?

Баддха- и мукта-джива. Ачинтья-бхедабхеда. Даша-мула-таттва, часть 4.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 326. Опубликовано: 28-03-2021, 15:18

Философия Гаудия-вайшнавов

Даша-мула-таттва

Презентация Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа

Часть 4

Из книги Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

«Ачарья Кешари Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами. Его жизни и учение»

Часть 5

 

Джива, как проявление пограничной энергии,

в обусловленном состоянии находится под влиянием майи

Естественное положение дживы — быть вечным слугой Криш­ны, но когда она, обладая пограничной природой (татастха-дхармой), злоупотребляет своей независимостью, то отворачива­ется от Него. При этом её изначальный чистый образ покрывается грубым и тонким материальным телом, которым наделяет её маха-майя, и она начинает отождествлять себя с этими брен­ными телами. Такая джива начинает вращаться в круговороте ма­териального бытия, испытывая то радость, то горе. Она рождается в разных телах, иногда на райских планетах, а иногда в аду. Её непрестанно жжёт огонь тройственных страданий: адхьятмика (стра­дания, причиняемые собственным телом и умом), адхидайвика (страдания, которые приносят другие живые существа) и адхибхаутика (страдания, возникающие от природных стихий). Таким об­разом, джива постоянно скитается по материальному миру. Если ей повезёт и она встретит чистого вайшнава, обладающего таттва-гьяной, и начнёт общаться с ним, то благодаря его наставлени­ям она избавится от невежества. Обретя кришна-бхакти, она ста­нет достойной служить Шри Кришне.

нитйа-баддха — кришна хойте нитйа-бахирмукха
 нитйа-самсара, бхундже наракади духкха

сеи доше майа-пишачи данда коре таре
 адхйатмикади тапа-трайа таре джари' маре

кама-кродхер даса хойа тара латхи кхайа
 бхрамите бхрамите джади садху-ваидйа пайа

тара упадеша-мантре пишачи палайа
кришна-бхакти пайа, табе кришна-никат джайа

«Джива по своему изначальному положению — вечная слуга Кришны, но когда она в силу своего промежуточного положения злоупотребляет своей независимостью и отворачивается от Криш­ны, ей приходится испытывать радость и горе в материальном ми­ре и рождаться то в раю, то в аду. Поскольку, отвернувшись от Кришны, джива совершила величайшую ошибку, ведьма майя опу­тала её оболочками грубого и тонкого тела и подвергла наказанию огнём тройственных страданий (адхьятмика, адхидайвика и адхибхаутика). Оказавшись во власти шести врагов — вожделения, гнева и проч., — джива постоянно испытывает на себе удары майи. В этом — её болезнь. Во время своих скитаний по высшим и низ­шим материальным мирам дживе может посчастливиться встретить «врача» в образе садху (святого вайшнава). Она услышит его наставления, и тогда Майя Деви оставит дживу в покое и уйдёт. Это подобно тому, как ведьма перестаёт воздействовать на челове­ка и убегает, когда лекарь произносит свои мантры. Обрести кришна-бхакти и стать достойной приблизиться к Кришне может лишь та джива, которая освободилась от влияния маха-майи» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.12-15).

Джива, связанная майей, находится во власти самскар (мирских впечат­лений) от своих действий в прошлом и во власти материальных гун природы. Она отождествляет себя с телом, придерживаясь та­ких представлений, как «я» и «моё». Из-за этого она снова и снова рождается в разных телах. В своих бесконечных странствиях по миру она может встретить святых вайшнавов, и благодаря этому у неё появится шраддха (вера). Когда она начинает познавать Криш­ну, чему способствует её склонность к служению Ему, она навсег­да освобождается от оков майи.

На Голоке Вриндаване Шри Бала­дев Прабху проявляет бесчисленное множество джив, которые служат Вриндаван-бихари Шри Кришне как Его вечные спутники (нитья-паришады). Маха-Санкаршана проявляет на Паравьома-Вайкунтхе бесчисленное множество джив, чтобы они служили Вайкунтха-адхипати Нараяне. Они имеют свои вечные изначаль­ные духовные тела и всегда погружены в служение своему дорого­му Божеству. Они неизменно внимательны к объекту своего по­клонения и всегда духовно сильны, ибо получили эту силу от чит-шакти. У них нет никаких отношений с джара-майей (т.е. маха-майей), и они даже не знают о существовании шакти, которая называется маха-май­ей. Единственная цель их жизни — према. Им даже в малейшей степени неведомо, что такое рождение, смерть, страх и скорбь.

Каранабдхишайи Маха-Вишну возлежит на водах реки Вираджа, которая находится между чид-джагат и майик-джагат (духов­ным и материальным мирами). Когда Он бросает взгляд на майю, в лучах Его взгляда проявляются мельчайшие дживы, наделённые сознанием. Поскольку эти дживы находятся рядом с майей, они замечают удивительную природу этой майи. Они наделены все­ми качествами обычных джив, о которых говорилось прежде. Эти дживы очень малы и незначительны и находятся в промежу­точном состоянии, поэтому иногда они смотрят в направлении чид-джагат, а иногда — в направлении майик-джагат. В своём промежуточном состоянии дживы  необычайно слабы, поскольку ещё не обрели чид-балу (духовную силу) по милости севья-васту (того, к кому обращено служение). Те из бесчисленных джив, ко­торые привлекаются чувственными удовольствиями и желают наслаждаться майей, оказываются связанными ею. И наоборот, те дживы, которые проявляют внимание к севья-васту, по Его ми­лости обретают могущество чит-шакти и отправляются в ду­ховный мир.

Майя — это шакти Кришны, с помощью которой Он вначале творит материальную вселенную. Затем Он даёт майе указание очистить тех джив, которые не принимают бхакти. У майи две функции — авидья и прадхана. Функция авидьи, или невежества, связана с дживой, а функция прадханы связана с неживой матери­ей (джар). Желание дживы действовать ради наслаждения плодами своих усилий исходит именно из авидьи, а вся неодушевлённая вселенная исходит из прадханы. Видья и авидья — это ещё две ка­тегории, связанные с майей и имеющие отношение к дживе.

Обусловленное состояние дживы берёт начало в авидье, а осво­бождается джива благодаря видье. Когда материально обусловлен­ная джива становится расположенной к служению Кришне, в её сердце начинает действовать видья. А когда джива отворачивается от Него, на неё начинает влиять авидья.

 

Освобождённая джива неподвластна майе

Изначальное качество дживы, состоящее в том, чтобы вечно служить Кришне, не исчезает даже тогда, когда джива с незапамят­ных времён сковывается желанием совершать карму ради обретения её плодов. В той или иной форме, это качество неизменно продолжает суще­ствовать в ней и когда находит хоть небольшую возможность, снова проявляется и начинает раскрывать свою изначальную при­роду. Эта возможность — не что иное, как садху-санга.

йасйа деве парабхактир йатха деве татха гуро
 тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах

«Смысл ведических писаний проявляется в сердце тех махатм, которые обладают пара-бхакти к Кришне, то есть достигли уровня шуддха-бхакти благодаря шраддхе в Кришну, и которые имеют та­кую же шраддху в шри гуру и садху» («Шветашватара-упанишад», 6.23).

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» также говорится:

сансара бхрамите коно бхагйе кехо таре
 надир правахе джена каштха лаге тире

коно бхагйе кара сансара кхайонмукха хайа
 садху-санге коре кришне рати упаджайа

'садху-санга, садху-санга' — сарва-шастре кайа
 лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа

'кришна томар хайа' джади боле эка-бара
 майа-бандха хойте кришна таре коре пара

 «Когда джива отворачивается от Кришны, её уносит прису­щий материальному миру поток рождения и смерти. Джива бес­цельно странствует по миру, рождаясь в разных телах (8.400.000 видов жизни) и испытывая мучения от тройственных страданий. Выбраться из этого потока необычайно трудно. Но подобно тому, как кусок дерева, уносимый сильным течением реки, по счастли­вой удаче может прибиться к берегу, так и джива благодаря ред­чайшей удаче может обрести садху-сангу, выбраться из потока ма­териального бытия и вновь обрести изначальное положении слуги Кришны. Есть признаки, говорящие о том, что человеку скоро повезёт и он обретёт спасение из пут материального бытия: такой человек попадает в общество садху, и это общение пробуждает в нём лю­бовную привязанность к лотосным стопам Шри Кришны. Вот по­чему шастры изобилуют описаниями величия садху-санги. Шастры утверждают, что очень трудно обрести даже секунду общения с подлинным садху. Если джива, испытывая в сердце мучение, от всей души взывает к Кришне и хотя бы раз произносит: «О Кришна! Я при­надлежу Тебе», то Кришна даёт такой дживе садху-сангу и вызволя­ет её из оков маха-майи» (Мадхья, 22.43, 45, 54,33).

Когда в силу огромной удачи материальное понимание жизни рассеивается, человек обретает общение с садху. Что это за великая удача (бхагья)? Мы должны очень хорошо понять это. Удача джи­вы — это результат её предыдущей деятельности. Существует два вида кармы: артхика (ради материальной выгоды) и парамартхика (ради духовного блага). Удача категории артхика возникает из артхика-кармы, а удача категории парамартхика возникает из парамартхика-кармы. Такая деятельность, как служение садху, Бхагава­ну и Его святому имени, совершается ради обретения духовного блага (парамартхи), поэтому вся она относится к категории парамартхика-кармы. Чем бы джива ни занималась, если она при этом совершает парамартхика-карму, то в целом её поступки формиру­ют в сердце определённую самскару (впечатление) в виде желания обрести бхакти. Когда эта самскара достаточно созревает, её назы­вают великой удачей (саубхагья), и благодаря этой удаче материа­листичные желания дживы постепенно ослабевают. Когда эти желания ослабевают ещё больше и самскара великой удачи тоже значительно созревает, у дживы появляется вера (шраддха) в садху-сангу. Именно эта вера легко приводит к тому, что джива начина­ет регулярно получать садху-сангу, а это, в свою очередь, приводит её к высшему совершенству.

Итак, сиддханта такова, что бхагья является результатом сукрити, накопленного за много жизней, и когда бхагья пробуж­дается, человек развивает любовь к садху-санге. Затем шраддха постепенно развивается, проходя стадии бхаджана-крии, анартха-нивритти, ништхи, ручи, асакти, и после асакти появляется ра­ти (бхава) к Кришне. Если человек обретает в этой жизни бхагью, зна­чит, в нём разовьётся шраддха. Поэтому шраддху и садху-сангу называют корнем древа благодати. Тому есть подтверждение в «Брихан-нарадия-пуране» (4.33):

бхактис ту бхагавад-бхакта сангена париджайате
 сат-санга прапйате пумбхир сукритайх пурва санчитаих

«Бхакти появляется благодаря общению с чистыми предан­ными Бхагавана. Такую садху-сангу можно обрести за счёт боль­шого сукрити, накопленного в предыдущих жизнях».

В «Шримад-Бхагаватам» (10.51.53) также говорится:

бхавапаварго бхрамато йада
бхаведджанасйа тархйачйута сатсамагамах
сатсангамо йархи тадайва садгатау
 паравареше твайи джайате ратих

«О Ачьюта! О непогрешимый Господь! С незапамятных вре­мён дживы блуждают в самсаре, вращаясь в колесе рождения и смерти. Когда подходит время их освобождения из неё, они обретают общение с садху. В тот момент, когда джива получа­ет садху-сангу, в своём разуме она обретает крепкую привязан­ность к Тебе — высшему прибежищу и владыке всех причин и действий».

сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна расайанах катхах
тадж джошанад ашвапаварга вартмани
 шраддха ратир бхактир анукрамишйати

«В общении со святыми вайшнавами Моя катха (Мои собст­венные слова или рассказы обо Мне) приносит человеку истинное знание о Моих достославных деяниях, и такая катха радует серд­це и приятна на слух. Благодаря служению, состоящему в слуша­нии такой катхи, человек очень скоро избавляется от невежества, и тогда вначале у него появляется шраддха, потом рати, и в конце концов он обретает према-бхакти» («Шримад-Бхагаватам», 3.25.25).

Когда человек освобождается от оков материального бытия, ему крайне необходимо развивать бхакти, чтобы достичь Бхагава­на. В таких шастрах, как Упанишады, говорится, что только чис­тое бхагавад-бхакти может приблизить дживу к Бхагавану, дать ей возможность встретиться с Ним и одарить вечным служением Ему. Бхагаван подчиняется только силе чистой любви, бхакти.

Бхактир еваинам найати бхактир еваинам даршайати бхакти вашах пурушо бхактир ева бхуйаси («Матхара-шрути-вачан», процитированный в «Мадхва-бхашье» на «Веданта-сутру», 3.3.53).

Бхактй ахам екайа грахйам — «Меня можно достичь только с помощью бхакти» («Шримад-Бхагаватам», 11.14.23). Эти слова из писаний подтверждают сказанное. Однако чистое бхакти невозможно обрести без сат-санги. Когда человек развива­ет бхакти в общении с преданными, вначале в нём пробуждается садхана-бхакти, потом бхава-бхакти, и в конце концов он обрета­ет према-бхакти. Когда джива достигает уровня према-бхакти, её жизнь можно считать успешной. Полностью освободившись от влияния майи, она достигает панчама-пурушартхи (пятой и выс­шей цели человеческой жизни) — кришна-премы.

Существует два вида джив, свободных от майи:

1) Нитья-мукта-дживы (вечно освобождённые души) никогда не были в рабстве майи.

2) Баддха-мукта-дживы — это те души, которые вначале были связаны оковами майи, но потом обрели освобождение благодаря садхана-бхаджану.

Нитья-мукта дживы, в свою очередь, делятся на две категории:

А) Аишварья-гата-нитья-мукта-дживы и

Б) мадхурья-гата-нитья-мукта-дживы.

Аишваръя-гата-нитья-мукта-дживы, такие, как Гаруда, являются спутниками Нараяны, Господа Вайкунтхи, и частицами сияния, исходящего от Мула-Санкаршана в Паравьоме. Мадхурья-гата-нитья-мукта-дживы — это спут­ники Голока-Вриндавана-натхи Шри Кришны. Они проявляются из Баладевы на Голока Вриндаване.

Баддха-мукта-дживы бывают трёх видов:

1) Брахмаджьоти-гата,

2) аишварья-гата и

3) мадхурья-гата.

Дживы, которые совершают садхану, чтобы слиться с Брахманом, полностью растворяются в брахма-саюджье (входят в брахмаджьёти). Это называется саюджья-мукти. Те дживы, которые в своей садхане больше склоняют­ся к аспекту богатства (айшварья) и величия (махатмья)  Господа, обретают салокья-мукти (пребывание на той же планете, что и Господь Вайкунтхи вместе с Его парикарами). А те дживы, в садхане которых преобладает лю­бовь к сладостному аспекту Господа (мадхурья), освободившись от майи, могут счастливо вкушать расу любовного служения Ему в таких дхамах, как Нитья-Вриндаван.

Необходимо знать одно особое положение сиддханты: у мадхурья-расы есть два аспекта — мадхурья и аударья. Там, где преобла­дает мадхурья, проявляется чарующий образ Шри Кришны, а где преобладает аударья, там во всей красе проявляется образ Шри Гауранги, излучающего сияние тела Шримати Радхарани и наделён­ного Её бхавой.

Мула-Вриндаван делится на две части: Кришна-питх и Гаура-питх. В Кришна-питхе слуги Кришны (Его гана) — это нитья-сиддха- и нитья-мукта-паришады, которые имеют аударья-бхаву с преобладанием мадхурьи. В Гаура-питхе нитья-сиддха- и нитья-мукта-парикары испытывают мадхурья-бхаву с преобла­данием аударьи.

Некоторые спутники Господа имеют сварупу, которая позволя­ет им одновременно быть в обоих питхах. Другие спутники пре­бывают в своей сварупе только в одном питхе. Те, кто во время садханы поклонялся только Гауре, достигнув совершенства, обре­тают служение только в Гаура-питхе. А те, кто во время садханы поклонялся одному только Кришне, достигнув совершенства, об­ретают служение в Кришна-питхе. Те же, кто во время садханы поклонялся обоим — и Шри Кришне, и Гауре, — достигнув совер­шенства, получают два духовных тела и находятся одновременно в обоих питхах. Такова высшая тайна ачинтья-бхедабхеда (непо­стижимого единства и различия) Гауры и Кришны.

 

Учение о непостижимом единстве и различии

Ачинтья-бхедабхеда-таттва — это непостижимая взаимо­связь, основанная на одновременном единстве и различии между:

1) непостижимой и бесконечно могущественной пара-таттвой,

2) Его энергией и

3) совокупностью сущностей, являющихся пре­образованием энергии пара-таттвы. Этот принцип назван ачинтьей (непостижимым) потому, что постичь его можно только че­рез апаурушея-шабду (божественное знание). Джива не может понять его с помощью логики (ануманы), в спорах или силой своего незначи­тельного разума, но этот принцип можно познать, вняв словам шастр, переданным через гуру-парампару. Одним лишь рассудком человек не может представить себе одновременное единство и раз­личие. Тем не менее, мы должны без колебаний признать эту таттву вечной истиной, ибо именно такой представляют её шастры. Шри Чайтанья Махапрабху в Пури-дхаме объяснил ачинтья-бхедабхеда-таттву Шриле Сарвабхауме Бхаттачарье, а также кеваладвайта-вади Пракашананде Сарасвати и особенно Санатане Госвами в Каши.

Шрила Санатана Госвами провозгласил и объяснил эту ачинтья-бхедабхеда-таттву в своей «Брихад-бхагаватамрите» (2.2.186) и в «Вайшнава-тошани», а Шри Рупа Госвами описал её в «Лагху-бхагаватамрите»; вслед за ними Шрила Джива Госвами изложил это учение в «Шат-сандарбхе», а Шри Баладева Видьябхушана — в «Говинда-бхашье» и «Бхашья-питхаке». Шрила Джива Госвами особо объяснил ачинтья-бхедабхеда-таттву в своём трактате «Сарва-самвадини», опираясь на свидетельства из «Веданта-сут­ры», Упанишад и «Шримад-Бхагаватам». Взяв за основу стих ваданти тат таттва видах из «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11), он доказал, что адвая-гьяна-пара-таттва не имеет трёх видов раз­личий:

1) свагата-бхеды — различия внутри себя самой;

2) саджатия-бхеды — различия с чем-либо, относящимся к той же категории и

3) виджатия-бхеды — различия с тем, что относится к иным категори­ям. В этой связи он написал:

экам эва парамам таттвам свабхавикачинтйашактйа сарва-
дайва-сварупа-тадрупа-вайбхава-джива-прадхана-рупена ча-
турддхаватиштхате ,сурйантара мандаластхита теджа ива,
 мандала, тад вахиргата тад рашми, тат пратиччхавирупена

«Парама-таттва — одна. Она наделена своей изначальной, непостижимой энергией, благодаря которой Она вечно пребывает во всей своей красе в четырёх аспектах:

1) сварупа;

2) тад-рупа-вайбхава;

3) джива и

4) прадхана.

До определённой степени мы мо­жем воспользоваться четырьмя примерами, чтобы показать эти четыре ипостаси пара-таттвы: сияние внутри солнца; сама пла­нета солнце; лучи, исходящие от солнца и отдалённое отражение солнца».

Сварупа пара-таттвы — это Её сач-чид-ананда-виграха и ни­что иное. Её тад-рупа-вайбхава — это трансцендентная дхама Гос­пода, Его святое имя и всё, что связано с Ним. Существуют бесчисленные дживы, которые делятся на категории нитья-мукта и нитья-баддха. Слово прадхана указывает на непроявленную мате­риальную природу и возникающее из неё грубое и тонкое матери­альное творение. Теперь, когда установлено единство вечной парама-таттвы в четырёх проявлениях, может возникнуть вопрос: как парама-таттва объединяет в себе действия, которые вечно противоположны друг другу? Ответ состоит в том, что разум джи­вы, несомненно, ограничен, поэтому для неё не существует иного способна понять бхагават-таттву, кроме как по милости ачинтья-шакти Парамешвары.

Шрила Джива Госвами не стал определять дживу и пракрити как таттву, но, определив их как шакти, провозгласил недвойствен­ность пара-таттвы. Он признал, что пара-таттва, наделённая энергией, есть Парабрахман. Если кто-то считает, что у пара-таттвы нет энергии или качеств, то тогда пурната, или полнота пара-таттвы, всемогущей и сполна обладающей шестью достоя­ниями, утрачивает всякий смысл. Брахман (Бог) — это Высшая Истина, обладающая неотъемлемой способностью быть великим и делать великими других. Поскольку сач-чид-ананда-пара-таттва одна и не имеет себе равных, её шакти обладает такими свойствами, как

1) агхатана-гхатана-патияси — способностью делать невозмож­ное возможным;

2) она состоит из сач-чид-ананды и

3) она одна и не имеет себе равных.

Эта единая пара-шакти проявляется троя­ким образом — как самвит, сандхини и хладини. Благодаря дейст­вию этой шакти Брахман вечно пребывает в своём аспекте савишеша, то есть имеет облик и качества. Шакти Брахмана существует в двух состояниях. Когда энергии Бхагавана находятся в Его виграхе (образе) и едины с Ним, они проявляются как бесформенная энергия. Но когда они проявляются в форме адхиштатри, или бо­жества шакти, они принимают образ парикаров Бхагавана и вся­чески служат Ему; в этом случае их называют олицетворёнными энергиями.

Согласно учению Гаудия-вайшнавов, шакти и Шактиман счи­таются одной неделимой, недвойственной пара-таттвой. Только в учении Гаудия-вайшнавов слово ачинтья используется для опре­деления истины или божественности шакти Бхагавана, которая находится за пределами мирского чувственного восприятия. Подоб­ного подхода мы не найдём нигде. Ачарья Шанкара в своём объяс­нении «Вишну-сахасра-намы» определял словом ачинтья Пара­брахман, а Шридхар Свами использовал слово ачинтья в своём комментарии к «Вишну-пуране». Однако в том, как использует это слово Шри Джива Госвами, есть одна примечательная особен­ность. Шри Джива Госвами указал, что слово ачинтья означает шабда мулака шрутартхапатти гйана гочара — «то, что можно постичь с помощью утверждений шастр, полученных в гуру-парампаре». Мы уже объясняли это прежде.

Шакти и Шактиман не могут быть абсолютно отличны или абсолютно едины друг с другом. В Ведах можно видеть, что одни шрути-мантры указывают на различие, а другие — на единство (неотличие). И те, и другие мантры важны. Именно ачинтья-шакти единой пара-таттвы делает возможным одновременное различие и единство. Это невозможно понять с помощью челове­ческого разума, если не принять свидетельства шастр, передавае­мые по парампаре. Вот почему Шри Джива Госвами признал ачинтья-бхедабхеда-таттву принципом единства и различия, ко­торый может быть понят только с помощью шастр и который без этого останется непостижимым.

Другие школы — будь то паураник, шайва или Бхаскарачарья — тоже признают принцип бхедабхеда, но их бхед абхед осно­ван на логике, а потому он противоречив и может быть опровергнут. На уровне практики и теории определённая бхеда есть и в философии майявади (кеваладвайта-вады), однако на пробном камне свидетельства шастр становится ясно, что нельзя прини­мать несуществование майи, объясняя это логикой адвайта-вады, или логикой «необъяснимой реальности и нереальности». Поэто­му кеваладвайта-вада — учение вымышленное и идущее вразрез с шастрами. Бхеда-вада также признаётся в учениях Гаутамы, Кана­ды, Джаймини, Капилы и Патанджали, но в этом случае она не со­гласуется с положениями «Веданты».

Естественный принцип бхедабхеда, или двайтадвайты, при­знаётся в учении Нимбадитьи, но его описание тоже отличается незавершённостью. Философия Шри Рамануджи вишиштадвайта-вада признаёт различие между шакти и Шактиманом, поэто­му Рамануджу можно отнести к ещё одному типу двайта-вади. Со­гласно двайта-ваде Шри Мадхвачарьи, стоявшего на позициях абсолютной бхеды, существует вечная разница между зависимыми таттвами и одной независимой таттвой — Ишварой. В его учении говорится о пяти различиях (бхедах), которые вечны, ре­альны и безначальны. Это различие

1) между дживой и Ишварой;

2) между дживой и дживой;

3) между Ишварой и джаром (инертной материей);

4) между дживой и джаром и

5) между джаром и джаром.

При этом в учении Мадхвачарьи признаётся вечная сач-чид-ананда-виграха (Нартак-Гопал). Шри Чайтанья Махапрабху принял по­священие в Мадхва-сампрадае именно потому, что это понятие сач-чид-ананда-виграхи должно было лечь в основу Его учения ачинтья-бхедабхеда.

Между философскими положениями, о которых говорили предыдущие вайшнава-ачарьи, есть некоторые (формальные) различия, и обусловлены они тем, что в каждой из этих филосо­фий чего-то недостаёт. Сампрадаи отличаются друг от друга именно из-за этих различий. Но всеведущий Шри Чайтанья Ма­хапрабху, который есть Сама пара-таттва, восполнил то, чего недоставало каждой из этих философий и довёл их до совершен­ства. Он облагодетельствовал мир, даровав людям чистое, глубо­кое и совершенное учение ачинтья-бхедабхеда-таттвы, поправив и дополнив учение Шри Мадхвы о сач-чид-ананда виграхе, шакти-сиддханту Шри Рамануджачарьи, шуддхадвайта-сиддханту вместе с тадия-сарвасватра Шри Вишнусвами и дватадвайта- сиддханту Нимбадитьи.

Если мы рассмотрим утверждения всех частей Вед, то обнару­жим, что объектом познания является единая вечная Истина. Эта санатана-таттва заключается в том, что мир реален — он не яв­ляется чем-то ложным, выдуманным в состоянии невежества. Этот мир проявился по свободной воле Парамешвара. Он не создан джи­вой. Когда за реальность принимают нечто ложное, это называется вивартой, иллюзией. Хотя материальный мир преходящ, он реален. Он возник из взгляда (то есть по воле) Ишвары, обладающего непо­стижимой энергией. Здесь нет места виварте, иллюзии. Майя Все­вышнего Господа (Парамешвары), которую называют апара-шакти, низшей энергией, создаёт по воле Парамешвара инертный материальный мир, полный движущихся и неподвижных существ. Принцип ачинтья-бхедабхеда приложим ко всей вселенной. Хотя эта вселенная реальна, она не является вечной реальностью. Именно это подтверждает шрути-мантра нитйо нитйанам («Катха-упанишад», 2.23; «Шветашватара-упанишад», 6.10).

Абсолютная бхеда, полная абхеда-вада, шуддхадвайта и вишиштадвайта выражают частичные, связанные с контекстом идеи, которые можно обнаружить в некоторых местах шрути-шастр и которые при этом противоречат другим высказываниям в шастрах. Что же касается учения ачинтья-бхедабхеда, то оно является самым совершённым и законченным выводом, сделанным на ос­нове всех частей Вед. Именно это учение является основой есте­ственной веры дживы, и оно полностью соотносится с положениями шастр. У дживы нет вечных отношений с миром мёртвой материи. Творение является преобразованием не Самого Парабрахмана (васту), а Его шакти. Эта вселенная в её грубой и тонкой форме со­здана для тех джив, которые хотят наслаждаться, удовлетворяя свои чувства.

…………………………………………………………….

Редакция: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж