"Заметки об экадаши-врате".



Заметки об экадаши-врате
Компиляция высказываний из хари-катхи
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами
Что же это за феномен – любовь Шримати Радхики? Что же это за любовь такая у Шримати Радхики, ради которой даже Верховный Господь, творец всех миров, Тот, кто управляет временем и пространством, из пор тела которого исходят бесчисленные вселенные, владыка всего сущего, вдруг бреет Свою голову, одевает одежды санньяси, спит на полу, постится, соблюдает экадаши? Для того чтобы достичь этой любви!?..
***
Манджари-сева очень сокровенна. Все поступки манджари не заметны глазу. Если бы учение об этом было прямым, это была бы уже не манджари-сева, это было бы что-то другое. Когда звучит катха о манджари, неофиту очень трудно её понять, потому что их представление о настроении манджари будет всего лишь настроением Вайкунтхи. Поэтому мы стараемся повторять мантру и медитировать, особенно во время экадаши; с большим почтением мы вспоминаем гопал-мантру и кама-гаятри, и через какое-то время мы обязательно обретём самбандха-гьяну.
***
Шьямарани диди: Гурудев, некоторые преданные утверждают, что, если поститься без воды в день Пандава-экадаши, это нейтрализует ошибки, совершённые при соблюдении всех остальных экадаши прошедшего года. Правда ли это?
Гурудев: Я никогда и нигде не читал такого – ни в Пуранах, ни в Ведах, нигде. Я читал всё, но нигде такого нет. Пандава-экадаши – рядовой экадаши, как и все остальные. В Пуранах приводится лишь прославление экадаши: если поститься в такой-то из них, – будет то-то, а в такой – то-то… Их так много – Джая, Виджая….
Парджанья дас: Гурудев, а если случайно, по небрежности, пропускаешь или нарушаешь экадаши, что тогда делать?
Гурудев: Тогда нужно поститься на следующий день.
Парджанья дас: В двадаши?
Гурудев: Да. И нужно очень сожалеть и сокрушаться, и молить Кришну и Экадаши Дэви о прощении. Тогда пост в двадаши нейтрализует совершённую ошибку.
***
Шрила Гурудев говорил, что минимальный стандарт для установленных Божеств, которым поклоняются преданные индивидуально (то есть не Божества, установленные в храме), может быть такой: полная арчана-пуджа Божествам – хотя бы в экадаши и по большим праздникам; бхога – хотя бы один раз в день; полное арати (или хотя бы благовоние и лампада) – можно один раз в день; укладывать каждый вечер и пробуждать утром.
Сегодня экадаши. Если кто-то, не зная об этом, не ест целые сутки просто потому, что ему нечего есть, это станет его «неосознанным» источником получения сукрити. Это приблизит его к бхакти. А если человек специально что-либо жертвует садху, то он обретает сукрити осознанно.
***
Вопрос: Почему в дни явления вишну-таттв принимают прасад, как в экадаши? Можно ли на эти праздники использовать те овощи и специи, которые не разрешаются в экадаши?
Ответ: В традиции Гаудия матхов «Шри Гаудия Веданта Самити» все дни явления вишну-таттвы отмечаются соблюдением такого же поста, как в экадаши. Таким постом преданные хотят удовлетворить Господа и посвятить больше времени шраване и киртану, а также служению во время праздника. Дни явления вишну-таттвы следующие: Шри Рама-навами, Шри Нарасимха-чатурдаши, Шри Баладева-пурнима, Шри Джанмаштами, Шри Вамана-двадаши, Шри Нитьянанда-трайодаши, Шри Вараха-двадаши, Шри Адвайта-саптами, Шри Гаура-пурнима. В эти дни, а также на Шива-ратри, необходимо соблюдать пост, как в экадаши (всего получается: 24 экадаши + 10 праздников = 34 дня поста в течение года по стандарту экадаши). В шастрах рекомендуется поститься полностью в эти дни, но, как уступка тем, кто не может делать это, разрешается принимать прасад, как в экадаши. Это называется анукалпа («то, что допускается как уступка при невозможности соблюдения первого условия, то есть полного поста»). Время для принятия анукалпа-прасада в такие дни указывается в календаре (например: пост до полудня, или до появления луны, или до полуночи и т.д). Все правила для поста те же, что и в экадаши, с ограничениями на определённые специи и овощи. Хотя в эти праздники греховные реакции не входят в злаки и бобовые, поскольку это не экадаши, тем не менее, шастры предписывают поститься, как в экадаши. Принятие прасада, приемлемого в экадаши, без злаков, бобовых и определённых овощей и специй – это и есть пост с анукалпой. Если мы используем неразрешённые продукты в дни явления вишну-таттв, мы нарушаем пост и наносим оскорбление вишну-таттве. Если бы подобные ограничения, которые приняты в экадаши, были не существенны в дни явления вишну-таттв, то не указывалось бы время прерывания поста (парана) на следующий день. Какой смысл прерывать пост, если он уже был прерван в день праздника вишну-таттвы теми продуктами, которые запрещены во время поста? (Как выразился один старший вайшнав Матха: «Те, кто не соблюдают эти правила, таким образом «показывают кукиш» шастре: «Я не буду следовать указаниям шастр, мне до них нет дела». Пренебрежение правилами и предписаниями – это проявление сахаджии»). В «Хари-бхакти-виласе» Шрилы Санатаны Госвами ясно говорится, что дни явления вишну-таттвы отмечаются постом для удовлетворения Господа. ИСККОН и другие Гаудия Матхи могут отмечать праздники и соблюдать правила так, как хотят, но мы следуем линии Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нашего Гурудева.
Пост в дни явления вишну-таттвы и экадаши означает или полный пост, или только прасад без злаков и бобовых. Дни явления вишну-таттвы и экадаши – это врата (принятие обета поста для удовлетворения Господа). И врата должна прерываться параном. На следующее утро после праздника явления вишну-таттвы необходимо прервать пост (паран) в определённое время, указанное в календаре, иначе врата будет считаться незавершённой. Так всегда соблюдал дни явления вишну-таттвы Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, и так их соблюдают все вайшнавы «Гаудия Веданта Самити».
В дни явления великих вайшнавов пост до полудня по желанию (Ш.Б.Нараяна Госвами объяснял, что практически каждый день в году является днём явления или ухода какого-нибудь возвышенного вайшнава. Если бы было утверждено однозначное правило поститься до полудня, то нам нужно было бы поститься каждый день).
***
Ученик должен внимательно соблюдать экадаши, принимая на себя соответствующие обеты, усердно поклоняясь Господу (шри виграхе), повторяя святые имена Бога и читая священные писания.
Если человек стоек и никогда не нарушает обет повторять определённое число святых имён, если он каждый день по нескольку раз приносит свои поклоны Господу, неуклонно выполняет другие духовные обязанности и постится в дни экадаши, его называют ятнаваном – усердным. Такой преданный всегда думает: «Эти обязанности очень важны для меня».
***
В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.36) говорится: «Какие бы действия преданный ни совершал телом, речью, умом, чувствами, разумом или атмой, а также в силу своей индивидуальной природы, он всё предлагает Шри Нараяне». Может возникнуть вопрос: «Если совершение ягьи (джухоши) суть то же самое, что арчана (как составляющая практики бхакти), и если эта ягья совершается ради удовлетворения Шри Вишну, а также если тапасья состоит в том, чтобы поститься в дни экадаши, почему такие действия нельзя отнести к категории ананья-бхакти?» На это Господь отвечает: «Всё хорошо, только на уровне ананья-бхакти действия предлагаются Бхагавану не после того как они совершены, а до этого – преданный сначала предлагает Господу свои усилия, а потом их совершает».
***
Сегодня экадаши-врата. Я думаю, многие из вас соблюдают её. Редко встретишь человека, который соблюдает экадаши, подобно Амбарише Махараджу. Он жил в Сатья-югу и был таким сильным, что мог поститься без воды и сна, не дыша и стоя на одной ноге.
Шри Чайтанья Махапрабху объяснил, что в экадаши, чувствуя голод, можно поесть немного фруктов, выпить сока или молока. Но не надо есть постоянно: пить по литру сока каждые полчаса, потом браться за варёную картошку и другие овощи, через час съедать полкило панира с сахаром и пол-литра рабри, запивая всё это стаканами воды. Принимать прасад нужно столько, чтобы не чувствовать сонливости и лени.
Экадаши нужно проводить в повторении святого имени Бога и памятовании о Шри Кришне и при этом бодрствовать день и ночь, как это делал Амбариша Махарадж.
***
Дурваса Муни никогда не соблюдал экадаши.
Однажды в Мадхуване, в Матхуре, Амбариша Махарадж совершал маха-двадаши, отказавшись от воды и сна. День и ночь он повторял святое имя Бога, памятовал о Нём, служил Божествам у алтаря и молился. На следующий день, совершив поклонение Шри Кришне, он готов уже был прервать свой пост, но неожиданно у него во дворце появился Дурваса Муни. Дурваса был подобен Богу. Он достиг самоосознания, почитая Брахман, и поэтому считался брахмавади. Но он никогда не соблюдал экадаши. Амбариша Махарадж предложил ему прервать экадаши, приняв маха-двадаши паран, что позволило бы и ему почтить прасад. Но Дурваса Муни ответил: «Сначала мне нужно совершить омовение в Ямуне. Я не задержусь».
Однако Дурваса Муни долго не возвращался, а время, благоприятное для того, чтобы прервать пост, было на исходе. Амбариша Махарадж стал думать, что делать: «Брахма-риши, сиддха-маха-йоги посетил мой дом. Это необычный гость, и я должен выразить ему своё почтение, предложив ему маха-прасад. Я могу принять прасад только после него, а иначе я нарушу обычай гостеприимства и, возможно, отправлюсь за это в ад. Но, с другой стороны, я должен уже завершить экадаши-врату. Это не мирская деятельность, а трансцендентное служение Господу. Если я не приму вовремя маха-прасад, я нарушу свой пост и не обрету бхакти. Что же мне делать? Кому отдать предпочтение – этому брахману или бхакти?» Обдумав всё, он сделал выбор в пользу бхакти: «Я не могу поступать вопреки бхакти и непочтительно относиться к экадаши, даже если из-за этого мне придётся потерять какую-то собственность или отправиться в ад. Я прерву экадаши в предписанное время».
Если человек соблюдал экадаши, не принимая даже сока или воды, он может прервать пост глотком чаранамриты. Но если он соблюдал экадаши, принимая воду, фрукты, сок, молоко или овощи, то ему нужно прервать пост небольшим количеством злаковых зёрен. В любом случае, пост нужно прервать вовремя, а иначе экадаши будет неполным. Амбариша Махарадж думал: «Я соблюдал экадаши даже без капли воды, поэтому я могу прервать пост глотком чаранамриты. Но я воздержусь от зерна и тем самым окажу почтение этому брахману».
Как только Амбариша Махарадж выпил каплю чаранамриты, внезапно вернулся Дурваса Муни и сказал: «Я всё знаю! Ты – бхакта только на словах! Я – сиддха-брахман. Ты знаешь о моём происхождении и великом могуществе, но ты посмел быть непочтительным со мной. Сейчас я обращу тебя в пепел!»
Он вырвал из головы клок волос, бросил его оземь и приказал ему превратиться в огненного демона, который по указу Дурвасы бросился на Амбаришу Махараджа с попыткой обратить его в пепел. В этот момент на месте событий появилась сударшана-чакра. Шри Кришна приказал Своей чакре всегда покровительствовать вайшнавам, которые приняли у Него полное прибежище, поэтому сударшана в одно мгновенье сожгла огненного демона и направилась к Дурвасе Муни, который бросился бежать изо всех сил с криком: «Спасите, помогите, спасите меня!»
Когда огненный демон направился к Махарадже Амбарише, царь продолжал бесстрашно повторять святое имя Бога. Он думал: «В жизни и смерти я завишу только от Шри Кришны». Он целиком положился на Него, и сударшана-чакра спасла его. А Дурваса Муни, могущественный брахман, достигший совершенства в йоге, испугался смерти и быстро побежал. Сначала он решил принять прибежище у своего отца – Господа Шивы. Однако Господь Шива, увидев его, сказал: «Уходи отсюда! Ты оказался в этом положении, потому что был непочтителен с вайшнавом. Я знаю, как могущественны и влиятельны вайшнавы, и даже я боюсь оскорбить их. Если я дам тебе прибежище, то сударшана-чакра обрушится на меня».
Тогда Дурваса Муни побежал к Господу Брахме, который также отказался помочь ему. Ему ничего не оставалось, как только обратиться к Господу Вишну. Он взмолился: «О Вишну! О Вишну! Спаси меня от Своего оружия! Я принимаю у Тебя прибежище!»
Но Господь Вишну ответил: «Я бессилен защитить тебя. Я не свободен, потому что нахожусь в долгу перед Моими бхактами. Они отдали Мне свои сердца, а Я отдал им Себя. Я во всех отношениях завишу от Моих преданных».
шри бхагаван увача
ахам бхакта-парадхино хй асватантра ива двиджа
садхубхир граста-хридайо бхактаир бхакта-джана-прийах
«Верховный Господь сказал брахману: «Я целиком нахожусь во власти Моих преданных. Конечно, у Меня нет независимости. Поскольку Мои преданные не имеют материальных желаний, Я нахожусь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных, если даже преданные Моих преданных очень дороги Мне»» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).
Если колючка попала в ногу, её не следует искать в голове. Её нужно вытаскивать из ноги, поэтому Господь Вишну сказал Дурвасе Муни: «Вайшнавы – всё для Меня. Я дал обет покровительствовать им. Если ты хочешь спастись, то иди непосредственно к Амбарише Махараджу. Не смотри на него как на семейного человека или как на обычного царя. Это не обычная личность, а Мой очень дорогой преданный. Предложи ему поклоны. Он – бхакта-джана-прия. Мирские люди склонны думать: «Я образован, богат и могуществен, а эти вайшнавы абсолютно бесполезны. Они могут только повторять «Харе Кришна»». Но ты, Дурваса, должен стать искренним вайшнавом, и тогда Шри Кришна защитит тебя и дарует кришна-прему».
Дурваса Муни бегал от оружия Господа почти целый год, и всё это время Амбариша Махарадж ничего не ел. Когда, наконец, Дурваса Риши предстал перед Амбаришей Махараджем, царь встретил его с величайшим смирением: «Я – ничто. Я вовсе не преданный. Я непочтительно обошёлся с тобой, прервав свой пост».
Дурваса Муни припал к лотосным стопам Амбариши Махараджа, который в ответ обнял его. Амбариша Махарадж попросил его быть милостивым и принять маха-прасад. Дурваса Муни ответил:
«Пожалуйста, спаси меня от сударшана-чакры! Её жар обжигает меня!»
Тогда Амбариша Махарадж стал молиться:
«О Прабху, о Господь, если я совершал когда-либо какое-то служение Шри Кришне, пожалуйста, спаси этого брахмана-брахмавади».
И как только прозвучали эти слова, сударшана-чакра тут же остыла и вернулась к Господу Вишну. В этот момент Дурваса осознал, что бхакты ещё более могущественны, чем Сам Кришна. Он сказал: «Кришна отдал всё Своё могущество вайшнавам, но они скрывают это и ведут себя, как падшие люди (тринад апи суничена). Хотя они безгранично могущественны, они также дина-хина, то есть мягкосердечны, великодушны и доброжелательны».
После этого Дурваса Риши с радостью в сердце вкусил маха-прасад, а вслед за ним это сделал и Амбариша Махарадж вместе со всей своей семьёй.
***
Нужно быть смиренными, сохраняя стойкую величайшую веру в преданное служение Шри Кришне. Мы готовы отдать жизнь за то, чтобы соблюдать экадаши. Экадаши – это мать према-бхакти, которая защитит нас. Шрила Бхактивинода Тхакур пишет:
мадхава титхи бхакти джанани джатане палана кори
Это бхакти-джанани, мать према-бхакти. Нужно соблюдать экадаши, по возможности стараясь не есть и не пить на протяжении всего дня. Соблюдайте экадаши, не принимая даже воду (нирджал), а если не можете, примите чуть-чуть прасада, один раз в день. Многие тощие старики соблюдают нирджал-экадаши. Почему же вы, молодые и сильные, не делаете этого? Старайтесь соблюдать. Но если из-за поста у вас кружиться голова, и вы засыпаете, то какой в этом толк? Старайтесь помнить о Шри Кришне, общайтесь с вайшнавами, читайте шастры, молитесь день и ночь, повторяя, например:
хе кришна каруна синдху дина бандхо джагат пате
гопеша гопика канта радха канта намо 'сту те
Соблюдайте экадаши, и это принесёт вам больше блага, чем брахма-гьяна и брахма-йога-самадхи.
Таким образом, рагануга-бхакти-садхаки должны полностью следовать бхава-самбандхи-садхане, то есть совершать шравану, петь киртан, служить Туласи, носить тилак, соблюдать обеты в экадаши, Джанмаштами и т.д. – все эти виды служения развивают бхаву, которую преданный желает обрести. Одновременно с этим необходимо совершать служение Шри Шри Радхе-Кришне во Врадже, медитируя в сердце на свою сиддха-деху.
***
Основатель-ачарья «Гаудия Веданта Самити», Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж, стал также известен тем, что в своих матхах он ввёл строгие правила следования обетам экадаши, Чатурмасьи, картика-враты, пурушоттама-враты, дней явления вишну-таттвы и так далее. В этом, как и во всём остальном, он бескомпромиссно следовал за своим Гурудевом, Шрилой Прабхупадой Сарасвати Тхакуром.
Ачарьядев Кешава Махарадж показал идеальные стандарты следования постным дням. Что касается Шри Джанмаштами, экадаши, Шри Гаура-джаянти, Шри Рама-навами, Шри Нрисимха-чатурдаши, Шри Адвайта-саптами, Шри Нитьянанда-трайодаши и других постных дней, он решительно отвергал соблюдение поста в те титхи, когда было наложение с предыдущими титхи.
***
Сегодня очень благоприятный день – экадаши. В этой связи будет очень уместно вспомнить историю Амбариши Махараджа и Дурвасы Риши. Из неё можно почерпнуть множество уроков. Сначала это нужно выучить, потом практиковать, а позже глубоко осознать.
Почему сегодняшний день называется экадаши? Это одиннадцатый день после новолуния (амавасьи) или полнолуния (пурнимы). У нас есть одиннадцать чувств. Пять органов деятельности (кармендрии) и пять познающих чувств (гьянендрии) в итоге дают десять (даша), а ум – одиннадцатый (экадаши). С помощью всех наших одиннадцати чувств мы должны стараться приблизиться к Кришне. Экадаши означает совершать упавасу всеми одиннадцатью чувствами. Упа означает «очень близко», а васа – «находиться». В день экадаши мы должны постараться стать хоть в чём-то ближе к Кришне – в наших мыслях, нашим телом и всеми чувствами.
Если мы не соблюдаем экадаши, это повредит нам. В этот день Луна становится ближе к Земле и притягивает всю воду – в морях и реках, и в нашем теле. Если в этот день вы пьёте только воду, организм быстро выведет её. Но если в этот день человек ест злаки, то они как губка впитывают в себя воду и задерживают её. Например, когда вы отжимаете ткань, в ней всё равно остаётся вода. Подобным же образом съеденные злаки, как губка, впитывают много воды. Луна эту воду притягивает и тем самым усугубляет ваши болезни. Вы можете видеть, как на море или океане Луна вызывает сильную приливную волну. То же самое происходит в нашем теле. Если человек болен, его болезнь усиливается в период от пурнимы или амавасьи до экадаши. Большинство смертей в больницах приходится на эти дни.
Контролируйте своё питание в день экадаши и не принимайте в пищу злаки (и бобовые). Самое лучшее – соблюдать нирджал – полный пост, исключая даже воду. Многие индусы даже в наши дни соблюдают нирджала-экадаши – даже мальчики, даже в сильную жару, когда температура на улице поднимается до 48 градусов по Цельсию в тени. И всё равно эти люди соблюдают нирджал – полный пост. Это нисколько не вредит их здоровью, даже наоборот, – такой пост излечивает их от всех болезней.
Старайтесь соблюдать экадаши таким образом, чтобы вы становились ближе к Господу Кришне и всем, кто связан с Ним, а также ко всему, что связано с Ним, – это Туласи, Ганга, Ямуна, Вриндаван, Гирирадж и многие храмы Шри Шри Радха-Кришны. Прежде всего, это означает быть ближе к чистым преданным Кришны высочайшего уровня – расика и таттва-гья-вайшнавам (т.е. уттама-адхикари), и даже быть ближе к преданным среднего уровня (мадхьяма-адхикари). Когда вы общаетесь с такими преданными, живёте во Вриндаване, поклоняетесь Туласи, находитесь в Пури-дхаме, где много лет жил Шри Чайтанья Махапрабху, проживаете рядом с храмом Шри Говиндаджи, Шри Гопинатхи или другим храмом, если вы возносите молитвы и слушаете хари-катху, тогда вы станете ближе к Кришне. Это и называется упаваса – стать ближе. Старайтесь в экадаши избегать любой материальной деятельности.
Хотя бы один день в две недели мы должны полностью посвящать время и силы тому, чтобы стать ближе к Шри Шри Радхе и Кришне. Благодаря этому вы не потеряете настроения преданности. Общение с Ними усилит ваше бхакти. Для этого Кришна Сам стал экадаши. Таким образом, Он призывает нас: «Сегодня посвятите все ваши одиннадцать чувств Мне». Это так замечательно, что Кришна проявился в образе экадаши, – именно поэтому мы должны учитывать и соблюдать этот день.
***
Мы не можем пренебрегать экадаши, потому что этот день – мать преданности. Соблюдая экадаши, вы непременно обретёте бхакти. Этот день может казаться вполне обычным, но это совсем не так.
Чтобы прервать пост, Амбариша Махарадж выпил немного чаринамриты, это одновременно и не прерывает пост, и прерывает его, потому что эта священная вода не является зерном или пищей. Когда человек соблюдает нирджала-экадаши, то есть не пьёт даже воду в пост, то, в нужное время выпив на следующий день воды, он этим действием завершает свой пост. Если же человек в день экадаши пьёт воду и ест фрукты, то для того, чтобы он завершил пост, ему на следующий день нужно обязательно съесть злаки или бобовые.
Амбариша Махарадж соблюдал экадаши в течение трёх дней. В день до экадаши и после него (в двадаши) он пил только воду, и только один раз, а в день экадаши он полностью постился, не употребляя даже воду. Ночью он не спал и постоянно повторял святое имя Шри Кришны и памятовал о Его славе. Так соблюдают должным образом экадаши.
Мы не такие возвышенные, как Амбариша Махарадж, поэтому Кришна сделал для нас уступки. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж тоже сделал для нас много уступок. В день экадаши вы можете есть фрукты, молоко, творог – это допустимо, главное – соблюдайте экадаши, не ешьте злаки и бобовые. Старайтесь в этот день есть только один раз. Если не можете, тогда два, но не три, четыре, пять или шесть, каждый раз выпивая по литру сока, сопровождая это одним килограммом молочных сластей, потом килограмм манго, потом ещё сока – сначала апельсинового, а потом яблочного – до тех пор, пока в желудке не останется места. Не кушайте с утра до позднего вечера. Это неправильно. Достаточно поесть один или два раза, каждый раз столько прасада, чтобы наполнить только половину желудка. Другая половина должна быть пустой. Ешьте очень немного, тогда это будет экадаши.
***
Амбариша Махарадж, живя во Врадже, соблюдал все Экадаши и Маха-двадаши, совершал Враджа-мандала-парикраму, ходил на Варшану, в Нандагаон, посещал раса-стхали во Вриндаване, Говардхан и многие другие святые места. Поэтому его духовный уровень выше, чем у Джада Бхараты.
***
Сегодня – экадаши-врата, и я думаю, большинство из вас соблюдают её. Следовать экадаши так, как это делал Амбариша Махарадж, редко кому удаётся. Мы должны стараться, но на нас влияет нынешний век, Кали.
Махарадж Амбариша жил в Сатья-югу, и он был настолько силён, что мог поститься год, без сна, стоя на одной ноге, без воды, и даже не дыша. В Кали-югу мы не настолько сильны и продвинуты; но мы удачливы. Шри Чайтанья Махапрабху объяснил, что в экадаши, если мы голодны, мы можем есть фрукты, овощи или пить молоко. Но мы не должны есть постоянно. Мы не должны, если голодны, выпить литр одного сока, через полчаса – литр другого сока, ещё через полчаса – литр третьего сока, а ещё через полчаса съесть варёный картофель или другие овощи, ещё через полчаса напиться воды, съесть полкило панира с сахаром и запить рабри. Мы должны есть ровно столько, чтобы не заснуть и поддержать силы.
***
Рама-туласи дас: Является ли Экадаши Деви Шримати Радхикой?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Экадаши – это не Радхика. Но её можно считать проявлением Радхики. Кришна лично стал Экадаши. Поскольку Экадаши и Кришна неотличны друг от друга, и Радха и Кришна неотличны, то можно сказать, что Экадаши – это проявление Радхики.
Шримати Радхика, олицетворение хладини-шакти [высшей энергии наслаждения Кришны], гораздо больше, чем Экадаши. На Голоке во Вриндаване не соблюдают экадаши. День экадаши предназначен только для тех, кто практикует садхану в этом материальном мире. Там, на Голоке во Вриндаване, Шримати Радхика является верховной энергией Шри Кришны, поэтому есть разница между Ней и Экадаши Дэви.
Рама-туласи дас: Есть книга об экадаши, написанная Кришна-Баларамой Свами (ИСККОН). В этой книге есть описание появления этой Дэви. Там говорится, что Кришна проснулся и увидел её, со множеством рук.
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Эта книга не аутентична. Кришна-Баларама Свами не следует наставлениям собственного гуру, Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Он полагает: «Я родился брахманом, а мой Гурудев – нет, поэтому я выше его». Он приходил ко мне, но я отказался с ним встречаться. Я сказал ему: «У тебя совершенно нет веры в Гурудева и гуру-парампару. Шрила Рагхунатха дас Госвами не родился в семье брахмана, но он равен Шриле Рупе Госвами, Шриле Санатане Госвами, Шриле Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шриле Дживе Госвами и Шриле Гопала Бхатте Госвами. Шрила Нароттам дас Тхакур не был брахманом по рождению, но он был более квалифицирован, чем любой брахман». Мысли Кришна-Баларамы Свами очень вредны. Его книгу лучше не читать.
Шрипад Падманабха Махарадж: В этой книге об экадаши он собрал множество историй из разных Пуран для каждого экадаши.
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: У нас тоже есть сборник таких историй, но не на английском языке. Наш на бенгальском, но мы можем перевести его на английский. Такой перевод будет авторитетным.
………………………………………………….
Компиляция цитат: Ари Мардан д.
Редакция: Ума д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж