"Выбор: человеческая жизнь или жизнь животного", глава 1.



Выбор: человеческая жизнь или жизнь животного
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Из книги «Восхождение к сознанию Кришны»
Глава 1
“Я в почтении склоняюсь перед духовным учителем, который светом знания открыл мои ослеплённые невежеством глаза”.
Произнося этот стих из священных писаний, мы выражаем почтение духовному учителю, который просвещает своих учеников, открывая им трансцендентное знание. Ведический метод познания не требует проведения каких-либо исследований. В сфере материальной науки, тот, кто хочет продемонстрировать свою учёность, должен провести какие-нибудь исследования, но ведический метод познания не таков. Ведический метод подразумевает, что исследования уже проведены. Он совершенен, и его просто передают по цепи ученической преемственности от учителя к ученику. О проведении исследований не может быть и речи, потому что средства и инструменты такого исследования грубы и несовершенны.
На данной ступени материального существования мы обусловлены многими законами природы. Все обусловленные души обладают четырьмя недостатками, потому что чувства их несовершенны. Первый недостаток обусловленной души заключается в том, что она обречена совершать ошибки. Нет такого человека, который не совершал бы ошибок. К примеру, в Индии Махатму Ганди считали великой личностью, но и он совершал ошибки. За пять минут до того, как Ганди должен был отправиться на митинг, на котором был убит, приближённые предупреждали его об опасности и уговаривали его не ходить туда, но он настоял на своём. На стадии обусловленного существования совершать ошибки вполне естественно. Родилась даже поговорка: “Человеку свойственно ошибаться”.
Другое несовершенство обусловленной души в том, что она неизбежно впадает в иллюзию. Находиться в иллюзии значит считать что-либо тем, чем оно не является, принимать мираж за истину. Каждый из нас уверен, что мы есть тело, но на самом деле это не так. То, что мы принимаем своё тело за самих себя, называется иллюзией, майей.
Третье несовершенство заключается в том, что обусловленная душа имеет склонность обманывать других. Часто приходится слышать, как торговец говорит: “Вы мой друг, поэтому я на вас не наживаюсь”. Но на самом деле мы прекрасно знаем, что он получает по меньшей мере пятьдесят процентов прибыли. Примеров такой склонности обманывать множество. Есть много учителей, которые на самом деле ничего не знают, но выдвигают теории, состоящие из выражений типа “может быть”, “вероятно” и т.д., и таким образом попросту надувают своих учеников.
Четвёртый недостаток живого существа в том, что его чувства далеки от совершенства. Наше зрение так ограниченно, что мы не можем видеть ни очень далеко, ни очень близко. Глаз может видеть только при определённых условиях, поэтому очевидно, что наше зрение ограниченно. Точно так же ограниченны все наши чувства. С помощью этих ограниченных, несовершенных чувств невозможно познать безграничное. Поэтому Веды не рекомендуют нам познавать Абсолютную Истину с помощью свои обусловленные чувства. Если мы хотим получить знание, то должны получить его из высшего источника, не обусловленного этими четырьмя недостатками. Этот источник – Кришна. Он является высшим авторитетом в понимании “Бхагавад-гиты”, и многие святые и мудрецы признают Его совершенным авторитетом.
Тот, кто серьёзно изучает ведические писания, признаёт авторитеты. К примеру, “Бхагавад-гита” представляет собой не научный трактат, явившийся плодом обширных исследований. В ней содержится совершенное знание, которое Господь Кришна открыл Арджуне на поле битвы Курукшетра, и из самой “Бхагавад-гиты” мы узнаём, что в прошлом Шри Кришна поведал её богу Солнца – Вивасвану, и с незапамятных времён, начиная от Вивасвана, она передавалась по цепи ученической преемственности.
имам вивасвате йогам
проктаван ахам авйайам
вивасван манаве праха
манур икшвакаве 'бравит
“Верховный Господь сказал: Я передал эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану, Вивасван передал её Ману, прародителю человечества, а Ману в свой черёд передал её Икшваку” («Б.-г.», 4.1).
Если мы изучаем “Бхагавад-гиту”, опираясь на академические знания или на собственные спекулятивные рассуждения, то неизбежно придём к неверным выводам. Так “Бхагавад-гиту” понять невозможно. Нужно стараться следовать по стопам Арджуны.
