?

"Духовное образование". Интервью. Часть 2.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 676. Опубликовано: 21-02-2020, 11:38

Духовное образование

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

о важности духовного знания и просвещения

Интервью Ари Мардана д.

22-25.01.2020 г.

Часть 2

 

Ума д.д.: То есть то, что мы изучаем в писаниях, и энергия чистого бхакти одно и то же?

Ари Мардан Прабху: Да.

 

Ума д.д.: Но в книге «Вишуддха-чайтанья-вани» наш духовный учитель цитировал слова Кришны из Его беседы с Уддхавой. В «Бхагаватам», 11.12.9 сказано:

на садхайати мам його на санкхйам дхарма уддхава

на свадхйайас тапас тйаго йатха бхактир маморджита

«Мой дорогой Уддхава, Меня нельзя покорить ни философией санкхьи, ни изучением шастр, ни занятиями мистической йогой, ни праведными трудами, аскетизмом или отречением. Я нахожусь лишь во власти могущества бхакти Моих дорогих чистосердечных преданных».

Как тогда понять эти противоречивые слова, принижающие изучение шастр? Ведь на них могут опираться те ученики нашего Гурудева, которые не желают изучать писания.

Ари Мардан Прабху:  Эти слова очень похожи на другие высказывания, которые мы можем увидеть в литературных работах даже самого Вьясы. В довесок я приведу даже ещё более усиленное высказывание, подобное Вашему, из «Катха Упанишад», 1.2.23:

найам атма правачанена лабхйо

на медхайа на бахудха шрутена

йам эваиша вринуте тена лабхйас

тасйаиша атма вивринуте танум свам

«Человек не может постичь Верховного Господа благодаря лишь высокой образованности, учёным лекциям, выдающемуся интеллекту или даже долгому слушанию (чтению). Господь откроет Себя лишь тому, кого изберёт Сам».

Подобные шлоки, наверное, у многих подрубят энтузиазм изучать писания. Более того, эти стихи явно противоречат другим сотням цитат, призывающих, наоборот, изучать писания. Например, в «Бхагаватам», 10.47.24 сказано:

дана-врата-тапо-хома джапа-свадхйайа-самйамаих
шрейобхир вивидхаиш чанйаих кришне бхактир хи садхйате

«Преданность Господу Кришне можно обрести путём благотворительности, соблюдения обетов, совершения аскез и огненных жертвоприношений, повторения джапы, изучения ведических писаний, следования регулирующим принципам и прочей благочестивой деятельности».

Я разрешил подобное противоречие ещё в 2000 году, прочитав «Мадхурья-кадамбини» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Не будем впадать в отчаяние, а обратимся к нему и узнаем, как он решает такую дилемму. В «Мадхурья-кадамбини», в главе «Высшее превосходство бхакти», он пишет: «… Тапас тат прапти хетуко бхогади тйага ити садхана бхактйанганйевахух. Тат садхйатве бхактен бхактйа санджатайа бхактйа итиват нирхетукатвам эва сиддхам ити сарвам саманджйасам… – Однако это утверждение (из «Бхагаватам», 11.12.9 и «Катха Упанишад», 1.2.23) относится к преданному служению, обусловленному материальной гуной благости (саттвика-бхакти), которое является одним из ответвлений гьяны (где человек опирается лишь на свои усилия разума, стремясь к освобождению, мукти), и не имеет ничего общего с трансцендентной бхакти, источником премы (ниргуна-према-бхакти).

Безусловно, (в альтернативных шлоках, как например из «Бхагаватам», 10.47.24) можно растолковать  благотворительность как принесение жертв Вишну и вайшнавам (т.е. как элементы бхакти-йоги), врату, или аскезы, как соблюдение экадаши (ангу бхакти), а тапас как отречение от материальных наслаждений во имя достижения Господа (как ступень анартха-нивритти). Таким образом, получается, что речь идёт об ангах или различных видах садхана-бхакти. Утверждение о том, что бхакти можно достичь, выполняя вышеперечисленные виды преданного служения, вполне обоснованно, но это, опять же, означает, что причиной бхакти может быть только бхакти».

