы, осознавая, что он является вечным слугой Кришны (дживера сварупа хайа кришнера нитйа-даса), может совершать сварупа-сиддха-бхакти. Гуру-ништха и ништхита-бхакти абсолютно необходимы для совершения сварупа-сиддха-бхакти. Только тот, кто повторяет чисто святое имя Господа, способен практиковать сварупа-сиддха-бхакти.

7)   Только тот, кто уже развил шесть качеств предания себя Господу, шат-шаранагати, кто никогда не теряет вдохновения в бхакти (кришна-сева васана), может совершать сварупа-сиддха-бхакти.

8)   Сварупа-сиддха-бхакти не покрыто желаниями кармы, гьяны и аштанга-йоги, поэтому сварупа-сиддха-бхакти может совершать лишь тот, в ком наблюдаются признаки, описанные в стихе анйбхилашита-шунйам… («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11). Это означает, что сварупа-сиддха-бхакти доступна лишь тем, кто находится на уровне садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти.

9)   Каништха-адхикари по причине своего невежества (таттва-бхрамы) может практиковать только аропа-сиддха-бхакти или, в лучшем случае, санга-сиддха-бхакти. Он может практиковать сварупа-сиддха-бхакти лишь формально, при этом касаясь лишь тени (абхас) сварупа-сиддха-бхакти, подобно тому, как он неспособен совершать садхану, а лишь садхана-абхасу. Хотя в линии Шри Чайтаньи Махапрабху каништха-адхикари может получить доступ к сварупа-сиддха-бхакти, тем не менее, он не в силах практиковать такую форму бхакти из-за материалистических представлений о духовной жизни и её ценностях.

 

Шримати Шьямарани д.д.: Может возникнуть некоторая путаница с определениями. Например, существует сварупа-сиддхи – последняя стадия бхава-бхакти, которая проявляется непосредственно перед вступлением в прему. А также есть сварупа-сиддха-бхакти, которая упоминается в перечне трёх видов бхакти: аропа-сиддха-бхакти, санга-сиддха-бхакти и сварупа-сиддха-бхакти.

Ари Мардан д: Конечно же, я, как и другие, кто участвовал в этой дискуссии, не путаем упоминаемый вами уровень бхавы (сварупа-сиддха), когда джива реализует свою вишеша-сварупу, индивидуальное духовное тело и севу в нитья-лилах Кришны. Состояние сварупа-сиддхи немного описано Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в комментарии на «Брахма-самхиту», 5.2, и оно не является сварупа-сиддха-бхакти. 

Шримати Шьямарани д.д.: Хорошо. Тогда я сразу скажу то, что хотела бы, на эту тему.

Сварупа-сиддха-бхакти состоит из девяти видов бхакти: шравана, киртана, вишну-смарана

Санга-сиддха-бхакти касается только качеств. Кто-то может выглядеть так, как будто у него есть качества чистого преданного, однако, на самом деле, он не шуддха-вайшнав, а просто обладает ограниченным количеством вторичных качеств, как у шуддха-вайшнавов, такими как отречение и тому подобное.

Что касается аропа-сиддха-бхакти, то практикующий этот вид бхакти думает: «Я занимаюсь бхакти, занимаюсь садоводством «для Кришны», потому что мне нравится запах земли. Я могу предложить Кришне розу из моего сада». Или «Мне нравится красиво и изысканно одеваться. Поэтому я одеваю Божества, делаю для Них гирлянды, которые мне нравятся».  «Давайте посмотрим внимательно, я не хочу, чтобы это висело слишком криво на Божествах... Вот теперь другое дело, всё хорошо, я это поправил, ровно повесил».

Такая версия бхакти не обязательно включает в себя шравану, киртану или вишну-смарану. Ароп означает «наложение». Наложение определения бхакти на что-то, что на самом деле не является бхакти. Такой вид бхакти смешан с материальными желаниями.

Я не знаю, поможет ли это для начала. Вы можете найти эти определения во многих книгах нашего Гурудева. Я обязательно проведу дополнительные исследования по поднятому вами вопросу. Позже я вернусь к вам, наверное, в понедельник.

Также хочу добавить, что если вы хотите убедить своих духовных братьев, то недостаточно просто знакомить их с пунктами из выводов. Им необходимо видеть цитаты, которые привели вас к этим окончательным выводам. Они очень интересны. Для утверждения каждого пункта [вывода], который вы делаете, хорошо бы приложить цитату из писаний. Для всех важны шастрические доказательства.

