?

Гармония в санге. Наставления Гурудева.

 (голосов: 1)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1198. Опубликовано: 8-11-2011, 11:05

Шрила БВ Нарайана Махарадж

Гармония в санге. Наставления Гурудева

Я их первый обманул

Матхура, Индия, даршан в августе 1992

 

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Мы должны постараться контролировать свои сердце и ум. Кто-то обманывает нас, это правда; однако, нам следует реагировать таким образом: “Я их обманул в предыдущей жизни. Именно поэтому они обманывают меня сегодня.” Мы не должны злиться.

 

Вопрос: Но такие люди многих могут ввести в заблуждение.

 

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Если вы ударите кого-то и тот ударит вас в ответ в два раза больнее, вы не можете жаловаться. Вы начали, он ответил. Вам следует думать: “В предыдущей жизни я как-то навредил ему, а теперь он отвечает мне.” Не нужно злиться или завидовать, иначе ваш ум будет возбужден, вы не сможете совершать бхакти. Это наставление для всех вас.

Если кто-то словесно оскорбляет вас, вы должны думать: “Его оскорбление на меня не влияет. Я не оскорблен.” Если вы не затронуты, оскорбление обернется против того, кто совершил его. В гневе нет необходимости.

 

***

 

О хорошем общении

[Выдержка из лекции Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, предваряющей шестидневное обсуждение «Шри Бхакти-Таттва-Вивеки» ]

 

Вначале попытайтесь отбросить все проявления ложного эго такие, как гнев. Если Вы будете сильно гневаться, Вы просто не сможете понять все эти темы.

Старайтесь быть очень смиренными:

 

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна

аманида манадена киртанийах сада харих

 

Следует не только читать об этом принципе в «Шри Чайтанье Чаритамрите», он должен войти в Ваше сердце. Если  Вы не следуете этому принципу, а, наоборот, заносчивы, все время указываете другим: «Вы должны повиноваться мне, а я не буду слушаться Вас. Все, что я говорю – это истина в последней инстанции», - не слушая других, вне зависимости от того, дают ли Вам хороший совет или плохой, это не правильно. Нам не следует вести себя так.

Старайтесь стать похожими на Шри Чайтанья Махапрабху и его спутников. Это были люди широких взглядов. Будьте внимательны к желаниям других. Старайтесь осознать их затруднения.

Нам следует постараться понять страдания другого человека. Мы должны не показывать свое собственное настроение, а наоборот, принимать настроение другого человека, прислушиваться к нему. Нам нужно постараться понять счастье и душевные переживания других. Оставить в стороне собственное настроение и внимать настроениям другого человека. Затем, вместе, мы сможем решить что делать. Если мы не прислушиваемся к настроению другого человека, а только выпячиваем свое собственное, то это уже не общение.

Нам нужно постараться следовать всем этим принципам. Это фундамент, основа бхакти. Если нет фундамента, то весь поток наставлений [наставлений, которые Гурудев дал в ходе шестидневного обсуждения «Шри Бхакти-Таттва-Вивеки», - прим. ред.] пройдет сквозь Вас. Если Ваше эго подобно горе, этот поток просто стечет по склонам, не задерживаясь на них. Те же кто вежливы, тринад апи суничена, обретут все; гордые не получат ничего.

 

 ***

 

Идеальное общество

Даршан в гурукуле Нового Враджа, Баджер, Калифорния, 1997

 

Вне зависимости старший он или младший, каждого нужно почитать согласно его положению в бхакти. Старших учеников Шрилы Прабхупады нужно почитать, а они должны обладать большой любовью и привязанностью к младшим. Таким образом можно построить идеальное общество. Ваш Прабхупада, мой Свамиджи, также этого хотел, а мы пытаемся выполнить. Некоторые преданные, однако, благодаря ложному эго хотят управлять с помощью разума, а не любовью и привязанностью. Поэтому они не могут добиться успеха. Процесс достижения успеха не имеет ничего общего с управлением. Он идет рука об руку с любовью и привязанностью, вишва-премой, вселенской любовью.

Шри Чайтанья Махапрабху обладал такой любовью, а мы должны следовать. Если приходят проблемы, старайтесь примириться с ними. Вы должны думать: "Все это благодаря моей прошлой карме" или "Кришна хочет проверить меня и работает надо мной" – вот так. Мы не должны гневаться и расстраиваться из-за неприятностей. Нужно основывать школы и обучать этому.

Нужно встречаться и давать лекции каждые 2 недели, еженедельно или по случаю праздника. Это делается ради общения, чтобы развивать любовь и привязанность друг к другу. Иногда один Прабху может дать лекцию, иногда другой. От таких лекций каждый получит пользу. Должна быть гармония; это самое важное. Благодаря гармонии вы преуспеете.

 

 ***

 

Мы не имеем права критиковать

Баджер, 21 мая 1997

 

Мы должны стараться идти вперед. Не теряйте время критикуя. Не старайтесь всем управлять. Гурудева может управлять. Он управляющий, также как Кришна, Шри Чайтанья Махапрабху и Шри Нитьянанда Прабху. Нам следует думать: "Я не управляющий. Они должны управлять мной. Я должен стараться контролировать себя." Таким образом мы должны стараться развивать наше Сознание Кришны.

Также, когда мы воспеваем, памятуем и заняты в преданном служении, мы должны оберегать себя от нанесения оскорбления другим. Иначе все будет испорчено. Все наши усилия будут потрачены впустую, отправятся в мусорный бак. Поэтому нам следует постараться никого не оскорблять, а напротив всегда всех почитать.

Если вы видите, что кто-то низок, просто не общайтесь с ним. Старайтесь приносить дандават-пранамы, земные поклоны, издалека думая или говоря: "О, дандават-пранам; я должен идти." Но не критикуйте. Гуру может критиковать и наказывать. У нас нет такого права. Будьте очень смиренными, стремитесь к бхакти, так чтобы сердца ваши таяли. Старайтесь служить Вайшнавам и Гуру. Если вы критикуете Вайшнавов, не чтите их, а в то же время совершаете множество служения Гурудеву, Гурудев не примет вашего служения.

 

 ***

 

Не ссорьтесь

Уэльс,   2 июля 2000

 

Однажды, во время Навадвипа-парикрамы, два ученика моего Гурудева ругались друг с другом. Взяв горящие поленья с кухни, эти двое крепко ссорились. Кто-то пришел и сказал моему Гурудеву: “О, они так бранятся! Пожалуйста, заставьте их остановиться. Они никого не слушают.” Гуру Махараджа ответил: “Пусть ссорятся. Они должны крепко поругаться; а потом пойти в суд и возбудить дело один против другого. Я не судья. Я пришел не для того, чтобы все время сидеть в суде и решать какие-то мирские дела. Я не говорил им ругаться. Я сказал им, что те, кто хочет совершать Кришна-бхаджан должны следовать принципам тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманида манадена. Следуя этим принципам они должны быть очень смиренными, как травинка, а также терпеливее дерева. Деревья никогда никому ни на что не жалуются, даже если их срубили. Даже если дерево сохнет, оно никогда не будет выпрашивать воду. Наоборот, оно всегда служит другим. Вы можете кинуть в него любой камень, а оно подарит вам сладкие плоды. Его кора, плоды, древесина, все предназначено для других".

"Итак, я сказал им что пришел помочь им развить трансцендентную любовь и привязанность к Кришне. Я пришел не для того, чтобы быть судьей. В Индии, а особенно в Бенгалии, тысячи судов, куда вы можете пожаловаться; в этом нет ничего страшного. Но не приходите с этим ко мне."

“…Я прошу, чтобы муж и жена не ругались друг с другом. Вы должны быть терпимы, иначе ваша жизнь будет испорчена. Будьте такими, как целомудренные индийские женщины и мужья. Будьте как Рама, как Сита, как гопи, как Кришна, как Савитри, Сатьябама, Анусуйа, Атри и другие".

 

 ***

 

Ради мира в семье

Лаутока, Фиджи,  8 февраля 2002

 

Уважайте родителей и гуру. Жене оказывайте почтение, как она того заслуживает. Женщины должны стараться создавать мирную обстановку в доме. Не разрушайте мир в доме. Не уподобляйтесь Шурпанакхе или Путане; станьте подобны Сите или Радхике. В Индии мы находим много примеров героизма женщин, таких как Лакшмибаи, знаменитая царица Джанши, и другие, пожертвовавшие столь многим ради своей страны и общества.

Ответственность женщин не только в том, чтобы готовить и рожать детей. Женщины должны наблюдать как их дети становятся знатоками бхагавад-бхакти, как они становятся сильными и смелыми подобно Бхиме и Арджуне. На матерях лежит большая ответственность чем на отцах, так как они должны с детства учить детей науке о Бхагаване и бхагавад-бхакти. Их дети должны учить ведическую санскрти (культуру). Они не должны стать атеистами. Женщины должны играть очень ответственную роль в образовании детей, а мужчины должны выполнять свою часть, а также относиться к женщинам с уважением. Мужчинам не следует думать, что женщины – только служанки в доме или что они должны только рожать детей. Господь Рамачандра, Пандавы и другие показали нам как уважать женщин.

 

 ***

 

Любовь и привязанность

Одесса, Украина, сентябрь 2002

 

Мы хотим общаться со всеми на платформе любви и привязанности, а не управляя другими. Вы не можете привести кого-то к служению Кришне манипулируя или управляя людьми. Вы не можете контролировать даже свой собственный ум, что уж говорить о других.

Не пытайтесь управлять другими силой своих приказов или ума. Старайтесь отдавать всего себя. Любовь ничего не берет, но дает все. Если ваши стремление и цель – проповедовать любовь и привязанность Шри Чайтаньи Махапрабху, старайтесь отдавать себя другим. Вся ваша жизнь должна быть направлена на благополучие других. Они ответят на эту любовь и посвятят свою жизнь служению Кришне. Они не будут предлагать любовь и привязанность если вы будете стараться управлять ими. Старайтесь не критиковать других; вместо этого критикуйте свой ум и плохие привычки.

Прежде всего, если вы хотите выказать любовь к другим, не причиняйте им боли и страданий, не обременяйте их ради собственного счастья или благополучия. Вашей первейшей заботой должно быть счастье и удовлетворение других. Мы хотим быть совершенно бескорыстными. Деревья показывают нам пример: они дают кору, корни, плоды, листья, древесину и тень; все предлагают другим, не ожидая награды. Разве мы, люди, не можем быть бескорыстными?

            Шри Чайтанья Махапрабху дал нам этот стих:

 

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна

аманида манадена киртанийах сада харих

 

Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами, став терпеливее дерева, которое отдает все, что имеет, и ничего не требует взамен, не ожидая почтения к себе и выражая почтение каждому, согласно его положению, следует постоянно повторять святое имя Шри Хари. (Шри Шикшаштака, стих 3)

 

Старайтесь следовать этому наставлению. Я хочу, чтобы мои санньяси и проповедники всецело понимали и следовали этому стиху, а также учили других на собственном примере. Я не хочу, чтобы они вели себя как эгоисты. Они должны постараться отдать свои сердца другим. Я пришел, чтобы отдать свое сердце, а не для того, чтобы что-то взять у вас. Это проповедь Шри Чайтаньи Махапрабху. Он отдавал свое сердце даже собакам, львам и тиграм. Не думайте, что мы должны просить у кого-то денег. Если мы бескорыстно проповедуем послание Шри Чайтаньи Махапрабху, Господь автоматически будет посылать деньги с неба – подобно дождю. Мы не должны беспокоиться о таких вещах.

Таково учение и пример Шри Чайтаньи Махапрабху. Я хочу, чтобы вы все очень внимательно слушали то, что я здесь говорю. Мои слова не должны раствориться в воздухе. Не должно быть так, чтобы у вас в одно ухо влетало, из другого вылетало.  Все должны внимательно слушать, а затем записывать данные наставления и стараться следовать им.

Если вы хотите преуспеть в жизни, прежде всего нужно оставить желание восхвалять себя самого. Не думайте: "Я очень славный и талантливый, я могу повсюду проповедовать." Вместо этого повсюду прославляйте своих дикша- и шикша-гуру. Поступая так, вы преуспеете в проповеди и слава сама придет к вам в карман. Я осознал это, вам тоже следует понять этот факт. Если вы будете прославлять гуру-варгу и гуру-парампару, каждый будет доволен вашей проповедью, они станут прославлять вас. Продолжайте проповедь, будьте внимательны и не ищите славы. Помните, что вы слуга своих дикша- и шикша-гуру. Не стремитесь создавать собственных учеников, старайтесь привести их к лотосным стопам своего Гурудева.

 

 ***

 

Взять на себя ответственность

Индия, 4 сентября 2005

 

Очень важно не концентрироваться на недостатках других. Смотрите на их хорошие качества. Мы должны впитывать такие качества. Мы должны общаться с теми Вайшнавами, кто выше нас и кто обладает желаемым для нас настроением. Так мы можем достичь бхакти.

 

  ***

 

О критике

Хило, Гавайи, 7 февраля 2005

 

Если в сердце человека есть вожделение или любая другая привязанность, это очень скоро уйдет, если он воспевает, памятует и слушает хари-катху. Будьте очень осторожны. Не критикуйте преданных  или не-преданных. Прежде посмотрите на себя, постарайтесь очиститься сами. Нет ли в вас вожделения? Присутствует ли лживость? Беспокойтесь об этом; не волнуйтесь о других. За других отвечают Шри Гуру и Господь Шри Кришна. Вы не можете ничем помочь им, поэтому не имеете права критиковать.

 

   ***

 

Пусть поведение других не волнует вас

Мурвиллумбах, Австралия, 29 апреля 2005г

 

Если Чайтанья Махапрабху не майавади, почему Он сказал Рамананда Раю: “Я – майавади санньяси”? Потому что Он был смиреннее травинки. Он следовал принципам следующего стиха, в этом отношении все преданные-вайшнавы должны быть подобны Ему.

Особенно это касается санньяси. Все вайшнавы должны почитать других. Не беспокойтесь о том, что делают остальные. Не смотрите, совершают ли другие всякие безобразия или нет. Не критикуйте. Спросите себя: “Насколько хорошо я развиваюсь в Сознании Кришны? Следую ли я “тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманида манадена”? ” Мы должны также знать утверждение Господа Шри Кришны в Бхагавад-гите: “апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак”. [“Того, кто безраздельно посвятил себя преданному служению Мне, следует считать святым, даже если он иногда ведет себя отвратительно, ибо его разум сосредоточен на служении Мне.” (Бхагавад-гита 9.30)] Не беспокойтесь о временном материальном загрязнении искреннего преданного, иначе ваша собственная жизнь будет испорчена.

 

   ***

 

Не бойтесь

Шри Кешаваджи Гаудия Матх, Навадвип (Коладвип), Индия,  22-24 марта 2007


“Я думаю, вы все должны высказываться открыто и смело; никого не бойтесь. У всех вас есть право выражать свои мысли. Не думайте: ‘О, только они управляют.’”

 

   ***

 

Господь – самый почтительный

 

[Шрила Нараяна Госвами Махарадж рассказывает историю, которая приводится здесь из Шри Чайтанья-бхагавад Антья-канда 9:]

Мы читаем, что в древности многие великие мудрецы собирались на берегу великой реки Сарасвати, чтобы совершить жертвоприношение, слушая Пураны. Каждый из них был очень образован  и сведущ в писаниях; они обсуждали только трансцендентные темы. Так, на этой встрече они решили выяснить, кто из трех божеств, Брахма, Шива или Вишну является главой и Всевышним. Некоторые называли Всевышним Брахму, другие - Махешвару, Шиву, а третьи говорили, что Вишну – это Бог Богов.

Различные Пураны без сомнений называли каждого из трех главных божеств Всевышним. Разумеется, это приводило в замешательство, поэтому они обратились к мудрецу Бригу Муни  за помощью в разрешении этого вопроса. Так как он был сыном Господа Брахмы, рожденным из его ума, а также самым старшим и опытным среди всех мудрецов, Бригу был правильным выбором для проведения расследования. Мудрецы договорились, что единогласно примут решение  Бригу Муни, когда он лично проверит каждое божество. Услышав их просьбу, великий мудрец Бригу ушел на Брахмалоку, в обитель Господа Брахмы.

Шри Бригу Муни пришел ко двору Господа Брахмы и встал там напротив Господа Брахмы. Господь Брахма был очень счастлив увидеть сына и спросил как он поживает. Так как мудрец пришел проверить своего отца, он не слишком обратил внимание на слова Господа Брахмы, но просто вел себя высокомерно. Он не выразил почтение отцу, ни действиями, ни словами, как подобает сыну. Когда Господь Брахма заметил проступок и грубое поведение сына, он был вне себя от ярости. Видя горящие глаза отца, его взгляд, который мог в мгновение ока обратить его в пепел, мудрец поспешил сбежать с места событий. Другие присутствующие при дворе начали успокаивать Господа Брахму: “О Господь, ведь он все же твой сын, разве можешь ты, отец, так гневаться на сына?” Охваченный отцовской любовью Господь Брахма оставил гнев. Слова придворных подействовали на него подобно ушату холодной воды. Тогда мудрец Бригу вернулся и объяснил все Господу Брахме, после чего отправился на гору Кайлаш проверить Господа Шиву.

Увидев Бригу Муни Господь Шива возликовал, и встал поприветствовать его вместе со своей женой, Шри Парвати Деви. Мудрец был его старшим братом, поэтому он почтительно подошел к нему и хотел обнять. Мудрец сказал: “О Махеш, не прикасайся ко мне! Ты всегда одет как варвар. Ты всегда окружен нечистыми, странными призраками, домовыми и всеми неприкасаемыми. Твое поведение непредсказуемо и дурно, и в каких писаниях сказано покрывать свое тело пеплом? Если ты прикоснешься ко мне, мне придется принять омовение, поэтому держись от меня подальше!”

Мудрец Бригу говорил все это просто, чтобы проверить Шри Махешвару, иначе ни одно слово критики в адрес Господа Шивы не слетело бы с его уст. Однако теперь Господь Шива пришел в такую ярость, что позабыл, что тот был его старшим братом; он поднял трезубец и, казалось, был готов разрушить все три мира. Когда он устремился к святому, Шри Парвати Деви встала между ними и схватила мужа за руку. Она упала к его стопам и взмолилась: “Мой Господин, разве подобает так гневаться на старшего брата?” Мудрое ходатайство жены успокоило Господа Шиву, он устыдился своей вспышки. Оттуда мудрец отправился на Вайкунтху проверить Господа Шри Кришну.

Верховная Личность Господа покоился на Своей украшенной драгоценными каменьями кровати, в то время как Богиня удачи, Шри Лакшми Деви, массировала Его лотосные стопы. Вдруг, как бы из ниоткуда, возник Бригу Муни и пнул Господа прямо в грудь. При виде мудреца Верховный Господь немедленно встал и со сложенными руками выразил Свое почтение, будучи очень довольным. Вместе с женой, Шри Лакшми Деви, Верховный Господь омыл стопы мудреца, а затем предложил ему Свое прекрасное сиденье. Господь собственноручно нанес сандаловую пасту на грудь мудреца. Господь действовал как будто он Сам был оскорбителем, пытающимся загладить вину.

Господь Вишну сказал мудрецу: “Меня не предупредили о Вашем приходе, поэтому пожалуйста простите мне нарушение этикета. Святая вода с Ваших стоп очищает все места паломничества. Сегодня она очистила всех царей и императоров бесчисленных брахманд, вселенных, находящихся во Мне. Пусть Ваши личность и нрав всегда остаются незапятнанными, пусть никто не преуменьшает Ваши достоинства.

“Я буду хранить пыль с Вашей стопы, оставившей отпечаток на Моей груди, в том самом месте, где сидит моя возлюбленная жена, Шри Лакшми Деви. Пусть Веды нарекут меня ‘Шриватса-ланчана’, тот, кто отмечен знаком Шриватса.” Мудрец, услышав слова Верховного Господа и видя Его смиренное поведение, свободное от вожделения, жадности, гнева и иллюзии, был потрясен. Почувствовав великий стыд, он склонил голову и оставался в таком положении долгое время.

Действия Бригу Муни не были в действительности его собственными поступками. Разумеется, он действовал по некоторому принуждению, как будто бы он был околдован. Когда он вышел из-под действия заклятья, его переполнила радость и почтение к Верховному Господу.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж