?

Стремление к высшему совершенству. Беседа с Ари Марданом Прабху. Часть 6.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 96. Опубликовано: 11-03-2020, 09:10

Стремление к высшему совершенству

Беседа с Ари Марданом Прабху

Часть 6

Ритвический дух и гуру-таттва

 

Сатьяврата д.: В прошлый раз мы остановились на вопросе о духовном развитии без активного участия сад-гуру в жизни ученика. Я задал Вам вопрос о возможности достижения совершенства без живого, непосредственного общения с сад-гуру. Насколько это возможно для каништха-адхикари или мадхьяма-адхикари, мадхьяма-гуру, если они ограничат себя лишь шастрия садху-сангой?

Ари Мардан д.: Да, я помню. Я дал серию лекций по данной теме. Я думаю, они могут помочь Вам, если Вы их прослушаете. Их можно скачать или прослушать по следующим ссылкам:

Часть 1: http://sampradaya.ru/current/audio/8243-ari-mardan-prabhu-2017-g.html

Часть 2: http://sampradaya.ru/current/audio/8253-ari-mardan-prabhu-2017-g.html

Часть 3: http://sampradaya.ru/current/audio/8254-ari-mardan-prabhu-2017-g.html

Часть 4: http://sampradaya.ru/current/audio/8290-ari-mardan-prabhu-2017-g.html

Часть 5: http://sampradaya.ru/current/audio/8291-ari-mardan-prabhu-2017-g.html

Часть 6: http://sampradaya.ru/current/audio/8310-ari-mardan-prabhu-2018-g.html

Часть 7: http://sampradaya.ru/current/audio/8311-ari-mardan-prabhu-2017-g.html

Если описанные Вами адхикари сами себя осознанно ограничат лишь шастрическим руководством, пренебрегая общением с более возвышенными преданными, тогда они не смогут успешно развиваться и, конечно же, не достигнут совершенства. В рекомендованных мною Вам лекциях, я подробно рассмотрел степень эффективности развития преданного исключительно через шастрия садху-сангу. Ссылаясь на мнение Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа, Шрилы Б.Нараяны Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Шрилы Гоур Говинды Махараджа и шастры, я доказал, что общения только с наставлениями (вани) недостаточно даже для мадхьяма-адхикари. Что говорить о печальной участи каништха-адхикари, который думает, что сможет понять книги правильно?

Это ясно показывает Свами Прабхупада в комментарии на «Чайтанья-чаритамриту», Мадхья, 22.71): «Следует понимать, что мадхьяма-адхикари, преданный среднего уровня, полностью убеждён в сознании Кришны, но не способен обосновать свою веру цитатами из шастр. … Преданный среднего уровня (мадхьяма), даже если он не может подтвердить свою позицию цитатами из шастр, постепенно может подняться на высший уровень (уттама-адхикари), благодаря:

1) изучению шастр и

2) общению с преданными высшего уровня (уттама-адхикари).

Преданный среднего уровня НЕ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ, не общаясь с преданными высшего уровня (т.е. не выполняя требование 2 пункта)»

Несомненно, мадхьяма-адхикари лучше понимает священные писания, чем каништха-адхикари, но даже он имеет свои пределы в восприятии духовного потока трансцендентного мира. Он также зависит от непосредственного общения с живым носителем духовного знания. Я не имею в виду, что общение с шастрами мёртвое, но для ученика начального уровня есть разница между непосредственным пребыванием рядом с сад-гуру и пребыванием с его книгой.

Сатьяврата д.: В чём она заключается?

Ари Мардан д.: Каждый из нас хранит в доме священные книги. Без них духовная жизнь становится пустой. Более того, изучать такие книги обязывает нас гуру-варга. Храня их дома, часто ученик позволяет себе поведение, недостойное вайшнава. Он может без зазрения совести пасть, наслаждаться недозволенными сексуальными отношениями, употреблять непредложенную или запрещённую пищу, сквернословить, не следовать этикету вайшнавов, открыто пренебрегать указаниями своего учителя и игнорировать наставления, которыми набита до отказа его библиотека. Он может без особого стеснения совершать апарадхи и пренебрегать наставлениями своего гуру. Я полагаю, это знакомо каждому из нас.

Однако если ученик окажется в комнате своего духовного учителя под его непосредственным надзором, тогда он будет очень сильно стараться следовать тому, к чему его призывает духовная культура и его гуру. Трудно представить, чтобы искренний ученик перед глазами своего учителя нагло нарушал правила и предписания, как если бы он это делал, сидя у себя дома вне присутствия учителя. Если кто-то находится в непосредственной близости от своего духовного учителя, то он сделает всё возможное, чтобы не расстроить его и не оскорбить, чтобы не демонстрировать ему свою низменную, несовершенную природу, чтобы не пасть в его глазах, не дискредитировать себя своей немощью и слабостями. Тот преданный, чьё поведение в присутствии священных книг отличается от поведения в присутствии живого учителя, не квалифицирован обучаться лишь на основе шастр. До некоторой степени шастры являются помощниками обусловленной дживы, но если её адхикара недостаточна, то ей не помогут несовершенные условия.

Насколько велика разница в поведении ученика, находящегося рядом с писаниями, и поведении, когда он пребывает непосредственно рядом с учителем, настолько ученик не квалифицирован жить по писаниям. Такому человеку необходимо не только изучать шастры и следовать им, но и найти того гуру или садху, который будет наставлять непосредственно. Гуру учит жить внутренней садху-сангой, такой тип санги каждую минуту руководит действиями шишьи, даже в отсутствии явленного (пракат) гуру. Когда человек обретает дух ответственности и способность быть непрерывно занятым в сознании Кришны, тогда, вооружённый постоянством в бхакти, ништхитой, он становится минимально квалифицирован для самостоятельного развития, неконтролируемого живым садху. В то же время одна ништхита не дарует совершенства, поэтому после неё следует пройти по ступеням ручи, асакти, бхавы и премы. А это уже нечто дополнительное, что требуется учитывать для того, кто достиг ништхита-бхакти.

Книги, как оказывается в преобладающем большинстве случаев, не очень стимулируют и вдохновляют на идеальное следование. Это могут подтвердить миллионы аништхита-бхакт. Однако непосредственное участие гуру в жизни ученика вдохновляет на практику бхакти в десятки и сотни раз сильнее. Именно поэтому одними наставлениями гуру и шастр не обойтись. Не зря приезжающие с фестиваля или парикрамы преданные выглядят более вдохновлёнными, чем те, кто вчера просто читал книгу. Живое общение даёт больше сил, ощутимо заряжает. Те, кто не получает такого вдохновения от шастрия садху-санги, остро нуждаются в близких отношениях с садху, гуру и наставниками.

Поскольку даже мадхьяма-адхикари может пасть, как пишет Шрила Свами Прабхупада в комментарии на «Бхагавад-гиту», 9.3, то и ему явно не помешает иметь живое общение, которое застрахует его на 100% от падения. Махат-санга обладает такой силой. Однако тема падения не так важна для него, как вопрос обретения духа враджа-бхакти, который проявляется благодаря общению с враджа-расика-вайшнавом, маха-бхагаватой. Без общения с ним мадхьяма-адхикари не будет расти. Это слова Шрилы Свами Прабхупады.

Сатьяврата д.: Почему ученик ведёт себя  одним образом, когда он читает книги,  и совсем по-другому, когда он общается непосредственно с садху?

Ари Мардан д.: Потому что незрелый ученик не может полноценно видеть жизнь в словах гуру и шастр. Для него это лишь некая инструкция к поведению, бумага и буквы, а не сам садху. Ему мешает формализм, поэтому он не может жить в согласии с духовной сутью. Теория теорией, а реализовать её он не в силах, нет сукрити. Такой ученик живёт под давлением материальной двойственности, поэтому видит разницу между наставлениями гуру и самим гуру. Он вынужден проводить различие, так как маха-майя не отпускает неофитов так легко. Вне двойственности живут лишь те, кто возвысились над гунами. В теории можно утверждать истину чисто, её можно слушать в лекциях, не достигших совершенства лекторов. Однако, даже говоря по сути, но, не имея сил её реализовать, человек своими поступками доказывает, что шуддха-бхакти и милость гуру обошли его стороной.

Рассуждая объективно, с уровня трансцендентности нет разницы между живыми наставлениями шастр (вани) и самим гуру (вапу). Однако добиться такой объективности может лишь сат-шишья, идеальный ученик, но не новичок, не обладающий ништхитой в бхакти. Только бхакти-адхикара позволяет реализовать истину о том, что между вани и вапу нет разницы, либо, что также является истиной, – вани даже важнее вапу. Только пройдя половину пути к Богу, перешагнув за линию ништхи, ученик будет способен на высокую оценку наставлений гуру, чтобы им следовать, как если бы он следовал, находясь в непосредственной близости со своим учителем.

Одна теория о тождественности вани и вапу не порождает без должного духовного благочестия правильной практики. Учение о тождестве вани и вапу необходимо согласовать с субъективной позицией каништха-адхикари. Именно она выносит неофита за пределы реализации правильной теории и соответственно практики. Ты можешь сколько угодно говорить о единстве слов садху и самих садху, но для тех, кто не вышел на уровень чистого сознания Кришны, данное единство остаётся на практике непостижимым. Непостижимым в нужной для успешного бхакти степени. Даже если новичок постарается следовать наставлениям книг, без общения с носителями шуддха-бхакти его усилия будут недолгими, он падёт, совершая практику с апарадхами.

Поэтому теория ритвиков остаётся лишь теорией для большинства практикующих. Это означает, что все каништха-адхикари в первую очередь сильно нуждаются в живом общении. Иначе, без контроля со стороны, они будут просто бесконечно падать и подниматься вновь до своего уровня неофита, пока не устанут, либо не разочаруются в наставлениях шастр и не оставят духовную жизнь. Падения не прекратятся, пока неофиты не наберут должного объёма бхакти-сукрити.

Сатьяврата д.: Но мадхьяма-адхикари не может считаться новичком. Ведь он уже обладает ништхой. Разве не так?

Ари Мардан д.: Это верно. В понимании мадхьяма-адхикари на практике нет разницы между наставлениями гуру и самим гуру. То есть для него она минимальна. Однако, ссылаясь на слова Шрилы Свами Прабхупады, процитированные выше, даже мадхьяма-адхикари (мадхьяма-гуру) нуждается в непосредственном общении с истинным садху, а не только в изучении шастр. Практика каништха-адхикари доказывает, что без близких отношений со святым человек потонет в сомнениях, невежестве, догадках, философских спекуляциях и самоуправстве. А это недопустимо для настоящего ученика. Поэтому Шрила Свами Прабхупада утверждал актуальность личной связи со шри гуру:

Преданная из Индии: Как человек общается с духовным учителем? Можем ли мы общаться с духовным учителем через книги?

Прабхупада: Нет. Нужно (непосредственное) общение.

Шьямасундара д.: “Можно ли общаться через книги”, она спросила.

Прабхупада: Да. Через книги и также лично. Потому что если у вас есть духовный учитель, вы должны войти в личный контакт. Это не так, что духовный учитель появляется откуда-то из воздуха. Вы выбираете конкретного духовного учителя. И как только вы выбрали духовного учителя, вы должны задавать ему вопросы» (Лекция в день явления Ш.Бхактивиноды Тхакура, Лондон, 23 сентября, 1969 г.).

Как Вы помните, ранее мы уже обсуждали тему нежелания мадхьяма-адхикари общаться с уттама-адхикари. Подобное нередко встречается, когда мадхьяма-адхикари находится на начальной ступени мадхьяма-адхикары, ништхе. Такие преданные часто берут на себя роль гуру, но при этом не желают обучаться дальше, их вполне устраивают деньги, слава и почести, которые они стяжают от своих учеников в обмен на свои так называемые духовные услуги. Именно эта позиция, если они привыкают к ней, быстро сталкивает их с уровня мадхьяма-адхикары и превращает в корыстолюбивых каништх. Став каништха-адхикари, они уже не имеют права давать посвящения, как это утверждал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Я уже приводил цитату от него, подтверждающую это.

Поскольку тема изолированного духовного развития на основе шастр без непосредственного общения с гуру довольно обширная, то лучше будет, если Вы рассмотрите её через призму тех лекций, ссылки на которые я Вам дал. Для краткого ознакомления с этим вопросом рекомендую обратиться к текстовой версии данного семинара. В нём собраны мною цитаты, которые легли в его основу. Текст можно прочитать по данной ссылке: http://sampradaya.ru/current/article/8306-knigi-ili-neposredstvennoe-obschenie.html

Сатьяврата д.: У меня есть некоторые цитаты, которые я приготовил, где утверждается, что общение с писаниями может заменить непосредственное общение. Но сейчас вижу, что их надо рассматривать в контексте других, прямо противоположных утверждений наших святых.

Ари Мардан д.: Верно. Все элементы нашей культуры пребывают в контексте друг друга. Изолировать одни идеи от других значит быть уличённым в логике половины курицы.

Сатьяврата д.: Ритвики этим явно грешат.

Ари Мардан д.: Полностью согласен. Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в связи с этим: «Если же человек будет считать значимыми только отдельные высказывания Вед, он непременно придёт к ложным философским выводам» («Джайва-дхарма», 18 глава).

Сатьяврата д.: Ритвики нередко отрицают идеи и высказывания самого Шрилы Прабхупады, если они не поддерживают их выводы. Они говорят, что если в их Фолио нет каких-то писем Прабхупады, то это значит, что кто-то выдумывает, искусственно сочиняет письма Шрилы Прабхупады.

Ари Мардан д.: Они вынуждены так думать, так как, в противном случае, им не удержать ту искусственную философию, которой они придерживаются, на основе которой пытаются следовать. Если бы шастрия садху-санги было полностью достаточно, то не случились бы те события, которые породили войну между ритвиками и ранее созданным ИСККОН. Не произошло бы разделения на ритвиков и тех, кто ими не является. Обе стороны изучают книги Шрилы Свами Прабхупады, и каждая сторона утверждает, что понимает их. Почему так происходит? Потому что комментариев Свами Прабхупады недостаточно! Если бы их было достаточно, тогда бы никто не спорил и все понимали книги Прабхупады одинаково.

Не получится придти к правильным заключениям, даже изучая объяснения ачарьи ИСККОН на священные писания. Нужно, как сказал Свами Прабхупада, обращаться к тому, кто сможет дать правильное понимание слов великого ачарьи. Кто лучше всего может понять его утверждения? Только тот, кто предан Кришне так же, как сам Шрила Прабхупада, только тот, кто находится на тождественном уровне преданности. Весь секрет понимания в наличии адхикары.

Даже в нашей санге после ухода Шрилы Гурудева для некоторых его последователей и учеников оказалось недостаточно его книг и многочисленных лекций. В санге возникли споры между большинством и меньшинством, которые не привели к единому пониманию даже через пять лет. Как решалась эта проблема? Многие обратились к маха-бхагавата-вайшнаву – Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Махараджу за разъяснениями. Он подтвердил мнение большинства, раскрыв истинное понимание (http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvbm_a/2573-otvet-na-lozh.html). Ради решения этой проблемы преданные обратились также к Пуджьяпаду Бхакти Вибудхе Бодхаяну Махараджу. Он тоже ясно выразил своё понимание, опять же подтвердив понимание большинства (Интервью №1: http://sampradaya.ru/current/interview/2768-sektantstvo-intervyu-so-shripad-bhakti-vibudha-bodhayan-maharadzhem.html). А те, что были в меньшинстве, как и ритвики, решили, что им помощь не нужна. Это отбросило меньшинство на периферию вайшнавского сообщества и чистого вайшнавизма в целом.

Технического чтения недостаточно, даже если оно совершается с большим вниманием. Тот, кто имеет маха-адхикару, тот и может толковать полностью правильно слова уттама-адхикари. Ведь известно, что понимание слов священных писаний базируется на наличии духа бхакти. С этим никто не станет спорить. А бхакти, в свою очередь, бывает разным. Бхакти каништха-адхикари отличается от бхакти мадхьяма-адхикари, а бхакти мадхьяма-адхикари отличается от бхакти уттама-адхикари. В согласии с силой бхакти и его качеством мы становимся способными понимать бхакти-шастры. Кришна в «Бхагавад-гите», 4.11 сказал Арджуне:

йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам

мама вартманувартанте манушйах партха сарвашах

«О Партха! Насколько человек предаётся Мне и совершает для Меня бхаджан, так Я ему и отвечаю».

Поэтому мадхьяма-адхикари лишь до некоторой степени может понимать слова маха-бхагавата-вайшнава. Именно поэтому Свами Прабхупада настаивает в комментарии на «Чайтанья-чаритамриту» (Мадхья, 22.71) на том, чтобы мадхьяма-бхакта отправлялся за доступной шикшей на даршан к маха-бхагавата-вайшнаву, находящемуся на уровне Шрилы Свами Прабхупады, не меньше. Именно от его мнения и должно зависеть наше понимание, если у нас в сердце пока нет према-бхакти.

Сатьяврата д.: Это логично. На то и существует в обществе вайшнавов разделение на три уровня.

Ари Мардан д.: Шрила Свами Прабхупада пишет об ограниченности мадхьяма-адхикари: «Мадхьяма-адхикари, преданный второй категории, обладает твёрдой верой в сознание Кришны, однако не может обосновать свои убеждения цитатами из шастр. … Преданный второй категории, не способный отстаивать свою позицию ссылками на шастры, может постепенно стать преданным первой категории, если будет изучать шастры и общаться с преданными первой категории» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.71, комм.).

Если он не может обосновать свои позиции, то насколько он может быть уверен в безоговорочно правильном понимании слов ачарьи? Именно по этой причине даже слова мадхьяма-адхикари не являются истиной в последней инстанции. Почему мадхьяма-бхакта не силён в цитировании? Потому что не помнит цитаты и шастры идеально, как сиддха-вайшнавы. Он не может обдумать как следует какое-либо утверждение в контексте всех остальных писаний, также он просто может их не знать, как их знает уттама-адхикари. Потому он и демонстрирует определённую немощь и неоднозначность выводов. Что говорить о тех каништха-адхикари, которые погружены в невежество, не понимая своей ущербности, и которые бьются за истину на просторах интернета? Это же ребячество, не более того.

Сатьяврата д.: А как насчёт Фолио?

Ари Мардан д.: Что касается Фолио, то в него может войти только то, что имеется в официальных архивах ИСККОН. Как в этом архиве могут оказаться те письма Шрилы Свами Прабхупады, которые были отосланы им его духовным братьям, и которые не передавались обратно лидерам ИСККОН? Сам Прабхупада не делал копий этих писем. Он просто их отсылал, и они уходили с концами. Многие письма потеряны. В архивах Фолио нет многих писем, поскольку их не собрали со всех адресатов, с которыми переписывался Прабхупада.

Я помню, как в ИСККОН примерно пятнадцать лет назад старшие преданные бросили клич о сборе всех видеоматериалов и писем, которые могли оказаться в частных коллекциях у тех, кто не принадлежал к ИСККОН. Не думаю, что все услышали эту просьбу и расстались с письмами, которые слал им Шрила Свами Прабхупада. А кто-то, не желая расставаться с тем, что им дорого, просто не отозвался на просьбу. Кто-то уже давно утерял по своей халатности или выбросил за ненадобностью по тем или иным причинам письма Прабхупады. Тем не менее, ряд писем Прабхупады публиковали в журналах Гаудия Матхов.

Например, письмо, отправленное к Ш.Бхакти Саурабхе Бхактисару Махараджу, ритвики явно не желают принимать. Оно им невыгодно, поскольку не поддерживает их концепцию абсолютной самодостаточности Свами Прабхупады и его независимости от Гаудия Матха. Они лично мне написали, что это выдуманное письмо и его нет в Фолио. Я не проверял, возможно, они обманывают. Тем не менее, Вы можете ознакомиться с его содержанием, поскольку оно опубликовано честными преданными в санге ИСККОН: http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvsp_a/8575-pismo-bhaktivedanty-svami-prabhupady-k-svoemu-starshemu-duhovnomu-bratu-shrile-bhakti-saurabhe-bhaktisar-maharadzhu.html

   Я замечал из года в год, когда наблюдал за развитием Фолио Прабхупады, как оно постепенно изменяется. Это было в конце девяностых, начале двухтысячных, когда Фолио постепенно наращивали в объёме. Фолио росло в зависимости от того, как его наполняли. До сих пор его не наполнили полностью по причинам, которые я описал. Иногда из Фолио кто-то по понятным причинам, желая скрыть истину, что-то удаляет, о чём свидетельствуют преданные. Иногда в него вносят всё новые и новые материалы. Важно понять одно – нет смысла всё время зависеть от Фолио. Необходимо иметь живое представление о духовной традиции, активно общаясь с садху, как это было всегда в линии Гаудий. Если техногенной цивилизации придёт конец, тогда все останутся без Фолио и опять осознают, что полностью зависят от присутствия великого садху и его санги.

Теперь я хочу предоставить несколько доводов в пользу актуальности непосредственного (живого) общения с маха-бхагавата-вайшнавом. Существует ряд вопросов, ответы на которые говорят о важности такого общения, помимо общения с книгами:

Если бы шастрия-санги было достаточно, тогда зачем ряд старших учеников ИСККОН обратились за шикшей к нашему Гурудеву, Шриле Б.Ракшаку Шридхар Махараджу, а также к другим великим садху сразу после ухода Свами Прабхупады? Некоторые пришли не только за наставлениями, но также за санньяса-мантрой. Зачем?

Зачем некоторые гуру ИСККОН после ухода Шрилы Бхактиведанты Свами продолжают искать шикшу вне ИСККОН даже по сей день, несмотря на запреты Джи-Би-Си делать это? Например, я видел, как ученики Прабхупады приходили на даршан к Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Госвами. Они также посещали Шрилу Бхакти Валлабху Тиртху Махараджа и приглашали его в свои храмы. Я уже не говорю о том, как лидеры ИСККОН активно изучают книги и хари-катху ачарьев Гаудия Матха.