Ари Мардан д.: К каждому утверждению, без исключений, у меня имеется цитата и даже не одна. Также я понял, что у вас тоже имеются все необходимые цитаты для обсуждения поднятого мною вопроса. Все мои выводы, которые я прислал вам, основаны на ссылках. Проблема в другом: когда цитируешь что-либо в доказательство своей правоты, то нередко видно, что для половины преданных (каништх) цитирование не работает. Они считают, что главное не то, что написано в работах ачарьев или святых шастрах, а главное то, что скажет во время лекции проповедник. Только тогда они примут истину из его уст, считая, что в этом случае, они получат надёжное понимание неискажённой истины. Однако подобное справедливо лишь в отношении святых высочайшего уровня, всеведущих вайшнавов, уровня уттама-адхикари. Именно они ясно видят цитату в её подлинном толковании и контексте. Что касается проповедников уровня ниже, то у них не всё идеально. Это естественно, ведь большая часть из них не освободилась от четырёх недостатков обусловленной души.

Однако есть и другая сторона этого вопроса. Отчасти эта проблема связана с тем, что некоторые каништха-адхикари не умеют думать, анализировать, пользоваться аналитикой, они предпочитают, чтобы думали за них. К сожалению, такие люди не редки. Отсутствие сукрити у таких людей порождает такую проблему, как алпа-медхаса, малоразумность. Часто эти люди считают, что слабость разума имеется также и у тех, кто с ними общается. Они видят мир через призму своих «очков». Думают, что все такие же, как они, в глубокой яме невежества. Поэтому, не доверяя своему ущербному интеллекту, они не доверяют также разуму тех, кто им несимпатичен, кто, как им чудится, одного с ними духовного уровня развития.

Также они не примут объяснений и цитат от тех, кто не почитаем так, как почитаемы мировые проповедники. То есть поверхностно мыслящие «преданные» судят о человеке по наличию у него славы и почестей, но не по реальному духовному уровню.

Кто-то просто ленится размышлять над шастрами и словами садху. К сожалению, лень своими корнями уходит очень глубоко и мешает проявлять необходимую активность сознания,  манану. Ленивцам тоже можно цитировать что угодно, но от этого ничего не меняется, так как слушающему лень думать над аргументами противоположной стороны в дискуссии.

Есть ещё кое-что. Неофиты не рискуют принимать на себя ответственность, чтобы понимать что-либо и делать выводы, изучая писания. Они бояться делать их из прочитанного и анализировать тексты. Причина такого страха заключается в том, что они бояться после прочтения книг или слушания хари-катхи говорить со старшими о том, что поняли из прочитанного. Ведь нередко они смотрят в книгу, а видят фигу. Читают про одно, а видят в текстах совсем иное, порой даже противоположное. Поэтому, если они что-то и читают, то делают это поверхностно. Поверхностное чтение приводит к тому, что они не только ничего не запоминают из прочитанного, но и к тому, что они не пользуются цитированием и не принимают цитат от других преданных. Не желая что-то запоминать из бхакти-шастр, неофиты боятся цитировать, так как автоматически и предвзято думают, что понимают книги недостаточно и однозначно неправильно. И даже тут они также отождествляют себя с теми, кого знают, кто живёт рядом с ними, кого они, как им кажется, им уже хорошо знаком. 

А кто-то даже думает, что цитирование не является критерием правоты, так как каждую цитату можно истолковывать по-разному и нередко в пользу своего эгоистического и субъективного видения. И это всё несмотря на то, что Шрила Гоур Говинда Свами называл проповедников, которые не ссылаются на шастры, – негодяями. Эта истина вообще пролетает мимо сознания части неофитов.

В ряде случаев, все эти ситуации справедливо обоснованы, так как не бывает чего-то на пустом месте. Однако также известно, что у каждой палки есть два конца, и это в мире двойственности всегда следует учитывать. Как часто подобное встречается в тех местах, где вы проповедуете? Что в этом случае рекомендовал Шрила Гурудев?

Шримати Шьямарани д.д.: Да, конечно, такие случаи происходят по всему миру, и даже во всех мирах. Итак, вот что рекомендует наш ачарья.

Мы хотим достичь уровня мадхьяма-адхикари. Мы хотим любить Бога, служить тем, кто выше нас и превосходит нас в вайшнавате, то есть чистым преданным. Хотим быть с теми, кто является мадхьяма-адхикари, или схож с нами, мы хотим:

1) иметь дружбу со служением – с теми, кто духовно сильнее нас, 

2) дружить с теми, кого считаем равными, 

3) дружить с теми, кто занимает по отношению к нам подчинённое, более низкое положение, кто младше нас, проявляя к ним сострадание и одаривая их нектаром бхакти.

4) проявлять сострадание и поддерживать невинных.

Мы хотим избегать тех, кто против бхакти, противостоит бхактам и Бхагавану. Шрила Прабхупада говорил о десяти оскорблениях. И, как вы знаете, девятое оскорбление – это проповедовать славу Господа неверующим. Прабхупада объяснял это очень интересным образом: на убеждение невинных людей требуется столько же энергии, сколько нужно для убеждения лишь одного, кто на самом деле не заинтересован в развитии духовности. 

Мы стараемся дать то, что осознаём как реальность, – то есть шастры. «Шримад-Бхагаватам» – это реальность, отличная от иллюзии. Она дарована для всеобщего блага. Такая истина искореняет тройственные страдания.

Как вы упомянули, в соответствии со своими сукрити и самскарами люди бывают более или менее восприимчивы. А также они будут более или менее восприимчивы в зависимости от нашей чистоты. Итак, мы хотим расширить нашу проповедь, чтобы охватить как можно больше невинных людей. А тем, кто не интересуется и идёт своим путём, мы выражаем уважение издалека, не критикуем и не общаемся с ними тесно, раз они не заинтересованы, если у них образ мышления иной, чем у нас. 

 Вот что мне об этом известно на данный момент.

 И последнее. Если я хочу быть способным доказывать, мне нужны доказательства. Ведь я хочу уметь доказывать, не просто утверждая догму, а опираясь на шастры. Если я хочу иметь возможность доказывать, мне нужна «система сдержек и противовесов». Это гуру, садху и шастры. Если человек выглядит так, будто ему это не интересно, я всегда могу пойти к другому человеку, к другой аудитории, в другой университет, другой храм, к другой группе, другой санге преданных, к старшим. Я найду людей, с которыми я смогу поделиться.

Также мы можем молиться, чтобы тем, у кого есть свой путь, и кто не желает принимать путь слушанья (шрота-патх),  Гурудев (если это санга Гурудева)  даровал знание и понимание внутри их сердца.

 Интересный случай произошёл недавно. Как вы знаете, пару дней назад во Вриндаване Ума диди оставила своё тело, и поэтому по всему миру было много, и ещё будет много, разных церемоний (пушпанджали) в её честь. Так вот, я услышала от Судеви кое-что интересное. Вы их знаете – Судеви и Кишори-мохан (семья преданных). Вообще, Судеви рассказала мне об этом ещё давно, сразу после того, как это произошло. Два дня назад я снова услышала от Судеви эту историю, когда (все читали подношения). Судеви тоже произнесла своё подношение Уме диди.

 Обычно Ума диди бьёт прямо в точку, что касается сиддханты. Но была одна вещь, которую она почему-то никак не принимала долгое время. Она говорила: «Не уходите, не уходите из санги Гурудева, не ходите к Шриле Бхарати Махараджу, это не в линии Гурудева, это оскорбление, это оскорбление Гурудева».  Некоторые из нас пытались убедить её, говорили, что это желание Гурудева, и именно поэтому мы пошли к Шриле (Бхакти Вигьяне) Бхарати Махараджу, что это правильно с точки зрения бхакти-шастр, и так далее. Она же просто продолжала повторять: «Нет. Я чувствую это, чувствую и думаю так». Так уж получилось, что Судеви с мужем (Кишори-моханом) и Ума Диди в ходе своих проповеднических туров оказались в одном и том же городе. Они пересеклись в Англии, в Лондоне. Ума Диди давала лекцию. Она рассуждала также о том, что «не нужно уходить за пределы санги, иначе ты отклоняешься  от санги, а это оскорбление Гурудева». Вдруг прямо посередине лекции она остановилась и замолчала. Наступила тишина. Неожиданно она разрыдалась. А потом посмотрела прямо на Судеви и сказала: «Мне так жаль. Я не должна была такое говорить. Пожалуйста, прости меня». И это всё прямо на лекции. Потом Судеви спросила: «Почему? Что случилось?» Ума Диди ответила: «Ну, я говорила то, что говорила. И вдруг я отчётливо услышала, как Гурудев сказал мне в сердце: «Остановись! Это неправильно! Не говори так». Гурудев сам сказал мне. Всё это время я ошибалась, говоря об этом, поэтому, пожалуйста, простите меня».

Таким образом, только когда Гурудев проявил к ней особую милость, она всё неожиданно поняла.

Итак, мы можем молиться также за тех людей, которых вы описали. Мы можем молиться, чтобы Гурудев, Кришна, Прабхупада пришли в их сердца и помогли им. Мы можем молиться так: «У меня нет сил убедить их. Пожалуйста, используйте вашу силу, пожалуйста, убедите их. Потому что они страдают из-за своего непонимания». 

Ари Мардан д.: Спасибо, очень интересная история со Шрилой Бхарати Махараджем.

В то же время, хочу отметить, опираясь на ваш ответ, что любой самостоятельный вывод обязательно следует сверять с выводами старших вайшнавов, гуру и шастр. Ведь идеальное понимание всего сущего приходит лишь на уровне совершенства. В то же время, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами рекомендовал обсуждать истины для их будущей реализации с преданными, вайшнавами более высокого уровня (2). Поэтому я и обратился за помощью к вам. Вы проделали колоссальную работу по редактуре и изданию книг Шрилы Гурудева и поэтому ваш опыт трудно оценить. Многие поколения преданных скажут вам большое спасибо за то, что вы смогли сделать за годы пребывания у стоп великих святых, находясь под их руководством, в анугатье. Именно поэтому я, оценивая вашу духовную удачу (бхагью), прислал вам свои выводы о трёх видах бхакти. Мне лишь нужно ваше подтверждение таковых.

Если же вы сочтёте какие-то выводы ложными, неоправданными или выраженными недостаточно ясно, то я с готовностью буду обсуждать ваше мнение для того, чтобы прийти к правильному пониманию поднятой темы.

Шримати Шьямарани д.д.: Это так замечательно, что у вас есть все необходимые цитаты. Нет необходимости присылать их мне, потому что у меня тоже есть все цитаты. Это хорошо, что у вас есть ссылки на предоставленные выводы. Это природа речи в гуне благости.

Вы говорите о том, что можно практиковать сварупа-сиддха-бхакти лишь формально. Это факт.

Я вернусь к обсуждению позднее. Я хочу провести детальное исследование поднятого вопроса.

 

08.02.2023г.

Шримати Шьямарани д.д.: Дандават-пранам, харибол! Доброго дня.

Итак, я только что провела и закончила обширное исследование.  В прошлый раз я давала общий ответ по памяти.

Да, это правда, что сварупа-сиддха-бхакти свободна от примеси гьяны и кармы, и проявляет себя через девять анг бхакти. Верно также то, что понятие сварупа-сиддха-бхакти является синонимом уттама-бхакти. Если это чистая сварупа-сиддха-бхакти  – это синоним уттама-бхакти, потому что она не покрыта гьяной и кармой. Именно потому она является полностью оформленной (полноценной) бхакти.

Конечно, может быть кто-то, будучи новичком, также пользуется девятью формами бхакти, однако он может быть не свободен от влияния гьяны и кармы. Поэтому можно сказать, что заземлённое проявление сварупа-сиддха-бхакти может быть таким. Однако настоящее, полное, совершенное значение сварупа-сиддха-бхакти – это бхакти, которое свободно от гьяны и кармы, и это уттама-бхакти! Преданный должен быть очень продвинутым, чтобы совершать такой тип бхакти.

Полностью, на сто процентов согласна с вашими выводами.

Теперь я понимаю, что у вас есть цитаты для каждого отдельного предложения (вывода), и (если нужно) вы приведёте их, чтобы все могли с ними ознакомиться.

В целом, сварупа-сиддха-бхакти сначала (проявляясь на основе шуддха-адхикары) переходит в асакти, а потом перерастает в бхава-бхакти. И только затем она достигает совершенства, проявляя в форме према-бхакти.

Ари Мардан д.: Харе Кришна, дорогая Диди! Примите моё огромное спасибо за ваш ответ и за исследования, которые вы провели. Извините, что потратил ваше время, но мне это было очень важно узнать, так как в русскоязычной санге нашего Гурудева это пока открытый вопрос, по крайней мере для меня и моих друзей. Но сегодня вы очень помогли нам. Теперь вы полностью закрыли тему. Я ещё раз понял, что наша гуру-варга и Гурудев пролили на меня каплю милости, поскольку я смог понять эту тему так, как понимаете её вы.

Мой духовный брат, Ачьютананда Прабху, был бы очень рад вашему ответу. Мы с ним сильно переживали, услышав, что тема сварупа-сиддха-бхакти до определённой степени профанируется. Он был очень разочарован, услышав, что сварупа-сиддха-бхакти доступна для практики каништха-адхикари. Ведь Гурудев учил иному. К большому сожалению, Ачьютананда Прабху уже оставил тело, не пережив эпидемию коронавируса. Он также придерживался той точки зрения, которую я вам представил и которую вы сейчас подтвердили. Получив от вас ясный ответ, я до некоторой степени сожалел о том, что он не прочитал его. Однако я думаю, что он также порадуется вашему ответу, поскольку для души смерти нет, и его чувства должны быть открыты к нашему посланию. Я верю, что он также получил ваш ответ.

Если вы не против, то я хотел бы задать вам ещё некоторые вопросы.

Шримати Шьямарани д.д.: Да, я буду рада получить новые вопросы. Также я рада, что Ачьютананда Прабху порадуется.

………………………………………….

1) С цитатами можно ознакомиться, пройдя по ссылке:

http://sampradaya.ru/current/article/10324-aropa-siddha-bhakti-sanga-siddha-bhakti-svarupa-siddha-bhakti.html

2) Данные рекомендации можно обнаружить в статье Ш.Б.Прагьяны Кешавы «Шастрия садху-санга», журнал «Враджа-према», №3.

 

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью