?

Экадаши-врата. Ари Мардан дас. Часть 2.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 94. Опубликовано: 18-01-2020, 17:52

Экадаши-врата

Ари Мардан дас

Часть 2

 

Гоняясь за временными плодами экадаши-враты, принцип анйабхилашита-шунйам (принцип шуддха-бхакти) будет нарушен, и таким образом цель – према-бхакти – станет недостижимой. Ищущий временных благ от поста в экадаши дисквалифицирует себя как преданного. Все мирские обещания даны лишь для того, чтобы привлечь к посту маловеров, людей с материальными устремлениями. Те, кто не имеет шраддхи, либо обрёл её в очень малой степени, может быть привлечён кармическими обещаниями Бхагавана. Это начальный уровень. Для того, чтобы развить веру в шастры, Бог обещает быстропроходящие плоды. Обретая их, карми осознают, что обещания Пуран не пустые, и поверят им. Обретённое в таком случае ими бхакти-сукрити, постепенно и автоматически направит их на служение Господу Хари. Однако для тех, кто ищет непреходящего, должен избегать соблазнов использовать бхакти ради бхоги и мукти. Бхаведакти – это служанка Кришны, а не того, что останавливает на пути к Нему. Бхакты должны развивать асакти (привязанность) к Кришне и служению Ему в кришна-бхаджане, а не к бхоге (чувственным наслаждениям) и айшварье (богатству). Соблазняясь мирскими достижениями, возникает риск потери времени:

бхогайшварйа-прасактанам тайапахрита-четасам

вйавасайатмика буддхих самадхау на видхийате

«Люди, привязанные к наслаждениям и богатству и умом устремлённые к райскому счастью, не могут иметь стойкого разума, чтобы сосредоточенно размышлять о Всевышнем» («Бхагавад-гита», 2.44).

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, наш высокочтимый духовный благожелатель и шикша-гуру комментирует эту шлоку в «Сарартха-варшини-тике» так: «Люди пренебрегающие бхакти и привязанные к плодам своей деятельности, крайне неразумны. Стихи 2.42-44 читаются как одно целое: «Они (карми) провозглашают высшей истиной то учение вед, которое подобно красивым, но ядовитым лианам. Околдованные им, они чужды упорного устремления к медитации (самадхи)». … Почему они придерживаются подобных убеждений? Потому что неразумны. … Какие наставления цитируют эти люди? Которые описывают множество ритуалов на пути к мирскому наслаждению и могуществу и которые ведут к новому рождению, материальной деятельности и к её последствиям. Околдованные этим учением и привязанные к удовольствиям и власти, они не могут обладать решимостью достичь сосредоточенности в самадхи, то есть созерцания Всевышнего».

Шрила Гурудев, Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, в комментарии на «Бхагавад-гиту», 2.44 пишет: «Высшей целью Вед является Кришна и служение Ему. Кто не понимает этого, принимает за высшую истину внешние, относительные утверждения вед, заманчивые на первый взгляд, но ведущие к ужасным последствиям».

Вот почему не следует соблазняться теми предписаниями шастр, которые сулят мирские блага в обмен на священный пост. Принять правильное настроение в экадаши возможно, если следовать по стопам святых, свободных от чего бы то ни было наносного и второстепенного.

Несомненно, нелегко с самого начала практиковать бхакти в согласии с указаниями «Шримад-Бхагаватам», где сказано, что сева Бхагавану должна быть непрерывной и бескорыстной, ахаитукй апратихата… (1.2.6). Для тех, кто не находит в себе силы быть занятым постоянным преданным служением двадцать четыре часа в сутки, есть шанс укрепить и протестировать себя хотя бы в экадаши. Во время экадаши-враты рекомендуется совершать служение в течение всего дня, а при соблюдении высоких требований этой враты (аскезы), даже ночью. Поэтому тот, кто никогда себя не испытывал на прочность в нитья-севе гуру и вайшнавам, может попробовать практиковать непрерывное бхакти хотя бы два дня в месяц. Это будет хорошим началом для обретения понимая, что из себя представляет настоящая садхана-бхакти. Для каништха-адхикари, не обладающему в сердце премой, на примере двух-трёх дней (дашами-экадаши-двадаши), важно хотя бы отчасти понять, что такое настоящее служение.

Пока каништха-адхикари остаётся слугой дьявольских сил, энергий низшего плана, он не сможет быть принятым Богом. Следует рано или поздно серьёзно подумать над тем, чтобы освободиться от гнёта тамаса в своём сердце. Освободить сердце от ложного эгоизма – это цель для тех, кто скован гунами. Знающие вайшнавы учат: невозможно отдать сердце Кришне, если оно не является нашей собственностью. Пока оно порабощено гунами материальной природы, оно принадлежит миру материи, и поэтому, прежде чем предлагать его, необходимо сначала приобрести его в свою собственность. Траи-гунйа-вишайа веда, нистраи-гунйо бхаварджуна нирдвандво нитйа-саттва-стхо – «Веды говорят о гунах. Избавься от них. Обрети своё истинное `я`» («Бхагавад-гита», 2.45). Бхагават-бхакты не предлагают Кришне чужие фрукты, они их сначала покупают, а потом моют. После этого, можно предлагать подношение. Аналогично этому, экадаши-врата отмывает сердце и позволяет его предложить Кришне. Экадаши прекрасно очищает душу.

Воистину, экадаши-врата приводит в восторг Бхакти Дэви и души практикующих! Это происходит, когда мы допускаем в этой врате присутствие других анг (видов) бхакти. Не нужно видеть в посте лишь воздержание или аскезу. Более того, экадаши-врата – это, прежде всего, активная деятельность чувств в усилиях служить гуру и Кришне. Шрила Бхактивинода Тхакур в «Харинама-чинтамани», 12.35-36 определяет характер полноценного экадаши для тех, кто хочет избавиться от бхакти-абхасы:

краме краме сеи саба чинта парихаре

йатибе саубхагйаван ваишнава-ачаре

пратхамете хари-дине бхога-чинта тйаджи

садху санге ратра дина харинама-бхаджи

«Надо предпринимать постоянные усилия, чтобы выбрасывать из ума подобные мысли (порождённые анартхами), и стараться следовать вайшнава-сад-ачару (этикету). Такие усилия даруют духовную удачу. Человек должен начать с соблюдения экадаши, дней явления Господа и иных важных праздников. В праздники он день и ночь должен повторять и петь во славу Господа находясь в садху-санге».

Вот она – полнота, постоянство, очищение, этикет, погружённость с головой в севу, добавление главных видов преданного служения к посту и садху-санга. Через такую практику в экадаши можно успешно приобщиться к непрерывному преданному служению. Данный опыт плавного (краме краме) приближения к нитья-севе необходимо обрести каждому. Не посвящая всё своё время (нирантара) служению Господу, нельзя Его удовлетворить должным образом. Разделяя своё сердце между материальными наслаждениями и бхакти, человек не достигнет полного блага на духовном пути. Об этом нужно помнить, чтобы не останавливаться в духовном развитии на долгие годы, десятилетия и жизни. Время уходит неумолимо, никто не в силах его остановить.

Следуя правилам экадаши, нужно знать, что этот день чтили севой и постом все ачарьи в Гаудия-парампаре, включая Самого Шри Чайтанью Махапрабху. Он учил:

прабху бале – эка мане кришна нама санкиртане

нидрахара карийе варджана

«В экадаши все вы должны воздержаться от еды и сна и постоянно повторять харинаму» («Према-виварта», Глава 18).

Если мы избавимся от анартх и пойдём по проторённому святыми пути, то, несомненно, достигнем успеха. Рупанугатья наделяет огромной силой и благословлениями, идущими от сиддха-вайшнавов. В линии Гаудий рупанугатья является неотъемлемым настроением золотого стандарта уттама-бхакти или шуддха-бхакти, упомянутого в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11.

Если игнорировать принцип сато-вритти, следования по стопам святых прошлого, упомянутый Шрилой Рупой Госвамипадом для шаранагата-бхакт в «Упадешамрите» (текст 3), то ни один адепт бхакти не приблизится к высшей обители Господа. Следует постепенно внедрить в свою жизнь такие стандарты поста, какие были у святых. Это произойдёт естественно с ростом бхакти-адхикары. Не следует выдумывать своих правил поста(6), создавая свою религию:

вараках ким у джананти пранинах карйа-нишчайам

дхиг дхин мудха-дхийах папан дхарма-виплава-каринах

«Может ли человек, который не свободен от греха устанавливать правила религии? Позор тем, кто сбивает с толку людей, проповедуя ложные принципы и правила!» («Курма Пурана»).

Двигаясь на Север, нельзя попасть на Восток. Святые уже явили пример для всех.

Махапрабху – это Сама Шримати Радхика. Войдя в тело Шри Кришны, Она Сама учит правилам постов. Экадаши Дэви – это экспансия Шримати Радхарани. Все трансцендентные богини существующих вселенных наделены силой только Ею. Почитая Экадаши Дэви, мы естественным образом обретаем милость Ади Дэви, Адья-шакти – Шри Радхи Тхакурани. По этой причине, следуя экадаши-врате, мы обретаем благосклонность возлюбленной Шри Кришны. Без радха-крипы никто не войдёт в обитель Кришначандры, известную как Вриндаван. Вот почему мы нуждаемся в милости Шри Чайтаньи Махапрабху, проявления Шри Радхи и учителя экадаши-враты. Он учил:

прабху бале бхакти айге экадаши мана бхайге

сарва наша упастхита хайа

прасада пуджана кари пара дине паиле тари

титхи пара дине нахи райа

«Несоблюдение полного поста на экадаши очень опасно для духовной жизни. В экадаши почитайте прасад, лишь кланяясь ему, но принимайте его на следующий день. Таким образом можно пересечь океан материального мира. В любом случае, наутро пост закончится.

шри хари васара дине кришна нама раса пане

трипта хайа ваишнава суджана

анйа раса нахи лайа анйа катха нахи кайа

сарва бхога карайе варджана

Все вайшнавы, дорогие спутники Верховного Господа, очень рады, если они могут должным образом соблюдать экадаши, просто наслаждаясь нектаром кришна-намы. На экадаши не следует вкушать пищу или обсуждать какие-либо мирские темы. Нужно забыть обо всех телесных наслаждениях. Долг вайшнава – ежедневно почитать и принимать в пищу только прасад; он никогда не принимает непредложенной пищи.

прасада-севана ара шри-хари-васаре

виродха на каре кабху буджхаха антаре

Попытайтесь глубоко осознать, что нет никакого оскорбления в том, что вы отказываетесь от маха-прасада в экадаши или во время другого важного поста.

экадаши дине нидрахара висарджана

анйа дине прасада нирмалйа сусевана

Не забывайте воздерживаться от еды, питья и сна в экадаши, а на следующий день почитайте прасад до полного удовлетворения» («Према-виварта», Глава 18).

Таков высший стандарт во время экадаши-враты.

Получить расположение Кришны возможно, но вначале следует обрести милость олицетворения Его пара-шакти – Шри Радхики. В связи с этим будет очень благоприятно перед постом почтить пранама-мантрами сначала своего духовного учителя, сад-гуру, – представителя Шримати Радхики, явленного на благо всех жителей Земли, а потом уже вознести молитвы его свамини – Шри Радхике:

тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари

вишабхану-суте деви пранамами хари-прийе

Все правила экадаши-враты можно разделить на первичные, мукхья, и вторичные, гауна. К первичному правилу можно отнести служение Шри Кришне, а к вторичному – воздержание от всего того, что может быть неблагоприятным для чистого преданного служения. Существует история, которая проиллюстрирует данное положение.

Однажды Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объявил в Гаудия Матхе о посте в экадаши. Все принялись соблюдать врату как следует. Однако ежедневную севу никто не отменял. Зайдя в одну из комнат, Сарасвати Тхакур увидел, как некоторые его брахмачари сидят и ничего не делают. Он удивился и спросил их, почему они оставили своё служение? Ученики ответили, что не могут найти в себе сил, чтобы продолжить садхану. Тогда Шрила Сарасвати Тхакур сказал им, что если они не пойдут сейчас же совершать свою севу, тогда он прикажет, чтобы приготовили рис и накормили их. Брахмачари испугались и побежали выполнять свои ежедневные обязанности. Бхакти-дхарма не должна прерываться даже постом.

Этот пример ясно говорит о том, какое именно правило в экадаши самое главное. Преданное служение Бхагавану всегда и везде было и остаётся сварупа-лакшаной, главенствующим признаком. Об этом никогда не следует забывать.

Те, кто в самом начале своей практики не обладают пониманием бхакти-таттвы, кришна-таттвы, джива-таттвы, майа-таттвы и прочих аспектов ведического знания, могут делать акцент на воздержании. И даже если они не могут поститься на воде, это не принципиально для них, так как Шрила Санатана Госвами в «Хари-бхакти-виласе», 12.409 сказал:

упаваса-нишедхе ту кинчид бхакшйам пракалпайет

но душйати упавасо атра упаваса-пхалам лабхет

«Полный пост не обязательно означает пост даже на воду. Человек может съесть небольшой плод и коренья во время поста. Это не прерывает пост, и человек получает благо поста».

Однако те, кто уже имеет опыт внимательного слушания хари-катхи и практики служения, должны сосредоточиться именно на выполнении анг бхакти. Если преданный хорошо знает сиддханту вайшнавов и приближается в своём развитии к мадхьяма-адхикаре, то ему обязательно испытать себя, следуя полностью всем указанным рекомендациям в пост на дашами, экадаши и двадаши.

Необходимо ко всему в бхакти подходить постепенно, учитывая свои способности. Бхакти-крама-патх, или поступенчатость в бхакти, также утверждена Рупой Госвами как обязательное условие. Если человек начнёт нарушать его, тогда он рискует впасть в сахаджию, гордыню, злость, зависть, стагнацию, или, как говорят христиане: «впасть в прелесть». Нет смысла развивать в себе негативные качества, пренебрегая правилами поступенчатого развития.

Частичного следования правилам экадаши-враты не избежать на начальных этапах духовного развития. Однако лучше всех преданных тот, кто следует и главным и второстепенным правилам экадаши-враты. Именно так следует делать всем без исключения, когда приходит зрелость и чистота в бхакти. Позволение здоровья тоже учитывается. Ослабленные тяжёлой болезнью люди могут попросить кого-нибудь поститься за них. Это также приемлемо для Гаудий и предписано в «Хари-бхакти-виласе», 12.82-90.

Некоторые преданные думают, что пост за другого человека нежелателен и не поддерживается учением Гаудий. Однако в «Ваю Пуране» Вьяса учит обратному:

упавасе тв ашактасйа ахитагхер атхапи ва

путран ва карайед анйан брахманан вапи карайет

«Если человек не способен совершить экадаши-врату или же он занят ежедневной агнихотра-ягьей, тогда он может попросить своего сына поститься за него. Можно для этого обратиться и к достойному брахману ради своего блага».

атхава випрамукхйебхйах данам дадйат сва-шактитах

упавасам ту курванах пунйам шата-гунам лабхет

«Можно также пожертвовать достойному брахману в соответствии со своими финансовыми возможностями. Человек обретает в сто раз больше, соблюдая пост ради блага кого-то, чем соблюдая пост ради себя».

йам уддишйа критам со апи сампурнам пхалам ашнуне

нари сва-патим уддишйа экадашйам упошита

пунйам шата-гунам прахур мунайах паридаршинах

упаваса-пхалам тасйах патих прпноти асамшайам

«Тот, ради кого постятся, обретает все блага от этого поста. Совершая экадаши-врату во благо мужа, жена получает в сто раз большее благо, чем если она будет поститься ради себя одной. Её муж при этом получит полный результат поста. Таково заключение знатоков шастр, великих мудрецов».

Шрила Санатана Госвами также избавляет нас от заблуждения неприемлемости поста за другого. Ссылаясь на «Катьяяна-смрити» он пишет:

питри-матри-пати-бхратри-гурв-артхе ту вишешатах

упавасам пракурванах пунйам шата-гунам лабхет

дакшинатра на датавйа шушруша вихита ча йа

«Соблюдая пост на благо своего отца, матери, супруга, брата или духовного учителя, джива обретает благо в сто раз большее, чем если будет поститься ради своего блага. Однако следует знать, что нельзя совершать такой пост с корыстью в сердце».

грихастхах кшатрийартхе йа экадашйам упошатах

пуродхах са-прийаих сардхам пхалам прапноти нишчитам

«Домашний жрец может поститься за царя и обрести великое благо вместе с членами своей семьи».

питамахадим уддишйа экадашйам упошанам

критам йаис ту пхалам випрах самаграм те самайайух

карта даша-гунам пунйам прапноти атра на самшайах

йам уддишйа критам со апи сампурнам пхалам апнуйат

«Тот, кто соблюдает экадаши-врату ради блага своих предков, обретает полное благо. Постящийся получает благо в десять раз больше, а тот человек, ради которого постятся, получает полное благо от одного поста. В этом нет сомнений».

В «Вараха Пуране» Вьяса снова повторяет свою мысль:

асамартхйе шарирасйа врате ва самупастхите

карайед дхарма-патним ча путрам ва винайанвитам

бхагиним бхратарам вапи вратам асйа на лупйате

«Если муж болеет и не может совершить экадаши-врату, он может обратиться к своей жене или сыну и попросить их совершить пост за него. Можно с такой просьбой обратиться к сестре или брату. Так экадаши-врата будет выполнена».

Подобные ссылки мы также находим в учении Шрилы Мадхвачарьи, в его работе «Кришнамрита-махарнава». Учение Пуран предназначено для вайшнавов всех истинных сампрадай. Также становится ясно, что постящийся за другого человека, может иметь как высокую, так и низкую бхакти-адхикару. Согласно ссылкам, нет никаких ограничений для того, чтобы поститься во благо других людей. В некоторых случаях это даже предпочтительнее, чем поститься только ради собственного блага. Поэтому идея о том, что постясь за другого, человек сам остаётся без плодов экадаши-враты, также не состоятельна.

Правила враты важно соблюдать, так как сознательно пренебрегающий фундаментальными принципами экадаши получит на свою голову такие греховные реакции, которые даже не ожидает и которые даже не может себе представить:

со ашнати партхивам папам йо ашнати хари-васаре

«Тот, кто ест зерно в экадаши, поедает все виды греха всего мира» («Хари-бхакти-виласа», 12.20).

В «Сканда Пуране» сказано:

матриха питриха чаива бхратриха гуруха таттха

экадашйам ту бхункте вишну-лока-чйуто бхавет

«Употребляющий злаки и бобовые во время экадаши-враты принимает на себя грех убийства своей матери, отца, брата и духовного учителя. Такой грешник не будет принят в духовном мире».

В «Сканда Пуране» предупреждают:

агниварнайасам тикшнам кшипанти йама-кинкарах

мукхе тешам махадеви йе бхунджанти харер дине

«О Дурга, ямадуты будут заливать расплавленный металл в рот тех, кто поедает злаки и бобовые в экадаши».

Попав в общество бхакти-йоги, следует регулярно пользоваться гаудия-панджикой, вайшнавским календарём, чтобы не забывать о предстоящих праздниках и постах(7). Следует помнить, что в пространстве нашей материальной вселенной содержится большое количество грехов Джагая и Мадхая, которые в любой момент могут обрушиться на тех, кто сознательно нарушает законы, установленные Всевышним. А грехи их были не малые! Даже Читрагупта, писарь Ямараджи, не в силах был их все описать.

Чтобы получить должное вдохновение перед постом, желательно перечитывать экадаши-махатмью – славу экадаши из различных шастр, а также слушать о ней из уст знающих и серьёзных преданных. Чтение экадаши-махатмьи перед экадаши и во время её, наполнит сердце вдохновением и решимостью максимально строго следовать экадаши-врате, без нарушений(8). Следование правилам и предписаниям шастр с энтузиазмом даст гораздо больший эффект, чем делать это без него. Утсахан нишчайад дхаирйатбхактих прасиддхйати («Упадешамрита», стих 3) – следуя по пути бхакти с энтузиазмом, верой и с непоколебимостью, человек обретёт совершенство в своих усилиях и обязательно достигнет шуддха-бхакти, которое в свою очередь, быстро дарует прему, любовь к Богу.

Харе Кришна!

…………………..

1)              Подборки цитат о нирджала-экадаши: http://sampradaya.ru/current/article/9601-nirdzhal-ekadashi-sbornik-citat-velikih-vayshnavov.html Анукалпа в экадаши: http://sampradaya.ru/current/article/4138-anukalpa-v-ekadashi.html

2)              Одна из версий такого календаря находится по ссылке: https://vk.com/club156216678

3)              Статьи об экадаши для обретения вдохновения:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1271-mantry-prinyatiya-obeta-svyazannogo-s-postom-v-ekadashi.html

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/1022-pravda-o-pandava-ekadashi.html

http://sampradaya.ru/current/article/239-ekadashi-oznakomlenie-chast-1.html

http://sampradaya.ru/current/article/238-yavlenie-ekadashi.html

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/242-ekadashi-osnova-chistogo-bhakti.html

http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvbm_a/2696-o-slave-ekadashi.html

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/230-shrila-narayana-maharadzh-ob-ekadashi-vrate.html

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/7682-eto-ne-den-eto-sam-krishna.html

http://sampradaya.ru/legacy/article1/madhva/244-nastavleniya-shri-madhvachari-ob-ekadashi-chast-1-vvedenie.html

http://sampradaya.ru/legacy/article1/madhva/245-nastavleniya-shri-madhvachari-ob-ekadashi-chast-2.html

http://sampradaya.ru/legacy/article1/madhva/246-nastavleniya-shri-madhvachari-ob-ekadashi-chast-3.html

http://sampradaya.ru/legacy/article1/madhva/247-nastavleniya-shri-madhvachari-ob-ekadashi-chast-4.html

http://sampradaya.ru/current/article/6902-absolyutna-li-mayyapurskaya-pandzhika.html

http://sampradaya.ru/current/article/240-ekadashi-obschie-pravila-i-rekomendacii-chast-2.html

http://sampradaya.ru/current/article/241-zametki-ob-ekadashi-chast-3.html

Лекции об экадаши:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6768-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-dzhaganatha-puri-2014-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvbgm_v/3071-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-chandigarh-07122015-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvtm_v/2489-shrila-bhakti-vallabha-tirtha-maharadzh-moskva-29082001-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvbgm_v/2977-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-chandigarh-07112015-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvtm_v/2490-shrila-bhakti-vallabha-tirtha-maharadzh-moskva-29-30082001-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvbgm_v/7005-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-vrindavan-kartika-26102016-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/brsgm_v/9163-shrila-bhakti-rakshak-shridhar-maharadzh-30121981-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvnm_v/2458-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-20-fevryalya-1997g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7138-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh23012017-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7128-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-08012017-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7438-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-deli-01062016-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6651-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-dzhaganatha-puri-2016-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7197-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-07022017-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5262-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-bali-0402-2001-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/8461-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-05061998-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6764-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-kalkutta-2015-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/8634-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-dzhagannatha-puri-yanvar-fevral-2017-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7016-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-vrindavan-kartika-26102016-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6769-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-dzhaganatha-puri-2016-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6766-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-kalkutta-2015-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvtm_h/7314-shrila-bhakti-vallabha-tirtha-maharadzh-30082001-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6763-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-kalkutta-2014-g.html

http://sampradaya.ru/current/audio/2081-1-stupen-vayshnavskogo-obrazovaniya-ekadashi.html

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7129-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-09012017-g.html

 

Редакция: Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи