?

"Важность изучения всех таттв, а затем забвения того, что Шри Кришна – Бог".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 164. Опубликовано: 28-09-2022, 05:36

Важность изучения всех таттв,
а затем забвения того, что Шри Кришна – Бог

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Бовен-Левен, Голландия

11 мая 1996г.

 

Шрила Гурудев (Ш.Б.Нараяна Госвами): Я уже объяснял, что мы не должны пытаться всегда помнить о Кришне как о Верховной Личности Бога. Что же плохого в том, чтобы помнить Его таким? Если мы думаем о Кришне как о Верховной Личности Бога, обладающей бесчисленными качествами и достояниями, то какой в ​​этом вред?

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» сказано («Ч.-чаритамрита», Ади-лила, 2.117):

сиддханта балийа читте на кара аласа,
иха хаите кришне лаге судридха манаса

«Не теряйте энтузиазма относительно обсуждений и размышлений о сиддханте (философских заключениях). Благодаря таким размышлениям ум становится очень прочно сосредоточенным на Кришне».

Мы должны знать различные виды таттв: кришна-таттву, бхакти-таттву, джива-таттву, майя-таттву, садхана-таттву, према-таттву, чайтанья-махапрабху-таттву (гаура-таттву), нитьянанда-таттву, гуру-таттву. Мы должны знать все эти таттвы, иначе мы не сможем войти в царство преданности. Знание этих таттв значительно укрепит вашу веру в Кришну. В противном случае, ваша вера будет ослаблена.

Практикуйте садхану, осознавая Кришну Верховной Личностью Бога. Но почему же тогда в «Чайтанья-чаритамрите» и «Шримад-Бхагаватам» сказано забыть о Кришне как о Верховной Личности Бога и просто слушать о Его играх? Не пытайтесь познать все эти таттвы по отдельности. Все таттвы будут познаны благодаря слушанию и прославлению игр Кришны. Но что плохого в том, если вы вопрошаете, обсуждаете и проповедуете о Кришне как о Верховной Личности Бога, обладающей разнообразными достояниями? У Кришны есть шесть особых достояний. Что это за достояния?

Преданный: Я пытаюсь понять Ваш вопрос. В чём же опасность проповеди о Кришне как о Верховной Личности Бога?

Шрила Гурудев: Не проповеди. Во-первых, каковы шесть достояний Кришны?

Преданный: Красота, богатство, слава, отречение, сила и знание.

Шрила Гурудев: Вы знаете эту шлоку?

Преданный: Аишварйасйа самаграсйа...

Шрила Гурудев: Что такое аишварья? Это богатство. Что такое вирья?

Преданные: Сила.

Шрила Гурудев: Что такое яша?

Преданные: Слава.

Шрила Гурудев: Что такое шри?

Преданный: Красота.

Шрила Гурудев: Что такое гьяна?

Преданный: Знание.

Шрила Гурудев: Что такое вайрагья?

Преданный: Отречение.

Шрила Гурудев: Существует шесть достояний, и они полностью олицетворены в Кришне. Но в какой форме Кришны? Враджендра-нандана Кришны? Радха-канта Кришны? Нет. Они также не имеют отношения к Дваракадиша Кришне. Более полной формой Кришны, чем Дваракадиша, является Матхуреша Кришна, а самая полная форма Кришны – это Враджендра-нандана Шьямасундара. Он полон в Двараке, ещё полнее в Матхуре, и ещё полнее во Вриндаване. Итак, как я уже спрашивал ранее, какой вред в том, чтобы называть Кришну Верховной Личностью Бога и воплощением шести видов достояний?

Преданный: Я пытаюсь подобрать правильные слова.

Шрила Гурудев: О да, я слушаю вас.

Преданный: Мы хотим развивать отношения с Кришной без знания о Его айшварье.

Шрила Гурудев: Кто-нибудь ещё хочет что-нибудь добавить?

Преданный: Мой Гуру Махарадж говорил: «Если вы захотите увидеть Полярную звезду днём, вы не сможете этого сделать из-за солнечного света. Солнце будет являться препятствием. Подобно этому, гьяна тоже является препятствием.

Шрила Гурудев: Это правильно. Но я хочу, чтобы вы объяснили это более подробно. Какой вред и какая польза в том, чтобы считать Кришну Верховной Личностью Бога? Если вы не можете этого понять, то задавайте вопросы. Вы должны попытаться познать все эти таттвы.

Преданный: В четвёртой главе Ади-лилы Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет цель явления Махапрабху. Там он раскрывает сокровенные мысли Кришны, когда Кришна говорит, что мир поклоняется Ему в настроении благоговения и почтения согласно видхи (предписаниям шастр). Кришна говорит: «Любовь, ослабленная видхи, не может контролировать Меня». Таким образом, если человек чрезмерно культивирует знание о могуществе и превосходстве Кришны, он не сможет контролировать Кришну посредством этого процесса.

Шрила Гурудев: Пундарика, встань и объясни.

Преданный: Может быть, Навина Прабху сможет объяснить?

Шрила Гурудев: Я не знаю Навину, ты должен объяснить сам.

Преданный: Мы не можем контролировать Кришну, если знаем о Его могуществе, потому что Он безгранично велик, а мы бесконечно малы. Мы всегда поклоняемся Ему с благоговением и почтением. Если мы хотим контролировать Его, как это делают гопи и враджаваси, тогда не следует обладать пониманием того, что Кришна – это Верховная Личность Бога.

Шрила Гурудев: Тогда какой смысл знать все эти таттвы? Как это было сказано? Вринда, ты должна сказать.

Преданный: [Неразборчиво.]

Шрила Гурудев: Во-первых, мы должны знать все эти принципы. Мы не можем войти в царство кришна-бхакти, если не знаем этих принципов. Мы должны слушать истинного гуру (уттама-адхикари). Даша-мула-таттва, десять фундаментальных истин – это очень сильное лекарство от всех болезней (анартх). Даша-мула-таттва является очень мощным лекарством для того, кто пытается возвыситься из этого мира в мир Абсолюта. Мы должны принимать это лекарство, и как следствие, все виды болезней уйдут. Болезни не уйдут, если мы не будем принимать это лекарство. В даша-мула-таттве воплощены все виды праманы (доказательств). Что является корнем всех доказательств, или основным, первостепенным свидетельством? Это Веды. Но Веды являются три-гуна-атмакам: в них есть саттва-гуна (качество благости), раджо-гуна (качество страсти) и тамо-гуна (качество невежества). Вам придётся пахтать Веды, и только тогда, благодаря этому, придёт ниргуна (качество трансцендентности). Одной из таких агам является «Гопала-тапани-упанишад», в которой говорится: «Шри Кришна - это Хари», и это корень всех истин. «Шримад-Бхагаватам» является наиболее известной прамеей для парамартхика-праманы (духовных свидетельств). Если все Веды проповедуют одну истину, а «Шримад-Бхагаватам» проповедует другую, то мы должны выбрать «Шримад-Бхагаватам», поскольку это произведение - амала-пурана.

Где-то написано, что Шридама проклял Шримати Радхику, а Шримати Радхика в ответ прокляла его. Но об этом не написано в «Шримад-Бхагаватам», и поэтому вы отвергнете эту информацию. Вы не станете рассматривать это как доказательство уровня парамартхика.

«Шримад-Бхагаватам» и все праманы говорят нам, что Кришна – это Хари. Кришна обладатель всех энергий, и Он океан расы. Все дживы проявились из Кришны. Это ачинтья-бхеда-абхеда-таттва, между Кришной и Его энергией одновременно есть различие, и нет. Дживы – это Его энергия. Всё есть проявление Его энергии. В некоторых случаях между Кришной и дживами есть разница, а иногда разницы нет. Это единство и различие называется ачинтья, оно непостижимо. Мы не можем осознать эту истину с помощью мирского разума. Эту таттву можно узнать благодаря Ведам, Пуранам и прежде всего - «Шримад-Бхагаватам».

Дживы (души) бывают двух видов: обусловленные и освобождённые. Освобождённые души никогда не падали (т.е. не деградировали) в этот мир. Они всегда освобождены и никогда не были обусловлены ранее. Некоторые из этих джив пребывают на Голоке Вриндаване, некоторые в Двараке. Некоторые из освобождённых душ находятся на Вайкунтхе, служа Господу Раме, Вайкунтха-натхе, Нрисимхе, Вамане, и другим экспансиям Кришны. Некоторые из освобождённых душ – это кая-вьюха (проявление) Баладевы Прабху. Они не являются джива-таттвой. Такие сакхи (друзья), как Шридама, Судама, Субала, Лаванга, Мадхумангал, Арджуна, а также отец Кришны, Нанда Махарадж, не являются джива-таттвой. Они изошли из Баладевы Прабху, то есть Баладев Прабху проявил Себя в форме этих спутников Кришны. Некоторые души, служащие Шримати Радхике и Кришне во Врадже, являются дживами. Некоторые души – это кая-вьюха Баладевы Прабху, а некоторые – это Сама Шримати Радхика. Гопи тоже не являются джива-таттвой, они являются кая-вьюхой (проявлениями) Шримати Радхики, в то время как некоторые другие спутники, такие как Шридама и Субала, являются кая-вьюхой Баладевы Прабху.

Дживы, принадлежащие к категории джива-таттвы, служат Кришне во многих формах под руководством этих вечных спутников Кришны. Эти дживы не являются садхана-сиддхами, они не достигали совершенства благодаря практике преданного служения. Хотя они относятся к категории джива-таттвы, они не знают, что такое материальный мир, что такое майя и что такое чувственное наслаждение. Они всегда служили и служат Кришне. Они никогда не были в этом мире и никогда сюда не придут. Однако, даже если они приходят в этот мир, они приходят под руководством Кришны. Они могут прийти сюда по Его указанию и будут играть свои роли в Его играх. Они не придут в этот мир подобно обусловленным душам, – никогда, никогда.

Баладев Прабху – это Мула-Санкаршана, а Его экспансия – это Маха-Санкаршана, управляющее божество Вайкунтхи. Бесчисленные дживы берут своё начало в Нём. Эти дживы никогда не были в материальном мире, все они являются вечно освобождёнными. На Вайкунтхе, могут быть садхана-сиддха-дживы, но они уже никогда не вернутся в материальный мир из вечного царства Вайкунтхи. Они никогда не станут покрытыми майей, никогда не станут обусловленными. Они придут в этот мир с Йога-майей и будут служить Шри Кришне.

Некоторые баддха-дживы проявились из Каранодакашайи Вишну. Вышедшие из Него души бывают двух видов: 1) обусловленные и 2) освобождённые. Освобождённая душа по желанию отправляется в вечное духовное царство, а обусловленная душа (имеющая карму с прошлого творения однозначно) входит в мир смертных (самсару). Из этих бесчисленных обусловленных душ наиболее удачлива та, которая примет истинного гуру (уттама-адхикари) и вайшнава-сангу, общение с вайшнавами. Благодаря силе такого общения обусловленные души постепенно разовьют бхакти и смогут стать освобождёнными. После этого, они больше никогда не вернутся в материальный мир. Они никогда не придут сюда. Если бы они приходили сюда, тогда у обитающих там вечно освобождённых душ был бы шанс тоже покрываться майей и входить в материальный мир. Но Шри Кришна утверждает в «Бхагавад-гите» (15.6):

йад гатва на нивартанте
тад дхама парамам мама

«Тот, кто достигает Моей вечной обители, никогда не возвращается в этот материальный мир»(1).

Отношения между Кришной и дживами могут быть поняты на основе ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы (непостижимой истине о единстве и различии). Те души, которые пали в материальный мир, должны принять бхакти. Без этого они не смогут освободиться и не смогут служить Кришне на Голоке Вриндаване. Наша абхидхея (практика) – это бхакти. Последовательно (крама) занимаясь (садхана) бхакти, будет достигнута бхава-бхакти. Вскоре после этого проявится прайоджана, плод бхакти. Плод садхана-бхакти – это бхава-бхакти. А плод бхава-бхакти – это према-бхакти. Итак, према – это наша прайоджана (конечная цель). Какова должна быть наша цель, когда мы практикуем бхакти?

Преданный: Бхава.

Шрила Гурудев: Према. Но вы достигнете премы, пройдя стадию бхава-бхакти. Нашей конечной целью должна быть именно према. И не просто према, а враджа-према. И не просто враджа-према, а гопи-према. И не просто гопи-према, а каматмика-тад-тад бхава иччхамайи, настроение манджари Вриндавана. Если преданный не занимается взращиванием этих настроений, то на самом деле он не преданный.

Итак, мы должны стараться познать все эти градации, уровни преданности. Однако, когда мы достигаем бхава-бхакти, в частности благодаря следованию по пути рагануга-бхакти, мы обязаны забыть обо всём этом.

Например, сначала мы практикуем пение музыкальных нот, "са-ри-га-ма-па-дха-ни-са", а потом поём ту же мелодию, но уже тоном ниже. Так мы упражняемся в пении. Мы не можем практиковаться без пения нот. Но когда мы благодаря нашей практике достигнем зрелости, когда всему научимся, мы сможем спеть любую песню. Мы сможем петь много мелодий и песен, не заглядывая в ноты. Во время пения мы забываем обо всех движениях пальцев по клавишам и просто поём.

[Шрила Гурудев поёт харе-кришна-маха-мантру].

Когда мы поём, то забываем о фисгармонии, о положении пальцев на клавишах. Не осознавая движений своих пальцев, мы будем мелодично петь. Подобно этому, Кришна является Верховной Личностью Бога, но когда мы достигаем стадии бхава-бхакти, тогда....

Преданный: Мы забываем об этом.

Шрила Гурудев: Не сами забываем! Бхава заставит вас забыть. Вы понимаете, что я говорю?

Преданный: Ваш язык совершенен, Махарадж.

Шрила Гурудев: Здесь нет противоречия. Мы должны узнать все таттвы, а потом забыть о них на стадии бхава-бхакти. На стадии прорастания преданности (шаранагати) считайте Кришну Верховной Личностью Бога, но на стадии расцвета преданности вам понадобится забыть о Кришне как о Боге.

Есть первый класс начальной школы, и есть аспирантура университета. Это разные уровни, но они не оторваны друг от друга, они взаимосвязаны. Свамиджи (Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада) говорил вам: «Вы должны знать, кто такой Кришна. Он – Верховная Личность Бога». Но я говорю вам забыть об этом.

Некоторые преданные (ИСККОН) придерживаются мнения: «Мы абсолютные монархи. Нараяне Махараджу не следует говорить такие вещи. Это противоречит философской линии Свамиджи (Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады)». Я отвечаю им: «Но это и есть истинная философская линия Свамиджи. Он хотел привести всех к принятию прибежища именно в этой линии. Между его словами и моими словами нет ни малейшей разницы».

Я хотел бы поговорить о беседе Шри Чайтаньи Махапрабху с Райем Раманандой. Вы должны знать все таттвы (философские выводы). Я буду спрашивать каждого из вас о десяти философских истинах бхактидаша-мула-таттве. Вы должны записать эти постулаты. Даша-мула-таттва была записана и объяснена в «Джайва-дхарме». Шрила Бхактивинода Тхакур специально проявил эти бесценные выводы о преданном служении ради возвышения обусловленных душ материального мира. Мы должны чтить «Джайва-дхарму» и служить этому шедевру, посвящённому чистому преданному служению.

Я спрошу каждого из вас о десяти принципах, которые Шрила Бхактивинода Тхакур сформулировал и провозгласил в своей «Джайва-дхарме». В непроявленной форме эти принципы присутствуют в «Шри Чайтанья-чаритамрите», в книгах Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Дживы Госвами, и в наставлениях Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Бхактивинода Тхакур выразил их ради нашего блага. Эти десять принципов также изложены в «Бхагавад-гите», «Шримад-Бхагаватам» и Ведах. Они изложены во всех священных писаниях. Мы должны знать все эти принципы. Завтра я буду расспрашивать всех вас об этих десяти принципах(2).

Если преданный помнит и осознаёт эти десять принципов, тогда:

джнане прайасам удапасйа наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-вари-манобхир
йе прайасо ‘джита джито ‘пй аси таис три-локьям

«Господь Брахма сказал: «Мой дорогой Господь, те преданные, которые отбросили безличное представление об Абсолютной Истине и поэтому отказались от обсуждения эмпирических философских истин, должны слушать от осознавших себя преданных о Твоём святом имени, форме, играх и качествах. Они должны полностью следовать принципам преданного служения и воздерживаться от недозволенного секса, азартных игр, интоксикаций и убийства животных. Полностью предавшись Тебе своим телом, словами и умом, они могут жить в любом ашраме или социальном статусе. Воистину, Ты становишься побеждён такими преданными, хотя Ты всегда известен, как непобедимый» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.67).

Это проявится на стадии бхавы. Это не проявится на стадии садхана-бхакти. Но на уровне садхана-бхакти мы должны знать все эти принципы.

К кому применимо выражение «вишрамбхена-гуру-сева» (сокровенное служение гуру, когда учитель принимает ученика, как равного)? Это относится и к тем, кто продвинулся, и к тем, кто получил духовное посвящение. Возможно, я не принял дикшу (инициацию). Возможно, внешне я получил инициацию (анустан, пройдя ритуал посвящения), но пока не знаю, утвердился ли я в ней. Я не знаю, все ли члены нашего сегодняшнего собрания приняли дикшу или нет. Я думаю, что большинство из вас приняли дикшу. Кто принял дикшу?

[Преданные поднимают руки].

Когда мы действительно утвердимся в дикше? Что такое дикша? «Ди» означает «дивья-гьяна»: самбандха-гьяна, кришна-таттва-гьяна, бхакти-таттва-гьяна, майа-таттва-гьяна. Вторая часть слова дикша – это слог «кша», и он означает «устранение всех нежелательных элементов, которые мешают нашему садхана-бхаджану», таких как оскорбления (апарадхи) и анартхи. Сердце очищается от всех нежелательных тенденций, и затем появляется настоящий плод подлинной дикши.

Когда вы получили (формальное) посвящение, то в этот момент вы лишь вписали своё имя как ученика подготовительного класса дикши. Настоящая (видвадрудхи) внутренняя дикша ещё не состоялась. Дикша проявиться в истинном смысле слова лишь тогда, когда вы осознаете все таттвы, и в результате такого осознания все ваши греховные склонности, такие как апарадхи (оскорбления), будут устранены. На этой стадии осознания вы будете знать ответы на такие вопросы: «Кто такой Кришна? Что такое бхакти? Кто такая Шримати Радхика? Что такое махабхава?» Вы будете знать ответы на все эти вопросы, но ещё не будете осознавшей себя душой (сварупа-сиддхи). Если вы осознаете свою духовную природу, то окажетесь на стадии према-бхакти, и уже больше не будете привязаны к материальному телу. Вы будете осознавать своё изначальное духовное тело. На стадии садханы у вас должно быть хотя бы общее представление об этих таттвах.

Джнане прайасам удапасйа наманта эва. Если вы знаете, что Кришна является Верховной Личностью Бога, обладателем бесчисленных богатств и источником духовного и материального миров, если вы укоренились в этой концепции, то вы не сможете получить прему (любовь враджаваси). Вы можете получить только шанта-прему (любовь к Кришне с нейтральной позиции) или дасья-прему (любовь к Кришне с позиции Его слуги). Вы не сможете войти во Врадж и служить там Кришне.

Поднявшись на уровень бхава-авастха, вам придётся (по милости йога-майи) постепенно забыть о том, что Кришна – это Верховный Господь. Если у вас всё ещё присутствует настроение, связанное с божественностью Кришны (айшварья-бхава), то вы не сможете хранить в своём сердце сердце (Враджендра-нанданы) Кришны. Перед вами будет стоять стена марьяды (благоговения и почтения), отделяющая от вас Его. На стадии садханы вы обязаны соблюдать этикет марьяды. Однако, когда вы достигнете стадии полностью развитой любви и преданности, то ваша сева станет вишрамбха (сокровенной).

В противном случае, преждевременно проявляющаяся вишрамбха (отношения сокровенной близости) может привести к тому, что когда гуру скажет своему ученику: «Принеси мне воды», заблуждающийся (в сахаджии) ученик ответит: «Лучше ты принести мне воды, ведь мы же друзья (т.е. равные)».

Не делайте так! На уровне садханы марьяда играет ключевую роль. Когда вы осознаете все градации чистой преданности, то марьяда сама уйдёт(3), и вы будете служить Кришне как близкому другу.

Что такое вишрамбха-сева (служение, наполненное отношением сокровенной близости)? Когда гуру возвращается в храм после проповеди или другой деятельности, идеальный ученик быстро откликается на его нужды. Ученик видит, что губы гуруджи пересохли, значит, он хочет пить. Ученик тут же приносит ему воду. В идеале не должно возникать ситуаций, когда гуру приказывает своему ученику: «Принеси мне воды». Вы должны знать сердце и потребности своего гурудева. Не дожидаясь его распоряжений, вы обязаны сами выполнять всё необходимое.

Приведу пример неправильной оценки потребностей гуру. Ученик говорит своему учителю во время холодной зимы: «Гурудев, я хочу омыть ваши стопы. Пожалуйста, вытяните свои ноги вперёд». Однако зимний холод заставляет учителя дрожать от холода. При этом он очень хочет пить и неоднократно просит своего ученика: «Просто принеси мне воды, и после этого можешь совершить пуджу». Но ученик властно настаивает, повторяя: «Гурудев, пожалуйста, вытяните ноги вперёд».

– Я хочу пить!

– Пожалуйста, вытяните вперёд ноги. Я омою их, потому что так написано в шастрах.

Таким образом, ученик спорит со своим гурудевом. Вы не должны так себя вести. Вы должны знать, чего именно хочет ваш гурудев. Его нужды и требования должны выполнятся. Учителю не нужно, чтобы зимой его обмахивали веером. Также не следует обмахивать Кришну веером из павлиньих перьев в течение целого часа. Обеспокоенный вашими действиями, Кришна скажет: «Прекрати! Хватит!» Но властолюбивый «слуга» ответит: «Как я могу остановиться? Я должен обмахивать Тебя ещё час». Тогда Кришна скажет: «Не приходи больше сюда. Я не хочу, чтобы Меня обмахивали».

Таким образом, вы обязаны знать, какие меры следует предпринять для каждого вида служения. Мы должны знать нужды и потребности гурудева и заботиться об удовлетворении этих потребностей, прежде чем получим от него приказ. Тогда вы будете идеальным учеником. Ученик, который не знает, чего хочет его гуру, называется каништха-шишья (неофит). Ученик, выполняющий служение по указу своего гурудева, является продвинутым, опытным в гуру-севе. А ученик, выполняющий необходимое служение, не дожидаясь приказания гуру, и приносящий именно то, чего желает его учитель, является уттама-шишьей, учеником высшего уровня (сат-шишья).

Получив указание совершать служение, ученик, отвечающий своему гурудеву: «Подождите немного, я сейчас приду», – не севак (слуга), а скорее вака (журавль), без слога «се». Этот ученик подобен журавлю, который стоит в воде на одной ноге, в медитативной позе. Но на что он «медитирует», в каких облаках летает? Стоя на одной ноге, он медитирует на ловлю рыбы (свою выгоду).

Итак, вишрамбхена-гуру-сева означает выполнение надлежащего служения без приказа свыше, из естественного чувства любви к гуру. Такой ученик также с готовностью принимает на свою голову все просьбы своего учителя.

И затем, джнане прайаса удапасйа. Следует рано или поздно предать забвению, что Кришна – это Бог. Думая о себе как о бесконечно малой частичке, а о Кришне как о бесконечно большом целом, между Кришной и вами встанет стена марьяды (благоговения и почтения), и вы не сможете тогда служить Кришне (в Его проявлении Враджендра-нанданы) в соответствии с Его потребностями и желаниями. Итак, джнане прайаса удапасйа….

После этого следует ещё одна шлока. Услышав речь Рая Рамананды, Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Да, да. Что-то в этом есть, но продолжай дальше. Это не внешнее и не внутреннее. Я принимаю то, что ты хочешь сказать, но ты должен продолжать говорить дальше».

Затем Шри Рай Рамананда Прабху произнёс одну шлоку. В этой шлоке говорится, что человек будет испытывать голод только в том случае, если у него есть аппетит и жажда. В это время любое блюдо для него будет вкусным. Вкус блюда прямо пропорционален аппетиту. Отсутствие аппетита сделает вкус даже вкусного блюда пресным и безвкусным. Не имея аппетита, вы скажете: «О, что это вы тут приготовили? А какие у вас в меню виды сабджи? А какой дал? О, эти блюда не очень вкусные». Отсутствие аппетита заставит вас говорить плохо о приготовленных блюдах. Но если у вас разгорелся аппетит, вы не будете спрашивать: «Что там приготовлено?» Вы с большим удовольствием будете кушать сухие чапати, даже без масла!

Без асакти (привязанности) и маматы (чувства обладания) према к Кришне не пробудится. Према последует за асакти. Чем гуще асакти, тем гуще будет према. Тогда Кришна будет под вашим контролем(4).

Я буду объяснять эти возвышенные, концентрированные стадии чистой преданности во время вечерних лекций. Вы должны знать все эти грани бхакти, они очень сильно помогают улучшить ваше служение Кришне. За ними стоит много глубоких объяснений. Если у вас нет премы к Кришне, то несмотря на то, что вы предлагаете Ему сотни тысяч вкусных блюд и шестнадцать видов поклонения (упачар), Кришна никогда не будет счастлив. Соответственно, мы также не будем счастливы. В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.6) сказано:

са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата йайатма супрасидати

«Высшим занятием (дхармой) для всего человечества является та дхарма, благодаря которой люди смогут достичь любовного преданного служения трансцендентному Господу. Такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным, чтобы полностью удовлетворить их «Я»».

Что означает «йайатма супрасидати»? Будем ли мы окончательно счастливы, если удовлетворена только душа? Нет. Здесь термин атма означает «Кришна». Если Кришна счастлив, доволен и удовлетворён, тогда наша атма (душа) тоже будет счастлива, довольна и удовлетворена. Если Кришна недоволен, мы не сможем быть по-настоящему довольными. Кришна всегда думает о том, как сделать нас счастливыми. Предложение множества видов поклонения Кришне без асакти, маматы и премы.... (зрелости в мадхьяма-адхикаре или без уттама-адхикары) Будете ли вы предлагать Кришне пищу, как Дурьодхана? Если вы сделаете это, Кришна скажет: «У меня нет аппетита». Я объясню это более подробно в последующих лекциях.

Преданный: Вы говорили, что джива не может упасть после того, как получила освобождение. Мой Гуру Махарадж сказал: «Когда говорят, что кто-то падает, это относится к… [неразборчиво]». Не могли бы вы объяснить это?

Шрила Гурудев: Я дам вам ответ во время следующей лекции. Вы должны попытаться узнать обо всех этих фактах.

Гаура премананде! Харибол!

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Шрила Гурудев: Вся слава Шри Гуру и Шри Гауранге! Вся слава собравшимся преданным!

Преданные: Вся слава Шриле Гурудеву!

Шрила Гурудев: Мы все ещё увидимся.

………………………………………….

1)   В «Бхагавад-гите как она есть», неоднократно утверждается, что души не падают из духовного мира:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvsp_a/10989-bhagavad-gita-kak-ona-est-o-nevozmozhnosti-padeniya-dzhivy-iz-duhovnogo-mira.html

2)   Детально с принципами даша-мула-таттвы можно ознакомиться, пройдя по ссылкам:

Часть 1: http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/10340-osnovnoy-obzor-dasha-mula-tattvachast-1.html

Часть 2: http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/10341-pramana-tattva-krishna-parama-tattva-krishna-sarva-shaktiman-dasha-mula-tattva-chast-2.html

Часть 3: http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/10342-shri-krishna-akhila-rasamrita-sindhu-dzhiva-vibhinnamsha-tattva-shri-hari-dasha-mula-tattva-chast-3.html

3)   Именно духовный учитель выстраивает отношения с учеником, а не наоборот. Форма отношений с гуру не определяется учеником. Учитель самостоятельно определяет, насколько приблизить к себе ученика, учитывая его зрелость в преданном служении. Если ученик пытается доминировать в формировании отношений с учителем, тогда он будет отброшен от близких отношений с гуру на периферию, дабы не совершить оскорблений в сторону гуру. Профилактическая дистанция будет удерживать ученика в рамках этикета.

4)   Шри Кришна с большим желанием отдаётся власти Своего чистого преданного, который контролирует Его своей бескорыстной любовью. Эгоистичный контроль Бога, где нет чувства озабоченности исполнением желаний Кришны, невозможен.

.....................................................

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Ссылки и пояснения: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж