Баддха- и мукта-джива. Ачинтья-бхедабхеда. Даша-мула-таттва, часть 4.
Философия Гаудия-вайшнавов
Даша-мула-таттва
Презентация Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа
Часть 4
Из книги Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
«Ачарья Кешари Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами. Его жизни и учение»
Часть 5
Джива, как проявление пограничной энергии,
в обусловленном состоянии находится под влиянием майи
Естественное положение дживы — быть вечным слугой Кришны, но когда она, обладая пограничной природой (татастха-дхармой), злоупотребляет своей независимостью, то отворачивается от Него. При этом её изначальный чистый образ покрывается грубым и тонким материальным телом, которым наделяет её маха-майя, и она начинает отождествлять себя с этими бренными телами. Такая джива начинает вращаться в круговороте материального бытия, испытывая то радость, то горе. Она рождается в разных телах, иногда на райских планетах, а иногда в аду. Её непрестанно жжёт огонь тройственных страданий: адхьятмика (страдания, причиняемые собственным телом и умом), адхидайвика (страдания, которые приносят другие живые существа) и адхибхаутика (страдания, возникающие от природных стихий). Таким образом, джива постоянно скитается по материальному миру. Если ей повезёт и она встретит чистого вайшнава, обладающего таттва-гьяной, и начнёт общаться с ним, то благодаря его наставлениям она избавится от невежества. Обретя кришна-бхакти, она станет достойной служить Шри Кришне.
нитйа-баддха — кришна хойте нитйа-бахирмукха
нитйа-самсара, бхундже наракади духкха
сеи доше майа-пишачи данда коре таре
адхйатмикади тапа-трайа таре джари' маре
кама-кродхер даса хойа тара латхи кхайа
бхрамите бхрамите джади садху-ваидйа пайа
тара упадеша-мантре пишачи палайа
кришна-бхакти пайа, табе кришна-никат джайа
«Джива по своему изначальному положению — вечная слуга Кришны, но когда она в силу своего промежуточного положения злоупотребляет своей независимостью и отворачивается от Кришны, ей приходится испытывать радость и горе в материальном мире и рождаться то в раю, то в аду. Поскольку, отвернувшись от Кришны, джива совершила величайшую ошибку, ведьма майя опутала её оболочками грубого и тонкого тела и подвергла наказанию огнём тройственных страданий (адхьятмика, адхидайвика и адхибхаутика). Оказавшись во власти шести врагов — вожделения, гнева и проч., — джива постоянно испытывает на себе удары майи. В этом — её болезнь. Во время своих скитаний по высшим и низшим материальным мирам дживе может посчастливиться встретить «врача» в образе садху (святого вайшнава). Она услышит его наставления, и тогда Майя Деви оставит дживу в покое и уйдёт. Это подобно тому, как ведьма перестаёт воздействовать на человека и убегает, когда лекарь произносит свои мантры. Обрести кришна-бхакти и стать достойной приблизиться к Кришне может лишь та джива, которая освободилась от влияния маха-майи» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.12-15).
Джива, связанная майей, находится во власти самскар (мирских впечатлений) от своих действий в прошлом и во власти материальных гун природы. Она отождествляет себя с телом, придерживаясь таких представлений, как «я» и «моё». Из-за этого она снова и снова рождается в разных телах. В своих бесконечных странствиях по миру она может встретить святых вайшнавов, и благодаря этому у неё появится шраддха (вера). Когда она начинает познавать Кришну, чему способствует её склонность к служению Ему, она навсегда освобождается от оков майи.
На Голоке Вриндаване Шри Баладев Прабху проявляет бесчисленное множество джив, которые служат Вриндаван-бихари Шри Кришне как Его вечные спутники (нитья-паришады). Маха-Санкаршана проявляет на Паравьома-Вайкунтхе бесчисленное множество джив, чтобы они служили Вайкунтха-адхипати Нараяне. Они имеют свои вечные изначальные духовные тела и всегда погружены в служение своему дорогому Божеству. Они неизменно внимательны к объекту своего поклонения и всегда духовно сильны, ибо получили эту силу от чит-шакти. У них нет никаких отношений с джара-майей (т.е. маха-майей), и они даже не знают о существовании шакти, которая называется маха-майей. Единственная цель их жизни — према. Им даже в малейшей степени неведомо, что такое рождение, смерть, страх и скорбь.
Каранабдхишайи Маха-Вишну возлежит на водах реки Вираджа, которая находится между чид-джагат и майик-джагат (духовным и материальным мирами). Когда Он бросает взгляд на майю, в лучах Его взгляда проявляются мельчайшие дживы, наделённые сознанием. Поскольку эти дживы находятся рядом с майей, они замечают удивительную природу этой майи. Они наделены всеми качествами обычных джив, о которых говорилось прежде. Эти дживы очень малы и незначительны и находятся в промежуточном состоянии, поэтому иногда они смотрят в направлении чид-джагат, а иногда — в направлении майик-джагат. В своём промежуточном состоянии дживы необычайно слабы, поскольку ещё не обрели чид-балу (духовную силу) по милости севья-васту (того, к кому обращено служение). Те из бесчисленных джив, которые привлекаются чувственными удовольствиями и желают наслаждаться майей, оказываются связанными ею. И наоборот, те дживы, которые проявляют внимание к севья-васту, по Его милости обретают могущество чит-шакти и отправляются в духовный мир.
Майя — это шакти Кришны, с помощью которой Он вначале творит материальную вселенную. Затем Он даёт майе указание очистить тех джив, которые не принимают бхакти. У майи две функции — авидья и прадхана. Функция авидьи, или невежества, связана с дживой, а функция прадханы связана с неживой материей (джар). Желание дживы действовать ради наслаждения плодами своих усилий исходит именно из авидьи, а вся неодушевлённая вселенная исходит из прадханы. Видья и авидья — это ещё две категории, связанные с майей и имеющие отношение к дживе.
Обусловленное состояние дживы берёт начало в авидье, а освобождается джива благодаря видье. Когда материально обусловленная джива становится расположенной к служению Кришне, в её сердце начинает действовать видья. А когда джива отворачивается от Него, на неё начинает влиять авидья.
Освобождённая джива неподвластна майе
Изначальное качество дживы, состоящее в том, чтобы вечно служить Кришне, не исчезает даже тогда, когда джива с незапамятных времён сковывается желанием совершать карму ради обретения её плодов. В той или иной форме, это качество неизменно продолжает существовать в ней и когда находит хоть небольшую возможность, снова проявляется и начинает раскрывать свою изначальную природу. Эта возможность — не что иное, как садху-санга.
йасйа деве парабхактир йатха деве татха гуро
тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах
«Смысл ведических писаний проявляется в сердце тех махатм, которые обладают пара-бхакти к Кришне, то есть достигли уровня шуддха-бхакти благодаря шраддхе в Кришну, и которые имеют такую же шраддху в шри гуру и садху» («Шветашватара-упанишад», 6.23).
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» также говорится:
сансара бхрамите коно бхагйе кехо таре
надир правахе джена каштха лаге тире
коно бхагйе кара сансара кхайонмукха хайа
садху-санге коре кришне рати упаджайа
'садху-санга, садху-санга' — сарва-шастре кайа
лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа
'кришна томар хайа' джади боле эка-бара
майа-бандха хойте кришна таре коре пара
«Когда джива отворачивается от Кришны, её уносит присущий материальному миру поток рождения и смерти. Джива бесцельно странствует по миру, рождаясь в разных телах (8.400.000 видов жизни) и испытывая мучения от тройственных страданий. Выбраться из этого потока необычайно трудно. Но подобно тому, как кусок дерева, уносимый сильным течением реки, по счастливой удаче может прибиться к берегу, так и джива благодаря редчайшей удаче может обрести садху-сангу, выбраться из потока материального бытия и вновь обрести изначальное положении слуги Кришны. Есть признаки, говорящие о том, что человеку скоро повезёт и он обретёт спасение из пут материального бытия: такой человек попадает в общество садху, и это общение пробуждает в нём любовную привязанность к лотосным стопам Шри Кришны. Вот почему шастры изобилуют описаниями величия садху-санги. Шастры утверждают, что очень трудно обрести даже секунду общения с подлинным садху. Если джива, испытывая в сердце мучение, от всей души взывает к Кришне и хотя бы раз произносит: «О Кришна! Я принадлежу Тебе», то Кришна даёт такой дживе садху-сангу и вызволяет её из оков маха-майи» (Мадхья, 22.43, 45, 54,33).
Когда в силу огромной удачи материальное понимание жизни рассеивается, человек обретает общение с садху. Что это за великая удача (бхагья)? Мы должны очень хорошо понять это. Удача дживы — это результат её предыдущей деятельности. Существует два вида кармы: артхика (ради материальной выгоды) и парамартхика (ради духовного блага). Удача категории артхика возникает из артхика-кармы, а удача категории парамартхика возникает из парамартхика-кармы. Такая деятельность, как служение садху, Бхагавану и Его святому имени, совершается ради обретения духовного блага (парамартхи), поэтому вся она относится к категории парамартхика-кармы. Чем бы джива ни занималась, если она при этом совершает парамартхика-карму, то в целом её поступки формируют в сердце определённую самскару (впечатление) в виде желания обрести бхакти. Когда эта самскара достаточно созревает, её называют великой удачей (саубхагья), и благодаря этой удаче материалистичные желания дживы постепенно ослабевают. Когда эти желания ослабевают ещё больше и самскара великой удачи тоже значительно созревает, у дживы появляется вера (шраддха) в садху-сангу. Именно эта вера легко приводит к тому, что джива начинает регулярно получать садху-сангу, а это, в свою очередь, приводит её к высшему совершенству.
Итак, сиддханта такова, что бхагья является результатом сукрити, накопленного за много жизней, и когда бхагья пробуждается, человек развивает любовь к садху-санге. Затем шраддха постепенно развивается, проходя стадии бхаджана-крии, анартха-нивритти, ништхи, ручи, асакти, и после асакти появляется рати (бхава) к Кришне. Если человек обретает в этой жизни бхагью, значит, в нём разовьётся шраддха. Поэтому шраддху и садху-сангу называют корнем древа благодати. Тому есть подтверждение в «Брихан-нарадия-пуране» (4.33):
бхактис ту бхагавад-бхакта сангена париджайате
сат-санга прапйате пумбхир сукритайх пурва санчитаих
«Бхакти появляется благодаря общению с чистыми преданными Бхагавана. Такую садху-сангу можно обрести за счёт большого сукрити, накопленного в предыдущих жизнях».
В «Шримад-Бхагаватам» (10.51.53) также говорится:
бхавапаварго бхрамато йада
бхаведджанасйа тархйачйута сатсамагамах
сатсангамо йархи тадайва садгатау
паравареше твайи джайате ратих
«О Ачьюта! О непогрешимый Господь! С незапамятных времён дживы блуждают в самсаре, вращаясь в колесе рождения и смерти. Когда подходит время их освобождения из неё, они обретают общение с садху. В тот момент, когда джива получает садху-сангу, в своём разуме она обретает крепкую привязанность к Тебе — высшему прибежищу и владыке всех причин и действий».
сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна расайанах катхах
тадж джошанад ашвапаварга вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати
«В общении со святыми вайшнавами Моя катха (Мои собственные слова или рассказы обо Мне) приносит человеку истинное знание о Моих достославных деяниях, и такая катха радует сердце и приятна на слух. Благодаря служению, состоящему в слушании такой катхи, человек очень скоро избавляется от невежества, и тогда вначале у него появляется шраддха, потом рати, и в конце концов он обретает према-бхакти» («Шримад-Бхагаватам», 3.25.25).
Когда человек освобождается от оков материального бытия, ему крайне необходимо развивать бхакти, чтобы достичь Бхагавана. В таких шастрах, как Упанишады, говорится, что только чистое бхагавад-бхакти может приблизить дживу к Бхагавану, дать ей возможность встретиться с Ним и одарить вечным служением Ему. Бхагаван подчиняется только силе чистой любви, бхакти.
Бхактир еваинам найати бхактир еваинам даршайати бхакти вашах пурушо бхактир ева бхуйаси («Матхара-шрути-вачан», процитированный в «Мадхва-бхашье» на «Веданта-сутру», 3.3.53).
Бхактй ахам екайа грахйам — «Меня можно достичь только с помощью бхакти» («Шримад-Бхагаватам», 11.14.23). Эти слова из писаний подтверждают сказанное. Однако чистое бхакти невозможно обрести без сат-санги. Когда человек развивает бхакти в общении с преданными, вначале в нём пробуждается садхана-бхакти, потом бхава-бхакти, и в конце концов он обретает према-бхакти. Когда джива достигает уровня према-бхакти, её жизнь можно считать успешной. Полностью освободившись от влияния майи, она достигает панчама-пурушартхи (пятой и высшей цели человеческой жизни) — кришна-премы.
Существует два вида джив, свободных от майи:
1) Нитья-мукта-дживы (вечно освобождённые души) никогда не были в рабстве майи.
2) Баддха-мукта-дживы — это те души, которые вначале были связаны оковами майи, но потом обрели освобождение благодаря садхана-бхаджану.
Нитья-мукта дживы, в свою очередь, делятся на две категории:
А) Аишварья-гата-нитья-мукта-дживы и
Б) мадхурья-гата-нитья-мукта-дживы.
Аишваръя-гата-нитья-мукта-дживы, такие, как Гаруда, являются спутниками Нараяны, Господа Вайкунтхи, и частицами сияния, исходящего от Мула-Санкаршана в Паравьоме. Мадхурья-гата-нитья-мукта-дживы — это спутники Голока-Вриндавана-натхи Шри Кришны. Они проявляются из Баладевы на Голока Вриндаване.
Баддха-мукта-дживы бывают трёх видов:
1) Брахмаджьоти-гата,
2) аишварья-гата и
3) мадхурья-гата.
Дживы, которые совершают садхану, чтобы слиться с Брахманом, полностью растворяются в брахма-саюджье (входят в брахмаджьёти). Это называется саюджья-мукти. Те дживы, которые в своей садхане больше склоняются к аспекту богатства (айшварья) и величия (махатмья) Господа, обретают салокья-мукти (пребывание на той же планете, что и Господь Вайкунтхи вместе с Его парикарами). А те дживы, в садхане которых преобладает любовь к сладостному аспекту Господа (мадхурья), освободившись от майи, могут счастливо вкушать расу любовного служения Ему в таких дхамах, как Нитья-Вриндаван.
Необходимо знать одно особое положение сиддханты: у мадхурья-расы есть два аспекта — мадхурья и аударья. Там, где преобладает мадхурья, проявляется чарующий образ Шри Кришны, а где преобладает аударья, там во всей красе проявляется образ Шри Гауранги, излучающего сияние тела Шримати Радхарани и наделённого Её бхавой.
Мула-Вриндаван делится на две части: Кришна-питх и Гаура-питх. В Кришна-питхе слуги Кришны (Его гана) — это нитья-сиддха- и нитья-мукта-паришады, которые имеют аударья-бхаву с преобладанием мадхурьи. В Гаура-питхе нитья-сиддха- и нитья-мукта-парикары испытывают мадхурья-бхаву с преобладанием аударьи.
Некоторые спутники Господа имеют сварупу, которая позволяет им одновременно быть в обоих питхах. Другие спутники пребывают в своей сварупе только в одном питхе. Те, кто во время садханы поклонялся только Гауре, достигнув совершенства, обретают служение только в Гаура-питхе. А те, кто во время садханы поклонялся одному только Кришне, достигнув совершенства, обретают служение в Кришна-питхе. Те же, кто во время садханы поклонялся обоим — и Шри Кришне, и Гауре, — достигнув совершенства, получают два духовных тела и находятся одновременно в обоих питхах. Такова высшая тайна ачинтья-бхедабхеда (непостижимого единства и различия) Гауры и Кришны.
Учение о непостижимом единстве и различии
Ачинтья-бхедабхеда-таттва — это непостижимая взаимосвязь, основанная на одновременном единстве и различии между:
1) непостижимой и бесконечно могущественной пара-таттвой,
2) Его энергией и
3) совокупностью сущностей, являющихся преобразованием энергии пара-таттвы. Этот принцип назван ачинтьей (непостижимым) потому, что постичь его можно только через апаурушея-шабду (божественное знание). Джива не может понять его с помощью логики (ануманы), в спорах или силой своего незначительного разума, но этот принцип можно познать, вняв словам шастр, переданным через гуру-парампару. Одним лишь рассудком человек не может представить себе одновременное единство и различие. Тем не менее, мы должны без колебаний признать эту таттву вечной истиной, ибо именно такой представляют её шастры. Шри Чайтанья Махапрабху в Пури-дхаме объяснил ачинтья-бхедабхеда-таттву Шриле Сарвабхауме Бхаттачарье, а также кеваладвайта-вади Пракашананде Сарасвати и особенно Санатане Госвами в Каши.
Шрила Санатана Госвами провозгласил и объяснил эту ачинтья-бхедабхеда-таттву в своей «Брихад-бхагаватамрите» (2.2.186) и в «Вайшнава-тошани», а Шри Рупа Госвами описал её в «Лагху-бхагаватамрите»; вслед за ними Шрила Джива Госвами изложил это учение в «Шат-сандарбхе», а Шри Баладева Видьябхушана — в «Говинда-бхашье» и «Бхашья-питхаке». Шрила Джива Госвами особо объяснил ачинтья-бхедабхеда-таттву в своём трактате «Сарва-самвадини», опираясь на свидетельства из «Веданта-сутры», Упанишад и «Шримад-Бхагаватам». Взяв за основу стих ваданти тат таттва видах из «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11), он доказал, что адвая-гьяна-пара-таттва не имеет трёх видов различий:
1) свагата-бхеды — различия внутри себя самой;
2) саджатия-бхеды — различия с чем-либо, относящимся к той же категории и
3) виджатия-бхеды — различия с тем, что относится к иным категориям. В этой связи он написал:
экам эва парамам таттвам свабхавикачинтйашактйа сарва-
дайва-сварупа-тадрупа-вайбхава-джива-прадхана-рупена ча-
турддхаватиштхате ,сурйантара мандаластхита теджа ива,
мандала, тад вахиргата тад рашми, тат пратиччхавирупена
«Парама-таттва — одна. Она наделена своей изначальной, непостижимой энергией, благодаря которой Она вечно пребывает во всей своей красе в четырёх аспектах:
1) сварупа;
2) тад-рупа-вайбхава;
3) джива и
4) прадхана.
До определённой степени мы можем воспользоваться четырьмя примерами, чтобы показать эти четыре ипостаси пара-таттвы: сияние внутри солнца; сама планета солнце; лучи, исходящие от солнца и отдалённое отражение солнца».
Сварупа пара-таттвы — это Её сач-чид-ананда-виграха и ничто иное. Её тад-рупа-вайбхава — это трансцендентная дхама Господа, Его святое имя и всё, что связано с Ним. Существуют бесчисленные дживы, которые делятся на категории нитья-мукта и нитья-баддха. Слово прадхана указывает на непроявленную материальную природу и возникающее из неё грубое и тонкое материальное творение. Теперь, когда установлено единство вечной парама-таттвы в четырёх проявлениях, может возникнуть вопрос: как парама-таттва объединяет в себе действия, которые вечно противоположны друг другу? Ответ состоит в том, что разум дживы, несомненно, ограничен, поэтому для неё не существует иного способна понять бхагават-таттву, кроме как по милости ачинтья-шакти Парамешвары.
Шрила Джива Госвами не стал определять дживу и пракрити как таттву, но, определив их как шакти, провозгласил недвойственность пара-таттвы. Он признал, что пара-таттва, наделённая энергией, есть Парабрахман. Если кто-то считает, что у пара-таттвы нет энергии или качеств, то тогда пурната, или полнота пара-таттвы, всемогущей и сполна обладающей шестью достояниями, утрачивает всякий смысл. Брахман (Бог) — это Высшая Истина, обладающая неотъемлемой способностью быть великим и делать великими других. Поскольку сач-чид-ананда-пара-таттва одна и не имеет себе равных, её шакти обладает такими свойствами, как
1) агхатана-гхатана-патияси — способностью делать невозможное возможным;
2) она состоит из сач-чид-ананды и
3) она одна и не имеет себе равных.
Эта единая пара-шакти проявляется трояким образом — как самвит, сандхини и хладини. Благодаря действию этой шакти Брахман вечно пребывает в своём аспекте савишеша, то есть имеет облик и качества. Шакти Брахмана существует в двух состояниях. Когда энергии Бхагавана находятся в Его виграхе (образе) и едины с Ним, они проявляются как бесформенная энергия. Но когда они проявляются в форме адхиштатри, или божества шакти, они принимают образ парикаров Бхагавана и всячески служат Ему; в этом случае их называют олицетворёнными энергиями.
Согласно учению Гаудия-вайшнавов, шакти и Шактиман считаются одной неделимой, недвойственной пара-таттвой. Только в учении Гаудия-вайшнавов слово ачинтья используется для определения истины или божественности шакти Бхагавана, которая находится за пределами мирского чувственного восприятия. Подобного подхода мы не найдём нигде. Ачарья Шанкара в своём объяснении «Вишну-сахасра-намы» определял словом ачинтья Парабрахман, а Шридхар Свами использовал слово ачинтья в своём комментарии к «Вишну-пуране». Однако в том, как использует это слово Шри Джива Госвами, есть одна примечательная особенность. Шри Джива Госвами указал, что слово ачинтья означает шабда мулака шрутартхапатти гйана гочара — «то, что можно постичь с помощью утверждений шастр, полученных в гуру-парампаре». Мы уже объясняли это прежде.
Шакти и Шактиман не могут быть абсолютно отличны или абсолютно едины друг с другом. В Ведах можно видеть, что одни шрути-мантры указывают на различие, а другие — на единство (неотличие). И те, и другие мантры важны. Именно ачинтья-шакти единой пара-таттвы делает возможным одновременное различие и единство. Это невозможно понять с помощью человеческого разума, если не принять свидетельства шастр, передаваемые по парампаре. Вот почему Шри Джива Госвами признал ачинтья-бхедабхеда-таттву принципом единства и различия, который может быть понят только с помощью шастр и который без этого останется непостижимым.
Другие школы — будь то паураник, шайва или Бхаскарачарья — тоже признают принцип бхедабхеда, но их бхед абхед основан на логике, а потому он противоречив и может быть опровергнут. На уровне практики и теории определённая бхеда есть и в философии майявади (кеваладвайта-вады), однако на пробном камне свидетельства шастр становится ясно, что нельзя принимать несуществование майи, объясняя это логикой адвайта-вады, или логикой «необъяснимой реальности и нереальности». Поэтому кеваладвайта-вада — учение вымышленное и идущее вразрез с шастрами. Бхеда-вада также признаётся в учениях Гаутамы, Канады, Джаймини, Капилы и Патанджали, но в этом случае она не согласуется с положениями «Веданты».
Естественный принцип бхедабхеда, или двайтадвайты, признаётся в учении Нимбадитьи, но его описание тоже отличается незавершённостью. Философия Шри Рамануджи вишиштадвайта-вада признаёт различие между шакти и Шактиманом, поэтому Рамануджу можно отнести к ещё одному типу двайта-вади. Согласно двайта-ваде Шри Мадхвачарьи, стоявшего на позициях абсолютной бхеды, существует вечная разница между зависимыми таттвами и одной независимой таттвой — Ишварой. В его учении говорится о пяти различиях (бхедах), которые вечны, реальны и безначальны. Это различие
1) между дживой и Ишварой;
2) между дживой и дживой;
3) между Ишварой и джаром (инертной материей);
4) между дживой и джаром и
5) между джаром и джаром.
При этом в учении Мадхвачарьи признаётся вечная сач-чид-ананда-виграха (Нартак-Гопал). Шри Чайтанья Махапрабху принял посвящение в Мадхва-сампрадае именно потому, что это понятие сач-чид-ананда-виграхи должно было лечь в основу Его учения ачинтья-бхедабхеда.
Между философскими положениями, о которых говорили предыдущие вайшнава-ачарьи, есть некоторые (формальные) различия, и обусловлены они тем, что в каждой из этих философий чего-то недостаёт. Сампрадаи отличаются друг от друга именно из-за этих различий. Но всеведущий Шри Чайтанья Махапрабху, который есть Сама пара-таттва, восполнил то, чего недоставало каждой из этих философий и довёл их до совершенства. Он облагодетельствовал мир, даровав людям чистое, глубокое и совершенное учение ачинтья-бхедабхеда-таттвы, поправив и дополнив учение Шри Мадхвы о сач-чид-ананда виграхе, шакти-сиддханту Шри Рамануджачарьи, шуддхадвайта-сиддханту вместе с тадия-сарвасватра Шри Вишнусвами и дватадвайта- сиддханту Нимбадитьи.
Если мы рассмотрим утверждения всех частей Вед, то обнаружим, что объектом познания является единая вечная Истина. Эта санатана-таттва заключается в том, что мир реален — он не является чем-то ложным, выдуманным в состоянии невежества. Этот мир проявился по свободной воле Парамешвара. Он не создан дживой. Когда за реальность принимают нечто ложное, это называется вивартой, иллюзией. Хотя материальный мир преходящ, он реален. Он возник из взгляда (то есть по воле) Ишвары, обладающего непостижимой энергией. Здесь нет места виварте, иллюзии. Майя Всевышнего Господа (Парамешвары), которую называют апара-шакти, низшей энергией, создаёт по воле Парамешвара инертный материальный мир, полный движущихся и неподвижных существ. Принцип ачинтья-бхедабхеда приложим ко всей вселенной. Хотя эта вселенная реальна, она не является вечной реальностью. Именно это подтверждает шрути-мантра нитйо нитйанам («Катха-упанишад», 2.23; «Шветашватара-упанишад», 6.10).
Абсолютная бхеда, полная абхеда-вада, шуддхадвайта и вишиштадвайта выражают частичные, связанные с контекстом идеи, которые можно обнаружить в некоторых местах шрути-шастр и которые при этом противоречат другим высказываниям в шастрах. Что же касается учения ачинтья-бхедабхеда, то оно является самым совершённым и законченным выводом, сделанным на основе всех частей Вед. Именно это учение является основой естественной веры дживы, и оно полностью соотносится с положениями шастр. У дживы нет вечных отношений с миром мёртвой материи. Творение является преобразованием не Самого Парабрахмана (васту), а Его шакти. Эта вселенная в её грубой и тонкой форме создана для тех джив, которые хотят наслаждаться, удовлетворяя свои чувства.
…………………………………………………………….
Редакция: Ари Мардан д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж