?

"Сосуд для премы."

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 150. Опубликовано: 3-02-2023, 13:23

Сосуд для премы

Шрила Гоур Говинда Свами

Опубликовано в «Шри Кришна-катхамрита бинду», №6, 17 июня 2001г. 

 

намо маха-ваданйайа кришна-према-прадайа те

кришнайа кришна-чаитанйа-намне гаура-твише намах

«О самое милостивое воплощение Господа, Ты — Сам Кришна, явившийся в облике Шри Кришна Чайтаньи Махапрабху. Ты, чьё тело приобрело золотистый цвет тела Шримати Радхарани, щедро раздаёшь чистую любовь к Кришне. В глубоком почтении мы скло­няемся перед Тобой» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.53).

Это пранама-мантра произнесена Шрилой Рупой Госвами, когда он встретил Господа Чайтанью Махапрабху. Склоняясь перед Махапрабху, мы всегда произносим эту молитву. Господь Чайтанья есть самое великодушное воплощение, ибо Он дарует кришна-прему. Ни в каком другом Своём воплощении Господь не давал того, что даровал Шри Чайтанья Махапрабху — кришна-прему. Шри Чай­танья Махапрабху неотличен от Кришны и Он дарует кришна-пре­му, не принимая во внимание того, достоин человек получить её или нет. Патита памара нахи бачхе — «Господь Чайтанья никогда не смотрит на то, возвышен человек или же он — падший, отвержен­ный и греховный». Даже Господь Брахма не способен обрести этот вид кришна-премы! Как же мы надеемся получить столь редкое сокровище?! Мы полагаемся на беспричинную милость Шримана Махапрабху! Он беспричинно милостив, ибо не смотрит на то, достоин человек Его милости или нет. Обычно, вы получаете то, что заслужили. Но Шриман Махапрабху столь безгранично милостив, столь великодушен, столь добр, что без всяких на то оснований дарует всем и каждому то, дороже чего нет и не было.

Уместно будет спросить: все ли получают кришна-прему?

 

Жидкая раса

Махапрабху дарует према-расу, жидкий нектар.

ананда-лиламайа-виграхайа

хемабха-дивйа-хави-сундарайа

тасмай маха-према-раса-прадайа

чаитанйа-чандрайа намо намас те

«О Чайтанья-чандра! О Обитель блаженных игр любви! О Гос­подь, чьё тело сияет цветом расплавленного золота! О Господь, дару­ющий самую прославленную расу чистой любви к Господу Кришне! Я почтительно склоняюсь перед Тобой» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 9).

Шрила Прабодхананда Сарасвати использует словосочетание «маха-према-раса». Когда говорят о расе, имеют в виду нечто жид­кое, раса не может быть твёрдой. Према-расу необходимо испробо­вать на вкус, насладиться ею.

А вы получили прему? Махапрабху даёт прему, а мы — те, кому она предназначена. Мы должны обрести кришна-прему. Почему же мы никак не можем получить её? Допустим, я предлагаю вам что-то: «Берите, берите!» Вы протягиваете руки и говорите мне: «Давай­те, давайте!» Я могу дать вам то, что предлагаю. Но мы говорим о ра­се. Раса — это жидкость; если вам предлагают расу, вы нуждаетесь в подходящем сосуде, в который вы могли бы её при­нять. Раса обладает жидкой природой, вы не можете протянуть ру­ки и взять её. Вам нужен подходящий контейнер, кувшин. Если в ва­шем кувшине дыры, как вы удержите в нём жидкую расу! Всё выльется на землю. Какой кувшин необходим для того, чтобы принять према-расу Шри Чайтаньи Махапрабху?

Если вы пойдёте к Ганге, держа в руках кувшин, наполненный до краёв мусором, сможете ли вы набрать в него воду? Прежде, чем идти к Ганге, убедитесь, что ваш кувшин пуст. Если он наполнен нечистотами, нужно, в первую очередь, освободить его и тщательно вымыть. После этого вы сможете спокойно набрать в него воду Ганги. Кувшин должен быть пустым и чистым. Махапрабху даёт према-расу, нектар любовной преданности. Как нам подойти к Нему и ка­кой сосуд протянуть?

 

Молоко львицы

Возникает ещё один вопрос вы можете поместить молоко ко­ровы в глиняный горшок, но сможете ли вы сделать то же самое с молоком львицы? Молоко львицы не удержится в глиняном горш­ке, горшок треснет и молоко выльется через образовавшиеся тре­щины. Молоко львицы обладает такой удивительной силой! Для того, чтобы полу­чить молоко львицы, вам необходим золотой горшок. Махапрабху даёт према-расу, любовный вкус. Вы должны подойти к Нему, дер­жа в руках крепкий горшок, который не треснет. Говорится, что Чайтанья Махапрабху подобен льву, Его зовут Чайтанья-симха. Он рычит как грозный лев. У Него плечи льва! Он также родился в симха-раши, пхалгуни-пурниму, в день полнолуния месяца Пхалгуна.

Итак, Господь Чайтанья — это лев, Чайтанья-симха. Когда Он даёт према-расу, какой сосуд нам необходим для того, чтобы при­нять её? Лучший и единственно возможный сосуд — это наше серд­це. Вы не сможете принять према-расу в свои руки или в какой-либо обычный, глиняный кувшин. Только в сердце! Только сердце может принять према-расу Шри Чайтаньи Махапрабху. Но сначала вы должны тщательно исследовать своё сердце и убедиться в том, что в нём нет трещин. Чистое ли оно? Как вы сможете принять в него пре­ма-расу, если в нём всё ещё находится мусор — кама, кродха, лобха, моха, мада и матсарья — вожделение, гнев, жадность, гордость, вы­сокомерие и зависть. Всё это — мусор, от которого нужно освободить своё сердце. Они — трещины в нашем «горшке». Хотя Махапрабху при­нёс прему с намерением дать её всем, почему не все люди могут по­лучить её? Потому что их сердца нечисты.

Как же освободить сердце от грязи, как сделать его подходя­щим вместилищем премы? Как подготовить сосуд нашего сердца, чтобы оно смогло вместить милость Махапрабху? Только найдя ответы на эти вопросы, мы исполним предназначение человеческого рождения.

 

Предлагайте почтение каждому

Махапрабху даёт прему посредством пения святого имени.

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

мукхйа пати джива пайа кришна-према дхана

нирапарадхе нама лаиле пайа према-дхана

Если ваше воспевание чисто, безоскорбительно, вы обязательно обретёте кришна-прему. Не совершайте никаких оскорблений (намапарадх). Повторяйте чистое святое имя. Махапрабху даруёт прему посредством воспевания святых имён. Но Он, при этом, выдвигает определённое условие. Каково же это условие?

тринад апи суничена тарор ива сахишнуна

аманина манадена киртанийах сада харих

«Святые имена Господа следует (1) повторять в смиренном со­стоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице; (2) нужно стать терпеливее дерева; (3) полностью освободиться от чувства ложного престижа и (4) быть всегда готовым оказать почте­ние другим. Только в таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно» («Шри Шикшаштака», 3).

 

Сосуд для премы

Мы должны быть смиренны, как трава и терпеливы, как дере­во; мы не должны ожидать почтения к себе, но должны оказывать почтение каждому живому существу. Сосуд нашего сердца, контей­нер для према-расы должен состоять из этих четырёх элементов. Махапрабху — этот тот, кто даёт прему, а мы — те, кто её принима­ет. Если наше сердце не состоит из этих элементов, как мы сможем получить према-расу?

 

Вайшнав не имеет гордости

Шрила Кавирадж Госвами писал («Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.22-25):

уттама хана панаке мане тринадхама

дуи-пракаре сахишнута каре врикша-сама

«Таковы признаки человека, повторяющего святое имя Криш­ны. Хотя он очень возвышен, он считает себя ниже соломы, валяю­щейся на улице; в своём терпении он подобен дереву. Это проявля­ется двумя способами».

врикша йена катилена кичху на болайа

шукана маилена каре пани на магайа

«Когда дерево срубают, оно не протестует. И даже если дерево засыхает, оно не просит ни у кого воды».

йей йе магайе, таре дейа апана-дхана

гхарма-вришти сахе, анера карайе ракшана

«Дерево дарует плоды, цветы, листву и тень всем без разбора. Дерево терпеливо переносит дождь и жару и всегда предоставляет прибежище уставшему путнику».

уттама хана ваишнава хабе нирабхимана

дживе саммана дибе джани' 'кришна'-адхистхана

«Хотя вайшнав не имеет гордости, он — самый возвышенный из людей: он оказывает всем почтение, видя Господа Кришну в сердце каждого живого существа».

Вайшнав — необычайно возвышенная личность! Но при этом он думает о себе: «Я — самый падший. Я ниже всех. Все выше меня. Нет никого, кто был бы ниже, чем я». Это настроение и есть тринад апи суничена — абсолютная свобода от гордости. В «Бхагавад-гите» (16.4) сказано:

дамбходарпо 'бхиманаш ча кродхах парушйам эва ча

аджнанам чабхиджатасйа партха сампадам асурим

«Гордость, высокомерие тщеславие, гневливость, грубость и не­вежество — таковы качества людей, имеющих демоническую при­роду, о сын Притхи».

Гордость — это демоническое качество. Вайшнав свободен от неё. Он оказывает почтение всем живым существам, ибо в сердце каждого из них видит Кришну. Это называется кришна-адхистхана. Вайшнав никогда не станет относиться с пренебрежени­ем даже к ничтожному насекомому, поскольку он видит то, каким образом это мельчайшее существо связано с Господом. Вайшнав ду­мает: «Это джива Кришны».

ей-мата хана ией кришна-нама лайа

шри-кришна-чаране танра према упаджайа

«Если человек станет таким образом воспевать святое имя Кришны, в его сердце обязательно пробудится дремлющая любовь к лотосным стопам Господа» («Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.26).

Таково условие Шри Чайтаньи Махапрабху. Хотя Махапрабху дарует кришна-прему, и хотя мы можем воспевать святое имя в тече­ние многих лет, мы не обретём эту божественную любовь до тех пор, пока не начнём следовать Его указаниям. В нас столько гордос­ти, высокомерия, самомнения, тщеславия и других подобных демонических качеств! Мы не заботимся о своём сердце, которое долж­но стать сосудом для принятия премы. В нём так много трещин, что когда Махапрабху вливает в него Свой божественный дар, всё проливается на землю. Это необходимо понять. Кришна говорит нам: гордость, высокомерие, тщеславие — качества демонов. Демо­ны горды собой, они считают себя очень важными людьми. Но тот, кто встал на путь преданности, не должен гордиться. Он должен быть смиренным, даже более смиренным, чем травинка. Самый возвы­шенный из людей, вайшнав, думает о себе как о самом незначитель­ном и ничтожном(1). Этому учит нас Махапрабху. Учит не теоретиче­ски, но на практике.

……………………………………………….

1) Цитаты о пратиштхе: http://sampradaya.ru/current/article/1377-o-slave-i-pochestyah.html

 

Из книги «Према-юга», глава 1.

Редакция: Ари Мардан д.                                    

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Гоур Говинда Махарадж