Ш.Прабхупада о сотрудничестве с Гаудия Матхом. Ари Мардан д. Часть 2.
Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада
о сотрудничестве с лидерами Гаудия Матха
Ари Мардан дас
Часть 2
Бхактиведанта Свами Прабхупада
и Шрила Нараяна Госвами Махарадж
То же самое можно сказать и про Шрилу Бхактиведанту Нараяну Махараджа. Шрила Прабхупада надеялся на его поддержку и направил перед своим уходом своих учеников к нему за помощью. Шрила Прабхупада желал, чтобы его ученики научились должной вайшнавской этике и философии от него. О желании сотрудничества его учеников с Нараяной Махараджем говорит ученик Шрилы Прабхупады Тамал Кришна Махарадж. В своём дневнике «Последние дни Прабхупады» (стр. 203-207), фиксирующем детальную хронику событий, он приводит транскрипцию беседы между ачарьями:
«Ш.С.Прабхупада: Шрила Прабхупада (Бхактисиддханта Сарасвати) хотел, чтобы мы проповедовали в Европе. Америка – это было моё желание, а другое моё желание – чтобы вы все трудились вместе в проповеди.
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Да, это так.
Ш.С.Прабхупада: Я не терял ни минуты. Я старался изо всех сил, и кое-что мне, похоже, удалось. (Прабхупада чуть не заплакал). Если мы будем трудиться вместе, тогда, как сказал Шри Чайтанья Махапрабху, притхивите ачхе йата нагари-грама имеет большое будущее. Моя жизнь подходит к концу. Я хочу, чтобы вы все простили меня за мои ошибки. Мои духовные братья (в Гаудия Матхе)… Когда проповедуешь, бывают какие-то разногласия, какие-то недоразумения. Может быть, я тоже совершал какие-то оскорбления. Пожалуйста, попроси их простить меня. Когда я уйду, сядьте все вместе и решите, как устроить утсаву (пир) в мою честь. Сколько мы сможем заплатить? Что ты думаешь об этом?
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Всё, что Вы мне прикажете, я исполню абсолютно искренне. Я считаю Вас моим гуру.
Ш.С.Прабхупада: Думаешь, что-то есть не то в моём предложении?
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Оно великолепно! Так и нужно сделать. Вы создали нечто, и теперь каждый из нас обязан защитить созданное Вами. Вы сами научили их. Но в будущем, если все будут сотрудничать с ними, во всём мире совершится нечто грандиозное.
Ш.С.Прабхупада: У них нет ничего такого, что они унаследовали бы. Они рождены в семьях млеччх и яванов. Я научил их, чему смог, и они стараются изо всех сил. Если вы будете работать вместе, весь мир будет ваш. Построено множество больших храмов. Нет недостатка ни в деньгах, ни в людях. И если работать в правильном расположении духа…
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Да, все должны сотрудничать. И если они действительно смиренны, то всё будет хорошо. Что смогу, я сделаю. Если они будут нуждаться в какой-то помощи, я всегда помогу им. Если они позовут меня, если спросят совета, если пригласят меня куда-то приехать, я сделаю всё, что в моих силах. Мои силы очень ограничены, но что могу, я сделаю.
Ш.С.Прабхупада: Сколько наших духовных братьев во Вриндаване?
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Бон Махарадж, наверное, там. И Индупати Прабху.
Ш.С.Прабхупада: Я думал о нём, об Индупати.
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Больше никого там нет.
Ш.С.Прабхупада: Позови этих двоих – Индупати и Бон Махараджа.
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Это прекрасное предложение.
Ш.С.Прабхупада: Ты можешь посидеть немного. Пусть он тоже придёт. Все эти недопонимания и ссоры…
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Это обычное дело. В этой всемирной проповеди, если даже что-то не так здесь или там, какая разница? Всё в порядке. Всё, что Вы сделали, Вы сделали для блага всего человеческого общества. Здесь не было Вашей личной выгоды, только интересы Бога.
Ш.С.Прабхупада: Всё это я сделал благодаря твоим благословениям(6).
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Ваши достижения огромны. Теперь всё это нужно поддерживать.
Ш.С.Прабхупада: Я не могу говорить. Расскажи им сам. Ты как?
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Я в порядке. Все они очень полезные и достойные люди. Не беспокойтесь, думайте теперь о Господе.
Ш.С.Прабхупада: В Маяпуре была большая передряга.
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Все поправятся. Это сделали какие-то злые люди из каких-то своих соображений. Иногда нас будут отвергать, но это ничего.
Ш.С.Прабхупада: На марш протеста пришло двадцать тысяч людей. Ты слышал?
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Да, я слышал и очень огорчился. Это устроили коммунисты. Они совершили большую ошибку. Вы ни о чём сейчас не беспокойтесь, теперь они сами обо всём позаботятся. Вы теперь спокойно размышляйте о Господе.
Ш.С.Прабхупада: Ты так (хорошо) влияешь на меня.
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Как я могу влиять на Вас? Я почитаю Вас как своего гуру.
Ш.С.Прабхупада: Да, я знаю это(7).
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Если мы совершили какие-то оскорбления, пожалуйста, простите нас. Благословите нас, чтобы мы смогли развить в себе привязанность к лотосным стопам Господа….
Ш.С.Прабхупада: Прежде всего, я хочу сказать: простите мне все мои оскорбления. Я никого не хотел обидеть, но когда проповедуешь, приходится иногда говорить что-то такое, что может поранить других. Простите ли вы меня?
Индупати д.: Да, да.
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Махарадж, Вы не совершили никаких оскорблений. Мы никогда не думали, что Вы делали что-то неправильно. Со своей стороны, благословите нас, мы в этом нуждаемся. Если кого-то оскорбило любое из Ваших действий, – это его вина….
…
Ш.Б.Нараяна Махарадж: Что Вы скажете мне, я передам другим ученикам Прабхупады (Шрилы Сарасвати Тхакура). Я перескажу всё в точности. И я уверен, что любой (из них) поможет этим юношам. Не беспокойтесь ни о чём, просто думайте о Боге»(8).
Доказательством тому, что некоторые Гуру ИСККОН последовали наставлениям Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады и получали наставления от Шрилы Нараяны Махараджа, является книга «Уместные вопросы и совершенные ответы»(9). В ней содержится описание даршанов, которые давал Шрила Нараяна Махарадж гуру ИСККОН за период с 1992 по 1993 годы. Там же приведены фотографии, подтверждающие факт этих встреч. Среди участников диалогов были Тамал Кришна Госвами Махарадж, Бхуриджан Прабху, Дханурдхара Махарадж и др.
Несомненно, Шрила Нараяна Госвами и Шрила Прабхупада имели много общего как в проповеди, так и в характере, несмотря на то, что каждый занял свою индивидуальную нишу в современном Гаудия-вайшнавизме, раскрывая разные аспекты духовной философии(10). Шрила Нараяна Госвами Махарадж блестяще выполнил наставления Шрилы Бхактиведанты Свами и внёс свою лепту в духовное развитие его учеников. Он раскрыл славу Шрилы Бхактиведанты Свами в своей книге «Гаура-вани прачарине»(11).
Стараясь быть слугой Шрилы Свами Прабхупады до самого конца, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами положил трансцендентное тело Шрилы Прабхупады в самадхи, о чём свидетельствуют книги ИСККОН (см. цветную вкладку в книге «Атма-таттва. Трансцендентное знание о душе», 2010г.) и видео «Последний урок» (ссылка: http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvsp_v/2276-shrila-bhaktivedanta-svami-prabhupada.html).
Все, кто мешали Шриле Нараяне Госвами выполнять просьбу Шрилы Бхактиведанты Свами, продолжая его миссию, совершили преступление против ачарьи ИСККОН. Пытаясь дискредитировать статус Шрилы Б.Нараяны Махараджа, они потерпели полное фиаско. Их нападки и лживые обвинения были опровергнуты. Ознакомиться с опровержениями можно пройдя по ссылкам:
Часть 3: http://sampradaya.ru/current/article/8350-lzhivye-obvineniya-ili-blagodarny-za-horoshiy-otvet.html
Шрила Свами Прабхупада рассчитывал на помощь лидеров Гаудия Матхов, рассчитывал на тех, кто мог бы поддержать его учеников после его ухода. Об этом свидетельствуют другие ссылки и цитаты, подтверждающие это.
Есть много положительных писем и утверждений Шрилы Прабхупады о Гаудия Матхе и его духовных братьях, высказанных при различных обстоятельствах. Например, письмо к Брахмананде от 18 ноября 1967 года; к Мандали Бхадре от 28 июля 1969 года; «Ш.-Б.», 4.28.31 комм.; речь Прабхупады на церемонии открытия храма в Маяпуре в 1974 году; письмо к Говинде Махараджу от 29 января 1969 года; письмо к Хришикешу от 31 января 1969 года; письмо к Шриле Нараяне Махараджу от 28 сентября 1966 года (и много других писем к нему с Запада); «Домашние беседы и прогулки» - 730317 RC. MAY; 730317 RC. MAY; 730627 RC. NAV; 730627 RC. NAV; 750707 «Утренняя прогулка»; 770113 RC. Аллахабад и многие другие.
…………………..
6) Данное выражение чувств Шрилы Б.Свами Прабхупады говорит о его действительно близкой дружбе и любви, которую он испытывал по отношению ко Шриле Б.Нараяне Госвами. Понять это можно, обратившись к статье Санкаршаны дас Брахмачари: http://sampradaya.ru/current/article/6610-fragmenty-pisem.html
Стоит также обратиться к книге «Письма из Америки», которая показывает, насколько Шрила Свами Прабхупада был связан со Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем:
http://sampradaya.ru/legacy/book1/bvsp/1987-pisma-iz-ameriki.html
7) Книга «Мой шикша-гуру и дорогой друг»: http://sampradaya.ru/legacy/book1/snm/24-moy-nastavnik-i-dorogoy-drug.html
8) Полный диалог между Шрилой Свами Прабхупадой и Шрилой Нараяной Госвами на русском языке можно прочитать по ссылке: http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvsp_a/5956-poslednyaya-beseda.html Оригинал этой беседы без перевода находится по ссылке: http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/6571-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-1977-g.html
9) Данную книгу можно скачать по ссылке: http://sampradaya.ru/legacy/book1/snm/1152-umestnye-voprosy-sovershennye-otvety.html
10) Книга «Едины во взглядах, едины душой»: http://sampradaya.ru/current/book/8364-ediny-vo-vzglyadah-ediny-dushoy.html
11) Скачать книгу можно по ссылке: http://sampradaya.ru/legacy/book1/snm/19-gaura-vani-pracharine.html
Позитивная оценка Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа
известными учениками Шрилы Бхактиведанты Свами
Когда Пуджьяпада Бхакти Тиртху Махараджа («Духовный воин») в последние годы его пребывания на планете спросили о Шриле Б.Нараяне Махарадже, он ответил следующее в своём письме:
«Вопрос ученика: Является ли Шрила Нараяна Махарадж возвышенным вайшнавом?
Ответ: Несомненно, и также Шрила (Бхакти Ракшак) Шридхара Свами, Шрила Гоур Говинда Махарадж, Шриман Джаянанда дас, Шримати Хладини даси, а также многие другие преданные, которые ещё не покинули нас…
… я подчёркиваю, что не нужно оскорблять Шрилу Нараяну Махараджа. Я принимаю, что он возвышенная душа».
***
Сатсварупа дас Госвами Махарадж также свидетельствовал о высоком положении Шрилы Нараяны Махараджа. В конце 80-х - начале 90-х годов Сатсварупа Махарадж достаточно близко общался со Шрилой Нараяной Махараджем. Он написал много воспоминаний о том времени, когда Ш.Б.Нараяна Махарадж жил у него дома во Вриндаване. Эти воспоминания он опубликовал в одном вриндаванском журнале ИСККОН «Vrindavana Journal». Эта работа известна как «Со мной жил садху...»(12). Приведём несколько цитат из этой книги:
«Нараяна Махарадж раздаёт нам нектар, хотя мы к этому не готовы. Но мы всё равно принимаем это».
«Это такая неожиданная милость для нас! Я надеюсь, что смогу быть очень внимательным к нему и хорошо ему служить, как подобает служить шикша-гуру».
«У меня в сердце нет ни капли преданности Радхе и Кришне, но если я смогу служить этому другу моего Гурудева, Прабхупады, этому расика-вайшнаву (т.е. уттама-адхикари), и почитать его как следует, то Радха-Кришна и Прабхупада проявят ко мне свою милость».
«Я вместе с другими постараюсь сделать всё, на что я только способен, чтобы ему было у нас удобно».
«Это (присутствие Нараяны Махараджа) милость Прабхупады ко мне. Я хочу правильно воспользоваться такой возможностью. Он так близок – прямо в соседней комнате. Я должен быть осторожным, чтобы не стать слишком фамильярным».
«Благодаря общению с чистым бхагаватой, который свободен от анартх, преданный избавляется от них. Когда Нараяна Махарадж говорил это, я думал, что благодаря общению с ним я мог бы улучшить своё повторение хари-намы, полное анартх. Хоть бы я смог в полной мере воспользоваться его присутствием».
«Он не обычный человек этого мира. И тот факт, что он готов принимать даже такие простые условия в моём доме, делает отношения с ним ещё слаще и доступнее. Я никогда не забуду его сладостную природу расики и его способность объяснять шлоки».
«Я думаю, что его пребывание здесь также поможет мне увидеть, как он для меня представляет Шрилу Прабхупаду. Прабхупада хочет, чтобы я принимал его, как полагается у вайшнавов, и если я буду смиренно слушать его, я смогу лучше писать и давать лекции от имени Прабхупады. И, кроме того, я смогу глубже понять, кто такой Шрила Прабхупада как вечный спутник Господа Чайтаньи и Радха-Кришны».
«Я получаю сейчас достаточно много милости. Беспричинной милости. Спасибо, Шрила Прабхупада, за этот визит Нараяны Махараджа ко мне. Это самое лучшее общение – сидеть вот так, рядом с Нараяной Махараджем, на крыше дома, когда мы оба просто повторяем хари-наму, не разговаривая. Моё повторение было обычным, но я молюсь о том, чтобы Шрила Нараяна Махарадж наделил меня преданностью. Потом мы молча читаем. Спасибо вам, Шрила Прабхупада!»
***
Интересно перенестись к одному событию в храме Гаудия Матха, которое произошло во время лекции Шрилы Б.Нараяны Госвами Махараджа, в Картику 25 ноября 2004г. В Шри Гиридхари Гаудия Матх пришёл один из лидеров ИСККОН – Шрила Бхакти Сварупа Дамодар Махарадж (ученик Ш.Бхактиведанты Свами, занимающий к тому времени пост председателя Джи-Би-Си, ныне уже оставил тело), чтобы посетить Шрилу Нараяну Госвами Махараджа. Он выступил с речью и сказал следующее: «Впервые я познакомился со Шрилой Нараяной Махараджем несколько лет назад, когда он давал нам всем шикшу. Когда ушёл Шрила Прабхупада, Шрила Нараяна Махарадж особенным образом, с большой любовью заботился о нас всех. Мы этого никогда не забудем. …Сейчас произошёл некоторый разлад в нашей вайшнавской семье. Такое иногда случается. Но так не должно быть всегда, мы не должны существовать изолированно друг от друга. Мы должны воссоединиться. Без Шрилы Махараджа мы не сможем благополучно развиваться. Поэтому я хочу попросить благословений у Шрилы Нараяны Махараджа, для того чтобы я мог лучшим образом служить Шриле Прабхупаде».
В связи с этим Шрила Нараяна Махарадж отреагировал на эту речь: «Я всегда думаю и говорю моим преданным о том, что мы все находимся только в одной семье Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Нитьянанды Прабху. Мы должны всегда быть вместе и проповедовать Их миссию по всему миру. Шрипад Бхакти Сварупа Махарадж очень квалифицирован, он не сектант. Он не думает и не говорит: «Они Гаудия Матх, а мы ИСККОН».
Как Пуджьяпад Бхакти Тиртха Махарадж, так и Пуджьяпад Бхакти Сваруп Шридхар Махарадж признаны в ИСККОН святыми. Их имена внесены в книгу «Святые ИСККОН».
...........................................
12) Скачать «Вриндаванский дневник» можно по ссылке: http://sampradaya.ru/current/book/842-vrindavanskiy-dnevnik-satsvarupa-das-gosvami.html
Сотрудничество Шрилы Бхактиведанты Свами с
лидерами Шри Чайтанья Гаудия Матха
Ачарья Шри Чайтанья Гаудия Матха – Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами, находясь под руководством основателя-ачарьи Матха Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Махараджа, также сотрудничал со Шрилой Б.Свами Прабхупадой. Шрила Б.Дайита Мадхава Махарадж приходится духовным братом Шрилы Прабхупады, учеником Шрилы Сарасвати Тхакура. Он так же отсоединился от Матха Бхактисиддханты Сарасвати, как и Шрила Свами Прабхупада. Видя усилия Шрилы Свами Махараджа, и не имея возможности помогать ему проповедью на Западе, Шрила Б.Д.Мадхава Махарадж дал указание своим лучшим ученикам помогать Шриле Прабхупаде в издательской деятельности. Известный ачарья - Шрила Б.В.Тиртха Махарадж активно помогал в редактуре известного всем журнала Шрилы Прабхупады «Назад к Богу» («Back to Godhead»).
Об этом повествует сам Шрила Б.В.Тиртха Махарадж во время Российского тура. Он посетил московских преданных ИСККОН 4 июня 1999 года. В присутствии Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа, ачарья Шри Чайтанья Гаудия Матха, коротко рассказал о своём вкладе в развитии сознания Кришны в ИСККОН(13).
Таким образом, становится ясно, что Шрила Прабхупада был не один в своей войне за души западных преданных, распространяя сознание Кришны.
Исходя из книги «Наш Шрила Прабхупада – друг всем», которую написала преданная из ИСККОН Мулапракрити даси и которую впервые опубликовали в 2004 году, становится понятно, что Шрила Свами Прабхупада был поддерживаем множеством своих друзей из Гаудия Матха. Среди его друзей были его духовные братья, ученики Шрилы Сарасвати Тхакура. Благодаря этой поддержке они вдохновляли Шрилу Прабхупаду и поддерживали его морально(14). Шрила Прабхупада чувствовал свою зависимость от них и порой обращался к ним за помощью. Он понимал, что западные люди хотят осознать его статус и его связь с традицией, без которых его весомость для них была не определённой. Это естественно, поскольку Шрила Прабхупада всегда говорил о том, что истинного духовного учителя можно определить по его связи с вайшнавами и парампарой. Поэтому, Шрила Прабхупада должен был соответствовать идеалу истинного гуру, как ачарья.
В связи с этим, большой интерес вызывает письмо, которое Свами Прабхупада написал своему духовному брату, ачарье «Шри Гаудия-санги» – Шриле Бхакти Саурабхе Бхактисар Махараджу. Шрила Б.С.Бхактисар Махарадж также отошёл от Матха своего духовного учителя и не стал заниматься унижающей душу политикой. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в связи с этим фактом, уважал Ш.Б.С.Бхактисар Махараджа и считал его своим старшим духовным братом. В своём письме обращённом к нему, Шрила Прабхупада писал:
«Мой дорогой Шрипад Сар Махарадж, пожалуйста, примите мои смиренные поклоны к вашим лотосным стопам. Я получил Ваше письмо, датированное 20 февраля 1967 года. Я так благодарен Вам всем за то, что вы вдохновляете меня в моей скромной попытке проповедовать послание Шрилы Прабхупады в этой (Западной) части мира. Я, несомненно, буду успешен, если вы, вайшнавы, благословите меня. Я могу понять Ваши затруднения касательно моей публикационной работы. Я рад узнать, что Ваша деятельность по следованию стопам нашего любимого Госвами Махараджа (вероятно Ш.Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура) протекает положительно.
Кстати, я хотел бы сообщить Вам, что для постоянной визы в этой стране мне требуются некоторые свидетельства из Индии. Не будете ли Вы любезны выслать мне свидетельство на Вашем личном бланке как президента и ачарьи «Гаудия Санги (Regd)» со следующими словами в обязательном порядке?
Формулировка свидетельства: “Настоящим удостоверяем, что Его Святость Триданди Свами А.Ч. Бхактиведанта Свамиджи Махарадж является истинным учеником моего духовного учителя Ом Вишнупады Шри Шримад Бхактисиддханты Госвами Прабхупады. Мы высоко оценили его публикацию «Шримад-Бхагаватам» в нашем «Саджана Тошани Патрика» (ежемесячный журнал) в июне 1963 г. Свами А.Ч. Бхактиведанта был редактором вышеупомянутого журнала, в то время как журнал издавался в Дели. Впоследствии он принял отречённый образ жизни (санньясу) от Его Святейшества Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа, президента и основателя «Гаудия-веданта самити» в 1959 году. Поэтому он является истинным проповедником в цепи ученической последовательности от Господа Чайтаньи, который проповедовал культуру сознания Кришны в Индии приблизительно 481 год назад. Все мы, крёстные братья А.Ч. Бхактиведанты Свами в Индии, очень рады узнать, что он выполняет миссию нашего духовного учителя в странах Запада даже в его преклонном возрасте. Мы желаем ему всех успехов в его великой и благородной миссии.
Подписано ……………………
(Бхакти Саурабха Бхактисар Махараджа)
«Президент и ачарья»(16)
Любезно вышлите это свидетельство обратной почтой в обязательном порядке. Благодарю Вас и ожидаю ответа.
С уважением, Ваш А.Ч. Бхактиведанта Свами.
Как видно из этого письма, успех миссии Шрилы Прабхупады был тесно завязан с милостью его духовных братьев. Тем самым мы избавляемся от мифа, что Шрила Бхактиведанта Свами действовал в одиночку и совершенно независимо. Попытки распространять этот миф, связаны с тенденцией отсечь ИСККОН от сотрудничества с другими Гаудия-вайшнавскими организациями, превращая организацию, созданную Прабхупадой в секту. Причины такой политики вполне ясны.
Нужно помнить, что Шрила Свами Прабхупада был прежде всего воспитанником вайшнавов Гаудия Матха и его членом(17). Он понимал, что связан вечно с миссией своих духовных братьев и поэтому принимал некоторых из них как старших для себя. Следуя по стопам Шрилы Свами Прабхупады, преданным ИСККОН несомненно следует сотрудничать с преданными Гаудия Матха для достижения высоких результатов в практике бхакти. Без анугатьи успех никогда не придёт(18). То же правило справедливо и по отношению к преданным Гаудия Матха. По крайней мере, необходимо прилагать в этом направлении свои силы, чтобы порадовать ачарьев нашей Шри Брахма-Мадхва-Гаудия-Сарасват-вайшнава-сампрадаи.
……………………………..
13) Видео-даршан находится по ссылке: http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvtm_v/2385-shrila-bhakti-vallabha-tirtha-maharadzh-moskva-04061999-g.html
14) Начальные главы этой книги опубликованы по следующим ссылкам
http://sampradaya.ru/current/article/8386-nash-shrila-prabhupada-drug-vsem-chast-pervaya.html
http://sampradaya.ru/current/article/8387-nash-shrila-prabhupada-drug-vsem-chast-pervaya.html
16) День явления и ухода Ш.Б.С.Бхактисар Махараджа всегда празднуется Гаудия-вайшнавами. Материалы о его жизни можно прочитать пройдя по ссылке: https://vk.com/club156216678
Чтобы понять положение Ш.Б.С.Бхактисар Махараджа, предлагаем ознакомиться с его прославлением: http://vigyana-bharati.ru/katkha/4956-proslavlenie-shri-shrimad-bxakti-saurabxi-bxaktisary-gosvami-maxaradzha.html
17) Семинар о Шриле Прабхупаде и его связи с Гаудия Матхом:
Часть 1: http://sampradaya.ru/current/audio/6276-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html
Часть 2: http://sampradaya.ru/current/audio/6277-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html
Часть 3: http://sampradaya.ru/current/audio/6344-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html
Часть 4: http://sampradaya.ru/current/audio/6345-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html
Часть 5: http://sampradaya.ru/current/audio/6351-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html
Часть 6: http://sampradaya.ru/current/audio/6352-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html
Часть 7: http://sampradaya.ru/current/audio/6412-ari-mardan-prabhu-voprosy-i-otvety-2016-g.html
18) Шрила Бхактиведанта Свами об анугатье: http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvsp_a/5065-sledovanie-po-stopam-anugatya.html
Редакция: Ума д.д.