Если Вам трудно понять эту ссылку, то суть её следующая. Есть два вида цитат по этой теме. Одни говорят, что бхакти нельзя развить всеми известными способами, а другие утверждают, что все способы хороши для развития бхакти и познания Бога. Различие у этих способов в том, что одни являются производными от саттва-гуны и поэтому основаны на личных усилиях и материальной платформе, а другие, прямо противоположные методы, порождаются не саттва-гуной, а шуддха-саттвой, то есть являются производными от бхакти и основываются на милости свыше и религиозной вере. Таким образом, становится понятно, что нельзя познать Господа, опираясь лишь на собственную учёность и усилия без веры, пользуясь какими бы то ни было известными методами, даже похожими на анги бхакти, в то время как познание, основанное на милости святых и Бхагавана с примесью религиозной веры дарует прямо противоположный результат. Саттва-гуна хоть и хороша, тем не менее, материальна, и поэтому Кришна в «Бхагавад-гите», 2.45 учит: «Траи-гунйа-вишайа веда нистраи-гунйо бхаварджуна – в ведах есть учение о трёх гунах, избавься от них всех». Почему? Потому что они бесполезны для постижения трансцендентного мира и его Обладателя. Бога можно постичь лишь по милости Самого Бога, и тогда любые средства, упоминаемые в шастрах и применяемые для Его постижения, будут результативны.

Поэтому изучение бхакти-шастр с желанием служить с любовью гуру и Кришне – это не что иное, как бхакти, действенный и высокоэффективный способ достижения Всевышнего. Именно поэтому в книге нашего Гурудева в этом контексте делается следующее утверждение, раскрывая ту же проблему, что и мы сейчас: «Кришна трансцендентен. Это говорится в «Падма Пуране» и «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.234):

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих

севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах

«Никто не в состоянии постичь материальными чувствами трансцендентную природу имени, облика, качеств и деяний Шри Кришны. Лишь когда человек всей душой проникается трансцендентным служением Господу, тогда всё это открывается ему».

Материальные чувства не могут коснуться Кришны, и ни одна обусловленная душа не может понять Его. Он – ачинтья-таттва, в высшей степени непостижим. Он являет Себя тому, кто доставил удовольствие гурудеву, и не раскрывает Себя тому, кто увлечён философствованием. Даже человек, прекрасно знающий Веды и наделённый высоким интеллектом, достигнет успеха лишь в случае, если доставит удовольствие шри гуру. … шри-гуру-чаране рати, эи се уттама гати дже прасаде пуре сарва аша. Благодаря рати, сердечной привязанности к лотосным стопам гуру, ученик достигнет высшей цели. Без милости гуру садхана не возымеет действия. Поэтому первая из 64 анг бхакти – это гуру падашрая (принять прибежище лотосных стоп шри гуру)» («Шри Гуру – сама моя жизнь», стр. 18-19).

Можно ли доставить своему учителю удовольствие, если мы, следуя его призывам к изучению шастр, берёмся за них? Да. Обратимся к следующей серии ссылок.

«В результате ежедневного чтения знания придут к вам... Вы доставляете мне наибольшее удовольствие, изучая мои книги и следуя наставлениям, содержащимся в них» (Шрила Бхактиведанта Свами. 22 ноября, 1974 г.).

 «Вы всегда должны быть нацелены на принятие заключений шастр. В противном случае существует опасность попасть под влияние псевдофилософии. Я получаю большое удовольствие, когда вы изучаете мои книги. Это сделает вас счастливыми и удачливыми» (Шрила Бхактиведанта Свами. 22 сентября, 1976 г.).

 Из книги «Медитация на моего божественного учителя» Шри Шримад Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджа: «Поэтому истинная гуру-дакшина – это наставлять других в знании самбандхи, абхидхеи и прайоджаны согласно их способностям и как это дано духовным учителем» (Эта статья была опубликована в 2002 году в журнале «Rays of The Harmonist».]).

«Видья, или знание, означает бхакти» (Шрила Б.Нараяна Махарадж. Говардхан. Гаура-пурнима. Комментарий на «Шикшаштаку», 07 марта, 2004 г.).

«Какую севу хочет от вас Гуру? Денег? Нет. Мечтает ли он, чтобы вы массировали ему стопы? Нет. Его желание – чтобы вы распространяли знание, которое получили от него» (Шрила Б.Нараяна Махарадж. 06 июля, 1996 г., Хьюстон).

Понятно, что нельзя удовлетворить требованиям гуру, если не обрести знание от него или от гуру-варги, которой он и вы служите. Поэтому изучение является основой для выполнения бхакти, которое сделает учителя счастливым. С таким пониманием следует изучать. Тогда через такое изучение преданный обретёт всю милость гуру, а значит и милость Кришны. Поэтому Шрила Б.В.Бхарати Махарадж цитировал разные писания, для того чтобы вдохновить своих учеников и других преданных на чтение бхакти-шастр. Например, в «Вишуддха-чайтанья-вани» (стр. 78), он цитировал «Гита-махатмью», 4:

гита су-гита картавйа ким анйаих шастра-вистарайаих

йа свайам падманабхасйа мукха-падмад-винихсрита

«Следует внимательно и регулярно читать „Бхагавад-гиту“. Есть ли необходимость в изучении других ведических писаний? Она самодостаточна и является сутью всех ведических писаний, ибо сошла с лотосных уст Падманабхи (Шри Кришны)».

Вот Вам и указание на системное обучение.

 

Савитри д.д.: Я вдохновляюсь на духовную жизнь, когда получаю знание из священных книг. Однако многие не понимают того, что изучение духовной философии – это и есть бхакти. Они по глупости отделяют изучение книг от бхакти.

Ари Мардан Прабху: Это возникает опять же от невежества, которое стоит в основе пресловутой обусловленности. Сам Кришна, наш Ишта-дэвата, утверждает истину о том, что изучение и бхакти суть одно. Бог любит тех, кто занимается изучением шастр, и, соответственно, не любит тех, кто пренебрегает шастрами:

адхйешйате ча йа имам дхармйам самвадам авайох

гйана-йагйена тенахам иштах сйам ити ме матих

«В Моих глазах любой, кто изучает эту священную беседу («Бхагавад-гиту»), поклоняется Мне своим разумом» («Бхагавад-гита», 18.70).

Шрила Рупа Госвами в «Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.208 подтверждает это:

вайшнавани ту шастрани йе рчайанти грихе нарах

сарва-папа-винирмукта бхаванти сура-вандитах

«Тот, кто слушает вайшнава-шастры от чистых преданных и сам постоянно изучает их, поистине счастлив в этом мире. Шри Кришна доволен таким человеком».

Шри Кришна Бхагаван продолжает:

йах шастра-видхим утсриджйа варттате кама каратах

на  са  сиддхим  авапноти   на  сукхам  на  парам  гатим

«Тот, кто отвергает шастры, вынужден будет действовать из корыстных побуждений. Он не достигнет совершенства, никогда не познает истинного счастья и не придёт к высшей цели (любви к Богу)» («Бхагавад-гита», 16.23).

Раскрывая сокровенные идеи о бхакти, заложенные в центре «Бхагавад-гиты», Шри Кришна сказал Арджуне:

тешам гйани нитйа-йукта эка-бхактир вишишйате

прийо хи гйанино 'тйартхам ахам са ча мама прийах

«…. мудрец, который обладает знанием и занимается кришна-бхакти, является самым лучшим, ибо Я очень дорог ему и он также дорог Мне» (7.17).

тасмач чхастрам праманам те карйакарйа-вйавастхитау

гйатва шастра-видханоктам  карма карттум ихархаси

«Таким образом, только шастры могут указать, что есть правильное и неправильное поведение. Твоя дхарма состоит в том, чтобы действовать, сознавая суть наставлений шастр» («Бхагавад-гита», 16.24).

В комментарии на эти стихи наш Гурудев пишет: «Человек, пренебрегающий указаниями шастр, не может достичь высшей цели. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.101) говорится:

шрути-смрити-пуранади-панчаратра-виддхим вина

аикантики харер бхактир утпатайаива калпате

«Если человек, служа Шри Хари даже в духе айкантика-бхакти, пренебрегает указаниями шрути, смрити, Пуран и Нарада-панчаратры, его усилия чреваты дурными последствиями».