Зачем сам Бхактиведанта Свами после того, как ушёл его духовный учитель, стал активно общаться со своими духовными братьями, которых он определил для себя как шикша-гуру и которые поспособствовали его подготовке к западной миссии? Ведь Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур очень хорошо позаботился о своих учениках, оставив им литературное наследие. Разве этого наследия и других работ Госвами Враджи было недостаточно? Материал об этом был подробно рассмотрен мною в семинаре «Прабхупада и Гаудия Матх». Вы можете ознакомиться с ним, пройдя по ссылкам:

Часть 1: http://sampradaya.ru/current/audio/6276-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html

Часть 2: http://sampradaya.ru/current/audio/6277-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html

Часть 3: http://sampradaya.ru/current/audio/6344-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html

Часть 4: http://sampradaya.ru/current/audio/6345-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html

Часть 5: http://sampradaya.ru/current/audio/6351-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html

Часть 6: http://sampradaya.ru/current/audio/6352-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html

Часть 7: http://sampradaya.ru/current/audio/6412-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html

Разве качества ученика являются идеальными, даже если он имеет мадхьяма-адхикару? Разве способность предаться своему учителю и Господу не проявлены лучшим образом у бхава-бхакты или према-бхакты, у которых нужно обучаться, наблюдая их ачар (пример)? Можно ли созерцать пример поведения святого, лишь читая его книги и не встречаясь с ним самим?

Если комментарии ачарьев легко понять, то почему до сих пор преданные спорят над их пониманием, приводя массу доводов в свою пользу, при этом не имея возможности разрешить возникшие дилеммы? Разве не проще найти истинного посланника Чайтаньи Махапрабху, который дарует истинное понимание традиции?

Разве ачарьи прошлого не показали пример того, как после ухода их учителя они направлялись к другим святым за шикшей и реализацией полноценной дикши? Например, известный всем Шрила Рагхунатха дас Госвами после ухода Махапрабху получил дальнейшее образование у стоп Шри Рупы и Шри Санатаны Госвами. При этом обращаю внимание на то, что такой Госвами Враджи как Рагхунатха дас был очень сильным вайшнавом, нитья-сиддхой, не под стать всем нам. Зачем же тогда он искал после ухода Шри Чайтаньи возвышенную шикшу? Не проще ли было ему просто памятовать о наставлениях Махапрабху и быть счастливым? Почему шикша Шри Рупы и Санатаны Госвами оставила жить Рагхунатху даса Госвами в этом измерении? Наверное, он всё-таки оценил непосредственное общение с главными Госвами Вриндавана и не остановился лишь на чтении литературных трудов.

Шрила Гауракишор дас Бабаджи Махарадж, будучи великим святым, не расставаясь с книгами Шрилы Нароттамы даса Тхакура, всё же посещал хари-катху Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Зачем? Ведь известно, что он был бабаджи, практикующим бхакти в уединении, а книги Нароттамы Тхакура вполне ясно раскрывают настроение Гаудия-сампрадаи. Что же вынудило этого бабаджи регулярно встречаться с отцом Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, будучи способным получить посвящение даже через фотографию своего гуру, всё же не игнорировал общение со Шрилой Вамшидасом Бабаджи Махараджем и даже посылал к нему своих избранных учеников, поскольку считал такового маха-бхагаватой. Почему? Это излишество?

Что сильнее вдохновляет и позволяет максимально избежать ошибок в преданном служении, что интенсивнее наращивает качество наших усилий служить Богу – прямое общение с явленным святым или заочное чтение книг?

Сатьяврата д.: Хорошо, я прослушаю Ваши семинары.

Ари Мардан д.: У настоящих вайшнавов есть сильное стремление общаться с подлинными садху. Такое общение настолько востребовано, что по сравнению с ним меркнут все остальные формы общения. Легко можно понять, что чем качественнее шикша, тем скорее можно продвигаться, минуя все тернии.

Я вспоминаю, как к нам в город приехал первый раз Пуджьяпад Бхактиведанта Падманабха Махарадж. Он уже давно получил харинаму от Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа и даже пел киртан, сидя возле тела своего Гурудева, когда тот оставлял пракат-лилу в 1977 году. Свами Прабхупада назвал его Урукрама дас.

Пуджьяпад Б.Падманабха Махарадж получил санньясу от нашего Гурудева Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами. Приехав к нам, Махарадж давал лекции в арендуемой квартире, в которой жили преданные «Миссии Чайтаньи». Это было в 2005 году. Когда он давал первую вечернюю лекцию, он попросил меня при всех рассказать о том, кто такой сад-гуру или истинный духовный учитель. Тогда это был мой первый маленький экзамен, который устроил мне старший ученик нашего Гурудева.

Поскольку совсем недавно я закончил преподавать в нашей местной санге семинар по «Даша-мула-таттве», я легко справился с поставленной задачей. Спрашивая, Махарадж хотел понять, насколько мы, организаторы местной группы, понимаем одну из самых важных тем традиции Гаудий. Не колеблясь, я перечислил ряд качеств совершенного духовного учителя, опираясь на «Гурв-аштаку» и «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами. Выслушав мою презентацию темы, Махарадж остался доволен. Почему я был уже хорошо подготовлен к этой теме? Я хотел бы акцентироваться на этом.

В то время, когда наш Гурудев начал завоёвывать сердца преданных России, его ученики путешествовали по разным городам и рассказывали о его удивительной духовной силе. Одной из ключевых тем их проповеди и самой первой была гуру-таттва. Они все до единого утверждали необходимость посвящения у уттама-вайшнава! Кто бы ко мне ни приезжал в гости, все поголовно рассказывали о том, насколько важно получить связь не просто с учителем, а с истинным духовным учителем, уттама-гуру. Среди них был Дхарма-видуттама Прабху, Девапрастха Прабху, Яшода Кумар, Крипа-синдху, Дхаранидхара, все рассказывали подробно, часами, о важности посвящения у уттама-вайшнава. С тем же посланием в другие города приезжал Раса-синдху Прабху. Это была первая и главная тема всех приезжающих лекторов, всех санньяси. Вы можете прочитать об одной из подобных встреч на нашем сайте. Это было в то время, когда ко мне домой приехал Бхактиведанта Радханти Махарадж. Почитайте, что именно он говорил, и убедитесь в правдивости моих утверждений:

Часть 1: http://sampradaya.ru/current/article/5110-radhika-charana-padma-kto-ne-zhelaet-poklonyatsya-stopam-shrimati-radhiki.html

Часть 2: http://sampradaya.ru/current/article/6278-radhika-charana-padma.html

Радханти Махарадж привёз с собой три десятка аудиокассет и около двадцати видеокассет с лекциями как различных санньяси, так и самого Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами. Также он привёз четыре первых книги, выпущенных в санге Гурудева: «От живого садху», «Нектар Говинда-лилы», «Гаудия-гити-гуччха» и «За пределы Вайкунтхи». При помощи этих материалов я успел хорошо ознакомиться с гуру-таттвой. Тогда я переписывал привезённые лекции всем моим друзьям, желающим понять, кто такой Шрила Нараяна Махарадж, и кто такой истинный учитель бхакти.

Выслушав довольно много о славе уттама-адхикари-гуру от проповедников, которые приезжали к нам в город, я уже был более чем подготовлен для того, чтобы успешно ответить на вопрос Бхактиведанты Падманабхи Махараджа. Ведь все представители Гурудева, за исключением Падманабхи Махараджа, останавливались у меня дома. Общаясь с ними, я мог отвести душу, задавая им сотни вопросов с утра до позднего вечера. Все проповедники, останавливающиеся у меня, прекрасно знают о моей природе искателя, надоедливого джигьясу.

Тема актуальности посвящения у подлинного духовного учителя почти не раскрывалась в ИСККОН, поэтому для нас, выходцев из ИСККОН, было необычно видеть такой акцент на сад-гуру в проповеди лидеров Гаудия Матха. Более того, именно эта тема делала нашу сангу особенной, я бы даже сказал очень выигрышной. Тогда все те, кто присоединялись в нашем городе к санге Гурудева, в теории осознали, что без сад-гуру невозможно продвигаться в бхакти прогрессивно. Осознав необходимость сад-гуру, я решил, что мне стоит также делать акцент на изучении этой важной таттвы, поскольку за первые десять лет я так и не понял гуру-таттву, слушая проповедников ИСККОН в девяностые. Даже на курсах «Бхакти-шастры» на этом не делали акцента! Позже я убедился, что этот акцент имеет место почти у всех гуру нашей бхагават-парампары.

Каждый проповедник рассказывает о том, в чём более всего разбирается. Это заметно, когда слушаешь разных лекторов. Однако важно донести настроение и акценты парампары, а не то, что тебе нравится или то, что ты успел освоить в процессе несистемного образования. Обманутые собственными пристрастиями, не имеющие духовного образования «проповедники» так и не получают самого важного. Это результат отсутствия подлинной садху-санги. Выслушивая миллионы тем, многие так и не могут понять, что первично, а что вторично из того, что рассказывают приезжие лекторы. В этом есть проблема. Тем не менее, важно знать, на что следует делать акцент в осмыслении всевозможных истин бхакти-йоги и не поддаваться пристрастиям и предвзятости.

В то время, когда я проходил обучающие программы в ятре или в храме в Москве, нам очень поверхностно рассказывали о роли уттама-гуру в жизни ученика. Произносились общие фразы, которые не особо акцентировали сознание на природе подлинного гуру-спасителя. Не до конца раскрытая проповедниками ИСККОН гуру-таттва не позволяла понять актуальность уттама-гуру в процессе ученичества, хотя сам Свами Прабхупада многократно говорил о ней. Достаточно убедиться в этом, прочитав книгу «Духовный учитель и ученик». Однако в санге нашего Гурудева на эту тему делали акцент все, без исключения. Только глухой, глупый и безразличный прихожанин мог не уяснить этой темы.

Никто и никогда не говорил: «Нет проблем, если ученик принял несовершенного гуру». Если бы ты в то время сказал подобное, то эти слова вызывали бы изумление и крайнее несогласие. На тебя смотрели бы с выпученными глазами, как на отсталого. По этой причине я очень хорошо запомнил атмосферу и проповедь того времени. Именно тогда в меня и было заложено это понимание об абсолютной необходимости связи с явленным шри гуру для достижения совершенства в бхакти. Тех, кто считал иначе, автоматически считали второсортным глупым человеком, с которым лучше не общаться.

Каждый проповедник очень подробно старался рассказывать о том, насколько важен совершенный гуру в жизни ученика. Этой темой предваряли многие лекции. Подобно тому, как это было в 2004 году в Волгограде, на берегу Ахтубы. Перед приездом Гурудева несколько преданных, прибывших на фестиваль заранее, подробнейшим образом рассказывали славу истинного духовного учителя. Среди них были Бхактиведанта Аранья Махарадж, Бхактиведанта Мадхава Махарадж, Бхактиведанта Падманабха Махарадж, Бхактиведанта Неми Махарадж, Шьямарани диди, Джаянта-Кришна дас и другие. Перед тем, как мы увидели Шрилу Гурудева, нас подготовили, раскрывая подробно гуру-таттву. Рассказывать эту тему было принято везде, куда бы ни ступала нога проповедников Шрилы Гурудева.

На тему того, что в жизни ученика большую роль играет гуру именно высшего уровня, была написана книга «Шри-гуру – сама моя жизнь». Стоит почитать её и увидеть множество акцентов на эту тему (http://sampradaya.ru/legacy/book1/snm/39-shri-guru-devatatma-shri-guru-sama-moya-zhizn.html). Как книга по гуру-таттве она крайне важна, подобно книге Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа «Шри гуру и его милость» (http://sampradaya.ru/legacy/book1/brsm/1000-shri-guru-i-ego-milost.html).

Каждый уполномоченный и неуполномоченный проповедник Гурудева в то время раскрывал абсолютную необходимость посвящения у уттама-адхикари. В присутствии Гурудева эта тема была активно обсуждаема, без неё не обходился ни один фестиваль, поскольку мир с приходом Гурудева обрёл подлинного спасителя, а не лицемера, рядящегося под него, коих всегда было немало. Это можно видеть и сейчас. Как только уходит подлинный представитель Господа, на его место сразу начинают метить десяток или более лицемеров. Они «забывают», что подлинный гуру очень и очень редок.

Каким-то удивительным образом после ухода великого ачарьи в апракат-лилу эта истина упускается из виду, и мир наполняется множеством «святых». Это так удивительно, что слова шастр, говорящие о редкости настоящего духовного лидера, упраздняются. Почему это происходит? Потому что кое-кому хочется откушать от пирога, который испёк великий вайшнав.

 

(Продолжение следует)

…………………………………………….

«Стремление к высшему совершенству»

Часть 1: http://sampradaya.ru/current/interview/5757-stremlenie-k-vysshemu-sovershenstvu.html

Часть 2: http://sampradaya.ru/current/interview/5923-stremlenie-k-vysshemu-sovershenstvu.html

Часть 3: http://sampradaya.ru/current/interview/7355-stremlenie-k-vysshemu-sovershenstvu.html

Часть 4: http://sampradaya.ru/current/interview/7433-stremlenie-k-vysshemu-sovershenstvu-chast-4.html

Часть 5: http://sampradaya.ru/current/interview/7451-stremlenie-k-vysshemu-sovershenstvu-chast-5.html

 

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью