?

"Беседа с преданными", часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 197. Опубликовано: 8-11-2022, 09:07

Беседа с преданными

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

21 июля 1996г. Бовен Левен, Голландия

Часть 1

 

Шрила Гурудев (Ш.Б.Нараяна Госвами): Я хочу надиктовать несколько писем, но мой Ганеша, Враджанатха Прабху, сейчас спит.

Преданный: Эй, Враджанатх!

Шрила Гурудев: Не нарушайте его покой.

Преданный: Махарадж?

Шрила Гурудев: Вам не следует сидеть на открытом солнце. Вы должны сесть в тень. Подойди поближе, ещё ближе. Какой у вас вопрос?

Преданный: Тиртхакар Прабху отправился на собрание вайшнавов в Венгрию.

Шрила Гурудев: Что это за вайшнавы?

Преданный: Преданные, которые пытаются всех объединить.

Шрила Гурудев: Всех вайшнавов? Таких, как ученики Шрилы Свамиджи, ученики Шрилы Гоур Говинды Махараджа, ученики Шрилы Шридхара Махараджа, ученики Шрилы Пури Махараджа – они все будут присутствовать на этом собрании?

Преданный: Да.

Шрила Гурудев: Очень хорошо.

Преданный: Я не могу понять, почему они не пригласили Вас. Какой толк в этом собрании без таких личностей, как Вы?

Шрила Гурудев: Сейчас проходит собрание ассоциации вайшнавов?

Преданный: Махарадж, не могли бы вы объяснить: вы уже старый человек, со слабым здоровьем, так почему они боятся вас?

Шрила Гурудев: Они думают, что, возможно, я изобрёл какую-то более мощную бомбу.

Скажи Навине, чтобы не приходил [неразборчиво].

Преданный: Те, кто близок и дорог Кришне, ничего не боятся. Боятся те, кто не близок и не дорог Кришне.

Шрила Гурудев: Итак, в Венгрии сейчас проходит собрание ассоциации вайшнавов?

Преданный: Да, Махарадж.

Шрила Гурудев: Возможно, это не из-за меня. Вероятно, они пытаются решить какую-то другую проблему. Ученики Шрилы Б.П.Пури Махараджа ничего не имеют против меня, ученики Шрилы Шридхара Махараджа, а также ученики Шрилы Свамиджи, которые являются искренними вайшнавами, ничего против меня не имеют. У них нет никакого страха по отношению ко мне, ничего подобного. Только Джи-Би-Си может проводить собрания, посвящённые моей проповеди, потому что они боятся меня.

Преданный: Я хотел задать Вам вопрос о мурти, Господе в образе Божества. Тиртхакар Прабху...

Шрила Гурудев: О, тебе не следует находиться под прямыми лучами солнца. Ты можешь перегреться и заболеть. Сядь сюда, ничего страшного. Она моя пратинидхи, мой представитель. Он не сможет прийти. Вместо собрания в Венгрии мы организуем встречу здесь.

Преданный: Кришна-прия диди не поедет.

Шрила Гурудев: Где она?

Преданный: Она здесь.

Шрила Гурудев [Обращаясь к Кришна-прии диди]: Ты не едешь? А они уехали?

Преданный: Она должна купить ещё два билета, для своей лали (дочери) и для себя.

Шрила Гурудев: Очень хорошо. А где Говинда даси?

Преданный: Она ищет лекарство для одной преданной, Ямуны даси, которая тяжело болеет.

Шрила Гурудев: Она уехала?

Преданный: Нет, она вернётся.

Шрила Гурудев: Она очень смелая, очень смелая.

[Обращаясь к преданному, который спрашивал ранее]: Теперь ты можешь продолжить задавать свой вопрос.

Преданный: Махарадж, мой Гуру Махарадж всегда подчёркивал...

Шрила Гурудев: О! Вам лучше сесть в тени. Вы все должны пересесть поближе, иначе вы перегреетесь на солнце. В чём ваш вопрос?

Преданный: Вы сказали, что устанавливать Божество Господа должен только чистый преданный, потому что только он обладает силой призвать Господа в мурти, как об этом сказано в «Шри Чайтанья-чаритамрите». Но в прошлую пятницу Тиртхакар Прабху позвонил мне и прочитал несколько цитат из ваших книг, где вы говорите о поклонении Божествам. Вы сказали: «Божества, установленные чистыми вайшнавами, или самопроявленные Божества, которые проявились Сами».

Шрила Гурудев: Мы можем совершать абхишеку и молиться, следуя по стопам чистых преданных – от нас требуется только это. Но Божества проявятся Сами, по Их собственной сладостной воле. Господь придёт Сам. Он может проявиться по нашей просьбе, но на самом деле Он милостиво приходит по Своему желанию. Нам остаётся только молиться.

Преданный: Но здесь дело в том, что Он проявляет Себя в определённых Божествах только по просьбе чистого преданного, потому что Господь слушает только Своих шуддха-бхакт.

Шрила Гурудев: Если те, кто не являются чистыми преданными, может быть, и попытаются самостоятельно провести церемонию установления Божеств, однако Кришна не будет их слушать. Никакие Божества не будут их слушаться. Поэтому Они не проявятся (в мурти). Но благодаря молитвам уттама-адхикари (премика-бхакты), или благодаря молитвам мадхьяма-адхикари, который приближается к уровню преми-бхакты, Кришна может услышать их молитвы и проявить Себя.

Преданный: Это может быть мадхьяма-адхикари, который приближается к уровню преми-бхакты?

Шрила Гурудев: Да. Мадхьяма-адхикари будет молиться своему гурудеву(1): «Пожалуйста, помолись Кришне от моего имени, чтобы Он проявил Себя в этом Божестве. Пожалуйста, попроси Кришну прийти сюда». Его гурудев выслушает молитву ученика, а затем попросит Шри Кришну проявить Себя в мурти от имени своего ученика. Однако такой духовный учитель должен быть чистым преданным (совершенным вайшнавом).

Преданный: Значит, прямо или косвенно это всегда должно быть организовано под руководством преми-бхакты?

Шрила Гурудев: Да, иначе Божество будет подобно статуе.

Преданный: Тиртхакар Прабху прочитал мне эту цитату, и мы подумали, что вы говорите о том, что Божество может быть установлено преми-бхактой, но те Божества, которые Сами проявили Себя, всегда остаются самопроявленными. «Нет никаких сомнений в Них», – говорите вы в своей книге. Он прочитал мне далее вашу цитату и сказал: «Ты также можешь взять Божество, совершать ему абхишеку, и тогда тоже сможешь подняться до самого высокого уровня, если будешь служить мурти с великой верой». Он понял из вашей книги, что любой может взять Божества, совершать им абхишеку и предлагать им пуджу, и это будет иметь тот же результат.

Шрила Гурудев: Это было сказано только для преданных высшего уровня, а не для каништха-адхикари или обычных людей. «Можно поклоняться даже соломинке», – сказал Шрила Санатана Госвами. Но мы не можем этого делать, потому что мы не можем видеть Кришну в соломинке. Те, кто (на основании высокой адхикары) думают: «Кришна находится в этой соломинке», для них Кришна действительно находится там. Без Кришны ничто в этом мире не может существовать, даже пылинка. Ничто не может существовать без Него.

Любой преданный может поклоняться Божеству, установленному чистым преданным, но мы не должны принимать маха-прасад (от Божеств) в том случае, когда этим Божествам поклоняется низкий человек, потому что он не чист, и поэтому Шри Кришна не будет принимать его подношения. Кришна примет подношения только у тех, кто воспевает более ста тысяч (лакх) чистых имён (шуддха-намы).

Преданный: То есть мы можем почитать прасад только от преми-бхакт?

Шрила Гурудев: Да, вы должны поступать именно таким образом. Что мы можем поделать? Многие занимаются лишь имитацией.

Преданный: В этом ли причина того, что мы не продвигаемся вперёд? Некоторые из нас повторяют харинаму очень давно и чувствуют себя неудовлетворёнными из-за отсутствия прогресса. Это происходит потому, что мы едим прасад, который не предлагается Господу или не принимается Им?

Шрила Гурудев: Преданные, которые раздают кичри или что-то ещё, готовят специально для широкой публики, для обычных людей. Как же Кришна может принять их подношения? Они только говорят, что это маха-прасад, но на самом деле это не так. Потому что те, кто готовит и раздаёт, сами не являются преданными. Они не воспевают одного лакха святых имён, они не чистые преданные. Они даже не мадхьяма-адхикари. Они могут в любой момент превратиться в грихастху или пача-грихастху («гнилого» грихастху]. Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что те, кто воспевают маха-мантру очень быстро и невнятно, всего лишь тянут за верёвочку (джапа-малы). В действительности, они не воспевают.

Преданный: Просто считают бусины на своём счётчике.

Ш.Б.Нараяна: Они не только считают, но и очень быстро повторяют. К тому времени, когда мы закончим поспевать харе кришна маха-мантру один раз, они уже повторят её десять раз или даже более. У них нет никаких отношений с Кришной. У них нет истинной дикши. У них вообще ничего нет. Но если мы хотим воспевать чисто имя Кришны, нам нужно следовать процессу чето-дарпана-марджанам (очищать зеркало сознания). У нас не должно быть никаких мирских желаний. Это первое условие. Во-вторых, у нас должны быть отношения с Кришной. Никаких оскорблений быть не должно. Не следует допускать каких-либо апарадх или анартх. И самое главное, у нас должны быть отношения с Кришной. Тогда во время воспевания будет происходить процесс чето-дарпана-марджанам(2), а иначе нет. Без этого даже после огромного количества рождений процесс чето-дарпана-марджанам не проявится. Сердце не будет достаточно вместительным, чтобы вобрать в себя любовные чувства к Шри Радхе-Кришне. Но если практикующий был инициирован истинным гуру, и гуру действительно принял ученика, то есть дал ему понимание отношений с Кришной, если практикующий в некоторой степени осознал свои отношения с Ним и повторяет харинаму без каких-либо оскорблений, если нет анартх или мирских желаний, тогда процесс чето-дарпана-марджанам проявится.

Преданный: Это происходит на стадии ништхи, Махарадж?

Шрила Гурудев: После ништхи, когда приходит ручи. Но это может случиться и раньше. У человека может быть много анартх, он может совершить множество оскорблений, но если его гурудев истинный, и человек воспевает и слушает хари-катху, находясь под его защитой, тогда у него будут отношения с Кришной (самбандха), и его сердце станет чистым. Во время воспевания харинамы его «зеркало сердца» очистится, и он увидит в нём отражение своей сварупы. Он увидит, кто он в реальности.

Затем наступит вторая стадия, известная как бхава-маха-дава-агни-нирвапанам. Рождение, смерть, страдание, печали – всё это уйдёт. Затем наступит стадия шрейах-кайрава-чандрика-витаранам, а затем видья-вадху-дживанам. Проявятся все семь стадий, описанных в «Шикшаштаке» в первом стихе, чето-дарпана.

Поэтому мы должны действовать именно таким образом. Мы должны стараться находиться под руководством шуддха-бхакты, и когда мы разовьём свои отношения с Кришной, оскорбления уйдут. К тому моменту, если мы хотя бы раз повторим харе кришна маха-мантру, из наших глаз прольются слёзы, а иначе нет.

Преданный: Когда наступит этот день?

Шрила Гурудев: Тогда вам следует молиться Кришне с помощью этой шлоки:

найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-руддхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати

Вот так вы должны молиться. Следует взывать: «Когда же наступит день, когда во время повторения Твоего имени слёзы польются из моих глаз, сердце растает, и волосы на моём теле встанут дыбом? Когда же наступит этот день? Я хочу, чтобы это произошло» («Шикшаштака», 6).

Тогда может прийти милость, в результате которой уйдут оскорбления, сердце растает, и всё благоприятное придёт.

Преданный: Но, Махарадж, это может произойти только в том случае, если человек находится в постоянном общении с чистым преданным.

Шрила Гурудев: Да. Поэтому вы должны стараться молиться Кришне таким образом: «Даруй мне садху-сангу. Позволь мне быть рядом с истинным преданным, а затем самому стать таким же».

Но если гурудев говорит: «Зарабатывай деньги и приноси их мне. Ничего не оставляй себе, иначе это будет оскорблением. Какие бы деньги ты ни зарабатывал, ты должен отдавать их мне». Тогда это не садху-санга. Такой «гуру» также может говорить: «Я делаю очень много важных вещей: я строю университет (вишва-видйалайа), я кормлю бедняков, я строю огромный храм высотой более трёхсот метров. Этот храм будет настолько высоким, что установит новый мировой рекорд!»

Преданный: Но человек может возразить: «Мой гурудев сказал мне, что у меня есть способность к карме (карма-адхикара), а моя способность к бхакти (бхакти-адхикара) довольно слабая. Я даже не могу подумать о бхакти-адхикаре, поэтому мой гуру махарадж сказал мне собирать деньги от его имени».

Шрила Гурудев: Да, он так сказал, потому что знает, что вы не можете спокойно оставаться на одном месте, ничего не собирая. Поэтому гурудев сказал вам заниматься служением по сбору средств. Истинный гурудев скажет: «Какую-то часть вы можете оставлять себе, а что-то вы должны отдавать мне».

Преданный: Махарадж, у меня есть ещё один вопрос относительно дикши, потому что у меня есть некоторые сомнения.

Шрила Гурудев: Я не могу развеять все сомнения. Я не такой возвышенный.

Преданный: Может быть, вы сможете развеять это сомнение. Я слышал, как вы говорили: «Настоящая дикша на самом деле означает брахмана-дикшу (два посвящения). Нама-дикша (первое посвящение) фактически даётся всем, но она не настоящая».

Шрила Гурудев: Нет, я этого не говорил. Я имел в виду, что существует два вида посвящения – внутреннее (видвадрудхи) и внешнее (анустаник). Мы должны стараться получить внутреннее посвящение, не следует довольствоваться только внешними формальностями (обрядами) дикши. Да, в процессе посвящения совершается огненное жертвоприношение, но какова связь между огненным жертвоприношением и дикшей? Огненное жертвоприношение проводится для удовлетворения вновь инициированных. Они будут думать: «О, я получил посвящение!» На такую церемонию (при организации такового) придётся потратить не одну тысячу долларов. Состоится большой фестиваль, куда приедет много преданных. Мы должны совершить севу Тхакураджи (Божествам) и провести огненное жертвоприношение. Потребуется не одна тысяча долларов. Это внешний аспект дикши, но без этого аспекта каништха-адхикари не поверит в церемонию инициации и будет думать: «Моя дикша не состоялась».

Но я слышал о том, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур позвал к себе одного преданного вечером, когда тот уже принял прасад. Шрила Прабхупада позвал его и дал ему инициацию. Он дал ему дикша-мантры и всё ему объяснил. Не было проведено никакого огненного жертвоприношения, не было потрачено ни копейки, и волосы на голове посвящённого не были сбриты. Тем не менее, этот человек, инициированный Шрилой Прабхупадой, стал позже истинным преданным.

С другой стороны, мы были свидетелями множества огненных жертвоприношений, на которые было потрачено по десять тысяч долларов и более, куда приходили преданные и принимали посвящение. Мы также видели, как люди принимали санньясу, и все внешние формальности их посвящения были полностью соблюдены. Но через какое-то время те, кто получил это посвящение, переставали следовать своим обетам. Они выбрасывали свои данды и одежду санньяси в Атлантический или Тихий океан и женились, а если не женились, то заводили любовницу и переставали воспевать святое имя, бросали духовную практику. Что, по-вашему, это такое? Они были инициированы целых три раза!(3) Были проведены пышные огненные жертвоприношения, были соблюдены все формальности, но они так и не смогли увидеть своего внутреннего духовного состояния. Они не были посвящены в истинном смысле, поэтому и стали такими.

Для одного человека, получившего инициацию, не было проведено ни огненного жертвоприношения, ни чего-либо ещё, но он отдал Кришне своё сердце и сказал: «Я вручил себя Тебе. Сваха». Всё, этого достаточно. Всё необходимое было сделано, и он стал истинным преданным.

Мы должны извлечь суть из этих историй, а именно: важны отношения между личностями, между дживой и Кришной (и гуру). Вот почему я так сказал. Вернее, это сказал не я – так говорится в шастрах, и Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит об этом: существует видвад-дикша и авидвад-дикша. Видвад-дикша означает "внутреннее посвящение", а авидвад-дикша означает "внешнее посвящение". Иногда внешнее посвящение называется не видвад, а мота-мота паитха-паитха. Вы знаете, что это значит?

Преданный: Толстый брахманский шнур?

Шрила Гурудев: Толстый брахманский шнур и бритая голова. Все эти внешние приготовления надо делать, так необходимо, но ещё важнее для ученика – внутреннее посвящение. Те, кто являются каништхами, не могут отличить внутреннего от внешнего. Они будут делать акцент только на внешних факторах. Но когда вайшнав становится мадхьямой, или преданным ещё более высокого уровня, тогда он будет акцентироваться на внутренней дикше.

Преданный: Однажды мой учитель сказал одну вещь, может быть, вы объясните мне это. Он утверждал: «В действительности настоящее посвящение происходит тогда, когда человек получает прему. Это и есть настоящее посвящение!»

Шрила Гурудев: Когда процесс посвящения завершён, то достигается према.

Например, ребёнка отправляют в школу в первый класс. У него есть красивые книжки, в которых много картинок. Когда его принимают в школу, он начинает говорить о себе: «Я ученик». Человек, который учится уже в аспирантуре, тоже говорит: «Я ученик». Собственно, кто такой ученик? Посвящение полностью завершено, когда человек получает то настроение (квалификацию, набор знаний) и тот объект (диплом, право работать), к которому стремится. Когда человек осознает Кришну и свои отношения с Ним, когда према нисходит в его сердце, тогда посвящение полностью завершено.

[Шрила Гурудев повторяет на своих чётках]: харе кришна харе кришна... Есть ещё вопросы?

Преданный: Гурудев, он говорил о харинаме, дикше и упанаяне. Тем не менее, мантра-дикша – это следующая стадия после харинама-дикши, и вы упомянули в своей книге, что бхаджана-крия начинается с

гуру-падашрайас тасмат кришна-дикша-ади-шикшанам
вишрамбхена гурох сева садху-вартману-вартанам

«Принятие прибежища у лотосных стоп духовного учителя, получение у него посвящения и обучение у него тому, как выполнять преданное служение, следование указаниям духовного учителя с верой и преданностью, и следование по стопам великих ачарьев под руководством духовного учителя» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.74).

Рупа Госвами говорит: кришна-дикша-ади. Означает ли здесь слово «дикша» упанаяна-дикшу или харинама-дикшу?

Шрила Гурудев: Нет, нет! Настоящая дикша – это то, что я только что сказал ему. Дикша начинается, когда человек приходит к гурудеву и начинает его слушать (принимая его указания). Слушание – это дикша, и благодаря слушанию он будет осознавать. Если гурудев даёт вам мантру, а вы потом без почтения делаете все эти вещи (совершаете процессы бхакти), а иногда и вовсе не делаете, то так не годится.

Хари-катха всё очистит. При наличии должных признаков, если есть дикша, мы сразу перейдём на уровень мадхьяма-адхикары. Непременно перейдём. Если вы не перешли на уровень мадхьяма-адхикари, то вы не осознаёте, кто такой каништха, мадхьяма или уттама-вайшнав. Вы будете думать: «Что делать? Что такое кришна-таттва? Что такое джива-таттва? Что такое майя-таттва? Что такое бхакти-таттва? Что такое радхика-таттва? Что такое гопи-таттва? Что такое субал-сакха-таттва? Что такое ватсалья-таттва?» Если вы не знаете ответов на эти вопросы, значит, вы не были инициированы реально(4).

Итак, мы должны стараться прогрессировать. Всё будет познано благодаря хари-катхе. Если нет хари-катхи, то даже спустя много лет вы будете оставаться каништха-адхикари. Дикша делает возможным для преданного переход на уровень мадхьяма-адхикари. Таким образом, признаком мадхьяма-адхикари является знание всех таттв. Когда преданный знает все концепции, тогда можно считать, что он действительно получил посвящение, став мадхьяма-адхикари.

Преданный: Махарадж, наш Гурудев говорил, что нужно быть как минимум на уровне ништхи, чтобы быть способным принимать учеников. Согласно тому, что говорите вы, если мы находимся ниже уровня ништха, то мы даже не получили дикшу. Поэтому есть ли...

Шрила Гурудев: Я не понимаю.

Преданный: Я говорю, что наш гуру махарадж сказал, что если человек не находится на уровне ништха, то он не должен давать инициацию, принимать учеников. Итак, согласно тому, что вы говорите, если человек находится на уровне каништхи, то он недалеко продвинулся и не осознал своих отношений с Кришной.

Шрила Гурудев: Он не должен давать дикшу, и никто не должен принимать у него дикшу. То, что сказал ваш Гурудев, – правильно.

Когда настоящего гуру не найти, то мы можем принять мадхьяма-адхикари, у которого есть ништха, потому что благодаря его садху-санге мы возвысимся (максимум до уровня этого гуру). Когда придёт уттама-адхикари-гуру или мадхьяма-адхикари-гуру, то гуру-каништха (которого мы приняли ранее) скажет нам: «О, ты должен пойти к нему и учиться у него, потому что я не так возвышен, как он». Именно так он скажет своему ученику, желая ему блага. Если (не обладающий совершенством) гуру очень прост, искренен и квалифицирован, то в будущем он станет мадхьяма-адхикари и будет постепенно продвигаться дальше.

Но иногда преданные могут говорить, обращаясь к неофитам, как я могу сказать любому из вас: «Воспевай кришна-наму». Вы можете также дать человеку джапа-малу от моего имени и сказать ему, чтобы он повторял харинаму. Это будет помощь с вашей стороны, но вы не можете выступать в качестве гуру. У вас не должно возникать представление о себе: «Я – гуру». Не следует думать: «О, я стал учителем!» Сделав так, вы падёте.

Ещё есть ко мне вопросы? У кого-нибудь есть вопросы?

…………………………………………..

1)   В данном случае имеется в виду совершенный гуру, а не тот, кто не может слышать молитв своего ученика. Среди таких - каништха-гуру и мадхьяма-гуру. Поэтому установлением Божеств занимаются всегда уттама-адхикари. Шрила Б.Вигьяна Бхарати Махарадж говорил об этом: «Шрила Махарадж сказал, что сегодня день ухода Шрилы Бхакти Гаурав Вайкханаса Госвами Махараджа. Он рассказывает о нём снова и снова. Когда Вайкханас Махарадж посещал какой-либо храм, или самадхи, он всегда спрашивал: «Кто установил эти Божества?» Если он слышал, что Божества установил чистый вайшнав, то тогда, и только тогда он предлагал Им свои пранамы, поклоны. А иначе – нет. Почему? Потому что кланяться, совершать пранам Божеству, установленному не чистым преданным, – это поклонение идолу, которое согласно «Хари-бхакти-виласе» считается пустой тратой времени и приносит в жизнь неблагоприятное. Поэтому Шрила Вайкханас Махарадж никогда этого не делал» (Джаганнатха Пури, 28.01.2017г.).

2)   «Шикшаштака», стих 1: http://sampradaya.ru/legacy/textach/1361-shri-shikshashtaka.html

3)   То есть эти люди получили 1) харинама-посвящение, 2) дикша-посвящение и 3) санньяса-посвящение.

4)   Описан один из признаков зрелости ученика, то есть его знание таттв. Однако одного знания таттвы и сиддханты недостаточно, чтобы быть признанным мадхьяма-адхикари. Необходимо также преодолеть в своём сознании основные анартхи и избавиться от совершения всех апарадх.

 

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Пояснения: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж