?

"Нава-прамея-сиддханта".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 93. Опубликовано: 12-01-2023, 17:21

Нава-прамея-сиддханта
Девять неопровержимых истин Вед

Шрила Бхактивинода Тхакур

Вайшнавский катехизис

Фрагменты

 

Вопрос: Какие указания дал Господь Шри Чайтанья Махапрабху?

Ответ: Он завещал неукоснительно следовать девяти постулатам, которые нисходят по гуру-парампаре (преемственности шикша-гуру) от Шри Мадхвачарьи.

Вопрос: В ком берёт начало гуру-парампара?

Ответ: Ади-гуру, изначальным учителем этой преемственности является Сам Бхагаван, Всевышний. По Своей милости Он поведал истину (таттву) Брахме, первому стихотворцу (ади-кави). Далее эти принципы были переданы от Брахмы Шри Нараде, от него к Вьясадеве, и затем постепенно проявили себя и в Мадхвачарье. Так эти истины, именуемые гуру-парампара-упадеша, открывали себя всей преемственности наставников (шикша-парампаре).

Вопрос: Каковы эти девять истин, провозглашённых Мадхвачарьей?

Ответ: Формулируются они следующим образом:

1)   Бхагаван – единственная Абсолютная Истина, и нет иной;

2)   Бхагаван – цель познания всех Вед;

3)   Мироздание реально;

4)   Категорическое различие (между Богом, душой и материей) реально;

5)   Души по естеству своему – слуги Господа Хари;

6)   Души различаются согласно их индивидуальному положению;

7)   Освобождением может именоваться достижение лотосных стоп Бхагавана;

8)   Беспримесное поклонение (амала бхаджан) Богу – единственный путь к подлинному освобождению;

9)   Пратьякша (непосредственное восприятие), анумана (логическое рассуждение) и шабда (принятие духовного звука) – три аспекта доказательства истинности.


Бхагаван – единственная Высшая Истина

Вопрос: Кто есть Бхагаван (Бог)?

Ответ: Это тот, кто могуществом Своей непостижимой для джив энергии (ачинтья-шакти) источает бесконечное множество душ (атма) и всю материю (пракрити), а затем входит в Своё творение как Ишвара-сварупа (Повелевающий Господь). Его бытие проявляется в брахма-сварупе (бесформенном собственном всепроникающем сиянии). Он превосходит все души и совокупную материю. Бхагаван проявляет Свою божественную энергию (пара-шакти) в аспектах вечности, знания и блаженства (сач-чид-ананда сварупа), и является единственной целью самопредания всех душ.

Вопрос: Какими энергиями (шакти) обладает Господь?

Ответ: Пожалуй, джива не в состоянии исчерпывающе объяснить все энергии Бога, поскольку Его энергии безграничны (ананта), тогда как дживы (ану-атма) ограничены. Поэтому Его энергии шастры именуют пара-шакти (непревзойдённые). Эти энергии не ощутимы (ачинтья) для обусловленных (баддха) душ, однако все дела и начала (карана) вершатся по ту сторону материи (апракат), в царстве Божественной пара-шакти. Пара-шакти одновременно управляет и сферой духа (антаранга, татастха) и сферой материи (бахиранга).

Вопрос: Следовательно, Бхагаван подчиняется шакти и зависит от неё?

Ответ: Неверно полагать, что Бхагаван – одно, а Его шакти – нечто иное. Как жар огня не отделим от самого огня, так и шакти Бога не отделима от Него.

Вопрос: Если Бхагаван един (эка), и нет Истины превыше Его (асамаурдхва), почему Шри Чайтанья Махапрабху учил Своих последователей именно кришна-бхакти, преданности Кришне?

Ответ: Бхагаван вечно обладает шестью достояниями (бхагья): богатством (аишварья), могуществом (вирья), славой (яша), очарованием (шрия), знанием (гьяна) и отречённостью (ваирагья). Бхагават-сварупы (формы Божества) проявляют в Себе, соответственно, различное соотношение (пропорции) этих качеств. К примеру, когда в Божестве главным образом проявлено Его безграничное богатство и величие (аишварья), значит, Он проявляется как Нараяна, Владыка Вайкунтхи. Когда же в проявлении Господа явно доминируют красота и очарование (шрия) – это Шри Кришна Вриндавана. Именно Кришна является высочайшим проявлением Бхагавана.

Вопрос: Сколь много существует проявлений Господа?

Ответ: Все (анека) Его проявления сверхсознательны, в высшей степени прекрасны, преисполнены святым блаженством, всепривлекающи, источают жизнь и воспринимаемы лишь бескорыстной любовью (према). Подобно тому, как вечно (нитья) существует бесчисленное количество душ, наделённых различными природными качествами, так же вечно существует безграничное множество различных проявлений Всевышнего. Различные души вечно привлекаются (йога) соответствующими их естеству (свабхава) проявлениями Бога. Но лишь Сваям-Бхагаван Шри Кришна вечно и безгранично исполнен совершеннейшим блаженством.

Вопрос: Что понимается под кришна-лилой?

Ответ: Среди безбрежного (шеша) разнообразия царств (пракоштха) сокровенного духовного мира наиболее чарующее и захватывающее – Шри Вриндаван (пара-ваикунтха). Там сач-чид-ананда Шри Кришна проявлен (пракаша) как Шри Шри Радха-Кришна (югала) и наслаждается вечной лилой (игрой). Как только наиболее удачливые души (бхагьяван) возрождаются в чистых чувствах божественной любви в мировосприятии служанок (гопи) Шри Радхи, они получают доступ в мир вечных развлечений Шри Кришны.

Вопрос: Что относится к препятствиям на пути к погружению в кришна-лилу?

Ответ: В общем можно выделить две категории серьёзных помех (анартх) на этом пути:

1) кармический менталитет (джада-буддхи) и

2) имперсональное, пропитанное стремлением к освобождению (мукти) отношение к духовному (нирвишеша-буддхи).

Вопрос: Что понимается под материалистическим менталитетом?

Ответ: Материальное сознание (пракрита-буддхи) ограничено (анта) материальным временем (кала), пространством (деша), объектами (дравья), стремлениями, мыслями (медха) и действиями (карма). Например, согласно материалистическому менталитету Шри Вриндаван (апракрита-дхама) – обычный клочок материи. Время, воспринимаемое таким сознанием, делится на прошлое (саматитани), настоящее (вартаманани) и будущее (бхавишьяни). Все воспринимаемые объекты (авастава-васту) – бренны, а все устремления основаны на мимолётных (чапала) чаяниях, как то достижение иных планет и т.п. В подобном умонастроении живое существо способно оперировать лишь грубыми материальными идеями. Поэтому ценным такому существу видится лишь нечто преходящее (асат), вроде развития цивилизации, моральной этики (нити), развития науки и промышленности, или семейного процветания.

Вопрос: А что тогда означает «имперсональное» сознание?

Ответ: Фундаментальный принцип материального бытия именуется вишеша – разнообразие, основанное на отличии материальных качеств (объектов, сущностей). Если человек отвергает реальность вишеши, то он оказывается в мире нирвишеши, однородности. Он не воспринимает материальное разнообразие, но, достигнув нирваны, он теряет себя как личность и растворяется в Брахмане (брахма-сайуджья). В этом не найти великого блаженства (премананды), поскольку вечно сознающее (чит) живое существо в таком обезличивании теряет по естеству подготовленное ему Всевышним блаженство, лишаясь возможности вкусить бхагават-прему, высочайшую Любовь к Господу. Хотя вечная лила Бога надмирна, тем не менее, она исполнена сознания и духовного разнообразия (чин-майя-вишеша).

Вопрос: Если деяния Господа (кришна-карма) превыше материи и вне её, как же тогда Шри Кришна явил Свою лилу на материальной Земле (в материальном пространстве) в конце Двапара-юги (во времени)?

Ответ: Кришна-лила, без всяких сомнений, трансцендентна по отношению к материи, однако благодаря могуществу Своей непостижимой энергии (ачинтья-шакти) Господь способен являть Свои деяния в материальном мире. Проявляясь здесь, в мире материи (прапанча), деяния Шри Кришны никогда не смешиваются с ней и не подчиняются её законам. Деяния Господа (правритти) относятся к двум категориям:

1)   пракат (проявленные в материальном мире) и

2)   апракат (проявленные только в духовном мире).

Обе категории обладают природой вишуддха-чинмайи, неосквернённого Божественного сознания. Сокровенная лила Шри Кришны происходит в самом священном и почитаемом царстве Вайкунтхи, в лесах Вриндавана, а затем по милости Господа она проявляется в материальном мире и в сердцах (хрид) живых существ благодаря могуществу ачинтья-шакти. Однако когда кришна-лила являет себя в мире материи, души, ослепившие себя материалистическим сознанием (джада-буддхи), оказываются одураченными, ибо расположенность к мирскому наделила их ложным восприятием всего, что существует. Если же они, словно мошенники Джагай и Мадхай, жившие во времена Шримана Махапрабху, освободятся от влияния джада-буддхи, тогда они смогут узреть и осознать божественные истины (таттву). Очистившись от искажающего реальность мирского восприятия, души получат возможность погрузиться в мир божественных деяний Всевышнего. Но пока джива не сознаёт кришна-таттву (истинную природу Бога), она будет не в состоянии вкусить расу, святое чувство к Господу.

Вопрос: Понятие кришна-таттвы относится к религиозным принципам вайшнава-дхармы... Но что вы скажете о людях относящих себя к иным вероисповеданиям?

Ответ: Различные учения содержат всевозможные наставления относительно поклонения Ишваре (Владыке), Параматме (Господу в сердце) или же Брахману (Всепроникающему аспекту Бога), однако все эти аспекты поклонения Богу находят своё высочайшее и совершеннейшее проявление именно в кришна-таттве (поклонению Бхагавану). Пройдя по этапам духовной эволюции, дживы, в конце концов, приходят к кришна-бхакти. И хотя большая часть джив ступила на тот или иной несовершенный и неполный путь духовного прогресса, всё-таки жизнь в преданности Кришне (пара-таттве) остаётся для них досягаемой, поскольку осознание кришна-таттвы присуще (допустима) естеству каждого живого существа.

 

Бхагаван – цель познания всех Вед

Вопрос: Как возможно обрести знание о Боге, бхагават-таттву?

Ответ: Оно осознаётся душой как самоочевидное и совершенное знание (сватах-сиддха-гьяна).

Вопрос: Что значит самоочевидное?

Ответ: Знание проявлено в двух аспектах: 1) самоочевидное (постигаемое), или самопроявленное (сватах-сиддха) и 2) зависящее от чувственного восприятия (индрия-паратантра). Самоочевидное знание – это истина,  присущая естеству чистой души. Оно столь же вечно, как вечен мир божественного, и именуется оно веда или же амная (духовное знание, получаемое через парампару). Вместе с обусловленными душами самоочевидная истина как чистое знание проявилась в этом мире в форме Риг-веды, Сама-веды, Яджур-веды и Атхарва-веды. Второй тип знания, которое живое существо получает, используя материальные чувства, называется индрия-паратантра.

Вопрос: Можно ли постичь бхагават-таттву (науку о Боге) силами индрия-паратантра-гьяны?

Ответ: Конечно, нет! Бхагаван вне досягаемости материальных чувств, поэтому Он и именуется шастрами Адхокшаджа (находящийся вне диапазона чувственного восприятия). И чувства, и идеи, обретённые в материальном мире бесконечно далеки от надмирной бхагават-таттвы.

Вопрос: Если Бог достижим благодаря самопроявленному знанию, значит мы можем придти к Нему силами этого знания. Ведь оно уже имеется в самой душе. Зачем тогда изучать ещё и ведические писания?

Ответ: Веда, несомненно, присутствует в чистой душе как сватах-сиддха-гьяна, однако в зависимости от степени обусловленности дживы невежеством (маха-майей) в ком-то это знание может до некоторой степени проявиться спонтанно, а в ком-то оно будет долго оставаться сокрытым. Чтобы пробудить души из тьмы и избавить их от забвения сватах-сиддха-гьяны, Веда являет себя в материальном мире как книга, которую можно изучать, читать и (или) слушать.

Вопрос: Мы слышали, что Бхагаван постижим лишь благодаря силе бхакти. Если это так, то как же можно утверждать, что Он постижим благодаря знанию, пусть даже самоочевидному (сватах-сиддха-гьяной)?

Ответ: Но ведь сватах-сиддха-гьяна – это всего лишь другое название бхакти! Когда обсуждается слово, открывающее Высшую Истину (пара-таттву), некоторые называют Его знанием (гьяной), а некоторые преданностью (бхакти).

Вопрос: Тогда почему в бхакти-шастрах гьяна осуждается?

Ответ: Бхакти-шастры с великим почтением относятся к сватах-сиддха-гьяне. Но другие виды гьяны они описывают как неприемлемые. Бесполезная для постижения бхагават-таттвы гьяна делится на два типа: 1) индрия-паратантра-гьяна (мирская пратьякша), и 2) нирвишеша-гьяна (имперсональное знание), которое отличается от предыдущего по сути лишь тем, что отвергает индрия-паратантра-гьяну.

Вопрос: Все писания говорят о карме (деятельности ради материальных плодов), гьяне (знании, обретаемом силой интеллекта) и бхакти (бескорыстной преданности Богу). Каким из трёх путей постигается бхагават-таттва?

Ответ: Изучив сиддханту (заключения) Вед, обнаруживаем, что все они единогласно провозглашают: нет ничего помимо Бхагавана и нет ничего достойного, кроме изучения бхагават-таттвы. Принцип кармы, описанный Ведами, в высшем своём проявлении устремляет дживу только к Бхагавану (через нишкама-карма-йогу). Когда чистая гьяна приносит свои плоды (сукрити), душа освобождается от двойственности, которая возникает как от вишеша-гьяны (знания, основанного на эксплуатации материального разнообразия), так и от нирвишеша-гьяны (знания, основанного на отвержении материального разнообразия). После этого джива устремляется на поиски Бхагавана. Однако жизнь, исполненная бхакти, естественно приводит к родству с Бхагаваном. Поэтому мы и говорим – всё, что бы ни описывали Веды, в конечном итоге, приводит только к Господу.


Мироздание реально

Вопрос: Множество людей утверждают, что вселенная иллюзорна, что она всего лишь творение майи (иллюзии)... Так ли это на самом деле?

Ответ: Вселенная временно проявляющаяся, однако она реальна. Два критерия «реальное» и «вечное» следует разделять по смыслу. Нельзя подразумевать под ними одно и то же. Материальное мироздание не вечно, ибо в своё время согласно воле Бога оно будет разрушено. Тем не менее, оно является очевидной реальностью, а не обманчивым миражом, созданным воображением. Хотя писания иногда утверждают, что вселенная ложна, следует понимать под этими словами, что речь идёт о временности (асат) материальной природы.

Вопрос: Какова природа майи?

Ответ: Божественная энергия Бхагавана (пара-шакти) имеет множество проявлений. Однако, прежде всего, она проявляет себя как чит (сознание), джива (индивидуальная душа) и майа (иллюзорная энергия). Благодаря Своей чит-шакти Господь проявляет Свои божественные облики и деяния. Из Его джива-шакти исходит бесчисленное множество атомов сознания, живых существ, а майя-шакти проявляет материальную вселенную. Конечно, то, что порождено майей (формы, объекты), – временно, однако, если оно проявлено (в тех, или иных формах), то оно – реально.

 

Различие (бхеда) категорий – реально

Вопрос: И Бхагаван, и дживатма описываются как чистое сознание. Их отличие реально или вымышлено?

Ответ: Сознание Бхагавана всепроникающе (вибху-чайтанья), тогда как сознание дживы ограничено и бесконечно мало (ану-чайтанья). Следовательно, различия между Богом и душой не выдуманы. Бхагаван повелевает Своей майя-шакти, а джива подвержена влиянию майя-шакти.

Вопрос: Какие основные типы или категории отличий (бхеда) существуют в реальности?

Ответ: Вьявахарика-бхеда и таттвика-бхеда.

Вопрос: Что собой представляет вьявахарика-бхеда?

Ответ: Сущность вьявахарика-бхеды можно проиллюстрировать на примере отличия между глиняным кувшином и куском ткани. По виду они, конечно, разнятся, но у них общий первоисточник – земля, почва. Находясь в своём первоисточнике, в земле, они ничем не отличались друг от друга. И подобное различие именуется вьявахарика-бхеда (различия внутри одной, единой, материальной таттвы).

Вопрос: Что собой представляет таттвика-бхеда?

Ответ: Это когда два объекта отличаются и по функциональным способностям и по источнику происхождения (по таттве).

Вопрос: К какой категории относятся отличия дживы и Бхагавана?

Ответ: К таттвика-бхеде.

Вопрос: Почему?

Ответ: Потому что никогда и ни при каких условиях джива (джива-таттва) не может стать равной Бхагавану (бхагават-таттве).

Вопрос: Как тогда понять утверждение писаний: тат-твам-аси («Ты есть То»)?

Ответ: Великий мудрец Шветакету объяснил это изречение следующим образом: «Ты – вечная душа, не рождённая материей, но явлена из сознания (чайтаньи)». Таким образом, эти слова шастр вовсе не указывают на тождество с высшим всепроникающим сознанием (Богом).

Вопрос: Означает ли это, что утверждения писаний о тождестве дживы и сияния Брахмана не применимы к реальности?

Ответ: С точки зрения души (субъекта) – отличие души и Брахмана вечно проявлено, однако с точки зрения Брахмана – вечно их тождество. Потому и различие, и тождество (бхеда и абхеда) – вечны и истинны.

Вопрос: Как понять столь противоречивое заключение?

Ответ: Благодаря могуществу божественной ачинтья-шакти даже, казалось бы, противоречивые истины существуют в совершенной гармонии. Только ограниченный интеллект джив обнаруживает для себя нечто невозможное.

Вопрос: Почему тогда повсюду слышно порицание философии тождества (адвайта-вады)?

Ответ: Исповедующие истинное понимание тождества провозглашают, что различие так же вечно, и потому они приходят к непогрешимой истине – ачинтья-бхедабхеде, одновременному тождеству и различию. Те же, кто проповедует только бхеда-ваду (различие) или же только абхеда-ваду (тождество), осуждаются за одностороннее видение реальности.

Вопрос: Кто стоит на позициях абхеды (тождества)?

Ответ: Нирвишеша-вади признают только тождество, тогда как савишеша-вади проповедуют вечность различия и не признают абсолютность принципа абхеды.

Вопрос: Кто приемлет принцип савишеши?

Ответ: Все вайшнавские сампрадаи (школы духовного самоосознания).

Вопрос: Сколько существует вайшнавских сампрадай?

Ответ: Есть четыре основных вайшнавских доктрины (определяющие четыре школы): 1) двайта, 2) вишиштадвайта, 3) двайтадвайта, 4) шуддхадвайта.

Вопрос: Какие существуют виды мокши (освобождения)?

Ответ: Их пять: салокья (жизнь в одной обители с Господом); саршти (обретение таких же богатств, которыми обладает Господь); самипья (пребывание в обществе Господа); сарупья (обретение облика, схожего с обликом Господа); саюджья (слияние с сиянием тела Бога). Следует заметить, что стремление к саюджья-мукти (как к совершенному бытию дживы, выше которого нет ничего) – всего-навсего извращённая, ошибочная идея последователей нирвишеша-вады (философии тождества). Однако ослеплённые иллюзией дживы, к сожалению, не считают её ошибочной. С позиции безличного Брахмана растворение в нём – это одна из форм совершенства, однако, когда душа утверждается в совершенном и ясном понимании одновременного единства и различия (бхедабхеда), аспект единства, тождества (как конечной цели, лишающей дживу высшего блаженства отношений с Бхагаваном) теряет для неё свою привлекательность.

Вопрос: Что тогда представляет собой подлинное освобождение?

Ответ: Только обретение прибежища у святых стоп Господа Кришны (бхагават-бхакти) является настоящим освобождением живого существа!

Вопрос: Поясните это, пожалуйста.

Ответ: Приведу такое сравнение: когда лампа светит, её свет распространяется, и тьма неминуемо уходит. В этом примере тьма символизирует имперсональное освобождение, а проникающий всюду свет – прибежище у стоп Шри Кришны. Свет этот вечен, а тьма временна.

Беспримесное (ахайтуки) служение Кришне – причина истинного освобождения (вимукти).

Вопрос: Что необходимо, чтобы обрести истинное освобождение у стоп Шри Кришны?

Ответ: Следует совершать беспримесное поклонение Шри Кришне (амала-кришна-бхаджан).

Вопрос: Что значит «беспримесное поклонение»?

Ответ: Когда живое существо, обитающее в этом мире, совершает свободное от всякой нечистоты (мыслей, чувств, желаний, слов и поступков) поклонение Господу, основанное лишь на любовном влечении к Нему, – это и называется амала-кришна-бхаджан.

Вопрос: Что может осквернить кришна-бхаджан, примешавшись к нему (как анартха)?

Ответ: Жажда чувственных наслаждений (бхога), стремление к саюджья-мукти (брахма-джива-аикья-гьяна) и заинтересованность в мистических совершенствах (ашта-сиддхи).

Вопрос: Что относится к стремлению удовлетворять свои телесные чувства?

Ответ: 1) Желание вкусить мирское наслаждение в данном воплощении, 2) желание насладиться на райских планетах в следующем воплощении и 3) стремление к умиротворению, порождённому сухим отречением.

Вопрос: Вы утверждаете, что человек должен оставить чувственные наслаждения, следование принципам благочестия, которое приносит счастье в последующих воплощениях, а также следует оставить даже само отречение... Тогда как возможно при этом поддерживать жизнь в теле? Как получать блага этого мира? Как решать проблемы, возникающие в делах, связанных с этим миром?

Ответ: Находясь в этом мире, невозможно полностью отстраниться от деятельности материальных чувств (индрий), религиозных принципов морали, приносящих блага временного мира, а также от элементов отречения, приводящих к умиротворению. И, тем не менее, желание (иччху) насладиться плодами этой деятельности и энтузиазм исполнять её, без всяких сомнений, можно и нужно отбросить.

Вопрос: Как это возможно осуществить?

Ответ: Вы можете исполнять согласно принципам варнашрама-дхармы ваши общественные обязанности и обеспечивать всё необходимое для поддержания жизни в теле. Но делать всё это так, чтобы составляющие вашей деятельности способствовали укреплению вашей преданности Шри Кришне. Правильно исполняя необходимую для жизни деятельность (с отречением в сердце), вы обнаружите, что она вовсе не мешает развитию духовного сознания и преданности Кришне. Просто используйте только то, что легко приходит к вам, чтобы укреплять всем приобретённым преданность Господу (юкта-вайрагья). Такое умонастроение поможет вам в духовном развитии и позволит автоматически исполнять все социальные обязанности, а также принципы благочестивой религиозности и отречения.

Вопрос: Но ведь материальная деятельность отлична от деятельности духовной... Как же возможно заниматься ею и получать духовное благо?

Ответ: Секрет в том, что деятельность чувств (кармендрий и гьянендрий), все знания об этом мире, а также сложившиеся в миру отношения и связи нужно подчинить духовному устремлению, которое приводит к пробуждению кришна-бхакти. Пожалуйста, задействуйте ваши чувства и органы чувств в поклонении шри мурти, Божеству в вашем доме. Освятите душу влечением к Шри Кришне, принимая от Него маха-прасад, воспевая Его славу, вдыхая аромат листьев Туласи, предложенных Его стопам, слушая о Кришне и молясь Ему, соприкасаясь с теми людьми и предметами, которые непосредственно связаны с Ним (тадия), посещая Его храм и т.д. Так постепенно вы сможете всё больше посвящать свою деятельность Кришне, что пробудит в сердце любовь к Нему и устранит все препятствия (анартхи и апарадхи) на пути служения Ему. Таким образом, шаг за шагом, вы станете преданным Господа, садхакой (мадхьяма-адхикари).

Вопрос: Если я веду простой образ жизни и принимаю для тела только необходимое, перестаю культивировать материальные желания всевозможными практиками и ограничениями, не смогу ли я, благодаря одному лишь знанию, сначала погрузиться в самадхи, а уж затем постепенно придти к преданности?

Ответ: Нет, так как зависимость от чувств (кармендрий и гьянендрий) и привязанность к объектам чувственного восприятия настолько сильно укоренились в сознании, что даже системные усилия йоги не смогут полностью разорвать привязанности. Какова природа привязанности? Пока джива не вкусит высшего, низшее отвергнуть не удастся. Если нечто высшее перед вами, и оно заполнило вас стремлением к нему, тогда оставить низшее будет не тяжело. Поэтому, применяя аспекты духовной деятельности (бхакти), которые были описаны выше, можно легко приблизиться к амала-кришна-бхаджану (неосквернённому служению Кришне).

Вопрос: Что относится к самала-кришна-бхаджану (поклонению Кришне, осквернённому нечистыми устремлениями)?

Ответ: Поклонение Кришне, совершаемое человеком, чьё сознание осквернено желанием наживы, усилиями в мистических практиках или надеждой раствориться в Брахмане, есть самала-бхаджан. Живя подобными устремлениями, невозможно обрести подлинное освобождение в сени лотосных стоп Шри Кришны.

Вопрос: Объясните основную черту умонастроения того, чьё служение Богу не осквернено нечистыми устремлениями.

Ответ: Благочестивая жизнь – лишь способ поддержания тела в этом мире. Стремящийся к кришна-бхакти будет относиться к такой жизни как к чему-то второстепенному по отношению к духовной жизни. Всё, что легко (без тяжкого труда и азартного планирования) приходит к преданному, он использует во благо развития преданного служения.

Вопрос: Какая деятельность непосредственно усиливает преданность Богу?

Ответ: Шравана (слушание и чтение о Господе), киртана (прославление Господа и проповедь), смарана (сосредоточенное памятование о Господе, о Его деяниях, облике и наставлениях), пада-сева (поклонение Его стопам), арчана (служение шри мурти), вандана (вознесение молитв), дасья (умонастроение слуги Господа), сакхья (дружеские отношения с Господом), атма-ниведана (самозабвенная преданность Ему).

Вопрос: Что даёт исполнение упомянутого поклонения?

Ответ: Благодаря этим ангам (видам) бхакти постепенно будут развиваться святые чувства. После преданный обретёт прему, божественную любовь.

Вопрос: Что собой представляет према?

Ответ: Слова не способны описать её, совершенную расу (чувство любви). Вкусите её, тогда вы  всё поймёте.

Вопрос: Следуя принципам садхана-бхакти (практике вайшнавизма), о чём ещё необходимо помнить?

Ответ: Нужно старательно сторониться викармы (греховной деятельности), акармы (бездействия, лени), запутанности в бесконечных желаниях кармы, бесцельного отречения (мукти), бессмысленных знаний и, конечно, оскорблений в адрес Господа и Его слуг.

Вопрос: Что относится к викарме (откровенному греху)?

Ответ: Проявления викармы слишком многочисленны, потому перечислим лишь основные: зависть, жестокость, бессердечное отношение к ближним, насилие, похоть, гнев, стремление заполучить принадлежащее другим, эгоизм, лживость, непочтительное отношение к другим живым существам, гордость, бесцельные блуждания ума, нечистоплотность, вандализм, вредительство и т.п.

Вопрос: Что представляет собой акарма (нежелание действовать)?

Ответ: Отвержение божественного во всех его проявлениях. Неблагодарность и уклонение от служения махаджанам (святым).

Вопрос: А что подразумевается под кармой?

Ответ: К карме относятся благочестивые поступки и деятельность из чувства долга. Можно упомянуть: оказание помощи другим, служение старшим, благотворительность, мирская созидательная деятельность, правдивость, чистота, простосердечность, незлобивость, милосердие, исполнение деятельности в соответствии с качествами человека (кармическая варнашрама), умеренная отречённость, свобода от предвзятости, объективность и т.п.

Вопрос: Что представляет собою запутанность в карме?

Ответ: Это когда материальные обретения, пришедшие к человеку вследствие его прошлых благочестивых поступков, делают его ум самодовольным и, привнося в него подобную удовлетворённость, отвращают его от духовных поисков.

Вопрос: Что называется «сухим отречением»?

Ответ: Большие усилия в желании стать отречённым известны как шушка (сухие). Иногда их называют даже «губительное отречение». Культивируя бхакти-садхану, человек спонтанно и естественно утверждается в отречении. Такое отречение известно как чистое бесстрастие.

Вопрос: А что относится к безжизненному знанию?

Ответ: Знание, которое не сосредотачивает человека исключительно на вечной Абсолютной Истине, – безжизненное и сухое (шушка-гьяна).

Вопрос: Какие существуют апарадхи (оскорбления, уводящие от бхакти)?

Ответ: Есть два основных типа оскорблений: сева-апарадхи (преступления против служения воле Всевышнего) и нама-апарадхи (преступления против святого имени Бога).

Вопрос: Поясните, пожалуйста, ещё раз, что обеспечивает амала-бхаджан (неосквернённое поклонение Богу)?

Ответ: Обеспечение телесных потребностей в духе отречения, культивация божественного знания (дивья-гьяны), и воспевание славы Господа в садху-санге.

 

Три свидетельства – духовный звук, непосредственное восприятие, логика

Вопрос: Что значит «свидетельство» (прамана)?

Ответ: Прамана – это то, благодаря чему устанавливается истина.

Вопрос: Какие существуют виды праман?

Ответ: Звук, обладающий духовной природой (шабда), непосредственное восприятие (пратьякша) и логическое суждение (анумана).

Вопрос: Что следует понимать под духовным звуком?

Ответ: Все ведические писания – это шабда-прамана, ибо Веды – это явленное самоочевидное знание (сватах-сиддха-гьяна). Именно шастры – лучшая форма духовного свидетельства! По этой причине, без непосредственного соприкосновения с такой праманой абсолютно невозможно постичь Истину, обитающую в вечности вне пределов мира материи.

Вопрос: Почему Господь и Его вечный мир не могут быть постигнуты чьим-то непосредственным восприятием или логикой?

Ответ: Свидетельство пратьякши (непосредственного восприятия) – всего лишь информация, накопленная из ограниченных впечатлений материальных чувств. Анумана (логика) также ограничена, поскольку она способна строить выводы, опираясь на тот же источник. Следовательно, эти два типа свидетельства могут дать знание исключительно из мира материи.

Вопрос: Тогда зачем же мы пользуемся элементами пратьякши и ануманы для утверждения высшей цели жизни?

Ответ: Потому что иногда они оказываются весьма эффективными инструментами в деле утверждения истинности откровений, полученных посредством шабда-праманы.

……………………………………………….….

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Бхактивинода Тхакур