?

"Матсья-мамса бходжана".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 127. Опубликовано: 3-10-2022, 04:00

Матсья-мамса бходжана
Поедание рыбы и мяса

Шрила Бхактивинода Тхакур
Статья из «Саджджана тошани», Том 2, №8, 1885г.

 

В настоящее время среди некоторых людей распространено убеждение, будто без рыбы и мяса через какое-то время человеческое тело потеряет силу, а чувства перестанут чувствовать. Эта вера родилась из советов британских врачей. В особенности люди, которые полностью контролируются своими чувствами и чрезвычайно склонны к стремлению удовлетворить свои пристрастия, стараются поощрять склонность к употреблению рыбы и мяса у молодёжи нашей страны. В результате, на благочестивой земле Бхарата-варше арийские потомки, отказывающиеся от своей традиционной пищи и употребляющие иноземные продукты, постепенно становятся всё слабее и слабее. Мы сейчас не говорим о больших странах, которые находятся в холодных широтах. В Бхарата-варше есть огромная потребность в вегетарианстве, что легко подтверждается историей и наукой. Об этом мы поговорим позже. Я пока не буду обсуждать эту тему.

В нашей стране издревле существует три вида приготовленной пищи:

1) хавишьянна бходжана (пища, пригодная или достаточно чистая для подношения),

2) нирамишанна бходжана (пища без мяса) и

3) самишанна бходжана (пища с мясом).

Те, кто едят хавишьянна бходжану, готовят только один раз, используя атоп (белый рис), определённые бобовые и злаки, некоторые виды фруктов и кореньев, топлёное масло, молоко и патоку.

Те, кто едят нирамишанна бходжану, могут есть атоп и сиддху (пропаренный рис), разнообразные блюда без рыбы и мяса, а также топлёное масло, молоко и различные сладости.

Те, кто ест самишанна бходжану, могут есть мясо, приносимое в жертву дэвам и предкам, а также рыбу вместе со всем этим, в зависимости от страны (традиции).

Эти три вида пищи делятся на саттвическую, раджасичную и тамасичную. Саттвики (сторонники саттва-гуны) едят хавишьянна бходжану, раджасики (находящиеся под влиянием раджа-гуны) едят нирамишанна бходжану, а тамасики (подвластные тама-гуне люди) едят самишанна бходжану.

Обзор всех итихас показывает, что люди-саттвики очень мало страдают от болезней и имеют огромные возможности заниматься йога-садханой и т.д. Раджасики страдают от болезней меньше, чем тамасичные люди. Раджасики вскоре переходят на уровень саттвиков в пользу высшей духовной деятельности. Диета тамасика-джив была устроена только с целью постепенно улучшать их инстинкты, давая им пищу в соответствии с их индивидуальным духовным стремлением. Тамасикам запрещается есть рыбу и мясо только в санкранти (когда солнце переходит в новый знак зодиака), воскресенье, дни парвы (полнолуние и новолуние), хари-васар (экадаши) и т.д. Все эти правила не нужны саттвикам и раджасикам. Разница между саттвиками и раджасиками заключается в том, что саттвики никогда не принимают пищу раджасиков и тамасиков. Из-за смешанного общения раджасики иногда принимают то, что принимают тамасики.

Некоторые могут спросить: если все преимущества можно получить, просто поедая саттвичную пищу, то почему мы не избавляемся от болезней или не приобретаем йогические или духовные совершенства, питаясь только саттвичной пищей в течение нескольких дней? Ответ заключается в том, что человеческая природа зависит не только от пищи. Пища, поведение и духовные усилия – это три вида действий, которые могут улучшать человеческую природу.

Во-первых, саттвичная пища очищает существование. Слово саттва относится к телу и уму. Даже если физическое существование чисто, но если поведение не является полностью саттвичным, тогда чистое существование постепенно угасает. Слово вьявахара (поведение) следует понимать как любое поведение, а не только пищу. Вьявахара включает в себя все правила и предписания, такие как отказ от незаконного общения с женщинами, говорить только правду, простота, ненасилие и т.д. До тех пор, пока люди не занимаются системно духовными практиками, даже если их пища и поведение хороши, то каким образом их сущность человеческой жизни будет улучшена? Если кто-то хочет увидеть результаты улучшения от саттвы, то это можно наблюдать у тех, кто принимал саттвичную пищу и с рождения занимался саттвичными практиками. Конечно, в таком случае результат будет. В то же время, если в какой-либо части есть дефект, положительный результат будет труднодостижим. Чтобы достичь квалификации в правильном поведении и практике, сначала необходимо принимать саттвичную пищу.

Есть много примеров, когда человек совершенствовался посредством правильного питания, поведения и практики. Мы порой указываем нашей молодёжи на поведение теософов и мусульманских факиров, потому что они больше уважают иностранные философии. Мусульмане, буддисты и теософы в определённой степени осознали процесс человеческого развития и выполнили множество задач. Можно ли на основании этого сомневаться в эффективности подлинной арийской или ведической чистоте и её плодах?

Мы можем привести множество примеров на благо нашей новой молодёжи. Среди них, на сегодня, я приведу один пример, который они могут проверить. Пятидесятидвухлетний Шриюта Чандра-Нараяна Чаттопадхьяя Махашая, знаменитый житель Уттарпады, ел хавишьянну с десяти лет. У него много сил в теле, его чувства также сильны(1). Его глаза очень яркие. Его дядя по отцовской линии, Према-Нараяна Чаттопадхьяя Махашая, пышет крепким здоровьем на протяжении уже 70 лет, питаясь лишь нирамишанна бходжаной(2).

…………………………………………

1)   В данном случае имеются в виду гьянендрии и кармендрии. Пять познающих органов чувств и пять деятельных.

2) О вегетарианцах и вегетарианстве можно почитать следующие статьи:

http://sampradaya.ru/current/ayurveda/67-vegetarianstvo-na-puti-k-vysshey-celi.html

Известные вегетарианцы, часть 1:

http://sampradaya.ru/current/ayurveda/69-izvestnye-vegetariancy-chast-1.html

Известные вегетарианцы, часть 2:

http://sampradaya.ru/current/ayurveda/70-izvestnye-vegetariancy-chast-2.html

Вегетарианское питание и здоровье:

http://sampradaya.ru/current/ayurveda/156-pitanie-i-zdorove.html

Этика вегетарианства, часть 1:

http://sampradaya.ru/current/ayurveda/157-etika-vegetarianstva-chast-1.html

Этика вегетарианства, часть 2:

http://sampradaya.ru/current/ayurveda/158-etika-vegetarianstva-chast-2.html

Вегетарианство в иудаизме и христианстве:

http://sampradaya.ru/current/ayurveda/159-vegetarianstvo-v-iudaizme-i-hristianstve.html

Вегетарианство в буддизме, зороастризме, сикхизме и джайнизме:

http://sampradaya.ru/current/ayurveda/160-vegetarianstvo-v-buddizme-zoroastrizme-sikhizme-i-dzhaynizme.html

Вегетарианство в индуизме:

http://sampradaya.ru/current/ayurveda/161-vegetarianstvo-v-induizme.html

Вегетарианство в исламе:

http://sampradaya.ru/current/ayurveda/162-vegetarianstvo-v-islame.html

Вегетарианство. Слова Шрилы Свами Прабхупады:

http://sampradaya.ru/current/ayurveda/210-bhaktivedanta-svami-shrila-prabhupada-o-vegetarianstve.html

 

.....................................................

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Бхактивинода Тхакур