Плачьте о солнце.
Плачьте о солнце
Шрила Гоур Говинда Свами
Лекция, прочитанная в мае 1993 года в Нью-Йорке (США)
уддхава увача кришна-дйумани нимлоче
гирнешв аджагарена ха ким ну нах кушалам бруйам гата-шришу грихешв ахам
(«Шримад-Бхагаватам», 3.2.7)
Шри Уддхава сказал: «Дорогой Видура, зашло солнце этого мира — Господь Кришна, и великий змей времени поглотил наш дом. Что еще сказать тебе о том, как обстоят наши дела?»
Комментарий Его Божественной Милости A.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснил уход Кришны следующим образом. Видура сильно опечалился, узнав о гибели Ядавов и участи, постигшей его собственную семью, род Куру. Уддхава выразил ему свое сочувствие, сказав, что после захода солнца мир всегда погружается во тьму. Поскольку весь мир тонет во тьме скорби и печали, то ни Видура, ни Уддхава и никто другой не могли быть счастливы в нем.
Сравнение Кришны с солнцем следует признать очень удачным. Когда солнце заходит, на землю спускается тьма. Однако тьма, в которой оказывается обычный человек, не влияет на само солнце ни во время его восхода, ни в час заката. Приход и уход Господа Кришны в точности подобны восходу и заходу солнца. Он появляется и исчезает в бесчисленных вселенных. Та вселенная, в которой Он в данный момент времени пребывает, озарена Его трансцендентным светом; вселенная, которую Он покидает, погружается во тьму. Однако игры Господа продолжаются вечно. Он всегда пребывает в одной из вселенных, так же как солнце всегда находится либо в восточном, либо в западном полушарии. Солнце всегда в небе — либо в Индии, либо в Америке; когда оно светит в Индии, Америка погружена во тьму, а когда поднимается над Америкой, во тьму погружается Индия.
Как солнце, поднимаясь утром в одном полушарии, постепенно достигает зенита, а затем садится, одновременно восходя в другом полушарии, так и Господь Кришна, уходя из одной вселенной, сразу начинает Свои игры в другой. Таким образом, нитъя-лилы, вечные игры Кришны, продолжаются бесконечно. Как солнце восходит один раз в каждые двадцать четыре часа, так и игры Господа Кришны проходят во вселенной через определенные промежутки времени — один раз в день Брахмы, который по расчетам, приведенным в «Бхагавад-гите», составляет 4 300 000 000 солнечных лет. Но куда бы ни пришел Господь, там проходят все Его игры, описанные в шастрах.
После захода солнца змеи становятся сильнее, воры смелеют, появляются приведения, лотосы закрываются, а птица чакрабаки начинает плакать. Подобно этому, с уходом Господа Кришны безбожие поднимает голову, а преданные погружаются в тоску.
Комментарий Его Святейшества Шрилы Гоур Говинды Свами Махараджи:
Кришна — сурйа-сама; майа хайа андхакара йахан кришна, тахан нахи майара адхикара
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.31)
Часто говорят: кришна чинмойа баскара. «Кришна — духовное солнце». В комментарии к данному стиху наш духовный учитель Шрила Прабхупада объяснил, что подобно тому, как солнце восходит и заходит, существует тьма и просветление. Когда солнце восходит, все вокруг озаряется светом и живые существа испытывают счастье. Точно также, пока солнце Кришны присутствует в этом мире, Его лилы продолжаются здесь. Шрила Прабхупада говорит: «Господь Кришна, уходя из одной вселенной, сразу начинает Свои игры в другой». Когда игры Кришны не проявлены здесь, следует понимать, что они происходят где-то в другой вселенной. Если солнце поднимается над Америкой, его невозможно увидеть в Индии. В это время Индию покрывает тьма. Темнота — это скорбь. Этот материальный мир — духкхалаям ашашватам — полон страданий («Бхагавад-гита», 8.15). Он призрачен, поскольку создан майей. Кришна — суръя-сама; майя хайя андхакара. Кришна — сурья — духовное солнце, а майя — энергия иллюзии — тьма, невежество. Те, кто покрыт майей, идут по жизни на ощупь. Ночью, когда нет солнца, все погружено во тьму. Что делают люди, когда нет света и ничего не видно? Они просто сидят в темноте и ждут восхода: «Когда же наконец взойдет солнце, и мы сможем приступить к делам?»
Ночлег в гостинице
Цель человеческой жизни — обрести Кришну, достичь лотосных стоп Господа. Мы усталые путники, бредущие в Пурушоттама Дхаму, или Джаганнатха Пури Дхаму, — в обитель Господа Джаганнатхи (Кришны). Когда в дороге нас застает ночь, мы останавливаемся в гостинице. Мы думаем: «Сейчас темно, я не могу дальше идти — дороги не видно. Я проведу ночь в гостинице, и как только взойдет солнце, продолжу свой путь в Пурушот-тама Дхаму». Не спите долго — не забывайте о своей цели! Не привязывайтесь к темному материальному миру.
Глупцы, проведя много времени в иллюзорном материальном мире, привязались к нему и пытаются повелевать и наслаждаться им. Они страдают здесь с незапамятных времен, ибо забыли свою цель; забыли, куда шли, забыли, что они — паломники, идущие в святую дхаму, в Пурушоттама Дхаму, в царство Господа Джаганнатхи. Они бредут во тьме, плачут и страдают. Они очерствели и не уже не чувствуют, в каком бедственном положении оказались. Несмотря на страдания, они думают: «Мне здесь очень хорошо. Я безмерно счастлив. Я наслаждаюсь». Но это «рай для идиота». Надежда есть лишь для того, кто знает: «Я пребываю во тьме — здесь нет света. Я страдаю, я несчастен». Такой человек обязательно дождется наступления утра. Он помнит: «Я иду в Пурушоттама Дхаму. Как только взойдет солнце, я продолжу свой путь». С такими мыслями человек должен жить в материальном мире.
Нестерпимая боль разлуки
В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.248) рассказывается о том, как однажды Махапрабху спросил Райя Рамананду: духкха-мадхйе кона духкха хайа гурутара. «Что приносит самую большую боль?» Райя Рамананда ответил: кришна-бхакта вираха-вина духкха нахи декхи пара. «Разлука с преданным Кришны — самое мучительное страдание». Когда мы разлучаемся с близким преданным Кришны, то жестоко страдаем. Никакая другая боль не может сравниться с ней. Она сравнима лишь с болью разлуки с Кришной (кришна-вираха-духкха). Когда зашло солнце Кришны, когда Кришна покинул нашу планету, Уддхава жестоко страдал в разлуке с Господом. Невозможно описать его боль. Подобно этому, мы страдаем в разлуке с преданным, который всегда находится в обществе Кришны.
Так говорил Махапрабху в день ухода Харидаса Тхакура. Харидас Тхакур, известный как Намачарья, день и ночь повторял святое имя. Он не спал, не ел, только воспевал харинаму. Это означает, что он был всегда с Кришной. Когда Харидас Тхакур ушел, Махапрабху горько плакал, потому что лишился общества преданного, который был всегда с Кришной. Плача, Махапрабху сказал:
крипа кори' кришна море дийачхила санга сватантра кришнера иччха — кайла санга-бханга
харидасера иччха йабе хаила чалите омара шакати танре нарила ракхите
иччха-матре кайла ниджа-прана нишкрамана пурве йена шунийачхи бхишмера марана
(«Чайтанья-чаритамрита», Антья, 11.94-96)
«Кришна был так милостив ко Мне — Он даровал Мне общение с таким возвышенным преданным — парамахамсой, который всегда с Кришной. Когда Я был с ним, Я чувствовал, что нахожусь в обществе Кришны. Теперь он ушел, и ничто не может успокоить боль моего сердца».
Очень неблагоприятно потерять общение с таким великим преданным. Поэтому Махапрабху плакал. Боль разлуки с вайшнавом заставляет нас проливать потоки слез. Лишь глупая обусловленная душа не плачет. Она привязана только к своему телу и тому, что связано с ним. Мы горько рыдаем, когда теряем тех, кто связан с нашим телом: «О, мой дорогой друг умер. Моя жена навеки покинула меня. Умер мой отец. Умерла моя мать». Но кто из нас плачет, когда умирает преданный? Только вайшнавы. Они никогда не скорбят о смерти обычных людей. Они не плачут, когда уходят из жизни их родственники. Об этом плачут только глупцы. Если вы хотите плакать, плачьте о Кришне. Кришна для нас дороже всего. Нет никого ближе Его. Кришна — это наш возлюбленный. Он — сама наша жизнь. В «Бхагавад-гите» (7.9) Кришна говорит: дживанам сарва-бхутешу. «Я — жизнь всех живущих». Махапрабху плакал: ха кришна прана мора. «Кришна — Моя жизнь. Теперь Моя жизнь ушла. Я не вижу Кришну, Я не могу найти Его». Когда ушел Харидас Тхакур, Махапрабху был безутешен: «Кришна был так милостив ко Мне — даровал общение с великим преданным, который всегда с Кришной. Но он ушел, и теперь Я не ощущаю присутствия Кришны, который есть сама Моя жизнь. У меня больше нет жизни. Я потерял жизнь». Так должны плакать и мы.
Кришна — сватантра, абсолютно независим. Также независим и близкий преданный Кришны. Все, что хочет такой преданный, Кришна дает ему. Когда Харидас Тхакур решил уйти с этой планеты, Кришна исполнил его желание. Хотя Махапрабху — это Сам Кришна, Он сказал: «Харидас Тхакур такой великий преданный Кришны, что Я не в состоянии помешать ему». Мы можем молить вайшнава: «Не уходи, пожалуйста, останься с нами». Однако если вайшнав решил уйти, Кришна исполнит его желание. Так случилось с Харидасом Тхакуром. Махапрабху со слезами на глазах поднял с земли трансцендентное тело Харидаса и стал танцевать. Он учил нас, что такое разлука с преданным.
Плачьте о солнце
Дорогой преданный Кришны, ачарья, приходит к нам для того, чтобы дать нам Кришну.
кришна се томара, кришна дите паро, томара шакати ачхе
(Шрила Бхактивинода Тхакур, «Охе! Вайшнава Тхакура», 4)
«О Вайшнав Тхакур, Кришна находится в твоей власти, ибо ты связал Кришну в своем сердце узами любви. Ты единственный, кто может дать мне Кришну»
Такие ачарьи, как мой дорогой духовный учитель Шрила Прабхупада, приходят, чтобы дать нам Кришну, чтобы распространить по всему миру сознание Кришны. Когда такой дорогой преданный Кришны уходит из этого мира, мы плачем, ибо боль наша велика. Когда уходит ачарья, наступает темный век. Заходит солнце и спускается тьма. В этом стихе Уддхава говорит: ушел Господь Кришна — и мир погрузился во тьму. Темное облако иногда может закрыть собой сияющее солнце: когда уходит ачарья, близкий преданный Кришны, наступают мрачные, неблагоприятные времена. Сейчас мы живем в это зловещее время. Словно тени, мы бродим во тьме. Что нам делать? Что может нас спасти? Мы должны молиться о том, чтобы сияющее солнце взошло вновь. Пусть темное облако уйдет!
Этот иллюзорный мир подобен гостинице. Иллюзорная энергия Господа — темнота. А Кришна — это солнце. Кришна — сурья-сама; майя хайя андхакара. Мы проводим ночь в гостинице. Но не спите, не храпите беспечно. Плачьте, молитесь о том, чтобы солнце взошло как можно скорее. Пусть исчезнет тьма. Пусть снова станет виден наш путь. Мы просто паломники, отдыхающие в гостинице на пути в Пурушотама Дхаму — обитель Господа Джаганнатхи.
___________________________________________________________________
(глава из книги «Гуру-даршана»)
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Гоур Говинда Махарадж