В прошлом из-за толкований и спекулятивных рассуждений истинный смысл “Бхагавад-гиты” был утрачен. Поэтому Кришна восстановил это учение, открыв его Арджуне.
эвам прампара-праптам
имам раджаршайо видух
са каленеха махата
його нашnах парантапа
са эвайам майа те 'дйа
йогах проктах пуратанах
бхакто 'си ме сакха чети
рахасйам хй этад уттамам
“Эта высшая наука передавалась по цепи ученической преемственности, и так постигали её праведные цари. Однако со временем эта цепь прервалась, и потому духовное знание кажется сейчас безвозвратно утраченным. Сегодня Я открываю тебе эту древнейшую науку взаимоотношений со Всевышним, так как ты Мой преданный и друг и потому сможешь проникнуть в трансцендентную тайну этой науки” («Б.-г.», 4.2-3).
Таким образом, всякий, кто, обращаясь к Кришне с преданностью, следует по стопам Арджуны, сможет понять смысл “Бхагавад-гиты”, а также других ведических писаний.
Есть четыре Веды: “Сама”, “Рик”, “Яджур” и “Атхарва” и сто восемь Упанишад, в число которых входят “Ишопанишад”, “Катха-упанишад” и “Тайттирия-упанишад”; кроме этого есть “Веданта-сутра”, “Шримад-Бхагаватам” и “Бхагавад-гита”. Эти писания предназначены не для какого-то отдельного класса людей, но для всего человечества. Представители любых слоёв человеческого общества могут воспользоваться мудростью Вед, чтобы достичь совершенства человеческой жизни. Как уже говорилось, жизнь дана человеку не для удовлетворения чувств, а для постижения Бога, мироздания и своей сущности.
Из ведических писаний мы узнаем, что этот материальный мир – только частичное проявление всего сотворённого Богом. Большая часть творения Бога – это духовный мир, Вайкунтхи. Как говорит в “Бхагавад-гите” Шри Кришна, выше этой материальной природы, за её пределами, лежит высшая духовная природа:
бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир эва ча
аханкара итийам ме
бхинна пракритир аштадха
апарейам итас тв анйам
пракритим виддхи ме парам
джива-бхутам маха-бахо
йайедам дхарйате джагат
“Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, интеллект и ложное эго – все вместе эти восемь частей составляют Мою отделённую материальную энергию. Помимо этой низшей природы, о могучерукий Арджуна, существует и Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые ведут непрекращающуюся борьбу с силами материальной природы и поддерживают вселенную” («Б.-г.», 7.4 - 5).
Есть много материальных вселенных, они собраны в одном месте и составляют материальное творение. За пределами этого скопления бесчисленных материальных вселенных простирается духовное небо, которое тоже упоминается в “Бхагавад- гите”:
на тад бхасайате сурйо
на шашанко на паваках
йад гатва на нивартанте
тад дхама парамам мама
“Эту Мою высшую обитель не освещает ни солнце, ни луна, ни электричество. Тот, кто достиг её, никогда больше не возвращается в материальный мир” («Б.-г.», 15.6).
Эта высшая природа, лежащая за пределами материальной вселенной, вечна. Нигде не говорится, что она когда-то возникла, у неё нет ни начала, ни конца.
парас тасмат ту бхаво 'нйо
'вйакто 'вйактат санатанах
йах са сарвешу бхутешу
нашйатсу на винашйати
авйакто 'кшара итй уктас
там ахух парамам гатим
йам прапйа на нивартанте
тад дхама парамам мама
“Существует также иная природа – вечная и трансцендентная к проявленной и непроявленной материи. Эта высшая природа неуничтожима. Когда материальный мир разрушается, она остаётся неизменной. Эту высшую обитель называют непроявленной и совершенной. Она – конечная цель каждого живого существа, и тот, кто достигает её, больше никогда не возвращается в материальный мир. Этот трансцендентный мир – Моя высшая обитель.” («Б.-г.», 8.20 - 21).
Ведическая религия, варнашрама-дхарма, тоже называется вечной, потому что невозможно установить, когда она возникла. Христианство имеет историю длиной в две тысячи лет, история ислама насчитывает тысячу триста лет, но если мы по пытаемся установить, когда возникла ведическая религия, то не сможем обнаружить её начало. Варнашрама-дхарма считается вечной религией живого существа.
Мы часто говорим, что Бог создал материальный мир, и это означает, что Он существовал до возникновения этого мира. Так как Господь существовал до проявления материального мира, Он не подчиняется законам этого мироздания. Если бы Он был подвластен законам материального мира, как Он смог бы создать его? В “Бхагавад-гите” говорится, что Господь тождествен Своему творению и в то же время существует во всей Своей полноте, никак не связанный с ним.
майа татам идам сарвам
джагад авйакта-муртина
мат-стхани сарва-бхутани
на чахам тешв авастхитах
на ча мат-стхани бхутани
пашйа ме йогам аишварам
бхута-бхрин на ча бхута-стхо
маматма бхута-бхаванах
“Мною в Моей непроявленной форме пронизана вся эта вселенная. Всё сущее покоится во Мне, но Я не в нём. И в то же время всё сотворённое не покоится во Мне. Узри же Моё мистическое могущество: хотя Я поддерживаю все живые существа и нахожусь повсюду, Я Сам источник творения” («Б.-г.», 9.4-5).
В сущности, все мы – духовные души, призванные общаться с Богом в духовном небе, где есть бесчисленные духовные планеты с бесчисленными живыми существами. Однако тех, кто не достоин жить в духовном мире, посылают в этот материальный мир. Та же мысль выражена в “Потерянном рае” Мильтона. Мы духовные души, но тем не менее мы согласились получить это материальное тело и тем самым согласились испытывать тройственные страдания, которые нам причиняет материальная природа. Когда и как именно это произошло, выяснить невозможно. Никто не в состоянии установить, когда обусловленная душа впервые получила материальное тело.
Сейчас в высших учебных заведениях распространена теория эволюции Дарвина, но в “Падма-пуране” и других авторитетных писаниях содержатся сведения о духовной эволюции живого существа, переходящего из одной формы тела в другую. Из этой Пураны мы узнаем, что есть 8 400 000 форм живых существ, 900 000 из которых обитают в воде. Только растительных форм насчитывается 2 000 000. Сейчас все ссылаются на теорию Дарвина, но в ведических писаниях о разных биологических видах сказано неизмеримо больше. Дарвин считает, что биологические виды развиваются из низших форм, но это не даёт истинной картины. Душа, конечно, может прогрессировать от низших форм к высшим, но, как указывается в “Бхагавад-гите”, Шри Кришна создал все виды в начале творения.
сарва-бхутани каунтейа
пракритим йанти мамикам
калпа-кшайе пунас тани
калпадау висриджамй ахам
пракритим свам авашnабхйа
висриджами пунах пунах
бхута-грамам имам критснам
авашам пракритер вашат
“О сын Кунти, в конце эпохи все материальные проявления входят в Мою природу, а в начале следующей эпохи Я с по мощью Своей энергии творю их вновь. Весь космический порядок в Моей власти. По Моей воле он проявляется снова и снова, и по Моей же воле он в конце уничтожается” («Б.-г.», 9.7-8).
Все живые существа испытывают тройственные страдания, в том числе страдания, причиняемые телом и умом. Животные не могут понять, что страдают, но люди могут. У того, кто не знает, что он страдает, сознание животного. Животные могут стоять у забора бойни, ожидая своей очереди отправиться на убой, но не понимать, что их ждёт. Мы – люди и потому должны понимать, что нам приходится терпеть муки рождения, старости, болезни и смерти, и должны стремиться узнать, как избежать этих страданий. Мы страдаем с самого начала своей жизни, когда на девять месяцев оказываемся замурованными в утробе матери. Когда мы появляемся на свет, страдания продолжаются: хотя мать может очень заботливо ухаживать за ребёнком, он всё равно плачет. Почему? Потому что страдает. Может быть, его кусает клоп или у него болит живот, или ещё что-нибудь. Как бы то ни было, он продолжает страдать. Ребёнок страдает и тогда, когда его против воли заставляют ходить в школу. Ребёнок не хочет учиться, но учитель всё равно даёт ему задания. Если мы внимательно рассмотрим нашу жизнь, то увидим, что она полна страданий. Как правило, обусловленные души не очень разумны и потому продолжают страдать, даже не пытаясь понять причину этого. Тем не менее мы должны осознать, что страдаем, и если есть какое-то средство, позволяющее избавиться от этого, то нужно воспользоваться им.
Великий мудрец Ришабхадева дал своим сыновьям такое наставление: “Дорогие дети, в этой жизни вы получили такие прекрасные тела. Вам следует знать, что они предназначены не для удовлетворения чувств, как тела свиней и собак, а для духовного самоосознания”. В сущности, Ришабхадева говорит, что жизнь, посвящённая удовлетворению чувств, – это жизнь тех, кто питается экскрементами, например, свиней, а мы, получив высшую форму жизни, не должны подражать низшим формам. Недавно, когда мы проходили по Центральному парку в Нью-Йорке, нас удивило зрелище того, как группа молодых американцев, юношей и девушек, поклонялась свиньям. Мы пели мантру Харе Кришна, а молодые люди в это время скандировали: “Свинья! Свинья! Свинья!” Они устроили в Центральном парке настоящую демонстрацию со свиньями, и, обожествив их, падали перед ними ниц. Они хотели, чтобы одна свинья стала президентом, и чтобы свиньи руководили ими. Это зашло так далеко, что на одной демонстрации протеста в Сиэтле юноши и девушки разделись, перепачкались грязью и играли со свиньями, общаясь таким образом с этими животными, которым они поклонялись. И всё это происходит в стране, где молодежь выглядит привлекательно, имеет много денег и прочие преимущества по сравнению с молодёжью других стран. В результате, получив все эти преимущества, они просто стали поклоняться свиньям. Этот культ свиней был предсказан давным-давно и описан в “Шримад-Бхагаватам”, которому по крайней мере пять тысяч лет. Смысл в том, что нужно использовать прекрасные возможности, которые у нас есть, чтобы достичь высшей цели, а не для поклонения низменным существам.
В Ведах есть истории о многих великих императорах и царях, совершавших аскезы и налагавших на себя епитимьи. Дхрува Махараджа, Амбариша Махараджа и Юдхиштхира Махараджа были великими царями, обладали несметными богатствами, но в то же время были великими мудрецами. Таким образом они могут служить примером для всех, кто получил эту счастливую возможность, то есть обрёл человеческую форму жизни, позволяющую достичь экономического благополучия и жить в хороших условиях. Эту возможность нужно использовать, чтобы прийти к ещё лучшей жизни, и этого можно добиться, налагая на себя епитимьи. Сейчас мы существуем в материальных телах, но если воспользуемся методом сознания Кришны, то наше сознание очистится. Хотя наши юные ученики, добровольно применяющие метод сознания Кришны, – американцы или европейцы, они очень довольны им. Этот метод не доставляет неприятностей, а наоборот, очень приятен. Теперь они начинают понимать, что разница между животной и человеческой жизнью заключается в очищении своего бытия.
Если мы очистим своё существование, всего-навсего следуя основным правилам сознания Кришны, которые включают в себя воздержание от недозволенного секса, мясоедения, одурманивающих веществ и азартных игр, то со временем поднимемся на уровень духовной жизни, которая совершенно чиста. Мудрец Ришабхадева сказал своим сыновьям, что, как только они очистят свою жизнь, они обретут безграничное счастье. Все мы стремимся к миру и счастью, но мир и счастье, которым мы можем наслаждаться в материальном мире, ограниченны. Если же мы очистим свою жизнь и достигнем уровня духовного бытия, то обретём вечный покой и безграничное счастье.
Духовный мир не сух и не абстрактен, – как уже говорилось, он полон разнообразия. Одно из наслаждений, которое испытывают на Вайкунтхах – это наслаждение от танца. Там тоже есть юноши и девушки. Более того, там нет старости, болезни или смерти, а также мук рождения. Если мы хотим получить свою долю безграничного счастья, знания и вечной жизни, на которые мы на самом деле имеем полное право в духовном мире, то не должны растрачивать свою жизнь, работая в поте лица ради удовлетворения чувств и поклоняясь свиньям. Нужно посвятить свою жизнь развитию в себе сознания Кришны, и тогда мы обретём безграничное счастье и будем испытывать бесконечное наслаждение. В этом суть движения сознания Кришны.
……………………………………………………
Редакция: Латика д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Свами Прабхупада