В «Пракашика-вритти» Шрилы Гурудева к «Бхагавад-гите» мы читаем: «Для тех, кто желает себе вечного блага, лучше всего, изучив наставления шастр, развивать преданность Господу Шри Хари и делать это под руководством гуру-варги, сообразно своей адхикаре. … Достоверные суждения о том, какое поведение правильно, а какое нет, содержатся только в шрути, ибо они – апаурушея (не составлены человеком), и в них нет четырёх недостатков, таких, как бхрама (заблуждение) и прамада (ошибки). Наставления того, кто не свободен от четырёх недостатков – заблуждения, ошибок, несовершенных чувств и склонности обманывать, – не могут быть авторитетными».

Поэтому не слушайте тех, кто утверждает неактуальность изучения священных писаний. Просто следуйте шастрам и тому, что говорят ачарьи. В «Амрита-праваха-бхашье» Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура к «Чайтанья-чаритамрите», Ади, 2.117, мы находим следующее утверждение: «Некоторые души, стремящиеся к бхакти, полагают, что все эти заключения, сиддханта, философия, не имеют непосредственного отношения к бхакти, они выказывают неохоту вдаваться в их обсуждение, но такое отношение не к добру: если мы узнаем самбандху – то есть науку того, как всё связано с Кришной,  то ничто уже не сможет отвлечь наше сознание от Его лотосных стоп. Поэтому истинная сиддханта – корень чистой бхакти».

 

Савитри д.д.: Придерживаясь такого положения, скоро можно стать изгоем в группе тех, кто не понимает важности изучения писаний.

Ари Мардан Прабху: Такое случалось часто даже в других религиях. Это общая тенденция. Глупцы не любят умных, часто завидуют им и упрекают в учёности, приписывая отклонение от норм духовного развития. Большинство желает, чтобы все были такие же, как они. Но наши писания учат не реагировать на мнение необразованных людей. Шрила Мадхавачарья сказал:

мугдхам мам нигаданту нити-нипуна бхрантам мухур ваидика

мандам бандхава-санчайа джада-дхийам муктадарах содарах

унматтам дханино вивека-чатурах камам маха-дамбхикам

моктум на кшамате манаг апи мано говинда-пада-сприхам

«Пускай стражи нравов именуют меня заблудшим, а сторонники Вед молвят о том, что я отвернулся от благочестия, пускай мои друзья считают меня невеждой. Пускай мои братья игнорируют меня и обзывают глупцом, пускай богатые находят меня безумцем, а многоумные философы осуждают за чрезмерное самомнение. Что бы ни случилось, моё сердце никогда не дрогнет и в нём ни на каплю не снизится решимости совершать бхакти лотосным стопам Шри Говинды».

Джана-джалпа, мнение толпы, их сплетни не должны останавливать нас:

са мригйах шрейасам хетух пантхах сантапа-варджитах

анавапта-шрамам пурве йена сантах пратастхире

«Лишь идя по пути, по которому без особого труда проходили махаджаны, мы обретём высшее благо и свободу от страданий» («Сканда-пурана»).

Необходимо быть стойким в своих принципах, организованных на учении ачарьев, подобно Шриле Свами Прабхупаде. Он говорил: «Мы примем высший взгляд. Зачем взгляд этих негодяев? Мы получаем знание от Личности, которой нет равных, и нет никого весомее Её. Тогда с чего мы примем чью-то глупость?» (2 февраля 1977 года, Бхуванешвар, беседа в комнате).

Без знания вы бесполезны не только для вайшнавов, но даже для себя. Ведь Шрила Вишванатха Чакраварти, комментируя «Бхагавад-гиту», 16.23 считает людей, игнорирующих учение бхакти-шастр, безбожниками и утверждает, что они пойдут в ад.

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж активно проповедовал о важности вайшнава-севы, но каков секрет таковой? Он описан в этих цитатах. Без знания вы бесполезны не только для вайшнавов, но даже для себя.

 

Ума д.д.: Насколько бесполезны? А как же бхакти-сукрити? 

Ари Мардан Прабху: На этот вопрос лучше ответит Ваш духовный учитель. Приведу его беседу с его учениками.

«Преданный: Если садхака служит Божествам в Матхе, но не имеет вкуса к катхе, плодом этого служения будет карма или бхакти?

Ш.Б.В.Бхарати Махарадж: Он получит плод кармы.

Преданный: Означает ли, что он получит мирскую выгоду?

Ш.Б.В.Бхарати Махарадж: Он получит материальные блага, и они будут удерживать его в пределах 14-ти планетных систем. Но почему у него нет вкуса к хари-катхе?

Преданный: Обычно нужно время, чтобы этот вкус развился.

Ш.Б.В.Бхарати Махарадж: Хорошо, пускай ему потребуется для этого время. Но пока вкуса к катхе нет, не будет и плода, связанного с бхакти» (Джаганнатха Пури, 24 января 2012 г.).

Наш Гурудев, Шрила Нараяна Госвами, учил так же, слово в слово. Мы можем найти подобную идею в его книге «Секреты бхаджана» (стр. 4-6)

«Чтобы подняться на уровень каништха-адхикари, преданный должен обладать самбандха-гьяной, то есть знать все основные таттвы и то, как они соотносятся друг с другом. Кто-то может думать, что совершает арчану, но если у него нет самбандха-гьяны, то это даже не арчана. На самом деле, если у человека нет самбандха-гьяны, он вообще не занимается практикой бхакти. Кто-то может повторять хари-наму, заниматься шраваной, киртаной, вишну-смараной, арчаной, ванданой и т.д., однако если у него нет самбандха-гьяны, его нельзя причислить даже к каништха-адхикари. … Преданный находится на уровне каништха-адхикари до тех пор, пока у него нет настоящего понимания мира апраката (духовного мира). …

С таким же благоговением каништха-адхикари относится и к своему гурудеву. Он служит гуру, думая: «Это мой Гурудев. Он так возвышен, а я по сравнению с ним – полное ничтожество». Иногда такой преданный думает: «Я занимаюсь служением, и это – сева». Он может массировать стопы гурудева, подносить ему прасад и заниматься другими видами служения. Строго говоря, его служение нельзя называть севой».

Однажды в Майяпуре преданные на середине покинули лекцию Бхактиведанты Свами Махараджа. «Куда они пошли?» – спросил Прабхупада, – «У них есть какая-то работа (служение)», – ответили ему преданные. Это вызвало взрыв возмущения в Прабхупаде: «Какая работа? Вздор! Если вы не слушали, какую работу вы можете выполнять? Это будет только карма, если вы не слушали».

 

Ума д.д.: Печально. Понятно.

Ари Мардан Прабху: Это не всё. Ваш Гурудев также произнёс: «Тот, кто обладает настоящей самбандха-гьяной, тот будет делать больше для духовного блага всего мира» («День ухода Джагадананды Пандита», Пуна, 2014 г.).

Очевидна зависимость одного от другого – практики от знания. Наставления Вашего Гурудева не оригинальны и соответствуют тому, чему учил его Парам-гурудев. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в той же «Пракрита-шата-душини» наставлял:

сиддханта вихина хоиле кришне читта лаге на
самбандха-хинера кабху абхидейа хайа на

самбандха-вихина джана прайоджана пайа на
ку-сиддханте вйаста джана кришна-сева коре на

сиддханта-аласа джана анартха то чхаде на

джаде кришна бхрама кори кришна-сева коре на

«Если в сердце у человека отсутствует знание, данное Господом и ачарьями прошлого о духовной практике, то в таком сердце никогда не поселится Шри Кришна. Поэтому, находясь вне самбандхи, такой человек не способен на настоящее преданное служение, абхидхею (например, на практику джапы или киртану). Не имея в сердце самбандха-гьяны, према-бхакти становится недоступной. Кто имеет своё личное понимание и восприятие духовной жизни, отличное от того, что излагается в шастрах, – попросту одурачен. Такой человек даже если и думает, что занимается служением Богу, в действительности даже не приблизился к совершению бхакти. Пытающийся заниматься кришна-севой и не радеющий о своём духовном образовании и желающий сохранять невежество в своей духовной жизни никогда не освободится от анартх, мешающих ему на пути к Кришне. Воспринимая Господа ограниченным образом, такой человек не сможет удовлетворить Кришну своим служением» (26-28).

Наш Гурудев также учил: «Благодаря слушанию (кришна-шраване) можно следовать всем аспектам бхакти» («Подлинная жизнь души», стр. 35). Если преданный не настроен обучаться через слушание послания из истинных источников, думая, что сева ему всё даст, он пропащая душа.

Шрила Б.В.Бхарати Госвами воспитывал вайшнавату в нас, преданность. Он хотел, чтобы мы были полезны не только для себя или для других преданных, но также всему миру. Это естественно, поскольку данное желание согласовано с настроением всех ачарьев нашей парампары. Мы принесём пользу миру, когда, обретя духовную силу, сможем быть сострадательными. Возможно ли проявить истинную сострадательность, если у Вас нет дивья-гьяны (духовного знания)? И на этот вопрос Ваш Гурудев тоже ответил: «Почему у нас нет сострадания? Потому что у нас нет самбандха-гьяны. Мы не осознаём, каким образом всё сущее связано с Богом. Наше так называемое предание только для того, чтобы внешне казаться лучше и умнее остальных (т.е. лицемерное). Лишь для этого мы демонстрируем свою так называемую преданность» («Ступени преданности. Как избавиться от эгоизма», г. Пуна, декабрь 2012 г.).

В целом, можно заключить, что если неофит избегает садху-санги или шастрия садху-санги, то это показатель того, что он, находясь в сообществе преданных, не обладает даже верой начального уровня. В нём нет даже комала-шраддхи. Наш Гурудев об этом заявил со всей ясностью: «Если у преданного нет шраддхи, то у него не будет и вкуса к садху-санге» («Секреты бхаджаны», стр. 20).

Кто-то может думать, что, обсуждая деяния своего гурудева, но при этом игнорируя наставления писаний, он, тем не менее, выражает уважение к вайшнаву (гурудеву). Однако это обман, мирской аутотренинг. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж, наставник Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа, учил: «Если мы не относимся к шастрам с уважением и не горим желанием обсуждать их, то вправе ли мы ожидать, что на нашем пути к благополучию мы не натолкнёмся на преграду? … Ради блага джив бхакты совершили огромный и кропотливый труд, чтобы написать шастры. Если мы не утруждаем себя изучением шастр и их обсуждением, – это говорит о нашем оскорбительном равнодушии. Те, у кого есть прити (любовь) к Хари, гуру и вайшнавам, не могут жить без прити к шастрам. Они непременно будут любить священные писания» («Святое общение с писаниями». Журнал «Враджа-према» №3).

Отсюда следует вывод – если человек игнорирует наставления шастр, не погружается в учение своего гуру и не обсуждает его, то у него не может быть и любви к своему гуру. Даже если кому-то кажется, что он любит и уважает своего духовного учителя, даже если он постоянно говорит о своём неравнодушии к нему, следует знать, что его любовь выдуманная, материальная, как и все его мысли до сознания Кришны. Все усилия таких странных людей в совершении служения, как правило, будут продиктованы просто мирской сентиментальностью.

Усиливая актуальность знания и его исключительное положение, можно сказать, что именно обретение дивья-гьяны является определяющим даже в поиске и оценке духовного учителя как исключительной личности в жизни ученика. Шрила Б.В.Бхарати Махарадж говорит об этом следующее: «Ученик получает трансцендентное знание о Господе от чистых вайшнавов, он слушает их наставления и видит их чистое поведение. Хотя шуддха-вайшнавы неотличны друг от друга, наиболее значимым для ученика будет тот вайшнав, от которого ученик получил больше знания или вдохновения» (даршан после инициации, 13 июля 2017 г.).

 

Ума д.д.: Но наш Гурудев сказал: «Невозможно постичь какую-либо истину духовной традиции, просто изучая шастры, но если следовать наставлениям писаний (совершая севу), можно обрести искренность».

Ари Мардан Прабху: Это иное. Очевидно, что, вырвав идею о бесполезности шастр из контекста мысли и обсуждаемых нами других цитат по теме духовного образования, можно рассматривать данные слова как некую директиву на то, чтобы их не изучать. Однако так поступать не следует. В этом высказывании Вашего учителя критикуется желание человека изучать шастры без намерения следовать им, при этом даже без подлинной духовной искренности. Этим утверждением не следует жонглировать, пытаясь отбросить в сторону изучение священных писаний в пользу усилий служить Кришне без самбандха-гьяны. Если перефразировать это утверждение Шрилы Махараджа, то можно сказать: «Следует изучать шастры лишь для практической реализации таковых, в этом действии проявится подлинная вайшнавская искренность».

Также очевидно, что Махарадж призывает к следованию наставлениям писаний, которые в действительности невозможно реализовать, не зная их. Поэтому сначала придётся изучить наставления, а потом уже воплотить их в жизнь. Без изучения никому никак не обойтись.

Если лидер не вдохновляет на изучение шастр, не прививает группе вкуса к хари-катхе, то он такой же, как и его подопечные, не радеющие о духовном образовании. Даже если эти люди, возможно, что-то и понимают в основах духовной жизни, тем не менее, они не являются даже каништха-адхикари. Если бы это были каништха-адхикари, то они имели хотя бы небольшой вкус к хари-катхе. Подобные люди нередко собираются вместе, но их объединяет не столь стремление к истинной духовности, сколько мукти (стремление убежать от материальной рутины) и бхукти (наслаждение чувств). Их сообщество непродуктивно.

Мой Гурудев сказал: «Если преданный памятует, повторяет святое имя и совершает много служения, но при этом у него нет горячего желания слушать хари-катху, все его усилия будут напрасны. Через некоторое время он перестанет повторять харинаму и служить своему Гурудеву. Этому есть сотни и тысячи примеров. Где теперь санньяси, у которых были миллионы учеников в Германии, России, Англии и Америке? Где они? Ушли, потому что у них никогда не было настоящего вкуса к слушанию хари-катхи» («Подлинная жизнь души», раздел: «Гуру-ништха – основа бхакти»).

Даже санньяси падают из-за отсутствия вкуса к хари-катхе, что же можно ожидать от тех, кто только недавно начал знакомиться с традицией бхакти? Они не то, что будут падать постоянно, они даже не поднимутся с падшего положения. И, наоборот, – тот, кто не желает падать, должен изучать писания. Шрила Б.В.Бхарати Махарадж подтверждает это: «Тот, кто следует наставлениям «Шримад-Бхагаватам», становится предавшейся Богу душой. … Поэтому у человека, который полностью следует наставлениям «Шримад-Бхагаватам», нет никакого шанса духовно пасть. … Шаранагати души выражается в том, что она с большой искренностью начинает следовать наставлениям, изложенным в «Шримад-Бхагаватам»» (Пуна. Январь, 2013 г.).

Как же можно следовать наставлениям «Бхагаватам», если его не читать и не изучать комментарии к нему? Без священных писаний наша духовная жизнь даже не начнётся. Не понимая учения своего гуру, те, кто игнорирует изучение бхакти-грантх (писаний), не смогут ему служить. Шрила Б.В.Бхарати Махарадж ясно об этом говорит: «Если вы даже физически находитесь рядом с великим преданным, но не следуете его учению, то вы ничего не получите из его сердца. Анугатья не зависит от того, разрешено ли вам находиться вместе со святым или нет. Главное в общении с садху – это следовать его наставлениям, его учению» (Ш.Б.Вигьяна Бхарати Махарадж. Чандигарх, Картика, 30.10.2013 г.).

Сердце духовного учителя будет закрыто для ученика, который не желает учиться. Как возможно следовать учению духовного учителя, если Вы не знаете этого учения?

 

Ума д.д.: Похоже, никак. Невозможно делать то, не зная что, стремиться туда, не зная куда, и служить тому, не зная кому.

Как тогда можно оставаться в таком сообществе? Какую пользу можно извлечь из него?

Ари Мардан Прабху: Наш Гурудев сказал: «Если это ненастоящая садху-санга, оставьте её» («Секреты бхаджаны», стр. 21).

Следует оставаться в том сообществе, где Вы можете быть полезны другим, где принимают то, что Вы стараетесь дать, желая улучшить их бхакти. Однако если Вас не принимают, не желают слушать то, что полезно для них, если они отвергают духовные советы и наставления, противореча тем самым нашей линии и оскорбляя преданных и гуру, тогда нужно оставить этих людей. Пусть они продолжают купаться в собственном невежестве.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью