?

Это не день – это Сам Кришна.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 720. Опубликовано: 10-04-2017, 14:21

Это не день – это Сам Кришна

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
5 июня 1998 г., Лос-Анджелес (США)

Из вестника учеников Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
"Слуга Слуги" № 8 (6) от 29 июня 2008 года

Сегодня очень благоприятный день – Экадаши. В этой связи будет очень уместно вспомнить историю Амбариши Махараджа и Дурвасы Риши*. Из неё можно почерпнуть множество уроков. Сначала это нужно выучить, потом практиковать, а позже глубоко осознать.

Почему сегодняшний день называется Экадаши? Это одиннадцатый день после новолуния (амавасьи) или полнолуния (пурнимы). У нас есть одиннадцать чувств. Пять органов деятельности (кармендрии) и пять познающих чувств (гьянендрии) в итоге дают десять (даша), а ум – одиннадцатый (экадаши). С помощью всех наших одиннадцати чувств мы должны стараться приблизиться к Кришне. Экадаши означает совершать упавасу всеми одиннадцатью чувствами. Упа означает «очень близко», а васа – «находиться». В день Экадаши мы должны постараться стать хоть в чём-то ближе к Кришне – в наших мыслях, нашим телом и всеми чувствами.

Если мы не соблюдаем Экадаши, это повредит нам. В этот день Луна становится ближе к Земле и притягивает всю воду – в морях и реках, и в нашем теле. Если в этот день вы пьёте только воду, организм быстро выведет её. Но если в этот день человек ест злаки, то они как губка впитывают в себя воду и задерживают её. Например, когда вы отжимаете ткань, в ней всё равно остаётся вода. Подобным же образом съеденные злаки, как губка, впитывают много воды. Луна эту воду притягивает и тем самым усугубляет ваши болезни. Вы можете видеть, как на море или океане Луна вызывает сильную приливную волну. То же самое происходит в нашем теле. Если человек болен, его болезнь усиливается в период от пурнимы или амавасьи до Экадаши. Большинство смертей в больницах приходится на эти дни.

Контролируйте своё питание в день Экадаши и не принимайте в пищу злаки (и бобовые). Самое лучшее соблюдать нирджал – полный пост, исключая даже воду. Многие индусы даже в наши дни соблюдают нирджала-экадаши – даже мальчики, даже в сильную жару, когда температура на улице поднимается до 48 градусов по Цельсию в тени. И всё равно эти люди соблюдают нирджал – полный пост. Это нисколько не вредит их здоровью, даже наоборот, – такой пост излечивает их от всех болезней.

Старайтесь соблюдать Экадаши таким образом, чтобы вы становились ближе к Господу Кришне и всем, кто связан с Ним, а также ко всему, что связано с Ним, – это Туласи, Ганга, Ямуна, Вриндаван, Гирирадж и многие храмы Шри Шри Радха-Кришны. Прежде всего, это означает быть ближе к чистым преданным Кришны высочайшего уровня – расика и таттва-гья-вайшнавам (т.е. уттама-адхикари), и даже быть ближе к преданным среднего уровня (мадхьяма-адхикари). Когда вы общаетесь с такими преданными, живёте во Вриндаване, поклоняетесь Туласи, находитесь в Пури-дхаме, где много лет жил Шри Чайтанья Махапрабху, проживаете рядом с храмом Шри Говиндаджи, Шри Гопинатхи или другим храмом, если вы возносите молитвы и слушаете хари-катху, тогда вы станете ближе к Кришне. Это и называется упаваса – стать ближе. Старайтесь в Экадаши избегать любой материальной деятельности.

Хотя бы один день в две недели мы должны полностью посвящать время и силы тому, чтобы стать ближе к Шри Шри Радхе и Кришне. Благодаря этому, вы не потеряете настроения преданности. Общение с Ними усилит ваше бхакти. Для этого Кришна Сам стал Экадаши. Таким образом, Он призывает нас: «Сегодня посвятите все ваши одиннадцать чувств Мне». Это так замечательно, что Кришна проявился в образе Экадаши, – именно поэтому мы должны учитывать и соблюдать этот день.

Вы знаете, что в истории с Шишупалой Кришна призвал Свою чакру и в одно мгновение лишил Шишупалу головы. Из ведических писаний мы знаем, что всякий раз, когда Кришна метает Свой боевой диск, тот в одно мгновение срубает голову. Почему же тогда чакра не отрубила голову Дурвасе Риши? Он целый год бегал от чакры Господа, но она так и не лишила его головы. Почему это произошло? Чакра преследовала Дурвасу не одну минуту, даже не часы и не месяцы, а целый год! И всё равно Дурваса остался при своей голове – чакра находилась всего в двух пальцах от его затылка. Почему это случилось?

Преданный: Наверное, потому, что Амбариша Махарадж молился Господу Вишну, прося его о том, чтобы с Дурвасой ничего не произошло.

Шрила Гурудев: Нет, причина не в этом. Амбариша Махарадж никогда не будет противиться воле Кришны. Если Нараяна или Кришна метнул Сударшана-чакру, голова будет однозначно снесена.

Но Сударшана-чакра это не только оружие Господа. Слово сударшана означает «благоприятная встреча» (су – благоприятная, даршана – встреча, лицезрение). Такая встреча не приносит смерть или уничтожение, даже если голова падает с плеч.

Дурваса Риши - это чистый преданный. Он является проявлением Шанкары, Господа Шивы, величайшего из всех вайшнавов, – ваишнаванам йатха шамбхух**. Дурваса Риши хотел косвенным образом прославить бхакти и могущество преданных Кришны. Он любому может даровать благословение, даже Шримати Радхике. Она получила он него благословение, что любое блюдо, которое Она приготовит, будет слаще нектара, – именно так Она и готовит всегда. Поэтому как это возможно, чтобы Дурваса, который хотел прославить бхакти и Кришну, мог выступать против Амбариши Махараджа? Дурваса Риши очень возвышенный брахман и йог, он бессмертен. Он живёт на Брахма-локе***, а не на Земле.

Амбариша Махарадж всегда повторял святые имена – Харе Кришна, Харе Кришна, Говинда, Дамодара, Мадхавети – пел киртаны и возносил гимны преданности. Он был очень скромен. Он сам делал всё необходимое служение – собирал цветы, делал гирлянды для Божеств и многое другое. А управление всем своим царством он поручил своим министрам. Никто даже не догадывался, каким возвышенным преданным он был. Преданный, который занят мирскими делами и зарабатывает себе на жизнь, но всегда повторяет чистое святое имя, Харе Кришна, Харе Кришна, превосходит любого йога («Б.-гита», 6.47) или брахма-гьяни (того, кто осознал безличный Абсолют).

Сударшана-чакра (будучи личностью и шуддха-вайшнавом) рассуждал таким образом: «Дурваса тоже мой преданный. Он хочет прославить бхакти, преданных Господа и Самого Всевышнего. Но он хочет сделать это не напрямую, поэтому я тоже не буду действовать прямо. Я не буду лишать его головы, я лишь буду неотступно преследовать его. Это устрашит всех, кто выступает против преданных Господа. Они поймут, что Сударшана-чакра всегда защищает всех вайшнавов, таких как Прахлада Махарадж, Гаджендра и многих других».

Когда подошло время прервать пост на Экадаши, Амбариша Махарадж думал: «Что мне делать? Если я выпью чаринамриту (воду, которой омывали Божество Господа), то окажу неуважение тому брахману-йоги, но я также должен позаботиться об Экадаши. Если я должным образом не соблюду Экадаши, не завершу пост прасадом Господа, это будет пренебрежением Экадаши. Что хуже, оказать неуважение брахману или пренебречь бхакти?» И Амбариша Махарадж решил: «Пусть я оскорблю тысячи брахманов, подобных тому брахма-гьяни-йогу, но я не могу пренебречь святым именем Господа или Экадаши».

Перед тем, как оказать почтение маха-прасаду (остаткам трапезы Господа), вайшнавы произносят следующую молитву:

махапрасаде говинде-нама-брахмани-ваишнаве
свалпа-пунйа-ватам-раджан-вишвасо-найва-джайате

«Те, кому не достаёт благочестия, не способны развить глубокую веру в маха-прасад, Шри Говинду, святое имя и вайшнавов» («Сканда Пурана», цит. В «Ч.-ч.», Антья, 16.96, комм.).

Мы не можем пренебрегать Экадаши, потому что этот день  – мать преданности. Соблюдая Экадаши, вы непременно обретёте бхакти. Этот день может казаться вполне обычным, но это совсем не так.
Чтобы прервать пост, Амбариша Махарадж выпил немного чаринамриты, это одновременно и не прерывает пост, и прерывает его, потому что эта священная вода не является зерном или пищей. Когда человек соблюдает нирджала-экадаши, то есть не пьёт даже воду в пост, то, в нужное время выпив на следующий день воды, он этим действием завершает свой пост. Если же человек в день Экадаши пьёт воду и ест фрукты, то для того, чтобы он завершил пост, ему на следующий день нужно обязательно съесть злаки или бобовые.

Амбариша Махарадж соблюдал Экадаши в течение трёх дней. В день до Экадаши и после него (в Двадаши) он пил только воду, и только один раз, а в сам в день Экадаши он полностью постился, не употребляя даже воду. Ночью он не спал и постоянно повторял святое имя Шри Кришны и памятовал о Его славе. Так соблюдают должным образом Экадаши.

Мы не такие возвышенные, как Амбариша Махарадж, поэтому Кришна сделал для нас уступки. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж тоже сделал для нас много уступок. В день Экадаши вы можете есть фрукты, молоко, творог – это допустимо, главное – соблюдайте Экадаши, не ешьте злаки и бобовые. Старайтесь в этот день есть только один раз. Если не можете, тогда два, но не три, четыре, пять или шесть,  каждый раз выпивая по литру сока, сопровождая это одним килограммом молочных сластей, потом килограмм манго, потом ещё сока – сначала апельсинового, а потом яблочного – до тех пор, пока в желудке не останется места. Не кушайте с утра до позднего вечера. Это неправильно. Достаточно поесть один или два раза, каждый раз столько прасада, чтобы наполнить только половину желудка. Другая половина должна быть пустой. Ешьте очень немного, тогда это будет Экадаши.


    Пер. с англ. Расасиндху д.

Корректор: Джаянти д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.


Примечания:
* «Амбариша правил всем миром, однако он никогда не считал своё богатство вечным, более того, зная, что все материальные блага ведут к падению и продлевают обусловленное существование, он не был привязан к ним. Все свои чувства и ум он занял служением Господу. Это называется юкта-вайрагьей или самоотречением, которое необходимо для поклонения Богу. Поскольку Амбариша Махарадж был императором и обладал несметными богатствами, он поклонялся Господу с великой пышностью и потому, несмотря на своё богатство, не был привязан к жене, детям и царству. Он постоянно занимал свои чувства и ум служением Господу. Поэтому он не стремился даже к освобождению, не говоря уже о наслаждении материальными богатствами».

«Однажды Махараджа Амбариша поклонялся Верховному Господу во Вриндаване, соблюдая обет Двадаши. В Двадаши, то есть на следующий день после Экадаши, Амбариша собрался было прервать пост, как неожиданно в его дом пожаловал гость — великий мистик, йог Дурваса. Царь Амбариша достойно принял Дурвасу Муни и предложил ему отобедать в его доме. Согласившись, Дурваса пошёл к Ямуне, чтобы совершить дневное омовение. Там он погрузился в самадхи и потому долго не возвращался. Царь Амбариша, видя, что время поста вот-вот истечет, последовал совету ученых брахманов и выпил немного воды, просто чтобы завершить пост.

Дурваса Муни, обладавший мистическими способностями, понял, что произошло, и страшно рассердился. Вернувшись в дом, он стал сурово отчитывать Махараджа, однако этого ему показалось недостаточно, и тогда из своего волоса он сотворил огромного огненного демона. Но Господь всегда защищает своих преданных. Чтобы спасти Махараджу Амбаришу, Он послал к месту происшествия Свой диск, Сударшану-чакру, который тут же уничтожил огненного демона и устремился к Дурвасе, который оскорбил Амбаришу.

Дурваса пытался скрыться на Брахмалоке, Шивалоке и других высших планетах, но так и не смог защититься от гнева Сударшаны-чакры. В конце концов, он добрался до Вайкунтхи и припал к стопам Господа Нараяны, но Господь не смог простить того, кто оскорбил вайшнава. Чтобы получить прощение за такой грех, человек должен попросить о милости того вайшнава, которого он оскорбил. Иного способа не существует. Поэтому Господь Нараяна посоветовал Дурвасе вернуться к Махарадже Амбарише и попросить у него прощения».

«По велению Верховного Господа Вишну Дурваса Муни сразу отправился к Махарадже Амбарише и припал к его лотосным стопам. Смиренный и скромный, Махараджа Амбариша был смущён тем, что Дурваса Муни склонился перед ним, и потому начал молить Сударшану-чакру о спасении Дурвасы.

Что представляет собой Сударшана-чакра? Сударшана-чакра — это олицетворение взгляда Верховного Господа, которым Он создаёт материальный мир (связано с шива-татвой). Са аикшата, са асриджата — таково объяснение Вед. У Сударшаны-чакры, близкого слуги Господа, источника творения, тысячи спиц. Он уничтожает все другие виды оружия, рассеивает тьму и утверждает силу преданного служения (даруя право на даршан). Он помогает закладывать основы религии и искоренять безбожие. Без милости Сударшаны-чакры не может существовать материальная вселенная, поэтому Господь всегда держит Сударшану при Себе. После того, как Махараджа Амбариша вознёс молитвы диску Сударшане, тот успокоился и не стал убивать Дурвасу Муни, даровав ему свою милость.

Так Дурваса Муни понял, насколько оскорбительно считать вайшнава обычным человеком (ваишнаве джати-буддхи). Махараджа Амбариша принадлежал к сословию кшатриев, поэтому Дурваса Муни считал его ниже себя и хотел продемонстрировать ему свою брахманическую силу. Однако все дальнейшие события служат доказательством того, как опасно пренебрегать вайшнавами. Умиротворив Сударшану-чакру, Махараджа Амбариша предложил Дурвасе Муни роскошное угощение. А потом и сам, в течение года стоявший на одном месте и не принимавший никакой пищи, тоже отведал прасада. Через какое-то время Амбариша Махарадж поделил своё имущество между сыновьями и ушёл на берег Манаса-саровары, чтобы полностью погрузиться в размышления о Господе» (Обзор Ш.Бхактиведанты Свами Прабхупады 4 и 5 главы 9 Песни «Шримад-Бхагаватам»)

 

**

нимна ганам йатха ганга
деванам ачйуто йатха
вайшнаванам йатха шамбхух
пурананам идам татха

«Так же, как Ганга – это величайшая из рек, Господь Ачьюта – величайший из богов, а Господь Шамбху (Шива) – величайший из вайшнавов, так и `Шримад-Бхагаватам` – это величайшая из Пуран» («Шримад-Бхагватам», 12.13.16).

 

*** «Шри Шукадева Госвами продолжал: Так, всем довольный, великий йог-мистик Дурваса испросил разрешения удалиться и отправился своей дорогой, продолжая славить царя. По небесному пути он достиг Брахмалоки, где нет ни агностиков, ни самонадеянных философов» («Шримад-Бхагаватам», 9.5.22).

Комментарий Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Хотя Дурваса Муни вернулся на Брахмалоку по небесному пути, ему не нужен был воздушный корабль: великий йог-мистик может перемещаться с одной планеты на другую без каких-либо механических приспособлений. Существует планета Сиддхалока, все жители которой могут свободно путешествовать с планеты на планету, потому что с рождения владеют совершенствами мистической йоги. Дурваса Муни, великий йог-мистик, тоже мог по небесному пути достичь любой планеты, даже Брахмалоки. На Брахмалоке каждый житель является осознавшей себя душой, поэтому там нет нужды в философских измышлениях ради постижения Абсолютной Истины. Очевидно, что Дурваса Муни отправился на Брахмалоку для того, чтобы рассказать её обитателям о могуществе вайшнава и о том, насколько вайшнавы выше всех остальных обитателей материального мира. Так называемые гьяни и йоги не идут ни в какое сравнение с преданными Господа» («Шримад-Бхагаватам», 9.5.22, комм.).

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж